Феномен советской культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

В постановлениях ЦК партии “О журнале “Под знаменем марксиз­ма” и “О работе Комакадемии” (1931 г.) были намечены задачи и ос­новные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строи­тельства. В постановлениях был сформулирован тезис об “обострении классовой борьбы на теоретическом фронте”. Вслед за тем начались поиски “классовых врагов” на “историческом фронте”, на музыкальном и литературных “фронтах”. В “контрреволюционном вредительстве” были обвинены историки Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Революционной идее прогрессивного общественного, промышленного, технического развития удалось сцементировать общество. Преследовалась цель соединить ценности пролетариата, которые воплощал большевизм, с ценностями гуманистической мировой культурной традиции, с идеалами социальной справедливости, духовного, социального, материального и экономического прогресса. Вместе с тем идеология большевизма была по своей сути идеологией модернизма, новаторства, индустриализма, и в этом – корень неприятия ею традиционной культуры.




Однако в рамках самой культуры, со всех сторон теснимой политикой, зажатой в тиски тоталитарно-государственного давления и контроля, вырабатывались свои механизмы выживания в невыносимых условиях, способные противостоять авторитарности. Так, в недрах авторитарного режима вырастали грандиозные явления русской культуры ХХ в. такие, как М.Булгаков и Н.Вавилов, А.Платонов и Дм. Шостакович, М.Бахтин и Б.Пастернак, П.Капица и А.Сахаров. В муках и с риском рождались настоящие литература и искусство, билась научная мысль, миллионы людей тянулись к подлинной культуре. Обществу все-таки не только удалось сохранить интеллектуальный потенциал, но и приумножить его, хотя, разумеется, это произошло вопреки сложившейся административно-командной системе в культуре, а не благодаря ей.

Революционной идее прогрессивного общественного, промышленного, технического развития удалось сцементировать общество. Преследовалась цель соединить ценности пролетариата, которые воплощал большевизм, с ценностями гуманистической мировой культурной традиции, с идеалами социальной справедливости, духовного, социального, материального и экономического прогресса. Вместе с тем идеология большевизма была по своей сути идеологией модернизма, новаторства, индустриализма, и в этом – корень неприятия ею традиционной культуры.

Однако в рамках самой культуры, со всех сторон теснимой политикой, зажатой в тиски тоталитарно-государственного давления и контроля, вырабатывались свои механизмы выживания в невыносимых условиях, способные противостоять авторитарности. Так, в недрах авторитарного режима вырастали грандиозные явления русской культуры ХХ в. такие, как М.Булгаков и Н.Вавилов, А.Платонов и Дм. Шостакович, М.Бахтин и Б.Пастернак, П.Капица и А.Сахаров. В муках и с риском рождались настоящие литература и искусство, билась научная мысль, миллионы людей тянулись к подлинной культуре. Обществу все-таки не только удалось сохранить интеллектуальный потенциал, но и приумножить его, хотя, разумеется, это произошло вопреки сложившейся административно-командной системе в культуре, а не благодаря ей.

Советский период в истории России продолжался 74 года (с октября 1917 г. по август 1991 г.) и за это время сложился феномен советской культуры. Советская культура — это сложное и противоречивое явление, объединяющее, с одной стороны, тоталитарную мифологию, догматическую идеологию, подавление инакомыслия, примитизированное искусство, а с другой — несомненные культурные достижения мирового значения.

Однако главный свой удар большевики нацелили против религии и православной церкви. Уже в декабре 1917 г. православная церковь лишается своих землевладений и значительной части собственности. В январе 1918 г. правительство издает декрет, в соответствии с которым церковь отделяется от государства, а школа от церкви. Школьное образование становится секуляризованным. Против многих священников, проявивших свою нелояльность к новой власти, применяются репрессивные меры. В частности, в мае 1922 г. был арестован патриарх Тихон. В 1923 г. его выпускают из тюрьмы и через месяц, при весьма странных обстоятельствах, он умирает.

По отношению к другим областям духовной культуры Советская власть проявляет гораздо большую терпимость и заинтересованность. Здесь она руководствуется известными ленинскими положениями, согласно которым все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть доступными народу. Поэтому уже в 1917 г. были национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи, а также создано 250 новых музеев.

В развитии советской культуры начинается новый этап, не менее трудный и сложный. Наиболее важными событиями и факторами второго этапа стали насильственная коллективизация, индустриализация сталинские репрессии 1930—40-х годов, Великая Отечественная война, а также культ личности Сталина, оказавший огромное влияние на все области жизни. Именно в таких условиях происходили культурные преобразования, которые по своему масштабу, глубине и значимости были определены как культурная революция.

1. Прочитайте на память, полностью хотя бы одно стихотворение Пушкина.

2. Назовите и охарактеризуйте пять пьес Шекспира.

3. Перечислите хотя бы четыре реки в Африке.

4. Назовите любимого композитора и его три крупных произведения.

5. Назовите пять марок советских автомобилей.

6. Переведите простую дробь 3/8 в десятичную.

7. Назовите три самых крупных спортивных состязания в прошедшем сезоне и их результаты.

8. Расскажите о трех картинах, больше всего вам понравившихся из выставленных художниками за последний сезон.

10. Расскажите подробно, почему стало возможным стахановское движение в нашей стране.

Наиболее благоприятным второй период оказался для развития науки и образования. Одним из важных достижений 1930-х гг. была ликвидация неграмотности. В 1939 г. грамотность среди взрослых поднялась до 90 %. Резко возросло количество выпускников вузов. Перед войной общее число специалистов с высшим образованием перевалило за миллион. Не менее впечатляющим был прогресс науки. К концу 1930-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов. Количество научных работников приблизилось к 100 тысячам. Многие советские ученые — И. П. Павлов, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, С. В. Лебедев, Н. Д. Зелинский, В. И. Вернадский, Н. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе и др. — получили мировое признание. После Отечественной войны развитие науки и образования еще более ускорились. Важным достижением стало введение всеобщего обязательного семилетнего образования и к середине 1950-х гг. в СССР обучалось примерно 40 млн человек. В стране насчитывалось около 900 вузов, а общее число студентов составило около 1,5 млн. Вдвое увеличилось число научных работников. Советская наука по многим направлениям достигла мирового уровня.

Отмеченные достижения касались, главным образом, естественных и технических наук. Что касается общественных и гуманитарных наук, то там процветал догматизм. Успехи науки омрачались репрессиями против ученых. Их испытали президент Академии наук Н. И. Вавилов, ученые-экономисты А. Чаянов, Н. Кондратьев и многие другие. Они коснулись руководства партии и ее рядовых членов, военного руководства и офицерского корпуса, крестьянства и интеллигенции. Для их обоснования И. Сталин выдвинул иррациональный тезис об усилении классовой борьбы по мере приближения к победе социализма, противоречивший всякой логике и реальному положению вещей.

В годы войны литература и искусство переживают патриотический подъем. Военная тема'нашла отражение в произведениях многих писателей и поэтов — А. Ахматовой, О. Берггольц, А. Твардовского, А. Сурикова, Н. Тихонова, М. Шолохова, К. Симонова, М. Исаковского, Б. Полевого, А. Фадеева. Высокими достижениями отмечено развитие музыки. Этим она была обязана, прежде всего, С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу, А. Хачатуряну, Т. Хренникову, Г. Свиридову. Д. Шостакович свою Седьмую симфонию посвятил героическим защитникам Ленинграда. Широкую популярность имели песни композиторов А. Александрова, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, А. Новикова, И. Дунаевского, Б. Мокроусова, М. Фрадкина.

A. Гинзбурга, представивший читателям произведения

B. Шаламова, Б. Окуджавы, В. Некрасова, Б. Ахмадули-ной, Е. Гинзбург и др. В стране зарождалось диссидентское движение. Власти не могли допустить свободомыслия, выпустить литераторов из-под идеологического контроля. В назидание другим А. Гинзбург был арестован. Исключение

Социально-экономические проблемы и трудности, рост бездуховности, симптомы нравственной болезни, утрата смысла жизни, трагизм бытия — все это находит яркое выражение в творчестве В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, А. Вампилова, В. Розова, А. Володина, А. Битова, Ч. Айтматова и др. В обществе развивается движение диссидентства (инакомыслия), многие участники которого открыто заявляют о своей оппозиции существующему общественному строю.

Вместе с тем, для подавляющего большинства советских людей перестройка не улучшила, а еще больше ухудшила условия жизни. Многие советские люди уже не связывали свои надежды с социализмом и стали обращать свой взор на Запад.

Происходящие в стране процессы вышли из-под контроля властей. Форсированная демократизация привела к фактическому безвластию на всех уровнях. В августе 1991 г. предпринятая ГКЧП попытка силовыми методами сохранить существующее положение потерпела провал, после чего наступила развязка. 8 декабря по Беловежским соглашениям СССР прекратил свое существование, а вместе с ним — и социализм.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

/. В чем заключается самобытность русской культуры? 2. Каких вы знаете главных богов языческого периода древнерусской культуры? 3. В чем заключаются достижения культуры Киевской Руси? 4. Какое влияние на формирование русского культурного архетипа оказало православие? 5. В чем заключается специфика культуры периода золото-ордынского ига? 6. Каковы особенности культуры московской субцивилизации? 7. В чем своеобразие культуры Русского централизованного государства XVI — XVII вв.?

8. Чем объясняется подъем культуры в эпоху Петра I ?

9. В чем своеобразие культурной эпохи Екатерины II ?

10. Как можно охарактеризовать *золотой век* русской культуры? 11. Чем характеризуется «серебряный век* русской культуры? 12. В чем заключается феномен советской культуры?

ГЛАВА 17. БЕЛОРУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:
Плодотворно работали в советское время в области исследования культуры такие философы, как М. М. Бахтин, Л. С. Вы готский, С. С. Аверинцев, В. В. Иванов, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко и Н. 3. Чавчавадзе.
Занимаясь поисками смысла диалога субъектов культуры через предметные образы символов и знаковые системы различных культур. Бахтин подчеркивал, что наиболее полно смысл передается в процессе художественного творчества, через формы эстетической деятельности.
На сегодняшний день позиции советской культуры все еще очень сильны, интерес общества к нейогромен, именно за счет этого и предлагается построить работу Центра Советского Культурного Наследия, во-первых бесперебойной и само поддерживающейся, а во-вторых, что не мало важно в условиях современных реалий, окупающейся и экономически целесообразной. Для создания подобного Центра требуется, в большей степени, не материальный, а информационный ресурс. Его создание целесообразно под покровительством авторитетной организации, которая смогла бы на первых порах, обеспечить защиту и прикрытие Центра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

•1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности. •2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг. •3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. •4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг. •5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг. •6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг. •7. Музыка 1950-1980-х гг. •8. Кино 1950-1980-х гг. •9. Культура современной (постсоветской) России (1980-е – нач. 2000-х гг.)

Культура СССР (1922 - 2000-е гг.) Подготовила Устинова екатерина

Культура СССР (1922 - 2000-е гг.)

Подготовила Устинова екатерина

План: 1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности. 2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг. 3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. 4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг. 5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг. 6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг. 7. Музыка 1950-1980-х гг. 8. Кино 1950-1980-х гг. 9. Культура современной (постсоветской) России (1980-е – нач. 2000-х гг.)

1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности.

1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности.

1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности.

2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

  • 1920-1940-е годы - один из самых драматических периодов в истории русской литературы.
  • С одной стороны, народ, воодушевленный идеей построения нового мира, совершает трудовые подвиги. Вся страна встает на защиту от немецко-фашистских захватчиков. Победа в Великой Отечественной войне внушает оптимизм и надежду на лучшую жизнь. Эти процессы находят отражение в литературе.
  • С другой стороны, именно во второй половине 20-х и до 50-х годов отечественная литература испытывала мощное идеологическое давление, несла ощутимые и невосполнимые потери.

2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

  • Творчество Марка Шагала (1887–1985), охватывающее почти все XX столетие, стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи.
  • В. Е. Татлин (1885–1953) – художник русского авангарда, родоначальник конструктивизма.

3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг. В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство. В первой половине 1920-х гг., когда строительство было ограничено, широко разрабатывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектурный стиль, основывающийся на так называемом конструктивизме. Стал возрождаться неоклассицизм.

3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

  • В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство.
  • В первой половине 1920-х гг., когда строительство было ограничено, широко разрабатывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектурный стиль, основывающийся на так называемом конструктивизме. Стал возрождаться неоклассицизм.

3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг. К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули в противовес эстетике балетного академизма принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих. Русская балетная школа начала XX в. дала миру плеяду блестящих артистов - А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинскою и др.

4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

  • К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули в противовес эстетике балетного академизма принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих. Русская балетная школа начала XX в. дала миру плеяду блестящих артистов - А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинскою и др.

4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

Характерной чертой отечественной музыкальной культуры стала ее массовость. Перед многотысячными аудиториями выступали духовые оркестры с маршами, хоры с революционными песнями, симфонические оркестры с музыкой Бетховена, Вагнера, Скрябина. Тогда же устраивались массовые театрализованные действа. В них принимали участие тысячи людей – рабочие, солдаты, матросы.

Сюжеты этих действ имели революционную тематику, например "Взятие Зимнего". Они сопровождались музыкой, пением революционных песен. Популярной была политическая сатира эстрадных концертов под названием "Синяя блуза". Массовый характер таких представлений нашел отражение во Второй и Третьей симфониях Шостаковича, в кинофильме режиссера Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". Много лет спустя это влияние определит стиль и характер "Патетической оратории« Свиридова, созданной на стихи Маяковского.

Музыкальное творчество в первые годы после революции представляло собой сложное и нередко причудливое переплетение самых различных течений, направлений. Велись споры о "высоком" искусстве и музыке быта, о путях к массовому слушателю, о способах отражения новой действительности, о революционности, о новаторстве и об отношении к классическому наследию. На защиту старого и поддержку нового была направлена деятельность Анатолия Васильевича Луначарского. Луначарский вел активную музыкально-публицистическую деятельность, участвовал в различных дискуссиях. Он часто выступал в концертах с разъяснениями, поскольку массовая аудитория не была подготовлена к восприятию серьезной музыки. Вообще форма концертов-лекций получила в 1920-е годы большое распространение. Так, в Ленинградской филармонии яркие и захватывающие речи о музыке произносил И. И. Соллертинский, человек редкой эрудиции, знавший 25 языков и 100 диалектов, державший в памяти сотни книг и музыкальных партитур. Луначарский участвовал в организации филармонии, содействовал созданию симфонических и камерных коллективов, Государственной коллекции музыкальных инструментов, способствовал развитию международных музыкальных связей. На гастроли в нашу страну приезжали крупнейшие зарубежные музыканты – композиторы Бела Барток, Аль-бан Берг, Альфредо Казелла, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Пауль Хиндемит, дирижеры Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Оскар Фрид, пианисты Артур Шнабель, Эгон Петри, гитарист Андрее Сеговия и другие.

5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг.

5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг.

5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг.

5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг.

6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг.

6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг.

Белорусский государственный академический театр им. Я.Купалы

6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг.

6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг.

Мать партизана. С.В. Герасимов. 1943

Портрет академика И.А. Орбели.

6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг.

6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг.

6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг.

6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг.

7. Музыка 1950-1980-х гг.

7. Музыка 1950-1980-х гг.

8. Кино 1950-1980-х гг.

экранного произведения, разворачивая в фильме мощное симво- лико-метафорическое пространство. Все это потребовало корректировки кинематографического языка в первую очередь за счет значительного удлинения монтажных кадров (приоритет внутрикадрового монтажа). В звуковой партитуре начинают преобладать шумы живой реальности, порой оттесняя на второй план диалоги и музыку. Важное место в художественной ткани фильма приобретает цвет, наделенный драматургической и символической функцией.

9. Культура современной (постсоветской) России (1980-е – нач. 2000-х гг.)

9. Культура современной (постсоветской) России (1980-е – нач. 2000-х гг.)

Читайте также: