Особенности ордена доминика гусмана история 6 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Орден получил название по имени своего основателя – святого Франциска. - Церкви были нужны догматики для борьбы с ересью во всех ее проявлениях. Сначала ордена соответствовали поставленным задачам, но постепенно, с годами, все начало меняться. В период с 1207 по 1208 гг. Джованни Бернардоне было основано братство миноритов. Создание ордена Братство миноритов существовало до 1209 г. Организация была новой для церкви. Минориты старались подражать Христу и апостолам, воспроизводить их жизнь. Был написан Устав братства. В апреле 1209 г. оно получило устное одобрение от Папы Святого Иннокентия III, который приветствовал деятельность общины. Третий орден францисканцев основан в 1212 г. Он носил название "братство терциариев". Его члены должны были соблюдать аскетический устав, но могли при этом жить среди простых людей и даже иметь семью. Монашеское одеяние носилось терциариями по желанию. Устав ордена францисканцев, утвержденный в 1223 г., делился на семь глав. В первой призывалось к соблюдению Евангелия, послушанию и чистоте. Во второй объяснялись условия, которые должны выполняться желающими вступить в орден. Для этого новые послушники обязаны были продать имущество и раздать все бедным. После этого год ходить в рясе, подпоясанной веревкой. Последующая одежда разрешалась для ношения только старая и простая. Обувь надевалась лишь при необходимости.
Одновременно с францисканским орденом возник ещё один ниществующий орден – доминиканский. доминиканцами они назывались по имени своего основателя. Им был испанец Доминго (Доминик) Гусман (1170–1221), человек ученый. Он получил сан архидиакона в капитуле кафедрального города Осмы (Кастилия). Негодуя на то, что в южной Франции растёт число еретиков, основатель ордена доминиканцев, отправился туда возвращать катаров на путь истины и стал советником вождей свирепого крестового похода на альбигойцев. Иннокентий III одобрил намерения Доминика, но не захотел нарушить церковного постановления, воспрещавшего основание новых орденов, и решил, что конгрегация, которую желает учредить Доминик, должна принять устав августинского ордена. На собрании представителей ордена в Болонье Доминик Гусман провозгласил совершенную нищету первым законом ордена и проклял всякого, кто захочет ввести в орден владение движимым богатством или недвижимым имуществом. Доминик умер в Болонье 6 августа 1221 и был похоронен в этом городе. Через 12 лет друг его Уголино, бывший тогда папой и носивший в этом качестве имя Григория IX, причислил его к лику святых.

DOMINI-CANES

В 1191 году, во время третьего крестового похода, в Палестине возникло, так называемое, госпитальное братство при больнице Святой Марии. Созданное для крестоносцев-германцев (тевтонов) в Иерусалиме, оно в 1198 году было преобразовано в соответствующий военно-монашеский орден — Тевтонский. В 1205 году папа римский Иннокентий III утвердил для его рыцарей форму – белый плащ с черным крестом.

Tevton

Особенностью политики ордена было стремление создать собственное государство. Первая попытка такого рода была сделана в 1211, когда венгерский король Андрей II пригласил их в Трансильванию для защиты от кочевников, но в 1225 изгнал их. В том же году польский князь Конрад Мазовецкий передал им город Холм (Хелм). В 1233 году, во главе с Германом Балка тевтонские рыцари начали завоевание земель пруссов, народа, родственного литовцам. В 1234 году, папа римский Григорий IX издал повторную грамоту на учреждение ордена – на этот раз в качестве орденского государства в Пруссии.

tevtoni

mechenosec

Псы господни и рыцари Христа

Кроме того, в XIII веке, в римско-католической церкви возник новый тип монашеского ордена – нищенствующий. Монахи полностью или частично отказывались от владения имуществом и получения постоянных доходов и жили милостыней.

Первым из них был орден, основанный в Лангедоке испанским священником Домиником Гусманом для борьбы с альбигойцами (сторонниками еретических учений катаров и вальденсов). Устав ордена был утвержден папой римским Гонорием III в 1216 году.

dominico

dominicanes

В 1218 году Доминик послал семь своих учеников в арижский университет, чтобы те следили там за чистотой христианства. В дальнейшем доминиканцы активно выступали на богословских диспутах, были официальными цензорами церковных изданий, контролировали суд святой инквизиции.

Святой Доминик

Особенность ордена была в том, что все его члены были священниками. Орден разделялся на провинции, очертания которых могли не совпадать с границами стран. Во главе ордена стоял генерал, которого выбирало собрание провинциалов. Генеральный капитул созывался либо в Париже, либо в Болонье.

Еще один нищенский орден был основан Франциском Ассизским, выступавшим за восстановление норм апостольской жизни и за упразднение не только индивидуальной, но и коллективной собственности. При этом он не выступал против римских пап.

francisko

Проповеди Франциско были очень популярны среди простого народа, поэтому понтифики сразу решили использовать этот момент в своих интересах, как демонстрацию того, что в рамках римско-католической церкви существуют не только порочные прелаты, но и по-настоящему святые люди.

Francisco

В 1210 году францисканцы приобрели статус ордена (устав утвержден в 1223 г.). С течением времени отношение францисканцев к собственности было откорректировано. Появился францисканский монастырь, но считалось, что им владеет церковь, а орден только пользуется зданиями и хозяйством. Во главе ордена стоял генерал и генеральный капитул, или общее собрание всех францисканцев.

Францисканский герб

После смерти основателя ордена, в движении францисканцев обозначил ись некоторые противоречия, которые привели к расколу в 1260 году, разделившему орден на спиритуалов (радикалов) и конвентуалов (последователей). После 1325 года спиритуалы были отлучены от церкви.

ДОМИНИК (Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга) - католический святой (память 8 августа), основатель католического монашеского ордена братьев-проповедников (латинский Ordo Fratrum Praedicatorum, OP), называемого по его имени орденом доминиканцев.

Родился в знатной дворянской семье, хотя родители, Феликс Гусман и Иоанна из Асы, несмотря на утверждения некоторых биографов Доминика, скорее всего не были связаны с правящим кастильским домом. Сведения об отце Доминика немногочисленны. Мать Доминика позднее стала почитаться как блаженная (беатифицирована 1 октября 1828 года папой Львом XII). Старший брат Доминика, священник Антонио, раздав свое имущество нищим, вступил в приют, в котором пребывал до смерти; 2-й брат, Манес, стал членом основанного младшим братом ордена, впоследствии также почитался как блаженный (беатифицирован 2 июня 1834 года папой Григорием XVI). По преданию, мать Доминика, будучи беременной, во сне увидела будущего ребенка в виде собаки с факелом в зубах; для успокоения она отправилась к могиле католического святого Доминика Силосcкого. В благодарность за дарованное успокоение сын получил имя Доминик, а образ собаки с факелом впоследствии стал символом ордена доминиканцев.

В 1196 или 1197 году Доминик по просьбе епископа Осмы Мартина де Басана стал членом (а с 1201 года заместителем настоятеля) капитула регулярных каноников в Осме, там же начал проповедническую деятельность. Около 1196 года Доминик был рукоположен во пресвитера. После смерти Мартина де Басана (1201 год) епископом стал приор капитула Диего де Асеведо, которого в 1203-1205 годах Доминик сопровождал в поездках в Северную Германию (на епископа было возложено проведение переговоров о женитьбе сына кастильского короля Альфонса VIII Фернандо). Во время поездок они стали свидетелями широкого распространения ереси альбигойцев в Лангедоке. После завершения дипломатической миссии Диего де Асеведо вместе с Домиником направился в Рим, где епископ обратился к папе Иннокентия III с просьбой об организации христианской миссии для проповеди католической веры среди язычников, в частности среди куманов (половцев), племени на границах Венгрии. Папа, отказав Диего, направил его вместе с Домиником в Лангедок в помощь цистерцианцам, проповедовавшим католическое учение среди сторонников альбигойской ереси (миссионерская деятельность в этом регионе тогда полностью находилась в руках цистерцианского ордена, которому тем не менее не удавалось добиться серьезных успехов). Встретившись в Монпелье с папскими легатами, епископ и Доминик вместе с ними, а также еще несколькими священниками отправились с проповедями в Нарбон, Тулузу и их окрестности, считая, что примером добровольно принятой нищеты и христианской проповедью смогут обратить еретиков в католическую веру.

В конце 1206 - начале 1207 года с согласия и при поддержке со стороны нового Тулузского епископа Фулька Доминик основал женский монастырь Пресвятой Богородицы в Пруй, близ Фанжо: благочестивые женщины под руководством Доминика занимались воспитанием детей, стремясь оградить их от альбигойского влияния. Диего де Асеведо, согласно папскому указанию, в 1207 году вернулся в свое епископство, где 30 декабря скончался.

После Пасхи 1217 года Доминик отбыл в Тулузу, откуда были направлены проповеднические миссии в испанской земли и в Париж. Доминик отправился в Рим и Болонью. В Риме папа Гонорий III передал в распоряжение Доминика храм во имя святого Сикста с пристроенными кельями. К этому времени относятся несколько чудес, которые орденская традиция приписывает Доминику: воскрешение рабочего, погибшего под рухнувшим сводом строившегося монастыря святого Сикста; воскрешение умершего ребенка; исцеление смертельно больного келаря монастыря; умножение хлеба и вина. По предложению Гонория III в восстановленный монастырь святого Сикста было решено собрать разбросанных по римским монастырям монахинь, чтобы те жили по одному уставу. Ордену братьев-проповедников взамен монастыря святого Сикста папа предоставил церковь и монастырь святой Сабины на Авентинском холме.

Иконография

Исторические источники:

Thomas de Cantimpré. Bonum Universale de apibus. Duaci, 1605;

Rechac J., de. La Vie de St. Dominique. P., 1647-1650. 3 vol.;

Bullarium Ordinis Fratrum Praedicatorum / Ed. Th. Ripoll, A. Brèmond. R., 1729-1740. 8 vol.;

Jordanus de Saxonia. Opera ad res ordinis praedicatorum spectantia quae exstant / Ed. Fr. J.-J. Berthier. Friburgi Helvetiorum, 1891;

idem. Oratio ad beatum Dominicum / Introd., testo crit. e commento a cura di E. Montanari. Firenze, 1991;

Gerard de Frachet. Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum. Lovanii, 1896. (MOFPH; 1);

Anecdotes historiques légenges, et apologues tirés du recueil inédit d'Etienne de Bourbon, dominicain de XIIIe siècle / Ed. A. Lecoy de la Marche. P., 1877;

Monumenta historiae S. Dominici. P., 1933. Vol. 1: Historia diplomatica S. Dominici; 1935. Vol. 2: Libellus de principiis Ordinis Praedicatorum acta canonizationis. (MOFPH; 15, 16);

Cecile. Miracula beati Dominici / Ed. A. Waltz // Miscellanea Pio Paschini. R., 1948. Vol. 1. P. 306-326;

Etienne de Salagnac. De quatuor in quibus Deus praedicatorum ordinum insignivit / Ed. Th. Kaeppeli. R., 1949. (MOFPH; 22);

Vicaire M.-H. St. Dominique de Caleruega d'après les documents du XIIIe siècle. P., 1955;

St. Dominique et ses frères: Évangile ou croisade?: Textes du XIIIe siècle / Ed. M.-H. Vicaire. P., 1967;

The Nine Ways of Prayer of St. Dominic. Dublin, 1978.

Иллюстрация:

  • Bedouelle G. Dominique, ou La grâce de la Parole. P., 1982;.
  • idem. À l'image de St. Dominique. P., 1995.
  • Lawrence C. H. Medieval Monasticism: Forms of Religious Life in the Western Europe in the Middle Ages. L.; N. Y., 19852.
  • Tourault Ph. St. Dominique face aux Cathares. P., 1999.
  • Bustos T., de. St. Domingo de Guzmán: Predicador del Evangelio. Salamanca, 2000.
  • Roquebert M. St. Dominique: La légende noire. P., 2003.

Звание / Род занятий Католический святой, основатель католического монашеского ордена братьев-проповедников


Враги Ватикана

Следует сказать, что проповедь крестовых походов, направленных против еретиков, у наиболее здравомыслящих людей вызывала неприятие уже и в XIII веке. Так, Матфей Парижский, например, писал, что англичане:

Некоторые вспоминали слова Иоанна Златоуста о том, что паству надо пасти не огненным мечом, а отеческим терпением и братской лаской, и что христианам надлежит быть не гонителями, а гонимыми: ведь Христос был распят, но не распинал, был бит, но не бил.

Но где и в какие времена голоса адекватных людей были услышаны и поняты фанатиками?

Святые тех лет



Однако в это же время, ходил по миру совсем другой человек, также объявленный святым.


(Данте, мирянин-терциарий францисканского Ордена, был положен в гроб, одетым, как монах – в грубой рясе и опоясанным простой веревкой с тремя узлами.)

Трудно поверить, что Франциск и Доминик были современниками: Франциск родился в 1181 (либо – в 1182) г., умер в 1226, годы жизни Доминика – 1170-1221. И почти невозможно поверить в то, что оба сумели добиться официального признания Рима, следуя по жизни столь разными путями. Более того, Франциск был канонизирован на 6 лет раньше, чем Доминик (1228 и 1234 гг.).



По преданию францисканцев, Доминик и Франциск встречались также у кардинала Уголина Остийского, который хотел рукоположить их в епископы, но оба отказались. Кардинал Уголин – это будущий папа Григорий IX, который при жизни Франциска благоговел перед кротким нищим праведником, но он же в 1234 году канонизировал Доминика, ряса и плащ которого были запятнаны кровью.

Начало Альбигойских войн


Первые костры, на которых сжигались катары, загорелись в 1163 году. В марте 1179 года Третий Латеранский собор официально осудил ересь катаров и вальденсов. Но борьба с ними шла пока ещё непоследовательно и вяло. Лишь в 1198 году, после восшествия на Римский престол папы Иннокентия III, католической церковью были предприняты решительные шаги по искоренению еретиков.





Собравшуюся в Лионе армию (её численность составляла около 20 тысяч человек), возглавил Симон де Монфор – бывалый крестоносец, который сражался в Палестине в 1190-1200 годах.




Она вполне могла опередить Италию, став родиной Ренессанса. Это была страна куртуазных рыцарей, трубадуров и миннезанга. Присутствие катаров нисколько не мешало ей быть землёй материального изобилия и высокой культуры, говоривших на малопонятном языке соседей-франков (которые скоро придут грабить Тулузу и окрестные города) здесь считали ленивыми варварами и дикарями. Удивления это не вызывает, поскольку подавляющее большинство людей готово признать пользу и необходимость разумных ограничений и умеренного аскетизма, готово уважать и даже признавать святыми единичных подвижников, проповедующих самоистязание, добровольную нищету и отречение от всех мирских благ, но категорически не согласны следовать их примеру. В противном случае запустела бы и пришла в упадок не только Окситания, но также Италия, где как раз в это время проповедовал возлюбивший нищету Франциск. Представим на минуту, что землям катаров была предоставлена возможность мирного развития, или они в кровопролитной войне отстояли свои взгляды. В этом случае на территории нынешней южной Франции, вероятно, появилось бы государство с самобытной культурой, превосходной литературой, очень привлекательное для туристов. И какое нам в XXI веке дело до сюзеренных прав французских королей или финансовых потерь католического Рима? Но именно богатство, по большому счёту, и погубило это несостоявшееся государство.




Орден братьев-проповедников



В 1220 году Орден братьев-проповедников был объявлен нищенским, но уже после смерти Доминика эта его заповедь часто не соблюдалась, либо соблюдалась не слишком строго, а в 1425 году и вовсе была отменена папой Мартином V. Во главе Ордена стоит генеральный магистр, в каждой стране имеются отделения Ордена, которые возглавляются провинциальными приорами. В период наивысшего могущества число провинций Ордена достигало 45 (11 из них – за пределами Европы), а число доминиканцев – 150 тысяч человек.

Когда читаешь о неимоверных жестокостях тех лет, в голову приходят не слова молитв, а такие строки (написанные Т.Гнедич в другое время и по другому поводу):

В других городах Франции и Испании население было настолько враждебно к доминиканцам, что первое время они предпочитали селиться за городской чертой.

Альбигойские войны и их итоги

Альбигойские войны начались с осады города Безье в 1209 году.


На самом же деле, в письме к Иннокентию III Амальрик писал:


Папа Иннокентий III и Арнольд Амальрик, аббат Сито в 1200-1212, архиепископ Нарбонны в 1212-1225, папский легат, участник Альбигойского Крестового похода


Местом сбора этих несчастных стал Каркассон. 1 августа 1209 года крестоносцы осадили его, отрезав от источников питьевой воды.


Через 12 дней наивный 24-хлетний рыцарь снова попытался вступить в переговоры, но был вероломно схвачен и через три месяца умер в подземелье другого своего замка – Комталь.


Раймунд-Рожер Тренкавель, виконт Безьерский и Каркассонский. Памятник в городе Бурлац (департамент Тарн), Франция





Но у обманутого Раймунда VI был сильный союзник – Педро II Католик, брат его жены, король Арагона, граф Барселоны, Жироны и Руссильона, сеньор Монпелье, который в 1212 году взял Тулузу под свое покровительство.


Арагонец, который добровольно признал себя вассалом папы Иннокентия III, длительное время избегал войны с крестоносцами. Он вёл переговоры и тянул время, сколько мог, но всё же пришел на помощь – несмотря на то, что его сын Хайме был женихом дочери Симона де Монфора, с 1211 года находился при завоевателе, и теперь оказался в роли заложника.


Вместе со своим арагонским союзником граф Раймунд выступил против крестоносцев, но был разбит в сентябре 1213 года в битве при Мюре. В этом сражении Педро II погиб, его сын и наследник – Хайме, будущий герой Реконкисты, оказался пленником Монфора. Лишь в мае 1214 года, по настоянию папы Иннокентия III, он был отпущен на родину.

Тулуза пала в 1215 году, и на соборе в Монпелье владельцем всех завоеванных территорий был объявлен Симон де Монфор. Не прогадал и король Франции Филипп II Август, вассалом которого стал этот вождь крестоносцев.



В январе 1216 года уже упоминавшийся нами Арнольд Амальрик, назначенный архиепископом Нарбонны, решил, что духовная власть – это хорошо, но светская – ещё лучше, и потребовал вассальной присяги от жителей этого города. Не желающего делиться Симона де Монфора предприимчивый папский легат отлучил от церкви. На крестоносца это отлучение никакого впечатления не произвело, и он взял Нарбонну штурмом.

Пока разбойники делили украденные друг у друга дубинки, в Марселе высадился законный хозяин этих мест – Раймунд VI, разоренная Монфором Тулуза восстала, и к 1217 г. граф вернул себе почти все свои владения, но отрекся от власти в пользу своего сына.



А Симон де Монфор погиб при осаде непокорной Тулузы от прямого попадания снаряда камнемётной машины – в 1218 году.


Ж.-Ж. Лабатю. Раймунд VI сообщает городу Тулузе в 1218 году о смерти Симона де Монфора и подтверждает свободы, дарованные городу его предками. Тулуза, скульптура в зале Капитолия

Войну продолжили дети старых врагов. В 1224 г. Раймунд VII (сын Раймунда VI) изгнал из Каркасонна Амори де Монфора, потом, по старой доброй традиции, его отлучили от церкви (в 1225 году), но выиграл, в итоге, лишь французский король Людовик VIII по прозвищу Лев, который присоединил Тулузское графство к своим владениям. Однако счастья ему это не принесло: не успев дойти до Тулузы, он тяжело заболел и умер по пути в Париж – в Оверни.


Амори де Монфор, передав уже потерянные владения королю Людовику VIII, получил взамен лишь титул коннетабля Франции. В 1239 году он отправился воевать с сарацинами, в сражении при Газе попал в плен, в котором провел два года, был выкуплен родственниками – только для того, чтобы погибнуть по дороге домой (в 1241 году).



Доминиканцы-инквизиторы

Первым великим инквизитором Испании также стал доминиканец – Томас Торквемада.




Такие разные доминиканцы

Генеральная курия доминиканцев сейчас находится в римском монастыре святой Сабины.


За время своего существования, этот Орден дал миру огромное количество известных людей, достигших успеха в самых разных сферах.
Пять доминиканцев стали римскими папами (Иннокентий V, Бенедикт XI, Николай V, Пий V, Бенедикт XIII).

Альберт Великий заново открыл для Европы труды Аристотеля, и написал 5 трактатов по алхимии.

Доминиканцами были знаменитый флорентийский проповедник Савонарола, фактически правивший этим городом в 1494-1498 г.г., художники эпохи Раннего Возрождения фра Анджелико и фра Бартоломео, философ и писатель-утопист Томазо Кампанелла.

Живший в XVI веке миссионер Гашпар да Круш написал первую книгу о Китае, изданную в Европе.

Епископ Бартоломе де Лас Касас стал первым историком Нового Света, и прославился борьбой за права местных индейцев.

Доминиканский монах Жак Клеман вошел в историю, как убийца французского короля Генриха III Валуа.

Доминиканцем был и Джордано Бруно, но он ушёл из ордена.

Бельгийский монах-доминиканец Жорж Пир за работу по оказанию помощи беженцам в 1958 году стал лауреатом Нобелевской премии мира.

В 2017 г. в Ордене состояли 5742 монаха (более 4 000 из них являются священниками) и 3724 монахини. Кроме того, его членами могут являться светские лица – так называемые терциарии.



В следующей статье мы поговорим о втором, более человечном лице католической церкви, и расскажем о деятельности Франциска из Ассизи.

Читайте также: