Церковный театр средневековья кратко

Обновлено: 05.07.2024

Класс объединяется в несколько рабочих групп примерно по 5–7 человек в каждой. Группы впоследствии превратятся в труппы бродячего средневекового театра. А сейчас они получают по конверту, в котором лежит разрезанная хронология событий позднего Средневековья. Объявляется соревнование: кто быстрее соберет хронологию в нужном порядке. Выполнившая задание первой, группа зачитывает, что у нее получилось, остальные проверяют, правильно ли выстроены даты.

1429 — простая крестьянская девушка Жанна д’Арк возглавила борьбу за снятие осады Орлеана, добилась официальной коронации в Реймсе законного наследника французского престола Карла VII.

1450 — в Англии было подавлено восстание Кэда Джека.

1453 — изгнанием англичан из Франции закончилась Столетняя война. Франция была совершенно разорена и потеряла практически все свое рыцарство.

1453 — турки взяли Константинополь. Мощи святых были растерзаны, кресты, низверженные с вершины церквей, попирались ногами.

1455 — началась междоусобная война за английский престол между двумя линиями королевской династии Плантагенетов: Ланкастерами и Йорками, получившая название война Алой и Белой розы.

1480 — в Испании учреждена инквизиция. Это случилось при Фердинанде Арагонском и Изабелле Кастильской. Испанская инквизиция, созданная Т. Торквемадой, прославилась особой жестокостью. Здесь на аутодафе погибло почти 32 тысячи человек, почти триста тысяч подверглись другим наказаниям (пожизненное заключение, каторга, конфискация имущества, позорный столб).

1485 — закончилась война Алой и Белой розы. 22 августа Ричард III потерпел поражение и был убит, королем стал Генрих VII Тюдор, объединивший в своем гербе алую и белую розы.

1492 — в Испании окончилась Реконкиста — освободительная война народов Пиренейского полуострова, начавшаяся в VIII в., против арабов и берберов, впоследствии получивших общее название мавров.

1492–1494 — Xристофор Колумб открыл Багамские, Большие и Малые Антильские острова.

1492 — год открытия Америки.

1497–1499 — Васко да Гама открыл с помощью арабских кормчих морской путь из Западной Европы вокруг Южной Африки в Индию.

1517 — прозвучали тезисы Мартина Лютера против индульгенций, что послужило началом Реформации — церковного и общественного движения в Западной Европе XVI в., направленного против злоупотреблений католических иерархов.

После чтения хронологической таблички у групп есть 1–2 минуты, чтобы посовещаться и вынести на доску слова и словосочетания, которые кажутся им ключевыми для понимания эпохи. Например, на доске могут оказаться слова: феодальные войны, крестьянские восстания, инквизиция, святотатство, кровь, боль, распря, география, великие открытия, церковные реформы, поиски Бога. А может быть, ваши ученики выделят совсем другие ключевые понятия. Важно, чтобы появились слова, которые характеризуют эпоху для них.

После этого каждая группа получает словарный текст, который рассказывает о разных типах средневековых актеров и репродукции гравюр с их изображением. Прочитав текст, посмотрев иллюстрации и вспомнив события хронологической таблички, каждая группа должна решить, что она из себя представляет и в какой стране проживает.

Актеры средневекового театра

Акробат стоит на руках на острых концах двух мечей. Англия

Акробат стоит на руках на острых концах двух мечей. Англия

Французский придворный шут в традиционном костюме дурака

Французский придворный шут
в традиционном костюме дурака

Шпильман. В Германии место для игры, острословия и брани называлось шпильхоф или шпильберг. Это могло быть место на городской площади, монастырский двор или сад, пространство внутри замка. Профессия подразумевала синтетичность. Отсюда и название актера — шпильман, тот, кто сочиняет, поет, танцует, водит зверей и разыгрывает сценки.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕАТР, в строгом смысле: театр, проводящий идеологию церкви и находящийся под ее контролем.

Если проанализировать всю историю театра и религии, становится понятно, что они развивались в неразрывном единстве и вышли из единого источника.

Камлание шамана – религиозное действо – включает в себя целый арсенал средств, позже ставших неотъемлемым атрибутом самых разных видов театра (костюм; маска; приспособление для изменения голоса – позже трансформировавшееся в пищик кукольника; вера в предлагаемые обстоятельства – ставшая одним из краеугольных камней учения Станиславского; и т.д.).

Египетские и древнегреческие жрецы, служители индуизма широко использовали разнообразные театральные эффекты – зрительные и звуковые – в своей профессиональной практике. Исходной точкой развития театральной машинерии стали именно технические разработки визуализации религиозных обрядов, связанных с чудом (оживление статуи божества и т.п.).

Элементы театрального действия и театральные эффекты в той или иной степени использовались и продолжают использоваться практически всеми религиями в своих службах, ритуалах и обрядах. Это, несомненно, связано с главной видовой и функциональной составляющей, показывающую глубинную связь религии и театра: высокая эмоциональная включенность в действо всех его участников – как исполнителей, так и зрителей; сильное эмоциональное переживание; достижение катарсиса (греч. katharsis – очищение). Таким образом, театр (или, во всяком случае, арсенал его изобразительных средств) – там, где религия его использовала, – оказывался мощным орудием воздействия на верующих, а значит, реальным инструментом проводимой церковью идеологии. Однако взаимоотношения религии и театра на протяжении всей истории их существования отнюдь не были идиллическими. Непримиримую позицию по отношению к театру занимала христианская церковь. Тем не менее, религиозный театр в самом строгом значении этого термина существовал именно в рамках христианской религии.

Зарождение религиозного театра относится к 9 в. с возникновением т.н. литургической драмы. Первой литургической драмой была сцена трех Марий, пришедших ко гробу Христа. Роли Марий исполняли священники, используя детали костюмов – т.н. акмиты (наплечные платки, обозначающие женские одежды); разрабатывались точные режиссерские указания по выходам, мизансценам, репликам и стилю исполнения – величаво-торжественному. Исполнялась литургическая драма на латыни.

Постепенно выработали два цикла литургических драм: пасхальный и рождественский. В рождественский цикл входили эпизоды шествия пророков, предрекающих рождение Христа; поклонения пастухов божественному Младенцу; поклонения волхвов; сцена Ирода; плач Рахили по убиенным младенцам. Именно из этого цикла литургической драмы в 17 в. произошел вертеп – славянский православный кукольный рождественский театр, канонический текст которого включает все эти эпизоды. Здесь присутствует еще один парадокс развития религиозного театра. Если для католиков главным праздником является Рождество, то для православной церкви – Пасха. Однако хождение с вертепом практикуется только в Рождество и Святки; пасхальных театральных традиций в православии нет.

С развитием литургической драмы совершенствуется постановочная техника: задействуются церковные люки для эффектов исчезновения; разрабатываются подъемные механизмы для вознесения Христа, машинерия для показа движения Вифлеемской звезды. Растет популярность этого зрелища; однако усиливающийся мирской характер литургической драмы вступает все в большее противоречие с общим каноническим звучанием мессы. В результате в 1210 папа римский Иннокентий III издал Указ о запрещении показа литургических драм в церквах. Религиозный театр вступает в новый этап своего развития, связанный с т.н. полулитургической драмой, вынесенной из здания храма на паперть.

Этот этап характерен изменениями в тематике, организации зрелища, составе его участников, манере исполнения, принципах внешнего оформления зрелища. Полулитургическая драма перестала быть частью мессы; ее представления уже не так жестко привязаны к церковным праздникам – они могут происходить и во время торговых ярмарок. Широкий демократический состав публики обусловил отказ от латыни; представления давались на народном языке. Для показа отбирались библейские эпизоды, дающие возможность показа бытовых сцен. Помимо духовенства в полулитургической драме начали принимать участие миряне – поначалу в ролях чертей и комических бытовых персонажей. При этом главные роли исполнялись священнослужителями, костюмы и реквизит принадлежали церкви, а действие сопровождалось церковным хором, исполнявшим религиозные песнопения на латинском языке. Самая известная полулитургическая драма – Действо об Адаме (середина 12 в.), написанная на англо-нормандском языке и состоящая из трех эпизодов: Изгнание Адама и Евы из рая, Убийство Каином Авеля и Явление пророков.

В 13 в. возникает новый жанр религиозного театра – миракль, сюжеты которого были заимствованы уже не из евангелия, а из апокрифов и легенд и святых. Здесь мы впервые встречаемся с авторскими пьесами. Тематика первого известного миракля, написанного трувером из Арраса Жаном Боделем Игра о святом Николае (1202) связана с крестовыми походами. Миракль носит отчетливый прикладной идеологический характер: отражая неудачу третьего крестового похода (1189), в котором христиане потерпели полное поражение, церковь призывает христиан к дальнейшим битвам, обещая покровительство святого Николая. Интересно, что в этом миракле бытовые сцены (в трактире) занимают уже примерно половину общего действия.

А в 14 в. религиозный театр, все более приобретая светский характер, распространился на площади и улицы: его постоянно растущая популярность привела к тому, что паперть уже не могла вместить всех желающих посмотреть представление. К этому времени полулитургическая драма видоизменилась в мистерию. Мистерия же сохраняет религиозный характер в первую очередь потому, что в это время христианская религия фактически замещает в обществе культуру. Мистерия становится неотъемлемой частью торжеств, проводимых в дни городских праздников и ярмарок.

Мистериальная драматургия подразделяется на три цикла: ветхозаветный, новозаветный и апостольский.

Наиболее известные: Провансальская мистерия (посвященная Страстям Господним, написанная на провансальском языке под сильным влиянием миракля); Мистерия Страстей Господних французского теолога Арну Гребана, преподавателя Парижского университета и руководителя капеллы Собора Парижской богоматери; Мистерия страстей теолога и врача Жана Мишеля; Мистерия об осаде Орлеана (посвященная Жанне д'Арк); Деяния апостолов, сочиненная Арну Грибаном вместе с его братом Симоном; Мистерия о святой Аполлонии и др.

Постановки мистерий обусловили появление первых театральных профессионалов – т.н. братств, осуществляющих весь цикл подготовки и показа спектакля. Религиозная составляющая мистерии постепенно сходила на нет, ее захлестнула стихия зрелищности, юмора, народных традиций. Соответственно, это обусловило и разрыв мистерии с церковью: к середине 16 в. практически во всех странах Европы показы мистерии были запрещены. Так закончилась средневековая история религиозного театра. Некоторые его отголоски остались в жанре моралите (15–16 вв.) – театре светском, однако построенном по принципу религиозного поучения, проповеди.

Зарождалась в церкви. Изначально представляла собой чтение по ролям. Родоначальники и первые исполнители – священнослужители. Чаще всего приурочены к библейским праздникам. Широко использовался хор.

Постепенно литургию стали выносить на паперть. Литургии носили рифмованный характер. Позже стали носить вид инсценировки. Сюжеты стали более широкие (грехопадение Адама и Евы; появляются черти, змей-искуситель).

2. Светская драматургия (ХIIIв.)

Основатель – Адам де Ла-Аль (музыкант, драматург, поэт). Основой сюжета были фантастические и сатирические сценки, любовные сценки.

Носили характер мелодрамы. Появились святые. Главный герой – злодей, который раскаивается в своих злодеяниях. Происходит чудо. В первую очередь – чудо раскаяния.

Жанр религиозного театра, являющийся частью многодневного массового действа, в основе которого лежало самодеятельное городское искусство.

Это искусство, рожденное площадью, шедшее от самых демократических слоев городского населения, отражающее рост, развитие городов, социальные противоречия.

Постановка мистерий имела свои традиции. Праздник начинался веселым шествием по городу. Завершали на городской площади, где участники шествия становились действующими лицами мистерий.

Вся работ а над постановкой шла по заранее разработанному сценарию и постановочному плану. Зачастую сценарий создавался самими участниками, реже всего – духовенством.

Когда актер заканчивал эпизод на первом педженте, он отправлялся на соседнюю улицу. Его место занимали второй и т.д. – пока все эпизоды не проходили перед зрителями. Движение педжентов сопровождались красочным шествием костюмированных групп.

Каноничные тексты мистерий предусматривали комические импровизации. Самыми активными действующими лицами мистерий с годами стали комические персонажи Дурак и Бес. Вес комических эпизодов вырос настолько, что внутри самих мистерий выделяли самостоятельные комедийно-буффонные жанры. Иногда целые комедийные бытовые пьесы вплетались в действие религиозных драм, внося в них вольный дух гистрионов и масленичных гуляний.

К XVIв. фарс приобрел не только самостоятельное значение, но и стал одним из основных жанров средневекового театра.

Мистерии подразделяются на 3 периода:

- Новозаветный (литургическое начало)

- XVIв. – мистерии поставили под запрет

Зарождалась протестантская церковь. В XVIв. в Европе эпоха реформации, которая носила характер борьбы с католической церковью и феодалами. Самое главное – лич ное общение с богом и личная добродетель.

В моралите нет церковных мотивов. Они носили характер нормализации. Персонажи не имели индивидуальных черт. Олицетворяли моральные категории.

Моралите принимает поэтические формы.

6. Фарс (пер. – начинка)

Театральная пьеса легкого игривого содержания с внешними комическими эффектами. Из фарсов состояли отдельные сценки и мистерии. Предназначение фарса – критика и высмеивание (в основном - феодалов, позже – церковь; всех власть имущих).

И феодалы, и церковники пытались запретить фарсы, изгоняли из городов, сажали в тюрьмы. Из фарсов появились шуты.

Для фарса характерны: народность, массовость, вольнодумие.


Праздники Великой французской революции (1789 – 1794)

Мирабо обратил особое внимание на воспитательное значение празднеств революции, предполагая устранение из них религиозного элемента, чтобы придать им политический характер, прославляя победу революции.

Луи Давид предложил Конвенту проекты различных празднеств, приуроченных к знаменательным датам. Впоследствии он стал автором сценарных планов, режиссером-постановщиком и художником многих революционных празднеств.

Перед официальным началом празднества на Марсово поле народ плясал, пел национальные французские песни. Всеобщий энтузиазм вызвала Клятва верности Франции, провозглашаемая Лафонтеном с Алтаря Отечества.

Но не только шествиями, песнями и танцами ограничена режиссура празднеств французской революции. Создаются и новые обряды, символизирующие революционное обновление мира.

Массовые зрелища России


Еще в Древней Руси бытовали народные песенно-танцевальные действа, являвшиеся той фольклорной почвой, на которой зародились основы русского искусства.

Русские народные гулянья неразрывно связаны с бытом народа. Истоки русского театра уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог.

В процессе своего развития игрища распадались на родственные и в то же время все более отдаляющиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности: диалогом, песней, пляской, музыкой, ряженьем, лицедейством.

Во время этих празднеств выстраивались балаганы, где ставили целые музыкальные спектакли, основанные на фольклорных истоках. Выступали деды-балагуры, петрушечники, вожаки ученых медведей и т.д.

Старинные русские праздничные обряды никогда не записывались, но веками сохранялись в памяти народа.

Скоморохи – странствующие актеры в Др. Руси, выступали как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики и акробаты.

Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов. Скоморохи непосредственно общались со зрителями. Особенную популярность получили в XV-XIIв.

Творчество скоморохов наполнено язвительной сатирой по отношению к церкви и боярам, а следовательно, социально направленное и несущее в себе определенные черты общественного протеста, пользовалось поддержкой трудового люда и входило в непримиримое противоречие с позицией власть имущих. Скоморохи подвергались жестоким гонениям.

В Киевской Руси известны театры трех родов: придворный, церковный, школьный.

Церковный театр


К XVIв. относится первое упоминание о церковных действах, являвшихся зачатком церковного театра.

Церковный театр в России миновал литургическую драму, мистерию и миракли. Приурочены к церковным праздникам.

Совместный торжественный выход царя и патриарха были демонстрацией единства и силы государства и церковной власти.

Церковный театр не оформился в эстетическую систему. Поэтому главную роль в развитии театрального искусства XVII-XVIIIв. Сыграл театр школьно-церковный.

Школьно-церковный театр

Школьная драма – один из жанров церковной драматургии. Происхождение было связано с уставами церкви и светских учебных заведений, где вводились обязательные сценические представления с целью более прочного усвоения латинской речи.

Первоначально спектакли шли под открытым небом. В раннем школьном театре существовали подмостки с декорациями, одновременно обозначающие место действия.

Школьный театр впервые отделил актера и сцену от зрительного зала.

Для школьного театра характерно то, что в сюжете религиозных представлений вплетались интермедии – короткие сатирические сценки, косвенно относящиеся к общему представлению. Таким образом, творчество школьного театра перекликалось с народными представлениями, что не могло не оставить церковь равнодушной- подвергался резкой критике и прекратил свое существование к концу XVIIIв.

Еще одной формой театрального искусства Средневековья стала церковная драма. Церковники стремились использовать театр в своих пропагандистских целях, поэтому боролись против античного театра, сельских празднеств с народными играми и гистрионов.

В связи с этим к IX веку возникла театрализованная месса, был разработан метод чтения в лицах легенды о погребении Иисуса Христа и его воскрешении. Из таких чтений родилась литургическая драма раннего периода. Со временем она усложнилась, костюмы стали более разнообразными, движения и жесты – лучше отрепетированными. Литургические драмы разыгрывали сами священники, поэтому латинская речь, напевность церковной декламации еще слабо воздействовали на прихожан. Церковники приняли решение о том, чтобы приблизить литургическую драму к жизни и обособить ее от мессы. Такое новшество дало весьма неожиданные результаты. В рождественские и пасхальные литургические драмы были внесены элементы, изменившие религиозную направленность жанра.

Драма приобрела динамичность развития, намного упростилась и обновилась. Например, Иисус временами вел разговор на местном диалекте, пастухи также разговаривали бытовым языком. Кроме этого, у пастухов изменились костюмы, появились длинные бороды и широкополые шляпы. Вместе с речью и костюмами изменилось и оформление драмы, жесты стали естественными.

Постановщики литургических драм уже имели сценический опыт, поэтому стали показывать прихожанам Вознесение Христа на Небеса и другие чудеса из Евангелия. Приближая драму к жизни и используя постановочные эффекты, церковники не привлекали, а отвлекали паству от службы в храме. Дальнейшее развитие этого жанра грозило его уничтожить. Это было другой стороной новшества.

Церковь не хотела отказываться от театральных постановок, но стремилась подчинить себе театр. В связи с этим литургические драмы стали ставить не в храме, а на паперти. Таким образом, в середине XII века возникла полулитургическая драма. После этого церковный театр, несмотря на власть духовенства, попал под влияние толпы. Она стала диктовать ему свои вкусы, заставляя давать представления не в дни церковных праздников, а в дни ярмарок. Кроме этого, церковный театр заставили перейти на понятный народу язык.

Постепенно все библейские легенды подверглись поэтической обработке. Понемногу в постановки стали вводить некоторые технические новшества, т. е. претворять в жизнь принцип симультанной декорации. Это означало, что одновременно показывалось несколько мест действия, а кроме этого, увеличилось количество трюков. Но, несмотря на все эти новшества, полулитургическая драма оставалась тесно связанной с церковью. Ее ставили на церковной паперти, средства на постановку выделяла церковь, репертуар составляло духовенство. Но участниками представления, наряду со священниками, становились и мирские актеры. В таком виде церковная драма просуществовала довольно длительное время.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

III. Сатировская драма. Пантомима. Балет

III. Сатировская драма. Пантомима. Балет По-видимому, общеизвестно, что за исполнением серьезных трагедий следовала так называемая сатировская драма, которая, напоминая о веселости ранних праздников Диониса, удовлетворяла стремление публики к более грубой пище и

ИСПАНСКАЯ ДРАМА

Драма против Кремля

Глава XXV. Драма и роман.

Глава XXV. Драма и роман. Драма Драматическое искусство появилось в Китае достаточно поздно. Если в западной культуре драма считалась одним из высочайших искусств и для сценического исполнения создавались шедевры литературы, в Китае пьесы вообще литературой не

НОВАЯ ДРАМА

Документальная драма

Документальная драма Существует еще один, более изощренный способ использования реальности, известный как документальная драма. Поясним на двух примерах, что означает этот термин.Фильм "Кати возвращается домой", снятый в 60-е годы, рассказывает о бедственном положении

Вертеп и народная драма

Вертеп и народная драма Несколько слов необходимо сказать и о тех библейских сюжетах и темах, которые нашли отражение в народных театральных представлениях.На Западе издавна существовали духовно-театральные обряды, посвящённые Рождеству Христову и связанным с ним

Немецкая драма XVII века

Немецкая драма XVII века Страны немецкого языка не имели в XVII веке единого культурного центра, к которому тяготели бы художественные силы всей страны. В это время начинают создаваться постоянные придворные театры, однако они обычно не играют еще той роли, что в позднейшее

Читайте также: