Влияние византийского права на страны южной и восточной европы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особенности становления и развития средневековых европейских государств. Роль городов и церкви в этих процессах. Городские республики и городское самоуправление.

Модуль 2. Государство и право в Средние века

Тема 5. Право древнеримской античной цивилизации

Тема 4. Античное государство (древнеримская цивилизация)

Тема 3. Античное государство (древнегреческая цивилизация)

Тема 2. Право древневосточных цивилизаций

Специфический характер правовых систем и источников права в странах Древнего Востока. Роль религиозной идеологии и традиции в древневосточном праве. Закрепление в праве социального неравенства.

Древнемесопотамское право. Эволюция источников права в древних государствах Месопотамии. Первые царские законы. Общая характеристика Судебника Хаммурапи
XVIII в. до н.э. и Среднеассирийских законов (середина II тысячелетия до н.э.). Система изложения норм. Регулирование имущественных отношений. Преступления и наказания. Брак и семья. Судебный процесс.

Традиционное право Индии. Специфический характер права: обычай, дхармашастры, комментарии к дхармашастрам. Доминирующая роль в праве религиозно-ритуальных принципов и норм. Артхашастра (I в. до н.э. – I в. н.э.) и Законы Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.). Система изложения правовых норм. Регулирование имущественных и семейных отношений. Преступления и наказания. Школы индусского традиционного права: Митакшара и Дайябхага.

Древняя Греция. Формирование политической общины и становление государства в Греции. Сущность античного полиса. Основные этапы развития демократической рабовладельческой республики в Афинах и аристократической республики в Спарте. Реформы Солона и Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах. Система управления в Афинах и Спарте. Кризис афинской демократии.

Древний Рим. Возникновение государства в Риме. Утверждение республики. Реформы Сервия Тулия. Трибунал и ранние диктатуры. Сенат. Расцвет и упадок республиканской формы правления. Военные диктатуры, цезаризм и режим личной власти. Установление монархической формы управления: принципат и доминат. Роль армии в государственном механизме. Кризис и раскол Римской империи.

Древний Рим. Основные этапы истории римского права. Развитие источников права. Законы XII таблиц. Преторский эдикт и труды римских юристов. Институции Гая. Кодекс Юстиниана. Утверждение института частной собственности. Основные институты предклассического, классического и постклассического римского права.

Тема 6. Средневековые государства Западной и Юго-Восточной Европы (европейская средневековая цивилизация)

Государство франков.Становление и развитие раннефеодального государства франков. Государственный строй франкского королевства эпохи Меровингов. Реформы Карла Мартелла (VIII в.). Дворцово-вотчинная система управления и ее эволюция. Франкская империя эпохи Каролингов.

Франция.Становление феодального государства Франции. Политическая децентра-лизация. Утверждение сеньориальной монархии (IX-XII вв.) и ее основные социально-политические институты. Начало процессов централизации государственной власти в XIII в. Реформы Людовика IX. Образование сословно-представительной монархии в XIV в. Генеральные штаты. Великий мартовский ордонанс. Установление абсолютной монархии. Создание централизованного аппарата управления в XVI-XVIII вв. Реформы Ришелье. Государственные финансы. Армия. Суд.

Германия.Раннефеодальная монархия (X-XII вв.) Закрепление политической децентрализации в Германской империи. Золотая булла (XIV в.). Особенности германской сословно-представительной монархии. Рейхстаг и Имперский суд. Княжеский абсолютизм. Государственный строй Пруссии и Австрии. Режим просвещенного абсолютизма.

Англия.Раннефеодальные англосаксонские государства. Влияние нормандского завоевания XI в. на развитие феодального общества и государства. Усиление королевской власти в XI-XII вв. Реформы Генриха II (XII в.). Великая хартия вольностей 1215 года. Образование и развитие парламента. Особенности английского абсолютизма. Органы местного управления. Армия. Суд.




Византия. Эволюция государственного строя. Высшие органы государственной власти. Центральное и местное управление. Армия. Суд. Положение и роль церкви в государстве.

Византийское право. Позднеримская правовая традиция. Источники права: императорские указы (Базилики), жалованные грамоты (Хрисовулы), сборники законов и комментариев к ним (Кодекс Феодосия, свод Юстиниана, Эклога), сборники для судебной практики (Прохирон, Эпанагога). Влияние византийского права на страны Южной и Восточной Европы.

Французское право.Эволюция источников феодального права. Деятельность глосса-торов и постглоссаторов, их влияние на развитие права. Унификация права. Кутюмы Бовези XIII в. и другие своды обычного права. Право феодальной собственности на землю. Обязательственное право. Государственная регламентация производства и торговли. Уголовное, семейное и наследственное право. Судебный процесс.

Германское право.Эволюция источников феодального права. Саксонское и Швабское зерцала (XIII в.); Каролина 1532 г.; Прусское земское уложение 1794 г. (их общая характеристика и основные институты). Регулирование гражданско-правовых отношений. Брачно-семейное и уголовное право.

Английское право.Своеобразие источников английского права. Формы судебных исков. Статуты и судебные прецеденты, трактаты английских юристов. Формирование двух систем права: общего и справедливости. Регулирование права собственности. Институт доверительной собственности. Основные институты обязательственного, семейного, наследственного и уголовного права. Судебный процесс.

Особенности становления и развития средневековых европейских государств. Роль городов и церкви в этих процессах. Городские республики и городское самоуправление.

Модуль 2. Государство и право в Средние века

Тема 5. Право древнеримской античной цивилизации

Тема 4. Античное государство (древнеримская цивилизация)

Тема 3. Античное государство (древнегреческая цивилизация)

Тема 2. Право древневосточных цивилизаций

Специфический характер правовых систем и источников права в странах Древнего Востока. Роль религиозной идеологии и традиции в древневосточном праве. Закрепление в праве социального неравенства.

Древнемесопотамское право. Эволюция источников права в древних государствах Месопотамии. Первые царские законы. Общая характеристика Судебника Хаммурапи
XVIII в. до н.э. и Среднеассирийских законов (середина II тысячелетия до н.э.). Система изложения норм. Регулирование имущественных отношений. Преступления и наказания. Брак и семья. Судебный процесс.

Традиционное право Индии. Специфический характер права: обычай, дхармашастры, комментарии к дхармашастрам. Доминирующая роль в праве религиозно-ритуальных принципов и норм. Артхашастра (I в. до н.э. – I в. н.э.) и Законы Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.). Система изложения правовых норм. Регулирование имущественных и семейных отношений. Преступления и наказания. Школы индусского традиционного права: Митакшара и Дайябхага.

Древняя Греция. Формирование политической общины и становление государства в Греции. Сущность античного полиса. Основные этапы развития демократической рабовладельческой республики в Афинах и аристократической республики в Спарте. Реформы Солона и Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах. Система управления в Афинах и Спарте. Кризис афинской демократии.

Древний Рим. Возникновение государства в Риме. Утверждение республики. Реформы Сервия Тулия. Трибунал и ранние диктатуры. Сенат. Расцвет и упадок республиканской формы правления. Военные диктатуры, цезаризм и режим личной власти. Установление монархической формы управления: принципат и доминат. Роль армии в государственном механизме. Кризис и раскол Римской империи.

Древний Рим. Основные этапы истории римского права. Развитие источников права. Законы XII таблиц. Преторский эдикт и труды римских юристов. Институции Гая. Кодекс Юстиниана. Утверждение института частной собственности. Основные институты предклассического, классического и постклассического римского права.

Тема 6. Средневековые государства Западной и Юго-Восточной Европы (европейская средневековая цивилизация)

Государство франков.Становление и развитие раннефеодального государства франков. Государственный строй франкского королевства эпохи Меровингов. Реформы Карла Мартелла (VIII в.). Дворцово-вотчинная система управления и ее эволюция. Франкская империя эпохи Каролингов.

Франция.Становление феодального государства Франции. Политическая децентра-лизация. Утверждение сеньориальной монархии (IX-XII вв.) и ее основные социально-политические институты. Начало процессов централизации государственной власти в XIII в. Реформы Людовика IX. Образование сословно-представительной монархии в XIV в. Генеральные штаты. Великий мартовский ордонанс. Установление абсолютной монархии. Создание централизованного аппарата управления в XVI-XVIII вв. Реформы Ришелье. Государственные финансы. Армия. Суд.

Германия.Раннефеодальная монархия (X-XII вв.) Закрепление политической децентрализации в Германской империи. Золотая булла (XIV в.). Особенности германской сословно-представительной монархии. Рейхстаг и Имперский суд. Княжеский абсолютизм. Государственный строй Пруссии и Австрии. Режим просвещенного абсолютизма.

Англия.Раннефеодальные англосаксонские государства. Влияние нормандского завоевания XI в. на развитие феодального общества и государства. Усиление королевской власти в XI-XII вв. Реформы Генриха II (XII в.). Великая хартия вольностей 1215 года. Образование и развитие парламента. Особенности английского абсолютизма. Органы местного управления. Армия. Суд.

Византия. Эволюция государственного строя. Высшие органы государственной власти. Центральное и местное управление. Армия. Суд. Положение и роль церкви в государстве.

Византийское право. Позднеримская правовая традиция. Источники права: императорские указы (Базилики), жалованные грамоты (Хрисовулы), сборники законов и комментариев к ним (Кодекс Феодосия, свод Юстиниана, Эклога), сборники для судебной практики (Прохирон, Эпанагога). Влияние византийского права на страны Южной и Восточной Европы.

Французское право.Эволюция источников феодального права. Деятельность глосса-торов и постглоссаторов, их влияние на развитие права. Унификация права. Кутюмы Бовези XIII в. и другие своды обычного права. Право феодальной собственности на землю. Обязательственное право. Государственная регламентация производства и торговли. Уголовное, семейное и наследственное право. Судебный процесс.

Германское право.Эволюция источников феодального права. Саксонское и Швабское зерцала (XIII в.); Каролина 1532 г.; Прусское земское уложение 1794 г. (их общая характеристика и основные институты). Регулирование гражданско-правовых отношений. Брачно-семейное и уголовное право.

Английское право.Своеобразие источников английского права. Формы судебных исков. Статуты и судебные прецеденты, трактаты английских юристов. Формирование двух систем права: общего и справедливости. Регулирование права собственности. Институт доверительной собственности. Основные институты обязательственного, семейного, наследственного и уголовного права. Судебный процесс.

Прежде всего следует отметить, что Византия была "золотым мостом" между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.
Несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г. , поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития. Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т. к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

Восточная Римская империя перед тем, как начался ее упадок, оказала выдающиеся услуги цивилизации: она возродила разрушенную вторжениями Италию. Романья, Пентаполис (Анкона и Римини), Истрия, Венеция, Сицилия и в первую очередь Великая Греция (это древнее название Южной Италии, где с начала античной эпохи были греческие колонии. - Пер. ) благодаря империи снова стали оазисами богатства на разоренном варварами полуострове. С помощью дипломатии и военного превосходства, а еще больше - деятельности своих миссионеров и престижа своей культуры Византия совершала в варварском мире Востока то же дело распространения цивилизации, которое раньше выполнил Рим в западном мире. Она цивилизовала этих варваров, привела их к христианству и при этом научила пользоваться преимуществами упорядоченного и плодотворного труда. Она сделала греческими и славянскими прежние римские земли - влахов в Эпире (влахи, или валахи, - в Средние века название говорившего на восточно-романских языках народа. Влахи на Дунае стали предками румын. - Пер. ), Южной Албании, Акарнании, Фессалии и в Пинде, хотя так и не смогла отучить многих из новых жителей этих земель от привычки к разбою и не убедила перейти от пастушеской жизни к земледелию. Империя не удержала албанцев от возвращения к дикой и примитивной племенной жизни, но, по крайней мере, сумела поднять до цивилизованного существования народы великой славянской общности народов, для которой стала истинной учительницей. Она распространила свою цивилизацию среди славян Дакии, которые, смешавшись с колонами-латинянами, стали будущими румынами, а также среди славян Моравской державы (Великоморавская держава, Моравское княжество - сильное славянское государство IX-X вв. В 905-906 гг. было разгромлено венграми, полностью истребившими или ассимилировавшими славян на территории современной Венгрии (до того - славянской) и поработившими словаков. На оставшихся независимыми землях Моравского княжества (Силезия, Южная Польша, земли сербо-лужицких славян, Чехия) образовался ряд государств, в частности Пражское княжество - ядро Чешского государства. - Ред. ), которых византийские апостолы Кирилл и Мефодий в IX в. обратили в греческую веру, и среди словенцев в Паннонии и Норике. Позже у моравов и словенцев византийское влияние было вытеснено влиянием Запада, но византийская цивилизация уцелела у славянизированных румын в Трансильвании.

Византия привела к цивилизованной жизни и другие народы. В Мезии жили болгары, грубые и свирепые юрки, которые в VII в. (659) явились из южнорусских степей и поселились на обоих берегах Дуная, под влиянием Византии приняли православие (864-865) и ославянились очень быстро, причем до такой степени, что перешли на славянский язык. Эти грозные налетчики, преобразованные влиянием Византии, стали такими же, как славяне, - отказались от тюрбанов, штандартов из конских хвостов и власти мелких военных вождей, стали носить византийскую одежду и копировать византийские общественные учреждения. Они создали деспотическую монархию, их верховный правитель ( хаган, коган, хакан ) провозгласил себя царем, и в начале X в. тогдашний болгарский царь основал царство, часть которого была расположена на Балканах, а часть за Дунаем. Он соперничал с тогдашним басилевсом так успешно, что тот после отчаянной борьбы был вынужден уничтожить его.

Таким образом, Восточная Римская империя в течение раннего Средневековья выполняла задачу первостепенной важности. Получив наследство Рима, она преумножила его. Империя оставила глубокий след во всех отраслях труда. Она сумела колонизировать христианские земли Восточной Европы, цивилизовала варваров и призвала их к мирному плодотворному труду. Она дала мощный импульс всем видам экономической деятельности и подняла на величайшую высоту процесс создания богатства. В области общественных отношений империя добилась лишь частичного успеха в защите свободного труда и свободной собственности от эксплуатации и незаконного захвата аристократией, но все же отменила рабство и всеми силами старалась поддерживать средний класс - и городской, и сельский. Таким образом, она была в авангарде цивилизации и несла дальше ее великие традиции. Именно в Восточной Римской империи Запад прошел часть уроков той школы, в которой он готовился, в свою очередь, выполнять свою задачу в деле распространения цивилизации.

На протяжении эпохи раннего Средневековья, Византийская империя переживает свой расцвет в культурной, социально–экономической и политической сфере, вобрав в себя черты позднеримской империи, деспотических монархий Востока и Западноевропейского феодализма.

Византийские купцы вели активную торговлю со странами Малой Азии, Китаем, Индией, Аравией, Согдианой, Ираном. Достигли берегов Британских островов и Скандинавии, создали торговые фактории в Неаполе, Равенне, Марселе и Карфагене. Активные торговые связи объединяли империю со странами Причерноморья и Кавказа, а византийская монета приобрела статус международной валюты.

Однако, к концу периода, империя впадает в эпоху кризиса, обусловленного внутриполитическими тенденциями и иностранными вторжениями. В своем развитии она сближается со странами Западной Европы, что было обусловлено рядом реформ, проведенных императорским домом Комнинов, на некоторое время стабилизировавшие ситуацию, но в целом не сумевшие остановить процесса ослабления центральной власти, упадка боеспособности армии и флота.

$IX– XI$ века были ознаменованы окончательным оформлением феодального строя в Европе, включая Византию. При всем многообразии стран, можно выделить несколько характерных черт данного процесса.

  • Феодальная собственность на землю в виде вотчины.

Вотчина – Наследственное земельное владение, включавшее в себя непосредственно землю, находящиеся на ней постройки, а также инвентарь и посаженных на нее холопов.

  • Зависимые от землевладельца крестьяне, уплачивающие феодальную ренту.
  • Трансформация свободной сельской общины в зависимую, где традиционные формы землепользования переросли в средства эксплуатации крестьянства.
  • В Византии, наряду с феодальной собственностью, большое значение имела земля императора. На территории империи появляется три категории землевладения: частная собственность отдельных лиц, коллективная собственность, государственная собственность, постепенно перераставшая в личное императорское владение. Юридический статус земель напрямую влиял на условия жизни и имущественное состояние, проживающего на них крестьянства.
  • Господство натурального хозяйства.
  • Основная форма зависимости - барщинная система и натуральный оброк.

Готовые работы на аналогичную тему

Барщина - форма феодальной ренты, заключавшаяся в обязанности выполнения сельскохозяйственных работ на земле феодала, за полученный в пользование земельный участок.

Оброк – натуральная или денежная рента, взимающаяся с крестьян в пользу землевладельца или государства.

По сравнению с Западной Европой, крупному землевладению Византии были присуще три особенности:

  1. Меньшие размеры феодальных владений.
  2. Отсутствие строгой иерархической структуры, и отношений вассалитета. Часто императоры из неосвоенного фонда одаривали землями талантливых военачальников и клириков.
  3. Отсутствие у землевладельцев приоритетного права высшей юрисдикции и освобождения от налогообложения.

Данные особенности стали поводом для недовольства земледельческой аристократии, вследствие чего, $XI$ век прошел под знаком ожесточенной политической борьбы.

К началу $IX$ века центр торговли переместился на Балканы, где византийцы активно вступали в торговые взаимоотношения со славянами, арабами, Венецией, Равенной и Амальфи. К середине века ремесленное производство вновь набирает обороты, на смену коллегиям приходят корпорации.

Корпорация – крупное профессиональное объединение, образованное с целью ведения экономической деятельности в определенной сфере. В отличие от коллегий, формировались по добровольному принципу, таким образом, превращаясь из повинности в привилегию.

Однако, в обмен на привилегию первоочередного получения заказа, корпорации были опутаны сетью обязательств и ограничений, решительно отличавших их от городских центров Средневековой Европы.

Главу корпорации назначал эпарх, отвечавший за сбор налогов и пошлин, соблюдение профессиональной этики и норм морали. Деятельность торговцев жестко контролировалась городской администрацией, регламентировавшей норму добычи сырья и объемы производства, место и время совершения торговых операций.

Византия и Европа

До времени оформления державы Карла Великого, Византия расценивалась как законная наследница Римской империи, а страны Западной Европы, хоть и номинально, но признавали ее превосходство.

В самом государстве, получила широкое распространение доктрина божественного происхождения императора, сосредоточившего в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, окруженного роскошью и поклонением.

Ход борьбы, неоднократно обострявшийся на политической и материальной почве, прикрывался догматическими, обрядовыми и религиозными спорами. Обе стороны были неуступчивы, а взаимная антипатия подогревалась торгово-ремесленной конкуренцией Византии и Италии.

К $IX$ веку Венеция получила полную независимость от империи, и таким образом, все дальнейшие отношения между странами выстраивались на основе равноправного партнерства. Однако, отношения с Венецией отступают на второй план вследствие укрепления позиций Франкского государства и присвоения Людовиком титула императора. В связи с чем, попытка заключения союза между державами в $816$ году обернулась полной неудачей.

Сын Оттона $II$ и принцессы Феофано – Оттон $III$, презирая варварскую грубость германцев, мечтал восстановить мощь Римской империи со столицей в Риме, подражая византийским монархам. Однако, юный мечтатель, планировавший доставить немало забот империи, неожиданно умер в возрасте $22$ лет.

К началу $XI$ века на территории южной византийской Италии сохранялось долгожданное спокойствие, благодаря помощи венецианского флота. Но, спустя некоторое время, с севера, на Византию двинулся новый мощный враг – норманны, первый отряд которых, прибыл сюда по приглашению Мела, поднявшего антивизантийское восстание. Однако, мятежники потерпели поражение в битве при Каннах. Эта победа настолько укрепила позиции Византии, что император Михаил $IV$ Пафлагонец в $30$-х годах $XI$ века даже инициируовал экспедицию на Сицилию, с целью очищения острова от арабского завоевания, потерпев, в конечном счете неудачу.

В борьбе с Византией, норманны искусно использовали разногласия империи с папским престолом и, встав на сторону Рима, медленно, но верно продвигались по территории Италии.

Таким образом, к $XI$ веку империя оказалась в довольно сложной ситуации. Малая Азия была в руках турков-сельджуков, теснившие империю с севера норманны, переправившись через Италию на Адриатическое побережье Балканского полуострова, овладели крепостью Даррахием, Македонией и Фессалией. Лишь в $1085$, предоставив венецианским купцам право беспошлинной торговли, Византия смогла вытеснить норманнов с Балкан.

византия-1-1

В 2013 году христианский мир отмечал ( не могу сказать - праздновал) 1700-летие Миланского эдикта, или Эдикта милости, согласно которому Христианство признавалось разрешённой религией в Римской империи. По степени освещённости в СМИ этот юбилей уступал, пожалуй, даже рядовому Чемпионату мира по футболу. Международные институции - ООН, ЕС, ПАСЕ - по большому счёту проигнорировали юбилей. Не многим лучше обстояло дело и в христианских государствах (за исключением Сербии). Для сравнения приведём некоторые факты из хроники всемирного празднования 1600-летия Миланского эдикта в 1913 году.

Одним из центров западного паломничества в 1913 году стал Мец в Лотарингии, тогда принадлежавшей Германии. По всей Франции воздвигались кресты в память видения Св. Константину.

В Милане построили храм Св. Креста в романском стиле.

На мессе в Лондоне, отслуженной в рамках торжеств 1600-летия Миланского эдикта в октябре 1913 года, среди прочих присутствовали баронет, член парламента Стюарт Коутс, баронет Чарльз Пастон-Купер, леди Оллчин, барон Стаффорд-Джернингем (1). А сколько представителей британской аристократии обратили внимание на юбилей 2013 года? Молчание, молчание.

Православная Россия, хранительницы Истины Христовой, по-своему отметила юбилей. Святейший Правительствующий Синод в ознаменование 1600-летия издания Миланского эдикта в указе от 4-8 марта определил:

2). В этот день после Литургии совершить молебствие Кресту Господню и Царю Константину с крестным ходом и с целодневным церковным звоном;

3). В духовно-учебных заведениях устроить торжественные собрания.

4). При выборе тем для сочинений воспитанниками этих школ обратить особенное внимание на темы, связанные с миланским эдиктом.

5). Выпустить общедоступную брошюру о св. Императоре Константине (2).

Сербия тоже отмечала 16 веков провозглашения Миланского эдикта: празднование состоялось 28 - 30 декабря 1913 года в Нише, в присутствии членов Королевской семьи Караджорджевичей, делегаций из православных стран и Православных Церквей России, Греции, Болгарии, Румынии, Венгрии.

Мало кто вспомнил о том, что Крест есть знамение Победы, и поэтому юбилей 2013 года есть юбилей ПОБЕДЫ Христианской цивилизации над языческим злонравием.

Зато все христианские авторы, писавшие на темы Эдикта в нынешнем году, единодушно признают - сейчас наступают новые времена гонений на Церковь Христову.

Традиционность ищет себе убежища в стенах государственных учреждений, в церквах, театрах, библиотеках - и нигде не находит. Отречение Бенедикта Шестнадцатого - очень яркое доказательство правоты моих суждений.

Иными словами, элита была хранительницей нравственных ценностей - вне зависимости от того, какие прегрешения допускались её отдельными представителями. Истину признавали Истиной, а кое-кто (Фома Кемпийский, Блез Паскаль) даже догадывался, что Истина есть Христос.

Посмотрим на современную европейскую элиту. Откуда она, кстати говоря, взялась?

Происхождение элиты определяется не столько родословными, сколько теми ценностями, на верность которым элита - осознанно или неосознанно- присягает. Наполеон был корсиканским дворянином, но для истории этот факт ничего не значит - Наполеон есть дитя Революции, свергшее, как Зевс Кроноса, свою родительницу. Не думаю, что баронский титул мадам Эштон что-либо значит после присяги Революции, принесённой баронессой на Майдане.

Итак, каковы же ценности, презентуемые обществу современной европейской элитой? Взглянем на них с точки зрения Христианский Истины.

Однако пока имеет место не только замалчивание душевной болезни Европы, но и принятие болезни в качестве эталона здоровья.

Каковы же истоки этой болезни, опасной для человечества?

Разрушение душевной гармонии всегда связывалось в православной антропологии с совершением греха.

2. Восточное влияние в римской Галлии

Западная часть Римской империи к моменту своей гибели (476 г.) напоминала орех с сохранившейся толстой кожурой, но совершенно истлевшей сердцевиной. Роль кожуры ореха выполняли Галлия, Испания и Северная Африка, сердцевиной же была Италия, столь сильно наводнённая германскими племенами, что местное население уже не могло возвысить голос в свою защиту.

Лояльное Риму население Галлии оказалось в трагическом положении. Перед ним лежал мучительный выбор: покориться ходу вещей или попытаться воссоздать римскую государственность в собственных пределах.

Император Зинон (или Зенон - в зависимости от латинского или греческого произношения), в то время управлявший восточной частью Римской империи, считал, что разделение государства, произведённое в 395 году, было ошибкой. Поэтому он не стал помогать ни Ромулу Августулу, ни Юлию Непоту сохранить за собою призрачную власть западных Императоров. Ему хотелось утвердить римское влияние на более прочных основаниях. С этой целью он включил германских вождей Одоакра, а затем и Теодориха в состав римской администрации, убедив их признать (хотя бы и чисто символическое) главенство Константинополя в делах Италии. Позднее, при св. Юстиниане, это главенство превратится в реальное.

Но, быть может, мы говорим о бумажных связях и зависимостях, не имевших никакого отношения к социальной реальности? Нынешние поклонники Запада ответят на этот вопрос утвердительно. В самом деле, какое отношение Греция и другие восточные провинции имели к Галлии в пору падения Западной части Империи?!

Но имеющиеся в нашем распоряжении факты говорят - греческое и вообще восточное влияние в Галлии было настолько ощутимо, что игнорировать его нельзя.

Символом греческого влияния в Галлии является Массилия (Марсель) - колония, основанная жителями Фокиды около 600 года до Р.Х.

Св. Иоанн Кассиан Марсельский (ок. 360-435) был учеником восточных подвижников, впитал опыт монастырей Синая, Сирии, Греции. В 415 году он основал два монастыря восточной традиции в Марселе (11).

К числу греческих колоний в Галлии относились, помимо Массилии, Анфиполис (Антиб), Никея (Ницца), Ольвия, Тауросис, Арелат (Арль), Роданусия (Сен-Жиль - место жительства св. Эгидия), Агафа и Эмпорион. Греки, между прочим, считаются строителями Монако.

К моменту прихода в Галлию первых христиан население этих колоний в значительной мере потеряло свой греческий облик, смешавшись с римлянами и галлами. Однако греческий язык всё ещё звучал в южной Галлии, и представители христианской греческой образованности могли свободно беседовать с потомками соотечественников.

На другом конце Галлии, в аквитанской Пиктавии (Пуатье), греческий язык тоже изучался, хотя и в меньшем объёме.

Прибыв в Галлию, святой Евтропий поселился на землях, населенных кельтским племенем сантонов. Главным городом здесь был Медиолан сантонов (лат. Mediolanum Santonum). Ныне на его месте находится французский город Сент в области Пуату (14).

В Провансе, а затем на одном из Леринских островов подвизался св. Гонорат Леринский (Арелатский, 365 - 429), в начале 5-го столетия совершивший паломничество в Грецию.

Наконец, тесные связи с Грецией имел и Париж! Святая Геновефа (Женевьева) со стороны отца происходила из древнего галльского рода, мать святой - Геронтия - была гречанкой. В 429 году святой Герман Оксерский был проездом в их доме и предсказал маленькой Женевьеве великое будущее. С пятнадцатилетнего возраста будущая покровительница Парижа вела аскетическую жизнь в родительском доме, а после смерти родителей жила в Лютеции Паризийской, которая тогда не выходила за пределы острова Сите. В 451 году, когда Парижу угрожали вторгнувшиеся в Европу орды Аттилы, Женевьева предсказала, что Париж будет спасён. Потерявшие надежду горожане хотели убить святую, но Аттила в самом деле отвёл свои орды от города в сторону Каталаунских полей, где и был разбит. После этого слава святой возросла. Она завоевала уважение города также щедростью, безупречной нравственностью и пламенной верой. Во время пятилетней осады Парижа франками Женевьева привела по реке в город суда со съестными припасами и раздала их народу. Женевьева благословила постройку над могилой святого Дионисия церкви, при которой Король Дагоберт I Меровинг основал позже аббатство Сен-Дени.

Обобщая всё сказанное выше, мы можем с уверенностью сказать - греческое, восточное влияние в Галлии к моменту её завоевания франками было велико. Оно не исчезло и при Меровингах, в чём мы сможем убедиться из следующей главы.

3. Восточная Империя и династия Меровингов.

византия-2-1

Влияние Восточной Империи на Королевство франков имело политическое, экономическое, религиозное и социальное влияние.

Василевс Анастасий I Дикор (правил в 491-518 гг.) заключил с Хлодвигом тайный союз, направленный против вестготов (15).

Св. Юстиниан I (годы правления 527-565) стремился к заключению прочного союза с франками. Франкские короли Хильдеберт (511 - 558 гг.) и Теодеберт (533/534 - 547/548 гг.) добились утверждения уступки им Прованса Императором Юстинианом (впрочем, позднее Византия попытается вернуть Прованс, хотя и неудачно).

На Соборе епископов Королевства в 529 году было решено устраивать школы при храмах и монастырях, и при школе Св. Мартина Турского применялся учебник византийского грамматика Присциана.

Отец Святого Элигия, придворного Королей Хлотаря II и Дагоберта I, именовался Евхерием (распространённое греческое имя в Галлии). Сам Св. Элигий посещал Восточную Империю (16).

В 582 году в Марселе византийский ставленник Гундобальд провозгласил себя Королём, но неудачно (17). Ему помогал патриций Юний Муммол - примечательная личность (о нём будет речь ниже). Вероятно, проект воцарения Гундобальда был плодом мечты воинственного Императора Маврикия.

Впрочем, и после этого инцидента связи между Византией и Меровингами не прервались вполне, о чём свидетельствует Анри Пиренн.

Общины греческих купцов и монахов существовали в V - VII веках в Нарбоннском регионе.

Во время вступления Короля Гонтрана в Орлеан в 585 году его встречала колония сирийских купцов, которые приветствовали его на своем наречии. Сирийские торговцы в 589 году жили и в Нарбонне (19).

К эпохе заката византийско-меровингских отношений относится загадочная история Святого Эгидия (Сен-Жиль).

Интересно, что единственные сохранившиеся оригинальные элементы монастыря Св. Эгидия XII века - коринфские колонны. Память о Родине подвижника.

По преданию, майордом франков Карл Мартелл, совершивший смертный грех, был прощён по молитве греческого анахорета. Мрачное предзнаменование! В нашей истории впервые появляется майордом, и его жизнь омрачена смертным грехом. Последователи Карла Мартелла не были так совестливы.

Греческих отшельников Галлии почитали не только Короли. В народе прославились имена Святого Кириака из Пуату, защитника Православия в борьбе с ересью Ария, строгого аскета Св. Патрокла Буржского (496 - 576/577).

В Галлии распространялось почитание восточных мучеников.

Монастырь святых мучеников Сергия и Вакха в Анжере (Сан-Серж) был основан не позднее середины 7-го века и впервые упоминается в грамоте Короля франков Хильдеберта Четвёртого Меровинга в 705 году: « monasterio quod est in honore pecularis patroni nostri sancti Sergii et domini Medardi episcopi «.

Реликвии свв. Сергия и Вакха были переданы из Византии в Галлию в Шестом и Седьмом столетиях (24), причём Григорий Турский указывает на Юния Муммола, выходца из галло-римской семьи и известного политического деятеля Галлии, как на инициатора принесения реликвий.

Примечательно, что после падения Меровингов монастырь Сан-Серж пришёл в запустение и был восстановлен только около 1000 года бенедиктинцами.

После кончины Дагоберта I в 639 году власть Меровингов стала слабеть. Политическое влияние в обоих королевствах (Нейстрии и Австразии) переходило в руки майордомов, или палатных мэров - франкских аристократов, заведовавших Королевским хозяйством.

Власть майордомов уже в Седьмом столетии содержала потенциал конфликта с Византией. Св. Беда Достопочтенный описал один случай, произошедший с нейстрийским майордомом Эброином в 668 году. Беда рассказывает, как Эброин задержал по пути в Британию святого Феодора, возвращавшегося со своими спутниками из Рима, опасаясь того, что византийский Император Констант II, временно находившийся в Сиракузах, собирает альянс против Франкского государства, а задержанные являются его людьми. После выяснения обстоятельств дела, все путешественники были отпущены (25).

Этот Эброин вообще интересная личность - это он жестоко искалечил, а затем приказал убить святого Леодегара (Сен-Леже), сторонника византийского Православия в Нейстрии, почитателя св. Афанасия Александрийского.

Эброин питал особую ненависть к духовенству - среди прочих, жертвой его гнева сделался Епископ Дальфин (26). Триумф Эброина последовал в 679 году: 23 декабря 679 г. во время охоты близ Стене-сюр-Мёз Король-Меровинг Дагоберт II был убит, вероятно, по приказу Эброина, майордома Нейстрии. Наследника у Дагоберта не было, поэтому трон Австразии некоторое время оставался пустым. Страной управлял майордом Пипин Геристальский, пока после победы при Тертри в 687 г. не посадил на него короля Нейстрии Теодорика III. Дагоберта, как и Леодегара, канонизировали (27).

Послесловие

византия-3-1

Главное, что следует нам уяснить - действие нераскаянных грехов длится в истории человечества. Однако и покаяние не может пока ещё считаться запоздавшим - земные часы ещё отсчитывают время существования Европы.

Кандидат исторических наук Алексей Поповкин.

1. The Constantinian Centenary. Celebration at Westminster Cathedral. //Tablet, 11th October 1913. - P. 31

3. Указ Синода, там же.

4. The Constantinian Centenary. ibidem.

6. Хомяков А. С. ПСС. Т. 7. С. 14.

7. Веселовский А. Н. Новые исследования о французском эпосе //ЖМНПр. - 1885. - март. - С. 264

9. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 1. М. 2002. - С. 391.

10. Перфилова Т.Б. Организация учебной деятельности в грамматических и риторических школах Галлии в IV - V вв. //Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4 (33) . - С. 2.

11. Dom J.-M. Besse. Les premiers monastères de la Gaule méridionale// Revue des Questions Historiques, vol. LXXI, avril 1902. P. 397-399.

13. Попов И. В. Святой Иларий - епископ Пиктавийский. Богословские труды. Том 4. М. 1968 (работа написана в 1930 г.) - С. 126-128.

15. Успенский Ф.И. Там же. С. 414 -420.

17. Ешевский С.В. Эпоха переселения народов и Каролинги. Соч. Т. 2. 1870. С. 240.

18. Пиренн А. Средневековые города и возрождение торговли. Пер. с англ. С. И. Архангельского. Горький. 1941. С. 24.

19. Rouche M. L'eclatement des mondes anciens. // Le Moyen Age, 1953, p.p. R. Fossier, op. cit. P. 97

20. Пиренн. Там же. С. 25.

29.Пиренн. Там же. С. 25.

1.Спас в силах - композиция восточнохристианского происхождения на гробнице галльского аббата Агильберта (ск. ок. 680 г.) .

1. Коринфская капитель в остатках меровингской церкви Сен-Пьер на Монмартре.

2. Коринфская капитель в аббатстве Сен-Жиль.

Читайте также: