Экологическая отчетность предприятия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для выполнения требований природоохранного законодательства РФ, международных стандартов, ведомственных нормативных документов, защиты интересов предприятия при осуществлении государственного и ведомственного экологического надзора на предприятии ведется разнообразная экологическая документация и отчетность.

Экологическая документация и отчетность также необходимы для обеспечения высшего руководства предприятия, отдела охраны окружающей среды, структурных подразделений предприятия, органов управления природоохранной деятельностью в головной организации, государственных природоохранных органов полной, комплексной и достоверной информацией в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

1. Декларация о плате за НВОС

Плата за НВОС в соответствии со ст.16 ФЗ №7-ФЗ взимается за следующие его виды :
— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
— хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Срок внесения платы за НВОС . Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.
— для субъектов малого и среднего предпринимательства плата, исчисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
— для субъектов крупного бизнеса предусмотрены квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
Предоставление декларации о плате за НВОС в территориальный орган исполнительной власти (для объектов подлежащих федеральному контролю в Росприроднадзор по КК и РА, для прочих в Министерство природных ресурсов КК) необходимо произвести не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Ответственность за несвоевременное внесение платы предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ и влечет за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
— на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Дорогие наши клиенты, напоминаем Вам о необходимости заблаговременной подачи исходных данных.

Для организаций, ранее не выполнявших у нас расчет платы за НВОС сообщаем перечень документов и сведений необходимых для подготовки декларации :
— копии свидетельств ИНН, ОГРН (ОГРНИП)
— сведения о деятельности вашей организации (можно устно)
— документы, подтверждающие права на занимаемые территории, здания, строения, сооружения (т.е. договора аренды, свидетельства права собственности и пр.)
— договора или сведения о подключении к центральным коммунальным сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения
— договор на вывоз твердых коммунальных отходов, копия лицензии транспортировщика и полигона, копии актов выполненных работ за период
— копии договоров на передачу прочих отходов сторонним организациям, копии их лицензии (при необходимости таковых), копии актов выполненных работ за период
— копии разрешительной документации (при наличии): разрешение на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на сброс загрязняющих веществ, лимиты на размещение отходов
— копии документов, подтверждающих использование отходов на собственном предприятии.

Для бухгалтеров :
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ плата за НВОС поступает:
— в неналоговые доходы федерального бюджета — по нормативу 5 процентов (ст.51 БК РФ);
— в неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ — по нормативу 40 процентов (ст.57 БК РФ);
— в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — 95 процентов (ст.57 БК РФ);
— в бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением — 55 процентов (ст.62 БК РФ).

2. Отчетность субъектов МСП

Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее МСП) необходим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами и относящимся к субъектам малого, среднего и микро предпринимательства.

Данный вид отчетности является годовым и выполняет роль лимитов, для того чтобы не вносить плату за НВОС в части размещения отходов без применения повышающего коэффициента за сверхлимит. Итак, в соответствии с п.2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50, лимитами на размещение отходов являются количества отходов, фактически направленные на размещение.

Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Сроки и порядок предоставления отчетности
Важная информация: отчетность МСП необходимо предоставить до 15 января года, следующего за отчетным периодом (отёчный период – календарный год). Днем предоставления МСП считается дата отметки контролирующего органа на расчете или дата почтового отправления.

В соответствии с п.7 и п.8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998г №89-ФЗ с 01.01.2016г. СМСП, подлежащие федеральному контролю должны предоставлять отчеты в Росприроднадзор по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (РПН), подлежащие региональному контролю в Министерство природных ресурсов Краснодарского края (МПР), однако, для принятия МПР этой отчетности не утверждены нормативно правовые акты.

Перечень исходных данных для отчета :
1) Реквизиты.
2) При наличии, копия/скан собственной лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
3) Копии/скан договоров на передачу отходов другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям или на прием отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период и копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам.
4) Копии/скан приемосдаточных актов о приеме лома и отходов черных и цветных металлов.
5) Копии/скан документов, подтверждающих наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I-IV класса опасности.
6) Электронный вид журнала учета движения отходов за отчетный период (при наличии).

Ответственность за несвоевременное предоставление отчета и/или сокрытие, искажение данных предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ и влечет за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 руб.

3. Технический отчет по продлению лимитов

Лимиты утверждают на срок 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья (в соответствии с п.12 Порядка). Невыполнение этого условия приведет к тому, что лимиты не будут продлены и в этом случае производить оплату размещения отходов придется с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Разрабатывается технический отчет в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.
Предоставление технического отчета осуществляется в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора.

Сроки и порядок предоставления отчётности
Срок предоставления отчета зависит от даты начала действия лимитов, т.е. отчетным периодом будет год от даты выдачи лимитов, а не календарный год. Срок для предоставления отчета 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного периода.
Технический отчет составляется на основании фактически образованных количествах отходов в том числе переданных, принятых другим хозяйствующим субъектам, а также использованных, обезвреженных, находящихся на хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов.

Перечень исходных данных для отчёта:
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Копию лимитов;
3) Заверенные копии договоров и актов на передачу отходов за отчётный период;
4) Заверенные копии лицензии организаций которым передавались отходы в отчётном периоде;
5) Справки или прочие документы подтверждающие использование отходов на собственном предприятии.

Если технический отчёт не будет сдан или будет сдан несвоевременно, то лимиты на их размещение не будут продлены.
За данное нарушение также предусмотрена ответственность ст.8.2 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
— на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, если в отчёте будут найдены сокрытые данные, то такое нарушение может быть квалифицированно по ст.8.5 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 руб.

4. Отчет по соблюдению контроля проекта ПДВ

Сроки и порядок предоставления отчётности :
Частота проведения контроля будь то замеры, расчётный путь или комбинированный отчёт, определяется проектом ПДВ и полностью отражается в ПГ.
Данный не согласовывается с контролирующими органами, но требуется при проведении гос. органами плановых и внеплановых проверках по экологии.

Перечень исходных данных для отчёта :
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Проект ПДВ включая том по инвентаризации выбросов и если есть в наличии электронный вид проекта;
3) Доступ на территорию при необходимости проведения замеров.

5. Журналы учёта в области обращения с отходами

Порядок учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходах осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721.
Учёт позволяется вести в электронном виде (на основании п.6 Порядка). При отсутствии технической возможности ведения отчёта в электронном допускается его ведение на бумажном носителе.

Перечень исходных данных для отчёта :
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Расчёты платы (при наличии таковых) за требуемый для учёта квартал;
3) Копии актов передачи отходов за требуемый для учёта квартал;
4) Копии справок подтверждающих использование отходов на собственном предприятии за требуемый для учёта квартал.

За отсутствие ведения учёта предусмотрена ответственность ст.8.2 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
— на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

6. Статистическая годовая отчётность:

2-ТП (отходы)

Перечень исходных данных для отчёта :
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Копии актов передачи отходов за отчётный период;
3) Копии справок или прочих документов подтверждающих использование отходов в собственном производстве.

За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.
За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:
— на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
— на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

2-ТП (воздух)

2-ТП (воздух) является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения и обязателен к предоставлению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
— с объёмом разрешённого выброса более 10 тонн в год;
— с объёмом разрешённого выброса от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1-го и (или) 2-го классов опасности.
Данный вид отчёта сдаётся также и по форме 2ТП-воздух (срочная).
Напоминаем, что к стационарным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Объем выброса смотрите в Разрешении на выбросы.

Сроки и порядок предоставления отчётности
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) предоставляется в территориальный орган Росстата в срок до 22 января года следующего за отчётным. Если последний день сдачи отчёта приходится на выходной, то срок переносится на первый рабочий день.

Перечень исходных данных для отчёта :
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Копия разрешения на выбросы;
3) Копия нормативов выбросов.

За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.
За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:
— на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
— на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

2-ТП (водхоз)

2-ТП (водхоз) является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения и обязателен к предоставлению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
— осуществляющими сброс (отведение) сточных вод;
— осуществляющими забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
— получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объёмом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
— получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объёмом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
— имеющими системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Сроки и порядок предоставления отчётности
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) предоставляется в территориальный орган Росводресурсов в срок до 22 января года следующего за отчётным.

Перечень исходных данных для отчёта :
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Копия лицензии на водопользование;
3) Данные о заборе и сбросе воды помесячно за отёчный период.

За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.
За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:
— на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
— на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

4-ОС

Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению), индивидуальному предпринимателю с объемом затрат и (или) с платой за негативное воздействие на окружающую среду более 100 тыс. руб. в год.

Форму 4-ОС не предоставляют :
— ЮЛ и ИП, имеющие долгосрочные лицензии на пользование охотничьими животными или заключившие охотхозяйственные соглашения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

— ЮЛ, в ведении (управлении) которых находятся особо охраняемые природные территории.

Сроки и порядок предоставления отчётности

Отчёт по форме 4-ОС предоставляется в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения в срок до 25 января года следующего за отчётным.

Перечень исходных данных для отчёта :
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу;

3) Лимиты на размещение отходов;

4) Декларация о плате за НВОС;

5) Договора и платежные поручения на экологические затраты.

За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.
За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:
— на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
— на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Любая хозяйственная или производственная деятельность человека связана с тем, что он в той или иной мере наносит вред окружающей среде – в виде образования отходов, выбросов в атмосферу и т.д. Чтобы контролировать данные последствия, необходимо регулярно внедрять соответствующие меры, одной из которых выступает экологический аудит. Он учрежден на законодательном уровне и распространяется на всех юридических или частных субъектов хозяйствования на территории РФ.

Экологический аудит – это комплекс мероприятий, позволяющих точно провести оценку деятельности субъекта хозяйствования, чтобы подтвердить его соответствие с установленными нормами или выявить экологические нарушения и дать рекомендации по устранению. Таким образом, эксперты оценивают, как предприятие работает и воздействует на экосистему.

Необходимость проводить экологический аудит подкрепляется обширной законодательной базой:

Также Госстандартом России утверждены Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в качестве Государственных стандартов, которые формируют правовой фундамент деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации.

Объектами экологического аудита выступают различные виды предпринимательской и хозяйственной деятельности, а также их последствия в виде факторов влияния на экосистемы. Профессиональные эксперты изучают каждый из них, чтобы оценить, насколько подвергается угрозам окружающая среда, работники предприятия и жители местности.

Проведение всех оценочных процедур возлагается исключительно на специалистов, которые имеют соответствующие лицензии и опыт в данном сегменте деятельности, чтобы качественно и эффективно выполнить свою работу. Полученные результаты аудита подаются в виде отчета и автор несет полную ответственность за достоверность данных.

Экоаудит является предоставляемой услугой со стороны экспертного предприятия, поэтому осуществляется на основании юридического договора, в котором прописываются права и обязанности обеих сторон.

Главные принципы правильного экологического аудита – это:

независимость и непредвзятость;

объективность и точность;

системность и комплексность;

лицензионное обеспечение и компетентность;

полное соответствие поставленным задачам и целям.

Виды экологического аудита

Согласно действующему законодательству, выделяют следующие виды экологического аудита предприятия:

Первый вид регулируется на законодательном уровне и осуществляется соответствующими контрольными органами, чтобы оценить работу предприятия и его соответствие всем законам и нормам.

Второй вид подразумевает, что предприятие в свободном порядке обращается за услугами аудирования и проводит проверку своей деятельности. В рамках такого мероприятия можно выявить нарушения и недочеты, устранить их своевременно.

В зависимости от характера деятельности аудит можно классифицировать:

внешний – привлекаются профильные специалисты из независимой аудиторской компании;

внутренний – проводится экспертами самого предприятия.

Также экологический аудит разделяется на такие промежуточные виды:

обозначение степени соответствия действующим законодательным требованиям в экологической сфере;

обоснование применения предприятием конкретных нормативно-правовых документов в сегменте экологической безопасности;

проведение анализа объемов парникового газа с последующей разработкой действий по сокращению выбросов;

оценивание потенциальных угроз и последствий в случае техногенного сбоя;

определение актуальности и необходимости использования ресурсов окружающей среды;

вычисление энергопотребления с последующими рекомендациями по экономии использования ресурса;

вычисление уровня опасности промышленных отходов, формируемых предприятием;

выявление экологических проблем и перечень способов для их решения.

Цели и задачи проведения экологического аудита

Экоаудит – это мероприятия комплексного типа, и главная задача заключается в том, чтобы помочь предприятию качественно определить все нарушения экологических норм, а также найти эффективные способы их устранения.

Среди ключевых задач экологического аудита предприятия в экологическом аспекте можно выделить следующие:

проверка деятельности объекта и формирование детального плана, как устранить нарушения и привести к действующим нормам;

оказание помощи для внедрения современных методик для оптимизации деятельности организации;

обозначение ключевых направлений, которые требуют решения проблем и улучшения;

создание полноценной и эффективной экологической стратегии для дальнейшей хозяйственной деятельности;

внедрение улучшенной системы управления природными ресурсами и поиск новых решений.

Перечисленные выше пункты являются основополагающими, однако в ходе аудита специалистами будут учитываться особенности каждого субъекта деятельности, а также запросы заказчика. Он предполагает индивидуальный подход в определении промежуточных целей и задач для эффективного и правильного проведения всех проверочных процедур.

Процесс экологического аудирования условно разделяется на три стадии:

собрать все данные, провести их тщательный анализ и исследовать, чтобы получить полную картину о работе предприятия и переходе на следующий этап;

сопоставление всех данных с нормативными требованиями, чтобы проанализировать их соответствие;

разработка экспертных рекомендаций, чтобы улучшить показатели работы предприятия и устранить имеющиеся нарушения.

Главная цель экологического аудита заключается в том, чтобы провести полностью независимую экспертную оценку и проверить документацию субъекта хозяйствования, насколько его деятельность соответствует действующим требованиям и нормам окружающей среды и природопользования, а в случае нарушений дать рекомендации по их устранению.

На основании данных аудирования предприятия получают профессиональную помощь в аспектах экологической политики, чтобы усовершенствовать свою деятельность, предотвратить все нарушения и соблюдать законодательство с целью минимизации вреда окружающей среде.

Функции экологического аудита заключаются в следующем:

оценить экологическую безопасность работы субъекта хозяйствования;

оценить, насколько работа предприятия соответствует всем нормам охраны окружающей среды;

предоставить консультации по экологической деятельности;

оценить актуальные экологические риски;

выявить степень нанесенного экологического ущерба;

составить план рекомендаций по мероприятия охраны окружающей среды;

провести другие важные действия по аудированию в аспекте улучшения экологической деятельности на предприятии.

ЭкоЦентрПроект – это профессиональная компания, которая предлагает вам качественные услуги экологического аудита. Мы гарантируем надежность и безопасность, а также высокий профессионализм в реализации поставленных задач. Прямо сейчас вы можете позвонить и получить полную консультацию.

Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.

Обращение с отходами, экология на предприятии


Рис. Виды обращения с отходами на предприятии

Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  1. Оформление разрешительной документации.
  2. Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
  3. Организация экологической службы и производственного контроля.
  4. Обучение в области охраны окружающей среды.
  5. Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
  6. Представление экологической отчетности.
  7. Внесение экологических платежей.
  8. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

Разрешительная документация: оформление

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:

Разрешительная документация по выбросам и сбросам, экологические проекты

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

Разрешительная документация: последствия неполучения

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Постановка объекта на государственный учет

В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эколог на предприятии

Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
  • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.
  • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
  • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.

Организация экологической службы и производственного контроля

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действия ответственных за экологию сотрудников, экологическая документация

В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.

Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников

При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.

Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
  • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.

Обучение в области охраны окружающей среды

Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Повышение квалификации по программе Охрана окружающей среды и экологическая безопасность, эколог на предприятии

Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).

Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

Экологическая отчетность представляет собой пакет документации, в котором содержится информация о количестве и составе сбросов, выбросов, хранении и захоронению отходов предприятия. Каждый отчет по экологии является обязательным документом для промышленных объектов. Документы необходимо предоставить в установленные законодательством сроки. Если со стороны руководства предприятия не предоставляется информация, то на предприятие налагается штраф на крупную сумму. Так же сданный не вовремя отчет может повлечь за собой комплексную проверку. Если в ходе проверки будут выявлены нарушения санитарных и экологических норм, работу промышленного объекта могут приостановить сроком на 90 суток.

Отчеты по экологии предоставляют не только предприятия, но также и магазины, супермаркеты, СТО, заведения общепита. К составлению отчетов следует отнестись со всей серьезностью и ответственностью.

Правильная отчетность по охране окружающей среды – это важное и ответственное дело, так как неуплата за выбросы вредных веществ или неправильный расчет влекут за собой крупный штраф.

Для чего нужна экологическая отчетность. Как заказать отчет

Отчет по экологии важный документ, при помощи которого со стороны Росприроднадзора осуществляется контроль над тем, как предприятие соблюдает нормы, принятые для обеспечения охраны окружающей среды. При помощи этого отчета можно оптимизировать условия работы на предприятии, оптимизировать утилизацию вредных отходов не в ущерб экосистеме.

Отчеты по экологии помогают заботиться об окружающей среде. После того, как предприятие подаст отчеты, на основе информации, которая в нем содержатся из государственного бюджета выделяются денежные средства, которые будут направлены на улучшение экологической ситуации региона.

Заказать отчеты по экологии вы можете через сайт ЭкоТренда, а также через указанные на сайте контакты.

Какая информация должна быть отражена в отчете

Отчеты по экологии имеют свои особенности. Исходя из характера деятельности предприятия, его масштабов, отчетность будет разной. К примеру, для промышленного объекта, на котором предусмотрены такие моменты как накопление отходов, сбросы и выбросы, необходимы для сдачи такие документы:

  • расчеты оплаты НВОС;
  • отчетность технического характера о том, что производственный процесс остался неизменным;
  • отчеты по воде, воздуху и отходах (форма 2-ТП);
  • отчет по программе экологического контроля;
  • информация, которая необходима для кадастра отходов;
  • журналы учета движения отходов.

Когда подается отчет

Объем пакета документов довольно большой, и поэтому необходимо составлять отчеты заранее. Отчетность сдается по трем пунктам – вода, отходы, воздух. Общие сроки подачи отчетности разные, последний отчет подают до 25 марта. Над соблюдением сроков подачи документов есть жесткий контроль. Поэтому желательно подавать документацию заранее, а не день в день.

Заказать отчеты по экологии недорого

Многие собственники предприятий на своем опыте убедились, что не вовремя сданная отчетность по экологии влечет за собой карательные меры в виде штрафов и приостановке предприятия. Объем пакета документов очень большой, и работа с документацией требует много времени и кропотливости. И тем не менее нередки случаи, когда приходится все переделывать, а сроки подачи документов не ждут. Какой же выход?

В этом случае оптимальным решением будет доверить составление отчетов профессионалам, которые хорошо знают особенность составления таких документов как отчет по экологии.

Что предлагает ЭкоТренд

Каждый собственник предприятия сталкивался с тем, что со стороны контролирующих органов поступают все новые и новые требования к отчетности. Отслеживать их трудно и не всегда на это есть время. Однако есть возможность оптимизировать вашу работу, сохранить время и деньги. Специалисты нашей компании помогут вам:

  • подадут необходимый пакет документов в установленные сроки в соответствующие организации;
  • помогут пройти различные проверки контролирующих органов;
  • помогут избежать штрафных санкций со стороны государственных органов;
  • сэкономят расходы на экологические нужды.

Почему стоит выбрать нашу компанию

ЭкоТренд успешно работает более 10 лет на рынке. Наши сотрудники – команда профессионалов, которые специализируются на составлении экологической отчетности и экологическом сопровождении. Наш сотрудник без проблем составит для вас такие виды отчетности:

  • статистическая отчетность ;
  • экологические сборы и различные платежи ;
  • оплата НВОС ;
  • информация об утилизации отходов ;
  • отчет по форме 2-ТП ;
  • кадастры отходов ;
  • журналы по отходам .

Наши экологи в оговоренные сроки подготовят необходимый пакет документов с учетом принятых нормативов в соответствии с действующим законодательством.

Вы можете получить консультацию от менеджера компании по телефону, а также оформить заявку и согласовать стоимость услуг.

Читайте также: