Священник значение слова кратко

Обновлено: 02.07.2024

СВЯЩЕННИК, -а, м. Служитель церкви, исполняющий церковные службы и требы (в православии: иерей; в других христианских религиях: ксендз, кюре, пастор, патер). || прил. священнический, -ая, -ое. С. сан. Священническое облачение.

В словаре Ефремовой

  1. Служитель культа православной церкви, по сану средниймежду дьяконом и епископом; иерей.
  2. Любой служитель культа.

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

иерей, поп, отец, пастырь, пресвитер, батюшка, служитель алтаря, духовенство; пастор, духовный пастырь, лама, духовное лицо, протопоп, плебан, каплан, служитель божий, раввин, патер, пробст, протоиерей, пробощ, аббат, пенитенциарий, иеромонах, ахун, газзан, протопресвитер, декан, духовник, миссионер, кюре, имам, капеллан, ксендз, игумен, николаит, гахам, священнослужитель, шамаш, хатын, суперинтендент, исповедник, мулла, муэдзин, законоучитель

В словаре Энциклопедии

В словаре Синонимов 2

сущпоп, батюшка, иерей, пресвитер

В словаре Синонимов 3

В словаре Синонимы 4

аббат, ахун, батюшка, газзан, гахам, декан, духовник, законоучитель, игумен, иерей, иеромонах, имам, исповедник, капеллан, каплан, ксендз, кюре, лама, мулла, муэдзин, николаит, отец, пастор, пастырь, патер, пенитенциарий, первосвященник, плебан, поп, пресвитер, пробощ, пробст, протоиерей, протопоп, протопресвитер, раввин, священнослужитель, суперинтендент, хатын, шамаш

1) евр. слово кохен - "священник" происходит от глагола кохан = "быть священнодействующим", "совершать священное служение" , т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первонач. слово кохан означало "стоять". В Библии в этом значении данный глагол уже не встречается, но представление о С. как о человеке, предстоящем пред Богом, сохранилось (ср. Втор 10:8; 18:7 - правда, в этих местах Библии говорится не о С. в собств. смысле слова, а о левитах (см. Левиты)). Нек-рые ученые считают, что глагол кохан когда-то имел значение "снаряжать", "приготавливать" (в частн., жертву), что, однако, маловероятно. Наконец, в араб. яз. есть родств. слово, имеющее значение "предсказатель". Но здесь, вероятно, речь идет о развитии общего понятия, поскольку С. у большинства народов одноврем. отправляли культ и сообщали указания божеств;
2) в списке придворных Давида и Соломона слово кохен обозначает, судя по контексту, чиновника, советника. В 2Цар 8:18 "священниками" (в Синод. пер. - "первыми при дворе") названы сыновья Давида. Ира Иаритянин (2Цар 20:26) также, по-видимому, занимал какой-то пост при дворе.

III. СВЯЩЕНСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Новый Завет ничего не говорит о существовании в христ. церквах священства по образцу ВЗ. Но одной из центр. в НЗ является идея о том, что Бог свят, т.е. отделен от всего созданного Им (см. Святость, святое), и что поэтому необходим см. Посредник между Богом и человеком. И таким посредником является Иисус Христос. Путь к Богу ведет только через Него (Ин 14:6) . Поэтому Христос назван "священником вовек по чину Мелхиседека" (Евр 5:6; 7:17,21) , "верным Первосвященником пред Богом" (Евр 2:17) , "Первосвященником великим" (Евр 4:14) , "Первосвященником навек по чину Мелхиседека" (Евр 6:20) , "Первосвященником святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников и превознесенным выше небес" (Евр 7:26) , "Первосвященником будущих благ" (Евр 9:11) , "великим священником над домом Божиим" (Евр 10:21) . Поскольку Иисус пребывает вечно, Он имеет "священство непреходящее" (Евр 7:24) . Церковь Иисуса Христа имеет священнич. предназначение возвещать миру о Господе. Павел говорит о "священно-действии благовествования Божия" (Рим 15:16) . Церковь избрана для служения своему Господу, и каждый верующий, предоставляя себя в распоряжение Бога, приносит себя в живую жертву Ему (Рим 12:1) . В этом смысле о Церкви говорится как о "священстве святом", "царственном священстве" (1Пет 2:5,9) . Согл. Мф 16:19; 18:18; Ин 20:23 , Иисус дал Своим ученикам власть от Его имени прощать грехи, равно как и отказывать в их прощении. Эта власть вверена не избранным С., а всей Церкви как "священству святому" и каждому верующему как С. Бога (Откр 1:6) .

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Полезное

Смотреть что такое "Священник" в других словарях:

священник — Иерей, поп, отец, пастырь, пресвитер, батюшка, служитель алтаря. Наш университетский батюшка. .. Ср. духовенство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. священник … Словарь синонимов

Священник — Священник снится к болезни. А если вы увидели его во время службы, то ко всему еще прибавится беспокойство. Женщине, которой приснилось, что она влюблена в священника, следует быть готовой к обману возлюбленного. Сон, в котором священник… … Большой универсальный сонник

Священник — Священник во сне – предвестье болезни. Если во сне Вы видите его занятым службой – значит, Вас ожидает болезнь и беспокойство. Если женщине снится, что она влюблена в священника – значит, ей следует опасаться обмана своего бесчестного… … Сонник Миллера

Священник — Священник ♦ Prêtre Особого рода чиновник, находящийся не на службе государства, а на службе Церкви; не на службе нации, а на службе Бога. Можно сказать, что священник – министр культа, а не гражданского общества. Нелепостью было бы судить… … Философский словарь Спонвиля

СВЯЩЕННИК — СВЯЩЕННИК, священнослужитель, совершающий все таинства, кроме рукоположения; официальное обращение Ваше преподобие, бытовое (разговорное) отец, батюшка. Старший священник называется протоиереем. Смотри также Иерей, Пресвитер … Современная энциклопедия

СВЯЩЕННИК — (иерей поп), православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение Ваше преподобие , бытовое (разговорное) отец , батюшка . Торжественное название пресвитер. Старший священник называется… … Большой Энциклопедический словарь

священник — СВЯЩЕННИК, иерей, отец, книжн. пастырь, книжн. пресвитер, разг. батюшка, разг. поп СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ, иерейский, книжн. пастырский, книжн. пресвитерский, разг. поповский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

СВЯЩЕННИК — СВЯЩЕННИК, а, муж. Служитель церкви, исполняющий церковные службы и требы (в православии: иерей; в других христианских религиях: ксёндз, кюре, пастор, патер). | прил. священнический, ая, ое. С. сан. Священническое облачение. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

служитель христиан, культа, исполнитель церк. обрядов.

Культурология. Словарь-справочник

Библейская энциклопедия арх. Никифора

(ветхозаветный). По закону священниками могли быть только потомки Аарона, законнорожденные, без порока на теле, незазорные в поведении своем и супружестве. Почему им должно было вступать в супружество только с девицею из своего народа или вдовою священника (Лев 21:7, Иез 44:22); не позволено употреблять вина пред священнодействиями (Лев 10:9); запрещены светские обряды сетования: бритье головы, обрезание бороды, уязвление тела и возбранено даже оплакивание умерших, исключая отца, мать, сына, дочь брата и сестру девицу (Лев 21:1-6). В обряд посвящения их входили: поставление пред Святилищем, при собрании народа, омовение, облачение, жертвоприношение о грехе, всесожжение, жертва совершения, помазание кровью правого уха, правой руки и правой ноги посвящаемого, наполнение рук его частью жертвы, окропление священным миром, смешанным с кровью, и неисходное в продолжение седьми дней пребывание во дворе Скинии (Исх 29, Лев 8). Постоянною обязанностью священников было: приносить в определенное время жертвы, совершать курение в Святилище, возжигать каждый вечер светильник его, переменять каждую субботу хлебы на трапезы предложения, очищать по установлению проказу и другие нечистоты и наставлять народ в законе. Во время священно служения, священники употребляли особенные, сделанные из льна и виссона одежды (Исх 28:40,42, 39:27, Лев 8:13). Для обычного священнослужения в храме учреждены были еще со времени Давида так называемые дневные чреды между священниками, именно 24 чреды (1 Пар 24:3-18, 2 Пар 8:14). Каждая чреда имела своего начальствующего (2 Пар 36:14, 1 Езд 10:5, Неем 12:7) и в известную неделю должна была отправлять положенное богослужение, начиная его в одну субботу и оканчивая в другую, следующую (4 Цар 11:9, 2 Пар 23:4, Лк 1:5). Сверх того частные богослужебные действия ежедневно назначались тому или другому из священников, составлявших известную чреду по особенному жребию (Лк 1:9).

Православие. Словарь-справочник

См. Иерей, Священнослужители.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

свящ’енник — священнослужитель в скинии и храме, посредник между Богом и человеком. В Писании упомянуты священники и из других народов ( Быт.14:18 ; Исх.2:16 ; Иер.48:7 ), а в Быт.47:22 ; 1Цар.6:2 ; 2Пар.13:9 ; Деян.14:13 этим именем в оригинале названы и жрецы ( ·срн. Иер.49:3 ). У еврейского народа священниками по повелению Божию были поставлены только потомки Аарона ( Исх.28:1 ,43; Чис.3:10 ). Судя по Исх.4:14 ; Исх.19:22 некоторые полагают, что священники у евреев были уже и в Египте. Ной, Иов, Авраам, Исаак и Иаков сами исполняли роль священников, строя жертвенники и принося на них жертвы Богу. Также и Моисей, будучи посредником между Богом и народом, выступал священником вместе с юношами, которых назначал сам ( Исх.24:4 -5). Позже, во времена судей и царей также случалось, что эту роль брали на себя вожди народа, пророки и отдельные лица: Гедеон ( Суд.6:24 ,26), Маной ( Суд.13:16 ,19), Самуил ( 1Цар.7:9 ; 1Цар.9:12 ), Саул ( 1Цар.13:9 ), Давид ( 2Цар.6:17 ; 2Цар.24:25 ), Илия ( 3Цар.18:30 -33), Елисей ( 3Цар.19:21 ), Ахаз ( 4Цар.16:12 -13). Приносил жертвы и Иеровоам перед тельцом в Вефиле ( 3Цар.12:33 ; 3Цар.13:4 ) и назначенные им священники ( 3Цар.12:31 ). Были и другие произвольные священники у израильтян ( Суд.17:5 ; Суд.18:30 ). Были священники и среди переселенцев, живших в Самарии после ее покорения ( 4Цар.17:32 ). В Исх.19:5 -6; Ис.61:6 весь израильский народ назван царством священников, но только при условии, что он будет слушаться гласа Божия. Не потому ли Господь поразил Озию проказой за самовольный вход во святилище ( 2Пар.26:16 -19)?

Обязанности священников были обширны. Они должны были приносить жертвы, поддерживать огонь на жертвеннике и светильнике ( Чис.18:5 ), учить народ ( Лев.10:11 ; Втор.33:10 ; 2Пар.15:3 ), судить ( Иез.44:24 ), объявлять нечистым и очищать от проказы ( ·Лев. 13; 14; ·срн. Лук.5:14 ), трубить трубами ( Чис.10:8 ), ободрять народ перед сражением ( Втор.20:2 -4). Священниками названы, по-видимому, и некоторые должностные лица при царях ( 2Цар.20:26 ; 4Цар.10:11 ). Великими священниками назывались первосвященники ( Нав.20:6 ; Неем.3:1 ). Следующие по рангу назывались вторые священники ( 4Цар.23:4 ; 4Цар.25:18 ).

На священнике не должно было быть никакого телесного порока ( Лев.21:17 ) и свое происхождение от Аарона каждый из них должен был уметь показать ( Езд.2:62 ). Священники по завету Бога с Левием должны были быть верными одному Богу, но этого не оказалось ( Мал.2:1 -8). И поэтому пришел Вернейший — единственный и истинный Священник и Первосвященник, Господь Иисус Христос, через Которого мы и имеем доступ к Богу ( Евр.2:17 ; Евр.3:1 ; Евр.4:14 ; Евр.9:11 -12). И сами иудейские священники должны были покориться вере ( Деян.6:7 ), а ученики Христовы названы святыми и царственным священством ( 1Пет.2:5 ; Отк.1:6 ; Отк.5:10 ; Отк.20:6 ).

Православный энциклопедический словарь

служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.

II. СВЯЩЕННИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) ТРЕБОВАНИЯ К СВЯЩЕННИКУ.

С. должен был быть без физич. недостатков ( Лев. 21:17–24 ). В отношении культовой чистоты и вступления в брак для С. действовали более строгие нормы, чем для рядовых израильтян ( Лев. 21:1 ; Лев. 22:1 ). В свою очередь предписания для ⇒ первосвященника, были более строгими, чем для остальных С. Все это указывало на святость Бога Израиля, а вместе с тем и на посредничество С. между народом и святым Богом (⇒ Святость, святое);

2) МЕСТА, ГДЕ ЖИЛИ СВЯЩЕННИКИ, И СОДЕРЖАНИЕ СВЯЩЕННИКОВ.

3) ОДЕЯНИЕ СВЯЩЕННИКОВ.

Во время богослужения одеяние С. состояло из льняного нижнего платья, тонкого льняного хитона, пояса и головной повязки ( Исх. 28:40.42 ). С. совершали службу босыми, как это видно из Исх. 3:5 ;

4) ПОСВЯЩЕНИЕ В СВЯЩЕННИКИ.

При посвящении, ритуал которого описан в Исх. 29:1–35 и в Лев. 8:1 , в жертву за грех приносили одного тельца ( Лев. 8:14–17 ), в жертву всесожжения – одного барана ( Лев. 8:18–21 ) и в жертву посвящения – одного барана ( Лев. 8:22–29 ); С. кропили жертву оливковым маслом (⇒ Помазание). Из Исх. 28:41 ; Исх. 40:15 ; Лев. 8следует, что вместе с Аароном, как первосвященником, маслом были окроплены и его сыновья; это означает, что все С. должны были принять помазание. Возможно, что впоследствии помазание стал принимать только первосвященник. Помазание должно было символизировать посвящение С. Господу через дарование ему Духа Господня;

5) ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОБЯЗАННОСТИ СВЯЩЕННИКОВ.

С. были посредниками между Богом и Его народом. Они должны были представлять народ пред Богом, т.е. прежде всего им надлежало служить в святилище, точнее, в Святом (⇒ Храм) и у жертвенника всесожжения (⇒ Жертвенник), который располагался во дворе перед храмом. То же касается и служения С. в скинии до того времени, как был сооружен храм. На жертвеннике курения, стоявшем в Святом, они должны были возжигать курение (фимиам), а на жертвеннике всесожжения, находившемся во дворе храма, – приносить в жертву животных. кроме того, им надлежало заботиться о храмовой утвари и следить за тем, чтобы огонь на жертвеннике всесожжения горел постоянно. Они должны были заботиться о чистоте и порядке в храме, следить за его убранством. В задачу С. входило возвещать сигналом серебряных труб о начале войны и о праздниках, в обоих случаях в напоминание Господу об Израиле ( Числ. 10:9 ). Как посредники между Богом и народом, С. должны были также представлять Бога перед народом. Помимо того, задачей С. и левитов было наставлять народ в Законе и выносить решения в наиб. трудных спорных случаях ( Лев. 10:11 ; Втор. 17:8–13 ; Втор. 19:17 ; Втор. 21:5 ; Мал. 2:7 ). К их компетенции относились и вопросы культовой чистоты народа (⇒ Болезнь: проказа). По поручению Господа С. должны были благословлять народ ( Числ. 6:22–27 ), а перед сражением напоминать воинам об уповании на Господа ( Втор. 20:2–4 ).

III. СВЯЩЕНСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Священник — посредник между Богом и людьми Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом […]

Священник — посредник между Богом и людьми Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом […]


В чем смысл священства? Для чего нужны священники? Какие формы священства существуют в православной церкви?

Священник — посредник между Богом и людьми

Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов — священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia хиротония).

Священник — символ Христа

Самое главное Таинство Церкви — Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия: «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, — Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей — своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами — со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Священник — свидетель в Таинстве исповеди

Еще одно служение священника — проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении — это также заповедь Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно.

Священник не может существовать без народа

В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан. И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник не одинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву.

Кто может стать священником?

Фильмы о священстве:

Азы православия. Вопросы батюшке. Священство

Читайте также: