Личность и ее свобода в зеркале мировых религий кратко

Обновлено: 02.07.2024

Права и свободы человека рассматриваются с нескольких точек зрения. Одна из них – светская, которая определяет права и свободы со стороны законодательной базы. Основные права и свободы индивида сегодня можно классифицировать на:

  1. Личные;
  2. Политические;
  3. Социально-экономические;
  4. Культурные.

Личные права человека среди всех остальных выдвигаются на первый план. Таким образом государство хочет подчеркнуть, что личные права и свободы человека имеют особую социальную значимость.

Эксперты предполагают, что это объясняется характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за существование личных прав и свобод, поскольку человек не всегда был в том статусе, в котором он находится в современном мире.

Несмотря на то, что эти права и свободы закреплены, ограничение их может осуществляться, но только в случаях, которые также установлены федеральным законом. Судебные решения также влияют на права и свободы человека, но обычно они могут быть ограничены в том случае, если человек пошел на преступление, его деятельность оказалась опасной для жизни и здоровья другого индивида или целого круга лиц. В этом случае государство и соответствующие органы ориентированы на то, чтобы обезопасить общество от человека, проявляющего девиантное, асоциальное и опасное поведение, а значит его права и свободы в обязательном порядке будут ограничены.

Готовые работы на аналогичную тему

Политические права – еще одна категория, которая приобрела особое значение среди всех остальных категорий прав и свобод личности. Прежде всего это – право принимать участие в управлении делами государства, а также избирательное право. Только граждане являются субъектами политических прав. Они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через своих представителей в управлении государственными делами. Ранее эти права были ограничены, но когда государства развивались и эволюционировали, то очевидной стала необходимость в участии людей в управлении делами. Только гражданин своей страны и представитель определенной социальной группы лучше всего знает, что требуется другим людям, в чем они нуждаются, какие необходимо предпринять меры, чтобы их жизнь улучшилась.

Таким образом, были перечислены светские права и свободы граждан, которые закреплены на законодательном уровне. Эти права и свободы обеспечивают:

  1. Безопасность;
  2. Неприкосновенность;
  3. Свободу слова;
  4. Свободу выбора;
  5. Независимость.

Религиозные аспекты прав и свобод личности

Помимо светских аспектов прав и свобод личности существуют также и религиозные. К ним относят свободу совести и свободу вероисповедания. Следует отметить, что основываются они на светском характере российского государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или единственной на государственном уровне. Это очень важно, поскольку Россия – это многонациональное и мультикультурное государство, где разные представители различных культур могут исповедовать разную религию.

Однако человек может верить во что угодно и в кого угодно ровно до тех пор, пока его вера не затрагивает окружающих и не вредит им. Религиозные объединения автономны, они отделены от государства, но при этом они равны перед законом, а значит в случае любого форс-мажоры они будут отвечать перед государством и законом по всей строгости.

В России есть свои гарантии свободы совести и свободы вероисповедания. Например, никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и религиозным нормам, он не может подвергаться какому-то принуждению при определении своего отношения к религии, к выбору веры. Человек свободен, он может как участвовать, так и не участвовать в богослужениях и других религиозных обрядах. Все зависит от его желания, от его возможностей и способностей. В этом плане религиозное понимание прав и свобод имеет свои сакральные характеристики. Гражданин может получать религиозное образование, если у него появляется такая потребность. Выбор учреждения полностью зависит от его пожеланий и предпочтений. Например, это могут быть свои сложившиеся идеологические представления, а если человек не достиг совершеннолетия, то за него выбор делают родители и опекуны. Таким образом, светское и религиозное понимание прав и свобод в чем-то может совпадать, но в основном исследователи прослеживают больше различий. Однако и те, и другие аспекты в современном государстве имеют особое первостепенное значение, поскольку от них во многом зависит общее понимание текущей правовой ситуации в отношении свобод граждан.

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СВОБОДА В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ

В данной статье рассматривается понятие личности и ее свободы в контексте мировых религий. В статье указаны основные особенности каждой из мировых религий: буддизм, христианство и ислам. Авторы обращаются к первоисточникам и высказываниям известных философов, анализируя данную проблему. Тема данной статьи актуальна потому, как именно истоки мировых религий позволяют объяснить многообразие вариантов понимания свободы человека.

религия / личность / свобода / ислам / буддизм / христианство / карма.

This article discusses the concept of personality and its freedom in the context of world religions. The article indicates the main features of each of the world religions: Buddhism, Christianity and Islam. The authors refer to the primary sources and statements of famous philosophers, analyzing this problem. The topic of this article is relevant because it is precisely the origins of world religions that explain the variety of options for understanding human freedom.

religion / person / freedom / Islam / Buddhism / Christianity / karma.

Из всех проблем, с которыми сталкивается человечество, наиболее сложной была и остается проблема самой человеческой природы – личности.

Личность – понятие богатое по содержанию, включающее в себя не только общие и особенные признаки, но и уникальные свойства человека.

Проблема личности, свободы воли или свободы выбора является ключевой при проведении сравнительного анализа мировых религий. Мировые религии представляют собой позднее и совершенно своеобразное явление в истории. К мировым религиям относятся: буддизм, христианство и ислам.

В данной работе представлены краткие характеристики мировых религий, а так же раскрывается понятия личности и свободы в каждой из них.

Буддизм— религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будды, то есть пробужденного, просветленного

Необходимость жизни в гармонии с природой — главное в буддизме. Согласно буддизму, бытие человека — это жажда жизни, а жизнь — сплошное страдание, проявляющееся в страхе смерти, старости, болезнях, горе, заботах. [2, с. 83] Все зло общества проистекает из эгоизма человека, выражающегося в его приверженности к своему личному телу, личному бытию. Мера страданий и ответственности за страдания зависят от самого человека, его степени жадности и невежества. Своим моральным поведением он может уменьшить эту меру, но лишь в рамках предусмотренной для каждого человека судьбы (кармы). Буддизм понимает карму не как фатальную предопределенность свыше, а как судьбу, обусловленную действиями и поступками самого человека.

Буддизм не столько религия, сколько философия жизни, где главным действующим лицом представлен человек, достижение целей которого зависит от соблюдения им некоторых законов природы и жизни. Моральность, или достойное поведение, развитие ума и мудрость — основные факторы, определяющие место буддиста в жизни.

Христианство – мировая религия, в основе которой — вера в Единого Бога в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа, вера в Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Спасителя, Искупителя, в истинность преподанного через Него учения о спасении, в созданную Им Церковь.

Христианство воспевает свободу, но понимание ее противоречиво. Свобода по-христиански — это свобода только для верующих в Христа. В христианстве считается, что человек является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповреждённым в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом. [3, 83 с.]

Понятие свободы в Христианстве следует рассмотреть параллельно с понятием греха. Грех, или моральное зло, имеет две области своего обнаружения. Ближайшим образом грех сознается как недолжное, неправильное в наших поступках, в нашем поведении, в нашем отношении к людям. Считается, что грешить способно только существо, одаренное свободой, в каком-то общем смысле способное и воздерживаться от греха; это соотношение входит в само понятие греха.

Именно христианская вера открывает миру тайну личности, ее исключительное достоинство, которое позволяет говорить об уникальном статусе каждого человека на земле. Именно в мире христианской культуры возникают, осуществляются и эволюционируют идеи различных социальных свобод, т. е. прав человека. [3, 85 с.]

Ислам — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая религия.

Согласно Корану, человек - творение Бога, творение избранное, наместник Бога на земле. Но именно как творение он зависим от Бога, зависим, прежде всего, в силу двойной слабости своей природы: онтологической (человек смертен) и нравственной (человек духовен).[4, c.187]

В Коране нет идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, говорится о том, что Бог создал человека по его собственному образу. Человек сам по себе, вне послушания и покорности Богу - ничто, он ничтожен, непостоянен, слаб. Эта тема часто звучит в Коране.

Свобода предусмотрена Шариатом как особое право человека, так в Шариате человек имеет право на свободу выражений, свободу собраний, свободу совести и убеждений.

Принцип свободы в исламе не стал результатом революции или эволюции общества - он был ниспослан свыше. Он пришел с неба, чтобы возвысить людей на земле. Однако свобода вероисповедания, как и другие свободы, должна иметь определенные границы. Так, ислам не одобряет изменение мусульманами своей религиозной принадлежности. [5, c.155]

В исламе личность в первую очередь - творение Аллаха, не сын Божий, но его наместник на земле. Вне послушания Богу человек слаб. Истинная личность в исламе послушна закону Аллаха.

Подводя итог, хочется отметить, что на земле не найдется не только ни одного человека, но и ни одного живого существа, которое не любило бы свободу. Свобода вовсе не является современной идеей или же идеей, родившейся на Востоке или на Западе, она универсальна.

Для западных религий свобода человека имеет особое значение, потому что она является необходимым условием моральной ответственности. Несмотря на то что Бог мыслится как всемогущий и всеведущий, утверждается, что он дал человеку свободу.

В восточной философии проблема свободы ставится совершенно иначе. Концепция кармы в восточной философии отсылает к результатам морально значимых поступков. Действие, совершенное сегодня, повлияет на то, что случится завтра. В этом смысле свобода ограничена кармой, созданной в прошлом, и поэтому представление о карме иногда трактуют как фатализм.

Однако для того, чтобы всякое действие, совершенное в настоящем, могло порождать карму, должна существовать и определенная степень свободы. Последнее (особенно в буддизме) приводит к творческому осознанию свободы в рамках обстоятельств, существующих в каждый конкретный момент - причем фактором, влияющим на эти обстоятельствам (равно как и на способность личности отреагировать на них), является результат действий человека, совершенных в его прошлом.

Список литературы:

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999 – 730 с.
  2. Философия: Руденко А.М., Самыгин С.И., Минасян Л.А., Шалин В.В., Эмирбекова Э.Э., Котлярова В.В., Пожаров Ю.П., Макарова И.В.; конспект лекций / Ростов-на-Дону, 2019. Сер. Зачет и экзамен. – 252 с.
  3. Котлярова В.В. Современный ценностный кризис и поиск общечеловеческих ценностей // Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 2. – С. 80-85.
  4. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. - М.: Московский лицей, 2018 – 328 с.
  5. Ибрагим Т.К. Религиозная философия ислама. Калам: учебное пособие. Казань: Казанский ун-т, 2019 – 210 с.
  6. Котлярова В. В. Традиционные ценности в современной культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2010. – №1 (5). – С. 84-86


Профиль в elibrary

Традиционная религиозная мысль рассматривает человеческое существо во всей его целостности как существо тварное, принципиально отличное от Бога и сущее в отчетливой отдельности от него, и отношение между человеком и Богом как отношение чисто и только трансцендентное.

Но мы рассмотрим человека как существо двойственное. Двойственность человеческой личности заключается в следующем: с одной стороны, это существо, как бы вечно пребывающее в лоне Божием (или, напротив, таящего в себе, как в женском лоне, семя самого Бога), и, с другой стороны, это свободная личность, ответственный автономный представитель Бога в мире. На этой двойственности основана неустранимая двойственность между сферой интимно-внутренней, богоосвящённой его жизни и сферой самостоятельного, автономно-человеческого творчества, сознательного построения мира человеческой жизни.

Традиционное религиозное учение утверждает, что понятие "творца" применимо только к Богу и что ничто сотворённое не может само творить.

Фактически, вне всяких теорий, человеческая жизнь с полной бесспорностью обнаруживает элемент творчества. В лице человека мы встречаемся с таким сотворённым существом, которому Бог как бы делегирует частично свою собственную творческую силу, которого Он уполномочивает быть активным соучастником своего творчества. Это тот самый момент, который конституирует человека кФак личность.

Человек, как таковой, есть творец. Элемент творчества имманентно присущ человеческой жизни. Человек в этом смысле может быть определен как существо, сознательно соучаствующее в Божьем творчестве. Нигде, быть может, богочеловеческое существо не проявляется так отчетливо, как в этой его роли производного творца. Человек есть не только раб Божий, покорный исполнитель воли Божией, а именно свободный соучастник Божьего творчества.

Подлинное исполнение воли Божией доступно только в форме свободного творчества; всякое слепое, рабское, механическое выполнение этой воли есть именно невыполнение ее истинного существа. Бог призвал человека быть не просто рабом, а Своим свободным, т. е. творческим, сотрудником.Отличие творческой силы человека от целостной и глубочайшей воли Бога может быть выражено следующим: человек как творец есть всегда выразитель лишь одного из многих Его замыслов. Мы имеем здесь в виду не просто внешние пределы человеческого творчества - не то, что Бог все же лишь частично делегирует человеку (или владеющему им сверхчеловеческому духу) Свою творческую силу, - так, что некоторые задачи превосходят творческую способность человека (так, например, человек не может собственным творческим замыслом и усилием создать сам новое живое, творческое существо). Мы имеем в виду имманентные пределы, вытекающие из самого существа человеческого творчества, как такового. Будучи проявлением только одной из множества метафизических сил, истекающих от Бога, но не самого существа Бога во всей Его глубине и полноте, оно ограничено тем началом, которое остается вне его. Будучи самодержавным в своей собственной сфере, именно в качестве творчества, оно все же, в целостной духовной жизни, остается подчиненным началу святости. Это обнаруживается в том, что никакое подлинное творчество невозможно без нравственной серьёзности и ответственности.

Понятие свободы в Христианстве следует рассмотреть параллельно с понятием греха. Грех, или моральное зло, имеет две области своего обнаружения. Ближайшим образом грех сознается как недолжное, неправильное в наших поступках, в нашем поведении, в нашем отношении к людям. Христово учение, что не одно лишь убийство, но уже гнев против ближнего есть нарушение Божьей заповеди.

Если очевидность самой реальности греха как бы бросается в глаза, то всякая попытка "объяснить" грех, понять его через рационально-логическое определение его места в реальности, его связи с другими моментами бытия, "вывести" его из чего-либо другого наталкивается на трудности. В идее греха содержится некая первичная иррациональность, в силу которой она, хотя и с очевидностью дана "опыту сердца", но почти не поддается рациональному осмыслению.

Философское "объяснение" греха в смысле рационального "выведения" его из чего-то иного, более понятного и осмысленного, вообще невозможно, ибо содержало бы внутреннее противоречие. Если бы грех имел подлинное онтологическое основание, то он был бы явлением "нормальным", онтологически оправданным, т.е. тем самым перестал бы быть грехом.

Хотя мы на каждом шагу, в нашем земном опыте, при сталкивании с эмпирической действительностью наталкиваемся на грех, - он необъясним в категориях действительности, принадлежа к совсем иному измерению бытия.

Но если оценка греха, сознание греха есть выход в сферу реальности, то беда в том, что для самого греха - как мы только что видели - нельзя найти определенного места и в составе самой реальности - в том смысле, чтобы оно было однозначно определено ее строением, т. е. чтобы грех необходимо вытекал из этого строения.

Грех, относится к внутреннему самобытию, человека - к той области, которая есть ближайшее, наиболее явное для нас обнаружение реальности. Таким образом, грех принадлежит к сфере реальности и одновременно он не может быть укоренен в ней.

Исконное убеждение, основанное на непосредственном внутреннем опыте, ставит в связь грех со свободой воли. Грешить способно только существо, одаренное свободой, в каком-то общем смысле способное и воздерживаться от греха; это соотношение входит в само понятие греха.

Человек одарен способностью при определении, своих действий, своего жизненного пути "свободно", т. е. по своему собственному усмотрению, "выбирать" между разными возможностями, - и тем самым между добром и злом.

Это простое объяснение наталкивается, при некоторой пытливости мысли на величайшие затруднения - и религиозные и философские.

Идея свободы выбора в том обычном смысле, в котором она берется, не выдерживает философской критики. Свобода воли есть нечто совершенно иное, чем свобода выбора и несводима к последней.

Принято определять свободу через ее противопоставление необходимости: свободно то, что не необходимо, не однозначно определено.

Свобода есть неподчиненность воздействию извне, действие из себя самого, самоосуществление. По меткому определению Гегеля, свобода есть "бытие-у-себя-самого". Свобода совсем не есть возможность чего угодно, беспричинность, ничем не определенность; она, наоборот, не только сочетается с необходимостью, а есть необходимость - именно внутренняя необходимость как определенность самим собой; она противоположна только рабству; принужденности извне. Святые не менее, а более свободны, чем грешные, хотя именно в силу своей святости они не могут грешить. Августин со свойственной ему лаконичностью выразил это в словах: "Велика свобода - быть в состоянии не грешить; но величайшая свобода - не быть в состоянии грешить".

Но при таком понимании идеи свободы становится очевидной ее несовместимость с грехом. Свобода есть, как указано, самоосуществление. Грех не только не есть самоосуществление человека, будучи изменой Богу, он есть и измена нашей подлинной самости, нашей самостоятельности, которая сама есть выражение нашей богосродности и укоренённости в Боге. Подлинно свободно мы стремимся только к добру, которое, соответствуя нашему богосродному существу, есть то, что нам истинно нужно или как говорил Сократ, "полезно". Мы можем ясно отличать добро от зла и все же впадать в грех; слабость человека заключается не в слабости его мысли, а в слабости его волевого существа.

Надо различать умышленность действия (или сознательность воли) и свободу воли.

Когда человек умышленно, совершает злое действие, это именно и значит, что сама мысль, само сознание его насквозь пронизаны порабощающей его страстью. Его умышленное хотение - будучи "свободным" именно и только в смысле его умышленности - уже не подчинено контролю его свободной воли как обнаружения изначального существа его личности. Его свобода обнаружила свою слабость тем, что подчинилась темной силе, над которой она признана властвовать. Умышленное хотение зла есть свидетельство отсутствия свободы как самоопределения, которое в существе, подчиненном стихийным силам, может выражаться только в форме самопреодоления.

Грех, с одной стороны, не есть итог свободы в том подлинном ее существе, которое нам уяснилось как самоосуществление личности, и вместе с тем грех, предполагая ответственность человека, тем самым предполагает в каком-то смысле его свободу.

Разрешение указанной антиномии требует, очевидно, признания, что свобода есть многозначное понятие, т. е. Что кроме той подлинной свободы, которую мы усмотрели в самоосуществлении человека как богосродного и богослитного существа, человек обладает ещё какой-то иной свободой, которая совместима с его несвободой или вырождается в нее.

Человек, лишенный (после грехопадения) подлинной свободы действенной воли, сохраняет свободу нравственного суждения о своих действиях и состояниях. Будучи фактически бессилен не грешить, он все же сознает свою отвётственность за грех, так как остается свободным судьей своих действий.

Свобода была бы здесь - вопреки обычному мнению - не реальным условием, делающим возможной ответственность за грех, а просто моментом, конституирующим саму идею ответственности.

Свобода, предполагаемая, идеей греха, таким образом, не может быть ни той подлинной, свободой, которая есть самоосуществление личности человека, ни той абстрактно-идеальной, практически бессильной "свободой", которая сводится к сознанию ответственности, к нравственной оценке. Она должна быть такой свободой, которая в ином смысле есть несвобода; выражаясь еще более парадоксально, можно было бы - нарушая или, точнее, преодолевая закон противоречия - утверждать, что эта свобода одновременно и есть, и не есть.

Бог есть сущая свобода - свобода не как произвол и не как безосновная, неопределенная возможность всего, что еще не есть, а только может быть, - а свобода как вечное самоосуществление и самотворчество, как абсолютный творческий динамизм, в котором категория завершенного бытия и творческой жизни совпадают.

Поскольку человек есть "образ и подобие Божие", он, производным образом и в умаленной форме, присущей тварному существу, владеет этой высшей свободой, присущей Богу. Выражаясь, в философских терминах: поскольку и человек есть реальность как единство и совпадение актуальности и потенциальности, он как личность есть нечто определенное и законченное, которое вместе с тем имеет динамическое бытие, т. е. обнаруживается, являет себя в форме самотворчества, самоосуществления; и в этом качестве он обладает тем бытием из себя самого, той подлинной свободой, о которой сказано выше и которая есть прямая противоположность греху.

В состав этой свободы входит момент потенциальности как чистой возможности, как всего "еще не готового", только могущего быть, становящегося, творимого. Поскольку эта потенциальность слита с актуальностью и пронизана ею, она есть, как было указано, не произвол, не возможность чего угодно, а именно определенность изнутри, активность самоосуществления, самоопределения.

Существо этой свободы состоит в безосновной спонтанности, Постараемся точнее уяснить, в каком именно смысле она есть мнимая свобода. Свобода по существу - или подлинная свобода - есть, как мы знаем, самоопределение или самоосуществление. Подлинно свободная воля есть "воля, истекающая из самого существа личности, из "я".

Душевная жизнь сама по себе не исчерпывается, как мы знаем, этим своим центром; она есть не точка, а некая сфера с многообразным динамическим содержанием. В ней возникает многое, что не истекает из существа личности, из самого "я". Большинство наших хотений, наших непосредственных, непроизвольных побуждений рождается в нас, но не из нас.

В обычной речи и мысли два оборота "мне хочется" и "я хочу" воспринимаются, как синонимы. Но, "я (сам) хочу" есть формула свободы. В формуле "мне хочется" усматривается следующее значение: хотение владеет мною.

Поскольку эти возникающие в нас непроизвольные, бесконтрольные хотения суть только выражения стихийного динамизма нашей душевной жизни, они в духовном и моральном смысле нейтральны. Таковы хотения, которые - с точки зрения объективной действительности - суть выражения нашего существа как психофизиологического организма, - хотения, направленные на удовлетворение естественных потребностей человека как тварного существа. Но человек есть вместе с тем духовное существо: он есть личность, т. е. обладает центральной контролирующей инстанцией. Все его естественные, непроизвольные хотения в силу самого его существа как личности подлежат проверке и контролю этой высшей инстанций. Он не просто хочет, как хочет животное, - он одновременно одобряет и санкционирует - или не одобряет и отвергает - свои хотения.

Внутреннее самобытие человека соприкасается с общей реальностью и переливается в нее не только в той глубочайшей центральной точке человеческого существа, в которой он есть личность, т. е. в которой он, как мы знаем, связан с Богом и таит в себе божественное начало.

При вырождении подлинной свободы в свободу мнимую человек подпадает иллюзии, которую в общей ее форме мы уже упоминали выше, но которая обладает еще особой парадоксальностью, доселе не отмеченной нами. Мало того, что хотения, непроизвольно рождающиеся "во мне", принимаются за хотения, истекающие из моего "я", мною самим порожденные, что безличное "мне хочется", "меня влечет" принимает в нашем самосознании иллюзорный характер "я сам свободно хочу"; иллюзия идет дальше. Именно в меру того, как "я", утрачивая сознание своей глубинной основы, через которую оно прочно укоренено в самой реальности, тем самым само теряет подлинную реальность и как бы беспомощно повисает в воздухе и делается игралищем безличных побуждений, - в нем нарастет иллюзорное чувство свободы, независимости, самоутвержденности.

Документ из архива "Мировые религии", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "религия и мифология" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "рефераты, доклады и презентации", в предмете "религия и мифология" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "139248"

Текст из документа "139248"

Личность и её свобода в Буддизме

Личность и её свобода в Христианстве.

Личность и её свобода в Исламе

К мировым религиям относятся: буддизм, христианство, ислам. В этой работе мы попробуем коротко охарактеризовать каждую из этих религий, а так же постараемся раскрыть, что есть личность и свобода личности в каждой из них.

Буддизм возник в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем Буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого.

Время расцвета Буддизма в Индии — середина 1-го тыс. до н. э. — начале 1-го тыс. н. э. Растворившись к 12 в. в индуизме на своей родине, Буддизм не исчез; проповедуемый монахами-миссионерами, в частности посланцами императора Ашоки (3 в. до н. э.), он распространился по всей Юго-Восточной и Центральной Азии, захватив отчасти Среднюю Азию и Сибирь. В юго-восточных странах утвердилась хинаяна, получившая название южный Буддизм; в северных — махаяна, ставшая известной под именем северного Буддизма.

Столкнувшись же с условиями и культами северных стран, махаяна дала начало различным течениям, переплетающимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии, местными натуралистическими верованиями в Тибете и т.д. В своём внутреннем развитии разбившись на ряд сект, северный Буддизм образовал, в частности, секту дзен. В 5 в. появляется особое направление Буддизма — ваджраяна, под влиянием которого возникло новое направление Буддизм — ламаизм. Будучи исключительно восприимчивым к разнообразным идеологическим комплексам, Буддизм, однако, сохранял неизменными свои центральные положения, превращая заимствования в составляющие своего учения, культа и мифологии.

Страдание в Буддизме выступает как состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. В этом смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое считается в Буддизме психологической причиной страдания. Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что Буддизм принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в Буддизм, таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому — к новым страданиям.

В ходе своего развития Буддизм пришел к признанию необходимости внешних форм религиозной жизни. Постепенно развивается сложный культ почитания Будды и различных Бодхисаттв, непосредственных помощников в спасении. Пантеон буддийских божеств растет за счёт введения в него как богов исконно индийского происхождения, так и заимствованных из религий принявших Буддизм народов. Главными божествами считаются будды Гаутама, Амитабха, Вайрочана, рассматриваемые как воплощение некоего единого Первобудды. Однако все боги Буддизма, включая самого Будду, не становятся высшими божествами. Культ быстро охватывает все стороны жизни верующего, начиная от семейно-бытовых и кончая всеобщими праздниками, занимающими видное место в общественной жизни. Большое значение приобретают круговые обходы ступ (мемориальных и погребальных куполообразных сооружений), поклонение статуям Будды и др. божеств, священным деревьям и др., возложение на алтарь храмов приношений и воскурение ароматических свечей и прочее. Распространённым становится паломничество к священным местам, связанным, прежде всего с мощами и следами Будды и его учеников, а также с легендами об их подвигах.

Личность и её свобода в Буддизме

Исходя из доктрины анатмана, отрицающей существование индивидуальной простой и вечной субстанциальной души, буддийские школы в процессе своего развития предложили различные концепции “я”: “я” как имя, обозначающее совокупность групп элементов (дхарм); “я” как одновременно и пустота — шуньята и реальность как она есть – татхата; “я” как иллюзорная проекция трансцендентального сознания, коррелирующая с иллюзорными объектами; “я” как абсолютная реальность, Великое Я всех существ, тождественное Абсолюту.

Буддизм отрицает существование постоянного “я”, или души и рассматривает живое существо в качестве потока, или континуума (сантана) элементарных психических состояний (дхарм).

Буддизм утверждает, что именно чувство “я” и возникающая из него привязанность к “я” есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что образует клеши – омраченную аффективность, затягивающую живое существо в трясину сансарического существования.

Отрицается именно индивидуальное “я”, личность как сущность, простая и вечная тождественная самой себе субстанция. Буддизмом отрицается то, что в брахманской и джайнской традициях получило название джива (душа) или пудгала (личность).

Личность есть только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов. В буддийской традиции они называются пятью скандхами (панча скандха; слово “скандха” дословно означает “куча”). Это

1. группа чувственного (рупа), то есть всего, что мы могли бы отнести к области чувственно воспринимаемого и материального;

2. группа чувствований (ощущение приятного, неприятного или нейтрального) – ведана;

3. группа осознавания различий (круглое – квадратное; белое – черное и т.д.), а также формирования представлений и понятий – самджня;

4. группа мотивирующих факторов – волений и побудительных импульсов (самскара); именно эта группа элементов ответственна за формирование кармы и, наконец,

5. сознание как таковое (виджняна).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что здесь в понятие “личность” включается и объектная область, воспринятая живым существом. О.О. Розенберг писал: для буддийского мыслителя не существует отдельно “человека” и “солнца”, а есть некое единое поле опыта – “человек, видящий солнце”. Здесь солнце есть уже не внешний объект, пребывающий вне личности, а часть личности, включенная в нее через процесс восприятия.

Буддизм смотрит на личность как на имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний – дхарм. Это и есть достаточно строгая формулировка принципа анатмавады (“без-я”, “без-души”).

Выделялись шесть типов чувственного сознания: зрительное сознание, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое и “умственное” (мановиджняна) – поскольку “ум” (манас) рассматривался также как воспринимающая способность (индрия), объектом (вишая) которой были “дхармы”. Эти шесть видов сознания (точнее, шестивидное сознание чувственных восприятий), вместе с шестью способностями восприятия – индриями (зрение – глаз, слух – ухо и т.д.) и шестью типами объектов восприятия – вишая (цветоформа, звук, запах и т.д.) образовывают классификацию дхарм по базам познания (восемнадцати дхату).

Позднее перечень видов сознания дополнили еще двумя типами. Были введены так называемые седьмое и восьмое сознания (поскольку типы сознания всегда перечисляются в текстах в определенной последовательности, их часто обозначают просто по порядковому номеру в этом списке): манас (клиштамановиджняна) и алая-виджняна.

Слово “клиштамановиджняна” означает “загрязненный”, или “омраченный ум”, но обычно его называют просто “манасом”. Его также называют “цепляющимся”, или “хватающимся умом”, поскольку именно манас образует тот центр эмпирической личности, который человек принимает за “я”. Именно манас ответственен за возникновение иллюзии существования самостоятельной индивидуальности, отличной как от других индивидуальностей, так и от внешнего мира. Манас порождает активно заинтересованное отношение к внешнему миру, формируя чувства: “это я, а это другие люди”, “это я, а это внешний мир”, “это мое, а это не мое” и вытекающие из них многообразные по своим проявлениям привязанности, влечения и отторжения. Манас – корень всех форм эгоизма и эгоцентризма. Феноменологически манас также является осью, объединяющей все данные восприятий и все формы психической деятельности в единое целое, называемое “личностью”.

Однако и манас не является коренным, или базовым сознанием, поскольку для него также существует нечто, воспринимаемое манасом в качестве Атмана – простого вечного субстанциального “я”, или души. Это “нечто” и есть восьмое сознание – алая-виджняна (буквально: “сознание—сокровищница”, “сознание—хранилище”.

Алая-виджняна, таким образом, является коренным сознанием (мула-виджняна), или, как говорят тибетцы, это есть “сознание – корень всего” (тиб. сем кюн жи /семс кюн гжи). Все остальные виды сознания (семивидное эмпирическое сознание) с их интенциональностью и содержаниями проистекают из алая-виджняны или, точнее, являются формами ее инобытия, ее превращенными формами (паринама). Но алая-виджняна никоим образом не Абсолют и не субстанция. Во-первых, алая-виджняна относится к уровню относительно реального, а не совершенно реального. Во-вторых, алая-виджняна представляет собой не покоящуюся, “пребывающую” субстанцию, а континуум, и тексты часто сравнивают ее с рекой или потоком. Естественно, что алая-виджняна, как и все, проистекшее из нее, непостоянна (анитья) и мгновенна. В-третьих, алая-виджнян неизмеримо много: каждое живое существо с переживаемым им миром сводится к “своей” алая-виджняне, которая сама предлежит субъектно-объектной дихотомии.

Права и свободы человека рассматриваются с нескольких точек зрения. Одна из них – светская, которая определяет права и свободы со стороны законодательной базы. Основные права и свободы индивида сегодня можно классифицировать на:

  1. Личные;
  2. Политические;
  3. Социально-экономические;
  4. Культурные.

Личные права человека среди всех остальных выдвигаются на первый план. Таким образом государство хочет подчеркнуть, что личные права и свободы человека имеют особую социальную значимость.

Эксперты предполагают, что это объясняется характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за существование личных прав и свобод, поскольку человек не всегда был в том статусе, в котором он находится в современном мире.

Несмотря на то, что эти права и свободы закреплены, ограничение их может осуществляться, но только в случаях, которые также установлены федеральным законом. Судебные решения также влияют на права и свободы человека, но обычно они могут быть ограничены в том случае, если человек пошел на преступление, его деятельность оказалась опасной для жизни и здоровья другого индивида или целого круга лиц. В этом случае государство и соответствующие органы ориентированы на то, чтобы обезопасить общество от человека, проявляющего девиантное, асоциальное и опасное поведение, а значит его права и свободы в обязательном порядке будут ограничены.

Готовые работы на аналогичную тему

Политические права – еще одна категория, которая приобрела особое значение среди всех остальных категорий прав и свобод личности. Прежде всего это – право принимать участие в управлении делами государства, а также избирательное право. Только граждане являются субъектами политических прав. Они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через своих представителей в управлении государственными делами. Ранее эти права были ограничены, но когда государства развивались и эволюционировали, то очевидной стала необходимость в участии людей в управлении делами. Только гражданин своей страны и представитель определенной социальной группы лучше всего знает, что требуется другим людям, в чем они нуждаются, какие необходимо предпринять меры, чтобы их жизнь улучшилась.

Таким образом, были перечислены светские права и свободы граждан, которые закреплены на законодательном уровне. Эти права и свободы обеспечивают:

  1. Безопасность;
  2. Неприкосновенность;
  3. Свободу слова;
  4. Свободу выбора;
  5. Независимость.

Религиозные аспекты прав и свобод личности

Помимо светских аспектов прав и свобод личности существуют также и религиозные. К ним относят свободу совести и свободу вероисповедания. Следует отметить, что основываются они на светском характере российского государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или единственной на государственном уровне. Это очень важно, поскольку Россия – это многонациональное и мультикультурное государство, где разные представители различных культур могут исповедовать разную религию.

Однако человек может верить во что угодно и в кого угодно ровно до тех пор, пока его вера не затрагивает окружающих и не вредит им. Религиозные объединения автономны, они отделены от государства, но при этом они равны перед законом, а значит в случае любого форс-мажоры они будут отвечать перед государством и законом по всей строгости.

В России есть свои гарантии свободы совести и свободы вероисповедания. Например, никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и религиозным нормам, он не может подвергаться какому-то принуждению при определении своего отношения к религии, к выбору веры. Человек свободен, он может как участвовать, так и не участвовать в богослужениях и других религиозных обрядах. Все зависит от его желания, от его возможностей и способностей. В этом плане религиозное понимание прав и свобод имеет свои сакральные характеристики. Гражданин может получать религиозное образование, если у него появляется такая потребность. Выбор учреждения полностью зависит от его пожеланий и предпочтений. Например, это могут быть свои сложившиеся идеологические представления, а если человек не достиг совершеннолетия, то за него выбор делают родители и опекуны. Таким образом, светское и религиозное понимание прав и свобод в чем-то может совпадать, но в основном исследователи прослеживают больше различий. Однако и те, и другие аспекты в современном государстве имеют особое первостепенное значение, поскольку от них во многом зависит общее понимание текущей правовой ситуации в отношении свобод граждан.

Читайте также: