Кратко опишите портреты музыкальных образов шопен паганини р шумана

Обновлено: 25.06.2024

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1.Музыка в произведениях изобразительного искусства

Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанро­вые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, пла­кать, говорить.

Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человечес­кого голоса и оказывается способной донести всё лучшее, что есть в нём. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипа­ ча является сравнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, плачет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в ру­ ках мастера, имеет свой характер.

Скрипка появилась в Европе в конце XV в. Она была лю­бимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и ка­бачках. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.

Звучала скрипка и в аристократических кругах - во дворцах, замках, в богатых домах, - а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, ко­торые играли во время пробуждения и трапез короля и, ко­нечно, исполняли танцевальную музыку на придворных ба­лах.

Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастера­ми Амати, Страдивари, Гварнери.

Посмотри натюрморты со скрипкой - своеобразные портреты скрипок.

Сандро Боттичелли (1445-1510 Италия). Ангелы





Рауль Дюфи (1877-1953) Франция.Скрипка


Дмитрий Жилинский (1927г.СССР.) Альтист

Согласись, у каждого от этих картин чело века возникают свои впечатления. Глядя на эти картины, каждый слышит разную му зыку. Какую? Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку в руках скрипача. Единство инст румента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением. Это чувство пронизывает все картины.

Послушай, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрип­ки композиторами разных времен:

Ответь на вопрос:

О чём рассказала тебе эта музыка? Определи, какой из картин созвучно то или иное произведение.

Послушай ещё раз:

3. Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных А. Шнитке. Ссылки смотри выше.

Определи, какой из картин созвучно то или иное сочинение. А теперь давай вместе проанализируем музыкаль­ ный язык сочинений, прослушав их ещё раз.

Обрати внимание на то, как в звучании скрипки мелодия сочета­ ется с аккордами. Эту многоголосную фактуру исполняет один инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.

Задумайся над тем, сохраняется ли эмоциональное состояние главной темы до конца произведения? Ты конечно заметил, что в процессе развития музыки появля­ются различные оттенки чувств — скорбь, порыв, тревога. Несколько мелодий, словно вырастая из начальных интона­ций, постоянно меняют свой облик. Линию развития образа можно сравнить с большими волнами. Главный принцип разви­тия музыкальной мысли в этом сочинении — варьирование.

Чакона — первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в., оживлённого характера, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции чакона становится балетным танцем, вво­дится в финалы сценических произведений. В XVII—XVIII вв. включа­ется в многочастные инструментальные сочинения (сюиту, партиту). Темы чаконы небольшие, с ясной танцевально-метрической основой. Для скрипки Бахом написаны произведения в различных жанрах — концерты с оркестром, сонаты, партиты.

Трепетность, непосредственность лирического высказывания-откровения подчёркивается не только повторениями главной мелодии (возвращением одной и той же мысли), её волнообразным движе­нием, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным рит­мом аккомпанемента на фортепиано.

Определённое выразительное значение имеет и неизмен­ный на протяжении всей пьесы мажорный лад.

Почему ком­позитор, используя трёхчастную форму пьесы, оставляет без изменения светлый мажорный колорит?

• Есть ли общие черты в музыке и живописном полотне?

• Что различает эти два художествен­ных образа?

2. Соnсегtо gгоssо № 1 Альфреда Шнитке


Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных Альфреда Шнитке - музыка современного композитора.


Ве­роятно, ты заметил, что образный строй двух современных произведений искусства — концерта и живописного полот­на — различен. Одиночество скрипки на светлом фоне, кон­траст синего, светло-бежевого и зелёного (с рисунком) то­нов. Статика, неподвижность картины отличается от динамич­ной, наполненной энергией современных интонаций и ритмов музыки.

3. Портрет Никколы Паганини в музыке, живописи, скульптуре

Рассмотри портрет Никколы Паганини (1782 - 1840)- итальянец, воплощённый в скульптуре С. Конёнковым (1874-1971 СССР)



Не­обычность его внешнего облика связана с передачей главного качества его натуры — увлечённостью игрой на любимом му­зыкальном инструменте.

Ты знакомился с этим произведением в начальной школе. Послушай ещё раз Каприс №24 Н.Паганини Слушать ЗДЕСЬ.

Фрагмент балета на музыку С.В.Рахманинова "Рапсодия на тему Паганини"

Ответь на вопрос:

1. В какой форме написана интерпретация каприса?

Ответь на вопросы:

2. Какие черты темы Паганини подчёркивает
композитор в своих вариациях?

3. Что вносит нового в её звучание?

Послушай ЗДЕСЬ Каприс №24 Паганини Виктора Зинчука в рок-обработке современного исполнителя и композитора. Как услышал и исполнил В. Зинчук шедевр мировой музыкальной классики? Обрати внимание на точное повторение мелодии Каприса № 24 солирующей гитарой. При этом в рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, а часто агрессивный характер. Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более ускоряется. Возбуждённый характер пьесы поддерживается жёстким, упругим ритмом со­провождения, с выделением функции ударных инструментов.

В итоге мы пришли к понятию - интерпретация .
Ведь она есть твор­ческое освоение художественных произведений, связанное с его особым, избирательным прочтением: в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении.
Ты сам, ког­да пытаешься проникнуть в замысел композитора, художника, тоже интерпретируют произведение.

Ты послушал интерпретации Каприса №24 Н.Паганини.

Сравни три интерпретации Каприса №24 Н.Паганини .

Ответь на вопросы:

1. Какие черты шедевра Н.Паганини подчёркнуты композиторами и исполнителями?

2. Какая из трёх интерпретаций понравилась тебе больше всего и почему?

6. Выполни задание 3

Послушай музыкальную викторину. Она составлена по произведениям данного урока. Ссылка ЗДЕСЬ

Ответы на муз.викторину записать. Ссылка ЗДЕСЬ

Прочитай отрывок из рассказа К.Паустовского "Струна".

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Его­рова не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове в Балтийском море, где воины отбивали непрерывные ата­ки немцев.

Война застала в Эзеле нескольких актеров — мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали ране­ных и стирали бойцам белье. Ночью, если не было боя, ак­теры устраивали концерты и спектакли на маленьких поля­нах в лесу.

- Хорошо, — скажете вы, — конечно, в темноте можно
слушать музыку, но непонятно, как актеры ухитрялись разы­грывать спектакли в ночном лесу. Что в этом мраке могли увидеть зрители? . Как только начинался спектакль, зрите­ли наводили на актеров узкие лучи карманных электричес­ких фонариков. Лучи эти все время перелетали, как малень­кие огненные птицы, с одного лица на другое.

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фона­риков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

- А Паганини играл и на одной струне.

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

Все же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спо­койно горела на краю залива. Свет ее мерцал, а не перели­вался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно одна стру­на запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть бы­ло легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смыч­ком по изуродованной скрипке.

. В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдер­жит сердце. И последняя струна действительно не выдержа­ла силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушате­лей только вздохнула.

Егорову не на чем было играть. Он стал обыкновен­ным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину. Его похорони­ли в грубой песчаной земле. Скрипку Егорова бойцы пе­редали летчику, улетавшему в Ленинград. . Летчик отнес скрипку к известному дирижеру. Тот взял ее двумя паль­цами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальян­ская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетне­го пения.

— Я передам ее лучшему скрипачу нашего оркестра, -сказал летчику дирижер.

Где теперь эта скрипка -- я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и лю­бимые нами, как каждое слово Пушкина, Шекспира и Гей­не. Она играет мелодии Чайковского, заставляя сердца слу­шателей дрожать от гордости за гений своей страны, за ге­ний человека.

Ответь на вопросы:

1. Какая мелодия из знакомых тебе сочинений П. Чайков­ского могла звучать на ночном концерте?

2. Что ты знаешь об итальянском скрипаче Паганини?
3. Какое из его известных произведений ты слушал?

4. Вспомни литературные произведения, в которых музы­ка — одно из главных действующих лиц.

Роберт Шуман Карнавал

История создания

Практически первые десять лет своего творческого пути Роберт Шуман посвятил именно фортепианной музыке. Это были годы, наполненные небывалым энтузиазмом и надежд. Именно в фортепианной музыке раскрывается индивидуальный стиль композитора, а также проявляются характерные черты его творчества в целом. Многие из этих произведений, являющиеся настоящими шедеврами (Фантазия C dur, Крейслериана и др.), возникли буквально через несколько лет после того, как Шуман впервые начал сочинять музыку.

Роберт Шуман

Это было особенное время для композитора, ведь он боролся за свою любовь. Отсюда во многих сочинениях присутствуют личные эмоции, переживания, а также биографичность. Зачастую те или иные произведения появлялись под влиянием литературных сюжетов. Чаще всего в них главный герой выступает в роли рассказчика, раскрывая перед слушателями картину происходящего, представленную в виде целой вереницы образов или ярких картин, сменяющих друг друга. Именно поэтому сюитный цикл миниатюр стал по-настоящему любимой формой композитора.


Интересные факты


Содержание


Вступление изложено в свободной форме и начинается с призывных фанфар. Оно пронизано быстро сменяющимися жанровыми элементами (сочетание разной танцевальной музыки), что придает пьесе некую фантастичность.


После череды масок, появляются снова портреты давидсбюндлеров.

Шуман с женой Кларой Вик

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Если художник хочет увековечить чей-то образ он пишет портрет. Скульптор будет использовать мрамор. Поэт напишет оду, а писатель добавит персонаж в свой роман. А что сделает композитор? Он сочинит музыку, в которой опишет любимые черты, нежность прикосновений, походку, мимолетность встречи. Одним словом, он создаст музыкальный портрет.

Примеры музыкальных портретов не редки. Еще французский композитор 18 века Франсуа Куперен написал пьесы "Сестра Моника", "Недотрога", "Привлекательная". Просто случайные образы? Не думаю😉. Галерею очень ярких музыкальных портретов оставил Шуман в " Карнавале ": "Шопен", "Паганини", "Киарина", "Эстрелла", "Флорестан".

Еще интересней поступил английский композитор Эдуард Элгар. Он сочинил настоящую музыкальную загадку - вариации "Энигма". Загадка (Энигма) заключается в том, что в каждой вариации, а их всего 14, зашифрованы имена друзей композитора с помощью аббревиатур. Как говорил Элгар, "я писал то, что, по моему мнению, написали бы они — будь у них достаточно возможностей, чтобы сочинять музыку".

Некоторые вариации " выдают" индивидуальные характеристики: в Энигму № 10 под названием "Дорабелла" включена партия деревянных духовых, инструменты звучат рассыпчато, имитируя смех человека. В заключительной части он объединил две темы -свою и супруги, как бы показывая их союз. Другие вариации "обыгрывают" какие-нибудь события: № 11, "Дж. Р.С", — это воспоминание о прогулке с приятелем Джорджем Робертсоном Синклером и его бульдогом Дэном по берегу реки Уай; пес свалился в воду, и его пришлось вылавливать.

Для Дебюсси точность портрета не так важна. Например, его "Девушка с волосами цвета льна" - это всего лишь легкий акварельный набросок из воспоминаний и образов.

Попробуйте представить, как "звучат" ваши друзья и близкие? Какой музыкальный портрет вы бы для них сочинили, будь вы композитор?

Маленькие дети и классическая музыка ) 06.04.2014 --> Смотрели: 131 (19) Маленький венский марш 06.04.2014 --> Смотрели: 146 (27) Rondo Alla Turca 06.04.2014 --> Смотрели: 88 (9) *** 06.06.2012 --> Смотрели: 296 (59) Танец воздуха. Мэджик капет Дэниэла Вурт 13.11.2011 --> Смотрели: 470 (22)

-Поиск по дневнику

-Статистика




Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городке Цвиккау - один из красивейших уголков старой Саксонии . В юные годы во время прогулок и особенно в минуты расставания с родным старым Цвиккау Роберт любил долгим взгляд ом окинуть свой город с высоты окружающих холмов. Вокруг необъятная ширь: зелень лугов, рощ, возделанных полей, мягкий волнистый рельеф гор и прихотливые изгибы реки.




В 18 28 в доме друзей семьи Шуман Роберт познакомился с Фридериком Вик. Вик – один из лучших в Германии преподавателей музыки. У него был свой метод обучения игре на фортепиано, сочетающий строгость технической тренировки с глубиной подхода к искусству. Блестящее подтверждение достоинств его метода – успехи маленькой Клары, дочери Вика.

Уроки у Вика , знакомство с творчеством Шуберта, посещение концертов подвели Шумана к решению посвятить себя музыке. Роберт Шуман поселился в доме Вика и с жаром принялся он за работу.


В этой п ечальной ситуации одно за другим появляются его лучшие фортепианные сочинения Роберта Шумана . Многие страницы фортепианной музыки окрашены мотивами автобиографического характера.





Шуман считал фортепиано инструментом для выражения чувств и настроений, навеянных как эмоциональными переживаниями, так и природными явлениями или литературными сюжетами. Интерес к фортепиано у Шумана возрос благодаря счастливому браку с Кларой Вик, как известно, великолепной пианисткой. Для нее автор создал чрезвычайно ценный фортепианный концерт ля минор. Часто исполняемый концерт для виолончели ля минор и множество камерных работ Шумана убедительно свидетельствуют о прогрессивной новоромантической ориентации композитора.


Между тем Клара уже стала взрослой девушкой, и Шуман не мог не заметить это очаровательное существо, одаренное необыкновенным музыкальным талантом. Клара сделалась для Шумана поэтическим идеалом, и так как она отвечала взаимностью на его чувства и оба желали прочного союза, Шуман должен был позаботиться об обеспечении своего существования.


В 1838 Роберт Шуман решил поселиться в Вене и там издавать свой журнал. В октябре 1838 года композитор переехал в Вену. Впрочем, он слишком скоро убедился, что Вена пер естала уже быть почвою немецкой классической музыки. В начале апреля 1839 Шуман возвращается в Лейпциг.


1840 год бы л переломным в жизни Шумана. Лейпцигский университет присвоил ему звание доктора философии, и таким образом он получил титул, который в Германии довольно много значил.


12 сентября 1840 года в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Роберта с Кларой.






В 1850 Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Великий музыкальный поэт не всегда бывает хорошим дирижером; и наоборот. Шуман вовсе не имел качеств хорошего дирижера. Сам он думал, однако, иначе. В Дюссельдорфе слишком скоро начались размолвки, и осенью 1853 все это дело расстроилось: контракт не был возобновлен. Эт о также м огло в высшей степени болезненно ранить душу Шумана, и без того очень нежную и чувс твительную, но он не показывал своих переживаний в силу скрытности характера.




Читайте также: