Военная опасность это кратко

Обновлено: 27.04.2024

Военная опасность - состояние, характеризующееся существованием потенциальной возможности применения военной силы против государства для достижения политических и иных целей каким-либо субъектом военно-политических отношений. Отличие военной угрозы состоит в том, что она указывает не на потенциальную возможность, а на реально обозначившееся намерение одной из сторон применить военную силу. Военная угроза представляет собой более высокую степень напряженности, которая характеризуется открытым противостоянием сторон, их намерениями разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами. Военная опасность не обязательно связана с началом военных приготовлений противоположной стороны. Ее источники, как правило, скрыты от поверхностного взгляда людей. Ими могут быть самые различные явления и процессы общественной жизни:

- пересечение политических интересов людей, социальных групп, классов, государств или коалиций стран;

- противоречия на экономической, социальной, этнической или религиозной почве;

- производство и накопление ядерных или обычных вооружений;

-наличие и развертывание массовых армий;

- угроза экологических катастроф в результате неосторожного обращения или преднамеренного использования боевых средств и многое другое.

Поскольку военная опасность предполагает возможность применения военной силы для решения возникающих противоречий и этим она отличается от других видов опасности государству, стране, главным ее признаком является наличие связи рассматриваемого явления с военно-силовыми методами разрешения возникающих противоречий. Характерными признаками военной опасности для страны можно считать: наличие острых противоречий, разрешение которых возможно лишь с применением военной силы; наличие у одной из сторон достаточного количества военных сил и средств для разрешения противоречия в свою пользу или способность государства создать такие силы в перспективе; наличие у лидеров или правительств политической воли или решимости пойти на применение силы, способности использовать вооруженные силы для разрешения возможного конфликта; наличие надежных союзников среди государств, их коалиций или иных субъектов военно-политических отношений; благоприятные геополитические условия и реальная (либо прогнозируемая) военно-политическая обстановка для осуществления военных акций и т.д. Источники военной угрозы проявляются, как правило, в области военно-политических отношений. Их признаки обнаруживаются в конкретных военно-дипломатических и военно-экономических акциях сторон, в действиях войск, активизации информационно-психологического противоборства и диверсионно-разведывательной деятельности государств. Такими признаками являются:

- резкое обострение противоречий и вступление их в завершающую стадию подготовки к использованию силы

- создание противостоящей стороной необходимых группировок вооруженных сил и других военных формирований и средств, способных к выполнению задач;

- решимость политического руководства противостоящей стороны использовать военную силу;

- организация широкой поддержки массами избранного руководством курса на силовое разрешение конфликта;

- резкая активизация психологической и информационной борьбы;

- дипломатические демарши, ужесточение военно-экономической блокады;

- проведение мобилизации в стране;

- наличие благоприятной военно-политической обстановки для развязывания военного конфликта;

- усиление активности вооруженных сил вблизи границ другого государства и т.д.

Военная опасность - состояние, характеризующееся существованием потенциальной возможности применения военной силы против государства для достижения политических и иных целей каким-либо субъектом военно-политических отношений. Отличие военной угрозы состоит в том, что она указывает не на потенциальную возможность, а на реально обозначившееся намерение одной из сторон применить военную силу. Военная угроза представляет собой более высокую степень напряженности, которая характеризуется открытым противостоянием сторон, их намерениями разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами. Военная опасность не обязательно связана с началом военных приготовлений противоположной стороны. Ее источники, как правило, скрыты от поверхностного взгляда людей. Ими могут быть самые различные явления и процессы общественной жизни:




- пересечение политических интересов людей, социальных групп, классов, государств или коалиций стран;

- противоречия на экономической, социальной, этнической или религиозной почве;

- производство и накопление ядерных или обычных вооружений;

-наличие и развертывание массовых армий;

- угроза экологических катастроф в результате неосторожного обращения или преднамеренного использования боевых средств и многое другое.

Поскольку военная опасность предполагает возможность применения военной силы для решения возникающих противоречий и этим она отличается от других видов опасности государству, стране, главным ее признаком является наличие связи рассматриваемого явления с военно-силовыми методами разрешения возникающих противоречий. Характерными признаками военной опасности для страны можно считать: наличие острых противоречий, разрешение которых возможно лишь с применением военной силы; наличие у одной из сторон достаточного количества военных сил и средств для разрешения противоречия в свою пользу или способность государства создать такие силы в перспективе; наличие у лидеров или правительств политической воли или решимости пойти на применение силы, способности использовать вооруженные силы для разрешения возможного конфликта; наличие надежных союзников среди государств, их коалиций или иных субъектов военно-политических отношений; благоприятные геополитические условия и реальная (либо прогнозируемая) военно-политическая обстановка для осуществления военных акций и т.д. Источники военной угрозы проявляются, как правило, в области военно-политических отношений. Их признаки обнаруживаются в конкретных военно-дипломатических и военно-экономических акциях сторон, в действиях войск, активизации информационно-психологического противоборства и диверсионно-разведывательной деятельности государств. Такими признаками являются:

- резкое обострение противоречий и вступление их в завершающую стадию подготовки к использованию силы

- создание противостоящей стороной необходимых группировок вооруженных сил и других военных формирований и средств, способных к выполнению задач;

- решимость политического руководства противостоящей стороны использовать военную силу;

- организация широкой поддержки массами избранного руководством курса на силовое разрешение конфликта;

- резкая активизация психологической и информационной борьбы;

- дипломатические демарши, ужесточение военно-экономической блокады;

- проведение мобилизации в стране;

- наличие благоприятной военно-политической обстановки для развязывания военного конфликта;

- усиление активности вооруженных сил вблизи границ другого государства и т.д.

ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ особое состояние отношений между государствами (или их коалициями), обусловленное сочетанием неблагоприятных политических, экономических, военных и других факторов, способных привести к войне. Предполагает возможность (вероятность) военного давления или применения военного насилия. Основными факторами, обусловливающими военную опасность, являются наличие у сторон существенных противоречий, подготовленной военной силы, а также приверженность хотя бы одной из них к разрешению противоречий применением военной силы.
Военная опасность определяется факторами войны.
К числу основных задействованных факторов войны относятся армия, военно-морской флот, военные инфраструктуры на театре военных действий (ТВД), текущее военное производство.
К потенциальным факторам войны относятся производственные возможности ВПК в особый (предвоенный и военный) период с учетом реконверсии и ассимиляции гражданского производства, запасы вооружения и военной техники, годное к военной службе население, государства-союзники и противники в войне.
Военная опасность носит абстрактный характер, если не конкретизируется другим военным показателем - военной угрозой.. Например, любая ядерная держава потенциально опасна для всех государств мира, однако это вовсе не означает, что она непременно является источником реальной военной опасности.

Война и мир в терминах и определениях . под общей редакцией Дмитрия Рогозина . 2014 .

Смотреть что такое "ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ" в других словарях:

ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ — состояние межгосударственных и внутригосударственных отношений, при котором существует потенциальная возможность возникновения вооруженного конфликта … Юридическая энциклопедия

Военная опасность — б) военная опасность состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы;. Источник: Указ Президента РФ от… … Официальная терминология

Военная опасность — состояние военно политической обстановки, характеризующееся совокупностью факторов, способных при определенных геополитических, военно стратегических, общественно политических и экономических условиях привести к вооруженному конфликту или войне.… … Пограничный словарь

ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ РЕАЛЬНАЯ — – преднамеренная активизация внутренних и внешних сил, средств и факторов потенциального агрессора вплоть до мобилизации всех сил и открытой демонстрации своей военной мощи в преддверии войны для устрашения другого государства (коалиции… … Война и мир в терминах и определениях

Опасность военная — состояние межгосударственных и международных отношений, характеризующееся угрозой войны. Является следствием политики государств, коалиций, социальных групп, стремящихся к достижению своих экономических, политических, национальных и др. целей с… … Словарь черезвычайных ситуаций

Военная медицина — Под этим названием подразумевается прикладная наука, имеющая задачей путем применения всех соответствующих медицинских знаний упрочить санитарное состояние войск в смысле сбережения их здоровья, устранения всех неблагоприятных внешних условий и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Военная авиация Германской империи — Deutsche Luftstreitkräfte – официальное название немецких воздушных сил в период 1910 –1918. В состав немецких воздушных сил входили: • Военная авиация (Fliegertruppe) • Воздухоплавательные части (Luftschiffertruppe) • Метеорологическая служба… … Википедия

ВОЕННАЯ УГРОЗА — потенциальная опасность войны, которую можно оценить степенью готовности какого либо государства (коалиции государств) к осуществлению нападения на другие государства. Под военной угрозой обычно понимают состояние процессов целенаправленного и… … Война и мир в терминах и определениях

"ВОЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ" — группа делегатов Восьмого съезда РКП(б) (1919), выступавшая против использования старых воен. специалистов на командных должностях в Красной Армии, против единоначалия, против введения Уставов и наставлений, что по существу означало сопротивление … Советская историческая энциклопедия

Несмотря на произошедшие в последние десятилетия коренные изменения военно-политической обстановки в мире, снизившие вероятность мировой войны, военные опасности сохраняются и, более того, имеют тенденцию к усилению. Этому способствует обострение противоречий между западной и восточной цивилизациями, что порождает исламскую экспансию в Западную Европу, национальный и религиозный терроризм и экстремизм, распространение оружия массового поражения и ракетных технологий. В такой ситуации военная сфера имеет особое значение среди многообразия сфер жизнедеятельности государства. Интересы Российской Федерации в данной сфере состоят, в соответствии со Стратегией национальной безопасности, в сохранении суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и её союзников, в обеспечении условий для мирного демократического развития.

2.1. Понятие военной доктрины и её правовая база

Положения Стратегии национальной безопасности применительно к военной сфере конкретизируются в Военной доктрине Российской Федерации.

Военная доктрина – совокупность официальных взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Ныне действующая Военная доктрина утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146.

Правовую основу Военной доктрины составляют:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.
  3. Международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения.
  4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

2.2. Военная безопасность, опасности и угрозы в военной сфере

В целом, Военная доктрина определяет пути и средства обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Военная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения. Определяется отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов. В этих условиях угроза глобальной военной конфронтации заметно снизилась, что положительно сказалось на уровне военной безопасности Российской Федерации.

Вместе с тем на сегодняшний день остаются неурегулированными многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.

При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.

Военная опасность – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы.

Военная доктрина определяет основные внешние и внутренние военные опасности для Российской Федерации.

Основные внешние военные опасности:

  1. Действия НАТО за пределами зоны ответственности блока, приближение инфраструктуры стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока.
  2. Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность.
  3. Развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях.
  4. Создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере.
  5. Милитаризация космического пространства.
  6. Развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия.
  7. Территориальные претензии к Российской Федерации и её союзникам, вмешательство в их внутренние дела.
  8. Распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием.
  9. Нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений.
  10. Применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права.
  11. Наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками государств.
  12. Распространение международного терроризма.
  13. Возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам её союзников.
  14. Наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

Основные внутренние военные опасности:

  1. Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.
  2. Подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации.
  3. Дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

В современном мире военные опасности существуют постоянно. Однако при определённых обстоятельствах военные опасности могут привести к формированию военных угроз.

Военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

Основные военные угрозы для Российской Федерации:

  1. Резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы.
  2. Воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования её стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов.
  3. Создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях её союзников.
  4. Демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или её союзниками государств с провокационными целями.
  5. Активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Реализация военных угроз приведёт к возникновению военного конфликта, в который будет втянута Российская Федерация.

2.3. Сущность и классификация военных конфликтов

Военный конфликт - социально-политическое явление, представляющее собой разрешение социально-политических, экономических, идеологических, национальных, религиозных, территориальных и иных противоречий между государствами (коалициями государств) или политическими силами внутри одного государства в форме вооружённого противоборства и с использованием средств вооружённого насилия.

Военные конфликты различаются по целям, способам и средствам достижения этих целей, масштабам и срокам военных действий, формам и способам вооруженной борьбы, а также по применяемым вооружениям и военной технике.

Классификация военных конфликтов

В зависимости от наличия факта объявления войны все военные конфликты подразделяются на вооружённые конфликты и войны.

Вооруженный конфликт – вид военного конфликта, вооруженное столкновение в условиях отсутствия факта официального объявления войны одной стороной конфликта другой стороне конфликта.

В зависимости от участников вооружённый конфликт может быть:

Война – вид военного конфликта, вооруженное столкновение между государствами (коалициями государств) при наличии факта формального объявления войны.

В зависимости от масштаба и целей сторон войны подразделяются на локальные, региональные и крупномасштабные (мировые).

Локальная война – война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная война – война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Характерные черты современных военных конфликтов:

  1. Комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера.
  2. Массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием.
  3. Расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве.
  4. Усиление роли информационного противоборства.
  5. Сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий.
  6. Повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием.
  7. Создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Особенности современных военных конфликтов:

  1. Непредсказуемость их возникновения.
  2. Наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей.
  3. Возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы.
  4. Заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

2.4. Основы военной политики Российской Федерации

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации осуществляется посредством проведения грамотной военной политики государства.

Военная политика - деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов её союзников.

Основные задачи военной политики Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктриной.

Военная политика Российской Федерации направлена на:

  • недопущение гонки вооружений;
  • сдерживание и предотвращение военных конфликтов;
  • совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

Основным инструментом обеспечения военной безопасности Российской Федерации является военная организация государства, основу которой составляют Вооружённые Силы Российской Федерации.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для:

  • отражения агрессии против неё и (или) её союзников;
  • поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности;
  • обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооруженных Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры.

Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – члена ОДКБ как агрессию против всех государств – членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.

В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия.

Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.

Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооружённых конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твёрдое выполнение положений Военной доктрины.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Содержание Стратегии национальной безопасности применительно к военной сфере конкретизируются в специальном документе – Военной доктрине Российской Федерации, которая, по сути, представляет собой совокупность официальных взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Военная доктрина утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146.

2. В Военной доктрине определены основные внешние и внутренние военные опасности, а также военные угрозы Российской Федерации. Наличие таких угроз и опасностей негативно сказывается на военной безопасности как одной из составляющих национальной безопасности государства.

3. Реализация военных угроз может привести к возникновению военных конфликтов, в которые будет втянута Российская Федерация. В зависимости от наличия факта объявления одним государством другому государству войны военные конфликты подразделяются на войны (война официально объявлена) и вооружённые конфликты (война официально не объявлена, но военные действия ведутся). В зависимости от масштаба и военно-политических целей, войны могут быть локальными, региональными и крупномасштабными. В свою очередь вооружённые конфликты делятся на межгосударственные и внутригосударственные.

4. Военная политика является основным средством обеспечения военной безопасности государства. Главным инструментом военной политики Российской Федерации является военная организация страны. Основу военной организации составляют Вооружённые Силы Российской Федерации.

5. Российская Федерация декларирует своё право на применение – в определённых обстоятельствах – ядерного оружия, в том числе первой.

особое состояние отношений между государствами (или их коалициями), обусловленное сочетанием неблагоприятных политических, экономических, военных и других факторов, способных привести к войне. Предполагает возможность (вероятность) военного давления или применения военного насилия. Основными факторами, обусловливающими военную опасность, являются наличие у сторон существенных противоречий, подготовленной военной силы, а также приверженность хотя бы одной из них к разрешению противоречий применением военной силы.
Военная опасность определяется факторами войны.
К числу основных задействованных факторов войны относятся армия, военно-морской флот, военные инфраструктуры на театре военных действий (ТВД), текущее военное производство.
К потенциальным факторам войны относятся производственные возможности ВПК в особый (предвоенный и военный) период с учетом реконверсии и ассимиляции гражданского производства, запасы вооружения и военной техники, годное к военной службе население, государства-союзники и противники в войне.
Военная опасность носит абстрактный характер, если не конкретизируется другим военным показателем – военной угрозой.. Например, любая ядерная держава потенциально опасна для всех государств мира, однако это вовсе не означает, что она непременно является источником реальной военной опасности.

Читайте также: