Назовите отрасли прокурорского надзора и раскройте кратко их содержание

Обновлено: 12.05.2024

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.11.2020 N 367-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

По своей природе, а также по своему функциональному назначению надзор прокурорской направленности един. Это в свое время обусловлено едиными для всей системы прокуратуры целями, единством определенной системы прокуратуры, и при этом единством правовой базы организации и деятельности прокуратуры.

Тем не менее в силу многообразия деятельности надзорного характера ее широты, наличия сходных общественных отношений в правовой сфере, характеризующихся единством предмета и, что самое главное объекта прокурорского надзора, теми или иными специфическими задачами, и полномочиями должностных лиц, в качестве которых выступают прокуроры, а также потребностей специализации прокурорских работников принято отмечать самостоятельные отрасли или подфункции прокурорского контроля.

Отрасль прокурорского надзора

Отрасль прокурорского надзора — это в большей степени самостоятельная часть единого прокурорского надзора, которая в свое время характеризуется специфическим предметом и, что наиболее важно полномочиями прокуроров, а также характерными именно для этой сферы отношений общественного порядка целями и задачами, которые подлежат решению самими прокурорами. В прокурорской науке конкретный вопрос о том, какие именно направления прокурорского надзора имеют отношение к отраслям, до сих пор остается открытым. Вместе с этим, стоит отметить, что тут потребуется ориентироваться на гражданина, который является законодателем выделяя в Законе о прокуратуре индивидуально наиболее значимые, по его мнению, векторы отвечающие за воплощение в реальность прокурорами надзорных полномочий.

На данный момент времени в едином прокурорском надзоре можно отметить основные направления прокурорского надзора, которые имеют свойственный им предмет.

Первая отрасль — надзор за исполнением законов. В качестве предмета данной отрасли в соответствии с 21 статьей пунктом 1 Закона о прокуратуре является:

  • в первую очередь, соблюдение Конституции Российской Федерации и, что является наиболее важным исполнение определенных законов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, органами федеральной направленности исполнительной власти, законодательными (представительными), а также исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления военного порядка, органами основная задача которых осуществление контроля, их лицами при должности, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением конкретных прав человека в местах принудительного содержания и содействия гражданам, которые в свою очередь находятся в местах принудительного содержания, исправительными органами и руководителями коммерческих, и, конечно, некоммерческих организаций;
  • во-вторых, соответствие определенным законам актов правовой направленности, издаваемых специальными органами и лицами при должности, отмеченными выше.

Такая отрасль надзора является более объемной и сложной. Тут дело заключается в том, что контроль прокурорской направленности распространяется на большую часть субъектов и объектов надзора (юридических и, что важно физических лиц). Также стоит отметить, что проводится надзор за исполнением значительного количества разнообразных по содержанию нормативных документов. Достаточно большой объем документов правовой направленности, издаваемых соответствующими органами, а также лицами при должности, в отношении которых лица являющиеся прокурорами осуществляют контроль. Прокурорами в том случае, если имеются определенные основания проводятся специальные проверки двух видов: исполнения законов и законности документов правового порядка.

Вторая отрасль — надзор за соблюдением конкретных свобод и, конечно, прав человека, и гражданина. Согласно 1 пункту 26 статьи Закона о прокуратуре предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод гражданина, а также человека органами федеральной направленности власти исполнительного характера, законодательными (представительными), и, что наиболее важно исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления военного порядка, органами контроля, их лицами при должности, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением конкретных прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих, и некоммерческих организаций.

Стоит отметить, что приоритетность данной отрасли прокурорского надзора, как одного из самых главных направлений реализации государственной политики в сфере охраны прав и свобод человека, и гражданина, вытекающей из третьей статьи Конституции Российской Федерации, закрепившей обязанность государства соблюдать необходимые требования для защиты прав, а также свобод граждан.

В предмет этой отрасли контроля прокурорской направленности входит выполнение нескольких тысяч документов нормативного характера, объединенных сферой контролирования прав и свобод человека и гражданина, а выполняют данные документы многочисленные организации, учреждения, их лица при должности, а также и руководители коммерческих? и, что самое главное некоммерческие организации. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина занимает достаточно значимое место в общем объеме надзорной деятельности прокуратуры.

Важность у этой отрасли прокурорского контроля определяется тем, что осуществление ОРД, дознания и предварительного следствия имеет отношение к правам конституционной направленности и свободы граждан, их нарушение влечет нередко за собой тяжелые, а порой и непоправимые последствия. Прокурорский надзор в данной области способствует, с одной стороны, соблюдению конкретных прав и свобод участников процесса уголовной направленности, а с другой — совершенствованию качества ОРД, дознания и предварительного следствия.

Четвертая отрасль — надзор за исполнением конкретных законов судебными приставами. Предметом в данной надзорной отрасли выступает соблюдение определенных прав, интересов законного характера, а также свобод физических и юридических лиц в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями принудительного исполнения конкретных решений судебных и каких-либо других органов, законность тех решений, которые были приняты ранее при осуществлении исполнительного производства, а также исполнение законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности органов судебной направленности

Надзор который осуществляется законом за судебными приставами достаточно близок к надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как одной из важнейших его задач является соблюдение прав граждан в ходе принудительного исполнения приставами решений органов судебной власти, и других органов. Данный надзор способствует совершенствованию деятельности ФССП России, ее органов территориальной направленности и конкретных судебных приставов.

Отрасль пятая — надзор за четким исполнение конкретно указанных законов администрациями органов и учреждений, осуществляющих наказание, и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями тех или иных мест содержания задержанных, и заключенных под стражу.

В соответствии с 32 статьей Закона о прокуратуре в качестве предмета данной отрасли надзора выступает:

  • законность нахождения определенных граждан в тех местах, где обычно находятся лица являющиеся задержанными, а также в местах предварительного заключения, трудо-исправительных и других органах и, что естественно учреждениях, исполняющих конкретные меры по наказанию принудительного характера, назначаемые судебным органом;
  • соблюдение установленных законодательством Российской Федерации обязанностей и прав лиц являющихся задержанными, заключенными под стражу, осужденных и лиц, которые в свое время подвергаются определенным мерам принудительного характера, порядка, и условий их содержания;
  • законность исполнения того наказания, которое не имеет никакой связи с лишением свободы.

Значение такой отрасли надзора обычно объясняется исключительной важностью конкретного специфического комплекса законов, занимающихся контролированием важнейших прав и свобод граждан, отбывающих свое наказание, и особенностями деятельности специальных органов, исполняющих данные законы.

Как известно, весь массив законодательства Российской Федерации подразделяется на определенные отрасли.

Отрасль законодательства

Отрасль законодательства — это конкретный закон или же несколько законов в свое время изданных на их основе подзаконных документов, контролирующих общественные отношения однородного характера, в таких сферах как, земельной, экологической, финансовой (или же ее называют экономической), образовательной, сфере по защите (оборонной) и различных других сферах. В качестве отраслей обычно рассматривается определенное земельное законодательство, законодательство экологического характера, законодательство об образовании, законодательство об обороне, и, конечно несколько десятков совершенно иных отраслей законодательства.

С учетом той структуры, которая заключается в законодательстве, то есть определенные наличия относительно обособленных отраслей, появляется и деятельность надзорного характера прокуроров. В процессе проведения той или другой проверки, проверочного деяния они проверяют исполнение не всего законодательства, что просто не получится осуществить, а какого-либо конкретного законодательства, например трудового, или же пенсионного, о нарушении которого к ним поступили сведения.

В связи с этим в конкретных пределах отраслей прокурорского надзора, в особенности таких, как надзор прокурорской направленности за исполнением законов и за соблюдением четких прав и свобод человека, и гражданина, отмечаются более узкие направления или подотрасли надзора (составные части отрасли).

Направление прокурорского надзора

Направления надзора прокурорского порядка — это контроль, который осуществляется за исполнением четко отмеченного закона или же группы законов, контролирующих какие-либо однородные отношения общественного характера.

Следовательно отсюда и происходят названия направлений:

  • надзор прокурорского характера за исполнением жилищного законодательства;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства об гражданском обращении.

В свое время, достаточно большое количество направлений прокурорского надзора подразделяются на более узкие части, которые являются под направлением.

Поднаправления надзора прокурорской направленности — это определенные части составного порядка конкретного направления прокурорского контроля. Речь в данной ситуации идет о четком надзоре за исполнением той части законов, которые осуществляют деятельность по контролю более узкой, но тем не менее общественно значимой части отношений общественного порядка. Например, какое-либо направление прокурорского надзора за исполнением законодательства экологического характера подразделяется на такие поднаправления, как:

  • прокурорский надзор за выполнение специального законодательства о защите тех или иных земель;
  • надзор прокурорского характера за исполнение конкретных норм законодательства о защите недр;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите водных ресурсов;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите лесных территорий;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране воздуха в атмосфере и различные иные поднаправления.

Отсюда получается, что в конкретных рамках отрасли контроля прокурорского характера выделяются направления (подотрасли), а в рамках каждого из направлений возможно наличие неких под направлений.

По своей сущности прокурорский надзор как специфи­ческий вид государственной деятельности един. Это един­ство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры.

Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого проку­рорского надзора порождены:

    1. особенностями законодатель­ства, за исполнением которого осуществляется надзор;
    2. раз­личием субъектов, исполняющих это законодательство;
    3. различием в полномочиях прокуроров.

    Необходимость выделения и некоторого правового, органи­зационного и методического обособления в едином проку­рорском надзоре основных направлений (отраслей) проку­рорского надзора порождена также потребностью в специализации прокурорских кадров.

    В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" выделяются следую­щие основные направления (отрасли) прокурорского надзо­ра:

      • надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;
      • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
      • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
      • надзор за исполнением законов судебными приставами;
      • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

      Надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов

      Более подробно в ФЗ "О прокуратуре" характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы:

        1. федеральные министерства;
        2. государственные комитеты;
        3. службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
        4. представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
        5. органы местного самоуправления;
        6. органы военного управления;
        7. органы контроля;
        8. должностные лица вышеперечисленных структур;
        9. субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
        10. органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

        В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматрива­емой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на прак­тике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере испол­нения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д.

        Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществ­лять надзор за законностью правовых актов, Закон о проку­ратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым долж­ны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами ис­полнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты, по­рождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения , которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постанов­ления, уставы и т.п.

        Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

        Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, госу­дарственными комитетами, службами и иными федераль­ными органами исполнительной власти, представительны­ми (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органа­ми военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также органами управления и руководите­лями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определя­ется сферой общественных отношений, связанных с права­ми и свободами граждан.

        В предмет данной отрасли прокурорского надзора вхо­дит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих пра­ва и свободы граждан и исполнение большого числа зако­нов, объединенных сферой регулирования наиболее важных прав и свобод человека и гражданина. В их числе могут быть названы трудовые, избирательные права, право на со­циальную защиту и обеспечение, равенство прав мужчины и женщины и ряд других. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммер­ческих организаций и их органы управления.

        Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следу­ет особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в обла­сти защиты прав и свобод человека и гражданина в Россий­ской Федерации.

        Надзор за исполнением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, доз­нание и предварительное следствие

        Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключитель­ной важностью для каждого гражданина и государства дея­тельности органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее ре­гулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот по­чему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за испол­нением законов, названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важ­ность.

        Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступле­ний, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок уп­равления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, своевременного и полного рассле­дования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

        Важно отметить, что осуществление прокурорского над­зора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан.

        Надзор за исполнением законов судебными приставами

        Надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление.

        Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти.

          1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
          2. судебные приставы-исполнители.

          Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

          Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава федеральным законам и инструкциям, а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

          Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:

            • надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
            • надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;
            • надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

            Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение - выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

            Основной задачей рассматриваемого направления прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, отно­сительно которых были приняты судебные акты.

            В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.

            Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

            Выделение этой отрасли из еди­ного прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступле­ния, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти зако­ны.

            Режим законности распространяется не только на дозна­ние, предварительное следствие и оперативно-розыскную де­ятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры нака­зания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законода­тельством, прежде всего нормами УИК РФ. Соблюдение ад­министрацией органов и учреждений, применяющих назначен­ное судом наказание, этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание или иные меры принудительного характера, не ме­нее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового го­сударства прокурорский надзор в этом направлении приобре­тает особо актуальное значение, ибо отражает политику госу­дарства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

            Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их за­держания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурор­ский надзор должен выступать гарантией законности осу­ществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора — обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства. Данная деятельность прокурора является час­тью рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.


            Оглавление

            • 1. Прокурорский надзор: определение
            • 2. Прокурор и его деятельность
            • 3. Требования нравственно-этического и профессионального порядка в деятельности прокуроров и следователей
            • 4. Предмет, объекты и субъекты прокурорского надзора
            • 5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора
            • 6. Методика и тактика прокурорского надзора
            • 7. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора
            • 8. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов
            • 9. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
            • 10. Надзор за соблюдением неприкосновенности
            • 11. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное.
            • 12. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом.
            • 13. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

            Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прокурорский надзор. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

            7. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора

            Будучи специфическим видом государственной деятельности, прокурорский надзор характеризуется единством целей (выявление, предупреждение и устранение правонарушений), системы прокуратуры и правовой базы ее деятельности. Но при осуществлении единого прокурорского надзора в разных направлениях есть существенные различия. Есть свои особенности в различных сферах законодательства, за которым производится надзор, различаются субъекты, исполняющие это законодательство. Следовательно, отличны и полномочия прокуроров, осуществляющих надзор в разных направлениях.

            Принято выделять следующие направления (отрасли) единого прокурорского надзора:

            1. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.

            2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

            3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

            4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

            5. Участие прокуроров в судебном рассмотрении дел.

            Это основные направления прокурорского надзора, но прокуроры имеют и ряд других функций:

            — участвуют в правотворческой деятельности;

            — координируют деятельность органов правоохраны по борьбе с преступностью;

            — рассматривают и разрешают обращения граждан (жалобы, заявления и др.), поступающие в органы прокуратуры;

            — участвуют в работе по профилактике правонарушений.

            Наиболее важные задачи, которые решаются путем осуществления прокурорами вышеперечисленных функций, таковы:

            1. Защита охраняемых законом государственных и общественных интересов.

            2. Защита прав и свобод человека и гражданина.

            3. Защита охраняемых законом интересов и прав организаций, предприятий, прочих юридических лиц.

            Читайте также: