Фонационные средства общения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Изменения громкости речи (усиление или ослабление голоса). Темп речи: убыстрение или замедление передает эмоцио­нальное состояние говорящего, иногда коннотации. Средняя ско­рость нейтральной русской речи — 120 слов в минуту (70-е годы XX в.), речь учителя — 75 слов в минуту (80-е годы).

Тип голоса: мужской, женский, детский, старческий и пр. Все это несет подчас важную информацию. Например, усталость, возбужденность и пр.

Тембр голоса: передает эмоциональные состояния говоря­щих. Разновидности тембров: робкий, дрожащий голос — страх или растерянность; жесткий, напористый, командный голос; про­никновенный, суггестивный и пр. Имитация тембра: подражание гортанному голосу, женскому голосу и пр. Креативный тембр: уст­рашающий голос как продукт специальной тренировки.

Интонации смысловые, отражающие синтаксические от­ношения: завершенность повествовательного предложения, ин­тонация прерванной речи и пр., вопросительная интонация. Ло­гическое ударение — интонационное выделение важных слов. Ин­тонации выделительные, перечислительные. Интонационное раз­граничение темы и ремы в предложении. Интонационное разли­чение в тексте при различении голосов персонажей.

Интонации психологические, эмоциональные (неред­ко передают дополнительный смысл): грустная —радостная, ин­тонация скуки или возбуждения, мажорная —минорная, патети­ческая—ироническая, восторженная или интонация обиды, пе­редающая грубость или ласку, нежность; интонация поучитель­ная, покровительственная; интонация удовлетворения или неудо­вольствия, беспечности или озабоченности; смеха или слез и др- В русском языке насчитывается более 50 подобных пар.

Если смысловые интонации легко могут быть определены и поставлены, то психологические спонтанны, их трудно сдержать

и еще труднее имитировать: кому не приходилось наблюдать и ложную радость, и фальшивую патетику!

Здесь не обойтись без мастерства актерской игры.

Паузы; нулевая фонация:

смысловые паузы связаны с некоторыми интонациями, напри­мер в конце предложения;

психологические паузы передают растерянность или гнев гово­рящего, а иногда привлекают внимание слушающего к тому, что будет сказано;

паузы, передающие речевые затруднения, например поиск нужного слова.

Заполнители вынужденных, а иногда и умышленных пауз:

а) обычно — непроизвольные: а-а-а-аа, ммммм, нуууу, слова- паразиты так сказать, знаете ли и пр. Они не несут информации и оцениваются резко отрицательно;

б) произвольные, паузы-ожидания, бывает угрожающие, под­ крепляемые взглядом или телодвижениями: покачиванием ноги, перебором четок, листанием книги, невнятным бормотанием и пр.; многозначительные паузы.

Кинетические средства (язык телодвижений)

Жесты, позы. Движения рук, имеющие постоянное значе­ние: взмах рукой в знак приветствия; поднимание руки при голо­совании; рукопожатие друзей; показ сжатой в кулак руки — угро­за; покачивание головой в знак отрицания и др. Позы: вставание при встрече, поклоны торжественные или униженные, принятие позы римского оратора, изображение бегущего человека, объя­тия, аплодисменты и многое другое.

а) поза и движения человека, который готовится к активным Действиям;

б) человек указывает на что-то отдаленное;

в) напряженное, нетерпеливое ожидание;

г) удивление и радость;

д) удивление и разочарование;

е) сильное удивление, недоумение;

ж) испуг, попытка овладеть собой;

з) задумчивое ожидание, перерастающее в нетерпеливое ожи- Дание, волнение и, наконец, в раздражение;

и) ожидание реакции собеседника на услышанное; к) предостережение друзей об опасности.

Мимика, выражение глаз. Это множество видов улы­бок, усмешек, ухмылок, нахмуривания; мрачное выражение; плач и смех. Глаза выражают любовь и ненависть, любопытство и без­различие, ликование и отчаяние; тысячи оттенков душевного со­стояния.

Графические средства в письменной речи

У европейских народов принято буквенное письмо, но даже при этом в общении используется немало идеографических и иных знаков: иллюстраций, чертежей, схем, географических карт, сис­тем цифровых знаков и пр. Все они участвуют в передаче логиче­ской и эмоциональной информации, воздействуют на общающихся. К ним прибавилась электронная запись, лишь частично исполь­зующая графику. С точки зрения семиотики, знаками, несущими информацию, служат манера поведения, одежда, предметы быта, украшения, многие бытовые предметы и др. Так, золотое кольцо (обручальное) свидетельствует о том, что женщина замужем; брон­зовый загар весной говорит о том, что человек побывал в южных странах, и т.д.

Паралингвистические средства компенсируют случайные и умышленные пропуски, недостатки вербального общения.

87. Самостоятельно потренируйтесь в воспроизведении интонаций, перечисленных выше. Постарайтесь войти в роль, вжиться в ситуацию Если не получается, отметьте недостатки своего исполнения.

Примеры: дрожащий, срывающийся голос (сильное волне­ние); звенящий, восторженный голос (тоже сильное волнение), голос сочувствующий, соболезнующий; поставленный (креатив­ный) тон приказа, команды.

Составьте фреймы (сценарии) для каждого варианта.

88. Опишите подробно состояние и позу, телодвижения человека в следующих ситуациях.

Радостная встреча; сдержанное поведение при встрече; разго­вор по телефону (составьте текст — реплики одной стороны); юбилей, застолье, поздравление — краткая застольная, поздра­вительная речь; в театре после спектакля, в гардеробе.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата [1] .

Содержание

Понятие невербального общения

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

Происхождение невербальных способов общения

Функции невербального кода

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальный компонент и его структура

Уровни анализа невербального общения

а) экстралингвистика (внеречевая система)

  • пауза; темп речи; вздох; плач; кашель;
    гелоскопия
  • вокальные качества голоса; диапазон; тембр
  • фразовое ударение, логическое ударение; тон; интонация

а) выразительные движения
б) физиогномика
в) окулесика или окуломантия

    ; жесты; позы; осанка; походка
  • внешние признаки лица: нос, уши, глаза; френология
  • направление взгляда, длительность и частота


е) стерномантия
ж) онихомантия
з) нумерология
и) молеософия

  • предметы, окружающие человека в жизни
  • особенности почерка человека , напитки
  • особенности формы рук, флексорных линий и
    холмов на ладони; дерматоглифика; линии на
    ступнях ноги
  • особенности формы и объёма грудиженщины
  • особенности формы и цвета ногтей
  • дата рождения, фамилия и имя человека

г) одорика (ольфакция)

  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное
    поведение парфюма, табака, еды…
  • расположение собеседников и дистанция
    между ними
  • способ использования времени: монохронный тип
    (возможен только один вид деятельности в одно и то
    же время) и полихронный (несколько дел)

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Невербальное общение" в других словарях:

невербальное общение — bežodė komunikacija statusas T sritis švietimas apibrėžtis Keitimasis daiktine, veiksmine informacija (nuotraukomis, monetomis, gestais, mimika, pantomimika, jausmų išraiška, rengimosi stiliumi, šukuosena ir t. t.). Ugdymo procese labai… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Невербальное общение — (non verbal communication), способ личной передачи информации между людьми как добавление к речи или вместо нее. Беседа людей постоянно (и часто невольно) сопровождается Н.о.: позы, выражение лица и глаз, жестикуляция. Такой язык тела усиливает… … Народы и культуры

Невербальное общение : направления исследований — Несмотря на огромный интерес к психологии невербального общения (Н. о.) специалистов из разл. областей, большое количество исследований разл. ориентаций и появление специальных журналов (напр., Journal of nonverbal behavior), в настоящее время в… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Невербальное общение: коммуникативные уровни — Исследования уровневой специфики неречевого О. имеют важное значение для понимания его сущности. Особенно это актуально с позиций передовых психол. подходов, конкретных паралингвистических дискурсивных практик, поскольку каждый уровень определяет … Психология общения. Энциклопедический словарь

Невербальное общение : дискурс-анализ — 1) Методология исследования невербального общения (Н. о.), как процесса производства и обработки паралингвистического дискурса; 2) способ анализа ситуативного использования системы неречевых знаков в контексте социального взаимодействия. Введение … Психология общения. Энциклопедический словарь

Танец как невербальное общение — Выполнение танцем функций О. возможно благодаря тому, что он является: 1) совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно временную структуру и несущих информацию о психол. особенностях личности и группы; 2) особой… … Психология общения. Энциклопедический словарь

общение: средство невербальное — сюда входят жесты, мимика, пантомимика и другие движения выразительные. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Средства общения — это поведенческие проявления, способствующие передаче информации оппоненту в ходе коммуникационного взаимодействия. Другими словами, это определенные приемы ее кодирования, преобразования и дешифровки.

Классификация средств общения делит их на два типа: вербальные и невербальные.

Фактически, это те средства, которые наряду с вербальными передают смысловую информацию, то есть сопровождают речь. Они делятся на фонационные (тембр, темп речи, интонация и т.д.), кинесические (жесты, мимика, язык тела) и графические (почерк).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Средства общения

Основные средства

По своему содержанию общение бывает нескольких видов.

  • Когнитивное общение представляет собой обмен информацией или знаниями.
  • При материальном общении происходит обмен материальными объектами — продуктами, служащими средством удовлетворения потребностей оппонента.
  • Мотивационное общение способствует передаче побуждений, установок, готовности к определенным действиям.
  • Эмоциональное (кондиционное) общение подразумевает обмен эмоциями для достижения определенного состояния (физического или психического).

Язык как средство общения

Язык является основным средством человеческого общения. Посредством языка люди мыслят и выражают свои мысли, чувства, переживания, желания, передают их другим, а также получают определенную информацию из внешнего мира.

Язык тесно связан с жизнью общества и народным сознанием — он хранит культурные ценности общества, в котором на нем говорят. Существование социума без языка невозможно, так же, как и существование языка вне социума. По мере того, как меняется общественная жизнь, меняется и состояние языка. Таким образом, язык служит еще и средством передачи знаний, опыта от одного поколения к другому.

Разновидности

Существует две разновидности употребления языка:

  1. Под литературным понимается язык, который употребляется в средствах массовой информации, публицистике. Его особенностями являются унифицированность (единообразная система, форма бытования), нормированность и общеобязательность правил (грамматических, фонологических и пр.).
  2. Разговорный язык, как правило, используется в повседневной коммуникации. В нем отсутствуют строгие нормы и правила, однако, несмотря на это, разговорный язык может влиять на литературный, создавая новые нормы (когда определенный вариант становится общеупотребительным). Один из главных его критериев — понятность для широких народных масс.

Таким образом, главное различие этих разновидностей состоит в том, что первый подчиняется языковым нормам, а второй ориентируется на доступность, понятность, ввиду чего может игнорировать правила.

Иногда выделяют также язык художественной литературы, в которой может быть представлена как литературная, так и разговорная речь (в зависимости от жанра, направления, сюжета, персонажей и т.д.).

Речь как средство общения

Речь наряду с языком является одним из основных средств, способов общения. Она является и источником информации, и методом воздействия на собеседника. Ее главное отличие от языка состоит в том, что речь представляет собой совокупность звуков (или лексем на письме), эквивалентную по значению соответствующей им системе знаков. Язык един, универсален для всех, тогда как речь индивидуальна, зависит от конкретного человека или группы людей, объединенных социальной средой, местом проживания, профессией и пр.

Речь подразделяется на два вида:

  1. Внутренняя речь происходит внутри, то есть в процессе мышления. Внутренняя речь является начальной точкой речевого высказывания (оно сначала формируется в голове). Таким образом, она используется и во время диалога, несмотря на то, что является беззвучной, скрытой от собеседника.
  2. Внешняя речь, соответственно, транслируется во внешнюю среду — устным или письменным образом. Для нее не обязателен диалог (внешняя речь может быть и монологической — речь оратора, лектора и т.д.).

Вспомогательные средства общения

Вспомогательные (дополнительные) средства общения подчеркивают (или скрывают) особенности пола, возраста, расы. Средствами их преобразования являются одежда, прическа, макияж, аксессуары, татуировки, борода и усы, предметы, находящиеся в руках. Они могут использоваться как намеренно, так и неосознанно, и являются проявлением человеческой психологии.

Примеры использования средств общения в повседневной жизни

Повседневную жизнь невозможно представить без общения. Мы каждый день обращаемся к устной или письменной речи для передачи информации, эмоций и т.д. Кроме вербальных средств мы постоянно используем невербальные: например, киваем, чтобы выразить согласие, машем рукой в знак приветствия.

В письменной речи помимо непосредственно текста мы также пользуемся знаками, которые способны передать наше эмоциональное состояние: смайлами (эмодзи) или графическими картинками.

Определенную информацию мы транслируем и с помощью внешнего вида. К примеру, приходя на собеседование, мы скорее всего выберем нейтральную одежду и макияж, а для праздника подберем более яркие предметы гардероба и косметики. Это все — средства общения, к которым мы неосознанно прибегаем в различных жизненных ситуациях.


Взаимодействие людей в обществе происходит с помощью речи, но полноценная коммуникация невозможна без участия невербальной (паралингвистической) системы общения. Один и тот же набор слов имеет разное значение в зависимости от манеры озвучивания, эмоциональной окраски. Коммуникация, связанная с паралингвистическими средствами общения, в некоторых случаях может даже успешно заменить словесную систему. Примеры широко известны при общении представителей разных культур, не имеющих общего языка, но способных понять друг друга. На основе невербальных систем общения построена адаптация людей с нарушениями речевого аппарата к жизни в обществе.

эмоции при общении

Виды паралингвистических средств невербального общения

Сначала дадим определение рассматриваемому явлению. Паралингвистическая система невербальных средств общения - это совокупность средств, сопровождающих вербальное взаимодействие и дополняющих смысловое содержание слов.

Виды невербальных средств общения (по характеру проявления):

  • фонационные - звуковые особенности (громкость, темп, интонация и др.);
  • кинетические – движения, сопровождающие речь (мимика, жесты);
  • графические – особенности графического выражения речи (почерк).

Выделяют отдельно группу экстралингвистических средства общения, представляющих собой нетипичные особенности речи. К ним относят вздохи, паузы, покашливание, смех и др.

Классификация паралингвистических средств по принадлежности общностям (индивидам) выделяет следующие виды:

  • универсальные для всех говорящих;
  • характеризующие отдельную этнокультурную группу;
  • демонстрирующие личностные и психологические характеристики человека.

невербальное взаимодействие

Некоторые элементы невербального общения контролируются говорящим, такие как громкость и скорость речи, дикция. Другие же элементы сложно удержать под контролем, к таким сигналам относят вздох, покашливание, смех, стон, плач и др. Данные системы являются помощниками в выстраивании полноценной коммуникации, наполняют фразы личностным смыслом и эмоциями. Наполнение слов эмоциями представляет наибольшую ценность при взаимодействии, находит такой же эмоциональный отклик у окружающей аудитории. В силу неполного контроля знаки невербального общения могут выдать те качества человека, которые он предпочел бы скрыть.

Громкость голоса

Выразительная речь динамична по громкости и расставляет акценты на значимых словах. Изменение уровня громкости в приемлемых для общения пределах считается наиболее эффективным построением изложения, удерживающим внимание и интерес собеседника. Громкий голос имеет побудительную силу и склоняет слушателя к действиям. В то же время повышение громкости выше приемлемой нормы рассматривается как нарушение личного пространства и попытка принуждения. Тихий голос характеризует сдержанность, что в зависимости от контекста свидетельствует о неуверенности или спокойствии говорящего. Последнее наблюдается в ситуации, когда тихая речь контрастирует с повышенной громкостью речи собеседников.

громкость голоса

Темп речи

Темп речи характеризует личностные качества человека, его темперамент. Медленный темп речи настраивает на спокойствие, основательность беседы, тогда как быстрый придает динамики, энергии, характеризует оратора как целеустремленного, уверенного в себе и в том, о чем он говорит.

изменение голоса в речи

Сбивчивая речь воспринимается собеседником как показатель волнения, напряжения, неуверенного владения темой обсуждения, желания скрыть важные моменты в разговоре. Сбивчивое повествование, прерываемое паузами и покашливанием, создает негативное впечатление о квалификации говорящего. Глубокое знание предмета общения и уверенность в себе характеризуются ровной ритмикой речи, создающей гармоничную картину изложения.

Высота голоса

Экстралингвистические средства

зевота при общении

Интонация как паралингвистическое средство общения

Интонация выполняет следующие функции в общении:

Интонация всегда сочетается с другими паралингвистическими средствами общения, что формирует целостный образ говорящего, его личностных качеств, эмоционального состояния и отношения к предмету общения.

Коррекционное воздействие

нарушение речи

Общение - основной процесс социализации, через который ребенок усваивает правила и способы жизни в обществе. Для людей с серьезными нарушениями речи процесс общения ограничен и единственными средствами остаются невербальные. Например, использование паралингвистических средств общения при алалии помогает влиться в социум, используя мимику, жесты, пантомимику при отсутствии возможности вербального контакта. Коррекционная работа с пациентами, имеющими этот диагноз, строится на развитии невербальных средств, тренировке при возможности ритма голоса и звуковых сочетаний, что само по себе уже оказывает стимулирующее действие на соответствующие отделы мозга.

"Эффект вечеринки" и уникальность речи

невербальное общение

Каждый человек имеет уникальный набор свойств голоса, манеру говорить, тембр, фонетические особенности произношения. Разговор хорошо знакомого мгновенно обращает на себя внимание даже при отсутствии говорящего в поле зрения слушателя, не требуется даже дополнительное подтверждение личности, при хорошей слышимости узнавание стопроцентное. Уникальность фонетических характеристик речи человека широко используется в качестве идентификации личности и является предметом множества экспериментов.

Читайте также: