Вольфганг амадей моцарт идеи просвещения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТВОРЧЕСТВО В.А. МОЦАРТА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА

Ким Татьяна Дмитриевна,

преподаватель ГККП «ДМШ

Обращение к творческому наследию Моцарта уже в силу его художественного совершенства является актуальным как для музыканта-исполнителя, так и для исследователя. Несмотря на художественно-эстетическую самодостаточность, творчество Моцарта немыслимо в отрыве от его времени. Не случайно т ворчество композитора называют музыкальной энциклопедией эпохи Просвещения.

Эпоха классицизма как художественное направление в искусстве и литературе охватывает XVII – начала XIX вв. Она во многом противостояла искусству барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы.

Появился классицизм во Франции. В формировании и развитии этого стиля можно выделить два этапа: XVII век - первый этап. Для этого периода непревзойденными образцами художественного творчества были произведения античного искусства, где идеалом являлся порядок, разумность, гармония. В своих произведениях они добивались красоты и истины, ясности, стройности, законченности построения.

XVIII век - второй этап. В историю европейской культуры он вошел как эпоха Просвещения или Век Разума. Человек придавал большое значение знаниям и верил в способность объяснить мир. Главным героем является личность, готовая на героические поступки, подчиняя свои интересы – общим, душевные порывы – голосу разума. Его отличает нравственная стойкость, мужество, правдивость, верность долгу. Рациональная эстетика классицизма нашла отражение во всех видах искусства.

Проявляясь в разных сферах духовной жизни классицизм, имел свои особенности. Архитектуре этого периода свойственна упорядоченность, функциональность, соразмерность частей, тяготение к уравновешенности и симметрии, ясность замыслов и построений, строгая организованность. С этой точки зрения символом классицизма служит геометрическая планировка королевского парка в Версале, где деревья, кустарники, скульптуры и фонтаны располагались по законам симметрии. Эталоном русской строгой классики стал Таврический дворец, возведенный И. Старовым.

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов. Это работы художников Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж. Давида.

Важным моментом этого периода было создание различных академий: наук, живописи, скульптуры, архитектуры, надписей, музыки и танца.

Классицизм в музыке отличался от классицизма смежных видов искусств. Б есспорным является то, что в середине XVIII века классицизм был распространён практически повсеместно. Но р асцвет музыкального классицизма начался во второй половине XVIII века в Вене. Австрия в то время была могущественной империей. Многонациональность страны сказалась и на художественной культуре. К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы[15]. Высшим выражением классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, которые работали в Вене и образовали направление в музыкальной культуре – венскую классическую школу.

Содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения. В эпоху классицизма сформировались и достигли совершенства такие жанры как опера, симфония, соната, концерт.

Гайдна называют основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного симфонического оркестра и отцом симфонии. Он установил законы классической симфонии: придал ей стройный, законченный вид, определил порядок их расположения, который сохранился в основных чертах до наших дней. Классическая симфония имеет четырехзначный цикл, в ней найдена идеальная форма, способная вместить очень глубокое содержание.

В творчестве Гайдна устанавливается и тип классической трехчастной сонаты. Произведениям композитора присущи красота, порядок, тонкая и благородная простота. Его музыка очень светлая, легкая, в основном мажорная, полна бодрости, чудесной земной радости и неисчерпаемого юмора.

Искусство Гайдна оказало громадное воздействие на формирование симфонического и камерного стиля Моцарта. Вольфганг Амадей Моцарт -о дин из самых популярных классических композиторов, самый молодой член Болонской филармонической академии (с 1770 года) за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры (1770 г.). В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них огромного успеха. Многие из его сочинений по праву признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.

По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации, прекрасно играл на скрипке и органе, а его первенство как клавесиниста не мог оспаривать никто. Он был самым популярным, самым признанным, самым любимым музыкантом Вены. Биография Моцарта, в особенности его образ жизни и обстоятельства его ранней смерти , была предметом многочисленных спекуляций и споров, которые в свою очередь дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов.

Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Одним из достижений венских классиков явилось формирование многочастной сонатно-симфонической формы (4-частный цикл), до сих пор являющейся основой многих инструментальных сочинений нашей современности.

В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор – это основа современных произведений.

Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях. 1. Сонатная форма. Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра. Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии. Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела: первый раздел – экспозиция (проведение основных тем), второй – разработка (развитие и сопоставление тем) и третий – реприза (видоизменённое повторение экспозиции, в котором обычно происходит тональное сближение ранее противопоставляемых друг другу тем). Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.

Сонатно-симфонический цикл. По строению, логике следования

частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл. Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:

I – быстрая активная часть в традиционной для неё форме сонатного allegro; II – медленная часть (форма её, как правило, строго не регламентирована – здесь возможны и вариации, и трёхчастная сложная или простая формы, и рондо-сонаты, и медленная сонатная форма);

III – менуэт (иногда скерцо), так называемая жанровая часть – по форме почти всегда сложная трёхчастная;

IV – финальная и итоговая быстрая часть, для которой тоже нередко выбирали сонатную форму, иногда форму рондо или рондо-сонаты.

Концерт. Название концерта, как жанра, произошло от латинского

Струнный квартет. Состав струнного квартета обычно включает две

Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм, кроме того, является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика).

Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, концерт, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации.

В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нём нашли развитие качества новых для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. В динамическом равновесии и единстве находятся в его творчестве такие категории, как возвышенное и повседневное, трагическое и комическое, величественное и изысканно-грациозное, вечное и бренное, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта.

В музыке Моцарта органично претворён творческий опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Среди них итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э. Бахи.

Моцарт ориентировался на созданную эпохой классицизма систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их творческому переосмыслению, привнося новую трактовку.

Симфонизм как высший тип музыкального мышления в творчестве Моцарта утверждает каноны эпохи классического стиля. Однако в целом весь его творческий путь прошел эволюцию от рококо (в основном, в детских сочинениях), затем через венский классицизм до предпосылок к раннему романтизму.

Рогожникова С.В. Моцарт в зеркале времени: текст в тексте к проблеме интерпретации "чужого слова" в музыке. Дисс. канд. искусствоведения. М.,2008.

Многогранное творчество Моцарта связано с общим характером эпохи Просвещения. Он не был революционером по убеждению, но его гуманизм, его эстетическое восприятие человеческих эмоций противостоит старому феодальному мироощущению.

Немилость, изоляция, ярости нищеты, способные погубить жизнь, преследовали Моцарта. Он — этот Моцарт, перед которым преклонялись Версаль и Лондон, Прага и Венский двор, — этим не перенимался, он очень любил жизнь. Он рисковал и расплачивался за это, но, беззащитный, упорно шел теми путями, на которых чиновники прежнего режима, напуганные, однако еще могущественные, считали врагом свободу в образе Просвещения.


МОЦАРТ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эпоха Просвещения характеризуется грандиозным расцветом культуры на землях, входивших в состав Священной Римской империи. Одним из величайших композиторов той эпохи является Вольфганг Амадей Моцарт, жизненный путь и творчество которого рассматривается в данной работе.

Как правило, если речь заходит о детстве известных писателей, композиторов, поэтов, то это время почти не описывается, отмечаются в основном только какие-либо веселые, интересные или печальные моменты из жизни этих людей. Однако, когда говорится о детских годах величайшего в истории музыки композитора Вольфганга Амадея Моцарта, то рассказывается о композиторской деятельности талантливого и виртуозного музыканта, автора разного рода инструментальных сочинений. Это человек, который оказал огромнейшее влияние на музыкальную классическую культуру во всём мире.

В небольшом городе Зальцбурге 27 января 1756 года в семье скрипача и педагога Леопольда и Анны Марии Моцарт родился будущий великий композитор Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт. Основное влияние на воспитание маленького Моцарта и его старшей сестры Марии Анны, которую дома ласково называли Наннерль, оказал отец. Он также обучал детей письму, чтению, музыке и счету.

Полная гармония и музыкальные звуки окружали Вольфганга с самого рождения. Мария Анна училась играть на клавесине, когда ее младшему брату было всего около трех лет. Маленький мальчик так проникся игрой сестры, что нередко стал подходить к инструменту, нажимать на черные и белые клавиши и исполнять те несложные произведения.

Спустя некоторое время после того как отец увидел, что его сын делает успехи, он начал учить Вольфганга игре на клавесине и органе. Разучивать музыкальные произведения других композиторов вскоре стало неинтересно, и он принялся сочинять свои собственные. В шесть лет маленький Моцарт научился играть на скрипке. Он мог с одного прослушивания запомнить сложное по характеру и гармонии произведение, и после этого записать его безошибочно.

Первая поездка по городам Европы состоялась в 1762 году, когда Вольфгангу было 6 лет, а его сестре – 10. Леопольд Моцарт хотел заручиться вниманием общественности к удивительному таланту его детей. Каждому выступлению отец стремился придать как можно больше эффектности. Мария Анна исполняла технически сложнейшие музыкальные пьесы, а Вольфгангу завязывали глаза, и он играл с листа. Во всех городах они поражали слушателей своими выдающимися умениями и навыками.

Путешествуя, юный Вольфганг раскрывал восторженной публике свой необыкновенный талант, слушал все культурные и музыкальные достижения, которые ему предоставлял тот или иной полис. Моцарт слушал разные стили и жанры, поглощал и преобразовывал их.

Семейство Моцартов побывало в Мюнхене, Брюсселе, Париже, Лондоне и нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась не на несколько месяцев, а на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннерль давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.

Вена в 1781 году стала музыкальной столицей Европы, музыканты со всего мира съезжались туда, Моцарт не стал исключением. Тогда конкуренция среди композиторов была высока. Но Вольфганг нашел хороших друзей, среди которых были Антонио Сальери и Йозеф Гайдн. Вольфганг Моцарт посвятил Гайдну чудесные струнные квартеты. Йозеф Гайдн поражался таланту, тонкому музыкальному вкусу композитора и его выдающейся способности выражать чувства. В столице Австрии Моцарт провел последние десять лет своей жизни. В ночь с 4 на 5 декабря 1791 года великий гений умер.

В 50-х годах XX столетия французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис занимался исследованием влияния музыки Моцарта на людей и доказал, что она повышает IQ человека, а также оказывает терапевтическое воздействие при ДЦП, эпилепсии и многих неврологических заболеваниях.

1. Чичерин Г. В. Моцарт. Исследовательский этюд. Л.: Молодая гвардия, 1973.

2. Черная Е.С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

Моцарт

Немилость, изоляция, ярости нищеты, способные погубить жизнь, преследовали Моцарта. Он – этот Моцарт, перед которым преклонялись Версаль и Лондон, Прага и Венский двор, – этим не перенимался, он очень любил жизнь. Он рисковал и расплачивался за это, но, беззащитный, упорно шел теми путями, на которых чиновники прежнего режима, напуганные, однако еще могущественные, считали врагом свободу в образе Просвещения.

НА ОСНОВЕ БРАТСТВА

В этой опере не человек с Запада, просветленный христианством, диктует правила здравого смысла, а наоборот, легкомысленных европейцев поучает султан Селим, преодолевший страсти и козни интриганов, освобождая скитальцев: это смущает венцев, которые еще дрожали от набегов турецких войск на дунайские территории.

И вот Европа на пути к освобождению от манихейства, разделяющее Добро и Зло условной линией. Селим не произносит ни слова, где бы не звучали идеи Просвещения. Он дает понять, что свет Просвещения больше не является прерогативой Запада.

В образе Зарастро, созданном через десять лет, мы видим перекличку – и какую перекличку, – с Селимовой справедливостью. Теперь уже речь идет не просто о предоставлении физической свободы нескольким западным ветрогонами заблудившимся на исламской земле, а о том, чтобы предложить человеческой общественности правила поведения, опирающиеся на принципы братства. Эти принципы, которые идут еще от Изиды и Осириса, не исключают обращения к религии.

Гений, взлелеянный в христианстве, Моцарт, однако, не связан с католической церковью. В веке, когда под крылом христианской цивилизации родилось франкмасонство, имевшее целью не разрушить ее, а просветить и освободить от клерикализма, Моцарт появился как предвестник такого просвещения.

Биография Моцарта

Детство и семья

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия). Мальчика при крещении нарекли Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart. Полная версия имени менялась на протяжении жизни.

Дом, где жили Моцарты в Зальцбурге

Дом, где жили Моцарты в Зальцбурге

Отец, Леопольд Моцарт был помощником капельмейстера и младшим композитором в оркестре при дворе архиепископа Зальцбурга, а также ведущим музыкальным педагогом Европы. Музыкальные способности Моцарта стали проявились в раннем детстве. Трехлетний Вольфганг с увлечением пробовал играть на клавире, в пять, еще не зная нотной грамоты, уже сочинял небольшие пьесы, которые играл отцу, а тот их записывал на бумагу.

С 6-ти лет начинаются музыкальные выступления юного Моцарта. Отец был единственным учителем сына кроме игры на скрипке, фортепиано, он обучал мальчика языкам и академическим предметам. В конце концов, когда выдающийся музыкальный талант его ребенка стал очевидным, Леопольд перестал писать музыку.

Портрет моцарта

Семейный портрет Моцарта

Первые путешествия и гастроли

Первые гастроли Вольфганга и его сестры с отцом состоялись в начале 1762 г. в Мюнхене. Осенью 1762 г. семья отправляется в Вену, чтобы показать талантливых детей дворянству. В 1763 г., после безумного успеха малого вундеркинда, семья едет в турне по Германии и Западной Европе, где дети играли при дворе или в общественных академиях. Важным результатом этой поездки было знакомство Моцартов с итальянской симфонией и оперой. Кроме того, в Лондоне они встретились с Иоганном Кристианом Бахом, которого малый Вольфганг избрал себе образцом для подражания. Во время путешествия композитор пишет первые четыре сонаты для фортепиано и скрипки, а также первая симфония ми-мажор.

После года в Зальцбурге отец с сыном едут в Италию, чтобы продемонстрировать возможности Моцарта, как быстро прогрессирующего исполнителя и композитора. Там Вольфганг был принят в члены известной филармонической академии.

Творчество и жизнь Моцарта

В 1772 г. Моцарт был назначен концертмейстером Зальцбургской придворной капеллы. На этом посту он имел возможность писать музыку во многих жанрах — симфонии, сонаты, струнные квартеты, оперы, имел исполнительный успех. Несмотря на это, композитора очень ограничивала низкая зарплата, поэтому в 1777 г. он снова начинает поиски работы, едет в Мюнхен, Мангайм и Париж. Работа органиста в Версале ненадолго задержала его во Франции, но в 1778 г. мать Моцарта заболела и умерла. Композитор возвращается в Германию.

Моцарт едет в Вену, часто выступает как пианист. Вскоре он зарекомендовал себя лучшим клавишным музыкантом города.

На протяжении 1782 — 1785 годов Моцарт дал цикл фортепианных концертов, во время которых выступил как солист.

  • Моцарт прослушал Бетховена и похвалил его;
  • Моцарт отказался обучать Бетховена, и они после этого больше не встречались.

Оперное творчество Моцарта. Опера „Свадьба Фигаро”

Моцарт писал оперы на протяжении почти всей своей творческой жизни. Опера привлекала композитора возможностью показать отношения между людьми, глубочайшие чувства и стремления. B юности Моцарт писал оперы в жанрах seria, buffa i австрийского зингшпиля. B своих более поздних произведениях композитор отказался от разграничения оперы на серьезную и комическую – появился музыкально-драматический спектакль, в котором эти элементы переплетены.

Ha отличие от Глюка, в опере Моцарт считал главной музыку, a не литературное содержание, но в то же время придавал большое значение драматургии. B основе либретто лучших опер Моцарта-не мифологические сюжеты, a литературные источники.

Одна из особенностей оперного творчества Моцарта-выразительность и многогранность музыкальных характеристик действующих лиц. В лучших операх Моцарта – „Дон Жуан”, „Свадьба Фигаро”, „Волшебная флейта” – правдивость и точность достигаются сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств. Оперное творчество Моцарта способствовало созданию немецкого национального оперного искусства, подготовило появление немецкой романтической оперы.

Опера "Свадьба Фигаро„ была написана в 1786 году по пьесе французского драматурга Пьера Бомарше” Безумный день, или Свадьба Фигаро", переделанной итальянским либреттистом Лоренцо да Понте. Либретто было написано на итальянском языке. (На русский язык его перевел y 1875 году П. И. Чайковский.) Главная тема оперы-Любовь двух слуг графа Альмавивы, Сюзанны и Фигаро, и их борьба за свое счастье. Моцарт создал y "Свадьбе Фигаро" реалистичную комедию характеров. Каждое действующее лицо – это живой персонаж с индивидуальной музыкальной характеристикой, богатой и разнообразной.

Увертюра к опере написана в сонатной форме без разработки, стремительным темпом и веселым праздничным характером она живо передает настроение комедии, готовя слушателей к приключениям „безумного дня”.

B образе Фигаро подчеркивается ловкость, смекалку, энергичность. Его музыкальные характеристики отличаются активностью, подвижным темпом. Партия Фигаро поручена баритону. Ария Фигаро, с которой он обращается к пажу Керубино, написана y форме рондо.

Музыкальная характеристика мальчика Керубино, который мечтает о любви, раскрывается в двух ариях, легких, нежных и изящных. Партия Керубино поручена меццо-сопрано.

Невеста Фигаро Сюзанна (сопрано) охарактеризована лирической и мечтательной музыкой.

Заканчивается опера радостным свадебным праздником.

Соната № 11 A-dur

Фортепианное наследие Моцарта содержит 19 сонат, рондо, вариации, фантазии. Все эти произведения связаны с исполнительской деятельностью композитора.

Соната № 11 Ля мажор была написана в 1779 году. Ее особенность в том, что ни в одной из частей композитор не использовал сонатную форму. Общее настроение музыки-светлое, ясное, лирическое.

Первая часть написана y форме вариаций. После грациозной танцевальной темы звучат шесть разнохарактерных вариаций.

Вторая часть – менуэт, написанный y трехчастной репризной форме. За третьей частью, написанной y форме рондо, закрепилось название „Турецкий марш”.

Финал завершается светлой и торжественной кодой.

Симфония № 40 g-moll

Это одна из трех последних, наиболее известных симфоний Моцарта, написанных в 1788 году. Симфония соль минор, чрезвычайно искренняя и выразительная, стала одним из самых популярных произведений мировой музыкальной классики.

Первая часть написана в сонатной форме. Тема главной партии звучит грустно, взволнованно и нежно.

Побочная партия, грациозная и изысканная, написанная в параллельной тональности – Cи бемоль мажор.

Вторая часть, Andante-это лирический центр симфонии. Музыка второй части света, спокойная, певуче-ласковая.

Третья часть, Менуэт, отличается волевым и энергичным характером. Только в средней части, y трио, появляется легкая и грациозная тема.

Стремительный, взволнованный финал возвращает слушателей к настроениям первой части, однако y финале более значительный контраст между темами, развитие достигает большей напряженности. Финал-это кульминация всего цикла.

Ha отличие от симфоний Гайдна, в которых цикл основан на выразительном контрасте частей, y симфониях Моцарта главное – развитие музыкального образа.

Реквием

Это последнее произведение Моцарта. Музыка Реквиема глубоко трагична. Полная скорби первая часть Requiem aeternam („Вечный покой”), сила и суровая энергия звучат y разделе Dies irae („День гнева”). Настроение светлого суму передает музыка части Lacrimosa (”слезная"). Главный образ Реквиема – страдающий человек перед лицом сурового Божьего правосудия.

Последние дни жизни

Осенью 1791 г. Моцарт уже не смог встать с постели, страдая от сильной боли. За ним ухаживали жена и семейный врач Томас Франц Клоссет.

Вольфганг Амадей Моцарт умер в 1 час утра 5 декабря 1791 г., не дожив до 36-ти лет. Согласно тогдашней традиции он был похоронен в общей могиле на кладбище Сент-Маркс за Веной.

Причина смерти Моцарта до сих пор не названа наверняка. Среди теорий — грипп, трихинеллез, отравления ртутью, редкая болезнь почек и распространенная в то время медицинская практика кровопускания. Самой вероятной считают версию, что композитор умер от ревматического полиартрита; еще с детства у него систематически случались приступы.

10 невероятных фактов и историй из жизни Моцарта

Каких только мифов не рассказывают о Вольфганге Амадее Моцарте. Мы собрали 10 правдивых, но очень интересных и забавных фактов про знаменитого композитора!

Любовь к животным

Моцарт был красивым мальчиком среднего роста, с очень красивыми глазами, всегда улыбающийся. Веселый паренек любил играть с животными: с кошками, собаками и птицами, которых полюбил на всю жизнь и особенно канареек, пение которых ему очень нравился. Их домашним песиком был Пимперль, оставляя его надолго и уезжая на гастроли, Моцарт всегда на прощание целовал его лохматую мордочку.

Любимая математика.

С детства Моцарт привык вполне погружаться в дело, которое ему нравилось. Не всегда это была музыка: завороженный цифрами и заданиями по математике, он писал их не только на листках бумаги, но и – по столу и стенам комнаты.

Первый фортепианный концерт

В 4 года Моцарт решил написать свой первый фортепианный концерт. Об этом рассказывал друг семьи, трубач Шахтнер. Вольферль (так называли его в семейном кругу) выводил что-то на листках нотной бумаги, и когда его отец поинтересовался, что он делает, тот ответил, что пишет концерт для клавесина и первая часть уже почти готова! Не умея пользоваться чернилами, Вольфганг макал перо до самого дна чернильницы, и всякий раз, вынимая, получал большое чернильное пятно. Он быстро вытирал чернила рукой, а потом поверх писал ноты. И так снова и снова. Когда же отец Леопольд внимательно присмотрелся к ним, у него на глазах выступили слезы, настолько слаженной и гармонично правильной была музыка сына.

Моцарт в 7 лет

Портрет Моцарта в 7-летнем возрасте

Скрипач - виртуоз

В 6 лет Вольфганг самостоятельно научился играть на скрипке. Скрипач г-н Венцель принес шесть струнных трио, чтобы исполнить их с Леопольдом и другом семьи Шахтнером. Вольфганг изъявил желание сыграть партию второй скрипки. Взрослые не могли сдержать удивления, ведь мальчик блестяще сыграл все шесть трио, а потом попросил еще и исполнить сложную партию первой скрипки.

Стиляга

Для первой концертной поездки Вольфгангу и его старшей сестре – Марии Анне сшили элегантные костюмы, причем одежду маленького Моцарта дополняла миниатюрная шпага. 6-ти летний композитор играл в разных салонах, где часто получал в подарок золотые монеты, по обычаю того времени – в украшенных эмалью ящиках.

Рыцарь Золотой шпоры

Мучающий Талант

Однажды мальчик, что уже в свои 12 лет хорошо играл на фортепиано, спросил у Моцарта: "Господин Капельмейстер, – я тоже бы хотел что-то написать. С чего мне начать?". На что Моцарт ответил:

– Придется еще подождать!".

"А ведь я никого об этом не спрашивал, – ответил Моцарт. Если к этому есть талант, он сжимает и мучает, вы должны это делать, и делаете, не спрашивая!".

Скорость

Увертюра к опере "Дон Жуан" является впечатляющим примером того, как быстро Моцарт писал музыку. Композитор написал эту оперу в октябре 1787 года, она уже была завершена, изучена и послезавтра должна была быть представлена на сцене пражского театра. Не хватало только увертюры. У всех друзей Моцарта был страх, что он не успеет ее написать, и чем больше он становился, тем легкомысленнее к этому заданию относился композитор. Так что вечером накануне премьеры, Моцарт лишь в полночь ушел в свою комнату, начал писать увертюру, завершив ее к утру.

Записки для жены

Азартные игры

Вольфганг Амадей Моцарт - один из самых известных композиторов мира. Хотя его жизнь была довольно короткой (35 лет), музыкант оставил после себя колоссальное наследие, став автором более 600 музыкальных произведений.

"По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, которой красота достигала в сфере музыки", – так писал об австрийском композиторе П. Чайковский.

Моцарт родился в семье Леопольда Моцарта, скрипача и композитора при дворе зальцбургского архиепископа. Молодой Вольфганг с детства был одарен талантом – уже с четырехлетнего возраста он начал сочинять музыку, очень быстро овладел искусством игры на клавире, скрипке, учась у отца. Уже в 12 лет юный композитор работал над оперой по заказу императора Иосифа II.

К 17 годам широкий репертуар Моцарта включал более 40 крупных произведений.

Прекрасным Венским дебютом Моцарта стал зингшпиль "Похищение из сераля" (1782, Бургтеатр), за премьерой которого следовало бракосочетание на Констанции Вебер (младшей сестре Алоизии).

Некоторые оперы Моцарта так и остались незавершенными, поскольку затруднительное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. Да, известная месса "Реквием" так и не была завершена Моцартом. Произведение завершил ученик композитора - Франц Ксавер Зюсмайер.

Помимо музыки композитор был довольно азартным игроком в бильярд. У него в квартире даже был собственный бильярдный стол – роскошь для Вены того времени. Увлеченный игрой, Моцарт мог просадить за вечер весь гонорар за концерт. А еще он очень любил животных, особенно птиц – канареек и скворцов, которых охотно держал у себя в качестве домашних животных. Также в свое время музыкант имел лошадей, чтобы совершать ежедневные прогулки верхом в пять утра, которые ему рекомендовал врач.

Покидал этот мир Вольфганг в бедности, без должных почестей. Полемика вокруг обстоятельств смерти Моцарта не утихает до сих пор. Ученые, изучавшие смерть Моцарта, разделились на два лагеря: сторонников насильственной и естественной смерти. Однако абсолютное большинство считает, что Моцарт умер естественным путем, от острой ревматической лихорадки, а любые версии отравлений, особенно – версия отравления Сальери считаются ошибочными.

Интересно, что сын Моцарта Франц Ксавер почти 30 лет жил и творил во Львове. Там он организовал хоровое общество, преподавал, выступал с концертами и дирижировал оркестром. Кстати, Львов его настолько вдохновил, что он даже написал пьесы для фортепиано на мотивы украинских народных песен.

Моцарт - биография и творчество очень кратко (для детей)

Вольфганг Амадей Моцарт — великий австрийский композитор, органист, дирижер, одна из самых ярких фигур мировой музыкальной классики. Он непоколебимо верил в жизнь и сумел раскрыть неизмеримые богатства души человека в музыке.

Жизнь подтвердила дальновидность и справедливость бетховенского предвидения. Его музыка звучит на всех оперных сценах и в концертных залах мира. Без нее нельзя представить самые престижные конкурсы и фестивали, ее играют и молодые исполнители, и знаменитые солисты. Балетмейстеры новейших художественных направлений, представители модерн-танца активно обращаются к творчеству Моцарта и создают современные по своей образной стилистике спектакли и хореографические миниатюры.

Заключение:

Творческое наследие Вольфганга Амадея Моцарта составляет более 600 произведений: более 50 симфоний, более 19 опер, большое количество инструментальных концертов (в том числе 27 фортепианных), 13 струнных квартетов, 35 сонат для скрипки, Реквием и многие другие инструментальные и хоровые произведения. Музыка композитора стала вершиной классической эпохи за чистотой мелодии и формы. До сих пор Моцарт считается одним из самых гениальных музыкантов в истории человечества.

Читайте также: