Влияние реформ александра 2 на архивное дело кратко

Обновлено: 02.07.2024

Император Александр II известен в истории как монарх-реформатор. Таких масштабных изменений Россия не испытывала со времён Петра I. Историки отмечают, что его действия порой были противоречивыми.

Будущий император был хорошо образован, владел тремя иностранными языками, его наставником по праву был Михаил Сперанский, автор многих законопроектов при Александре I . К государственному управлению отец его готовил со всей серьезностью.

Александр был введён в Сенат, Синод, Государственный совет и Кабинет министров. Так же принимал участие в Крымской войне, стоял во главе столичного гарнизона. После смерти Николая I, правление молодого императора началось с завершения военных действий и заключения Парижского мира (1856). Поражение России заставило Александра II задуматься о его причинах и всесторонне оценить обстановку в государстве.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Феодальный строй и крепостное право в России не соответствовало веяниям и техническому развитию второй половины 19 века. Это стало причиной промышленной отсталости империи и поражения её в Крымской войне. Помещики предпочитали использование крестьянского труда, а не внедрение каких-либо технологий. Крестьянство нищало, повсеместно назревали забастовки и голодовки. Что приводило к разорению поместий и, соответственно, уменьшению поступлений в государственную казну. Экономика России находилась в шатком положении и требовала срочных и масштабных реформ. Проигрыш в войне повлиял и на настрой крестьянства, оно утратило доверие к правительству окончательно.

Основные реформы Александра II

Значимыми во время правления Александра II были преобразования:

  • Крестьянская реформа, 1861;
  • Финансовая реформа, 1863;
  • Реформа образования, 1863;
  • Земская реформа, 1863;
  • Судебная реформа, 1864;
  • Реформа государственного самоуправления, 1870;
  • Военная реформа, 1874.

Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.

Крестьянская реформа

В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.

В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.

Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.

Ликвидация военных поселений

Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях.

Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.

Финансовая реформа (Государственный Банк)

В 1863 году была проведена финансовая реформа, предполагающая создание системы, соответствующей капиталистическому типу экономики. Её разработкой занимались государственный контролер В. Татаринов и министр финансов М. Рейтерн.

Реформа включала в себя следующие положения:

  • принцип гласности – публикация государственного бюджета;
  • основание Государственного банка Российской империи;
  • создание Главного выкупного учреждения при министерстве финансов;
  • создание в структуре министерства финансов казначейств;
  • основание финансовых органов местного значения – контрольных палат;
  • введение антикоррупционных мер (откупы сменились на акцизные марки);
  • деление налогов на прямые и косвенные.

Для препятствования казнокрадству была введена схема отчетности за использованные средства. Государственный бюджет утверждался императором и Государственным советом. В конце каждого года предоставлялся отчет об использовании госбюджета. Реформирование финансовой системы позволило сделать ее более эффективной и открытой.

Реформа образования

Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:

Реформы образования Александра

Начальные школы

Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:

  • воскресные;
  • церковноприходские;
  • частные;
  • земские;
  • государственные.

Средняя школа

Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:

  1. Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
  2. Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.

В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники.

Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования.

1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование.

Высшее образование

Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:

  • принимать на работу и увольнять преподавателей;
  • утверждать программу обучения;
  • формировать учебные планы и дисциплины;
  • решать финансовые вопросы.

Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.

Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.

Земская реформа (изменение местного самоуправления)

  1. Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
  2. Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами.

Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):

  • землевладельцы;
  • городские избиратели;
  • выборные от крестьян (сельских жителей).

В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.

В сферу обязанностей земских собраний входило:

  • установление направления деятельности земства;
  • в конце года – контроль деятельности земских управ.

Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.

Реформа городского самоуправления

Для ускорения развития городам не хватало местного самоуправления, общегосударственные мероприятия часто не соответствовали потребностям конкретной местности.

Была создана Городская дума, избираемая раз в 4 года. Стать её членом мог любой горожанин. Дума занималась сбором налогов и назначением управленцев в городе. Средства поступали в размере 1% от доходов промышленных и торговых предприятий. 40% этих денежных ресурсов тратилось на устройство города. Остальные 60% уходили на содержание полиции, тюрем, пожарных служб, солдатских казарм.

По результатам реформы города получили больше самоуправления, в местные органы попадали представители всех сословий. Однако, содержать эти органы управления город должен был на собственные средства, что для маленьких городов было существенной проблемой.

Военная реформа

В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д. Милютин.

  • введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов;
  • призывались здоровые мужчины, достигшие 20 лет;
  • срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет и 9 лет пребывания в запасе;
  • срок службы на флоте составлял 3 года и 7 лет пребывания в запасе;
  • в зависимости от полученного образования и семейного положения срок службы мог уменьшаться.

В мирное время на действительной службе находилось 25-30% призывников.

Управление армией было подвергнуто усовершенствованию. Было сформировано 15 военных округов, на территории которых были расквартированы войска. Их возглавлял командующий, который подчинялся непосредственно министру.

Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.

Военное образование предоставляли юнкерские училища:

  • пехотные;
  • кавалерийские;
  • военно-инженерные;
  • артиллерийские.

Высшее образование можно было получить в академиях Генерального штаба, артиллерийских.

Воспитание солдат было построено не на муштре и жёсткости, а на выполнении священного долга по защите отечества.

Реформы коснулись перевооружения. Парусные деревянные корабли заменили паровыми металлическими судами. Сухопутные войска были оснащены скорострельными винтовками, новым артиллерийским снаряжением.

Результатами 20-летнего введения военных реформ стало формирование боеспособной, хорошо организованной и вооруженной армии. Что и было продемонстрировано в последующих военных кампаниях Александра II.

Историческое влияние реформ

Реформы эпохи Александра II имели большое историческое значение для дальнейшего развития Российской империи.

Освобождение крестьян стало толчком для кардинального изменения общественного строя. Дворянство, занимающее доминирующее положение со времен Екатерины II, перестало преобладать в жизни населения. Появились органы самоуправления, в состав которых могли входить крестьяне. Плюсом стало развитие торговли, городской инфраструктуры. Постепенно исчезала сословная разобщенность между городами и уездами.

Всесословное направление было поддержано созданием судов, земств, всеобщей воинской повинности, школ. Дворянство, утратив привелегированное положение, не смогло до конца перестроиться на новый лад. Что повлекло за собой разорение части дворянских поместий, а их земли попали в руки купцов и крестьян.

Одним из последствий реформ стало активное появление радикально настроенных слоев населения. Проведенные реформы в общественной и государственной жизни не подразумевали проведение политической реформы и изменения конституционного строя. Общество, взбудораженное кардинальными переменами, не могло смириться с такими полумерами. К концу 70-х годов стали появляться революционные кружки, распространяющие социалистические идеи.

Противоречивость императора во внутренней и внешней политике так же способствовала усилению недовольства:

  1. Крепостное право было отменено, но нерешенным остался земельный вопрос, который имел большое значение для крестьян.
  2. После проведения военной реформы успехи российской армии проявились в присоединении Туркестана и Дальнего Востока. Но в то же время были отданы Курильские острова и Аляска.
  3. Реформы носили либеральный характер, однако, в последние годы правления Александра II усилился полицейский террор.

Правлению Александра II нельзя дать однозначную положительную или отрицательную оценку. Но это был большой шаг для России на пути перехода из феодального общества к современному капиталистическому строю.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Реформы Александра 2

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.

Либеральные реформы Александра 2 1860 - 1870 годов

Финансовая реформа 1860 - 1864 года. Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года. После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года. Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года. Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получило больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.

Поражение в Крымской войне - причина реформ

Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.

Причины и предпосылки александровских реформ

Необходимость изменений в российской жизни была очевидна многим образованным представителям верхушки. Для них не составляло секрета, что крепостное право тормозит в России развитие не только промышленности, но и сельского хозяйства. Они стремились преобразовать Россию с целью продвинуть промышленный переворот, ликвидировать экономическую отсталость, стимулировать российские науку и образование.

Царь Александр II и его реформы

Основные реформы Александра II

В царствование Александра II был проведен ряд реформ в разных сферах. Их глубина и значение сильно различались; однако всем реформам была свойственна общая особенность – стремление максимально сохранить сословное неравноправие и привилегии дворянства. Период реформ растянулся почти на 2 десятилетия.

Крестьянская реформа 1861 года

Эта реформа является не только хронологически первой, но и самой известной, и самой масштабной. Она была призвана решить важнейшую российскую проблему – крестьянский вопрос.

Подготовка реформы была начата еще в 1857 году, а некоторые дополнительные акты в ее рамках принимались до 1881 года. Однако ее основным документом считается Манифест от 19 февраля 1861 года, Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости и сопутствующие им акты (всего 22 документа). Вкратце содержание реформы было следующим.

Оглашение манифеста от 19 февраля 1861 года

Земская реформа 1864 года

Назначением земской реформы было увеличение эффективности местного управления, ибо огромные размеры страны существенно ограничивали возможности руководства из центра. Основным документом, запустившим реформу, стало Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года.

Земские выборы

Основные положения земской реформы состояли в следующем.

  1. В уездах и губерниях создавались земские собрания и земские управы. Это были выборные органы, но членов собрания выбирали избиратели, а управу – собрание. Управа играла роль исполнительного органа собрания.
  2. Земские выборы проходили 1 раз в 4 года по 3 куриям. При формировании курий действовал сословный и имущественный ценз. Выборы по 3-й крестьянской курии были 3-ступенчатыми.
  3. Земские органы контролировались министерством внутренних дел и были лишены права общения и взаимодействия.
  4. Председателями земских съездов во всех случаях были предводители дворянства соответствующего уровня.

К сфере компетенции земских органов относились местные хозяйственные, санитарные и культурные дела: забота о начальном образовании, обустройство и комплектация персоналом больниц, содержание дорог и переправ, обеспечение при необходимости продовольствием, взимание местных налогов, призрение сирот и малоимущих и другие подобные дела.

Земства вводились не во всех губерниях и в разное время. Реформа проводилась так, чтобы максимально сохранить на местах влияние дворянства и отстранить от вопросов местного управления крестьян. Влияние и возможности земских органов были сильно ограничены.

Однако в целом земские структуры сыграли большую положительную роль в истории страны. Они способствовали распространению светского народного образования и доступной медицинской помощи. Земцы надзирали за культурными учреждениями и стимулировали развитие предпринимательства. Они также немало сделали для предотвращения голодовок и эпидемий либо уменьшения последствий этих бедствий. Земские учителя и врачи прославились своей самоотверженной работой.

Судебная реформа 1864 года

В том же году была реформирована судебная система. Разработки в этой области велись еще с 1840-х годов, а планомерная подготовка реформы была начата в 1861 году. Основными документами реформы стали Судебные уставы (по судам разной юрисдикции), подписанные царем 20 ноября 1864 года.

Суд присяжных в Российской империи

Изменения в судебной сфере были весьма значительны.

В целом идея судебной реформы была достаточно прогрессивной. Даже подсудность крестьян в незначительных преступлениях сословному волостному суду не слишком портила картину. Но ситуацию менял к худшему ход реализации реформы.

Изменения вводились не одновременно по всей территории страны. Во многих губерниях допускались существенные отклонения – например, не созывались суды присяжных. При проведении политических процессов оправдательный приговор не избавлял от преследований – подсудимый все равно минимум отправлялся в административную ссылку. Для крестьян (в отличие от прочих сословий) сохранялись телесные наказания.

Ближе к концу царствования Александра II усиление протестных настроений в обществе привело к отказу от многих норм Судебных положений 1864 года. Ряд судебных полномочий был передан полиции – в частности, она получила право проводить обыски без ордера и отправлять в ссылку просто по подозрению. От полицейского террора в результате пострадали не только (и не столько) революционеры, сколько рядовые обыватели.

Однако судебная реформа все же имела положительное значение. Она приблизила систему правосудия Российской империи к передовым по тому времени образцам.

Цензурная реформа 1865 года

Цензурная реформа оказалась самой противоречивой из всех александровских реформ. Датирование ее 1865 годом условно – оно проводится по Временным правилам по цензуре и печати от 6 апреля этого года. Однако изменения в сферу цензуры вносились на протяжении 1860-1870-х гг.

Основные особенности цензурной реформы

Образовательные реформы

Образовательную реформу Александра II часто датируют 1863-1864 гг. Упор при этом делается на принятие важнейших документов – Университетского устава 18 июня 1863 года и Положения о народных училищах и Устава гимназий и прогимназий соответственно от 14 июля и 18 ноября 1864 года. Но многие преобразования проводились позже, а некоторые – ранее этих событий.

Н. Ярошенко Курсистка

Основные мероприятия реформы принесли значительную пользу российскому образованию.

  1. За счет появления земских школ стало стремительно развиваться светское начальное образование.
  2. Реальные гимназии (реальные училища) дали доступ к качественному среднему и некоторым направлениям высшего образования выходцам из средних слоев населения.
  3. Значительно улучшилось качество женского образования и охват им девушек.
  4. Новый университетский устав дал больше свободы учебным заведениям, способствовав развитию университетской науки.
  5. В стране открывались новые (в том числе технические и естественнонаучные) вузы, что способствовало прогрессу науки и промышленной революции.

Народная школа

Городская реформа 1870 года

Городская реформа была сродни земской – она также регламентировала деятельность органов местного самоуправления. Подготовка реформы была начата в 1862 году и продолжалась 8 лет. Основным ее документом стало Городовое положение 16 июня 1870 года.

Реформа заменила сословный характер городского самоуправления имущественным цензом. При этом фактические полномочия местных органов были даже сокращены.

  1. В городах создавались избирательные собрания, думы и городские управы.
  2. Состав избирателей определялся по имущественному цензу, сословное деление упразднялось.
  3. Избирательное собрание 1 раз в 4 года проводило выборы гласных городской думы.
  4. Функцией думы было принятие решений по обустройству городской жизни. Городская управа формировалась думой и служила исполнительным органом.
  5. Полномочия думы касались городского благоустройства, содержания дорог и переправ, обеспечения продовольствием, противопожарной и противоэпидемической безопасности.
  6. Решения городских дум подлежали обязательному утверждению государственной администрацией.
  7. Думы могли устанавливать и взимать местные налоги, но их полномочия в этой сфере были ограниченными.
  8. Местная полиция была полностью выведена из подчинения местному самоуправлению.

Возможности городского самоуправления были ограниченными. Инициативы, не соответствовавшие планам властей, немедленно пресекалась. Имущественный ценз дал преимущество в принятии решений об устройстве городской жизни крупным купцам и предпринимателям. Это породило в российских городах огромную разницу между уровнями благоустройства центральных городских районов и окраин – думы направляли средства туда, где проживала основная масса избирателей.

Военная реформа 1874 года

Идея реформирования военной сферы возникла сразу после окончания Крымской войны. Первые изменения были внедрены еще в 1860-е годы, но главным событием стали Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности от 1 января 1874 года.

Александровская кавалерия

Военная реформа коренным образом изменила способы формирования российской армии.

  1. Был отменен рекрутский набор. Его заменила всеобщая воинская повинность для мужчин от 20 лет. Призывались представители всех сословий. Заранее определялся круг призывников, из которого каждый год набирали нужное количество по жребию.
  2. Срок службы сокращался (максимум до 7 лет – во флоте). Однако после окончания действительной службы призывники еще некоторое время числились в запасе. Для образованных призывников срок действительной службы сокращался, иногда очень существенно (так, призывник с высшим образованием служил всего полгода).
  3. Определялись категории мужчин, освобождаемых от призыва (единственный сын, кормилец семьи…).
  4. В армии и на флоте началось техническое переоснащение. Устаревшее вооружение заменялось современным.
  5. К минимуму были сведены телесные наказания. Теперь им подвергали только солдат-штрафников.
  6. Суды военных трибуналов стали гласными, подсудимые получили право на защиту.
  7. Реформировалось и управление армией: военные округа, Генеральный штаб.
  8. В военные и юнкерские училища открывался доступ представителям всех сословий.

Военная реформа многое дала России. Армию мирного времени удалось сократить на 40% с возможностью быстрого увеличения в случае войны (путем призыва резервистов из запаса). Соответственно, уменьшились и расходы на ее содержание, часть сэкономленных денег удалось потратить на техническое переоснащение. Потенциальные солдаты и матросы более не изымались из экономической жизни. Военная обязанность перестала быть лишением шансов на нормальную жизнь.

Российское военное образование отличалось высоким уровнем. Повышение уровня оснащенности армии сделало ее грозной силой – военный потенциал России снова соответствовал времени.

Финансовая реформа

Реформирование финансов империи было сложным процессом, продолжавшимся с 1860 по 1868 год. Целью было оптимизировать государственные траты и ограничить коррупционные возможности.

Финансовая реформа: кратко

  1. Государственный бюджет стал гласным – его публиковали.
  2. Были созданы Государственный банк (1860 год), а позже – казначейство и контрольные палаты на местном уровне.
  3. Отдельные кассы разных госорганов были упразднены.
  4. Вводились акцизные марки вместо существовавших ранее откупов.
  5. Реформировалась налоговая система – по причине отказа от подушной подати времен крепостничества.

В результате некоторого оздоровления финансовой сферы удалось добиться. Однако коррупция на всех уровнях продолжала сохраняться.

Значение александровских реформ

Реформы Александра II способствовали экономическому подъему России, ускорению промышленного развития и хода промышленного переворота. Они улучшили систему управления на местах, в финансовой сфере, укрепили обороноспособность. Были сделаны первые шаги к установлению сословного равенства, обеспечению прав человека. Расширились образовательные возможности россиян. Важнейшим достижением стала отмена крепостного права.

Общая схема александровских реформ

Однако все реформы имели незавершенный характер, так как проводились с намерением сохранить любой ценой доминирующее положение дворянства, самодержавную монархию и права церкви. В результате крестьяне остались неравноправным сословием, а любое несоответствие установлениям правительства или церкви (будь то в местном самоуправлении, в прессе или в образовании) пресекалось. В результате реформы дали не столь масштабные результаты, как от них ожидали.

В 1880-е годы политика контрреформ, проводимая Александром III, уничтожила часть достижений Александра II. Это способствовало закреплению отсталых проявлений в российской жизни и нарастанию протестных настроений.


Все правившие в России XIX века императоры в определенной степени были реформаторами, однако, самым выдающимся стал Александр II. Он царствовал с 1855 по 1881 год и провел несколько важнейших реформ, которые давно назрели – крестьянскую, финансов, военную и другие.

Реформы первой половины правления

Основными причинами реформирования Российской империи были ее отсталость и поражение в Крымской войне. От нового императора требовалось решить вопрос с крепостным правом, усилить армию и улучшить ситуацию в финансах, образовании, управлении.

Александр II

Рис. 1. Александр II.

Одним из первых шагов нового императора стал указ о ликвидации военных поселений в 1857 году. В том же году был создан Секретный комитет по крестьянскому делу. Около трех лет шла подготовка к отмене крепостного права. Ее результатом стал манифест от 19 февраля 1861 года. Крестьяне получили личную свободу, но должны были еще 9 лет отрабатывать барщину или выплачивать оброк. За надел крестьянин платил помещику 20% от выкупной суммы, а остальное брало на себя государство, но при условии погашения со стороны крестьян выкупными платежами в течение 49 лет. Фактически к 1906 году крестьяне заплатили за землю тройную сумму. В том же году выкупные платежи были отменены.

К 1862-1863 годам относится проведение сразу двух реформ – финансовой и системы образования. Целью первой было создание финансовой системы, которая будет соответствовать капиталистическому типу экономики. Ее проведением занимались государственный контролер Валериан Татаринов и министр финансов Михаил Рейтерн.

Реформа включили в себя следующие меры:

  • Начало публикации госбюджета.
  • Создание Государственного банка Российской империи.
  • Создание казначейств в структуре министерства финансов.
  • Создание местных финансовых органов – контрольных палат.
  • Антикоррупционные меры, например, замена откупов на акцизные марки.
  • Сохранение подушной подати, но разделение налогов на косвенные и прямые.

Реформа высшего образования выражалась в университетском уставе 1863 года. Он был самым либеральным из дореволюционных. В России в годы правления Александра II появились новые университеты, в Томске, Варшаве и Одессе. “Положение о народных училищах” 1864 года отменило государственную и церковную монополию в сфере образования. Частным лицам разрешили открывать школы. Основным звеном средней школы стали гимназии, реальные и классические, а с 1862 года появились и женские.

В 1864 году император начал проводить судебную реформу. Она завершилась уже после его смерти, к 1899 году. В России появился современный суд, бессословный, гласный и открытый. В том же году появились органы местного самоуправления – земства в рамках земской реформы.

Отмена крепостного права

Рис. 2. Отмена крепостного права.

Реформы 1870-ых

В 1870 года император утвердил “Городовое положение”, которое было связано с проведением реформы городского самоуправления. Ее результатом стало появление в 500 городах империи бессословных органов самоуправления. Выборы городскую думу проходили раз в 4 года. Реформа способствовала торгово-промышленному развитию городов.

В следующем 1871 году министр народного просвещения Дмитрий Толстой провел реформу среднего образования. В результате, в учебных программах увеличились объемы преподавания математики, латыни и греческого. Право поступать в университет оставалось только за воспитанниками классических гимназий.

Значение военной реформы в том, что в армии отменили устаревшую систему рекрутских наборов и заменили ее всеобщей воинской повинностью. Реформу проводил военный министр Дмитрий Милютин. Численность армии сократилась, зато выросло ее оснащение современным оружием, появились военные округа и всесословные юнкерские училища.

Военный министр Милютин

Рис. 3. Военный министр Милютин.

Читайте также: