Трудные вопросы истории россии это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

12.причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.

13. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;

14. цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

16. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

17. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;

20. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Древнерусское государство в оценках современных историков

Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе

Оценка роли варягов в становлении древнерусской государственности У восточных славян уже существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, вече). Приглашение иноплеменника в качестве правителя является показателем готовности к формированию государства. Крупные племенные союзы у восточных славян сложились уже в VIII-IX вв. (вокруг Новгорода и Киева). Внешние угрозы (Скандинавия, Хазария) подталкивали к сплочению. Варяги, дав правящую династию, быстро слились со славянами.

Оценка роли варягов в становлении древнерусской государственности

Оценка политической деятельности князя Александра Невского

Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия

  • Во всех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-земледельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой.
  • ОСОБЕННОСТИ русских земель:
  • Много свободных земель (возможность сняться с прежнего места и обосноваться на другом)
  • Давление князя и его администрации имело определенные пределы
  • Процесс феодализации, ограничения свободы сельских и городских тружеников проходил медленно. (сеньоро-вассальные отношения не оформились)

Эволюция древнерусской государственности в IX – XIII вв.

Роль Ивана IV Грозного в российской истории

Две точки зрения на политику опричнины Ивана Грозного:

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудные вопросы истории России. XX – начало XXI века. Выпуск 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6 класс — период с древности до конца XV века;

7 класс — период с начала XVI века до конца XVII века;

8 класс — период с конца XVII века до конца XVIII века;

9 класс — период с начала XIX века по 1913 г.;

10 класс — период с 1914 по 2014 г.

Социологи подчеркивают, что для старших возрастов характерна большая приверженность традиционному российскому патриотизму, тогда как более образованная часть населения, в том числе молодежь, больше склонна к положительному восприятию зарубежных жизненных стандартов.

Радикальные перемены в жизни российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. наложили свой отпечаток на восприятие исторических событий прошлого. Поэтому бережное отношение к духовным ценностям, выработанным предшествующими поколениями, к исторической памяти народов России приобретает особое значение. Только научное изучение отечественной истории, очищенной от всевозможных мифов и фальсификаций, поможет подрастающим поколениям сформировать мировоззрение, способное связать настоящее с прошлым и будущим, которое им предстоит строить.

1. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.

2. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.

3. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

4. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И. В. Сталина; причины репрессий.

5. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.

6. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

7. Оценка СССР в условиях холодной войны.

8. Причины, последствия и оценка реформ Н. С. Хрущёва.

9. Оценка периода правления Л. И. Брежнева и роли диссидентского движения.

причины и последствия побед Б. Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.

12. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Уже античные авторы считали историю наставницей жизни и давали свою периодизацию исторического процесса. В XVI–XVII вв. в западноевропейских университетах было принято деление всемирной истории на древнюю (до эпохи римского императора Константина Великого — 285–337 гг.н. э.), среднюю — до падения Константинополя (1453 г.) и новую — после 1453 г. Для американских историков начальной датой новой истории стал 1492 г. — открытие Америки X. Колумбом, а для гуманистов эпохи Возрождения исходным моментом новой истории было зарождение светской науки и культуры.

Главная особенность современной исторической науки в России — постепенный отказ от идеологических догм и штампов, новое информационное пространство, связанное с развитием Интернета, активное взаимодействие отечественных и зарубежных исторических школ.

Революция 1917 г. знаменовала отсчет новейшего периода истории России. Февральский этап великой революции закончился крахом либерально-демократических иллюзий, октябрьский — развернулся под знаком социалистического эксперимента в обстановке набиравшей силу Гражданской войны. Миллионы людей восприняли и поддержали идеи большевиков о социальной справедливости, ниспровержении власти господ и создании государства для трудящихся, что стало решающим фактором их победы.

Период 1920-1930-х гг. своим главным содержанием имел создание и развитие СССР и советского общества. Под руководством большевистской партии в короткие исторические сроки была построена уникальная социальная система — советское общество, созданы соответствующие экономика и культура. Строительство социализма сопровождалось огосударствлением всех сторон жизни, господством мобилизационной экономики, свертыванием демократии, ужесточением цензуры, репрессиями.

Следующий важный период — Великая Отечественная война 1941–1945 гг., являвшаяся важнейшей частью Второй мировой войны (1939–1945). Вторая мировая война носила глобальный характер: в ней участвовало 72 государства, количество мобилизованных в армии людей составило 110 млн. Основной удар принял на себя Советский Союз: события на советско-германском фронте носили самый ожесточенный и кровопролитный характер. Отечественная война была общенародной, освободительной. Вклад СССР в общую победу над фашизмом был решающим.

Итоги войны послужили мощным импульсом к развитию национально-освободительного движения во всем мире, на путь социализма вступил ряд стран Восточной Европы, Монголия, Китай, Корея, Куба. Мир разделился на два полюса, один во главе с США, другой — с СССР. Холодная война определяла их отношения.

В 1992 г. начался новый современный период отечественной истории, связанный с радикальными реформами президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и стабилизационной политикой нового президента В. В. Путина. В результате Россия смогла преодолеть затяжной кризис и встать в ряд ведущих мировых держав.

Советская эпоха наложила отпечаток на источники XX в. Во время мировых катаклизмов (войн и революцией) многие события не оставили подтверждений; немало документов было уничтожено во время массовых репрессий или в ходе острой политической борьбы.

Делопроизводство всех учреждений СССР — партийных, советских, государственных и даже общественных — содержало две части: общую и секретную. В первую помещались менее значимые документы, во вторую — самые важные, доступ к которым имел узкий круг руководителей. Секретные документы публикации не подлежали, поэтому документы официальных изданий — законодательные, партийные, судебные, статистические и другие — в полной мере никогда не отражали действительной картины жизни страны.

С самого начала советская власть взяла под полный государственный контроль все архивы, включая документы частных (личных) архивов, в которых также действовал режим секретности. Поэтому важнейшие документы, характеризующие многие стороны жизни советского общества, оказались для ученых недоступны для изучения. Отсутствие важных документов и идеологический диктат отрицательно сказались на трудах советских историков.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Результаты ЕГЭ 2016 г. Выпускники 2016 г. неплохо справились с заданиями по п.

Результаты ЕГЭ 2016 г. Выпускники 2016 г. неплохо справились с заданиями по периодам VIII–XVII вв. и XVIII – середина XIX в. Надо отметить, что у выпускников достаточно хорошо сформированы такие ассоциативные связи, как Куликовская битва – Дмитрий Донской, Ледовое побоище – Александр Невский, Бородинское сражение – М.И. Кутузов, Иван IV – опричнина, и некоторые другие. Значительно хуже выполнены задания по периодам второй половины XIX – начала XX в. и 1914–1941 гг. , задания по периодам 1945–1991 г. и 1991–2012 гг.

Методические рекомендации Учителям рекомендуется уделять больше внимания закр.

Методические рекомендации Учителям рекомендуется уделять больше внимания закреплению данного материала по мере его изучения и в процессе предэкзаменационного повторения. Такое повторение может быть организовано в ходе изучения других периодов истории России. Например, при изучении истории Великой Отечественной войны очень полезно систематически обращаться к предвоенной истории страны, в которой кроются причины неудач СССР на начальном этапе войны и во многом причины дальнейших успехов в войне.

Методические рекомендации Эффективными приемами являются: составление таблиц.

Методические рекомендации Эффективными приемами являются: составление таблиц, схем, в которых представлены события и даты истории России; выполнение соответствующих заданий в рабочих тетрадях (соотнесение событий, процессов, явлений, событий и дат, заполнение пропусков в тексте и др.). Необходима также работа с учебником. На качество выполнения этой группы заданий влияет также то, насколько точно необходимо датировать событие: задания, предполагающие соотнесение события с веком, выполняются существенно успешнее, чем задания на указание события с точностью до десятилетия и тем более до года.

Задания на установление хронологической последовательности Причина плохих рез.

Задания на установление хронологической последовательности 988 г. – 1242 г. –.

Задания на установление хронологической последовательности 988 г. – 1242 г. – 1097 г. - 1380 г. -

Работа с историческими источниками (задание 6) Участники ЕГЭ 2016 г. по истор.

Работа с историческими источниками (задание 6) Участники ЕГЭ 2016 г. по истории испытали серьезные затруднения при выполнении заданий на работу с табличной информацией, направленной на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX–XIX вв.). Задание формулировалось таким образом: установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Работа с историческими источниками (задание 6) ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «Дворы.

Работа с историческими источниками (задание 6) ХАРАКТЕРИСТИКИ 1)Данный догово.

Работа с историческими источниками (задание 6) ХАРАКТЕРИСТИКИ 1)Данный договор был подписан в Берлине. 2)По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю. 3)Данный договор был подписан в Вене. 4)Современником подписания данного договора был А.Л. Ордин-Нащокин. 5)Данный договор был подписан по результатам Северной войны. 6)На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Фрагмент А Фрагмент Б

Работа с историческими источниками (задание 6) Обучающимся с минимальной подг.

Работа с историческими источниками (задание 6) Обучающимся с минимальной подготовкой предпочтительно сосредоточиться на отработке умения проводить атрибуцию текстового источника и отыскивать в источнике информацию, представленную в явном виде.

Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелям.

Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (9) Оценка качества личности исторического деятеля: 1. Запоминание фамилии, имени. 2. Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности. 3. Усвоение идейно- теоретических (политических, религиозных и т.д.) платформ, на основе которых осуществлялось деятельность изучаемой личности. 4. Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе историческая личность выражала. 5. Изучение оценок личности ее современниками и современными историками (политологами и т.д.)

Методические приемы изучения исторических личностей: Проведение сравнительног.

Методические приемы изучения исторических личностей: Проведение сравнительного анализа характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например, руководителей государства; Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях; Оценка личностей по отдельным ярким штрихам к их портретам, будь то примеры быта, увлечений, образованности и т.д. Определение качеств личностей по умению прогнозировать, предвидеть будущее. Работа с генеалогическим древом.

Общие правила использования исторической карты в обучении Все уроки истории п.

Общие правила использования исторической карты в обучении Все уроки истории проводить с использованием карты или других картографических средств; Использовать карты на всех этапах обучения; Параллельно вести обучение с другими типами картографических пособий; При переходе от одной карты с другой обеспечивать преемственность между ними; Работа с настенной картой и настольными картами по возможности вести параллельно и скоординировано; Постоянным компонентом домашних заданий по истории должна является работа школьников с контурной картой.

Задания с исторической картой В заданиях ЕГЭ используются прежде всего темати.

Задания с исторической картой В заданиях ЕГЭ используются прежде всего тематические карты. Обязательно – знакомство с легендой исторический карты (умение пользоваться условными обозначениями).

Задания с исторической картой Школьники должны обращать внимание на так назыв.

Задания с исторической картой В8. На­пи­ши­те на­зва­ние населённого пунк­та.

Задания на работу с иллюстративным материалом Использование наглядности: А) и.

Задания на работу с иллюстративным материалом Использование наглядности: А) изобразительная наглядность; Б) схемы, графики, статистические таблицы, карикатуры, увеличенные изображения открыток, почтовых марок, монет.

Знание фактов истории культуры Лучше учащиеся справляются с заданиями по исто.

Знание фактов истории культуры Основная причина низких результатов выполнения.

24 февраля 2022 г. при поддержке Белгородского регионального отделения Российского исторического общества прошла презентация двухтомника «Белгородская черта: крепости и гарнизоны.

В ГАУО открылась выставка, посвященная 190-летию Симбирской епархии

В ГАУО открылась выставка, посвященная 190-летию Симбирской епархии

Цех историков

Рисуя революцию. Образы революции в русской журнальной карикатуре

317572365723656239659823653.jpg

sambia.jpg

Первые шаги к рынку. Возвращение частных банков в СССР

23586823658623867582365862351.jpg

Одним из самых решительных шагов к рынку в период перестройки стала коммерциализация банковской сферы, начало которой было положено во второй половине 1980-х гг. образованием первых со времен НЭПа кооперативных и коммерческих банков.

Трибуна

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних. ". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Читайте также: