Структура человека место человека в живой природе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Любое из живых существ, обитающих на нашей планете, может быть отнесено к тому или иному таксону. Этим термином именуют значимые для биологической систематики группы организмов. Таксоны высшего ранга, несводимые в более крупные объединения, — это надцарства. Их всего два. Одно включает прокариот, представляющих собой клетки без ядра, а другое — эукариот, клетки которых имеют ядро. К первому из этих надцарств относятся только бактерии, а ко второму все остальные организмы. За надцарствами следуют царства живой природы (например, царство животных, царство растений, царство грибов и др.), а на самой нижней ступени иерархии таксонов находятся виды, или подвиды, неделимые уже далее ни на какие подгруппы. Между видами и царствами существует несколько промежуточных уровней — роды, семейства, отряды, классы, типы, и, таким образом, каждое животное или растение является одновременно членом множества таксонов разного ранга. Это в полной мере относится и к человеку.

Место человека в системе живых организмов может быть представлено в следующем виде:

Надцарство — эукариоты (Eukaryota)

Царство — животные (Animalia)

Подцарство — многоклеточные (Metazoa)

Тип — хордовые (Chordata)

Подтип — позвоночные (Vertebrata)

Класс — млекопитающие (Mammalia)

Подкласс — живородящие (Theria)

Инфракласс — плацентарные (Eutheria)

Отряд — приматы (Primates)

Подотряд — обезьяны (Anthropoidea)

Инфраотряд (секция) — узконосые (Catarrhini)

Надсемейство — гоминоиды (Hominoidea)

Семейство — гоминиды (Hominidae)

Род — человек (Homo)

Вид — разумный (sapiens)

Таким образом, сколь бы разительно ни отличались люди по своему внешнему облику и особенно по поведению от прочих обитателей Земли, с точки зрения биологической систематики вид человек разумный (Homo sapiens), к которому принадлежит всё современное человечество, представляет собой всего лишь один из таксонов внутри отряда приматов (Primates), равноценный другим таксонам низшего (видового) уровня. Для обозначения таких таксонов биологи традиционно используют латинские наименования, составленные из двух частей. Первая часть имени, пишущаяся всегда с большой буквы, указывает при этом на родовую принадлежность (например, в названии нашего вида первое слово обозначает его принадлежность к роду Homo), а вторая определяет собственно вид. В тех случаях, когда, как это часто бывает, в составе вида выделяются ещё и подвиды, они обозначаются трёхчастными названиями. Так, например, некоторые антропологи, считающие, что люди современного физического типа и неандертальцы должны рассматриваться как подвиды одного вида Homo sapiens, обозначают эти подвиды, соответственно, Homo sapiens sapiens и Homo sapiens neanderthalensis. Если строго следовать правилам биологической номенклатуры, то к названию таксона нужно добавлять ещё имя выделившего его исследователя и год когда это было сделано, например, Homo sapiens Linnaeus, 1758. Но на практике в большинстве случаев обходятся без таких подробностей, и лишь в справочной литературе (каталоги, определители) все формальные требования обязательно соблюдаются.





Рис. 1. Приматы: обезьяна (А), лемур (Б), долгопят (В), тупайя (Г)


Рис. 2. Геохронологическая шкала кайнозойской эры. Звёздочками отмечено предположительное время основных событий в эволюционной истории приматов

СЛОВАРЬ НАЗВАНИЙ ЖИВЫХ И ИСКОПАЕМЫХ ОРГАНИЗМОВ

СЛОВАРЬ НАЗВАНИЙ ЖИВЫХ И ИСКОПАЕМЫХ ОРГАНИЗМОВ Значком (†) отмечены вымершие группы.АВСТРАЛИ?ЙСКИЕ СТРАУ?СЫ, казуарообр?зные (Casuariformes) — отряд нелетающих бескилевых птиц, ограниченный Австралийской зоогеографической областью. Миоцен — ныне.АВСТРАЛОПИТ?К (Australopithecus)

2.6. Место человека в системе живой природы

Азбука общения живых организмов

Азбука общения живых организмов Многообразен мир животных, и каждый существующий вид в своей жизни пользуется довольно сложной и своеобразной сигнализацией. Среди различных способов передачи информации в животном мире значительная роль отводится запахам. Животные и

2.1. Органические соединения в составе живых организмов

2.1. Органические соединения в составе живых организмов Органические соединения характерны только для живых организмов. Можно сказать, что жизнь на Земле построена на основе углерода, который обладает рядом уникальных свойств. Основное значение для выполнения роли

Глава 7. Место человека в системе живой природы

Глава 7. Место человека в системе живой природы Положение человека в системе живой природы отражает его долгий путь эволюции. Это положение мы начнем рассматривать с характеристики класса млекопитающих, к которому принадлежит

Систематика надсемейства Anthropoidea и место в нем человека

Систематика надсемейства Anthropoidea и место в нем человека Система понгид и гоминид представлена ниже (табл. 7.2). Семейство Hominidae было введено в систематику в 1863 г. Т. Гексли, а деление его на подсемейства предложено в 1939 г. американскими палеонтологами У. Грегори и М.

3.4. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды

3.4. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды Во всем разнообразии приспособлений живых организмов к неблагоприятным условиям среды можно выделить три основных пути.Активный путь – это усиление сопротивляемости, развитие регуляторных процессов,

18. Положение человека в системе животного мира

18. Положение человека в системе животного мира Вспомните!Назовите общие признаки представителей типа Хордовые; класса Млекопитающие.Данные сравнительной эмбриологии и анатомии человека и других животных позволяют чётко определить, что по критериям зоологической

29. Роль живых организмов в биосфере

29. Роль живых организмов в биосфере Вспомните!Какое вещество В. И. Вернадский называл живым; косным?Что называют круговоротом веществ в природе?Роль живого вещества в биосфере. Основное внимание в учении о биосфере В. И. Вернадский уделял роли живого вещества. Учёный

К фактам, доказывающим родство человека и животных, можно отнести сходство внешнего и внутреннего строения, сходство ранних стадий эмбрионального развития, а также наличие рудиментарных органов. Рудиментами являются копчик, кожная мускулатура, третье веко, аппендикс, ушная мышца, зубы мудрости и т. д.

К доказательствам животного происхождения относят появление атавизмов, примерами которых могут служить наружный хвост, многососковость, развитый волосяной покров на теле и др.

Неоспоримыми доказательствами происхождения человека являются обнаруженные учёными ископаемые останки предков человека.

В системе животного мира чело­век занимает следующее положение: тип Хордо­вые , подтип Позвоночные , класс Млекопитающие , отряд Приматы , подотряд Человекоподобные , семейство Гоминиды , род Человек , вид Человек ра­зумный ( Homo sapiens ).



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Место человека в системе органического мира"

К настоящему времени общепризнано происхождение человека из животного мира. Ближе всего к человеку находится семейство человекообразных обезьян. (шимпанзе, гориллы и орангутаны).




О родстве человека и животных свидетельствуют многочисленные факты сходства их внешнего и внутреннего строения, наличие рудиментов, атавизмов и палеонтологические находки. Обнаружены многочисленные ископаемые останки предков человека.

Рудиментыэто органы, которые функционировали у наших предков, но затем утратили своё значение. У человека насчитывается более 100 рудиментов. К ним относятся: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), третье веко, участки волосяного покрова на теле, которые уже не могут защитить от холода. Слепая кишка человека имеет небольшой червеобразный отросток – аппендикс.


У грызунов и травоядных животных он активно участвует в пищеварении, способствуя перевариванию грубой растительной пищи. В жизнедеятельности организма современного человека аппендикс эту функцию утратил. Сохранились у человека и мышцы, позволяющие двигать ушами. Только мышцы есть у всех, а управлять ими могут только некоторые люди.

Иногда рождаются люди, имеющие признаки обычные для других животных, но не характерные для человека. Известны случаи рождения детей с хвостами, многочисленными сосками, с выраженным оволосенением лица и больших поверхностей тела. Это атавизмы – свойства и признаки далёких предков, которые так же, как и рудименты, утрачены в процессе эволюции. Их появление объясняется нарушениями эмбрионального развития. Атавизмы встречаются очень редко у отдельных людей.


Важным свидетельством происхождения человека от животных служит сходство эмбрионального развития. Зародыш человека схож с зародышами других животных. Так же, как у зародыша рыб, у него закладываются жаберные щели; как у яйцекладущих млекопитающих, имеется клоака; на ранних стадиях развития есть хвостовой отдел.


Систематическое положение человека среди животных определяется по ряду признаков.

Положение человека в системе животного мира:

род — человек (хомо),

вид — Человек разумный (Хомо сапиенс).

Доказательства такой сложной родословной

У человека на ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда, над ней – нервная трубка, а под ней – кишечная трубка, имеются жаберные щели, сердце развивается на брюшной стороне. Все эти признаки характерны для представителей типа хордовых.

Как и все представители подтипа позвоночных, человек имеет внутренний скелет, основу которого составляет позвоночник.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, кровеносная система замкнутая.

Как представитель класса млекопитающих человек имеет:

1. Грудобрюшную перегородкудиафрагму, участвующую в дыхании. Она разделяет полость тела на грудную и брюшную части.

2. Сердце четырёхкамерное, хорошо развита кора головного мозга.

3. У млекопитающих и человека лёгкие имеют многочисленные воздухоносные ходы, заканчивающиеся альвеолами.

4. В коже располагаются млечные, сальные и потовые железы.

5. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные.

6. Тело имеет постоянную температуру.

7. Зародыш развивается внутриутробно. Женские особи вынашивают плод в матке. Вначале развития плод связан с организмом матери через слизистую оболочку матки, а затем – через плаценту.

8. Характерно живорождение и вскармливание потомства молоком.

По ряду признаков человек ближе всего стоит к существующим в наше время человекообразным обезьянам.

Черты сходства человека и приматов:


1. Они имеют конечности хватательного типа; большой палец руки противопоставлен всем остальным; на пальцах находятся плоские ногти, а не когти.

2. Происходит редукция хвостового отдела позвоночника.

3. Очень близки такие показатели, как биохимический состав крови, структура ДНК и белков. Учёные доказали, что ДНК человека на 99% совпадает с ДНК шимпанзе. Кроме того, шимпанзе и гориллы болеют многими человеческими болезнями (туберкулёз, СПИД и грипп).

4. Сходно внешнее строение: мимика, короткое туловище и длинные ноги, сходное строение ушной раковины, наружного носа и верхней губы.


Помимо большого сходства человека с человекообразными обезьянами ему присущи и видовые признаки Человека разумного, которые отличают его от животных.

Отличительные признаки Человека разумного от других млекопитающих:

1. Вид Человек разумный (Хомо сапиенс) характеризуется хорошо развитым головным мозгом. Его масса втрое больше, чем у гориллы, хотя горилла в три раза тяжелее человека.


2. Кора переднего мозга имеет множество борозд и извилин. С развитием мозга тесно связана способность к абстрактному мышлению, появляется сознание и речь.

3. В скелете черепа человека мозговой отдел заметно преобладает над лицевым в примерном соотношении четыре к одному, в то время как для приматов характерно обратное соотношение.

4. Нижняя челюсть Человека разумного подковообразная, с выступающим подбородком. Это связано с развитием речевой деятельности и мускулатуры языка.

Переход предков человека к прямохождению обусловил ряд изменений в расположении внутренних органов, строении мозга, мышц и скелета.

5. Таз человека имеет форму чаши, грудная клетка широкая.

6. Позвоночный столб приобрёл четыре изгиба, которые служат для сохранения равновесия при движении. Они смягчают толчки при ходьбе, беге и прыжках. У животных таких изгибов нет.

7. Череп человека насажен на позвоночный столб сверху, а не привешен к нему спереди, как у обезьяны.

8. Пальцы ног у человека стали короче, появился свод стопы.

9. Мускулатура нижних конечностей в связи с прямохождением стала более мощной, а кости — массивными.

10. Ноги утратили хватательную функцию и приобрели опорную. У обезьян хватательную функцию сохранили и ноги, и руки.

11. Каждый палец кисти человека обладает значительно большей самостоятельностью, чем у обезьян.


Всё перечисленное подтверждает биологическое единство человека и обезьян и в то же время демонстрирует явные отличия между ними. Основной причиной различий служит то обстоятельство, что человек появился в результате не только биологической, но и социальной эволюции. Чем дальше движется человечество по пути своего развития, тем большее значение приобретает опыт предыдущих поколений. Человек получает его в процессе жизни – через знания, духовные и культурные ценности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ронжина Анна Юрьевна Учитель биологии МБОУ СОШ № 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ронжина Анна Юрьевна Учитель биологии МБОУ СОШ № 11

Ронжина Анна Юрьевна Учитель биологии МБОУ СОШ № 11

Живые организмы состоят из молекул, которые организуются в клетки, Клетки - в.

Живые организмы состоят из молекул, которые организуются в клетки, Клетки - в ткани Ткани – в органы, Органы - в системы органов, Которые создают целостный организм

Тело человека имеет определенную структуру, то есть строение. Основные части.

Тело человека имеет определенную структуру, то есть строение. Основные части тела - это голова, шея, туловище, руки и ноги.

Снаружи тело человека покрыто кожей, а под ней находятся кости и мышцы, образ.

Снаружи тело человека покрыто кожей, а под ней находятся кости и мышцы, образующие опорно-двигательный аппарат. Грудная часть туловища – ребра, грудина и часть позвоночника. Живот состоит из мягких тканей. Внутри туловища есть две полости – брюшная и грудная, которые разделены мышечной диафрагмой. ДИАФРАГМА

Орган – это анатомически обособленная часть тела, имеющая определенную форму.

Орган – это анатомически обособленная часть тела, имеющая определенную форму, строение, месторасположение и выполняющая одну или несколько функций.

Внешние Внутренние (видны при внешнем осмотре) (расположены в полостях тела)

Внешние Внутренние (видны при внешнем осмотре) (расположены в полостях тела)


Надцарство – Эукариоты Царство - Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Кла.

Надцарство – Эукариоты Царство - Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Отряд Приматы Семейство Гоминиды Род Человек (homo) Вид Человек разумный (homo sapiens)

гетеротрофный способ питания (питание органическими веществами), ограниченны.

гетеротрофный способ питания (питание органическими веществами), ограниченный рост способность к передвижению.

Осевой скелет – хорда Нервная трубка Первичная кишка Внутренний скелет Нервна.

Осевой скелет – хорда Нервная трубка Первичная кишка Внутренний скелет Нервная система трубчатая (спинной и головной мозг) Кровеносная система замкнутая


Наличие внутреннего скелета, позвоночника, черепа

Наличие внутреннего скелета, позвоночника, черепа

Живорождение, вскармливание детенышей молоком Постоянная температура тела Диа.

Живорождение, вскармливание детенышей молоком Постоянная температура тела Диафрагма 7 шейных позвонков Строение зубов Четырехкамерное сердце Наружное и внутреннее ухо Волосяной покров Молочные железы

Пятипалая конечность, плоские ногти Большой палец руки противопоставлен остал.

Пятипалая конечность, плоские ногти Большой палец руки противопоставлен остальным Внешнее строение Внутреннее строение Физиологические особенности


Это органы, которые активно функционировали у предков, а сейчас утратили свое.

Это органы, которые активно функционировали у предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились полностью или частично Копчиковые позвонки и мышцы Ушные мышцы Волосяной покров на теле Шейные ребра Третье веко

 Хвост Полное оволосение Многососковость

Хвост Полное оволосение Многососковость

Развитие человеческого мозга Высокоразвитое сознание Речь Прямохождение

Развитие человеческого мозга Высокоразвитое сознание Речь Прямохождение

Изготовление и использование орудий труда Абстрактное мышление

Изготовление и использование орудий труда Абстрактное мышление

Уход от действия естественного отбора Общественный образ жизни

Уход от действия естественного отбора Общественный образ жизни

Создание искусственной системы существования

Создание искусственной системы существования

Большое количество общих черт между человеком и животными указывает на общнос.

Большое количество общих черт между человеком и животными указывает на общность их происхождения



  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 642 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.09.2015 8274
  • PPTX 4.3 мбайт
  • 492 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ронжина Анна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: