Лев толстой в начале 20 века итоги и перспективы реализма кратко

Обновлено: 04.07.2024

Реализм Льва Толстого

Силу Толстого составляют его неустанное Обличение самодержавно-полицейского государства, его непреклонное отрицание частной земельной собственности, его гневная критика капитализма, раскрытие резкого контраста между непрерывным увеличением богатства, завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, беспощадной эксплуатации широких трудящихся масс. Слабость Толстого заключалась в неумении его найти реальные средства выхода из социального кризиса, в отрицательном его отношении к революционной борьбе пролетариата, в проповеди непротивления злу насилием.

Толстой — художник и мыслитель — претерпел очень сложную идейно-творческую эволюцию. Выросший в среде помещичьей знати, он испытал на себе ощутимое влияние её идеологии. Писатель не сразу порвал с идеями и воззрениями, свойственными этой общественной группе. Полный разрыв с её взглядами явился результатом сложного пути писателя. Однако самое существенное в художественной эволюции Толстого заключается в том, что уже в произведениях начального этапа творчества в качестве решающей социальной проблемы возникает проблема народа, его бедственного существования. Уже в ранних художественных творениях писателя известное отражение получают настроения патриархального крестьянства.

Художник, страстно отрицавший общественную несправедливость, Толстой широко освещал большие социальные темы, включавшие в себя изображение людей различных слоёв и групп общества. Он выдвигал коренные проблемы общественного устройства.

Постановка животрепещущих социальных вопросов у Толстого неразрывно связана с показом действительности в её живом, конкретном многообразии.

В последний период жизни основ­ная энергия Толстого была направ­лена на деятельность публицисти­ческого характера. Однако он не переставал занимать­ся и художественной литературой. Правда, не все произведения были им закончены или опубликованы при жизни. Причиной этого послужило, очевидно, убеждение писателя, что художественное творчество вообще не отвечает насущным задачам времени.

Реализм Льва Толстого и его влияние на развитие русской литературы (Толстой Л. Н.)

В творчестве Толстого полно сказались те национальные черты русской литературы, на которых основана ее всемирная слава: трезвая правдивость художественного отражения жизни, патриотическое чувство, прямота и бесстрашие в постановке социальных вопросов, беспощадное обличение эксплуататоров, страстная защита угнетенных, чувство уважения к трудовому народу.

Толстой выдвинул важнейшее методологическое положение, объясняя суть и причины мирового значения гениального русского писателя:

Именно поэтому творчество Толстого оказывает благотворное воздействие на развитие мировой культуры. Выдающиеся зарубежные писатели Р. Роллан, Ф. Мориак, Р. Мартен дю Гар (Франция), Т. Драйзер, Э. Хемингуэи, Т. Вулф (США), Б. Шоу, Дж. Голсуорси (Англия), А. Стринберг и А. Лундквист (Швеция), М. Садовяну (Румыния), Э. Ожешко, Б. Прус, Я. Ивашкевич (Польша), И. Вазов (Болгария), М. Пуйманова (Чехословакия), писатели Индии, Японии, Китая, Африки, Латинской Америки — все признавали громадный литературный и нравственный авторитет гениального представителя русской литературы, отмечали первостепенное значение его художественных открытий в мировом литературном процессе.

Велико значение Толстого в развитии литератур всех народов нашей страны. Творчество русского классика способствовало демократизации национальных литератур. Художественный опыт Толстого помогал многим писателям воспринимать мир в его кричащих противоречиях, усиливал их обличительный пафос. Произведения великого писателя стали школой гуманизма, правдивости, высокого мастерства и гражданской ответственности. Толстой сыграл важную роль в истории русско-украинских культурных связей. Он искренне сочувствовал страданиям украинского народа, с возмущением писал о жестоких репрессиях царского правительства против участников крестьянских волнений в Харьковской и Полтавской губерниях. В ряде его произведений с большой симпатией нарисованы образы украинских крестьян, рядовых солдат. Как и многие другие русские писатели, Толстой с большим уважением относился к истории украинского народа, его культуре, народным песням, языку.

Среди деятелей украинской культуры наибольшее внимание Толстого привлек Григорий Сковорода, которого он называл мудрецом. Ему было близко учение украинского философа о самоусовершенствовании, его простота, презрение к мирским благам, богатству, роскоши. Л. Толстой встречался с выдающимися представителями украинского театрального искусства — М. Заньковецкой, М. Кропивницким и высоко ценил их актерское мастерство.

Для восприятия важнейших творческих уроков Толстого нужна была соответствующая почва. Она уже существовала в последней трети XIX в., когда в результате внутреннего развития украинская литература достигла больших идейно-творческих достижений. В этих условиях художественные открытия Л. Толстого приобретали для украинских писателей огромную притягательность. Творчески воспринятый опыт Толстого не только не отрывал их от прогрессивных национальных традиций, но, напротив, нередко способствовал более вдумчивому обращению к этим традициям, к глубокому изучению жизни своего народа, к органическому сочетанию эпического размаха и пристального внимания к судьбам отдельных людей.

РЕАЛИЗМ ТОЛСТОГО — ТОЛСТОЙ Л.Н. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕАЛИЗМ ТОЛСТОГО

Стремлением Толстого к реализму объясняется и то, что Толстой беспристрастно указывает недостатки в характере даже любимых героев. Он не скрывает, например, что Пьер Безухов с головой бросался в безудержный разгул, что Наташа изменила князю Андрею и т. п.

Тот же глубочайший реализм мы видим в приёмах психологического анализа Толстого.

Лев Толстой — один из величайших художников-психологов в мировой литературе.

Как в жизни всё изменяется, развивается, движется вперёд, так и душевная жизнь его героев даётся как сложный процесс, с борьбой противоречивых настроений, с глубокими кризисами, со сменой одних душевных движений другими. Герои его и любят, и страдают, и ищут, и сомневаются, и заблуждаются, и верят. Один и тот же герой у Толстого знает и прекрасные порывы ввысь, и тонкие, нежные и душевные движения, и срывы, и падения в бездну низких, грубых, эгоистических настроений. Он, выражаясь словами Толстого, предстаёт перед нами то как злодей, то как ангел.


← ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ОБРАЗА У ТОЛСТОГО ВОЙНА И МИР ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА РОМАНА →

Еще по данной теме::

Тема: Русская литература XX века

Начало XX в. характеризуется обогащением литературы кри­тического реализма, появлением произведений социалистиче­ского реализма, развитием модернистских течений. Фоном ли­тературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского харак­тера, а наряду с этим — глубокие религиозно-философские тео­рии, возникающие в условиях тотального кризиса всех сторон жизни. В литературе усилилось стремление дойти до самых глу­бин человеческой души, понять не только социальную сущность личности, но и ее психологию и подсознание, т.е. усилилось антропологическое начало.

В реализме начала XX века переплетались различные тенден­ции, связанные с усвоением писателями традиций Л. Толстого, Ф. Достоевского. В творчество реалистических писателей орга­нично вписывались импрессионистические, экспрессионистские стилевые черты, усиливалась роль жизнеощущений самого пи­сателя в повествовании.

Модернизм явился в определенной мере порождением глубо­кого кризиса в европейской культуре в конце XIX — начале XX в. Кризис характеризовался разочарованием в прежних обществен­ных идеалах, пересмотром моральных ценностей, утратой веры в силу научного познания, вспышкой увлечения мистицизмом и идеалистически-религиозной философией; ощущение отчуж­денности мира от человека, враждебность действительности, неустойчивость и относительность всего выводили к метафизи­ческим, надличностным основам и ценностям, к уходу в субъ­ективный мир личности.

  • литература 20 в и библия
  • все о литературе начала 20 века
  • русская литература первой половины 20 века кратко
  • Русская литература начала 20 столетия.
  • писатели начала 20 века

Л. Н. Толстой. Расцвет реализма

Неодолимую потребность в самоанализе и исповеди Толстой испытывал на протяжении всей жизни. И то, и другое — в его дневниках, которые велись почти ежедневно на протяжении 60 лет, в письмах — полуисповедях-полутрактатах, в программной публицистике 80–90-х гг. Наконец — во всем его художественном творчестве.

Поделитесь на страничке

Лев Толстой в начале XX века: Итоги и перспективы реализма

Лев Толстой в начале XX века:

Итоги и перспективы реализма

Отлучение великого бунтаря Л.Н. Толстого от Церкви постановлением Синодом от 22-24 февраля 1901 года, его 80-летие в 1908 году, уход из Ясной Поляны и смерть в 1910 году были объектом и темой множества философско-реальности – для Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, Вяч. Иванова, строивших свои религиозно-философские концепции, привлекая сочетания Толстого-моралиста, в конечном счете – для В.И. Ленина, убедительно доказаавшего связь толстовских проповедей о непротивлении злу с поведением русского крестьянства в дни революции 1905 года. Но односторонность многих умствований, часто высокоталантливых, как и паломничеств в Ясную Поляну, состояла в одном: шли не к Толстому-художнику, а… к толстовской сохе и рубашке крестьянина.

Вспомните картину И.Е. Репина, изображающую Толстого на пашне бредущим за белой лошадью и сохой по борозде…

Именно в ХХ веке в творчестве Толстого, особенно в эпическом его периоде, была до конца разгадана толстовская тема ухода персонажа из детства, из стихии наивности, чистоты, целостного восприятия мира, и прежде всего дома. Человек ли покидает детство или оно покидает его? Ведь в жизни каждого человека есть состояние такого ухода, расставания, очерствения после встречи с суровейшим веком… И в такие мгновения мы оглядываемся на ту же Наташу Ростову, представленную, как известно, и в детском, и во взрослом, материнском, состояниях, но ни в чем не меняющуюся, сохранившуюся во всей чистоте, не порвавшую с прошлым. В ХХ веке эта светлая фигура стала как бы ближе к читателю, ярче, крупнее.

В поздних произведениях, в особенности в так называемой назидательной прозе, Толстой добился предельной емкости, концентрации формы, сложного взаимодействия деталей и целого, изображения и оценки.

Реализм 20 века в литературе

Реализм как метод возник в русской литературе первой трети XIX века. Основным принципом реализма является принцип жизненной правды, воспроизведение характеров и обстоятельств, объясняемых социально-исторически (типические характеры в типических обстоятельствах).

Писатели-реалисты глубоко, правдиво изображали различные стороны современной им действительности, воссоздавали жизнь в формах самой жизни.

Основу реалистического метода начала XIX века составляют положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм.

К концу XIX века реализм достиг своей вершины в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А.П. Чехов.

Чувство приближающихся социальных сдвигов вызывало такую интенсивность художественной жизни, какой еще не знало русское искусство. Вот что писал Л. Н. Толстой о рубеже веков: «Новый век несет конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другого способа общения. Веком духовного обновления назвал ХХ век М. Горький.

В начале ХХ века продолжили свои искания тайн сущего, тайн человеческого бытия и сознания классики русского реализма Л.Н. Толстой, А. П. Чехов, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.

Эту ревизию начал сам Л. Н. Толстой, в последние годы своей жизни призывавший к усилению дидактического, поучительного, проповеднического начала в литературе.

Спор с традиционным реализмом велся на разных полюсах литературы. Были писатели, которые следовали традиционному направлению, стремясь обновить его. Но были и такие, которые просто отвергали реализм как устаревшее направление.

В этих сложных условиях, в противоборстве полярных методов и направлений, продолжало развиваться творчество писателей, традиционно именуемых реалистами.

Самобытность русской реалистической литературы начала ХХ века заключается не только в значительности содержания, острой социальной тематике, но и в художественных исканиях, совершенстве техники, стилевом разнообразии.

И все-таки главным, решающим в русской литературе начала ХХ века оставалось то, насколько глубоко и верно осмысляла она жизненно важные проблемы, насколько высок был её нравственный идеал.

РЕАЛИЗМ ТОЛСТОГО

Стремлением Толстого к реализму объясняется и то, что Толстой беспристрастно указывает недостатки в характере даже любимых героев. Он не скрывает, например, что Пьер Безухов с головой бросался в безудержный разгул, что Наташа изменила князю Андрею и т. п.

Тот же глубочайший реализм мы видим в приёмах психологического анализа Толстого.

Лев Толстой - один из величайших художников-психологов в мировой литературе.

Как в жизни всё изменяется, развивается, движется вперёд, так и душевная жизнь его героев даётся как сложный процесс, с борьбой противоречивых настроений, с глубокими кризисами, со сменой одних душевных движений другими. Герои его и любят, и страдают, и ищут, и сомневаются, и заблуждаются, и верят. Один и тот же герой у Толстого знает и прекрасные порывы ввысь, и тонкие, нежные и душевные движения, и срывы, и падения в бездну низких, грубых, эгоистических настроений. Он, выражаясь словами Толстого, предстаёт перед нами то как злодей, то как ангел.

Содержание

Введение
1. Биография
1.1 Происхождение
1.2 Детство
1.3 Образование
1.4 Начало литературной деятельности
1.5 Военная карьера
1.6 Путешествия по Европе
1.7 Семья и потомство
1.8 Расцвет творчества
1.9 Другие произведения
2. Религиозные поиски
2.1 Отлучение от церкви
2.2 Последние годы жизни. Смерть и похороны
2.3 Мировое признание. Память
3. Реализм
3.1 Реализм Толстого
3.2 Лев Толстой - один из величайших художников-психологов в мировой литературе.
3.3 Проявление реализма в произведениях Льва Толстого
Заключение

Работа состоит из 1 файл

Реферат Лев толстой.doc

2.1 Отлучение от церкви

В феврале 1901 года Синод окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и о объявлении его находящимся вне церкви. Активную роль в этом сыграл митрополит Антоний (Вадковский). Как значится в камер-фурьерских журналах, 22 февраля Победоносцев был у Николая II в Зимнем дворце и беседовал с ним около часа. Некоторые историки считают, что Победоносцев прибыл к царю прямо из Синода с готовым определением.

Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрёкся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая.

В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного живаго Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мёртвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признаёт загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Всё сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною.

Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2Тим.2:25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.

Синодальное определение вызвало возмущение определённой части общества; в адрес Толстого шли многочисленные письма и телеграммы с выражением сочувствия и поддержки. В то же время, это определение спровоцировало поток писем и от другой части общества — с угрозами и бранью.

2.2 Последние годы жизни. Смерть и похороны

В октябре 1910 года, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну. Своё последнее путешествие он начал на станции Козлова Засека; по дороге заболел воспалением лёгких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 7(20) ноября и умер.

В январе 1913 года было опубликовано письмо графини Софьи Толстой от 22 декабря 1912 года, в котором она подтверждает известия в печати о том, что на могиле её супруга было совершено его отпевание неким священником (она опровергает слухи о том, что он был ненастоящим) в её присутствии. В частности графиня писала: «Заявляю ещё, что Лев Николаевич ни разу перед смертью не выразил желания не быть отпетым, а раньше писал в своём дневнике 1895 г., как бы завещание: „Если можно, то (хоронить) без священников и отпевания. Но если это будет неприятно тем, кто будет хоронить, то пускай хоронят, как обыкновенно, но как можно подешевле и попроще“.

Доклад начальника Петербургского охранного отделения полковника фон Коттена министру внутренних дел Российской империи:

Существует также неофициальная версия смерти Льва Толстого, изложенная в эмиграции И. К. Сурским со слов чиновника русской полиции. Согласно ей, писатель перед смертью хотел примириться с церковью и прибыл для этого в Оптину пустынь. Здесь он ожидал распоряжения Синода, но, плохо себя почувствовав, был увезён приехавшей дочерью и скончался на почтовой станции Астапово.

2.3 Мировое признание. Память

В 1988 году, к 160-летию писателя, в СССР была выпущена тиражом в 4 миллиона экземпляров юбилейная монета номиналом в 1 рубль.

Также были сняты и продолжают снимать множество фильмов на книги Толстого, а также документальные фильмы о жизни самого писателя.

Читайте также: