Высшая юридическая сила это кратко

Обновлено: 04.07.2024

По юридической силе нормативно‑правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Констиуция Российской Федерации, которая является основой действующего законодательства.

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно‑правовой акт, выражающий государственную волю по важным вопросам общественной жизни.

Законы принимаются высшими представительными органами Федерации, ее субъектов и на референдуме. Этим обусловлено верховенство закона, придание ему высшей юридической силы по отношению к нормативным актам других государственных органов. Законы издаются в определенном порядке и для них характерна особая законотворческая процедура.

Исходя из значимости содержащихся в законе норм, они делятся на конституционные и обыкновенные. Для конституционных законов установлена более сложная процедура прохождения и принятия в Федеральном собрании, и на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента. В свою очередь, обыкновенные законы делятся на кодификационные и текущие.

Ни один из законов не должен противоречить Конституции РФ, а также общим принципам международного права и международным договорам, подписанным от имени РФ. По своей правовой природе международные договоры Российской Федерации, строго говоря, не являются ее внутренним законом, однако применяются на ее территории, пользуясь приматом над внутренним законодательством.

Конституция РФ ввиду особого порядка ее принятия и действия также является отдельным правовым актом не законодательной природы. Вопрос о месте Конституции и международных соглашений является спорным и дискуссионным в правовой науке, скорее их стоит рассматривать как отдельные виды источников права.

В России принята следующая классификация законов по юридической силе:

  • законы РФ о принятии поправки к Конституции РФ;
  • федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах;
  • федеральные законы (до 1991 г. — законы РСФСР, с 1991 по 1993 гг.— законы РФ) принимаются по всем остальным вопросам. Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесенным Конституцией к совместным предметам ведения РФ и ее субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

К законодательству субъектов РФ относятся:

  • основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ;
  • законы субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания.

Проекты федеральных законов могут разрабатываться любым органом или лицом (депутаты, члены Совета Федерации), обладающим правом на законодательную инициативу в соответствии со ст. 104 Конституции РФ. Затем проект федерального закона вносится в Государственную думу.

Федеральные законы принимаются Государственной думой большинством голосов от общего числа депутатов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной думой отрицательной позиции Совета Федерации закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Если Президент в течение двух недель подписывает закон, он считается окончательно принятым. Президент может наложить вето на закон, а чтобы преодолеть его, закон в существующей редакции должен быть подержан двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

В название закона включается его регистрационный номер с буквенным индексом ‑ФЗ (‑ФКЗ — для конституционных законов) и дата принятия (подписания президентом). Нумерация законов последовательна, но не является сквозной, а возобновляется с номера 1 каждый год.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Вопросы, предусматривающие принятие федеральных конституционных законов:

  • обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения;
  • ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;
  • режим военного положения;
  • порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;
  • изменение статуса субъекта Российской Федерации;
  • описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации;
  • порядок назначения референдума;
  • порядок деятельности Уполномоченного по правам человека;
  • порядок деятельности Правительства Российской Федерации;
  • установление судебной системы Российской Федерации;
  • полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации и иных федеральных судов;
  • порядок созыва Конституционного собрания.

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального собрания. В соответствии со ст. 108 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в соответствии с законами, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования или установления первичных норм.

Подзаконные акты также могут быть подразделены на виды по юридической силе:

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками: принимаютсятолько законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке; обладаютвысшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон; регулируют наиболее важные, основополагающие отношения. Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения.
Признаки закона: 1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом 2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ,3. В идеале закон выражает волю и интересы народа 4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить. 5. Регулирует важные ключевые общественные отношения. Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

Виды законов классифицируются:
По юридической силе: 1.Конституция РФ 2.Федеральный Конституционный закон 3.Федеральный закон 4.Закон субъектов РФ.

По субъектам законотворчества: -принятые в результате референдума -принятые законодательным органом

По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.

По сроку действия: постоянные законы, временные законы

По характеру: текущие, чрезвычайные

По сферам действия: общефедеральные, региональные

По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические

По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК)

По значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные

По объему регулирования: общие и специальные.

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками: принимаютсятолько законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке; обладаютвысшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон; регулируют наиболее важные, основополагающие отношения. Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения.
Признаки закона: 1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом 2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ,3. В идеале закон выражает волю и интересы народа 4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить. 5. Регулирует важные ключевые общественные отношения. Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.




Виды законов классифицируются:
По юридической силе: 1.Конституция РФ 2.Федеральный Конституционный закон 3.Федеральный закон 4.Закон субъектов РФ.

По субъектам законотворчества: -принятые в результате референдума -принятые законодательным органом

По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.

Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый на основании и во исполнение Конституции России в определённом процедурном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Наивысшей юридической силой обладает только основной закон России — Конституция Российской Федерации. Ни один закон или подзаконный акт не может ей противоречить. В части, противоречащей Конституции Российской Федерации, ни один закон или подзаконный акт действовать не будет, а будет действовать Конституция Российской Федерации.

Помимо конституционных и обыкновенных законы можно классифицировать на федеральные и законы субъектов Российской Федерации .
Федеральный закон обязателен к исполнению на всей территории России. Он принимается законодательной властью РФ и не может противоречить Конституции.
Одним из наисущественнейших федеральных нормативно-правовых актов является кодекс .

Кодекс (лат. codex — книга, пень) — единый закон, объединяющий и систематизирующий нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Сейчас в России действуют \(19\) кодексов, регулирующих отрасли права. Наиболее часто применяемые кодексы — кодексы профилирующих отраслей права.
Законы субъектов РФ принимаются законодательной властью этих субъектов, действуют только на территории этих субъектов и не могут противоречить не только Конституции РФ, но и Конституции соответствующего субъекта Российской Федерации, а также Федеральному закону России. Так проявляется иерархия нормативно-правовых актов.

Иерархия нормативно-правовых актов (иерархия права) — это классификация источников права по их юридической силе и месту в общей системе права.

Подзаконные акты являются наиболее существенной массой права, принимаются на основании и во исполнение законов.

Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие закона, обладающий меньшей юридической силой.

  1. указы Президента, которые не могут противоречить Конституции и федеральным законам.
  2. Постановления и распоряжения правительства, которые не могут противоречить не только Конституции РФ и законам РФ, но и указам Президента. В противном случае Президент имеет право отменить постановление или распоряжение Правительства.
  3. Приказы, инструкции, распоряжения и иные нормативные акты министерств и ведомств. Эти источники права не могут противоречить всем вышеперечисленным нормативно-правовым актам.
  4. Распоряжения и решения местных органов власти являются локальными, то есть действуют только в границах власти этих органов. Разумеется, они не могут противоречить всем вышеперечисленным источникам права.

Президент издаёт не только указы, но и распоряжения. Распоряжения Президента не содержат норм права и к источникам права не относятся.

Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории.

Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования. По степени применимости акты делятся на законы и подзаконные акты, юридическая сила которых ниже. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу.

Вступление в силу

Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Международные договоры вступают в силу после ратификации. Согласно статье 125, Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Приговор суда вступает в силу в день вынесения кассационного определения либо по истечении срока на его кассационное обжалование, если он не был обжалован. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Утрата силы

Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу. Кроме того, утрачивают силу законы и другие акты по решению органов, их издавших.

Некоторые документы (в особенности международные соглашения) остаются в силе на протяжении ограниченного срока и по окончании этого срока теряют силу.

Обратная сила

Обратная сила — это применимость закона к событиям, произошедшим до вступления закона в силу. Статья 54 Конституции РФ указывает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Согласно статье 57, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

    статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Правотворчество
  • Теория государства и права

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Юридическая сила" в других словарях:

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА — категория, связанная с положением нормативно правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений. Ю. с. закона или любого иного нормативно правового акта определяется положением органа … Энциклопедический словарь конституционного права

юридическая сила документа — Свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. [ГОСТ Р 51141 98] юридическая сила документа Свойство официального документа, сообщаемое ему… … Справочник технического переводчика

Юридическая сила документа — (legal force of a document) свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления … Экономико-математический словарь

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ДОКУМЕНТА — свойство документа, в соответствии с федеральным законодательством позволяющее использовать документ отдельно или в сочетании с другими документами для совершения юридически значимых действий … Юридическая энциклопедия

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА — обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед другими актами или подчиненность им. Ю.с.з. определяется положением органа, их издавшего, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и характером… … Энциклопедия юриста

Юридическая сила документа в ГАС "Выборы" — 14) юридическая сила документа свойство документа в ГАС Выборы , в соответствии с федеральным законодательством позволяющее использовать документ отдельно или в сочетании с другими документами для совершения юридически значимых действий. … … Официальная терминология

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА — в соответствии со ст. 1 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь под юридической силой нормативного правового акта понимается характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его… … Юридический словарь современного гражданского права

юридическая сила документа — 25 юридическая сила документа: Свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления Источник: ГОСТ Р 51141 98: Делопроизводство и архивное дело.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читайте также: