Классы в социологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Согласно марксизму рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества разделены на несколько классов, включая два антогонистических класса (эксплуататоров и эксплуатируемых): сначала это были рабовладельцы и рабы; после — феодалы и крестьяне; наконец, в современном обществе, это буржуазия и пролетариат. Третьим класс — это, как правило, ремесленники, мелкие торговцы, свободные крестьяне, то есть те, кто имеет собственные средства производства, работает исключительно на себя, но при этом не использует другую рабочую силу, за исключением своей.

Современные теории социальных классов также выделяют отношение к собственности как базовое отличие, тем не менее признают классообразующими такие факторы, как должностной статус, власть, престиж и т.д. Каждый социальный класс обладает специфической субкультурой, которая поддерживается в виде традиций, с учетом существующих социальных дистанций между представителями различных классов. А также каждый социальный класс обладает различными социальными возможностями и привилегиями, что является решающим условием при достижении наиболее престижных и вознаграждаемых статусов.

Каждый социальный класс – это система поведения, комплекс ценностей и норм, стиль жизни. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов культивирует свои ценности, модели поведения и идеалы.

1. Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что практически не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и других социально-экономических изменений в обществе.

2. Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. Они не могут быть приняты в высший класс, так как либо считаются выскочками, либо не имеют достаточного влияния во всех областях деятельности данного общества. Обычно представители этого класса ведут жесткую борьбу и зависят от политической и экономической ситуации в обществе.

3. Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющими фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государства, однако в довольно узких областях деятельности их положение достаточно прочно и устойчиво. В своих областях деятельности они обладают высоким престижем. О представителях данного класса обычно говорят как о богатстве нации.

4. Низший средний класс составляют наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т.д. В настоящее время этот класс в развитых западных странах наиболее многочисленен. Основные его устремления – повышение статуса в рамках данного

5. Высший-низший класс составляют в основном наемные рабочие, которые создаю прибавочную стоимость в данном обществе. Являясь во многих отношениях зависимым от высших классах в отношении в получении средств к существованию, этот класс на протяжении всего времени своего существования боролся за улучшение условий жизни.

6. Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.

Социальные классы – это группы людей, которые различаются по их месту в системе общественного производства, по их роли в общественной организации труда и по доле общественного богатства, которой они владеют.

Такое понятие как "социальный класс" известно ещё с античных времен, еще философ Платон разделял общество на классы, среди которых выделял: самих философов, воинов и всех остальных (сюда относились и купцы, и ремесленники). Идею Платона поддерживал его ученик Аристотель.

Французские историки Ф. Гизо и О. Тьери говорили о противоположности классовых интересов и неизбежности их столкновений, которая обернется классовым противостоянием.

Более близкая для современного общества триада была выдвинута в эпоху Просвещения, она гораздо ближе к нам, так как основополагающим признаком для разграничения становится доход, в итоге были выделены три класса:

  1. Собственники земли, феодалы;
  2. Буржуазия, владельцы капитала и получатели ренты;
  3. Рабочие, получающие плату за свой труд.

Теория К. Маркса

Разделение на постоянно противодействующие между собой классы впервые более подробно было описано немецким философом и социологом К. Марксом.

Маркс учел мнения и взгляды своих предшественников и создал свою собственную теорию классов, за основу которой он взял отношения собственности на средства производства и выделил две группы. Первая группа – класс, владеющий собственностью производства, а вторая – лишенная такой возможности. По мнению самого Маркса эти два класса прошли через всю мировую историю и преобразовались из рабов и рабовладельцев в пролетариат и буржуазию. Классовая борьбу можно наблюдать на всех стадиях общества.

Таким образом, согласно теории Маркса, именно объективные, в первую очередь экономические, факторы определили классовую стратификацию общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Агористическая классовая теория и теория М. Вебера

Кроме марксистских идей о борьбе социальных классов существует агористическая теория классов, её последователи считают, что капитализм делит современное общество на два класса – эксплуатируемые и эксплуататоры. К эксплуатируемым они относят предпринимателей и рабочих, а к эксплуататорам – олигархов и государственников. Более подробно эта теория изложена в труде социолога У. Конгера "Агорическая классовая теория".

Еще одной альтернативой для марксистской теории стали идеи М. Вебера, в них заложены основы для современного подхода к социальной стратификации. Помимо экономического критерия (как у Маркса) Вебер учел также и престиж, определенный социальный статус, который, как правило, получали при рождении, именно он потом и позволял занять определенное место в обществе и приобрести власть в политике.

Вебер считал, что классовую позицию определяют, исходя из навыков и образования человека, а не из их отношения к средствам производства. Стоит отметить, что и Маркс, и Вебер считали социальное неравенство крайне негативным явлением общественной жизни. Однако первый стремился к преодолению его вместе с капитализмом и частной собственностью на средства производства в коммунистическом обществе, в то время как второй видел решение в предоставлении равных возможностей в рамках капиталистической системы.

Более современные теории социальных классов также базовым отличием считают отношение к собственности, но при этом признают и такие факторы, как власть и статус. каждый класс имеет свою специфическую субкультуру и традиции, тем самым выстраивается дистанция между разными классами. Каждый класс имеет разные социальные возможности и привилегии, что выступает важным условием для достижения статусов и престижных наград.

Каждый социальный класс – это определенная система поведения, набор ценностей и норм, определенный стиль жизни. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый социальный класс развивает и оберегает свои ценности, модели поведения и идеалы.

Социальная стратификация

Американский социолог Л. Уорнер делит современное общество на следующие классы.

  1. Высший-высший класс – в него входят самые богатые и влиятельные кланы и семьи, которые имеют в своем распоряжении очень внушительные ресурсы в виде богатства и власти в масштабах целого государства. Они имеют очень прочное положение, которое не зависит от каких-либо социально-экономических перемен и кризисов.
  2. Низший-высший класс – состоит из влиятельных политиков, владельцев фирм и банкиров, людей которые смогли достичь высокого статуса в результате жесткой конкурентной борьбы или благодаря своим личным качествам. У них нет достаточно влияния, поэтому самый высший класс их не принимает и считает выскочками. Как правило, представители этого класса ведут постоянную борьбу и имеют сильную зависимость от политической и экономической ситуации в стране.
  3. Высший-средний класс – состоит из успешных предпринимателей и бизнесменов, управленцев фирм, юристов, актеров и спортсменов, в общем сюда входит вся так называемая "элита". Элита не претендует на огромное влияние, но в узких кругах их положение очень устойчиво. В своей деятельности они имеют хороший статус, представителей этого класса часто называют богатством нации.
  4. Низший средний класс – сюда включают наемных работников – инженеров, средних и мелких чиновников, учителей, научных работников и всех высококвалифицированных работников. В современное время в более развитых странах этот класс является самым многочисленным. Главные его цели в жизни – повышение статуса в рамках данного класса, успех и карьера.
  5. Высший-низший класс – в основном состоит из наемных рабочих, которые создаю прибавочную стоимость в данном обществе. Именно этот класс все время борется за свое существование, так как является зависимым от получения средств для поддержания жизни.
  6. Низший-низший класс – составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие маргинальные представители населения.

Среди социологов существует такая позиция, что деление общества на классы — это необходимое условие развития общества и всей цивилизации.

Две основные классовые теории

В классической и современной социологии различают две наиболее влиятельные классовые теории – марксистскую и веберовскую.

Class.jpg

4) Мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников.

Между любой из этих групп может возникать классовый конфликт.
Объективно, теория Вебера более соответствующая современному социуму, поэтому более признана, так как подтверждает, что капиталистическое общество сложное по устройству. Поэтому классовые различия связаны не только с наличием собственности (материальных ценностей), но и зависят от профессионального мастерства, владения интеллектуальной собственностью, образования, доступа к власти.

Характеристики Классовой стратификации

Классовым системам характерны следующие признаки:

  • классы не зависят от правовых и религиозных норм, классовую принадлежность не всегда можно получить по наследству (в зависимости от теории).
  • классовые системы мобильны, хотя эта мобильность несколько условна, ведь она зависит от стартовых возможностей человека и уровня его притязаний.

Внеклассовость индивида

Общество поделили на классы, чтобы различать людей между собой. В зависимости от принадлежности к тому или иному классу формировался стиль жизни, система поведения и комплекс ценностей каждого человека. Но всегда были и есть люди, которые считали для себя неприемлемым принадлежность к той или иной социальной прослойке. Таких индивидуумов принято называть маргиналами. Это люди, которые по собственной воле покинули одну культуру, группу, класс, но не приобщились к ценностям и образу жизни другой. Маргиналы частично ассимилированы в каждую культуры, но не приобщились ни к одной из них, постоянно находясь на границе.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Социальные классы — общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.

В социально-классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений) и неосновные классы (остатки прежних классов в новой формации или зарождающиеся классы), а также различные слои общества.

Деление на антагонистические (непримиримо борющиеся между собою) социальные классы впервые наиболее полно и развёрнуто описал Карл Маркс.

Социальные классы в марксизме

Общественные формации по философии марксизма обладают свойством антагонизма в зависимости от отношений людей к средствам производства. Согласно марксизму рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества разделены на несколько классов, включая два антогонистических класса (эксплуататоров и эксплуатируемых): сначала это были рабовладельцы и рабы; после — феодалы и крестьяне; наконец, в современном обществе, это буржуазия и пролетариат. Третьим класс — это, как правило, ремесленники, мелкие торговцы, свободные крестьяне, то есть те, кто имеет собственные средства производства, работает исключительно на себя, но при этом не использует другую рабочую силу, за исключением своей.

Однако К. остаются ещё и в социалистическом обществе, ликвидировавшем эксплуатацию. Полное уничтожение классового деления общества возможно только на весьма высокой ступени развития производительных сил и производственных отношений: оно требует не только отмены частной собственности на средства производства, но и преодоления старых форм общественного разделения труда, существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Отношения между К. социалистического общества основаны на совместном труде и сотрудничестве, а не на эксплуатации и взаимной борьбе. При социализме общество не делится больше на такие группы людей, из которых одна может, вследствие занимаемого ею места в системе общественного хозяйства, присваивать себе труд другой. В этом смысле коренные основы классового деления общества уже устранены. Тем не менее и к К. социалистического общества применимы важнейшие признаки, указанные в ленинском определении. Это К., объединенные социалистической системой хозяйства, однотипной общественной стоимостью на средства производства, совместным трудом, но в то же время еще различающиеся в рамках указанной общности по своему отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, формам распределения общественного дохода.

Научная теория К. выработана в результате длительного развития общественной мысли. О том, что общество делится на знатных и незнатных, богатых и бедных и т. д., было известно издавна. Но эти различия объяснялись волей бога, судьбой, природой людей и другими подобными причинами. Первые шаги к объяснению экономических основ разделения общества на К. сделали французские и английские экономисты конца XVIII — начала XIX вв. (отчасти Ф. Кенэ и главным образом А. Смит и Д. Рикардо). Однако, объясняя существование К. различием источников их дохода, Смит и Рикардо не смогли выяснить наиболее глубокие причины классового деления общества, которые коренятся не в способе распределения, а в способе производства. Притом Смит и особенно Рикардо рассматривали деление общества на К. не исторически; они считали капиталистические отношения естественными и вечными.

При анализе классовой структуры общества марксизм-ленинизм различает К. основные и неосновные, а также учитывает наличие различных групп, слоев внутри К. и промежуточных прослоек между К. Основными К. называются такие К., существование которых непосредственно вытекает из господствующего в данной общественно-экономической формации способа производства. Но наряду с господствующим способом производства в классовых формациях могут сохраняться и остатки прежних способов производства или возникать ростки новых способов производства или возникать ростки новых способов производства в виде особых укладов хозяйства. С этим связано существование неосновных, переходных К. В тех капиталистических странах, где сохранились значительные пережитки феодализма, существуют в качестве неосновных К. помещики, все более срастающиеся с буржуазией. В большинстве капиталистических стран имеются многочисленные слои мелкой буржуазии (ремесленники, мелкие крестьяне), которые по мере развития капитализма дифференцируются. Подвергая жесточайшей эксплуатации не только пролетариев, но и большую часть крестьян, капитализм создает условия, делающие возможным привлечение на сторону пролетариата трудящегося крестьянства, его эксплуатируемого большинства. Внутри К. обычно имеются различные слои, группы, интересы которых частично не совпадают. Так, например, в античном обществе имела место борьба между рабовладельческой аристократией и демократией, в которой отражались противоречия интересов различных слоев рабовладельцев. В капиталистическом обществе также существуют противоречия между интересами различных слоев буржуазии (например, монополистической и немонополистической буржуазии).

Развитие капитализма ведёт к изменениям в классовой структуре общества, которые, однако, вопреки утверждениям реформистов, не устраняют, а углубляют классовые антагонизмы. Важнейшие из этих изменений связаны, с одной стороны, с процессом роста монополистического капитализма и его перерастанием в государственно-монополистический капитализм, а с другой стороны, с развитием научно-технической революции. За последнее столетие в развитых капиталистических странах уменьшился удельный вес буржуазии в самодеятельном населении (если в середине XIX в. он превышал в Великобритании 8 %, то в 60-70-х гг. XX в. составляет в высокоразвитых капиталистических странах всего от 1-2 до 3-4 %). В то же время колоссально возросло богатство буржуазии. Внутри нее выделилась монополистическая верхушка, соединившая в своих руках экономическую и политическую власть. Интересы монополий оказались в противоречии с интересами не только трудящихся, но и мелких и даже части средних предпринимателей. В условиях государственно-монополистического капитализма ускорился процесс вытеснения и разорения мелких частных собственников (крестьян, ремесленников и др.) и сократился их удельный вес в населении. Вместе с тем возрос удельный вес работников наёмного труда. Доля наёмных работников достигла к 1969 в Великобритании 93,5 %, США — 91,6 %, ФРГ — 82,6 %, во Франции — 76,8 %, в Японии — 62,6 % общего состава самодеятельного населения. В общей массе лиц наёмного труда важнейшее место как по численности, так и по своей роли в производстве занимает современный рабочий класс.

Развитие капиталистического производства, и особенно развертывание научно-технической революции, ведет к существенным изменениям в структуре рабочего класса. Изменяется соотношение различных отрядов рабочего класса, прежде всего промышленного и сельскохозяйственного. В США в 1870 промышленный пролетариат относился к сельскохозяйственному как 1:1, в 1960 как 16:1; в Великобритании в 1951 как 14:1, в 1964 как 19:1; во Франции в 1954 как 6:1, в 1965 как 12:1; в ФРГ в 1950 как 7,4:1, в 1967 как 38:1.

В современных условиях рабочий класс не сводится к совокупности работников физического труда. Научно-техническая революция изменяет производственные функции рабочего, упраздняет ряд старых профессий, создает новые профессии, требующие более высокого уровня квалификации. Подавляющее большинство рабочих занято преимущественно физическим трудом, но развёртывание научно-технической революции ведёт к возрастанию доли умственного труда в производстве, который также создаёт прибавочную стоимость для капиталистов.

Изменения в социальной структуре капитализма создают предпосылки для все более тесного союза рабочего класса с широкими слоями трудящихся города и деревни. Сближение интересов крестьянства, городских средних слоев и интеллигенции с интересами рабочего класса способствует, как отметило международное Совещание коммунистических и рабочих партий (1969), сужению социальной базы монополий и открывает возможности для создания широкого союза всех антимонополистических и антиимпериалистических сил. Ведущей силой в этом союзе выступает рабочий класс, который всё больше становится центром притяжения всех трудящихся слоёв населения.

При оценке исторической роли каждого К. марксизм-ленинизм исходит из анализа его объективного положения в системе общественного производства, его условий жизни. Этим определяются его классовые интересы, которые, будучи осознаны, находят более или менее отчётливое выражение в его идеологии. Всемирно-историческая миссия рабочего класса определяется его положением в системе капиталистического производства и заключается в уничтожении буржуазного общества и создании бесклассового коммунистического общества. На протяжении тысячелетий существование К. было исторически необходимым. Оно было обусловлено, как отметил Ф. Энгельс, относительной неразвитостью производительных сил, когда развитие общества могло осуществляться лишь при закабалении массы трудящихся; при этом условии привилегированное меньшинство могло заниматься государственными делами, науками, искусствами и т. д. В связи с огромным ростом производительности труда, достигнутым крупной капиталистической промышленностью, возникли материальные предпосылки для уничтожения К. Существование какого бы то ни было господствующего эксплуататорского К. не только стало излишним, но превратилось в прямое препятствие для дальнейшего развития общества.

Рабочий класс в условиях развитого социализма является самым многочисленным К. общества. Его удельный вес в населении СССР возрос с 14,6 % в 1913 г., до 33,5 % в 1939 г. и 59,8 % в 1972 г. 1) Рабочий К. играет ведущую роль в обществе, обусловленную, во-первых, тем, что он трудится на предприятиях, находящихся во всенародной собственности, представляющих наиболее высокую форму социалистического хозяйства. 2) Рабочий класс составляет основную массу работников индустрии, которая является ведущей силой всего народного хозяйства. 3) Рабочий класс обладает наибольшим революционным опытом, закалкой, организованностью. Ведущая роль рабочего класса возрастает вместе с ростом его численности, общей культуры, образования, политической активности. Удельный вес рабочих, имеющих среднее и высшее образование, возрос в СССР с 8,4 % в 1939 г. и 39,6 % в 1959 г. до 64 % в 1972 г.

В отличие от рабочего класса, численность колхозного крестьянства сокращается (с 47,2 % в 1939 г. до 19,3 % в 1972 г.). Однако в условиях социализма это не является результатом пролетаризации и разорения крестьянства, наоборот, его благосостояние растет. Механизация сельского хозяйства рост технической вооруженности труда высвобождают излишки рабочей силы в деревне и вместе с тем изменяют характер труда крестьянина, делают его более производительным, сближают его с трудом рабочего. Удельный вес лиц с высшим и средним образованием среди колхозников составлял в 1939 г. всего 1,8 %, в 1959 г. — 22,6 % и в 1972 г. — 44 %. Общая социалистическая основа, на которой базируют своё существование рабочий класс и крестьянство, растущий уровень обобществления труда в деревне обусловливают неуклонное сближение этих классов.

Социализм ускоряет рост численности работников умственного труда и обусловливает сближение между работниками физического и умственного труда. С 1926 по 1971 число работников, занятых преимущественно умственным трудом, возросло в СССР более чем в 10 раз. Удельный вес служащих в населении СССР возрос с 2,4 % в 1913 г. до 16,7 % в 1939 г. и 20,9 % в 1972 г. В условиях социализма интеллигенция стала подлинно народной, она пополняется в растущей степени из среды рабочих, крестьян и др. слоев трудящихся и отдаёт свою творческую энергию делу народа.

Существование при социализме классовых и социальных различий делает необходимым точный учет в политике как интересов всего народа, так и интересов составляющих его классов и социальных групп. Сама природа социализма обусловливает постепенное сближение всех этих групп и стирание различий между ними. Этот процесс развертывается, прежде всего, в результате экономического и культурного подъема деревни, превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального. Рост обобществления труда в колхозах, развитие экономических связей между колхозами и государственным сектором ведут к сближению колхозной собственности с общенародной. В то же время на базе соединения научно-технической революции с преимуществами социализма идет процесс сближения труда физического с умственным. Таким образом, в процессе строительства развитого социалистического общества и его перерастания в коммунизм общество становится всё более социально однородным. Этот объективный процесс, однако, не развёртывается стихийно, а в огромной мере зависит от политики партии, которая направляет в одно общее русло деятельность всех социальных групп.

Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни. Структуризация означает, что неравенство институализируется, образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивыми моделями, обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды и группы находят соответствующие способы.

Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом.

Класс- большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.( Добр Крав)

Термин введен в научный оборот в начале XIXв. Его распространение отражало изменения в структуре западно-европейских обществ после индустриальных и политических революций конца 18 века. Феодальные ранговые различия начали утрачивать сове значение, в новые, развивающиеся социальные группы – торговые и промышленные капиталисты и городской рабочий класс на новых фабриках и заводах – определялись преимущественно в экономических терминах, на основании владения капиталом, или зависимостью от з/п. Термин применялся к разным обществам (сословным, феодальным), но лучше всего подходит для социального разделения в современных обществах, особенно в индустриальных. Следует отличать социальные классы (основанные на экономическом интересе) от статусных групп (престижностью профессии, культурным положением или происхождением).

Социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов и обычно выделяют 3 класса (но многие выделяют 5-6. неосновные классы возникают за счет выделения страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов).:

1. Высший. – из представителей богатых и влиятельных династий. Собственность → прочность положения →вне конкуренции → влияют на экономику и политику → преумножают богатства.

2. Средний – наемные работники – чиновники высшего и среднего уровня, инженеры, преподаватели, руководители среднего звена, мелкие и средние предприниматели. Гарант экономической и социальной стабильности в обществе.

3. Низший – наёмные рабочие, занятые преимущественно физическим трудом, низкооплачиваемая, низкоквалифицированная работа в торговле и сфере услуг. Отсутствие собственности, зависимость от высших классов (от з/п), низкие стандарты жизни.

Социальный класс- относительно устойчивое и однородное общественное образование, к которому можно отнести отдельных людей или семьи, имеющие схожие ценности, стиль жизни, интересы и поведение. (ВД))

Номинальная группа- статистическая категория, созданная ученым для целей измерения, счета социального состава. (ДК)

Реальная группа- большая социальная группа, члены которой осознают свою принадлежность к ней и способны действовать солидарно. (ДК)

Социологи чаще имеют дело с номинальными группами, т.е. с совокупностями людей, выделяемых по некоторым признакам, имеющим смысл для целей конкретного исследования (например группы по полу, возрасту, уровню дохода или комбинации нескольких таких поддающихся измерению характеристик).

Реальная же группа (ее признаки мы рассмотрим ниже) обладает, как правило, набором характеристик, за которыми скрывается имманентная данному социальному субъекту сущность - характер реальных отношений, связывающих людей между собой. Реальные группы выступают субъектами и объектами реальных отношений (власти, эксплуатации и т.д.). Они обладают: потребностями и интересами, которые можно измерить; общими социальными нормами; общими цен­ностями; взаимной идентификацией; сходной мотивацией; символами; стилем жизни. Для них характерны самовоспроизводство, отличная от других групп система социальных связей. Системообразующими характеристиками, преобразующими некую совокупность людей в реальную социальную группу (класс, слой), являются потребности и интересы. Под интересами понимаются социально обусловленные потребности - экономические, политические, духовные.




В социологии существуют два подхода к определению социальных классов:

1. Сторонники первого подхода: классы как реальные слои общества, имеющие четкие границы. 2. Приверженцы второго подхода представляют общество как по существу бесклассовое, где классовые различия размыты в силу их непрерывности, социальные классы в культурном отношении довольно одинаковы и просто отражают градации в ранге, а не указывают на строго очерченные социальные группы.

Отличия в концепциях в значительной мере обусловлены разными методами классификации социальных классов. Выделяют три метода: объективный, самооценочный и репутационный.

Объективный метод рассматривает социальный класс как статистическую категорию; это обусловило его название “объективный”, вовсе не означающее, что он более научный или беспристрастный, чем другие два: он объективен в том смысле, что для отнесения индивидов к определенному классу используются численно измеряемые критерии. Чаще всего индивидов относят к социальным классам исходя из их дохода, рода занятий или образования (или комбинации этих показателей), изучают корреляты класса: среднюю продолжительность жизни, психические заболевания, численность браков и разводов, политические взгляды, преступность и т.п. Это самый простой и дешевый метод, поскольку статистические данные можно получить от государственных учреждений. Однако “сырых” статистических данных недостаточно. В повседневной жизни люди оценивают друг друга по целому ряду стандартов, и помимо дохода, рода занятий, образования большое значение имеет смысл, вкладываемый окружающими в эти понятия.

Метод самооценки (называемый также субъективным) заключается в том, что человек идентифицирует социальный класс исходя из своей к нему принадлежности. Исследователи обычно просят респондентов назвать свой социальный класс. Класс рассматривается как социальная категория, т.е. сообщество, в котором индивиды группируются по признаку общности некоторых атрибутов. В этом смысле классовые различия могут соответствовать, а могут и не соответствовать тому, что социологи считают объективными логическими линиями раздела.

Основные преимущества субъективного подхода состоят в том, что его можно применять к изучению больших масс населения; кроме того, он является особенно полезным инструментом для прогнозирования политического поведения, поскольку самооценка человека определяет то, за кого он будет голосовать. Недостатки этого метода сводятся к следующему: класс, с которым человек себя отождествляет, может отражать его устремления, а не состояние в данный момент или оценки окружающих. Кроме того, определяя свое место в классовой структуре, человек обычно использует меньше категорий, чем в случае, когда он имеет дело с реальными людьми и оценивает их на основе более тонких различий.

Репутационный метод состоит в том, что респондентов просят определить положение, занимаемое в обществе другими. Сторонники этого метода рассматривают класс как социальную группу, члены которой ощущают единение и связаны друг с другом относительно стабильными отношениями. Таким образом, определение класса основывается на знании конкретных взаимодействий между людьми.

Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни. Структуризация означает, что неравенство институализируется, образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивыми моделями, обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды и группы находят соответствующие способы.

Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом.

Класс- большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.( Добр Крав)

Термин введен в научный оборот в начале XIXв. Его распространение отражало изменения в структуре западно-европейских обществ после индустриальных и политических революций конца 18 века. Феодальные ранговые различия начали утрачивать сове значение, в новые, развивающиеся социальные группы – торговые и промышленные капиталисты и городской рабочий класс на новых фабриках и заводах – определялись преимущественно в экономических терминах, на основании владения капиталом, или зависимостью от з/п. Термин применялся к разным обществам (сословным, феодальным), но лучше всего подходит для социального разделения в современных обществах, особенно в индустриальных. Следует отличать социальные классы (основанные на экономическом интересе) от статусных групп (престижностью профессии, культурным положением или происхождением).

Социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов и обычно выделяют 3 класса (но многие выделяют 5-6. неосновные классы возникают за счет выделения страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов).:

1. Высший. – из представителей богатых и влиятельных династий. Собственность → прочность положения →вне конкуренции → влияют на экономику и политику → преумножают богатства.

2. Средний – наемные работники – чиновники высшего и среднего уровня, инженеры, преподаватели, руководители среднего звена, мелкие и средние предприниматели. Гарант экономической и социальной стабильности в обществе.

3. Низший – наёмные рабочие, занятые преимущественно физическим трудом, низкооплачиваемая, низкоквалифицированная работа в торговле и сфере услуг. Отсутствие собственности, зависимость от высших классов (от з/п), низкие стандарты жизни.

Социальный класс- относительно устойчивое и однородное общественное образование, к которому можно отнести отдельных людей или семьи, имеющие схожие ценности, стиль жизни, интересы и поведение. (ВД))

Номинальная группа- статистическая категория, созданная ученым для целей измерения, счета социального состава. (ДК)

Реальная группа- большая социальная группа, члены которой осознают свою принадлежность к ней и способны действовать солидарно. (ДК)

Социологи чаще имеют дело с номинальными группами, т.е. с совокупностями людей, выделяемых по некоторым признакам, имеющим смысл для целей конкретного исследования (например группы по полу, возрасту, уровню дохода или комбинации нескольких таких поддающихся измерению характеристик).

Реальная же группа (ее признаки мы рассмотрим ниже) обладает, как правило, набором характеристик, за которыми скрывается имманентная данному социальному субъекту сущность - характер реальных отношений, связывающих людей между собой. Реальные группы выступают субъектами и объектами реальных отношений (власти, эксплуатации и т.д.). Они обладают: потребностями и интересами, которые можно измерить; общими социальными нормами; общими цен­ностями; взаимной идентификацией; сходной мотивацией; символами; стилем жизни. Для них характерны самовоспроизводство, отличная от других групп система социальных связей. Системообразующими характеристиками, преобразующими некую совокупность людей в реальную социальную группу (класс, слой), являются потребности и интересы. Под интересами понимаются социально обусловленные потребности - экономические, политические, духовные.

В социологии существуют два подхода к определению социальных классов:

1. Сторонники первого подхода: классы как реальные слои общества, имеющие четкие границы. 2. Приверженцы второго подхода представляют общество как по существу бесклассовое, где классовые различия размыты в силу их непрерывности, социальные классы в культурном отношении довольно одинаковы и просто отражают градации в ранге, а не указывают на строго очерченные социальные группы.

Отличия в концепциях в значительной мере обусловлены разными методами классификации социальных классов. Выделяют три метода: объективный, самооценочный и репутационный.

Объективный метод рассматривает социальный класс как статистическую категорию; это обусловило его название “объективный”, вовсе не означающее, что он более научный или беспристрастный, чем другие два: он объективен в том смысле, что для отнесения индивидов к определенному классу используются численно измеряемые критерии. Чаще всего индивидов относят к социальным классам исходя из их дохода, рода занятий или образования (или комбинации этих показателей), изучают корреляты класса: среднюю продолжительность жизни, психические заболевания, численность браков и разводов, политические взгляды, преступность и т.п. Это самый простой и дешевый метод, поскольку статистические данные можно получить от государственных учреждений. Однако “сырых” статистических данных недостаточно. В повседневной жизни люди оценивают друг друга по целому ряду стандартов, и помимо дохода, рода занятий, образования большое значение имеет смысл, вкладываемый окружающими в эти понятия.

Метод самооценки (называемый также субъективным) заключается в том, что человек идентифицирует социальный класс исходя из своей к нему принадлежности. Исследователи обычно просят респондентов назвать свой социальный класс. Класс рассматривается как социальная категория, т.е. сообщество, в котором индивиды группируются по признаку общности некоторых атрибутов. В этом смысле классовые различия могут соответствовать, а могут и не соответствовать тому, что социологи считают объективными логическими линиями раздела.

Основные преимущества субъективного подхода состоят в том, что его можно применять к изучению больших масс населения; кроме того, он является особенно полезным инструментом для прогнозирования политического поведения, поскольку самооценка человека определяет то, за кого он будет голосовать. Недостатки этого метода сводятся к следующему: класс, с которым человек себя отождествляет, может отражать его устремления, а не состояние в данный момент или оценки окружающих. Кроме того, определяя свое место в классовой структуре, человек обычно использует меньше категорий, чем в случае, когда он имеет дело с реальными людьми и оценивает их на основе более тонких различий.

Репутационный метод состоит в том, что респондентов просят определить положение, занимаемое в обществе другими. Сторонники этого метода рассматривают класс как социальную группу, члены которой ощущают единение и связаны друг с другом относительно стабильными отношениями. Таким образом, определение класса основывается на знании конкретных взаимодействий между людьми.

Читайте также: