Выставка в манеже 1962 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Никита Хрущев в окружении политических и общественных деятелей на выставке в Манеже

"До", так или иначе, существовало современное искусство. Оно не было официальным, но и не было запрещенным. А вот уже "после" неугодные художники стали подвергаться преследованиям. Одни ушли работать в область дизайна и книжной графики — им просто нужно было хотя бы как-то зарабатывать. Другие стали "тунеядцами", как их определяла тогда официальная система: не будучи членами творческих союзов, эти люди не могли заниматься свободным творчеством. Над каждым нависал дамоклов меч — вполне реальный судебный срок.

Картина Роберта Фалька Обнаженная. Крым, 1916 год

Выставку в Манеже, вернее, ту ее часть, где выставлялись авангардисты, монтировали впопыхах — прямо ночью, накануне открытия 1 декабря. Предложение поучаствовать в официальной экспозиции, приуроченной к 30-летию МОСХа, поступило художнику Элию Белютину неожиданно.

Международный фестиваль современного танца DANCE INVERSION. Национальный балет Марселя

Незадолго до Манежа он выставил работы своих учеников в зале на Таганке. Под его руководством работала полуофициальная студия, которую теперь уже принято называть "белютинской", а ее членов — "белютинцами". Его ученики позже писали, что учеба и занятия у Белютина были "окном в мир современного искусства".

Выставку проводили по итогам летних пленэров, в ней также участвовал и Эрнст Неизвестный, формально не входивший в этот круг, но впоследствии ставший главным фигурантом скандала в Манеже. Неизвестного, а также Владимира Янкилевского, Юло Соостера и Юрия Соболева Белютин пригласил для придания выставке большей весомости.

Эта история с Хрущевым со временем обросла легендами, у многих участников появились свои версии случившегося. Это объяснимо: все происходило настолько стремительно, что времени осмыслить и запомнить детали просто не было.

Считается, что выставку на Таганке посетили иностранные журналисты, которые с удивлением открыли для себя, что авангард в СССР существует и развивается. Якобы сразу же появились фотографии и статьи в западной прессе, даже был снят небольшой фильм. Это вроде бы дошло до Хрущева — и вот на высшем уровне было решено пригласить авангардистов в Манеж.

Есть и другая версия такого поспешного приглашения. Якобы авангардисты в Манеже нужны были академикам для того, чтобы показать главе государства и, что называется, заклеймить неугодное искусство. То есть приглашение в Манеж было провокацией, которую художники просто не распознали.

Художник Эрнст Неизвестный в мастерской

Так или иначе, Белютину позвонил секретарь ЦК Леонид Ильичев. Будучи сам страстным коллекционером искусства, причем не всегда официального, он уговаривал его показать работы своих студийцев. Белютин вроде бы отказывался. Но потом, чуть ли не ночью, в студию приехали сотрудники ЦК, запаковали работы и увезли их в выставочный зал. Ночью же делали развеску — авангардистам отвели три небольших зала на втором этаже Манежа. Делали все быстро, некоторые работы так и не успели повесить. И, что показательно, полного и точного списка работ, которые тогда были выставлены, так и нет.

Хрущева художники ждали с нетерпением. Леонид Рабичев, участник печально известной выставки, вспоминал, что кто-то даже предложил поставить в середину одного из залов кресло: предположили, что Никиту Сергеевича посадят в центре, а художники будут рассказывать ему о своих работах.

Сначала Хрущева и его свиту повели в залы, где висели картины признанных классиков, в том числе Грекова и Дейнеки. По воспоминаниям очевидцев, "слом" произошел на работах Фалька, которые генсеку были непонятны, а значит, и не нравились. Дальше ситуация стала нарастать, как снежный ком.

Эрнст Неизвестный потом говорил, что, ожидая генсека на третьем этаже, он и его коллеги уже слышали "вопли главы государства". Владимир Янкилевский позже писал о том, что, когда Хрущев стал подниматься по лестнице, то все художники начали "вежливо аплодировать, на что Хрущев грубо нас оборвал: "Хватит хлопать, идите, показывайте вашу мазню!"

Художник Борис Жутовский

Под горячую руку попал Эрнст Неизвестный. "Хрущев со всей мощью обрушился на меня", — вспоминал позже скульптор. — Он кричал как резаный, что я проедаю народные деньги". Не понравились генсеку и работы художника Бориса Жутовского, раздражение вызвало полотно Леонида Рабичева.

"Арестовать их! Уничтожить! Расстрелять!" — цитировал Рабичев слова Хрущева. "Происходило то, что невозможно описать словами", — резюмировал художник.

Все присутствовавшие, по свидетельствам очевидцев, находились в состоянии шока. Даже выйдя из Манежа, никто не уходил — все стояли и ждали немедленных арестов. В состоянии страха жили и последующие дни, однако арестов не было, формально никаких репрессивных мер не применяли. Это, как считают многие, и было главным достижением и завоеванием хрущевского правления.

Несколько лет спустя художник Жутовский посещал Хрущева у того на даче — бывший генсек был уже отстранен от власти и вел спокойный и размеренный образ жизни. Жутовский говорил, что Хрущев вроде бы даже извинился и сказал, что "его накрутили". А Эрнст Неизвестный позже сделал знаменитый черно-белый надгробный памятник Хрущеву. Данный факт сам скульптор называл самым невероятным итогом этого скандала.


Хрущёв на выставке авангардистов — знаменитое посещение Хрущевым выставки в Манеже, состоявшееся 1 декабря 1962 года, на которой он устроил разнос художникам-авангардистам.

Содержание

Ход посещения [ ]

Экспозиция "Новая реальность", организованная Э.Белютиным, была частью большой выставки в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников.

Хрущева сопровождали Суслов, Шелепин и Павлов.

Прежде чем начать задавать вопросы художникам, Хрущев обошел зал три раза. Затем он спрашивал каждого: "Кто твой отец?", то есть выяснял классовое происхождение. Суслов помогал Хрущеву обратить внимание на некоторые детали картин, после чего Хрущев начинал кипятиться и возмущаться. Особенно досталось художникам Ю.Соостеру, В.Янкилевскому и Б.Жутовскому.

По окончании просмотра живописной экспозиции Хрущев заявил: "Я как Председатель Совета Министров заявляю, что советскому народу все это не нужно".

Взрыв вызвал просмотр скульптурных работ Эрнста Неизвестного.

Реплики Хрущева на выставке [ ]

  • Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то!
  • Что это за безобразие, что за уроды? Где автор?
  • Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше рисует.
  • Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть? Кто автор?
  • Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство. Где тут зубцы на стенах -- почему их не видно?
  • Вот я помню, мы посетили Дрезденскую галерею. Нам показали картину -- вот так были написаны руки, что даже в лупу мазков не различишь. А вы тоже так не умеете!
  • Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю!
  • И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати поклонников этого выкорчевать!

Фотографии [ ]

Последствия [ ]

В результате событий на выставке в печати была развернута кампания против формализма и абстракционизма.

Никита Хрущев на выставке авангардистов в Москве, 1962 год. | Фото: img-fotki.yandex.ru/


1 декабря 1962 года к 30-летию московского отделения Союза художников СССР состоялась выставка, которую посетил сам Никита Сергеевич Хрущев. В экспозиции были представлены работы художников-авангардистов. Первый председатель ЦК КПСС трижды обошел зал, а потом подверг картины жесткой критике. После этой выставки в Советском Союзе надолго забыли, что такое абстрактное искусство.

Абстрактные фигуры И. Л. Табенкина. | Фото: s14.stc.m.kpcdn.net.

Кремль в изображении художника-авангардиста. | Фото: liveinternet.ru.

Творчество советских авангардистов. | Фото: liveinternet.ru.

Положение авангардистов в СССР улучшилось только через 12 лет. Да и то, без борьбы не обошлось. 15 сентября 1974 года художники, несмотря на официальный запрет властей, организовали выставку своих работ на пустыре. Среди зрителей находились их друзья, родственники и представители отечественной и заграничной прессы.

Как только картины были установлены, тут же появились рабочие с саженцами, которые нужно было обязательно посадить в воскресный день. Выставка продлилась не более получаса, как на пустырь приехали бульдозеры, поливальные машины и сотрудники милиции. На людей направили струи воды, картины ломали, художников били и увозили в участки.

После этих статей советское правительство вынуждено было пойти на уступки, и спустя две недели авангардисты организовали официальную выставку своих картин в Измайлово.

Выставка картин советских художников-авангардистов. | Фото: calvertjournal.com.

Имя французского художника-авангардиста Пьера Брассо, выставившего свои работы в 1964 году, было связано с курьезом. Его картины возымели большой успех, но, как выяснилось позже, полотна писал не мужчина, а обезьяна.

Бельмо на глазу

Сегодня некоторые искусствоведы считают, что устроенный Хрущевым разгром в Манеже был специально спланирован. Началось все с того, что в 1954 году художник, педагог и теоретик искусства Элий Белютин арендовал в Доме учителя на Таганке по улице Большой Коммунистической (сегодня улица Александра Солженицына), дом 9, один из залов. Белютин стал вести занятия по повышению квалификации для художников-иллюстраторов книг и графиков.

Элий Михайлович был человеком очень талантливым и увлеченным. Он являлся автором нескольких книг и учебников по изобразительному искусству, его работы имели международное признание, но главное - Белютин владел секретами техник разных художников, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая мастерами русского авангарда. Более того, в те времена у него уже были несколько зарубежных персональных выставок, а его работы вошли в постоянную экспозицию одной из французских галерей.

Элий Белютин. wikimedia

Элий Белютин. wikimedia

Ваше место – в буфете

Собственно, сама выставка в Манеже, посвященная 30-летию Московского отделения союза художников, была открыта еще в середине ноября. Все было чинно и скучно. А 20 ноября на занятие в студию Белютина пришел Эрнст Неизвестный, который восхитился работами студии и предложил профессору и ученикам принять участие в росписи стен физико-технического института (МФТИ), где должны были быть установлены работы скульптора.

Картина маслом

На самом деле отказаться от настойчивого предложения ЦК КПСС было невозможно. В одну ночь по квартирам художников были собраны картины, перевезены в Манеж, скомпонованы и развешены по стенам. Работа студийцев сопровождалась постоянным присутствием кого-то из чиновников, которые приезжали проследить за подготовкой.


wikimedia

Серый кардинал Михаил Суслов. wikimedia

Серый кардинал Михаил Суслов. wikimedia

Кому выгодно?

Также существует версия, что разгром в Манеже произошел по политическим соображениям: вождю требовалась публичная выволочка, чтобы показать загнивающему Западу, какого идеологического курса придерживается СССР.

Совсем новая реальность

Элий Белютин уехал из Москвы в подмосковное Абрамцево, где на своем дачном участке построил мастерскую и продолжил заниматься с молодыми художниками. Работы профессора выставлялись во Франции, Италии, Германии, США, Бельгии, Великобритании. Элий Михайлович скончался в 2012-м на 87 году жизни.

Памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище, созданный Эрнстом Неизвестным. wikimedia

Памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище, созданный Эрнстом Неизвестным. wikimedia

Читайте также: