Международные отношения 1970 1980 кратко

Обновлено: 03.07.2024

В 1969 г. в Хельсинки начались переговоры между СССР и США об ограничении стратегических наступатель­ных вооружений. В результате работы экспертов в 1972 г. в ходе пер­вого официального визита президента США в Москву Р. Никсоном и Л. И. Брежневым были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегиче­ских наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоры были ратифи­цированы парламентами обоих государств. Систему договорённос­тей сверхдержав в сфере ограничения гонки ракетно-ядерных воору­жений дополнил подписанный в 1979 г. в Вене Генеральным сек­ретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым и президентом США Дж. Кар­тером Договор ОСВ-2, ограничивший число носителей ядерного оружия 2125 единицами.

Несомненным успехом политики разрядки стал Заключитель­ный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 европейских стран, США и Канады. Основополагающими принципами взаимо­отношений государств признавались: суверенное равенство, непри­менение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных гра­ниц в Европе, территориальная целостность государств, невмешательство во внутренние дела иностранных государств. Наряду с военно-политическими вопросами, документ регулировал принци­пы взаимовыгодного экономического сотрудничества, вопросы об­мена в области культуры, образования, информации, контактов между людьми.

В Анголе в это время разгорелась гражданская война. Борьба за власть здесь шла между тремя группировками - марксистским Народным движени­ем за освобождение Анголы (МПЛА) во главе с Агостиньо Нето и созданны­ми на этно-племенной основе Национальным фронтом освобождения Анголы (ФНЛА) и Национальным союзом за полную независимость Анголы (УНИТА). МПЛА пользовалась поддержкой СССР и Кубы, ФНЛА - Заира и Китая, а УНИТА - США и ЮАР. Таким образом, конфликт в Анголе приобрел международный характер. К тому же на стороне всех группировок сражалось много европейских наемников. Пришедшее к власти правительство МПЛА попыталось балансировать между СССР и США, но без кубинской военной поддержки обойтись не могло. В 1977 г. обученные кубинскими инструктора­ми ангольские войска вторглись на территорию Заира (бывшего бельгийского Конго), поддержав восстание против диктатора Мобуту. Американские само­леты были использованы для выброски французских и бельгийских парашют­ных десантов в Заире. Эта операция прошла успешно, но уже спустя год в Заире вновь вспыхнул межплеменной конфликт, и из этой страны пришлось эвакуировать европейцев.

Не меньшую тревогу в Вашингтоне вызвало усиление советского влияния в Эфиопии. 12 сентября 1974 г. здесь был свергнут режим импера­тора Хайле Селассие. Начался сложный период становления демократичес­кой государственности. В условиях тяжелого экономического кризиса и племенной розни в 1977 г. к власти пришло марксистское правительство во главе с Менгисту Хайле Мариамом. Оно запросило полномасштабную помощь у СССР для подавления сепаратистского движения в Эритрее и отражения агрессии со стороны Сомали. В Эфиопию прибыли 1500 советс­ких и 18 тысяч кубинских технических специалистов и военных вместе с большим количеством техники. Советский флот получил доступ в эфиопс­кий порт Массава.

СССР, который в предыдущие годы активно помогал военному строи­тельству в Египте и Сирии, резко осудил действия Израиля и разорвал с ним дипломатические отношения. Совет Безопасности ООН не признал аннек­сию Израилем Иерусалима. От дальнейших переговоров с Израилем отказа­лись и главы арабских государств. Наиболее решительно настроенные из них — Сирия, Ирак, Южный Йемен, продолжали получать огромные воен­ные поставки из СССР. Поддержкой со стороны Москвы пользовалось и палестинское движение сопротивления, хотя его радикальное крыло встало на путь террора. Самой громкой из террористических акций стало нападе­ние на израильских спортсменов во время олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене.

Американская дипломатия в сложившейся ситуации склонялась к под­держке Израиля. Но препятствием стал жесткий отказ Тель-Авива от выпол­нения резолюций Совета Безопасности ООН по урегулированию конфликта. К тому же после гибели в 1970 г. президента Египта Насера новый египетс­кий лидер А. Садат демонстрировал готовность к политическому диалогу с США. Впрочем, одновременно Египет активизировал и сотрудничество с СССР, получая крупные партии вооружений. В египетском и сирийском руководстве сохранялись сильные реваншистские настроения. Новый виток арабо-израильского противостояния оказался неизбежным.

6 октября 1973 г., во время иудейского религиозного праздника Судно­го дня (Иом Кипур), египетская армия после артиллерийской подготовки форсировала Суэцкий канал и прорвала израильскую линию укреплений. Используя мощную танковую группировку, египтяне сумели быстро занять западную часть Синайского полуострова. Одновременно сирийцы начали наступление на Голанские высоты и овладели укреплениями на горе Хер- мон. В этот критический для Израиля момент США организовали срочную переброску на театр военных действий противотанкового и противовоздуш­ного вооружения. Израильтяне сумели переломить ход кампании и 11 октяб­ря вновь овладели Голанами. Спустя четыре дня фронт стабилизировался уже в 35 км от Дамаска. Одновременно парашютисты генерала Шарона форсировали Суэцкий канал и закрепились на его западном берегу. К 19 октября израильская ударная группировка развернула наступление на Каир.

Американская дипломатия попыталась использовать итоги ближневос­точного конфликта в свою пользу. 11 января 1974 г. при посредничестве £ША было подписано израильско-египетское соглашение о разграничении военных позиций в зоне Суэцкого канала и о режиме использования канала. Египетское и израильское руководство все больше ориентировались в своих действиях на США. 15 марта 1976 г. Садат денонсировал договор о дружбе с Советским Союзом от 1971 г. Развивая успех, президент Картер добился важного шага в урегулировании арабо-израильского конфликта. Он пригла­сил Садата и израильского премьер-министра Менахема Бегина для перего­воров в свою резиденцию Кэмп-Дэвид в сентябре 1978 г. Достигнутое в ходе Переговоров соглашение предусматривало постепенный вывод израильских «ойск из Синайской пустыни. В обмен на это Египет официально признал

Израиль. В феврале 1980 г. обе страны обменялись послами. Но впослед­ствии выяснилось, что Кэмп-Дэвидские соглашения стали лишь паузой в затяжном ближневосточном конфликте, а США превратились в основного противника арабского мира.

Действительную уязвимость политических позиций США на Ближнем Востоке ярко продемонстрировали события в Иране, в которых Советский Союз обвинить было уже трудно. Иранский шахский режим считался надеж­ным союзником США. Но в январе 1979 г. он пал под натиском исламистс­кой оппозиции во главе с Хомейни. Американские специалисты и военные советники были вынуждены срочно покинуть территорию страны. 4 ноября 1979 г. 60 американцев, находившихся в посольстве в Тегеране, были захвачены в качестве заложников, а операция спецслужб по их освобожде­нию завершилась неудачей (заложники были освобождены лишь после вступления в должность президента Рональда Рейгана в январе 1981 г.). С учетом крайне сложных отношений США с Ираком потеря влияния в Иране была очень серьезным геополитическим поражением. И именно на этом фоне в 1979 г. произошло вторжение советских войск в Афганистан.

В апреле 1978 г. президентом Афганистана стал просоветски настро­енный коммунист Hyp Мухаммед Тараки. Вместе со своим премьер-мини­стром Хафизуллой Амином он начал серию радикальных реформ, которые вызвали в стране широкое недовольство. 5 декабря 1978 г. Тараки заключил договор о дружбе и помощи с Советским Союзом, но вскоре погиб в результате заговора Амина. Советское руководство подозревало нового афганского лидера в тайных намерениях установить связи с США и Пакис­таном. 27 декабря 1979 г. после вторжения советских войск Амин был убит. Афганское правительство возглавил лояльный к СССР Бабрак Кармаль. Но неожиданно для советского руководства афганский конфликт перерос в тяжелейшую длительную войну. Очень негативными оказались и его между­народные последствия. Реакция Запада на афганскую войну была жесткой и демонстративной. Олимпийские игры в Москве в июле 1980 г. подверглись бойкоту со стороны США и его союзников. Американский сенат отказался ратифицировать договор ОСВ-2, а размещение новейших ядерных вооруже­ний НАТО в Европе стало неизбежным. Впрочем, чрезвычайно жесткие демарши американского руководства в отношении СССР во многом объяс­нялись событиями не только в Афганистане, но и в Центральноамериканс­ком регионе. В 1979 г. в Никарагуа к власти пришли представители сандини- сткого движения, которые открыто демонстрировали свое дружеское отно­шение к Кубе и СССР. 13 том же 1979 г. прокубинский режим был установлен на острове Гренада. В Вашингтоне все эти события были восприняты как проявление нарастающего советского экспансионизма.

В марте 1983 г. без консультаций с союзниками по Е1АТО Рейган выступил с претенциозным проектом СОИ (Стратегической оборонной инициативы). Это была долгосрочная программа по использованию косми­ческого пространства в военных целях. Предполагалось создание системы вооружений, способных уничтожать ядерные ракеты в полете с помощью лазерных пушек, размещенных на военных спутниках в космосе. Проект СОИ вызывал сомнения и с технической точки зрения, и в связи с предстоя­щими огромными затратами, и по своим международно-правовым послед­ствиям (он противоречил договорам по ПРО и о принципах использования космического пространства). Кроме того, было очевидно, что система СОИ не способна обеспечить защиту европейских стран. В силу всех этих соображений большинство стран НАТО не поддержали проект.

Годы снижения международной напряжённости сменялись опас­ными моментами взаимного противостояния. Новый виток напря­жённости пришёлся на конец 70 — начало 80-х гг. Ввод советских войск в Афганистан стал концом разрядки. Гонка вооружений во­зобновилась с новой силой. Американцы инициировали разработку программы космической противоракетной обороны, крайне беспо­коившую СССР, который не обладал достаточными средствами для отпора в космосе.

Договоры ОСВ-1 и ПРО

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

Завершение холодной войны (1985-1991 годы)

В 1950-1980 годы центральное место в международных отношениях занимало противостояние двух сверхдержав – США и СССР. За этот период времени холодная война породила множество проблем и противоречий. Но постепенно, угроза перерастания холодной войны в Третью мировую ослабевала, во взаимоотношениях между ведущими державами стали преобладать формы мирного соревнования. Каким образом США и СССР перешли от гонки вооружений к политике разрядки международной напряженности – вы узнаете из этого урока.

План урока:

Гонка вооружений

В 1950-1960-е годы международные отношения развивались в условиях холодной войны [1] между ведущими мировыми державами – СССР и США. Непосредственного военного противостояния между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки не было, однако каждая из сторонне исключала вероятность начала Третьей мировой. Главной особенностью холодной войны была гонка вооружений, она стала основной формой соперничества между советским и американским руководством.

Запоминаем новые слова!

Гонка вооружений – это политика государства, направленная на достижение военного преимущества через изобретение новых видов оружия, развитие военной промышленности, усовершенствование военных технологий.

Советское руководство стремилось превзойти американскую военную промышленность во всех отношениях. В СССР выпускались новые корабли, танки, подводные лодки, самолеты. Но главным достижением советской военной отрасли было изобретение ядерного, ракетного и космического оружия.

Это интересно!

Ядерное оружие – оружие массового поражения с использованием атомной энергии. Впервые в 1945 году атомную бомбу удалось создать американцам. СССР приложил все усилия, чтобы изобрести аналогичное оружие, и ему удалось это сделать в 1949 году.

Космическое оружие – системы вооружения, размещаемые и применяемые в космическом пространстве на орбитах планет или их спутниках.

Кризисы холодной войны

Не один раз взаимоотношения между СССР и США максимально обострялись, в условиях кризиса в любой момент могла разгореться полномасштабная война. Историки выделяют следующие кризисы холодной войны:

  1. Берлинский кризис;
  2. Карибский кризис;
  3. Корейский кризис.

Берлинский кризис

После окончания Второй мировой в Германию были введены американские, английские, советские и французские войска, для контроля над побежденной державой. Восточная часть страны была занята советскими войсками, Западную часть занимали английские, американские и французские вооруженные силы. Политика советского государства в Восточной Германии радикальным образом отличалась от американской политики в Западной Германии, что в скором времени привело к окончательному расколу страны на ГДР (Германскую Демократическую Республику) и ФРГ (Федеративную Республику Германии).

Через 9 лет после раскола Германии, в 1958 году СССР вывел свои войска из восточной зоны оккупации [2] – ГДР и потребовал аналогичных действий от американского правительства в отношении ФРГ. Эти требования не были приняты американским президентом Кеннеди. Он опасался перспективы присоединения ФРГ к ГДР. Это был первый Берлинский кризис, вследствие которого было ограничено свободное перемещение между Западной и Восточной частью страны.

13 августа 1961 года коммунистическое правительство Восточной Германии возвело бетонную стену в центре Немецкой столицы – Берлине. Берлинская стена разделила не только восточную и западную часть города, но и отделила ГДР от ФРГ.

Это интересно!

После образования ФРГ и ГДР усилилась миграция [3] из Восточной в Западную часть Германии. Население территорий, подконтрольных СССР, мечтало о лучших экономических условиях жизни в Западной части страны. Остановить поток мигрирующих жителей Советский Союз смог только с помощью Берлинской стены – укрепленной государственной границы, разделявшей Германию на две части.

Реакция Америки на возведение Берлинской стены была агрессивной – 25 октября к стене были переброшены американские военнослужащие, чтобы в любой момент США могли применить военную силу. Советские и американские войска простояли у стены друг напротив друга до 28 октября, после чего оба противника приняли решение об отведении войск. В итоге Берлинский кризис обошелся без кровопролития.

Карибский кризис

В 1961 году американское руководство разместило ядерные ракеты на территории Турции. В ответ на это СССР приступил к размещению аналогичного оружия в Западном полушарии, для этой цели он выбрал территории Кубы.

Фидель Кастро - лидер кубинского государства, который пришел к власти благодаря Кубинской революции 1953-1959 гг, поддерживал сотруднические отношения с Советским правительством. СССР предоставлял Кубе техническую и экономическую помощь, поэтому Фидель Кастро согласился с переброской на остров советских вооруженных сил и ядерных ракет.

  1. Нейтрализации советских ракет на острове путем их точечной бомбардировки [4] .
  2. Полномасштабному военному вторжению на Кубу.
  3. Введению морской блокады острова.

Так как Карибский кризис в любой момент мог спровоцировать Третью мировую войну, американский президент Кеннеди отказался от непосредственных боевых действий. США приступили к реализации 3 варианта – блокаде Кубы в Карибском море. Американские суда окружили Кубу, нервозная обстановка, царившая в советском и американском руководстве, нарастала.

Карибский кризис был разрешен благодаря переговорам советского руководства и американского президента Роберта Кеннеди. Он испытывал сильное давление со стороны военных, которые убеждали его начать войну с СССР. Однако Роберт не желал войны, которая привела бы к общемировому конфликту. Кеннеди предоставил гарантии ненападения на Кубу и последующий вывод ядерных ракет из Турции, в ответ на обещание Никиты Сергеевича Хрущева вывезти советские ракетные установки с острова. Угроза Третьей мировой осталась позади. 20 ноября 1962 года блокада Кубы была прекращена.

Это интересно!

Корейский кризис

В течение 35 лет Корея являлась колониальным [5] владением Японии. После окончания Второй мировой войны полуостров был освобожден от власти японцев. Но стать самостоятельным государством Корея так и не смогла, так как находилась в слабом положении на международной арене.

Две сверхдержавы – СССР и США устремились к установлению контроля над Кореей, по взаимной договоренности они провели границу, по которой север полуострова отошел СССР, а южные территории – США. Планировалось, что раскол Кореи продлится не более 5 лет, однако это государство вплоть до настоящего времени не смогло восстановить свое единство.

В южной части полуострова 15 августа 1948 года была провозглашена Республика Корея, которую возглавил президент Ли Сын Ман. Примеру юга последовал и север, провозгласив 9 сентября 1948 года создание КНДР – Корейской Народно-Демократической Республики, которую возглавил Ким Ир Сен.

На севере полуострова утвердились коммунистические ценности, Южная Корея придерживалась демократических идей. Противоречия между югом и севером были непримиримы, что стало причиной Корейской войны 1950-1953 гг. Военные действия не принесли победы ни одной из сторон, не привели к объединению страны. После окончания войны конфликты на полуострове продолжались, отношения между Южной и Северной Кореей остаются напряженными и по сей день.

Разрядка международной напряженности

1950-1960-е годы стали временем наивысшей конфронтации [6] в отношениях между СССР и США. То и дело вспыхивали кризисы, угрожавшие началом Третьей мировой. Однако в 1970- е годы державы перешли к политике разрядки международной напряженности – мерам по снижению агрессивности во взаимоотношениях между странами. Постепенно наращивание вооруженных сил уходило на второй план, соревнование держав переходило в сферу экономики, культуры и спорта.

Причины и предпосылки разрядки международной напряженности:

  • СССР и США достигли равновесия – равенства в ядерных потенциалах и других видах вооружений. В этом случае военный конфликт между державами грозил им взаимным уничтожением, поэтому обе стороны пошли путем взаимных уступок.
  • Война во Вьетнаме породила антивоенное движение в США. Потому что американские граждане выходили на улицы с требованием прекращения войны во Вьетнаме, отхода от агрессивной политики в условиях холодной войны.
  • В странах Западной Европы к середине 1960-х годов возник экономический кризис. В кризисных условиях Запад был заинтересован в возобновлении торговых отношений с СССР, богатого месторождениями нефти, природного газа.

Политика международной разрядки предусматривала ряд взаимных ограничений в ядерных и других видах вооружений(систем противоракетной обороны, стратегических наступательных вооружений), сотрудничество СССР и США в сфере культуры, науки, образования, а также в космической сфере.

26 мая 1972 года был подписан советско-американский договор ОСВ-1 (договор о сокращении стратегических наступательных вооружений), сроком действия на 5 лет. Как для СССР, так и для США этот договор позволил снизить долю государственных военных расходов, так как обе стороны обязались прекратить наращивание ядерного и других видов оружия.

18 июня 1979 года Советский Союз и Соединенные Штаты Америки подписали договор ОСВ-2. Это был последний акт советско-американского сотрудничества, после которого, начиная с 1980 года сотрудничество между державами прекратилось, взаимоотношения стали ухудшаться.

Словарь

1. Холодная война – это агрессивная политика конфликтующих государств, которая ограничивается экономическим, идейным и политическим противостоянием без непосредственных боевых действий.

2. Оккупация – это насильственное занятие чужой территории посредством силы оружия.

3. Миграция – это переселение народонаселения из одного государства в другое.

4. Бомбардировки – это поражение противника с помощью 4. сбрасывания авиационных бомб.

5. Колониальные владения – это территории лишенные независимости, находящиеся под властью другого государства.

Читайте также: