Тоталитаризм в культуре ссср кратко
Обновлено: 02.07.2024
Под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Основные признаки тоталитарного режима:
1) Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. – подчинены идеологии.
2) Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером.
4) Партийный контроль за средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой и др.
5) Контроль над вооруженными силами.
6) Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.(5, с.238)
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал - социализм.
Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности.
Фашизм - право - экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России.
Третья разновидность тоталитаризма – национал - социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. (5, с.240-241).
Тоталитаризм - исторически обреченный строй. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
В чем же заключается воздействие тоталитаризма на культуру?
В-пятых, тоталитаризму в духовной сфере соответствует и еще одна непреложная закономерность: с ним всегда в той или иной степени связано такое общественно-психологическое явление, как культ личности. Говоря о проявлении культа личности в прошлом и настоящем, важно отметить, что он неизменно вел к таким губительным для культуры действиям, как борьба с религией. Религиозность и связанная с ней духовность десятилетиями рассматривались как вызов режиму, все это сопровождалось разрушением и уничтожением величайших художественных и культурных ценностей, человеческой духовности вообще.(3, с.293-294).
На протяжении тысячелетий культура и государство, культура и власть находились в состоянии скрытого, а порой и явного противостояния при стремлении власти монополизировать право на руководство людьми, в том числе и в такой сфере, как духовность.
При разных режимах власти, при разных вариантах официальной идеологии власть стремилась контролировать культуру и информационное пространство с помощью сменявших друг друга методов. На фазе ослабления строгого централистского управления культурой и ее функционализацией, когда имела место отвоевание хотя бы частичной автономии отдельных областей культуры и информации, наблюдались, прежде всего, попытки общественности уклониться от ограничений и контроля, для чего она творчески использовала имевшиеся свободные, не полностью контролируемые государством и его аппаратом управления, пространства. В таких случаях начиналось противодействие единой и унифицированной культурной политики, и это происходило, несмотря на преемственность основных идеологических стереотипов руководства культурой, от которых власть никогда публично не отказывалась.
Когда мы говорим о культуре и власти, то, конечно, имеем в виду и объективный социальный статус их носителей, а также психологические характеристики определенных настроений и самочувствий, имеющие отношение к нравственной и мировоззренческой рефлексии. Цепочки отношений сложны и изменчивы, вопросы возможного для индивида пересекаются с вопросами полномочий и поведения управленческих аппаратов. Даже если речь идет о принципиальных вопросах функционирования диктатур, вопросы эти каждый раз возникали по-иному на фазах их формирования, полного развития и упадка. Поэтому высказывания общего порядка оказываются слишком обобщающими в отношении и системы как таковой, и отдельных групп интеллектуальной элиты. У нас еще недостаточно знаний о системном характере очень скрыто и гибко развивавшихся на заднем плане взаимоотношений между духовной элитой и иерархически организованными центрами власти, как центральными, так и периферийными.
Именно они имели решающее значение для обеспечения определенной преемственности отношений власти, но одновременно с общественной стабильностью, которую делали возможной эти отношения, они формировали существенные предпосылки для плюралистических тенденций развития, давших себя знать уже довольно скоро и оказавшихся характерными для явлений распада общественных структур в переходные фазы. Это неброский общественно-политический процесс, типичный, однако, для длительного развития - будь то на пути к диктатуре, будь то на пути её трансформации.(1, с.11).
Но отношения между интеллигенцией и властью интересны не только с точки зрения корректной реконструкции и аналитической оценки
Только то государство является здоровым, жизнеспособным и отвечающим своему назначению, которое возникает как порождение определенной национальной или многонациональной культуры, как ее законное дитя, вскормленное ее неповторимым многовековым опытом. Именно поэтому экономические и политические амбиции крупных государств, направленные против своих инокультурных автономий или других национальных общностей, не желающих менять своей самобытности, наталкиваются на столь ожесточенное сопротивление.
Список использованной литературы:
2. Культурология: учеб. пособие. – М.: Знание, 1998. – 160 с. – (История и теория культуры).
3. Мамонтов С.П. Основы культурологии: учеб. пособие. – 3-е изд., доп. – М.: Олимп, ИНФРА-М,2001. – 320 с.
4. Новый энциклопедический словарь. – М., 2004. – 1456 с.
5. Политология: учебник для вузов / под ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 2000. – 592 с.
Между тем безусловные успехи Советского государства были отчасти обусловлены и особенностями системы политического господства — системытоталитаризма (от лат. totus — весь, целый, совокупный).
Анализируя природу тоталитаризма, Ю.Н. Давыдов определяет его как систему насильственного политического господства, характеризующуюся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостныйвоенно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером.
Основной социальной силой, на которую опирается тоталитаризм, является люмпенство города и деревни (люмпен-пролетариат, люмпенизированный слой крестьянства и люмпен-интеллигенция), отличающееся социальной аморфностью, дезориентированностью, ненавистью ко всем остальным общественным слоям и группам ввиду наличия у них стабильности жизненного уклада, определенности этических принципов, собственности и т. д. [1]
Тоталитаризм не являлся особенностью исключительно советского государственного устройства и был основой политического устройства Германии, Италии, Испании, Китая 30–50-х гг. Однако для советкого тоталитаризма была характерна особая прочность, структурная закостенелость, неизменность. Среди причин, способствующих стабилизации советского тоталитаризма, А.Д. Сахаров называл:
· милитаризм, наличие мощного ракетно-ядерного потенциала;
Роман заранее напишут,
Приедут, пылью той подышат,
Потычут палочкой в бетон,
Сверяя с жизнью первый том.
Глядишь, роман, и все в порядке:
Показан метод новой кладки,
Отсталый зам, растущий пред
И в коммунизм идущий дед.
Она и Он — передовые,
Мотор, запущенный впервые,
Парторг, буран, прорыв, аврал,
Министр в цехах и общий бал.
Трагизм данной ситуации заключался в том, что гуманистически ориентированные и имеющие безусловную ценность идеалы трудового героизма, патриотизма и честности в условиях конкретного эстетического пространства девальвировались и оказывались недостаточно привлекательными для дальнейшего распространения и бытования: самой теме начинает придаваться значение, превосходящее ее художественное воплощение.
Постоянный и не сокращающийся разрыв между декларируемой мечтой-цельюи реальностью, между идеальным образом представителя партократической элиты — бессребренника и романтика и действительным привели к обратным результатам, когда идеальный в представлении государства образ не только не вызывал стремления к подражанию, но, наоборот, служил эталоном, изначально не предполагающим последующей дубликации. В такой ситуации большая часть социальных потребностей в рекреации, компенсации чувств и ощущений, психологической защищенности индивида оставалась неудовлетворенной, и данный вакуум по мере возможности заполнялся образцами отечественного массовогоискусства и массовой культуры Запада.
Это искусство, где идея превалирует над художественностью, а персонажи деперсонифицированы, является адаптационным и отмечено такими особенностями, как тяга к производству некритического сознания, гедонизм, клишированность образов и схематизм ситуаций, направленность на стереотипизацию мышления, стремление к манипуляции массовым сознанием через внедрение идеологических мифов, штампов и стереотипов.
Эти фильмы пронизаны революционно-романтическим пафосом и выстроены по законам массового искусства. Исследуя эту проблему, Н. Зоркая, в частности, отмечает, что образы фильмов о разведчиках часто имели маскоподобный характер обезличенных радистки, священника, интеллигента, связного. Точно так же были типизированы персонажи советских эпопей о судьбах народа, где интрига разворачивалась в противостоянии сил народных (большевик, рабочий или колхозник, председатель колхоза, бригадир) и антинародных (кулак, белогвардеец, вредитель) [5] .
Как представляется, ирреальность сюжетов о супергероях позволяет субъекту реально воспринимать мир и, осуществив свой протест через идентификацию с одним из них в художественном пространстве, в обыденной жизни сохранять способность воспринимать ее без трагизма и надлома и, следуя инстинкту самосохранения, исключить из арсенала средств восприятия действительности какую бы то ни было оппозиционность.
В октябре 1917 г. трагически сказались для судьбы России ошибки, допущенные во время правления Николая I. Насильственный захват власти большевиками во главе с Лениным, Троцким, Сталиным и другими было фактически преступлением века.
Сразу же началось планомерное разрушение тысячелетней Российской государственности и культуры.
Прежде всего, была ликвидирована выдержавшая испытание временем классическая система высшего и среднего образования, которая объявлена буржуазной и вредной идеям рабочего класса.
– Ленин, а после него Сталин считали российскую интеллигенцию: ученых, преподавателей и учителей, юристов, врачей, художников, и других представителей творческих профессий, людей самостоятельно мыслящих и творческих, окончивших российские гимназии и университеты, врагами советской власти.
– Поэтому сразу же после октябрьского переворота и захвата власти большая часть российской интеллигенции была брошена в тюрьмы и построенные к 1918 г. по приказу Ленина концентрационные лагеря. Оставшуюся часть интеллигенции под страхом смерти посадили на два парохода и изгнали из России.
– Гибель классического среднего и высшего образования была результатом декрета Ленина от 4 марта 1921 г. Ленин это делал сознательно, он не желал, чтобы гимназии готовили людей самостоятельных, творчески мыслящих, опасных для советской власти. Поэтому он не хотел, чтобы образование оставалось в руках интеллигенции.
– Свою задачу Ленин и Сталин видели в том, чтобы превратить российский народ в послушную массу слепо и беспрекословно исполняющую указы, приказы и директивы большевицкой партии.
К 1934 г. большевики во главе со Сталиным решили, что поставленная цель достигнута, марксистские (так называемые марксистские красные) профессора уже появились и можно было восстановить гуманитарное образование в стране. Однако то гуманитарное образование, которое возникло после 1934 г., представляло собой карикатурное отражение того, что Россия имела до 1917 г.
С середины 20-х гг., а точнее с 1922 г., когда Сталин стал генеральным секретарем ЦК РКП(б), то есть Российской коммунистической партии большевиков, в советской России начала утверждаться советская тоталитарная система и ее коммунистическая идеология.
Тоталитаризм и производные от этого понятия слова происходят от латинских слов totus (-a, – um), – весь целый и наречия totum – полностью, целиком, всецело. Тоталитаризм обозначает установление абсолютного государственного контроля над всеми сферами жизни общества и над человеком, то есть тоталитаризм – это огосударствление общества и личности и утверждение единой государственной идеологии, то есть тоталитаризм – это антидемократическое закрытое общество.
Советская тоталитарная система оказалась первой в мировой политической практике и послужила образцом для фашистской тоталитарной системы в Италии, утвердившейся в 1922 г., где вождем (дуче) стал Б. Муссолини и национал-социалистской тоталитарной системы в Германии, установившейся в 1933 г. во главе с нацистским вождем (фюрером) Гитлером.
Тоталитарная система будь-то фашистского, национал-социалистического или советского коммунистического типа враждебно относилась к творцам культуры и образования. Идеалом для тоталитарных режимов этих типов было превращение образованной прослойки людей в инструмент тоталитарной политики и пропаганды, а народ в рабски послушную массу, прославляющую гениальность вождя и беспрекословно выполняющую его декреты, воззвания и постановления.
Несоблюдение этого идеологического постулата было трагическим для человека. Сначала он подвергался осуждению в коллективе, затем следовали арест и отправление его в один из концлагерей ГУЛАГа (государственного управления лагерями).
Другим направлением тоталитарной советской политики в области образования и культуры была борьба против религии и утверждение воинственно-атеистических убеждений. Результатом этой политики было насаждение безбожия, разрушение церквей и ликвидация духовенства. Но поскольку полного разрушения учреждений культа и ликвидации духовенства добиться было невозможно, органы безопасности строго следили за тем, чтобы оставшееся духовенство находилось под их контролем и строго выполняло требования, установленные тоталитарным государством для функционирования религиозных учреждений.
Презентация раскрывает черты культуры в условиях тоталитарного политического режима 30-х гг. 20 века.
Тоталитаризм и культура
Культура в меняющемся мире
Тоталитаризм и культура
На протяжении почти всего XX в. культура подвергалась наиболее ощутимым потерям и деформациям в результате господства тоталитарных режимов. Тоталитаризм, особенно в первой половине века, был присущ не только отдельным странам и культурам - он стал составляющей человеческой психологии и сознания.
В наиболее совершенных формах тоталитаризм существовал в гитлеровской Германии в 30-40-е годы и в сталинском Советском Союзе.
Были приняты решения:
• создать цензуру
• запретить политические партии
• запретить общественные и культурные объединения, которые не стояли на коммунистических позициях
• из библиотек изъять "идеологически вредную литературу"
• объявить войну религии и церкви
Многие известные деятели Были изгнаны
Произведения подвергались травле
Был уничтожен революционный авангард в искусстве и архитектуре, поскольку, по мнению партийных идеологов, он был слишком анархическим, чужим простому народу. Художественное новаторство осуждалось как буржуазное вредительство. Были объявлены вне закона художественные эксперименты Д. Шостаковича, С. Маршака и К. Чуковского, Б. Пастернака.
Принятием постановления "О перестройке литературно-художественных орга-организаций" (1932) большевистская партия взяла их под свой жесткий контроль. С тех пор все писатели, композиторы, художники объединялись в творческие союзы во главе с парткомом. Участие в союзах было обязательным, поскольку только их члены получали право на профессиональную деятельность и нормальное материальное обеспечение.
культура в нацистской Германии в 30-40-х годов
Первой большой "культурной акцией" после прихода фашистов к власти было массовое публичное сожжение идеологически вредной, как считалось, литературы.
Уничтожались произведения
Гитлеровская Германия и сталиский советский союз
С середины 30-х годов культуры сталинского и нацистского режимов стали чрезвычайно похожими. В обеих странах царил энтузиазм, крепкими устоями которого выступали массовое идеологическое головокружение населения, его недостаточная образованность.
Читайте также: