Арабская книжная миниатюра кратко

Обновлено: 30.06.2024

КОНЦЕПЦИЯ МИРОЗДАНИЯ В ИРАНСКОЙ МИНИАТЮРЕ
В живописи миниатюры нашла отражение своеобразная "концепция мироздания". Краткая пора цветения абрикосовых деревьев, прохлада оазиса, журчащие арыки, ирисы и мальвы на поляне были желанными, непреходящими ценностями в жарком, безводном климате. И художники стремились запечатлеть это: в миниатюрах царит прекрасная вечная весна. Но при этом картины природы являлись своего рода формулами, где два-три дерева заменяли лес, холм на горизонте ─ горный пейзаж, цветочный куст ─ благоуханный сад. Такой прием использовался и тогда, когда изображение нескольких всадников означало столкновение сражающихся армий или склоненные фигуры около вельможи ─ целую толпу придворных. Лица в этой толпе почти одинаковы; также похожи друг на друга герои эпоса и поэм. Важно было обозначить не индивидуальность, а тип, соответствующий сословной иерархии, нормам поведения и идеалу красоты своего времени. Молодых героев изображали с "муравьиной" талией, пожилые, могучие воины именовались "слоно-телыми". Соответственно и в миниатюре выработался стабильный "типаж" царя, всадника, красавицы, старика. Неизменно повторяются композиции торжественных приемов и жестоких баталий, философских бесед и любовных сцен. Состояние персонажей, нюансы настроений передаются ритмом и колоритом, "аккомпанементом" пейзажного фона. Но независимо от сюжета в решении миниатюр сохраняется плоскостно-орнаментальное единство. Подобный подход исключает остроту драматизма. Отрубленные головы и рассеченные тела на поле боя воспринимаются в едином узоре с ковром цветов, орнаментом конских попон и щитов.

Период исламского искусства Индии с его уникальными образцами художественного творчества, в которых соединились две традиции — мусульманская и индийская, показывает, как могут сосуществовать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры. Этой эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры: в XVIII в. оно было прервано вторжением западноевропейской цивилизации.

________________________-
Стремление художников создать искусство, которое отражало бы образы излюбленных народом литературных сюжетов и героев, нашло свое выражение в иллюстрациях и в миниатюрной живописи. Миниатюра получила распространение, прежде всего, в Иране, Средней Азии и Индии, где запрет на изображение живых существ никогда не был тотальным.
В правление Газневидов (Хорасан, Афганистан и Северная Индия – 977–1186) уже создавались иллюстрированные манускрипты, образцы которых дошли до наших дней. Копиисты рукописей и художники-иллюстраторы работали при дворе Фатимидов. Но после падения Фатимидов в 1171 они перекочевали в Багдад, где правители по-прежнему покровительствовали людям искусства. Именно здесь, в Багдаде, началось изготовление иллюстраций к книгам.

В обыкновенных манускриптах художник рисовал основные линии композиции черным или красным карандашом, а затем писал красками. В дорогих и роскошных рукописях порядок был иной: копиист-каллиграф оставлял страницу, предназначенную для миниатюры, пустой, а художник наклеивал на нее готовую миниатюру. На этом листе (муракка), который был покрыт особой грунтовкой на гуммиарабике, делался рисунок, а затем раскраска. Грунтовка иногда была очень густой, из-за чего рисунок получался рельефным. По другой технике лист полировали агатом или слоновой костью, затем художник влажной кистью наносил водяные линии, обводил контур и накладывал соответствующую краску.

В 1222 художник Абдалла ибн аль-Фадль сделал иллюстрации к Фармокологии Диоскорида, но в этой работе он взял за образец греческие рисунки. В 1237 Яхья ибн Махмуд из Васита впервые сделал иллюстрации к Макамам аль-Харири. До этого, в основном, иллюстрировались книги естественно-научного содержания.

Но свой первый взлет искусство миниатюры пережило в правление династии Ильханов (1256–1353) в Иране. Тебриз был в ту пору наиболее развитым культурным центром на Среднем Востоке. Именно там впервые был проиллюстрирован персидский эпос Шах-намэ (книга царей). Примерно 120 иллюстраций были изготовлены за период между 1330–1340, из которых сегодня в разных собраниях мира хранится 58 миниатюр. В их манере изображения ощущается китайское влияние. Элементы китайского рисунка (изображение облаков, языков пламени, позы и даже костюмы ряда персонажей и пр.) прочно вошли в практику мусульманских миниатюристов. Уже первый список Шах-намэ был украшен многочисленными иллюстрациями с изображением всадников, драконов. Но персидские живописцы использовали собственные элементы композиции: детали пейзажа, архитектурных сооружений, пространственное решение и строго фронтальное расположение фигур.

Новые школы миниатюристов появляются в Ширазе и в Тебризе. Изысканные иллюстрации к труду Казвини Чудеса света сделал представитель ширазской школы Муршид аль-Аттар. Ширазская школа существовала еще в 30–40-х 14 в., но во второй половине 14 в. произошел качественный перелом в стиле ширазской миниатюры. Появилась совершенно новая организация пространства. Высокий горизонт и расположенные один над другим планы создали возможность передачи реальной среды, заполненной нередко множеством фигурок людей и животных. Изменился масштаб и композиционный строй изображения. Памятники того времени – две широко известные рукописи Антологии персидской поэзии, датированные 1410 (одна в Собрании Гульбекяна, другая – в Британском музее). В стилевом отношении эти миниатюры предвосхищают многие черты гератской миниатюры середины 15 в.
В этот период прославились ширазские миниатюры сделанные как иллюстрации к поэтическим произведениям – басням индуса Бидпаи Калила и Димна, диванам Хосров и Ширин, Шах-Намэ. Величественный национальный эпос Шах-Намэ давал весьма богатый материал для воображения художников, поэтому его непрерывно – с 14 по 17 в. иллюстрировали все новые и новые художники.

Миниатюры Бехзада отличаются изысканным рисунком, декоративностью, гармоничным сочетанием ярких красок, тонкой проработкой пейзажного и архитектурного фона. Как правило, сюжеты его миниатюр представляют собой многофигурные композиции, в которых персонажи изображены по строгим правилам этикета. К шедеврам его кисти относят иллюстрации к двум рукописям поэм Низами (ок. 1141– ок. 1209).

После взятия Герата (1507) войсками узбекской династии Шейбанидов (1500–1598) часть художников гератской школы перебралась в крупные города молодого государства Шейбанидов – в Бухару и Самарканд, поэтому ранние бухарские миниатюры сохраняют стиль Герата, но поздние бухарские уже сильно отличаются по цвету.

С 1501 в Иране утвердилась династия Сефевидов. Новые правители провозгласили шиизм государственной религией, и этот шаг имел огромное историческое значение (см. также ШИИТЫ). И хотя в первый период руководящая власть принадлежала тюрко-монгольским племенам и военной знати, позднее (в 17–18 вв.) Иран обрел чувство сплоченности и национального единства. Уже при шахе Исмаиле I (1501–1524) оживилась культурная жизнь. При его дворе была организована китабхане (мастерская по производству книг и рукописей). Прекрасные образцы тебризской миниатюры конца 15 – начала 16 вв. представлены в рукописи Хамсе Низами, скопированной в 1481 (ныне рукопись находится в музее Топкапу в Стамбуле).

Для тебризских миниатюр характерна поэтичная передача пейзажа. Пространство миниатюры делится по диагонали, что позволяет создать несколько планов: струящийся ручей, лужайку, покрытую травой, деревья в цвету и т.д. Однако фигуры людей не всегда соизмеримы между собой и окружающим пейзажем или архитектурой, а позы персонажей однообразны и статичны.

В связи с увлечением подрастающего наследника Тахмаспа живописью и каллиграфией, ко двору шаха в Тебриз стали привлекать лучших мастеров, прежде всего, из завоеванного Герата, где некогда в придворной мастерской трудились известные мастера, в том числе и знаменитый Бехзад. В 1522 специальным указом шаха Бехзад был назначен китабдаром, руководителем придворной китабхане. Появление гератских мастеров в Тебризе оказало огромное воздействие на местных художников. Им начали подражать, копировать их произведения.

Деятельность Бехзада, воспитание им целой плеяды местных художников, слияние местных традиций с достижениями гератцев привело к возникновению новой самобытной живописной школы. Постепенно под действием гератских мастеров вводятся детали пейзажа, характерные для бехзадовского круга: кусты с развесистыми листьями или высохшими стеблями, узловатые пни, из- под которых выбиваются ростки зелени, весеннее дерево в цвету или раскидистый платан с желтеющими осенними листьями. Среди архитектурных деталей появляются ограда с калиткой, беседка, в которой восседает правитель, дворцовая башня, шатер, навес и т.д. Изменяются и пропорции фигур, которые становятся более естественными, хотя некоторая статичность в них сохраняется.
Следует также назвать художника Султан-Мухаммада, современника Бехзада. Он ввел в миниатюру увиденные в жизни типажи. Его персонажи представляют собой индивидуальный образ, их жесты и позы разнообразны. Так же как и Бехзад, он любил жанровые сценки, где представлены люди из разных сословий в традиционной одежде. Причем сюжетами могли быть не только охоты или праздники, но и сценки пиров и даже попоек. Кроме Султан-Мухаммада в китабхане при дворе Сефевидов работала уже целая плеяда миниатюристов: Дуст Мухаммад, Мирза-Али, Ага-Мирак и Музаффар Али.

В середине 60-х состарившийся шах Тахмасп распустил китабхане. Часть художников перебралась в Мешхед (Музаффар Али), другие вернулись в Тебриз. Но по восшествии на престол Исмаила Мирзы (1576–1577) китабхане возобновила свою деятельность. Миниатюры того времени отличаются упрощением композиции, скупостью деталей в изображении архитектуры и пейзажа, возрастает пластическая выразительность извилистых линий. Колорит становится мягче, несколько холоднее и изысканнее.

На рубеже 16 и 17 вв. в Исфахане возникла придворная школа, главой которой стал художник Риза Аббаси. Он работал с натуры, делал этюды, что было новаторством в то время. Он придавал своим работам живописность, объем, мастерски владел линией и цветом: Портрет старика (Москва, Государственный музей Востока), Юноша в красном платье (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).



Самые первые сохранившиеся образцы исламских миниатюр относятся к XII-XIII вв. Предполагается, что для мусульманских художников образцами стали иллюстрированные рукописи зороастрийцев. Вероятно, свое влияние оказало и искусство манихеев, так как первые миниатюры периода Сельджуков по типу фигур и композиции повторяют миниатюры уйгуров-манихеев.

BarkiyaruqPainting.jpg

Миниатюра Ирана и Тимуридов испытывала сильное влияние искусства Дальнего Востока и Китая. В ранний период основное внимание уделялось пейзажу, который изображался очень детально, в то время как фигуры людей и животных были небольшими. Интерес государственных лиц к истории и искусству во времена Тимуридов стал причиной создания многочисленных книг, которые богато украшались иллюстрациями.

Картинки по запросу

Своего расцвета искусство миниатюры достигло в Османской империи. На него оказало влияние и западное искусство, так как султан Фатих II, завоевав Константинополь, привез туда скульпторов и художников из Венеции. Османские художники создали немало прекрасных образцов миниатюры на самые разные темы. Но изображение Посланника Аллаха (САВ), его жен и дочери оставалось под запретом. Среди художников османского периода можно отметить Наккаша Османа, Насуха Матракчи, Ахмеда Накши. Миниатюры этих и других авторов несут в себе не только художественную ценность, но и являются важными историческими источниками для современных исследователей.

Картинки по запросу

Миниатюры первоначально выступали в качестве изображения, иллюстрирующего текст, т.е. не имели самостоятельного значения. В XVI в. в Персии появилась традиция составление и оформление альбомов-муракка – образцов каллиграфии и живописи, отобранных по вкусу их владельца. В XVII-XVIII в. эта мода распространилась на Могольскую и Османскую империю. Составление таких альбомов считалось искусством, которым занимались многие лучшие персидские художники.

File:Containing Hafız Osman

В концу XVIII – началу XIX в. классическое искусство миниатюры переживало кризис. Оно сохранялось по большей части как изображение костюмов или иллюстраций к произведениям типа сафаратнаме (описания путешествия). А впоследствии миниатюра и вовсе перестала существовать как жанр.

В настоящее время в исламском мире есть художники, которые стремятся возродить это древнее искусство.

Книжная миниатюра Востока - одно из замечательных явлений в изобразительном искусстве народов мира. Наивысшего расцвета она достигла в XIV - XVI столетиях в таких странах, как Иран, Ирак, Афганистан, Азербайджан, Турция и Индия.

Искусство создания книжной миниатюры - сложный и творческий процесс, требующий от художника особых навыков и мастерства. Прелесть миниатюры заключалась в тончайшем рисунке, многокрасочности и яркой насыщенности цвета, в выразительности движений фигур, в изысканной простоте и чёткости прорисовки пейзажа и архитектурных сооружений.Искусство книжной миниатюры условно и декоративно. В ней отсутствует светотень, она не знает перспективы. Изображение человека передается плоскостно, более чётко прорисовываются силуэты крупных фигур. Как и в искусстве поэзии, в миниатюре применялся прием повторения излюбленных сюжетов, традиционных для средневекового творчества.


Мир восточной миниатюры - это органическое слияние реальности, вымысла и символики. Ее образы праздничны, полны радости и очарования ж изни.

Крупнейшим центром искусства миниатюры был афганский город Герат, где находилась уникальная библиотека-мастерская со множеством манускрпитов(рукописных книг). Самым известным художником был К. Бехзад(1450-е - 1530-е). Вначале, миниатюра была лишь визуальным аналогом рукописного текста. Изображения того времени лишь усиливали у читателей впечатление от манускрипта. Но довольно скоро книжная иллюстрация перестала быть прямым аналогом текста, и зажила самостоятельной творческой жизнью, когда художники стали включать в миниатюры детали, которых не было в текстах.

Кроме того у художников появилась практика материализовать свои эмоции от прочитанных текстов на тканных полотнах либо прямо на внутренних стенах домов в виде фресок


Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Арабская миниатюра

Расцвет арабской миниатюры пришёлся на 12-14 век. Это было время смуты и политической нестабильности на Ближнем Востоке: крестоносцы захватили Иерусалим, фатимидская династия в Египте была свергнута и ей на смену пришла династия Айюбидов, самым ярким представителем которой стал Салах-ад-Дин, разрушалось государство сельджуков.


Shah Jahan holding court, as depicted by Bichitra c.1650


The Mughal Emperor Akbar (1556-1605)

Всё это фиксировалось в многочисленных письменных свитках, которые дополнялись иллюстрациями. Миниатюры того времени фиксируют повседневную деятельность населения халифата. Сценки из жизни придают арабской миниатюре того времени живость и непосредственность. Они фиксируют множество деталей одежды, орудия труда, оружия и снаряжения воинов, конскую сбрую, особенности архитектуры и ландшафта. Миниатюры на религиозную тематику впервые встречаются в иллюстрированном собрании хроник известного персидского летописца Рашид-ад-Дина, датированном началом 14 века. В нём он рассказывает об истории мира, начиная с Адама. Среди них есть и миниатюра, изображающая пророка Мухаммада верхом на Бураке.




SAFAVID
16 век
28.6 x 17.5 см


сцена охоты
лаковая миниатюра


Пророк Мухаммед перед Каабой. Османская миниатюра, 1595 г. Дворец Топкапы, Стамбул

Читайте также: