Этика ученых это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов. Существуют детально разработанные правила о том, каким условиям должны отвечать соавторы научной статьи. Ниже приведена выдержка из правил, разработанных в Гарвардском Университете [1] :

Научная этика — это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.

Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:

  1. Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
  2. Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.
  3. Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
  4. Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Содержание

История научной этики

С XIX века научная деятельность стала профессиональной. Этика науки стала видом профессиональной этики.

Современная научная этика

Современная научная этика характеризуется следующим:

  • универсальная цель — получение и расширение сферы объективного знания;
  • соответствует нормам толерантности.

Примечания

Литература

Ссылки

  • Науковедение
  • Научное сообщество
  • Этика

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Научная этика" в других словарях:

Научная картина мира — (сокр. НКМ) одно из основополагающих понятий в естествознании особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и… … Википедия

этика психолога профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью (см.… … Большая психологическая энциклопедия

этика — и; ж. [от греч. ēthos обычай] 1. Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Э. Гегеля. Материалистическая э. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой л. общественной или профессиональной группы. Э. человеческих… … Энциклопедический словарь

Научная журналистика — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Научная журналистика область журналистики, которая используется для создан … Википедия

этика — и; ж. (от греч. ēthos обычай) см. тж. этический, этически 1) Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Э/тика Гегеля. Материалистическая э/тика. 2) Совокупность норм поведения, мораль какой л. общественной или… … Словарь многих выражений

Живая этика — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Агни (значения). Живая Этика, или Агни Йога … Википедия

профессиональная этика психолога — психолог: этика профессиональная реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами,… … Большая психологическая энциклопедия

психолог: этика профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. В… … Большая психологическая энциклопедия

Научное исследование — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Этика ученого по своей направленности исследует объективную нравственность, реализуемую в оценках, нормах, которым следуют субъекты, включенные прямо в научную деятельность. Она сосредоточивает внимание на таких теоретико-методологических проблемах: какова гуманистическая миссия науки и ее своеобразное отношение к добру и счастью людей; допустим ли контроль общественности (правовой и нравственный в особенности) в связи с применением разнообразных научных достижений; как соотносится уровень научных и профессиональных знаний ученого с этикой его поведения и деятельности; как соотносится свобода научного творчества личности и социально-нравственная ответственность ученого.

Методологической основой этики ученого выступают мировоззренческая культура, культура мышления личности, научная культура. При этом каждая из них имеет свои особенности и играет важную роль в духовном мире ученого, его нравственных ориентациях. Мировоззренческая культура включает совокупность убеждений и ценностных установок индивида, общества в целом. В структурном плане она состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: натуралистический, раскрывающий отношение человека к природной среде; гуманистический, рассматривающий осознание личностью своей социальной направленности; гносеологический, отражающий стремление человека к познанию окружающего мира природы и общества. Уровень мировоззренческой культуры ученого, с одной стороны, представляет собой отражение степени его интеллектуальности, нравственного развития, а с другой — детерминирован уровнем общей культуры субъекта.

Культура мышления — один из видов культуры, который опирается на приоритетное значение знаний и убеждений в становлении, развитии и жизнедеятельности личности. В широком смысле культура мышления вбирает осознанное применение человеком способностей и возможностей для усвоения духовных богатств и их использования в социально значимых целях.

В узком смысле культура мышления означает степень совершенства восприятия и освоения знаний, достигнутых человеком в ходе обучения, воспитания и самовоспитания. Культура мышления достигается как высоким общим развитием личности, так и освоением весьма важных областей знаний, прежде всего логики, литературного языка, ораторского искусства, основательной подготовкой к публичным выступлениям, мобилизацией интеллектуальных и эмоционально-чувственных компонентов духовного мира личности.

В условиях современного развития науки культура мышления ученого не может быть равнодушной к морали, как регулятивной составляющей научного познания. Однако такой процесс взаимосвязи носит противоречивый характер. Так, деструктивная деятельность, в том числе и ряда ученых, приобретает глобальные масштабы, что становится реальной угрозой жизни на Земле. Тяжелое бремя гонки вооружений, создание оружия разрушительной силы, грозящей гибелью человеческой цивилизации, обострение экологической ситуации на планете и др. с особой остротой ставят вопрос о моральной ответственности ученого за результаты научно- технического прогресса и связанные с ними политические решения.




Когнитивная деятельность ученых в современную эпоху в значительной мере утрачивает черты корпоративной замкнутости. Сами ответственные ученые, да и общественность в целом стремятся найти эффективные механизмы контроля за ней. Не случайно поэтому те или иные решения глобальных проблем (экологических, ядерной энергетики, медико-биологических, продовольственных и др.) в разных странах становятся предметом общественно-политических дискуссий, вызывают острые социальные напряженности в различных регионах мира и странах.

Вот почему ученый ответствен перед обществом и своей совестью не только за принимаемые им решения научного характера и их политические последствия, но и за то, каким образом функционируют в обществе те специальные знания, в сфере которых он выступает авторитетом [165] .

Более того, стремясь навязать обществу непродуктивные и нередко социально неадекватные его перспективам развития решения, их творцы вместе с заинтересованными политическими деятелями прибегают к фальшивому приему, утверждая, что нет альтернативы тем или иным направлениям. Так, ученые военно-технической направленности вместе с политическим руководством США активно создают систему противоракетной обороны вблизи границ России под мнимым предлогом защиты стран Европы от таких государств, как КНДР и Иран, якобы представляющих опасность для европейских государств.

Исходная этическая установка, определяющая (явно или латентно) характер творческой деятельности некоторых представителей современной науки, выражается в том, что идея служения истине или научно- техническому прогрессу якобы не нуждается в моральных оправданиях. А в свою очередь, постижение истины предстает в виде самодостаточного феномена для ее нравственного оправдания.

Вместе с тем вряд ли целесообразно категорически утверждать, что технократически мыслящие люди совершенно не осознали значимости нравственных аспектов принимаемых решений (например, о космическом оружии). Между тем они зачастую перекладывают ответственность за них на политических и государственных деятелей, на социальные институты общества.

Однако характер и результаты научного познания не сводятся к простому созерцанию вечных и вновь открытых научных истин, а представляют определенную социальную направленность, важной стороной которой является ее нравственная ценность, а следовательно, и оценка.

Достижения ученых в различных отраслях науки в современном мире значительны. При этом никаких ограничений на их использование в антигуманных целях не существовало бы в отсутствие такого действенного контроля, как совесть ученого, выполняющего в сфере научной деятельности свой общечеловеческий долг.

Проблема социальной ответственности ученого имеет, прежде всего, нравственное измерение. Но до сих пор далеко не все представители науки осознают моральную ответственность за негативные последствия своей деятельности по отношению к человечеству. Среди тех, кто первыми обратили внимание не только на политическую, но и на нравственную составляющие оценки последствий деятельности ученого, в середине XX в. были Ф. Жолио-Кюри, А. Эйнштейн, Б. Рассел, А. И. Крылов, И. Л. Кнунянц и др.

Моральная ответственность ученого возрастает также за те рекомендации, которые им предлагаются с целью оптимизации путей исследований, способы и сферы реализации материальных затрат на научные исследования, определение наиболее важных (на конкретном этапе общественного развития) отраслей науки и их внедрение. Заметим, что в отечественной истории известны негативные последствия, связанные с субъективистским подходом к генетике, кибернетике, социологии и другим отраслям современной науки [166] [167] .

Осознанная ответственность ученого за судьбы общества побуждает его к деятельности, направленной на гуманизацию науки и областей приложения полученных им итогов. Важным направлением в современной деятельности ученого выступает расширение и углубление поля теоретического исследования в области биомедицинской этики, реализация теоретических исследований в конструктивные решения проблем трансплантации органов, состояния человека на пороге клинической смерти.

Таким образом, научная деятельность развивается исходя из своих специфических законов, в соответствии с внутренней логикой движения теории. Однако в то же время она детерминируется закономерностями добросовестного соблюдения им профессиональной этики и оценки последствий общественного развития. Вместе с тем требование научной взыскательности и взвешенности результатов деятельности ученого предполагают анализ его труда с позиций гуманизма и блага людей.

Этика ученого по своей направленности исследует объективную нравственность, реализуемую в оценках, нормах, которым следуют субъекты, включенные прямо в научную деятельность. Она сосредоточивает внимание на таких теоретико-методологических проблемах: какова гуманистическая миссия науки и ее своеобразное отношение к добру и счастью людей; допустим ли контроль общественности (правовой и нравственный в особенности) в связи с применением разнообразных научных достижений; как соотносится уровень научных и профессиональных знаний ученого с этикой его поведения и деятельности; как соотносится свобода научного творчества личности и социально-нравственная ответственность ученого.

Методологической основой этики ученого выступают мировоззренческая культура, культура мышления личности, научная культура. При этом каждая из них имеет свои особенности и играет важную роль в духовном мире ученого, его нравственных ориентациях. Мировоззренческая культура включает совокупность убеждений и ценностных установок индивида, общества в целом. В структурном плане она состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: натуралистический, раскрывающий отношение человека к природной среде; гуманистический, рассматривающий осознание личностью своей социальной направленности; гносеологический, отражающий стремление человека к познанию окружающего мира природы и общества. Уровень мировоззренческой культуры ученого, с одной стороны, представляет собой отражение степени его интеллектуальности, нравственного развития, а с другой — детерминирован уровнем общей культуры субъекта.

Культура мышления — один из видов культуры, который опирается на приоритетное значение знаний и убеждений в становлении, развитии и жизнедеятельности личности. В широком смысле культура мышления вбирает осознанное применение человеком способностей и возможностей для усвоения духовных богатств и их использования в социально значимых целях.

В узком смысле культура мышления означает степень совершенства восприятия и освоения знаний, достигнутых человеком в ходе обучения, воспитания и самовоспитания. Культура мышления достигается как высоким общим развитием личности, так и освоением весьма важных областей знаний, прежде всего логики, литературного языка, ораторского искусства, основательной подготовкой к публичным выступлениям, мобилизацией интеллектуальных и эмоционально-чувственных компонентов духовного мира личности.

В условиях современного развития науки культура мышления ученого не может быть равнодушной к морали, как регулятивной составляющей научного познания. Однако такой процесс взаимосвязи носит противоречивый характер. Так, деструктивная деятельность, в том числе и ряда ученых, приобретает глобальные масштабы, что становится реальной угрозой жизни на Земле. Тяжелое бремя гонки вооружений, создание оружия разрушительной силы, грозящей гибелью человеческой цивилизации, обострение экологической ситуации на планете и др. с особой остротой ставят вопрос о моральной ответственности ученого за результаты научно- технического прогресса и связанные с ними политические решения.

Когнитивная деятельность ученых в современную эпоху в значительной мере утрачивает черты корпоративной замкнутости. Сами ответственные ученые, да и общественность в целом стремятся найти эффективные механизмы контроля за ней. Не случайно поэтому те или иные решения глобальных проблем (экологических, ядерной энергетики, медико-биологических, продовольственных и др.) в разных странах становятся предметом общественно-политических дискуссий, вызывают острые социальные напряженности в различных регионах мира и странах.

Вот почему ученый ответствен перед обществом и своей совестью не только за принимаемые им решения научного характера и их политические последствия, но и за то, каким образом функционируют в обществе те специальные знания, в сфере которых он выступает авторитетом [165] .

Более того, стремясь навязать обществу непродуктивные и нередко социально неадекватные его перспективам развития решения, их творцы вместе с заинтересованными политическими деятелями прибегают к фальшивому приему, утверждая, что нет альтернативы тем или иным направлениям. Так, ученые военно-технической направленности вместе с политическим руководством США активно создают систему противоракетной обороны вблизи границ России под мнимым предлогом защиты стран Европы от таких государств, как КНДР и Иран, якобы представляющих опасность для европейских государств.

Исходная этическая установка, определяющая (явно или латентно) характер творческой деятельности некоторых представителей современной науки, выражается в том, что идея служения истине или научно- техническому прогрессу якобы не нуждается в моральных оправданиях. А в свою очередь, постижение истины предстает в виде самодостаточного феномена для ее нравственного оправдания.

Вместе с тем вряд ли целесообразно категорически утверждать, что технократически мыслящие люди совершенно не осознали значимости нравственных аспектов принимаемых решений (например, о космическом оружии). Между тем они зачастую перекладывают ответственность за них на политических и государственных деятелей, на социальные институты общества.

Однако характер и результаты научного познания не сводятся к простому созерцанию вечных и вновь открытых научных истин, а представляют определенную социальную направленность, важной стороной которой является ее нравственная ценность, а следовательно, и оценка.

Достижения ученых в различных отраслях науки в современном мире значительны. При этом никаких ограничений на их использование в антигуманных целях не существовало бы в отсутствие такого действенного контроля, как совесть ученого, выполняющего в сфере научной деятельности свой общечеловеческий долг.

Проблема социальной ответственности ученого имеет, прежде всего, нравственное измерение. Но до сих пор далеко не все представители науки осознают моральную ответственность за негативные последствия своей деятельности по отношению к человечеству. Среди тех, кто первыми обратили внимание не только на политическую, но и на нравственную составляющие оценки последствий деятельности ученого, в середине XX в. были Ф. Жолио-Кюри, А. Эйнштейн, Б. Рассел, А. И. Крылов, И. Л. Кнунянц и др.

Моральная ответственность ученого возрастает также за те рекомендации, которые им предлагаются с целью оптимизации путей исследований, способы и сферы реализации материальных затрат на научные исследования, определение наиболее важных (на конкретном этапе общественного развития) отраслей науки и их внедрение. Заметим, что в отечественной истории известны негативные последствия, связанные с субъективистским подходом к генетике, кибернетике, социологии и другим отраслям современной науки [166] [167] .

Осознанная ответственность ученого за судьбы общества побуждает его к деятельности, направленной на гуманизацию науки и областей приложения полученных им итогов. Важным направлением в современной деятельности ученого выступает расширение и углубление поля теоретического исследования в области биомедицинской этики, реализация теоретических исследований в конструктивные решения проблем трансплантации органов, состояния человека на пороге клинической смерти.

Таким образом, научная деятельность развивается исходя из своих специфических законов, в соответствии с внутренней логикой движения теории. Однако в то же время она детерминируется закономерностями добросовестного соблюдения им профессиональной этики и оценки последствий общественного развития. Вместе с тем требование научной взыскательности и взвешенности результатов деятельности ученого предполагают анализ его труда с позиций гуманизма и блага людей.

Каждому человеку, интересующемуся наукой, будет полезно знать, каковы основные положения этики ученых — особенно если он собирается посвятить науке свою жизнь и начать заниматься научной деятельностью. Ведь вопросы, связанные со значительным количеством разнообразных исследований, не могут не затрагивать тематику морали и нравственности. Именно поэтому существует большое количество международных и локальных законодательных актов относительно этики ученого. Ведь необходимо обеспечивать развитие науки в таком виде, чтобы она не становилась сама по себе целью, достижение которой оправдывало использование любых средств.

Этика ученого — что это такое

Наука — это основа развития человечества, и именно благодаря научно-техническому прогрессу люди стали чем-то большим, чем просто представителями животного мира. Однако сама по себе наука порождает множество морально-этических проблем и вопросов. Именно из-за этого еще в древности возникла необходимость формирования определенных принципов профессиональной этики ученых.

Огромное количество научных достижений принесли значительное количество вреда человечеству, и с ускорением научно-технического прогресса объем такого потенциального вреда лишь увеличивается. Эксперименты нацистских и японских врачей над живыми людьми, создание и использование ядерной бомбы, разработки химического и биологического оружия — все эти однозначно негативные достижения человечества возникли именно благодаря науке.

Таким образом, можно определить само понятие этики ученых. Профессиональная научная этика — это комплекс моральных и нравственных принципов и норм, которых следует придерживаться научному сообществу в рамках проведения исследований, экспериментов и изысканий. Кроме этого, под научной этикой также подразумевают непосредственно дисциплину, изучающую вопросы возникновения, развития, взаимодействия и исчезновения моральных и нравственных нормативов в сфере науки и исследовательской деятельности.

Профессиональная этика ученого призвана установить определенные границы в вопросах целесообразности проведения научных изысканий, привязать научные исследования и эксперименты к действующим принципам общественной морали, а также разрешить самые базовые конфликты общественных нравственных принципов с необходимостью проведения научных исследований. Соответственно этому, профессиональная научная этика формируется под действием двух основных факторов:

  • Действующих принципов общественной нравственности и морали. Наука не должна противоречить общей морали и нравственности, по крайней мере в базовых идеях и принципах. В то же время, наука не может безгранично следовать сугубо общественной морали и нравственности, так как иначе не будет возможностей для развития. Нравственные ограничения не должны препятствовать науке, создавая абсолютные преграды.
  • Профессиональных идей и принципов научного сообщества. Определенные принципы научной этики устанавливаются конечно же самим сообществом ученых, с учетом всех особенностей их профессиональной деятельности и потребностей общества в научном прогрессе.

Таким образом, научная этика не является целиком стабильной. Она адаптируется к общественному мнению, а также опирается на текущие идеи и достижения научно-технического прогресса и научной мысли. Так, астрономические изыскания в Средние века часто осуждались общественной моралью, равно как и попытки пересмотреть достижения греческих ученых, однако впоследствии стали нормой.

Соответственно и многие запретные на сегодняшний день темы и направления исследований могут стать допустимыми в будущем. И напротив — когда в середине 20-го века некоторые ученые и медики считали допустимыми исследования, проводимые над людьми без их согласия, то сейчас такие действия считаются недопустимыми. А значит — ряд нынешних нормативов морали и нравственности могут считаться для будущего человечества чем-то аморальным и неприменимым в их жизни.

Сейчас нет единой точки зрения на этику ученых в принципе. Многие спорные вопросы в сфере этики обсуждаются в научном сообществе в целом. В различных странах также могут отличаться подходы к научной этике, которая адаптируется под моральные и нравственные ценности культуры и государства.

Критика концепции этики науки — тезис ценностной нейтральности

Один из самых распространенных в научной среде тезисов, которым пользуются критики концепции этики в науке в целом — это тезис ценностной нейтральности науки. Согласно мнению сторонников этого мнения, любые попытки применения каких-либо моральных и этических принципов к научным исследованиям являются излишними и даже вредными, так как наука сама по себе — абсолютно нейтральный процесс, который не следует оценивать моральными и этическими критериями.

Дополнительные аргументы этому тезису придает также историческая парадигма развития науки и общественной морали. В течение многих лет различные установленные обществом моральные и нравственные препятствия и ограничения приводили к значительному торможению скорости научного прогресса — и спорить с этим фактом нельзя. Сторонники тезиса ценностной нейтральности науки также считают, что любая ответственность за неэтичное использование достижений научного прогресса не может быть возложена непосредственно на ученых и исследователей — ведь фактически в деструктивных целях используются достижения науки не ими.

В то же время, данный тезис сам по себе имеет куда большее количество противников, чем сторонников. К главным аргументам против использования тезиса нейтральности науки можно отнести следующие факты:

  1. Наука сама по себе уже оперирует определенным ценностным мышлением. Так, в научном сообществе, сколь бы оно ни было абстрагировано от вопросов морали и нравственности, существуют нематериальные ценности — простота, рациональность, проверяемость, применимость исследований.
  2. Устранение концепции ценностей и этики из сферы науки позволяет ученым эксплуатировать свой статус и фактически гуманизирует различные действия, способные нанести вред как отдельным людям, так и обществу в целом. Например, сторонники ценностной нейтральности обходят стороной вопросы испытаний на людях без их согласия.
  3. Сама по себе этика не является сугубо ненаучным понятием. Вопросы морали и нравственности, точно так же как и научные тезисы и исследования могут быть обсуждаемыми и дискутируемыми. Иначе бы человеческое общество не изменялось с течением времени и не отказывалось от устаревших моральных норм и принципов, равно как и не вырабатывало бы новые подходы к морали и нравственности.

Таким образом, в большинстве официальных научных кругов все же имеет место принятие хотя бы базовых принципов научной этики, и очень малое количество известных ученых и тем более представителей ненаучной общественности, согласны с абсолютным отказом от внедрения понятий нравственности и морали в рамках научных исследований и изысканий.

Зачем необходима научная этика

замещающих государственные должностиМожно выделить следующие задачи профессиональной этики ученых:

Это лишь базовый перечень задач, которые стоят перед профессиональной этикой в сфере науки в целом. В каждом конкретном направлении научной деятельности, а также в отдельных странах и государствах, профессиональная этика ученых может различаться как в отношении используемых принципов и правил, так и в отношении задач, которые решаются при ее помощи.

Основные положения этики ученых

Можно выделить основные положения этики ученых, принимаемые подавляющим большинством стран мира и специалистов в сфере научной деятельности:

Правовое регулирование этики ученых в разных странах мира

С точки зрения мирового законодательства, существует ряд нормативных документов, касающихся и вопросов проведения научных исследований. Так, есть международные документы, принятые в рамках ООН и ВОЗ, которые определяют принципы проведения научных исследований и устанавливают ряд запретов именно по этическими и нравственным критериям. В частности, одним из наиболее часто обсуждаемых в современном обществе вопросов является международно одобренный запрет на клонирование человека.

При этом необходимо понимать, что помимо международного законодательства, различные направления исследований могут ограничиваться также национальными законами и иметь разные степени правового регулирования в различных странах. Так, например, исследования рядя наркотических веществ на территории РФ могут быть ограничены, в то время как в США проведение таких исследований может быть целиком и полностью законно с минимальными ограничениями.

Более того, различные законодательные нормативы в разных странах мира могут предполагать разный порядок регулирования исследований в различных сферах деятельности, что тоже следует учитывать при рассмотрении принципов профессиональной этики ученого.

  • Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями.

В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов. Существуют детально разработанные правила о том, каким условиям должны отвечать соавторы научной статьи. Ниже приведена выдержка из правил, разработанных в Гарвардском Университете:

Научная этика — это не только административные правила, но также и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.

Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:

Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.

Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от характеристик её автора, например, его социального статуса.

Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.

Связанные понятия

Этический кодекс или моральный кодекс — система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.

Экологи́ческая э́тика — прикладная дисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке этики и экологии. Экологическая этика увязывает в единый нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними.

Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основной научной картиной мира, поскольку описывает законы его развития.

Интегральный подход (интегральная теория) — подход к человеку, обществу и науке, затрагивающий все сферы человеческой деятельности, осуществляемый в рамках систематической холистической философии.

Упоминания в литературе

Первая курсовая работа по специализации пишется на втором году обучения, представляет собой результат ознакомления студента с основными точками зрения в дискуссии по избранной им теме и имеет вид расширенного реферата с собственными выводами. Ее объем не превышает 15–20 стандартных страниц, выводы составляют 1–2 страницы[7]. Начиная с первого курсового сочинения студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности тщательным и аккуратным составлением библиографии, что обеспечит ему рациональное использование сил и времени в дальнейшей учебе и в работе по профессии.

Связанные понятия (продолжение)

Сравни́тельный ме́тод — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

Либерта́рно-юриди́ческая тео́рия пра́ва и госуда́рства (равнозначно: либертарная теория права и государства; либертарная теория права) — концепция понимания права и государства, разработанная академиком РАН Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем в 70-90-х гг. XX века, представляющая собой самостоятельное направление в российской философии права, конкурирующее с иными типами понимания права в России (позитивистской теорией права во всех её вариантах, естественно-правовым направлением и другими). Стала.

Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов.

Моше́нничество в нау́ке (нау́чное моше́нничество) (англ. Scientific misconduct, англ. Scientific fraud, англ. Research misconduct ) — преднамеренный обман, который совершается учёными для получения незаслуженной, либо незаконной выгоды. Наиболее серьёзными разновидностями научного мошенничества являются плагиат и фальсификация данных.

Эволюцио́нная эпистемоло́гия — теория познания, являющаяся разделом эпистемологии и рассматривающая рост знания как продукт биологической эволюции.

Опровержение — рассуждение, направленное против тезиса с целью установления факта его ложности (иногда недоказанности).

Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов: 1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники; 2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную.

Функционали́зм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологии (Уильям Джемс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер). Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (см. Зона Брока, Зона.

Медицинская этика (медицинская деонтология) — дисциплина раздела прикладной этики, изучающая медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Эмпирические исследования – наблюдение и исследование конкретных явлений, эксперимент, а также обобщение, классификация и описание результатов исследования эксперимента, внедрение их в практическую деятельность человека.

Социальная инженерия — совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним.

Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права и гражданского права.

Достове́рность — термин, имеющий различные значения и применяемый в философии, теории судебных доказательств, гносеологии, логике, теории вероятностей, психологии, естествознании и других областях. Единого определения термина не существует, хотя собственное его определение пытались давать многие известные философы (Локк, Лейбниц, Фихте, Кант, Гегель и другие).

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Сильная программа или строгая социология — концепция в социологии научного знания, развиваемая Дэвидом Блуром (David Bloor), Барри Барнсом (S. Barry Barnes), Гарри Коллинзом (Harry Collins), Дональдом Маккензи (Donald A. MacKenzie) и Джоном Генри (John Henry). Сильная программа критически относится к предшествующей социологии науки и исследует не только ошибочные или ложные научные теории и технологии, не нашедшие дальнейшего применения, но и успешные теории и технологии симметричным образом. Базовые.

Это статья о Европейском праве в широком смысле. О праве Европейского союза см. статью Право Европейского союза.Европейское право – совокупность правовых норм, включающая в себя европейское интеграционное право, правовые нормы, обеспечивающие функционирование европейской системы защиты прав человека, а также иные правовые нормы европейских международных договоров. Под первым понимается в первую очередь право Европейского союза. Под вторыми - право Совета Европы.

Малая группа — немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Особой характеристикой в определении понятия малой группы является её включённость в социальный мир, поэтому американский психолог Роджер Браун к важным признакам малой группы относит осознание её существования другими лицами, находящимися.

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Практическая психология (в XIX веке — опытная п.) — раздел психологии, занимающийся практическим применением её знаний.

Энактиви́зм (англ. Enactivism) — группа теорий сознания, возникшая в рамках когнитивной науки и противопоставляющая себя как классическому картезианскому дуализму, так и современной аналитической философии сознания.

Юридическая техника — совокупность методов, средств и приёмов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства.Важнейшая разновидность — законодательная (правотворческая), в частности правоприменительная техника.

Постгуманизм — мировоззрение, основанное на представлении, что эволюция человека не завершена и может быть продолжена в будущем. Эволюционное развитие должно привести к становлению постчеловека — гипотетической стадии эволюции человеческого вида, строение и возможности которого стали бы отличными от современных человеческих в результате активного использования передовых технологий преобразования человека. Постгуманизм признаёт неотъемлемыми правами совершенствование человеческих возможностей (физиологических.

Социальная реальность — итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления.

Интегральная психология — общий подход к психологии, который стремится объединять в себе наработки различных психологических теорий. Интегральная психология, среди прочего, включает в себя открытия психологии развития и эволюционной психологии, глубинной психологии и когнитивных наук, трансперсональной психологии и мистических учений Востока и Запада и представляет собой важное направление в рамках неоинтегративных мировоззрений.

Экспе́ртное оце́нивание — процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

Коллективная память — представление о прошлом, разделяемое и конструируемое членами социальной группы. Имеет близкое по смыслу значение с понятиями: социальная память, историческая память , культурная память. Термин был введён.

Виктимология (лат. victima — жертва, лат. logos — учение) — междисциплинарная область, исследующая виктимизацию, то есть процесс становления жертвой преступления. Постсоветская и, в частности, российская виктимология занимается преимущественно потерпевшими от преступлений как носителями индивидуальной или групповой способности стать жертвами преступного деяния. Западная виктимология изучает в том числе отношения между жертвами и преступниками, взаимодействие жертв и системы уголовного судопроизводства.

Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование.

Юридическая психология — раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб.

Наукометрия (англ. Scientometrics) — область науковедения, проводящая ис­сле­до­ва­ние науки ко­ли­че­ст­вен­ны­ми методами.

Социальные изменения, также культурные изменения — перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, или в обществе в целом. Различают четыре вида социальных изменений: структурные, процессуальные, функциональные и изменения в духовной сфере.

Ра́мочный ана́лиз (англ. Framing analysis) — междисциплинарный метод научного исследования, который используется для анализа того, как люди понимают ситуации и события.

Прикладнáя нау́ка — свод знаний, в которых исследования и открытия имеют непосредственную, прямую ориентацию на практику; это науки, обеспечивающие разработку новых технологий, а именно: алгоритмов действия для получения желаемого продукта.

Моральный релятивизм, реже этический релятивизм (от лат. relativus – относительный) — принцип, согласно которому не существует абсолютного добра и зла; отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности. Моральный релятивизм является противоположностью моральному абсолютизму.

Читайте также: