Мир чиновников в повести шинель кратко

Обновлено: 05.07.2024

“Шинелью” Н. В. Гоголь завершил цикл “Петербургских повестей”. Эта произведение стало итоговым в размышлениях автора над проблемами чиновничье-бюрократического Петербурга. В “Шинели” писатель продолжает тему маленького человека, но наполняет произведение глубоким социальным и гуманистическим смыслом.

Судьба мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина выглядит историей гибели ограниченного человека под властью обстоятельств.

Бюрократизм доводит “вечного титулярного советника” до полнейшего отупления.

Смысл его существования заключен в переписи казенных документов. Он исполнителен, старателен, но ничего иного ему не дано.

В его жизни нет даже мелких человеческих радостей, да и сослуживцы постоянно подтрунивают над незаметным и тихим сотрудником.

Башмачкин безынициативен и полностью лишен самостоятельности, он словно бездушная пишущая машинка. И все-таки у него появляется мечта – сшить новую шинель. Эта идея становится для Акакия “идеальной целью” и полностью захватывает его.

Он голодал, не жег по вечерам свечи – все ради скорейшего накопления денег и исполнения своей мечты. Печальным

юмором звучат гоголевские слова о том, что грезящий обновкой Башмачкин “сделался как-то живее, даже тверже характером…”

В приземленных мечтаниях чиновника выражена огромная социальная ущемленность. При этом способность к переживанию чего-то идеального в герое все же остается. Человеческие потребности неистребимы даже при жесточайшем социальном унижении – именно в этом заключен гуманизм “Шинели”.

Автор показывает, что даже в душе забитого и беспомощного человека теплится протест против рабского положения.

Важное место в повествовании Гоголь уделил “значительному лицу”. В его образе как бы обобщена вся бюрократическая машина. При этом высокий чин тоже в некоторой степени жертва.

Автор замечает, что тот был “в душе добрый”, недурной и “неглупый” человек, однако “генеральский чин совершенно сбил его с толку”. Все хорошее и доброе растворилось под солидным генеральским мундиром. Исчезла душа, остался лишь чин, форма без содержания.

А причина духовного оскудения “значительного лица” лежит все в той же бездушной бюрократической системе, безжалостно уродующей любого оказавшегося в ней человека.

В этом произведении автор жестоко порицает власть, а именно чиновничество на примере истории из жизни Башмачкина. Главный герой занимает низкую должность, плохо зарабатывает, поэтому подвергается насмешкам своих коллег, которые находятся выше по статусу:

«Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия…

Эти люди уважают только равных себе, да начальников, которые дают им заплату. Они не понимают чувств Акакия Акакиевича, потому что живут в довольстве: много и вкусно едят, устраивают званые вечера, ходят в театры, покупают дорогую одежду и даже не подозревают, что люди гибнут от холодной зимы, потому что у них нет денег на одежду. Чиновники лицемерны: когда Башмачкин покупает новую шинель, на него тут же обращают внимание, общаются с ним и просят устроить праздник в честь покупки. Но на самом деле им важен не человек, а одёжка, на которую можно полюбоваться, которую можно обсудить:

Его уже заметили, приняли с криком, и все пошли тот же час в переднюю и вновь осмотрели его шинель… Потом, разумеется, все бросили и его и шинель и обратились, как водится, к столам, назначенным для виста.

После того, как у главного героя украли шинель, он пошёл к значительному лицу — чиновнику, который не только ему не помог, но и накричал, просто потому что имел власть. От расстройства и прогулок без надлежащей одежды Акакий Акакиевич умер.

Конечно, нельзя обобщать и говорить, что все чиновники плохие. В произведении были люди, которые сочувствовали Башмачкину и, как могли, пытались помочь. Один директор предлагал главному герою повышение, но тот отказался из-за неуверенности в себе. Один чиновник устроил вечер в честь покупки шинели, тем самым спас Акакия Акакиевича, у которого не было на это денег. Знал ли об этом чиновник или нет — остаётся загадкой. Один из коллег после кражи посоветовал идти не к квартальному, а сразу к значительному лицу, потому что так дело быстрее пойдёт. Да даже значительный господин, который накричал на Башмачкина, потом чувствовал вину за то, что даже не услышал просьбу бедного человека.

Автор: Елена Леонтьева

Автор: Самый Зелёный · Published 20.06.2021

Сочинение: Поэты-шестидесятники в СССР

Автор: Самый Зелёный · Published 01.09.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 25.02.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Герой постоянно попадается на какие-то неудачи и неприятности. Из-за этого сослуживцы, высокопоставленные чиновники, начинают его высмеивать и считать простофилей. В обществе таких людей не встретишь, как Башмачкин. Они привыкли окружать себя только кругом с высокими чинами. Именно на этих героях Гоголь делает акцент о том, какими бессердечными и черствыми бывают характеры у этих персонажей. Они издеваются и подшучивают над Акакием Акакиевичем, не испытывая ни грамма сочувствия.

После всех насмешек над собой, Башмачкин хочет обновить свою шинель. Для исполнения своего замысла ему нужно накопить определённую сумму. Он начинает экономить на всем, и вскоре ему удаётся приобрести новую обновку. Сразу же герой отправляется на бал со своей новой шинелью. Все чиновники замечают новую вещь у Акакия Акакиевича и начинают оказывать ему все внимание. Но, как только шинель пропала у героя, он пошёл разбираться с жалобой к генералу. Но тот даже не стал вслушиваться в его проблему и послал возвращаться обратно.

Название: Шинель
Автор:
Год написания: 1839-1841
Год издания:
Жанр: Повесть
Направление: Фантастический реализм


Место и время действия

Очень краткий пересказ

Мелкий петербургский чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин жил в бедном районе Петербурга и служил в одном департаменте. Работа заключалась в переписывании бумаг, ничего более значительного ему не поручали. Он искренне любил свою работу, хотя в глазах общественности она считалась никчемной, платили очень мало. Окружающие чувствовали своё превосходство над Акакием, над ним часто подшучивали коллеги, а он чаще всего не обращал внимания на их издёвки и колкости или переносил с кротостью.

Однажды зимой, в холода, Акакий понимает, что его старая шинель совсем прохудилась. Так в жизни Акакия появляется цель — накопить денег и пошить себе новую. Сумма, которую запросил портной, для него неподъемная. За всю жизнь он сумел скопить лишь половину. Акакий Акакиевич отказывает себе во всём ради шинели, его и без того скудная и бедная жизнь становится ещё скуднее и беднее.

Новая шинель становится для него целью всей жизни. И он обзаводится, наконец, обновкой, удостаивается похвалы и комплиментов от коллег, чувствует расположение с их стороны, чего раньше не было. Один из чиновников приглашает его в гости на именины.

Возвращаясь с праздника домой, Акакий становится жертвой нападения и лишается самого ценного — шинели. В надежде вернуть украденную вещь он обращается к частному приставу, но, вместо сочувствия и помощи, встречает лишь равнодушие и недоверие.

Явившись на работу в старой шинели, Акакий вновь встречает насмешки отдельных чиновников, но прочие сослуживцы, узнав об утрате, посочувствовали Башмачкину.

Характеристика героев

Персонажей в произведении немного, повествование выстроено вокруг образа и истории жизни главного героя — Акакия Акакиевича Башмачкина.

Акакий Акакиевич Башмачкин

Акакий Акакиевич Башмачкин

Акакий занимает низкое положение в чиновничьей среде, его роль на службе крайне незначительна. Он занимается переписыванием бумаг и на большее не претендует, не уважаем коллегами. Акакий робок, нерешителен, до крайности скромен и слабохарактерен.

Одно значительное лицо

Одно значительное лицо

Георгий Петрович

Георгий Петрович

Григорий Петрович — знакомый портной Акакия Акакиевича, пьяница. Петрович вышел из крепостных, шьет одежду на заказ. К нему Акакий обращается за новой шинелью. Персонаж добросовестно и качественно делает своё дело, но имеет обыкновение назначать очень высокую цену за работу, когда находится в трезвом состоянии.

Родители

Чиновники

Чиновники: собирательный образ в повести

Чиновники — коллективное действующее лицо, служащая масса, из которой выхвачены отдельные персонажи, двигающие сюжет. Один из коллег Акакия приглашает его на праздник, второй дает совет обратиться к значительному лицу. Чиновники живут и служат согласно правилам. Акакий вызывает у них презрение и в то же время жалость.

Квартирная хозяйка

Квартирная хозяйка — старая женщина, у которой живет Акакий Акакиевич, проявляет некоторую заботу о нём.

Во время крещения младенец заплакал и сделал гримасу, как будто уже тогда знал, что когда вырастет, будет работать на мелкой чиновничьей должности.

Акакий Акакиевич на службе.

За своей внешностью Акакий Акакиевич не следил, ходил в старой потрепанной шинели, которую сослуживцы издевательски называли капот. Он вообще ничего внешнего не замечал.

Капот — многозначное слово, в XIX веке использовалось применительно к разным предметам гардероба, так называли и женское платье и домашний халат. В данном случае, скорее всего, имеется в виду бесформенное пальто без перехвата талии.

Лишь когда начались морозы, титулярный советник заметил, что его одежа совсем прохудилась. За ремонтом он обратился к портному Григорию Петровичу. Тот постановил, что капот ремонту не подлежит и поставил героя перед необходимостью пошить новую шинель, которая обойдётся в полтораста рублей. Для Акакия Акакиевича это неподъемная сумма. Портной становился сговорчивее, находясь в нетрезвом состоянии. Зная эту особенность Григория, Башмачкин заявляется к нему, когда тот был навеселе, и ему удается сторговаться на 80 рублей.

Акакий Акакиевич мечтает о новой шинели.

В наличие у Акакия Акакиевича была лишь половина этой суммы – 40 рублей, он имел привычку откладывать грош с каждой получки. Чтобы скопить ещё половину, Башмачкин начинает сильно экономить, даже халат дома надевает на голое тело, чтобы нижнее бельё не снашивалось. Немногочисленные бытовые радости, такие как вечерний чай, он исключает из своей жизни, задавшись целью заказать шинель.

Акакий Акакиевич приобрел обновку.

Купили сукна очень хорошего – и немудрено, потому что об этом думали еще за полгода прежде и редкий месяц не заходили в лавки применяться к ценам; зато сам Петрович сказал, что лучше сукна и не бывает. На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцовитей. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо ее выбрали кошку, лучшую, какая только нашлась в лавке, кошку, которую издали можно было всегда принять за куницу.

Приобретение обновки стало самым значительным днём в жизни Акакия Акакиевича. В новой шинели он отправляется на службу, обращая на себя внимание коллег и получая комплименты. Впервые в жизни над ним не насмехаются. Сослуживцы считают, что покупку шинели нужно отметить, но у Акакия нет денег, чтобы закатить банкет. Все средства были брошены на пошив обновки. На счастье, ситуацию спасает чиновник, который празднует именины и зовет всех к себе в гости. В числе приглашенных, на удивление, оказывается и Башмачкин.

С появлением у героя новой шинели отношение к нему со стороны коллег меняется. В гостях он чувствует себя непривычно, позволяет себе расслабиться и выпить шампанского, пребывает в хорошем расположении духа, но надолго в гостях не задерживается, уходит раньше остальных. По пути домой он даже обращает внимание на проходившую мимо женщину. Казалось бы, жизнь Акакия в этот вечер заиграла новыми красками, но всё вновь меняется в одно мгновение.

Акакий Акакиевич ограблен.

Озябший и лишившийся шинели, он обращается к за помощью к приставу, но тот не проявляет ни малейшего участия к беде героя, не стремится помочь. А вместо этого пристает к Акакию с расспросами, интересуется, почему в столь поздний час чиновник оказался на улице и не посещал ли каких-то непристойных заведений. Искать грабителей он даже и не собирается. Акакий возвращается домой ни с чем, так и не поняв, станет ли кто-нибудь заниматься поиском столь ценной для него шинели.

Весь следующий день впервые в жизни он не был в присутствии, а потом явился-таки на службу, надев свой старый капот. Нашлись такие чиновники, что, узнав о происшествии, не упустили случая посмеяться над Башмачкиным. Многих же сослуживцев рассказ о краже шинели тронул, они решили скинуться, чтоб помочь бедняге, но сумма получилась бездельная, так как недавно чиновники сильно потратились. Начальник настоятельно рекомендовал им купить книгу, которую написал его приятель.

Один из коллег решает помочь Акакию советом и рассказывает Башмачкину, что обращаться к квартальному по вопросам поиска шинели не стоит, так как полиция, даже если найдет вещь, оставит её у себя, а чтобы шинель вернули, Акакию Акакиевичу нужно будет ещё доказать, что именно он её законный владелец.

Квартальный — полицейская должность в Российской империи

Влиятельный человек рассердился, что его беспокоят по таким пустякам.

Акакий Акакиевич бредил, ему являлись видения, все его беспорядочные слова и мысли крутились вокруг одной и той же шинели. Наконец Акакий Акакиевич испустил дух. Башмачкина тихо похоронили. Его смерть осталась почти незамеченной.

На службе о смерти Акакия узнали лишь через несколько дней после его похорон.

Вскоре по городу поползли слухи, будто у Калинкина моста ночью появляется призрак в чиновничьей форме, он срывает с людей шинели и другие предметы гардероба, тулупы, шубы. Один из департаментских служащих опознал в нём Акакия Акакиевича, однако вид мертвеца внушил ему неподдельный страх, и он убежал. Полиция задалась целью во что бы то ни стало изловить мертвеца. Однажды будочник одного из кварталов в чуть было не схватил его, позвал подмогу, а сам полез за табаком. Мертвец чихнул, забрызгав все глаза поймавшим его людям. Когда те очнулись – мертвеца след простыл.

Будочник — низшая должность полицейского, стоящего на карауле или в охране

Нападения прекратились. Видимо, генеральская шинель удовлетворила призрак. По Петербургу, однако, продолжали ходить слухи, что в отдаленных частях города появляется мертвец, правда выглядел он уже совсем иначе.

История создания

Анекдотом в те времена называли рассказ о забавном, чем-то примечательном случае, который произошёл в реальности

Анекдот, во многом совпадающий с сюжетом повести, заключался в следующем:

Анекдот навеял на Гоголя грусть, в нём литератор услышал не забавный случай о рассеянном охотнике-недотепе, а трагедию маленького человека.

Известно три редакции повести. Примечательно, что в разных вариантах главных герой носит одно и то же имя – Акакий Акакиевич, но разные фамилии. Сначала он был Тишкевич, потом Башмакевич и, наконец, Башмачкин.

Анализ произведения

Ниже рассмотрены содержательные и стилистические особенности произведения.

Жанр и направление

Литературные приёмы

Жанрово-стилистические особенности произведения определяют использованные автором литературные приёмы. Гоголь прибегает к средствам, характерным для произведений комической направленности, — иронии, сатире и даже гротеску. Но текст Гоголя, если и вызывает смех, то это смех сквозь слезы.

Утрата любимой, выстраданной вещи, которая была обретена и потеряна в тот же день, усиливает драматургию произведения. Бедственное положение героя и его столкновение с бесчеловечным миром создают трагическую ситуацию. Сочетание комического и трагического просматривается не только в образе Акакия Акакиевича, но и во всем повествовании, это одна из ярких характерных черт гоголевского текста.

Художественная особенность текста — символика, как явная, так и скрытая.

Композиция

Завязка – поход к портному и появление мечты о новой шинели, сбор денег на её пошив.

Кульминация – обретение обновки, предчувствие изменений и кража шинели.

Концовка – появление призрака на петербургских улицах, встреча со значительным лицом, у которого призрак забирает генеральскую шинель.

Тематика

Маленький человек

Цель и мечта

При этом в реальности, в которой живет Акакий Акакиевич, шинель всё же остается мечтой, этот до крайности приземленный предмет первой необходимости обращен в символ, олицетворяющий стремление к лучшей жизни, предзнаменование изменений в судьбе героя. Надев новую шинель, Акакий получает расположение коллег, чувствует себя смелее и увереннее и даже начинает поглядывать на женщин. Новая шинель – попытка вырваться из однообразного круговорота жизни, который ограничивал бытие Акакия. И эта символическая величина осталась недостижимой, была обретена и быстро утрачена, став главным объектом дум и переживаний — мечтой, которая помаячила на горизонте и исчезла. Надежды на её осуществление рухнули, сделав существование героя бессмысленным.

Проблематика

Нравственная проблематика

Социальная проблематика

Известная социальная проблема нищих и обездоленных, не имеющих возможности вырваться из своей нищеты, неизбежно встает в контексте повести, изображающей маленького человека. Ярко показано социальное расслоение, зависимость человека от его положения в иерархии. Акакий трудится честно и искренне любит свою работу. Но что он имеет взамен, кроме несчастных грошей, предлагаемых в качестве жалования, на которые он даже не может себе позволить нормально одеваться? Да, Башмачкин не стремится к большему, чем новая шинель, но ведь психологию человека определяет, в том числе, и социальная реальность. Невольно задумываешься, а может быть, это общество с его системой, порядками и стереотипами, сделали героя таким, указав на своё место, с которого он не смеет сдвинуться?

Формализм и бюрократизм государственных органов

Изображая бюрократизм в работе государственных и полицейских органов, Гоголь видит корень всех зол в человеческой натуре, склонной к нравственному падению. Состояние общества определятся не государственной властью, а людьми, его составляющими. Человеческая природа не меняется, и проблемы бюрократической системы, существовавшие во времена Гоголя, остаются актуальными до сих пор.

Судьба и справедливость

Именно этот путь был дан Акакию свыше. Потому он был в затруднении, когда ему поручили другую работу. Герой потерял себя, когда стал одержим идеей приобрести новую шинель.

Многие исследователи сравнивают повесть с житием святого Акакия Синайского, который отличался кротостью, незлобием, претерпевал мороз, был молчалив, в роду его был башмачник. Герой Гоголя был почти святым, но однажды святость его дала трещину. Появилось материальное искушение — новая шинель. И не просто для тепла, но и с фасоном. Одни критики видят искусителя в Петровиче, который предстаёт перед читателем в чадном дыму с пугающим ногтем, другие видят его символику в генерале без лица на табакерке, поскольку дьявол безлик. В любом случае нечистый присутствует.

Начались метаморфозы c Акакием Акакиевичем. В глазах его появился блеск, он огляделся вокруг и увидел, чего ранее не замечал. Поглощённый мечтой о шинели, он вдруг сделал ошибку при переписывании, а такого с ним раньше ни при каких условиях не случалось. Девственный герой однажды пустился вдогонку за дамой. Потеряв драгоценную новую шинель, Башмачкин совершенно утратил былой покой и свою высшую радость от работы. Впервые он повысил голос на ближнего.

Теперь, когда вы ознакомились с кратким содержанием повести и ее анализом, мы предлагаем пройти тест по пройденному материалу.

Экранизации

Читайте также: