В а старевич кратко

Обновлено: 30.06.2024

Владисла́в Алекса́ндрович Старе́вич (8 августа 1882, Москва, Российская империя — 26 февраля 1965, Париж, Франция) — выдающийся русский режиссёр, создатель первых в мире фильмов, снятых в технике кукольной анимации.

Содержание

Биография

Владислав Александрович Старевич родился в Москве 8 августа 1882 года в польской семье. Рано потерял мать, с 1901 года воспитывался у её родителей в Ковно. С детства отличался независимостью, за что был даже исключен из гимназии.

В возрасте 7 лет (в 1889 году) Владислав был отдан на воспитание тёте. Его родители были революционерами, которые боролись за независимость своего народа от России. Владислав не был отличником, но активно участвовал в художественной самодеятельности. Любил играть комические роли.

С 5-го или 6-го класса у него было два серьезных увлечения: фотография и энтомология. Старевич собирал насекомых и засушивал их для коллекции. Кроме того, он сам делал макеты насекомых — настолько точно, что их нельзя было отличить от настоящих насекомых.

25 ноября 1906 года Старевич женится на Анне Циммерманн. В 1907 году у них рождается дочь Ирина, в 1913 году — вторая дочь Жанна.

Старевич в России

В Москве Старевич знакомится с кинопромышленником Александром Ханжонковым и рассказывает ему, что хочет заниматься съёмкой видовых фильмов. Ханжонков дарит ему подержанную кинокамеру и несколько рулонов плёнки с единственным условием, что Старевич будет передавать ему права на все сделанные им фильмы. Ханжонков снимает для Старевича квартиру и просит приносить весь отснятый материал лично к нему, дав срок 5 месяцев на съемку первого фильма. Через 10 недель Старевич приносит ему уже три отснятых фильма. После этого Старевичу выделяют отдельное помещение для работы, предоставляют более серьезную аппаратуру и полную творческую свободу.


Старевич за границей

В 1919 году Старевич с семьёй эмигрирует в Италию, а затем во Францию.

Можно сказать, что война никак не коснулась Старевича. После 1945 года он хотел вернуться в Париж, но затем решил, что Париж для него город слишком суетный и перебрался в местечко Фонтен-Де-Буа. Вся семья помогала в его работе на новом месте, но Старевич в основном обходился своими силами, считая, что подготовка помощника или преемника при специфике его работы практически невозможна.

Его популярность в 1950-х пошла на убыль, предложения на постановку фильмов приходить перестали и знаменитый режиссёр зарабатывал постановкой рекламных роликов, а в самые трудные времена, когда старшая дочь начала терять зрение, продавал сделанных им кукол.

Владислав Старевич скончался в Париже 26 февраля 1965 года.

Интересные факты

Признания и награды

Фильмография

Мультфильмы

Научно-популярные фильмы

Игровые фильмы

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Владислав Александрович Старевич" в других словарях:

Старевич, Владислав Александрович — Владислав Старевич Имя при рождении: Владислав Александрович Старевич Дата рождени … Википедия

СТАРЕВИЧ Владислав Александрович — (1882 1965) российский режиссер, художник, оператор. Один из основоположников мультипликационного кино. Поставил фильмы: Месть кинематографического оператора (1912), Стрекоза и муравей (1913), Рейнеке Лис (1939) и др. С 1919 жил во Франции … Большой Энциклопедический словарь

Старевич Владислав Александрович — [27.7(8.8).1882, Москва, ‒ 1965, Париж], русский художник, оператор и режиссёр кино. Основоположник русского мультипликационного кино. С 1911 проводил эксперименты с покадровой съёмкой, развивал технический принцип объёмной, позже графической… … Большая советская энциклопедия

Старевич Владислав Александрович — (1882 1965), режиссёр, художник, оператор. Основоположник русского мультипликационного кино. Открыл технический принцип объёмной мультипликации, первым из русских кинематографистов обратился к графической мультипликации. Фильмы: «Месть… … Энциклопедический словарь

СТАРЕВИЧ Владислав Александрович — (8.8.1882—1965), русский художник, оператор, режиссёр. Зачинатель русского мультипликационного кино. В 1911, открыв технический принцип объёмной мультипликации, сделал объёмные мультфильмы, в том числе острые пародии на кинематографические… … Кино: Энциклопедический словарь

Старевич, Владислав Александрович — Род. 1882, ум. 1965. Режиссер, художник, оператор. Стоял у истоков мультипликации. Фильмография: "Месть кинематографического оператора" (1912), "Стрекоза и муравей" (1913), "Рейнеке Лис" (1939) и др. В 1919 г.… … Большая биографическая энциклопедия

Старевич — Старевич, Владислав Александрович Владислав Старевич Имя при рождении: Владислав Александрович Старевич Дата рождения: 8 августа 1882 … Википедия

Владислав Старевич — Имя при рождении: Владислав Александрович Старевич Дата рождения: 8 августа 1882 Место рождения: Москва, Российская имп … Википедия

Владислав Старевич (Ladislas Starevich, Władysław Starewicz) фотографии

Русский и французский художник, оператор и режиссёр кино.
Основоположник русского мультипликационного кино.

Владислав Александрович Старевич родился в Москве в семье обедневших польских дворян Антонины и Александра Старевича. Его детство и юность прошли в Ковно. Потеряв в раннем возрасте мать, Старевич с четырех лет воспитывался в семье ее родственников польских дворян Легецких.
В десять лет Владислав сконструировал собственное устройство к "Волшебному фонарю", с помощью которого ставил первые домашние спектакли. Чуть позже увлекся энтомологией, а по окончании гимназии стал брать уроки живописи, однако недостаток средств вынудил его прервать занятия.

В Ковно поступил на службу в Казенную палату, вскоре женился, обзавелся собственным домом. Участвовал в любительских спектаклях, рисовал афиши. Сам выпускал энтомологический журнал и веселую газету "Каракули и кляксы".
Еще одним увлечением Старевича стала фотография.

в 1909 году Старевич отправился в Москву, где встретился с известным кинопредпринимателем А.Ханжонковым, приобрел камеру "Урбан" и заключил договор с кинофирмой.
Вернувшись в Ковно, Старевич снял свой первый 10-минутный фильм "Над Неманом".
В 1912 году Старевич вместе с семьей переехал в Москву на службу к Ханжонкову.

В 1915 году Старевич был призван на военную службу и взят в Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета, где он в основном занимался работой пропагандистского характера, съемками военной хроники, но одновременно и постановкой игровых картин.

Как режиссер игрового кино Старевич поставил около 50 фильмов, когда по предложению продюсера фирмы "Икарус-фильм" Хапсаева он уехал вместе с семьей в Италию, а оттуда во Францию.
С 1922 года Старевич жил во Франции, так и не став ее гражданином, но именно в Фонтене-су-Буа под Парижем он обрел свой новый дом, основал собственную студию и создал фильмы, которые принесли ему мировую славу.

Фигура Старевича была окутана тайной. Он вел уединенную жизнь в доме-студии, что порождало мифы вокруг его имени.
Старевич стал первопроходцем в жанре объемной мультипликации и на целый век опередил современный ему кинематограф.

Владислав Александрович Старевич умер в марте 1965 года в Фонтене-су-Буа.
Его коллекция кукол оказалась рассеянной по всему миру. Секрет создания своих уникальных кукол художник унес с собой.

последнее обновление информации: 17.10.21

дополнительная информация >>

Владислав Александрович Старевич родился 8 (по другим сведениям 6) августа 1882 года в Москве в семье обедневших польских дворян Антонины и Александра Старевич. Его детство и юность прошли в Ковенском уезде. Потеряв в раннем возрасте мать, Старевич с четырех лет воспитывался в семье ее родственников, польских дворян Легецких.

Еще одним увлечением Старевича стала фотография. Он подарил фотоальбом Ковенскому этнографическому музею, хранитель которого археолог Тадеуш Довгирд предложил Владиславу снимать этнографический фильм.

Знание энтомологии и собранная прекрасная коллекция насекомых помогли Старевичу создать их крохотные копии, практически не отличимые от оригинала. Он индивидуализировал своих героев, выявляя в их движениях присущие им особенности; мимика отрабатывалась мельчайшими изменениями формы маски, изготовленной из мягкого материала.

Зрители, журналисты и даже некоторые профессионалы были убеждены, что использовались живые насекомые, тайной оставался только способ их дрессировки. Сам Старевич и сотрудники фирмы вплоть до 1920-х годов поддерживали эту иллюзию, умалчивая о подлинной технике съемки.

Вскоре Старевич вместе с семьей переезжает в Москву на службу к Ханжонкову. Он приступил к монтажу фильмов, снятых еще в Ковно в 1911 году; вскоре они были выпущены на экраны.

Однако весьма трудоемкие анимационные фильмы оплачивались значительно ниже художественных картин, поэтому в начале 1913 года Старевич переходит в игровое кино, где старается сохранить положение творца-одиночки, будучи одновременно сценаристом, постановщиком, оператором, художником, монтажером и даже рабочим сцены и киномехаником.

История жизни Владислава Александровича Старевича

С 1922 года Старевич жил во Франции, так и не став ее гражданином, но именно в Фонтене-су-Буа под Парижем он обрел свой новый дом, основал собственную студию и создал фильмы, которые принесли ему мировую славу.

Владислав Александрович Старевич умер в марте 1965 года в Фонтене-су-Буа. Его коллекция кукол оказалась рассеянной по всему миру. Секрет создания своих уникальных кукол художник унес с собой.

СТАРЕВИЧ, ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882–1965), российский и французский художник, оператор и режиссёр кино.

Если о том, кто был автором первого рисованного фильма, до сих пор продолжают спорить, то имя родоначальника объемной анимации сомнений не вызывает: им был российский режиссер, художник и оператор Владислав Старевич.

Родился 8 августа 1882 в Москве в семье обедневших польских дворян. После смерти матери воспитывался у родственников в Ковенском уезде. Начинал трудовую деятельность в Ковенском этнографическом музее.

В 1909 заключил договор с киностудией А.Ханжонкова. Первым в истории кукольным фильмом считается Прекрасная Люканида, или Кровавая война рогачей и усачей (1912). В следующих фильмах Старевича – Месть кинематографического оператора (1912), Стрекоза и муравей (1913) – тоже действовали насекомые. Куклы были так тонко сделаны и двигались так естественно, что зрители думали, будто ему удалось выдрессировать настоящих насекомых.

Он использовал элементы мультипликации и в игровом кино, экранизировав Ночь перед Рождеством Н.В. Гоголя (1913).

Самая известная его работа – полнометражный фильм Рейнеке-Лис (Le roman de Renart, 1939), над которым режиссер работал около десяти лет (к этому времени он уже перебрался во Францию). Он сам написал сценарий, сам был художником, оператором и мультипликатором, помогала ему в работе только дочь. Старевич так никому и не захотел открыть своих секретов, и до сих пор неизвестно, из чего именно он делал кукол: это был очень пластичный материал, и лица у персонажей были удивительно подвижными и выразительными.

Создателем этого кинематографического жанра стал Владислав Старевич. Он родился 8 августа 1882 года в Москве, но после смерти матери в 1901 году воспитывался в семье ее родителей в Ковно (ныне Каунас).

Владислав Старевич – отец кукольной анимации

Месть кинематографического оператора

После Февральской революции Старевич вместе со всей студией Ханжонкова перебирается из Москвы в Ялту. Увы, ни один из фильмов снятых Старевичем в годы Гражданской не сохранился. Сохранились только названия в фильмографии и отзывы. Восторженные отзывы, разумеется.

И Старевич продолжает снимать свои кукольные короткометражные мультфильмы. Во Франции он снимает первый в мире полнометражный кукольный фильм - Le Roman de Renard (самые популярные русские переводы названия – Рейнеке – Лис, Роман о Лисе). Это была экранизация поэмы Гёте, написанной по мотивам средневековых французских сатирических романов.

Роман о лисе

После войны Владислав Старевич зарабатывал на жизнь постановкой рекламных роликов. Когда заказов не было, приходилось продавать кукол из своей коллекции. Владислав Старевич скончался 26 февраля 1965 года. Многие его работы по праву считаются классикой мирового кино.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: