Абсолютная монархия тгп кратко

Обновлено: 04.07.2024

Форма правления – это организация верховной власти гос-ва, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов гос-ва между собой. Основные формы правления – монархия и республика. Чрезвычайные формы правления – военная, революционная и иные виды диктатуры, которые в отличие от монархии основаны не на праве, а на силе.

В монархии глава гос-ва (монарх) занимает престол на праве престолонаследия, обладает полной неприкосновенностью личности, как политической так и юридической безответственностью. В большинстве случаев монарх один и никем не избирается, в некоторых арабских монархиях избирается членами правящей династии из числа ее членов В федерациях может быть несколько монархов, напр. в ОАЭ. Английская королева Елизавета II, напротив, является королевой не только Соединенного Королевства, но и, напр., Канады, Австралии.

В абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена, кроме естественного права (если монарх признает такие права за своими подданными) Сегодня абсолютные монархии существуют в некоторых африканских и арабских странах (Саудовская Аравия).

Сословно-представительная монархия существовала до абсолютизма и постепенно трансформировалась в абсолютную. Ее специфика в том что монарх привлекал к управлению гос-вом сословно-представительные (совещательные) органы Некоторые современные абсолютные монархии, напр. Ватикан, Саудовская Аравия, являются теократическими, т. е. глава гос-ва является и главой церкви.

В конституционной монархии (дуалистической или парламентарной) власть монарха ограничена писаной или неписаной конституцией в пользу органов народного представительства. При этом в дуалистической монархии правительство формируется и подотчетно монарху, а не парламенту, который имеет лишь ограниченные законодательные функции и утверждает бюджет.

Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.

1) единоличный характер власти;

2) власть передается по наследству;

3) пожизненное осуществление властных полномочий;

4) не зависит от воли населения;

5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.

Монархия была преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные революции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как монарх обычно являлся крупнейшим феодалом.

Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные.

В абсолютных монархиях отсутствуют органы или законы, которые могли бы ограничить власть монарха. Монарх контролирует все ветви власти. Фактически власть монарха ограничивается правящей семьей. (Саудовская Аравия)

Ограниченные разделяются на: дуалистические и парламентские.

В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная осуществляется парламентом. Полномочия парламента узки, правительство формируется монархом и ответственно перед ним. Монарх может распустить парламент или его нижнюю палату, наложить на законы парламента абсолютное вето. Акты монарха по юридической силы равны или даже выше законов парламента. (Иордания, Марокко)

В парламентской монархии монарх царствует, но не правит, роль его номинальная. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламентом. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. Иногда акты монарха не могут вступить в силу без контрассигнации, т.е. без подписания премьер-министром либо соответствующим министром. (Великобритания, Япония)

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единолично главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Виды Монархий

Монархические государства могут быть либо абсолютными, либо ограниченными.

Абсолютные монархии представляют собой государства, в которых верховная власть максимально сосредоточена в руках одного человека.

Основные признаки абсолютной монархии:

1) вся государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит одному лицу — монарху;
2) вся полнота государственной власти передается по наследству;
3) монарх пожизненно управляет страной, и нет правовых оснований его добровольного смещения;
4) отсутствует какая-либо ответственность монарха перед населением.

Примерами государств абсолютной монархии являются названные ранее:
семь княжеств Объединенных Арабских Эмиратов; Оман, Саудовская Аравия, Катар, город-государство Ватикан.

Большая часть монархий в современном мире ограничена компетенцией представительных и судебных органов публичной власти (ограниченная монархия).
К государствам с такой формой правления, в частности, можно отнести Австралию, Бельгию, Великобританию, Данию, Испанию, Канаду, Новую Зеландию, Норвегию, Швецию, Японию и др.

В этих странах на основании конституций формально или фактически государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

Признаки ограниченной монархии:

1) власть монарха ограничена наличием и деятельностью (компетенцией) представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти;

2) правительство формируется из представителей партий, победивших на выборах в парламент;

3) исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;

4) главой правительства является лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

5) законы принимаются парламентом, а подписание их монархом является формальным действием.

Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные.
Она полагает, что дуалистическая монархия характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными полномочиями.

"Дуализм состоит в том, — пишет Л.А. Морозова, — что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха".
Ученый объясняет это тем, что "монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т.е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы".(Бутан, Иордан, Марокко)

Признаки парламентарной монархии:

а) полномочия монарха формально и фактически ограничены компетенцией высшего законодательного органа;

б) монарх осуществляет в качестве главы государства только лишь представительные функции;

в) правительство формируется парламентом и ответственно перед ним;

г) исполнительная власть полностью принадлежит правительству.

К государствам парламентарной монархии относятся: Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.

Форма государства это система организации государствен­ной власти и ее устройство.

В современной науке под категорией формы государства понимаютособенности внутренней организации государства, по­рядок образования и структуру органов государственной власти, территориальное распределение власти и характер взаимоотно­шений центральной и местной власти, методы осуществления уп­равленческой деятельности государства.

В соответствии с таким подходом выделяют три составляющих формы государства: форму правления, форму государственного устройства и форму политического (государственно-правового) режима.

Понятие формы правления

Форма правления означает способ организации верховной госу­дарственной власти, структуру высших органов государства, поря­док их образования, срок полномочий, распределение компетенции между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участия в формировании органов власти.

В зависимости от того, как осуществляется власть — единолич­но и наследственно или коллегиально и на выборной основе, раз­личают две формы правления: монархию и республику.

Понятие монархии как формы правления. Исторические формы монархии

Монархия — это форма правления, при которой верховная го­сударственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением.

Переход власти не по наследству происходит в случае преры­вания династии либо в том случае, когда законодательством пре­дусмотрено избрание монарха (например, Речь Посполитая в XVI — ХVII вв.).

Монарх олицетворяет собой государство, действуя во внутрен­ней и внешней политике от своего имени.

Монархии существовали на всех этапах развития государствен­ности. В период рабовладения в странах Востока преобладали дес­потические монархии (восточная деспотия), существовавшие в го­сударствах азиатского способа производства и отличавшиеся практически неограниченной властью монарха (деспота),личность которого обожествлялась.

Античную форму монархии представляла Римская империя (I в. до н.э. — V в. н.э.). В ходе ее развития постепенно ликвидиро­вались республиканские институты, и власть монарха приобрела неограниченный характер.

В период Средневековья феодальные монархии прошли три эта­па развития.

Раннефеодальная монархия возникла в ходе разложения родо­вого строя. Она характеризуется слабостью центральной власти, сохранением пережитков родоплеменных отношений, личной зависимостью глав регионов (вассалов)от монарха (сюзерена). Основанные на остатках родового строя отношения личной зави­симости со временем утрачивали силу, что неизбежно вело к дроб­лению государства на мелкие территориальные единицы (княже­ства, герцогства, графства и др.).

Сословно-представительная монархия образуется вследствие преодоления периода раздробленности и формирования единых государств. В условиях слабости центральной власти монархам тре­бовалась поддержка основных групп населения — сословий. Воз­никали сословно-представительные органы, имеющие совеща­тельный характер и ограничивающие власть монарха в законода­тельной сфере (Генеральные штаты во Франции, Парламент в Англии, Земский собор в России). По мере формирования развет­вленного чиновничье-бюрократического аппарата и укрепления центральной власти монарх переставал нуждаться в сословно-представительных учреждениях. Происходил переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.




Абсолютная монархия характеризуется усилением власти монар­ха, который сосредоточивает в своих руках всю полноту законода­тельной, исполнительной и судебной власти, опираясь на поли­цию, армию, бюрократический аппарат. В период абсолютизма начинается процесс разложения феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Противоречия между молодой буржуази­ей и старыми феодальными порядками приводит к революции, в ходе которой происходит свержение монархии и установление республики (Франция) или достигается компромисс между бур­жуазией и феодалами, в результате чего сохраняется монархия в конституционной форме (Англия).

Характеристика абсолютной и ограниченной монархий

В науке выделяют неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархии.Последнюю подразделяют на дуали­стическуюи парламентарную.

Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким представительным органом и юриди­чески, т.е. отсутствуют парламент и конституция.

1. Монарх высту­пает единственным высшим органом государства.

2. В его лице соеди­няются все ветви власти.

3. Действия монарха никому не подконт­рольны.

Однако эти признаки абсолютной монархии имеют фор­мальное основание. На деле часто случалось, что формально нео­граниченный монарх испытывал сильное влияние со стороны сво­его окружения в силу состояния здоровья, характера, возраста. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире абсолютными монархиями остаются некоторые государства Ближ­него Востока, например, Саудовская Аравия. Разновидность абсолют­ной монархии — теократическая монархия,при которой монарх представляет и светскую и религиозную власть, например, Ватикан.

Ограниченная (конституционная) монархия — это форма прав­ления, при которой в силу основного закона государства — консти­туции — власть распределена между монархом и парламентом.

В за­висимости от объема полномочий этих двух органов выделяют дуалистические и парламентарные монархии.

В дуалистической монархии парламент имеет законодательные полномочия, монарх является главой исполнительной власти. Пар­ламент в таких государствах состоит, как правило, из двух палат. Нижняя палата формируется выборным путем, верхняя назна­чается монархом. Кроме того, монарх формирует правительство, которое ему подотчетно, имеет право вето (неутверждения зако­нов) и право неограниченного роспуска парламента. Дуалисти­ческая монархия имела широкое распространение в период ста­новления и развития буржуазных отношений (Германская импе­рия, Италия в конце XIX — начале XX в.). Современные примеры дуалистической монархии — Марокко и Иордания.

В парламентарной монархии власть монарха значительно огра­ничена, законодательная власть полностью принадлежит парламенту.

Тема: Формы государства. Формы правления

План:

Понятие формы государства, ее составляющие компоненты

Понятие формы правления

Понятие монархии как формы правления. Исторические формы монархии

Характеристика абсолютной и ограниченной монархий

Понятие республиканской формы правления. Исторические типы республики.

Современные республики, их виды

Понятие формы государства, ее составляющие компоненты

Форма государства это система организации государствен­ной власти и ее устройство.

В современной науке под категорией формы государства понимаютособенности внутренней организации государства, по­рядок образования и структуру органов государственной власти, территориальное распределение власти и характер взаимоотно­шений центральной и местной власти, методы осуществления уп­равленческой деятельности государства.

В соответствии с таким подходом выделяют три составляющих формы государства: форму правления, форму государственного устройства и форму политического (государственно-правового) режима.

Понятие формы правления

Форма правления означает способ организации верховной госу­дарственной власти, структуру высших органов государства, поря­док их образования, срок полномочий, распределение компетенции между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участия в формировании органов власти.

В зависимости от того, как осуществляется власть — единолич­но и наследственно или коллегиально и на выборной основе, раз­личают две формы правления: монархию и республику.

Понятие монархии как формы правления. Исторические формы монархии

Монархия — это форма правления, при которой верховная го­сударственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением.

Переход власти не по наследству происходит в случае преры­вания династии либо в том случае, когда законодательством пре­дусмотрено избрание монарха (например, Речь Посполитая в XVI — ХVII вв.).

Монарх олицетворяет собой государство, действуя во внутрен­ней и внешней политике от своего имени.

Монархии существовали на всех этапах развития государствен­ности. В период рабовладения в странах Востока преобладали дес­потические монархии (восточная деспотия), существовавшие в го­сударствах азиатского способа производства и отличавшиеся практически неограниченной властью монарха (деспота),личность которого обожествлялась.

Античную форму монархии представляла Римская империя (I в. до н.э. — V в. н.э.). В ходе ее развития постепенно ликвидиро­вались республиканские институты, и власть монарха приобрела неограниченный характер.

В период Средневековья феодальные монархии прошли три эта­па развития.

Раннефеодальная монархия возникла в ходе разложения родо­вого строя. Она характеризуется слабостью центральной власти, сохранением пережитков родоплеменных отношений, личной зависимостью глав регионов (вассалов)от монарха (сюзерена). Основанные на остатках родового строя отношения личной зави­симости со временем утрачивали силу, что неизбежно вело к дроб­лению государства на мелкие территориальные единицы (княже­ства, герцогства, графства и др.).

Сословно-представительная монархия образуется вследствие преодоления периода раздробленности и формирования единых государств. В условиях слабости центральной власти монархам тре­бовалась поддержка основных групп населения — сословий. Воз­никали сословно-представительные органы, имеющие совеща­тельный характер и ограничивающие власть монарха в законода­тельной сфере (Генеральные штаты во Франции, Парламент в Англии, Земский собор в России). По мере формирования развет­вленного чиновничье-бюрократического аппарата и укрепления центральной власти монарх переставал нуждаться в сословно-представительных учреждениях. Происходил переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.

Абсолютная монархия характеризуется усилением власти монар­ха, который сосредоточивает в своих руках всю полноту законода­тельной, исполнительной и судебной власти, опираясь на поли­цию, армию, бюрократический аппарат. В период абсолютизма начинается процесс разложения феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Противоречия между молодой буржуази­ей и старыми феодальными порядками приводит к революции, в ходе которой происходит свержение монархии и установление республики (Франция) или достигается компромисс между бур­жуазией и феодалами, в результате чего сохраняется монархия в конституционной форме (Англия).

Характеристика абсолютной и ограниченной монархий

В науке выделяют неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархии.Последнюю подразделяют на дуали­стическуюи парламентарную.

Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким представительным органом и юриди­чески, т.е. отсутствуют парламент и конституция.

1. Монарх высту­пает единственным высшим органом государства.

2. В его лице соеди­няются все ветви власти.

3. Действия монарха никому не подконт­рольны.

Однако эти признаки абсолютной монархии имеют фор­мальное основание. На деле часто случалось, что формально нео­граниченный монарх испытывал сильное влияние со стороны сво­его окружения в силу состояния здоровья, характера, возраста. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире абсолютными монархиями остаются некоторые государства Ближ­него Востока, например, Саудовская Аравия. Разновидность абсолют­ной монархии — теократическая монархия,при которой монарх представляет и светскую и религиозную власть, например, Ватикан.

Ограниченная (конституционная) монархия — это форма прав­ления, при которой в силу основного закона государства — консти­туции — власть распределена между монархом и парламентом.

В за­висимости от объема полномочий этих двух органов выделяют дуалистические и парламентарные монархии.

В дуалистической монархии парламент имеет законодательные полномочия, монарх является главой исполнительной власти. Пар­ламент в таких государствах состоит, как правило, из двух палат. Нижняя палата формируется выборным путем, верхняя назна­чается монархом. Кроме того, монарх формирует правительство, которое ему подотчетно, имеет право вето (неутверждения зако­нов) и право неограниченного роспуска парламента. Дуалисти­ческая монархия имела широкое распространение в период ста­новления и развития буржуазных отношений (Германская импе­рия, Италия в конце XIX — начале XX в.). Современные примеры дуалистической монархии — Марокко и Иордания.

В парламентарной монархии власть монарха значительно огра­ничена, законодательная власть полностью принадлежит парламенту.

Выделяют три элемента формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-политический режим.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической

формы управления являются:

- существование единоличного главы государства, своей властью пожизненно (царь, император);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия делится на: абсолютную; ограниченную; дуалистическую; теократическую; парламентарную.

Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. Признаки парламентской монархии (Япония, Великобритания, Швеция):

- правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Иордания).

Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республиканской формы правления:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Республики делятся на парламентские, президентские и смешанные.

Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Италия, Финляндия, ФРГ). В такой республике правительство формируется парламентским путем. Глава государства в подобных республиках избирается парламентом. Глава правительства назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия).

Характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

ответственности перед парламентом), а с другой — возникают полупарламентарные республики. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки (Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.). Второй путь создания смешанных, гибридных форм

был указан Французской Конституцией 1958 г. и со значительными изменениями воспринят Грецией (по Конституции 1975 г.), Португалией (по Конституции 1976 г. до последующих изменений), рядом развивающихся стран (Мадагаскар, Алжир и т. д.), где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом: он может выразить им недоверие, порицание. В этих государствах фактическим руководителем правительства является президент, что сближает их с президентскими республиками, под его председательством созываются так называемые официальные заседания правительства, но наряду с этим имеется конституционная должность премьер-министра. Его и членов правительства назначает президент, но ответственно правительство перед парламентом, что отличает данную форму от президентской республики и сближает с парламентской. Причем эта ответственность крайне затруднена.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное; федеративное; конфедеративное.

Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают (Франция, Италия, Великобритания, Испания, Китай).

- единые, общие для всей страны высшие исполнительные, законодательные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства государственным суверенитетом не обладают;

- все внешние международные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация — единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований) (Россия, США, ФРГ, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия).

- территория состоит из территорий ее отдельных

- верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

- субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие государственные органы;

- существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

- в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;

- основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы.

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных(союзных) государственных органов. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов — право наций на самоопределение (т. е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство. Таким образом, основное различие между территори-

альной и национальной федерациями состоит в том, что в национальной федерации степень суверенности субъектов значительно выше, чем в территориальной.

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерации представляют собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (Объединенная Арабская республика (ОАР) распалась после выхода из ее состава в 1961 году Египта), либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией и США. Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Государственно-политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Все государственно-политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.

Для демократического политического режима характерны следующие признаки:

1. предоставление широкой свободы личности и организациям;

2. признание равноправия граждан;

3. реальная гарантированность прав и свобод личности;

4. возможность участия граждан в осуществлении государственной власти;

5.наличие судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония;

6. разделение властей;

7. наличие легальной оппозиции власти;

8. плюрализм политических течений и идеологий;

9. признание конституционности и законности.

Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки политических сил в обществе и в государственном механизме и т. д.

Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:

1. ущемление прав и свобод личности;

2. огосударствление всех общественных организаций;

3. фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности;

4. милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата;

5. отсутствие легальной оппозиции власти;

6. фактическая ликвидация парламентаризма и политических партий;

7. концентрация власти в руках главы государства

8. отказ от принципов конституционности и законности;

9. применение политических репрессий.

Разновидностями антидемократических режимов являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Читайте также: