Представление радикалов о государственной власти кратко

Обновлено: 12.05.2024

(от лат. radicalis - коренной) - практическая и идеологическая ориентация политики, цель которой выступает принципи­альное изменение общества и политической структуры средствами реши­тельных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватиз­му, умеренности, традиционализму.

Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социальнополитическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политикокультурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и органи­зационных действий. Так, в марксизме подобная ориентация вытекает из объективной необходимости. Люди, особенно вожди, осознают эту необхо­димость и реализуют ее в своей деятельности. Противоположной позицией можно считать подход Л. Н. Гумилева, который считал, что радикализацию осуществляют пассионарии - люди, практически бессознательно проявляю­щие активность в том или ином направлении и создающие новую форму об­щества и политики.

Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобра­зований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадя­щими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экс­тремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преоб­разования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).

В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радика­лизм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радика­лизм активизируется в переломные исторические моменты, когда социаль­ные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.

Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой не­легального радикализма является терроризм. Нелегальный радикализм на­ходится вне закона, он очень опасен, поскольку тесно связан с насилием и авантюризмом. Исторически оправданный радикализм для уменьшения не­гативных последствий нуждается в сдержках и противовесах, желательно, чтобы он был интеллектуально и культурно обоснован. Россия переживает господство полутаровекового радикализма политиков различных партийных ориентаций, деятельность которых сильно запутала политическую и соци­альную ситуацию.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Радикализм политический" в других словарях:

РАДИКАЛИЗМ — (от позднелат. radicalis коренной, лат. radix корень), социальнонолитич. идеи и действия, направленные на решит. изменение существующих институтов. Р. соотносит. термин, обозначающий разрыв с признанной традицией. Исторически он… … Философская энциклопедия

Радикализм — и радикальная партия. Радикализм (от лат. radix, корень)политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) естьпринцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводитьполитическое или иное мнение до его конечных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Радикализм и радикальная партия — Радикализм (от лат. radix, корень) политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) есть принцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Радикализм — У этого термина существуют и другие значения, см. Радикал. Радикализм (лат. radix корень) крайняя, бескомпромиссная приверженность каким либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально… … Википедия

Политический спектр — В большинстве исследований политический спектр способ моделирования различных политических позиций путём расположения их на одной или более геометрических осях, представляющих независимые политические аспекты. Основоположником методики… … Википедия

Радикализм — I и радикальная партия. Радикализм (от лат. radix, корень) политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) есть принцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

радикализм — (от лат. radix корень) термин, обозначающий политические идеи и действия, нацеленные на коренное (радикальное) изменение существующих социальных и политических институтов. Для Р. характерно стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых… … Террор и террористы

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАДИКАЛИЗМ — (от лат. radikalis – коренной) – теория и практика применения решительных мер по коренному социальному преобразованию. П. р. имеет широкий спектр: от умеренно радикального, добивающегося решения отдельных социально политических проблем, до… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

РАДИКАЛИЗМ — ( лат. radicalis коренной) решительное, бескомпромиссное осуществление намерений в том или ином деле, совокупность социально политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных институтов или политической системы в целом.… … Политология: словарь-справочник

Реализм политический — (лат. realis вещественный) политическая идео­логия и практика, ориентирующиеся на реальное общественно политическое основание. Противоположностью реализма являются утопизм, романтизм, аксиологизм, идеологический радикализм и т. д. Реализм,… … Политология. Словарь.

Политическая идеология - что это значит? Идеология - это хорошо или плохо? Кто такие правые, левые и центристы? Откуда взялось это деление? Что такое либерализм, консерватизм и радикализм? Что такое социализм, коммунизм, монархизм и национализм?

Фото Что такое политическая идеология. Кто такие правые и левые?

Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Великобритании

Политическая идеология – это система идей и взглядов на политику, представлений о политическом идеале и способах его достижения. Идеология объясняет, как должны быть устроены власть, общество и государство . Она определяет политические цели и методы партии, движения, группы или целой страны.

Например, коммунистическая идеология предполагает общественную собственность на средства производства, полное социальное равенство. Главным методом перехода от капитализма к коммунизму провозглашается революция. ​

Идеология - это хорошо или плохо?

Опасность любой идеологии в том, что она упрощает действительность, рисует ее схематично. Таким образом, идеология позволяет манипулировать общественным сознанием. Если в определенном обществе идеология является общегосударственной, обязательной и навязывается сверху - это общество уже нельзя считать демократическим .

В то же время политическая идеология может работать во благо. Она дает систему ориентиров и ценностей, настраивает на достижение определенного идеала. Идеология объединяет людей, может мобилизовать их на решение определенных задач.


Кто такие правые и левые?

Традиционно представителей различных идеологий делят по политическому спектру - на левых, правых и центристов. Эти термины появились в эпоху Великой французской революции: в Национальном собрании по правую руку от председателя садились сторонники королевской власти, а по левую руку - республиканцы, сторонники революционных преобразований ( якобинцы )

Левые - политические силы, которые выступают за активное вмешательство властей в экономику, за социальную защиту, равенство. Они призывают к радикальным реформам или революционным методам. К левым относят коммунистов, социалистов и анархистов.

Правые - это те, кто выступает за сильное государство, стабильность, охрану частной собственности. Правыми могут быть и либеральные, и консервативные партии. К правым обычно относят сторонников капитализма, монархистов, а также националистов. Правые отрицательно относятся к революционным методам, выступают за постепенные изменения.

Центристы - политические силы, занимающие промежуточные позиции между правыми и левыми. Они ориентируются на компромисс и сотрудничество. Например, центристами могут быть социал-демократы - сторонники бо́льшего социального равенства при сохранении демократических свобод.


Кто такие консерваторы, либералы и радикалы

Основными современными идеологиями принято называть консерватизм, либерализм и радикализм.

Консерватизм – это охранительная идеология. Консерваторы выступают за сохранение существующего порядка, укрепление общественных устоев.

Главные ценности консерваторов - государство, церковь, семья и другие традиционные общественные институты. Консерваторы обычно признают общественное неравенство естественным и выступают против активного государственного вмешательства в экономику.

Консерваторы выступают против радикальных реформ и революции, поддерживают лишь постепенные эволюционные изменения.

Либерализм – это идеология свободы. Главные ценности либералов: демократические свободы и права человека, экономическая свобода, частная собственность, индивидуализм.

Либералы провозглашают абсолютную ценность человеческой жизни, политическое равенство. Выступают за изменение общества путем реформ, против насильственных преобразований.

Радикализм – это идеология кардинальных перемен. Радикалы выступают за решительное изменение общественных и политических институтов. Например, призывают к полному огосударствлению экономики, изъятию частной собственности и перераспределению материальных благ.

Радикалы стремятся к быстрым переменам, а потому часто выступают за силовые методы - вплоть до экстремистских и террористических.

Радикалы могут быть левыми (например, большевики) и правыми (например, неофашисты).


Какие еще виды идеологии бывают?

Помимо левых и правых, радикалов, либералов и консерваторов можно выделять более узкие идеологические направления. Например, социалисты и коммунисты относятся к левым, но у них тоже есть свои идеологические различия.

Коммунисты стремятся к тотальному равенству, централизованной экономике, распределению материальных благ, к абсолютному госконтролю в социальной сфере - в образовании, здравоохранении и т.п.

Социалисты выступают за социальное равенство, активную поддержку государством социально незащищенных слоев населения, усиление госконтроля в экономике.

Социал-демократы выступают за социальную справедливость, активное участие государства в жизни общества и управлении экономикой при сохранении основных свобод и развитии демократии.

Клерикалы придерживаются религиозной идеологии, выступают за ведущую роль церкви в общественной, политической и культурной жизни.

Либертарианцы провозглашают главными ценностями личную свободу, индивидуализм и частную собственность, стремятся минимизировать государственное вмешательство в жизнь человека.

Монархисты выступают за власть монарха - царя, короля, императора.

Националисты провозглашают приоритет интересов своей нации, считают нацию главной составляющей государства.

Перечислить все виды идеологии невозможно - их десятки, если не сотни: вплоть до таких экзотических, как анархо-феминистки, криптоанархисты или экофашисты.

Консервативное направление

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Либеральное направление

На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление

Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.

Петрашевцы

Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташсвича-Пстрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).

Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России западно-европейских социалистических идей.

В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848—1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

Радикализм (или политический радикализм) – это совокупность политических методов, идей, движений, идеологий, объединений, которые выступают за радикальное изменение общества, бескомпромиссное достижение своих политических целей, фундаментальных изменений государственных или общественных отношений (как правило, считая крайние средства главными, а решительные изменения – конечными).

Очень часто термин радикализм ассоциируется с термином экстремизм с той оговоркой, что радикальные личности и движения часто называют себя радикалами, но никогда – экстремистами.

Также под радикализмом понимают:

  • политическое движение, критикующее социально-политическую систему, в которой живут его сторонники, требующее радикальных изменений и реформ;
  • реализацию попыток кардинально изменить ситуацию в обществе, добиться выполнения рискованных бескомпромиссных требований;
  • название ветви либерализма, идеологии, которая развивалась в XIX в. и оказала значительное влияние на политику некоторых стран Европы и Латинской Америки;
  • духовная установка и способ мышления, следствием которого является решительное действие, последовательно и прямолинейно идущее к намеченной цели, отвергая любой компромисс;
  • отличительная черта определённых общественных движений, политических партий или их отдельных фракций, парламентских групп, политических лидеров, которые характеризуются укоренённостью, бескомпромиссностью и последовательностью своих представлений, мнений, действий, теорий или идеологии;
  • понятие радикальной оппозиции как противоположности умеренной оппозиции.

Сферы и формы радикализма

Радикализм проявляется в различных сферах:

  • политике;
  • философии;
  • этике;
  • религии;
  • экономике и т. д.

Это направление, которое полностью не согласно с господствующими социально-политическими взглядами.

Радикализм бывает разных форм:

Радикализм как крайне левое течение

Радикализм чаще всего касается крайне левых политических течений. В отличие от радикалов, правых называют реакционерами. Исторически радикалами считались:

  • коммунисты;
  • социалисты;
  • анархисты;
  • антиимпериалисты;
  • феминистки;
  • другие группы, считавшие общество несправедливым и нуждающимся в радикальном изменении.

Основные черты радикализма

Основные черты радикализма

Радикализм противоположен консерватизму, умеренности и традиционализму. Радикализм как социально-политический феномен является специфическим типом мышления и комплексом решительных бескомпромиссных действий, ориентированных на обновление общественных отношений путём революционной трансформации базовых принципов общества.

Теория и практика, заключается в отстаивании и применении решительных действий, направленных на осуществление коренных социальных преобразований. Политический радикализм как социально-культурный феномен заключается в ценностных организациях на оппозиционность к существующим структурам, на быстрый темп изменений, на примат силовых методов в достижении политических целей.

Радикализм возник в Англии в конце XVIII в. В эпоху промышленности XIX-XX вв. стал идеологией и практикой социал-демократических и социалистических партий.

Радикализм не отождествляется с нигилизмом, который отрицает конструктивный подход к социально-политическим преобразованиям и решению существующих проблем и вопросов. Важной чертой радикализма является стремление последовательно проводить политику глубоких позитивных изменений в общественной жизни или в определённых областях.

История

В XIX-XX вв. радикализм был сконцентрирован в идеологии и политических программах левых партий социалистической, социал-демократической, коммунистической ориентации, в программах национально-освободительных движений Азии, Африки и Латинской Америки.

В то время радикализм идентифицировали с демократическим крылом либерализма. В отличие от умеренного крыла, радикализм выступал за следующие реформы:

  • отмену имущественного ценза;
  • распространение всеобщего избирательного права;
  • отделение Церкви от государства, последовательное лишение власти Церкви и отнятие её имущества (секуляризацию);
  • социальные реформы;
  • за республику как форму правления.

В большинстве стран Европы возникли радикальные партии (лаицизм, национализм, социал-реформизм и др.). Позже, радикализм отождествлялся с анархизмом, социализмом, cуфражизмом, большевизмом и нацизмом.

Радикализм выступал за либеральную свободу и демократию XIX в. и долгое время служил политическим направлением для левых буржуазных течений (леволиберальный политический спектр).

Этот термин по-прежнему обозначает леволиберальные и радикальные демократические партии, особенно в романских странах (таких, как Франция и Италия).

Радикальные демократические течения

Радикальные демократические течения

Спектр этого термина варьируется:

Либеральный радикализм

Радикалы отличались от более умеренных либералов в основном своими особо далеко идущими политическими целями и остротой дискуссии. Во многих случаях дифференциация либерального спектра этого периода может определяться, в частности, тем, требуется ли конституционная монархия или преследуется ли радикальная цель республики (отмена монархии).

В католических странах, таких как Испания или Чили, в которых Церковь функционировала как краеугольный камень консервативного общественного строя, радикальное крыло либерального движения (как правило, уже светское) отстаивало особенно сильный антиклерикализм и секуляризацию общества.

В Германии радикальные демократы и ранние социалистические революционеры были особенно хорошо представлены в Бадене в 1848 г. Позже левое крыло либералов, в отличие от национал-либералов, стало прямо именоваться радикальными либералами. Демократически-республиканские силы империи были объединены в Немецкую народную партию, а позже – в Германскую либеральную партию.

Недостатки и угрозы политического радикализма

Угрозы политического радикализма

В результате радикализм снова рассматривается как опасность, но на этот раз для правящего демократического строя. Политически он может располагаться как слева, так и справа, или он также может существовать в форме политико-религиозного фундаментализма.

Читайте также: