Культура сибири в 17 веке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ф.Ф.Девятов
Годовой кругооборот трудовой крестьянской жизни

Федор Федорович Девятов (ок. 1837 — 1901) — зажиточный крестьянин из села Курагинское Минусинского округа Енисейской губернии. Во второй половине XIX в. активно сотрудничал с научно-просветительными учреждениями и органами печати в Сибири.

Девятов Ф.Ф. Хозяйственный быт сибирского крестьянина /
Литературный сборник. СПб., 1885.
С. 310—311, 313—315.

Примечания

1 Помочи — коллективная соседская взаимопомощь. Церковь не допускала работы в праздники, но страдное время было дорого, и крестьяне обходили запрет, работая не в своем хозяйстве, а на помочах.
2 Десятина — основная дометрическая мера площади в России, равная 1,09 га.
3 Рожью и ярицей — в данном случае — озимой и яровой рожью.
4 Азям — верхняя мужская одежда, разновидность кафтана или тулупа.
5 Муравленая посуда — покрытая глазурью.
6 Цевка — деревянная трубка, деталь приспособлений для прядения или ткачества.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

Н.Л.Скалозубов
Крестьяне любовались на пахоту…

Первый конкурс

Второй конкурс

Скалозубов Н.Л. Отчет о [сельскохозяйственной и кустарно-промышленной]
выставке [в г. Кургане] и каталог ее. Тобольск, 1902. С. 131—132, 134—135.

Примечания

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Какие критерии предъявлялись крестьянами при оценке качества вспашки?
2. Что в приведенном описании свидетельствует о серьезном отношении крестьян к труду пахаря?
3. Почему крестьяне в повседневной работе отдавали предпочтение сохе, а не плугу? Как этот факт характеризует их хозяйственный быт и менталитет (миропонимание)?

Очевидцы о семейных земледельческих обрядах

Первая весенняя вспашка в Западной Сибири в описании Ф.К.Зобнина

Филипп Кузьмич Зобнин — выходец из сибирских крестьян, сельский учитель, автор ряда этнографических работ.

Рано утром после завтрака или чаю стали собираться на пашню. Всякое дело надо начинать с молитвой. С этого же начинается и пахота. Когда лошади уже бывают запряжены, вся семья собирается в горницу, затворяют двери и перед иконами затепливают свечки. Перед началом молитвы, по обычаю, все должны присесть, а потом уж вставать и молиться. После молитвы в хороших семьях сыновья, отправляющиеся на пашню, кланяются родителям в ноги и просят благословения. Прежде чем выехать за ворота, часто посылают посмотреть, нет ли где бабы на улице. Дурною приметою считается, когда при таком важном выезде баба пересечет дорогу. После такой беды хоть назад воротиться…
Так и делают, если еще не выехали со двора: снова идут в горницу обождать и уж потом выезжают.

Зобнин Ф.К. Из года в год (описание круговорота крестьянской жизни
в с. Усть-Ницинском Тюменского округа) //
Живая старина. 1894. Вып. 1. С. 45.

Начало весеннего сева в Восточной Сибири в описании М.Ф.Кривошапкина

Автор — окружной врач, по долгу службы разъезжавший по Енисейскому округу одноименной губернии и наблюдавший жизнь крестьян.

Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь.
СПб., 1865. Т. 1. С. 38.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Что общего в хозяйственных семейных обрядах у крестьян Западной и Восточной Сибири?
2. Как данные обряды характеризуют отношение крестьян к своему труду? Есть ли у описанных обрядов рациональная основа?
3. Какие выводы о взаимоотношениях в крестьянской семье можно сделать на основе предложенных источников?

Джон Фразер
Еще не скоро русский крестьянин станет способен
к колонизаторской роли

Джон Фразер — известный американский журналист, посетивший Сибирь в 1901 г. Он изложил свои впечатления в книге, переведенной на разные европейские языки.

Нигде в Соединенных Штатах — ведь Сибирь часто называют новой Америкой — нет такого громадного пространства прекрасной земли, как бы созданной для хлебопашества и ожидающей только рук человеческих, которые бы ее обрабатывали. Однако мало надежды на то, чтобы Сибирь трудом одних только своих обитателей уделила что-нибудь из своих природных богатств другим странам. Такое положение продлится, вероятно, еще в течение нескольких поколений.

Сибирский крестьянин — плохой работник]

Дом сибирского крестьянина

Убогий быт и низкий уровень культуры

Деревни здесь имеют весьма плачевный вид. Хижины построены из грубо отесанных бревен. Щели между отдельными бревнами или досками заделываются для защиты против снега и ветра мхом. В продолжение зимы двойные окна плотно закрыты и забиты гвоздями, да и летом не очень часто они отворяются.
Русские крестьяне не имеют никакого представления о гигиене. Они не знают совсем отдельной спальной комнаты. На ночь они на полу расстилают шкуры и подушки и спят на них, не раздеваясь. Утром только они немного смачивают лицо водой, мыла вовсе не употребляют.
Понятно, что развлечения этих людей, живущих вдали от культурных центров, очень ограничены. Пьянство здесь самое обычное явление, причем водка часто попадается крайне плохого качества. В каждой деревне есть парни, умеющие играть на гармонии; под звуки ее часто устраиваются народные танцы. Женщины не очень привлекательны: они не обладают умом, глаза у них без всякого выражения. Единственная их мечта — приобрести красный платок, которым они обвязывают себе голову.
Жилища отличаются ужасными гигиеническими условиями и зловонием, но это не мешает их обитателям быть чрезвычайно гостеприимными. Между тем как крестьянские хижины имеют жалкий вид, почти в каждой деревне здесь можно встретить большую белую церковь с золотыми или позолоченными куполами. Мужики простодушны, очень религиозны и суеверны. Это — народ неотесанный и темный; страсти его самые первобытные. Сибирский крестьянин никогда не сделает сегодня того, что можно отложить на завтра. Но его переселили в богатую страну, и есть надежда, что в скором времени здесь больше разовьется культура, и тогда Сибирь будет в состоянии засыпать своими богатствами весь мир.

Примечание

1 Миля — английская неметрическая мера длины, равная приблизительно 1,6 км.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

С.И.Турбин
Сибиряки до каши не охотники…

Описанный автором обед происходил в селе Красноярском Тюкалинского округа Тобольской губернии (ныне — Омская область).

Когда я и ямщик вошли в избу, хозяева уже сидели за столом и хлебали щи; но да не подумает читатель, что сибирские щи то же, что русские. Между ними нет никакого сходства. В сибирских щах, кроме воды, мяса, соли и толстой крупы 1 , нет никаких примесей. Класть капусту, лук и вообще какую бы то ни было зелень считается совершенно ненужным.
За щами последовал студень, к которому подали незнакомую нашему простонародью горчицу, разведенную квасом. Далее явился не то чтобы вареный и не то чтобы жареный, а скорее пареный поросенок, слегка просоленный и очень жирный. Четвертым блюдом был открытый пирог (растягай) с просоленною щукой. В пироге ели только начинку; края и сподку есть не принято. Наконец, явилось что-то вроде оладьев с творогом, жаренных в коровьем масле.
Каши не было. Сибиряки до нее не охотники, а гречневой крупы даже не любят. Хлеб исключительно пшеничный, но очень кислый, и печеный из жидкого теста. Это был ежедневный обед исправного крестьянина. Квас, и даже очень хороший, в Сибири можно найти в каждом порядочно построенном доме. Где пекут хлеб из ржаной муки, там ее всегда сеют на сито. Употреблять решето считается предосудительным.
— Мы, слава Богу, не свиньи! — говорят сибиряки.
— Как же таки мякину 2 исть, сохрани Господи! — говорят сибирячки.
За решетный хлеб много достается новоселам, имеющим к нему сильное пристрастие.

Турбин С. И. Старожил. Страна изгнания и исчезнувшие люди:
Сибирские очерки. СПб., 1872. С. 77—78.

Примечания

1 Толстая крупа — крупная, не мелко смолотая, обдирная.
2 Мякина — полова, хлебные колосья, от которых отвеяно зерно. У сита ячейки были мельче, чем у решета, поэтому просеянная мука оказывалась чище, без примеси отрубей и мякины.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Чем отличался обед в доме зажиточного сибиряка-старожила от обычной русской трапезы (выделите не менее пяти особенностей)?
2. Чем отличался решетный хлеб от сеянного на сито? Почему, по словам автора, новоселы предпочитали решетный хлеб?

А.А.Савельев
Весной при вскрытии реки все спешат умыться свежей водой.
Зимние повозки у постоялого двора.
Гравюра из книги, изданной в Париже в 1768 г.

Записи примет, обычаев, поверий и ритуалов сделаны этнографом Антоном Антоновичем Савельевым (1874—1942) в период ссылки (1910—1917) в Пинчугской волости Енисейского уезда Енисейской губернии. В данной публикации они сгруппированы тематически.

На промысле и на пашне

О природных явления]

О домашних животных

Крестьянское жилище ночью.
Гравюра из книги, изданной
в Париже в 1768 г.

При постройке нового дома

Хлеб — всему голова

В семейном быту

Нельзя ребенка класть или сажать на стол — будет уросить [капризничать].
Нельзя ребенка хватать за ноги — худо ему может быть — не скоро будет ходить.
Невеста идет под венец — должна под левую пятку класть серебряную монету — значит, в замужестве в деньгах нуждаться не будет.
Во время болезни нельзя снимать ту рубаху, в которой заболел, иначе болезнь не скоро пройдет.
Умершему кладут в гроб кудель 4 , а иногда даже чистое льняное волокно, чтоб ему помягче лежалось в земле.

Религия и церковные праздники

Фольклор Приангарья начала XX века // Живая старина:
Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре.
2000. № 2. С. 45—46.

Примечания

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

Поэт-сибиряк В.Д.Федоров
о своих предках

Василий Дмитриевич Федоров (1918—1984) — русский поэт. Родился в Кемеровской области. Долгое время жил в Сибири.

Сибирь, мой край,
Затмивший все края,
О, золотая каторга моя,
Приют суровый праотцев
бесправных,

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

Ф.К.Зобнин
Перед Пасхой мы с братом из церкви не выходим…

Автор описывает весенний период детского народного календаря по собственным воспоминаниям и этнографическим научным наблюдениям.

Великий четверг — на седьмой, последней,
неделе Великого поста

Деревенская церковь
в Забайкалье. Гравюра из книги
Г.Лэнсделла, изданной
в Лондоне в 1883 г.

Нам с братом еще накануне говорили, чтобы мы завтра раньше вставали: кто в Великий четверг встанет до солнышка да обуётся, — тот в году много утиных гнезд будет находить.
Утром в четверг только что встанем — видим, что на божнице, около икон, стоит коврига хлеба и большая резная деревянная солонка: это четверёжный хлеб и четверёжная соль. Таков обычай, искони веков заведенный. После обедни за столом четверёжный хлеб с солью едят, но не весь: часть его идет домашнему скоту — лошадушкам, коровушкам да овечушкам. С этого хлеба Бог лучше хранит на целый год и скот, и людей.

Великая суббота — последний день
великопостья накануне Пасхи

Утром в этот день яйца красили и делили. Нам, ребятам, досталось столько же, сколько и всем. Но это только сначала. Скоро того и гляди мать или отец из своего пая добавит. После дележки всяк уносит свой пай до завтра, а завтра может расходовать, как кому вздумается. Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил — вот уж постыдно.
Перед Пасхой мы с братом из церкви не выходим. В церкви хорошо, и всё напоминает нам, что праздников праздник недалеко: чистят подсвечники, наливают плошки, вставляют новые свечи, возят ельник да пыхтовник для церкви — все это только к Пасхе и делают. Всё это восторгает наши юные сердца, всему мы радуемся и ликуем.

Весенняя рубка дров

На посеве льна

Женщина-старообрядка
с Алтая в праздничной
одежде.
Рис. Н.Нагорской.
1926 г.

Святая Троица — воскресенье на седьмой неделе
после Пасхи

Зобнин Ф.К. Из года в год: (Описание круговорота
крестьянской жизни в с. Усть-Ницинском Тюменского округа) //
Живая старина. 1894. Вып. 1. С. 40—54.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Чем, согласно воспоминаниям автора, были интересны крестьянским ребятишкам весенняя рубка дров и посев льна?
2. Какие детские забавы и развлечения, описанные Ф.Зобниным, сохранились до наших дней? Почему?

А.А.Макаренко
Вечерки и маскарады продолжаются с необыкновенным оживлением
вплоть до Крещения…
Святочные маски ряженых сибиряков и русских северян,
конец XIX – начало XX в.
Из коллекции этнографического музея (Санкт-Петербург)
Секи, мати, капустку, пеки пироги.
Свят вечер. Свят вечер.
К тебе, мати, гости, ко мне женихи.
Свят вечер. Свят вечер.
К тебе, мати, в лаптях, ко мне
в сапогах.
Свят вечер. Свят вечер.
Кому мы поём, тому добро будёт.
Свят вечер. Свят вечер.
Тому сбудётца и не минуётца.
Свят вечер. Свят вечер.
Сею-вею, посеваю,
С новым годом поздравляю,
Со скотом, с животом,
С малым детушкам!

Макаренко А.А. Сибирский народный календарь.
Новосибирск, 1993. С. 36—37, 39—41.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Почему в молодежной среде в старое время такое серьезное значение придавалось разнообразным гаданиям?
2. Какую роль играла песня в жизни крестьянской молодежи?

Н.П.Протасов
Побеседовав о том о сём, я переходил на песню…

Автор — фольклорист, посетил летом 1901 г. во время экспедиции 21 селение в Забайкальской области, где жил на квартирах у крестьян.

Протасов Н.П. Как я записывал народные песни: Отчет о поездке в Забайкалье /
Известия Восточносибирского отдела Русского географического общества.
1903. Т. 34. № 2. С. 134—135.

Примечания

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Какие приемы использовал автор для того, чтобы получить необходимые ему записи песен (выделите не менее пяти)?
2. Возможно ли, на Ваш взгляд, их использование современными фольклористами?

Исторические предания и легенды сибиряков
Примечания автора

Чеканинский И.А. Енисейские старины и исторические песни:
Этнографические материалы и наблюдения по р. Чуне. — М., 1915. — С. 86—88.

Примечания составителей хрестоматии

1 Ассаны да чуть ясашна — родственный кетам народ ассанов (ныне исчезнувший) и эвенки, которых Смолин называет ясачной чудью, а Чеканинский в пояснениях — тунгусами.
2 Лабас (лабаз) — хозяйственная постройка на деревянных столбах-сваях.

Гуревич А.В., Элиасов Л.Е. Старый фольклор Прибайкалья.
Улан-Удэ, 1939. Т. 1. С. 451.

Примечание

1 После огня всё провалилось. Легенды бурят и русских отразили возникновение озера Байкал в результате катастрофического разлома земной коры.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Насколько глубока историческая память сибирских крестьян?
2. Какие способы образования географических названий (топонимов) фиксирует народная память?
3. Как народные предания объясняют причины исчезновения народа чудь?
4. Какие народы могут скрываться за этим именем?
5. Известны ли Вам иные, более правильные с научной точки зрения объяснения названия озера Байкал?

Из народного словаря Западной Сибири

Народная метрология

Орудия труда крестьян Нарымского края:
1 – соха, деревянная борона с железными зубьями,
таратайка для вывоза навоза со двора на пашню,
вилы с железными наконечниками и
деревянная кирка для разбрасывания навоза;
2 – клепцы для ловли лисиц и зайцев;
3 – черкан для охоты на белок;
4 – приспособления для рыбной ловли: неводы,
самоловы, переметы, морды, лодки разного типа

Народная теология

Андили-архандили (ангелы и архангелы) — добрые духи, посылаемые от Бога. В одном отрывке из духовного стиха о них говорится:

Наименование и оценка человеческих качеств]

Патканов С.К., Зобнин Ф.К. Список тобольских слов и выражений,
записанных в Тобольском, Тюменском, Курганском и Сургутском округах //
Живая старина. 1899. Вып. 4.
С. 487—515;

Молотилов А. Говор русского старожилого населения
Северной Барабы (Каинского уезда Томской губернии):
Материалы для сибирской диалектологии //
Труды Томского общества изучения Сибири.
Томск, 1912. Т. 2. Вып. 1. С. 128—215.

Примечания

1 Стандартная сажень равнялась приблизительно 2,1 м.
2 Один аршин соответствовал примерно 0,7 м.
3 Архирей (правильно — архиерей) — высший православный священнослужитель (епископ, архиепископ, митрополит).

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Чем народная метрология отличается от научной? Каковы причины появления первой и ее существования в традиционном обществе?
2. Определите особенности картины мира сибирских крестьян. Какие черты христианского и языческого сознания в ней присутствовали?
3. Какие человеческие качества ценили крестьяне-сибиряки? Какие свойства личности воспринимались ими как отрицательные? Почему?

Улыбнемся вместе

Сибирский анекдот

Осенью работники-приискатели выходят с золотых промыслов. Многие — с большими деньгами. Пока дойдут до дома, их везде встречают, как дорогих гостей, угощают, опаивают, обворовывают всяким манером. И даже охотятся на них, как на диких зверей.
И вот такой приискатель, молодой еще парень, остановился на ночевку в одной деревне. Хозяева — старик и старуха — встретили его, как родного: накормили, напоили и спать уложили. Утром приискатель вышел покурить да свежим воздухом подышать. Смотрит — старик-хозяин сидит на крыльце и оттачивает большой нож.
— Это на кого же ты, дедушка, точишь такой ножичек? — спросил его парень.
— На тебя точу, милок. На тебя. Вот направлю его как следует и зарежу.
Тут парень видит, что дела его плохи. Двор большой, заплот высокий, плотный, ворота крепкие на замке. Дом на околице. Начни кричать — никого не дозовешься.
А старик тем временем наточил нож — и на парня. А тот, конечно, от него. С крыльца на двор. Старик за ним. Парень от него. Старик за ним. Старуха с крыльца наблюдает, как старик гонится по двору за парнем. Сделали один круг. Второй. На четвертом кругу старик свалился в полном изнеможении.
Старуха видит это и начинает отчитывать парня. И такой он, и разэтакий:
— Приняли тебя, как родного! Напоили тебя, накормили и спать уложили. А ты вместо благодарности — что делаешь? Ах ты, сукин сын! Гляди, до чего старика-то довел…

Ростовцев И. На краю света: Записки очевидца. М., 1985. С. 426—427.

Вы здесь: Главная Россия Сибирь Культура Сибири

Культура Сибири

Культура Сибири отличается самобытностью и большим разнообразием в силу того, что на этой огромной территории проживает множество народов, которые, благодаря тому, что русское население, пришедшее на эти территории две-три сотни лет тому назад, никогда не стремилось уничтожать традиционную культуру коренных жителей Сибири. Да и само государство всегда с уважением относилось к традициям жителей Сибири. Такое положение вещей позволило практически всем народам сохранить свои обычаи, традиции и культуру если не в первозданном, то в аутентичном состоянии. Конечно, влияние русской культуры не могло не сказаться на культурной традиции сибирских народов, однако чаще всего две эти традиции не пересекались и не конфликтовали, а скорее дополняли друг друга, благодаря чему традиционная культура сибирских народов сохранилась до наших дней. Эта культура уходит своими корнями в глубокую древность и вызывает несомненный интерес как для исследователей, так и любого человека.

Культура Сибири – это не только сочетание культур коренных народов, но и культура русских людей, уже несколько столетий осваивающих эту территорию. Естественно, что на русское население Сибири не могли не оказать влияния местные традиции и верования, которые в какой-то части принимались русскими, в какой-то отвергались, но всегда учитывались в процессе сосуществования с коренными народами. В результате возникла ситуация взаимовлияния культурных традиций, которая позволила сформироваться самобытной и совершенно неповторимой культуре Сибири.

Бескрайние просторы Сибири славились богатыми залежами каменного угля, золота, драгоценных камней. Территория области в 17 веке не было густонаселенной. Население того периода составляло примерно от 200 до 240 тыс. чел.

Богатые тундровые леса и быстрые полноводные реки, залежи природных богатств привлекали в этот регион племена оленеводов и охотников. Проехав по сибирским просторам в течение нескольких дней не встречались поселения. Огромная территория жила своей особенной жизнью.

Племена и народности

Сибирская тундра стала местом обитания кочевых племен, предков современных ненцев и других народов Крайнего Севера. Занимались кочевники оленеводством. Немногочисленные русские поселенцы Сибири называли кочевников самоедами.

В 17 веке у самоедов произошло разложение родового строя, приведшее к выраженному имущественному неравенству.

Племена эвенков (тунгусов) обитали на территориях от Тихого Океана до восточной области Енисея. Занимались тунгусы охотой на дикого зверя в зимнее время и рыбной ловлей летом. Жили эвенки большими родовыми общинами.

Домом для этих племен являлись шатры, покрытые берестой летом и шкурами зверей зимой. Чумы-шатры собирались и переносились к новым местам обитания.

Рыболовство и охота - основное занятие нивхов, обитающих в низовьях Амура и на о. Сахалин, и племени айнов, выбравших для себя местом обитания Курильские острова.

По берегам могучей реки Лены и ее притоков расселились племена якутов. Основным их занятием было скотоводство. Рыболовство и охота также были привычным занятием этих народов.

Якуты обустраивали свой быт: зимой жили в отапливаемых юртах, а летом выезжали вслед за стадами оленей на пастбища. В родовых общинах якутов очень быстро произошел развал существующего строя и, как следствие, выраженное имущественное неравенство.

В кабалу к разбогатевшим владельцам оленьих стад - старейшинам попадали те, кто оставался беден и бесправен.

Формирование феодальных отношений в 17 веке происходит и в племенах бурятов и монголов, кочевых народов Прибайкалья. Основным занятием для этих народов стало скотоводство. Определенная часть бурятских и монгольских племен постепенно отходила от кочевого образа жизни, сменив его на оседлый. Занимались такие группы людей земледелием.

Камчатка, полуостров Чукотка и побережье Берингова моря стали пристанищем для чукчей, коряков, ительменов. Племена этих народов значительно отставали в развитии от своих соседей. Они не имели понятия о существующих в те времена орудий труда из железа. Да и сам строй был полностью родовым, и не претерпевал изменений.

К самым крупным по численности народам Сибири в 17 веке относятся:

  • хакасы - коренной народ края;
  • ительмены (коренные жители Камчатки);
  • юкагиры, населяющие просторы тундровых лесов;
  • тувинцы;
  • нивхи;
  • сибирские татары, кочующие от Урала до Енисея;
  • селькупы, обитающие в Западной Сибири.

Сибирские татары - одна из самых многочисленных народов, сумевших до прихода русских организовать государственную систему управления.

Племена, населяющие Сибирь в 17 веке, нередко конфликтовали между собой, совершали набеги на земли соседей. В кровопролитных военных схватках гибли люди. С юга Сибирь часто подвергалась набегам со стороны монгольских и маньчжурских феодалов.

Данный исторический период характеризуется еще и тем, что в 17 веке активно происходит освоение Сибири русскими с последующим присоединением региона к Российскому государству.

Численность народов Сибири в 17 веке

Внешне племена, населяющие Сибирь, очень схожи между собой. Но у каждого из них существует своя культура, свои обычаи и особенности. Самым малочисленным народам было особенно сложно противостоять интервенции со стороны Монголии и соседних племен.

Численность племен распределялась примерно так:

  • хакасы - 71 тыс.;
  • эвенки (тунгусы) - 30 тыс.;
  • чукчи, ительмены, коряки - 28 тыс.;
  • якуты - 30 тыс;
  • буряты - 25 тыс.;
  • ненцы - 8 тыс.

Заключение

До прихода в Сибирь русских самыми развитыми народами края были буряты и якуты, а самым многочисленным народом - хакасы. В связи с особенностью климата социально-экономическое развитие региона сильно отставало.

Но жители отдельного племени вели свой образ жизни, были сплоченными и активными. В одном поселении располагался один род. Их быт, традиции и даже язык были непонятны для соседних поселений, находящихся, как правило, довольно далеко.

17 век для края стал переломным: регион начинают осваивать русские, чтобы позже присоединить Сибирь к России.


XVII век стал для России эпохой присоединения Сибири. В 1604 году был основан Томск, то есть линия продвижения едва вышла за пределы современной Тюменской области, а к концу века землепроходцы добрались до Камчатки. К середине столетия они добрались до побережья Охотского моря и среднего Амура, но из-за последующего конфликта с Китаем, восточной границей государства стала река Аргунь. Земли между Уралом и Тихим океаном были малонаселёнными, там проживали не особо развитые народности.

Народы Западной Сибири

Первыми в состав России вошли народы Зауралья. Контакты с ними были ещё на рубеже XV–XVI веков, при великом князе Иване III, почти за 100 лет до похода Ермака.

Сибирь XVII век на карте

Рис. 1. Сибирь XVII век на карте.

По карте заметно, что на территории современных Тюменской и Омской областей проживали сибирские татары. У них было своё ханство, Сибирское, разгромленное казаками атамана Ермака в 1581–1585 годах, а также царскими воеводами в 1586–1598 годах. Татары занимались земледелием и скотоводством. Они умели строить небольшие города: на месте основанной в 1586 году Тюмени была Чимги-Тура, а вблизи построенного в 1587 году Тобольска — Искер.

Севернее татар проживали вогулы и остяки, то есть манси и ханты. Они занимались преимущественно охотой, ловлей рыбы и собирательством. Севернее них проживали оленеводы-самоеды, то есть ненцы. Освоение их земель с целью пушного промысла началось с момента основания Обдорска (современный Салехард) в 1595 году.

На территории современной Томской области находилась Пегая Орда кетов и селькупов. Освоение их территорий началось с основания Нарыма в 1598 году. В 1604 году к северу от земель енисейских кыргызов и калмыков был основан Томск. В 1607 году в землях энцев на нижнем Енисее был основан Туруханск.

Народы Восточной Сибири и Дальнего Востока

К востоку от Енисея плотность населения и уровень развития у ряда народов, по причине оторванности от цивилизации, был ниже, чем в Сибирском ханстве. Освоение русскими земель на Енисее началось с 1619 года, когда был основан Енисейск. В 1628 году был заложен Красноярск. К югу от последнего жили качинцы — ветвь хакасов. Севернее них проживали малочисленные кетские народности и тунгусы (эвенки).

Последние занимали огромное пространство: от Енисея на западе, Амура на юге и до берегов Охотского моря на востоке.

В 1632 годах на реке Лене были основаны Якутск и Жиганск. Якуты, несмотря на суровый климат, умели обрабатывать металлы, занимались кузнечеством, а также рыбной ловлей и скотоводством, в том числе и коневодством. В 1660-е русские землепроходцы освоили места проживания бурят в Забайкалье и основали там Селенгинский и Удинский остроги. На месте последнего сейчас находится город Улан-Удэ.

Некоторые народы Сибири говорили на тюркских языках. К таковым относились: сибирские татары, хакасы, тофалары (западнее Иркутска), долганы (Таймыр), якуты. На финно-угорских языках говорили ханты и манси. На тунгусо-маньчжурских языках говорили тунгусы и народы Приамурья, территория проживания которых по условиям Нерчинского договора 1689 года осталась в сфере влияния Китая. Через Сибирь в Россию с 1638 года начались первые поставки чая из Китая.

Ислам в Сибири был у сибирских татар, остальные народы относились к язычникам и шаманистам. У бурят был распространён буддизм. С приходом русских появилось православие, некоторые представители сибирских народов его приняли. С 1670-х годов в Сибири стали появляться старообрядцы.

Где проживал, особенности быта

Ханты и манси, остяки и вогулы

Северо-востоке Свердловской области, территория ХМАО

Самоеды или ненцы

Земли между нижней Обью и рекой Таз, охотники, рыболовы и оленеводы

Юг Тюменской области, Омская область, один из наиболее развитых народов за Уралом, среди них был распространён ислам

Селькупы и кеты

Томская область, Красноярский край

Енисейские киргизы — хакасы

Красноярский край и Хакасия, занимались коневодством, с ними воевали и торговали

Красноярский край, Иркутская и Магаданская области, Якутия

Якутия, коневодство в северных широтах

Забайкалье, буддисты, через них шла торговля с Китаем и Монголией

Одежда народов Сибири XVII века была типичной для охотников или кочевников. Костюм первых был больше похож на шубу с шапкой, а вторых — на халат. Жили народы Сибири в чумах и юртах. Для перемещения тюркские народы использовали коней, а северные — оленьи и собачьи упряжки.

Что мы узнали?

Кратко говоря о народах Сибири в 17 веке, там проживали финно-угорские народности, тюрки, тунгусы и другие мелкие племена. Из религий получили распространение ислам, буддизм и шаманизм.

Читайте также: