Трудные вопросы истории россии это кратко
Обновлено: 04.07.2024
12.причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
13. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
14. цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
16. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
17. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
20. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
Древнерусское государство в оценках современных историков
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе
Оценка роли варягов в становлении древнерусской государственности
Оценка политической деятельности князя Александра Невского
Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия
- Во всех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-земледельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой.
- ОСОБЕННОСТИ русских земель:
- Много свободных земель (возможность сняться с прежнего места и обосноваться на другом)
- Давление князя и его администрации имело определенные пределы
- Процесс феодализации, ограничения свободы сельских и городских тружеников проходил медленно. (сеньоро-вассальные отношения не оформились)
Эволюция древнерусской государственности в IX – XIII вв.
Роль Ивана IV Грозного в российской истории
Две точки зрения на политику опричнины Ивана Грозного:
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудные вопросы истории России. XX – начало XXI века. Выпуск 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6 класс — период с древности до конца XV века;
7 класс — период с начала XVI века до конца XVII века;
8 класс — период с конца XVII века до конца XVIII века;
9 класс — период с начала XIX века по 1913 г.;
10 класс — период с 1914 по 2014 г.
Социологи подчеркивают, что для старших возрастов характерна большая приверженность традиционному российскому патриотизму, тогда как более образованная часть населения, в том числе молодежь, больше склонна к положительному восприятию зарубежных жизненных стандартов.
Радикальные перемены в жизни российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. наложили свой отпечаток на восприятие исторических событий прошлого. Поэтому бережное отношение к духовным ценностям, выработанным предшествующими поколениями, к исторической памяти народов России приобретает особое значение. Только научное изучение отечественной истории, очищенной от всевозможных мифов и фальсификаций, поможет подрастающим поколениям сформировать мировоззрение, способное связать настоящее с прошлым и будущим, которое им предстоит строить.
1. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
2. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.
3. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
4. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И. В. Сталина; причины репрессий.
5. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
6. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
7. Оценка СССР в условиях холодной войны.
8. Причины, последствия и оценка реформ Н. С. Хрущёва.
9. Оценка периода правления Л. И. Брежнева и роли диссидентского движения.
причины и последствия побед Б. Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
12. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
Уже античные авторы считали историю наставницей жизни и давали свою периодизацию исторического процесса. В XVI–XVII вв. в западноевропейских университетах было принято деление всемирной истории на древнюю (до эпохи римского императора Константина Великого — 285–337 гг.н. э.), среднюю — до падения Константинополя (1453 г.) и новую — после 1453 г. Для американских историков начальной датой новой истории стал 1492 г. — открытие Америки X. Колумбом, а для гуманистов эпохи Возрождения исходным моментом новой истории было зарождение светской науки и культуры.
Главная особенность современной исторической науки в России — постепенный отказ от идеологических догм и штампов, новое информационное пространство, связанное с развитием Интернета, активное взаимодействие отечественных и зарубежных исторических школ.
Революция 1917 г. знаменовала отсчет новейшего периода истории России. Февральский этап великой революции закончился крахом либерально-демократических иллюзий, октябрьский — развернулся под знаком социалистического эксперимента в обстановке набиравшей силу Гражданской войны. Миллионы людей восприняли и поддержали идеи большевиков о социальной справедливости, ниспровержении власти господ и создании государства для трудящихся, что стало решающим фактором их победы.
Период 1920-1930-х гг. своим главным содержанием имел создание и развитие СССР и советского общества. Под руководством большевистской партии в короткие исторические сроки была построена уникальная социальная система — советское общество, созданы соответствующие экономика и культура. Строительство социализма сопровождалось огосударствлением всех сторон жизни, господством мобилизационной экономики, свертыванием демократии, ужесточением цензуры, репрессиями.
Следующий важный период — Великая Отечественная война 1941–1945 гг., являвшаяся важнейшей частью Второй мировой войны (1939–1945). Вторая мировая война носила глобальный характер: в ней участвовало 72 государства, количество мобилизованных в армии людей составило 110 млн. Основной удар принял на себя Советский Союз: события на советско-германском фронте носили самый ожесточенный и кровопролитный характер. Отечественная война была общенародной, освободительной. Вклад СССР в общую победу над фашизмом был решающим.
Итоги войны послужили мощным импульсом к развитию национально-освободительного движения во всем мире, на путь социализма вступил ряд стран Восточной Европы, Монголия, Китай, Корея, Куба. Мир разделился на два полюса, один во главе с США, другой — с СССР. Холодная война определяла их отношения.
В 1992 г. начался новый современный период отечественной истории, связанный с радикальными реформами президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и стабилизационной политикой нового президента В. В. Путина. В результате Россия смогла преодолеть затяжной кризис и встать в ряд ведущих мировых держав.
Советская эпоха наложила отпечаток на источники XX в. Во время мировых катаклизмов (войн и революцией) многие события не оставили подтверждений; немало документов было уничтожено во время массовых репрессий или в ходе острой политической борьбы.
Делопроизводство всех учреждений СССР — партийных, советских, государственных и даже общественных — содержало две части: общую и секретную. В первую помещались менее значимые документы, во вторую — самые важные, доступ к которым имел узкий круг руководителей. Секретные документы публикации не подлежали, поэтому документы официальных изданий — законодательные, партийные, судебные, статистические и другие — в полной мере никогда не отражали действительной картины жизни страны.
С самого начала советская власть взяла под полный государственный контроль все архивы, включая документы частных (личных) архивов, в которых также действовал режим секретности. Поэтому важнейшие документы, характеризующие многие стороны жизни советского общества, оказались для ученых недоступны для изучения. Отсутствие важных документов и идеологический диктат отрицательно сказались на трудах советских историков.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Результаты ЕГЭ 2016 г. Выпускники 2016 г. неплохо справились с заданиями по периодам VIII–XVII вв. и XVIII – середина XIX в. Надо отметить, что у выпускников достаточно хорошо сформированы такие ассоциативные связи, как Куликовская битва – Дмитрий Донской, Ледовое побоище – Александр Невский, Бородинское сражение – М.И. Кутузов, Иван IV – опричнина, и некоторые другие. Значительно хуже выполнены задания по периодам второй половины XIX – начала XX в. и 1914–1941 гг. , задания по периодам 1945–1991 г. и 1991–2012 гг.
Методические рекомендации Учителям рекомендуется уделять больше внимания закреплению данного материала по мере его изучения и в процессе предэкзаменационного повторения. Такое повторение может быть организовано в ходе изучения других периодов истории России. Например, при изучении истории Великой Отечественной войны очень полезно систематически обращаться к предвоенной истории страны, в которой кроются причины неудач СССР на начальном этапе войны и во многом причины дальнейших успехов в войне.
Методические рекомендации Эффективными приемами являются: составление таблиц, схем, в которых представлены события и даты истории России; выполнение соответствующих заданий в рабочих тетрадях (соотнесение событий, процессов, явлений, событий и дат, заполнение пропусков в тексте и др.). Необходима также работа с учебником. На качество выполнения этой группы заданий влияет также то, насколько точно необходимо датировать событие: задания, предполагающие соотнесение события с веком, выполняются существенно успешнее, чем задания на указание события с точностью до десятилетия и тем более до года.
Задания на установление хронологической последовательности 988 г. – 1242 г. – 1097 г. - 1380 г. -
Работа с историческими источниками (задание 6) Участники ЕГЭ 2016 г. по истории испытали серьезные затруднения при выполнении заданий на работу с табличной информацией, направленной на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX–XIX вв.). Задание формулировалось таким образом: установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Работа с историческими источниками (задание 6) ХАРАКТЕРИСТИКИ 1)Данный договор был подписан в Берлине. 2)По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю. 3)Данный договор был подписан в Вене. 4)Современником подписания данного договора был А.Л. Ордин-Нащокин. 5)Данный договор был подписан по результатам Северной войны. 6)На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Фрагмент А Фрагмент Б
Работа с историческими источниками (задание 6) Обучающимся с минимальной подготовкой предпочтительно сосредоточиться на отработке умения проводить атрибуцию текстового источника и отыскивать в источнике информацию, представленную в явном виде.
Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (9) Оценка качества личности исторического деятеля: 1. Запоминание фамилии, имени. 2. Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности. 3. Усвоение идейно- теоретических (политических, религиозных и т.д.) платформ, на основе которых осуществлялось деятельность изучаемой личности. 4. Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе историческая личность выражала. 5. Изучение оценок личности ее современниками и современными историками (политологами и т.д.)
Методические приемы изучения исторических личностей: Проведение сравнительного анализа характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например, руководителей государства; Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях; Оценка личностей по отдельным ярким штрихам к их портретам, будь то примеры быта, увлечений, образованности и т.д. Определение качеств личностей по умению прогнозировать, предвидеть будущее. Работа с генеалогическим древом.
Общие правила использования исторической карты в обучении Все уроки истории проводить с использованием карты или других картографических средств; Использовать карты на всех этапах обучения; Параллельно вести обучение с другими типами картографических пособий; При переходе от одной карты с другой обеспечивать преемственность между ними; Работа с настенной картой и настольными картами по возможности вести параллельно и скоординировано; Постоянным компонентом домашних заданий по истории должна является работа школьников с контурной картой.
Задания с исторической картой В заданиях ЕГЭ используются прежде всего тематические карты. Обязательно – знакомство с легендой исторический карты (умение пользоваться условными обозначениями).
Задания на работу с иллюстративным материалом Использование наглядности: А) изобразительная наглядность; Б) схемы, графики, статистические таблицы, карикатуры, увеличенные изображения открыток, почтовых марок, монет.
24 февраля 2022 г. при поддержке Белгородского регионального отделения Российского исторического общества прошла презентация двухтомника «Белгородская черта: крепости и гарнизоны.
В ГАУО открылась выставка, посвященная 190-летию Симбирской епархии
Цех историков
Рисуя революцию. Образы революции в русской журнальной карикатуре
Первые шаги к рынку. Возвращение частных банков в СССР
Одним из самых решительных шагов к рынку в период перестройки стала коммерциализация банковской сферы, начало которой было положено во второй половине 1980-х гг. образованием первых со времен НЭПа кооперативных и коммерческих банков.
Трибуна
Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания
Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания
Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних. ". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"
Читайте также: