Алтайская духовная миссия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учреждена в 1828 году указом Святейшего Синода. Первым алтайским миссионером и организатором Духовной миссии стал преподобный Макарий (Глухарев) - ученый архимандрит, один из самых выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю.

Материалы из фондов Миссии свидетельствуют о том, что алтайские миссионеры не только проповедовали Евангелие людям, еще не познавшим Христа, и тысячи язычников привели к истинному Богу, не только устраивали миссионерские станы, открывали храмы и монастыри, но они также создали письменность для народов Алтая и Горной Шории, одарили их первыми книгами на родном языке, устроили школы и библиотеки, лечили своих подопечных, защищали их от самоуправства злых чиновников и нечистых на руку торговцев, обучали ремеслам и огородничеству, знакомили с русской культурой и, благодаря бережному отношению к языку и национальным традициям коренных жителей Алтая и Горной Шории, содействовали становлению их национальной культуры. Первое поколение алтайской и шорской интеллигенции - учителя, врачи, писатели, художники были исключительно воспитанниками миссионерских школ, или детьми алтайцев-миссионеров, или бывшими сотрудниками Алтайской духовной миссии.

Благодаря деятельности Алтайской духовной миссии несколько родственных по языку и обычаям народностей, населявших Горный Алтай, консолидировались, и в XX веке их стали именовать алтайцами. И хотя в истории народов Алтая был небольшой период времени (середина 1920-х - конец 1940-х годов), когда в противовес всему достигнутому Миссией была предпринята попытка переименовать алтайцев в ойротов, а все алтайское — в ойротское, оказалось, что изгладить укоренившиеся культурно-исторические традиции народа в угоду антицерковным поползновениям невозможно.

Перед революциями 1917 года Миссия имела 30 миссионерских станов, более 40 церквей, десятки часовен, 84 школы, при каждой из которых была устроена библиотека. Миссия издавала книги на алтайском языке, имела врачебную службу в лице фельдшеров и оспопрививателей-миссионеров, а главное, обладала богатыми миссионерскими традициями.

Алтайская духовная миссия не была первой по времени учреждения Миссией Русской Православной Церкви в Сибири, не была она и самой большой по многочисленности паствы или по протяженности территории, на которой действовала. Но она была признана лучшей и образцовой среди всех других Миссий, действовавших в пределах Российской империи в XIX - начале XX века, как наиболее приблизившаяся к идеалу православного миссионерства.

Сами алтайские миссионеры успех Миссии видели не в количестве алтайцев, приведенных ко святому Крещению, а в доброй христианской жизни новокрещеных. Священник Макарий Абышкин в своих записках искренне отмечал:

"Замечательно то, что с поступлением на приход пришлось мне не покладая рук работать над разложившимся приходом пока с внешней стороны. Но я знаю одно изречение, которое гласит так: "Все больше можешь принести пользы человечеству, если будешь заботиться не столько о том, чтобы воздвигать крыши храмов и домов, сколько о том, чтобы возвысить душу каждого человека". Это изречение я не забываю, и я буду постоянно иметь его в виду и работать по его указанию".

К 1920 году нарушилось централизованное управление миссией, многие миссионеры продолжали служить в своих храмах как обычные приходские священники.

Но не зря до конца дней своих непрестанно молился за родную Алтайскую Миссию, за исповедников-миссионеров и новокрещенную паству алтайскую в Николо-Угрешском монастыре под Москвой святитель Макарий (Невский), получивший от святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси,

В 1920 году патриарх Тихон даровал пожизненный титул митрополита Алтайского святителю Макарию (Невскому), проживавшему в Николо-Угрешском монастыре под Москвой, "во внимание к 50-летним трудам на Алтае". Митрополит Макарий рукополагал для алтайской паствы священников, благословлял их труды, принимал посланцев из Горного Алтая, давал приют насельникам и насельницам разоренных обителей и со слезами молился с ними, когда они при нем совершали службы на алтайском языке.

В годы гонений на Русскую Православную Церковь репрессиям подверглись и алтайская интеллигенция, и национальная алтайская культура, бережно хранимая миссионерами. Даже буквы алтайского алфавита, созданного на основе кириллицы, было решено заменить латиницей. Однако лучшие алтайские писатели продолжали тайно использовать миссионерский алфавит. В конце 1980-х годов почти одновременно с празднованием 1000-летия Крещения Руси начала возрождаться миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае, восстанавливаются существовавшие ранее приходы и в Горном Алтае, и в Шории.

Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г.

Создание миссии

А. д. м. под руководством прп. Макария

3 авг. 1830 г. миссия оставила Тобольск, в Абалакском мон-ре миссионеры окончательно приготовились к дальнему переезду в Бийск, 23 авг. они достигли Барнаула, где от местного прот. Созонта получили св. миро, богослужебные книги, ризы и др. церковные принадлежности. 28 авг. миссия прибыла в Бийск, а в нач. сентября архим. Макарий отправился в Горный Алтай и прибыл в с. Улала (совр. Горно-Алтайск). По указанию архиеп. Евгения первые алтайские миссионеры с самого начала своей деятельности вели путевые записки (записи за 1831-1833, сделанные о. Макарием и А. Волковым, находятся в РГИА. Ф. 843. Оп. 2. Д. № 1720).

7 сент. 1830 г. прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску, к-рого как первенца миссии назвал Иоанном. Этот день алтайские миссионеры считали днем рождения миссии. Первые полгода архим. Макарий посвятил поездкам по селениям Горного Алтая для ознакомления с местностью, жителями, их наречиями, а также в поисках наиболее удобного пункта для центрального стана миссии. Чтобы быть ближе к кочевым племенам Горного Алтая, архим. Макарий в февр. 1831 г. из Бийска переехал в Сайдыпский казачий форпост; в мае 1831 г. он перебрался в Улалу, но узнав, что местные жители, опасаясь быть крещеными, намереваются откочевать в Кузнецкий округ, сам удалился в близлежащее с. Майму. Из Маймы архим. Макарий начал знакомиться с улалинскими телеутами и представителями др. алтайских племен. Обращая алтайцев в Православие, он устраивал их на оседлое жительство в Майме и др. окрестных селениях. В Майме миссионеры начали учить алтайских детей грамоте и оказывать местному населению медицинскую помощь. Благодаря своему труду, исполненному любви и сострадания к бедным, о. Макарий вскоре завоевал доверие улалинцев, и бо́льшая их часть к 1834 г. приняла Крещение. Тогда архим. Макарий переселился в Улалу, и это селение стало центральным станом А. д. м.; к 1836 г. крестились все улалинцы. Имея 2 антиминса для походных церквей (один для ц. Всемилостивого Спаса, др.- для ц. в честь иконы Божией Матери Одигитрии), о. Макарий служил попеременно в Улале и Майме.

До прибытия прп. Макария от приходских священников ближайших рус. поселений за 70 лет приняли Крещение ок. 300 коренных жителей Горного Алтая, однако большинство из них не были утверждены в вере. (По ревизии 1857 г. в Бийском и Кузнецком округах насчитывалось 39 тыс. коренных жителей Горного Алтая и Горной Шории.) К началу деятельности миссионеров абсолютное большинство алтайцев и шорцев были язычниками-шаманистами, они почитали духов гор, лесов и рек и во всех своих нуждах обращались к камам (шаманам).

АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ, основана в 1830 выдающимся миссионером Макарием (Глухаревым) .

Благодаря его деятельности она получила наиболь­шую известность среди духовных миссий РПЦ, действовав­ших на территории России в XIX — начале XX в. С середины XVIII в. миссионерская деятельность среди коренного населения Сибири стала сокращаться. В 1828 в Свят. Синоде созрело решение учредить миссии в тех пределах, где проживает коренное нерусское население. Указом Свят. Синода от 24 декабря 1828 архиепископу Тобольскому и Сибирскому Евгению (Ка­занцеву) предписывалось восстановить в Сибири долж­ность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799. В 1829 архимандрит Макарий Глухарев прибыл в Тобольск в распоряжение архиепископа Евгения и на протяжении 10 месяцев занимался подготовкой помощников, оформле­нием необходимых документов и выбором места свое­го миссионерского служения. В помощники себе он избрал 2 семинаристов.

Архимандрит Макарий составил правила, определявшие взаимные отношения миссионеров, в основе которых ле­жали традиции иноческого общежития и старчества, признание начальника миссии наставником в духовной жизни. При выборе места миссионерского служения архиепископ Евгений обратил внимание отца Макария на Бийский округ Томской губернии, где кочевали калмыки. Архимандрит Макарий согласился начать там миссионерскую деятельность. До учреж­дения Томской епархии (1834) Бийский и Кузнецкий округ Томской губернии, на которые распространялась деятельность Алтайской духовной миссии, входили в состав Тобольской епархии. С 1834 Алтайская духовная миссия перешла под управление Томских архиереев.

3 августа 1830 миссия оставила Тобольск и в начале сентября прибыла в село Улала (ныне — Горно-Алтайск). 7 сентября 1830 Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску. Этот день алтайские миссионеры считали днем рож­дения Алтайской духовной миссии. К 1834 большая часть улалинцев приняла крещение. Село Улала стало центральным станом Алтайской духовной миссии.

В начале деятельности миссии отец Макарий остался один с 70-летним старцем Петром Лисицыным. Через несколько лет у прп. Макария появились новые сподвижники: иеромонахи Анастасий и Парфений, священники Алексий Ионин, Алексий Глухарев (брат отца Макария), Василий Весский, Стефан Ландышев, воспитанники духовных училищ М. Негрицкий и Т. Экзерцев, студент ветери­нарного отделения Московской медико-хирургической акаде­мии А. Левицкий (впоследствии игумен Акакий), дьячок П. Тарбаев, отставной солдат А. Орлов, крестьянин Ф. Гилев, П. Ландышева (мачеха о. Стефана Ландышева) и София де Вальмон. Кроме обучения основам веры, они учили и лечили новокрещеных алтайцев и их детей, приобщали их к огородничеству, пекли хлеб, помогали хозяйственному обустройству.

За 13 лет и 8 месяцев руководства миссией прп. Макарием крещены 675 взрослых алтайцев и более 700 детей.

Заложив основание миссионерского дела на Алтае, архимандрит Макарий из-за болезни по собственному прошению уволился за штат и в 1844 выехал из Улалы. Преемником прп. Макария в руководстве Алтайской духовной миссии стал его ближайший помощ­ник — протоиерей Стефан Ландышев (1844—65). При нем за­метно увеличился штат миссии. В 1858 в ней трудилось уже 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика. За 21 год управления миссией протоиерей Стефаном св. крещение приняли более 2,9 тыс. человек, открыты 2 новых миссио­нерских стана, в 6 алтайских поселениях устроены церкви и мо­литвенные дома, в Мыютинском, Макарьевском, Черно-Ануйском, Кузедеевском, Урсульском, Чемальском и Кебезенском станах открыты миссионерские школы. Протоиерей Стефан положил начало устроению на Алтае миссионерских монастырей. В 1863 учреждена Улалинская женская об­щина новокрещеных, обращенная в 1881 в Улалинский Николаевский женский монастырь . В 1864 в селе Чулышман ос­нован Благовещенский монастырь. Позднее при обоих мо­настырях и при Чемальской женской общине (учрежденной в 1911) созданы приюты для детей-сирот. В 1863 протоиерей Стефан получил разрешение готовить новокрещеных для церковнослужения, т. е. для алтайцев и шорцев стало возможным вступление в духовное сословие. К 1865 была переведена и напечатана на алтайском языке Литур­гия свт. Иоанна Златоуста; Синод разрешил совершать богослужение на алтайском языке.

Летом 1917 распоряжением Временного правительства школы и школьной библиотеки на волне революционных преобразований были отоб­раны у миссии и переданы в ведение Министерства народного просвещения. После этого большинство школ прекрати­ло свое существование. С установлением в 1920 на Ал­тае советской власти централизованное управление Алтайской духовной миссии оказалось нарушено. В 1920—30-х гг. все миссионерские станы, монас­тыри, часовни и другие учреждения миссии закрыли.

Возрождение миссионерской деятельности среди алтайцев и шорцев началось в конце 1980-х гг. — в период празд­нования 1000-летия Крещения Руси. Один за другим стали возрождаться православные приходы в тех городах и поселках, где ранее находились центры отделений или ста­ны Алтайской духовной миссии. В конце 2005 в Горно-Алтайском благочинни­ческом округ Барнаульской епархии (образован в 1994) открыты 26 приходов (включая 4 приписных), в 13 из которых имеются миссионерские станы. В благочинническом округе служат 14 священнослужителей. Центр благочиния — Горно-Алтайск, где находится первый возрожденный в 1988 в Горном Алтае православный приход, бывший единственным до уч­реждения Барнаульской епархии. Настоятелем храма в честь Преображения Господня (освящен 18 августа 1991) является протоиерей Ростислав Киращук. В Республике Алтай — 17 храмов, из них 10 действующих и 7 строящихся или восстанавливающихся.

Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г.

Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г.

Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г.

Создание миссии

А. д. м. под руководством прп. Макария

3 авг. 1830 г. миссия оставила Тобольск, в Абалакском мон-ре миссионеры окончательно приготовились к дальнему переезду в Бийск, 23 авг. они достигли Барнаула, где от местного прот. Созонта получили св. миро, богослужебные книги, ризы и др. церковные принадлежности. 28 авг. миссия прибыла в Бийск, а в нач. сентября архим. Макарий отправился в Горный Алтай и прибыл в с. Улала (совр. Горно-Алтайск). По указанию архиеп. Евгения первые алтайские миссионеры с самого начала своей деятельности вели путевые записки (записи за 1831-1833, сделанные о. Макарием и А. Волковым, находятся в РГИА. Ф. 843. Оп. 2. Д. № 1720).

7 сент. 1830 г. прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску, к-рого как первенца миссии назвал Иоанном. Этот день алтайские миссионеры считали днем рождения миссии. Первые полгода архим. Макарий посвятил поездкам по селениям Горного Алтая для ознакомления с местностью, жителями, их наречиями, а также в поисках наиболее удобного пункта для центрального стана миссии. Чтобы быть ближе к кочевым племенам Горного Алтая, архим. Макарий в февр. 1831 г. из Бийска переехал в Сайдыпский казачий форпост; в мае 1831 г. он перебрался в Улалу, но узнав, что местные жители, опасаясь быть крещеными, намереваются откочевать в Кузнецкий округ, сам удалился в близлежащее с. Майму. Из Маймы архим. Макарий начал знакомиться с улалинскими телеутами и представителями др. алтайских племен. Обращая алтайцев в Православие, он устраивал их на оседлое жительство в Майме и др. окрестных селениях. В Майме миссионеры начали учить алтайских детей грамоте и оказывать местному населению медицинскую помощь. Благодаря своему труду, исполненному любви и сострадания к бедным, о. Макарий вскоре завоевал доверие улалинцев, и бо́льшая их часть к 1834 г. приняла Крещение. Тогда архим. Макарий переселился в Улалу, и это селение стало центральным станом А. д. м.; к 1836 г. крестились все улалинцы. Имея 2 антиминса для походных церквей (один для ц. Всемилостивого Спаса, др.- для ц. в честь иконы Божией Матери Одигитрии), о. Макарий служил попеременно в Улале и Майме.

До прибытия прп. Макария от приходских священников ближайших рус. поселений за 70 лет приняли Крещение ок. 300 коренных жителей Горного Алтая, однако большинство из них не были утверждены в вере. (По ревизии 1857 г. в Бийском и Кузнецком округах насчитывалось 39 тыс. коренных жителей Горного Алтая и Горной Шории.) К началу деятельности миссионеров абсолютное большинство алтайцев и шорцев были язычниками-шаманистами, они почитали духов гор, лесов и рек и во всех своих нуждах обращались к камам (шаманам).

Автограф архим. Макария (Глухарёва) на рукописи ""Алфавита Библии"" (Л.5 об.)

Автограф архим. Макария (Глухарёва) на рукописи ""Алфавита Библии"" (Л.5 об.)

Автограф архим. Макария (Глухарёва) на рукописи ""Алфавита Библии"" (Л.5 об.)

А. д. м. в сер. XIX-XX в.

Преемником прп. Макария в руководстве А. д. м. стал его ближайший помощник - прот. Стефан Ландышев (1844-1865), назначенный Синодом по рекомендации свт. Филарета, к-рый предпочел его более образованным, но не испытанным в миссионерском деле кандидатам. При о. Стефане заметно увеличился штат миссии. В 1858 г. в ней трудилось уже 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика. Публикации об А. д. м. в центральных церковных периодических изданиях стали привлекать благотворителей, без помощи к-рых невозможно было удовлетворить даже самые необходимые нужды новокрещеных. За 21 год управления миссией прот. Стефаном св. Крещение приняли ок. 3150 чел., были открыты 2 новых миссионерских стана, в 6 алтайских поселениях были устроены церкви и молитвенные дома, в Мыютинском, Макарьевском, Черноануйском, Кузедеевском, Урсульском, Чемальском и Кебезенском станах А. д. м. открыты миссионерские школы. Трудами о. Стефана было положено начало устроению на Алтае миссионерских мон-рей. В 1863 г. учреждена Улалинская жен. община новокрещеных, обращенная в 1881 г. в Улалинский во имя свт. Николая жен. мон-рь, 15 февр. 1864 г. в с. Чулышман на Телецком оз. была учреждена община, в 1879 г. преобразованная в Чулышманский в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рь. Позднее при обоих мон-рях и при Чемальской жен. общине (учреждена в 1911) были созданы приюты для детей-сирот. В 1863 г. прот. Стефан получил разрешение готовить новокрещеных для церковнослужения, и т. о. для алтайцев и шорцев открылась возможность вступления в духовное сословие. К 1865 г. была переведена и напечатана на алтайском языке Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста, было получено разрешение Синода совершать богослужение на алтайском языке.

Архим. Владимир (Петров). Кон. 70-х гг. XIX в.

Архим. Владимир (Петров). Кон. 70-х гг. XIX в.

Архим. Владимир (Петров). Кон. 70-х гг. XIX в.

Стихиры Пасхи (""Пасха священная"") на алтайском языке в цифровой нотации (Стихиры святой Пасхи. Томск, 1900. С. 2)

Стихиры Пасхи (""Пасха священная"") на алтайском языке в цифровой нотации (Стихиры святой Пасхи. Томск, 1900. С. 2)

Стихиры Пасхи (""Пасха священная"") на алтайском языке в цифровой нотации (Стихиры святой Пасхи. Томск, 1900. С. 2)

Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1880 г. 1. Еп. Владимир (Петров), 2. Прот. Стефан (Ландышев), 3. Игум. Макарий (Парвицкий), 4. Прот. Василий Вербицкий, 5. Иером. Иннокентий (Солодчин), впосл. епископ), 6. Иером. Антоний, 7. Иером. Дометиан, 8) св

Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1880 г. 1. Еп. Владимир (Петров), 2. Прот. Стефан (Ландышев), 3. Игум. Макарий (Парвицкий), 4. Прот. Василий Вербицкий, 5. Иером. Иннокентий (Солодчин), впосл. епископ), 6. Иером. Антоний, 7. Иером. Дометиан, 8) св

Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1880 г. 1. Еп. Владимир (Петров), 2. Прот. Стефан (Ландышев), 3. Игум. Макарий (Парвицкий), 4. Прот. Василий Вербицкий, 5. Иером. Иннокентий (Солодчин), впосл. епископ), 6. Иером. Антоний, 7. Иером. Дометиан, 8) св

Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1909 г. 1-й ряд снизу: свящ. Павел (Лизунов), свящ. И. Штыгашев, свящ. С. Тупикин, свящ. М. Обышкин, свящ, С. Никифоров; 2 ряд: свящ. Г. Оттыгашев, прот. С. Ивановский, нач. миссии еп. Иннокентий, прот. П. Бенеди

Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1909 г. 1-й ряд снизу: свящ. Павел (Лизунов), свящ. И. Штыгашев, свящ. С. Тупикин, свящ. М. Обышкин, свящ, С. Никифоров; 2 ряд: свящ. Г. Оттыгашев, прот. С. Ивановский, нач. миссии еп. Иннокентий, прот. П. Бенеди

Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1909 г. 1-й ряд снизу: свящ. Павел (Лизунов), свящ. И. Штыгашев, свящ. С. Тупикин, свящ. М. Обышкин, свящ, С. Никифоров; 2 ряд: свящ. Г. Оттыгашев, прот. С. Ивановский, нач. миссии еп. Иннокентий, прот. П. Бенеди

Он поступил в А. д. м. в 1855 г. по окончании Тобольской ДС, трудился в миссии 36 лет и прошел все ступени миссионерского служения от катехизатора и учителя миссионерской школы до начальника миссии. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры свт. Макарий не оставлял попечения о миссии и был ее духовным руководителем. Еп. Макарию принадлежит особая заслуга в создании большого числа миссионерских школ и в деле издания книг на алтайском языке. В 1883 г. в Бийске было открыто миссионерское катехизаторское уч-ще, в 1890 г. по ходатайству еп. Енисейского Тихона (Донебина) учащим и учащимся уч-ща были дарованы права учащих и учащихся духовных уч-щ. 21 сент. 1884 г. было создано Бийское противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского. При поддержке Православного миссионерского об-ва А. д. м. окрепла и в материальном отношении. В 1890 г. на содержание Алтайской и Киргизской миссий поступило от Православного миссионерского об-ва и различных жертвователей 38906 р. 24 к. ассигнациями и 2515 р. 20 к. процентными билетами. Всего же капитал А. д. м. в 1890 г. составил 42224 р. 22 к. ассигнациями и 27421 р. 20 к. процентными билетами. Из этих сумм на жалованье и пенсионное пособие членам и сиротам А. д. м. было истрачено 14159 р. 86 к., на содержание Бийского катехизаторского уч-ща и школ миссии - 9290 р. 15 к., на новокрещеных - 2453 р. 54 к., на церкви и станы миссии - 2609 р. 72 к. и проч.

22 авг. 1920 г. свт. Макарию по предложению Святейшего Патриарха Тихона пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского. После свт. Макария А. д. м. руководили Бийские епископы Владимир (Сеньковский; 1891-1893), Мефодий (Герасимов; 1894-1898), Сергий (Петров; 1899-1901), Макарий (Павлов; 1901-1905), Иннокентий (Соколов; 1905-1924). В это время трудились выдающиеся миссионеры-подвижники протоиереи Арсений Ивановский, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др. С 1904 г. А. д. м. вынуждена была противостоять распространению бурханизма - алтайской формы ламаизма, претендовавшего на роль национальной религии алтайцев.

Летом 1917 г. распоряжением Временного правительства (см. Февральская революция 1917 г.) школы и школьные б-ки были отобраны у миссии, после этого большинство школ прекратило свое существование, т. к. новая власть не смогла обеспечить их содержание. С установлением в 1920 г. на Алтае советской власти (см. Октябрьская революция 1917 г.) централизованное управление А. д. м. было нарушено, в 20-30-х гг. XX в. все миссионерские станы, мон-ри, часовни и др. учреждения были закрыты.

Арх: Центр хранения архивного фонда Алтайского края (г. Барнаул). Ф. 164. Оп. 1; Оп. 2; ГА Томской обл. Ф. 183, 184; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. № 1720; Оп. 4. Д. № 381.

Пер.: Пророческие книги Ветхого Завета / Опыт переложения на рус. яз. алтайского миссионера архим. Макария (Глухарева). М., 1863; Беседы готовящемуся к святому Крещению: Об истинном Боге и истинной вере. СПб., 1865 (на алт. и рус. яз.); Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1865 (на алт. яз.); Чевалков М., свящ. Поучительные статьи в стихах и прозе на алтайском языке. Каз., 1881. Вып. 2; Жития святых, на алт. яз. Каз., 1882-1884. 4 вып.; Иннокентий (Вениаминов), митр. Указание пути в Царствие Небесное: Катихизическое поучение. Каз., 1884 (на шорском яз.); Макарий (Невский), еп. Беседы к язычникам. Томск, 1885 (на алт. и рус. яз.); он же. Беседы об истинном Боге и истинной вере на наречии обских остяков. Томск, б. г.; Требник. Бийск, 1890 (на алт. яз.); Часослов. Томск, 1895 (на алт. яз.); Деяния святых апостолов. Томск, 1900 (на алт. яз.); Первая Лепта: В нотном издании. Томск, 1901; Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, на алт. яз. Томск, 1910.

Учеб. пособия: Букварь для обучения детей крещеных алтайских инородцев церковному и гражданскому чтению. СПб., 1868; Грамматика алтайского языка / Сост. членами Алтайской миссии. Каз., 1869; Алтайский букварь. Каз., 1882; Вербицкий В., прот. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Каз., 1884; Шорский букварь: Для инородцев восточной половины Кузнецкого округа. Каз., 1885; Грамматика киргизского языка: Фонетика, этимология и синтаксис. Оренбург, 1897; Букварь для детей крещеных киргизов. Томск, 1897.

Лит: Штыгашев И. М. Записки о путешествии алтайца в Киев, Москву и ее окрестности (с 11 августа по 6 сентября 1884 года). М., 1884; Вербицкий В. И., прот. Очерк деятельности Алтайской духовной миссии по случаю ее юбилея (1830-1880 гг.) // Памятная книжка Томской губернии 1885 года. Томск, 1885. С. 142-221; он же. Алтайские инородцы: Сб. этногр. статей и исслед. М., 1893; Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. М., 1894; Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая. Х., 1909, 1997р; она же. На служении Алтаю. Х., 1914; Пивоваров Б., прот. Издательская деятельность Алтайской духовной миссии // Книга в автономных республиках, областях и округах Сибири и Дальнего Востока. Новосиб., 1990. С. 41-61; Ершов В. В., Кимеев В. М. Тропою миссионеров: Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. Кемерово, 1995; Из духовного наследия алтайских миссионеров. Новосиб., 1998; Кацюба Д. В. Алтайская духовная миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998; Свет Христов просвещает всех!: Сб. / Сост., вступ. ст. и примеч. прот. Б. Пивоварова. Новосиб., 2000.

Прот. Борис Пивоваров

Читайте также: