Идейно художественное своеобразие драмы гроза кратко

Обновлено: 02.07.2024

А) “Гроза” как произведение 60-х гг. XIX века (см. ниже).

Б) Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы (смотри пункт “Город Калинов и его обитатели”).

В) Самобытные черты реализма Островского:

Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, которая противостоит “темному царству” (в начале произведения, сцены на Волге, гибель Катерины).

использует традиции фольклора при создании образа Катерины, Кулигина, Кудряша, а в образах Дикого и Кабанихи прослеживаются некоторые сказочные черты.

Речь персонажей изобилует просторечиями.

Использование символов: гроза – символ разлада в душе Катерины; громоотвод, предлагаемый Кулигиным, – символ просвещения и т. д.

Драма характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт, отдельной личности и окружающего общества. Для трагедии же характерно чувство трагической вины, которое преследует главного героя, приводя его к гибели; идея рока, фатума; катарсис

“Грозу”, несмотря на то, что главная героиня погибает, принято считать драмой, так как в основе произведения лежит конфликт Катерины и “темного царства”.

Комедийные традиции у Островского: сатирическое изображение нравов патриархальной купеческой среды.

Город Калинов и его обитатели

1. “Гроза” как произведение 60-х гг. XIX века

“Гроза” вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в “предгрозовую” эпоху). Историзм “Грозы” заключен в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. В “Грозе” нет идеализации купечества, есть лишь острая сатира, что свидетельствует о том, что Островский во многом преодолел свои славянофильские воззрения.

“Луч света в темном царстве” Добролюбова – пример революционно-демократического истолкования “Грозы”. Добролюбов делает акцент на тех сторонах драмы, которые отвечают духу времени, остроте общественной борьбы.

Добролюбов: “…пьесы жизни: борьба, требуемая теориею от драмы, совершается в пьесах Островского не в монологах действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними… “Гроза” представляет собою идиллию “темного царства”… “Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского… Взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий… В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее – фон пьесы… характер Катерины… предвещают шаткость и близкий конец самодурства…

Русская жизнь и русская сила вызвана художником в “Грозе” на решительное дело”.

2. “Темное царство” и его жертвы

Новаторство драматурга проявляется в том, что в пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

Добролюбов: “Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли… изменяться… – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы… находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную…

Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности”.

“Сами по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали” (бесконечные разговоры о грехах, шести или двенадцати смущающих врагах, о странах, где салтаны землей правят, о людях с песьими головами, о суете в Москве, где “наступают времена последние”, об “огненном змие” (машине), о нечистом, о худых и печальных женщинах, о том, что время короче делается за человеческие грехи).

Добролюбов: “Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни… Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь… тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут, к которой и подступить не знают как…

Дикие и Кабановы, встречая себе противоречие и не будучи в силах победить его, но желая поставить на своем, прямо объявляют себя против логики, то есть ставят себя дураками перед большинством людей”.

Кабанова ханжа, деспот, свою тиранию прикрывает приверженностью старым порядкам. Ее женское самодурство мельче и несноснее мужского. Следствием ее бессилия становится мелкий мирок обрядов, обычаев и тупоумия.

Тихон для Кабанихи не мужчина – не самостоятельная единица. Она кстати и некстати напоминает сыну о необходимости уважения к себе, постоянно пилит его, отношение Тихона к Катерине обусловлено боязнью материнского гнева. Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью.

Кабанихе нельзя угодить, ее мелочная требовательность, настырность и бесконечные претензии отравляют атмосферу в доме. Семейный деспотизм Кабанихи основан на религиозном ханжестве (Феклуша).

Добролюбов: “Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого… Он сознает, что он нелеп… Привычка дурить в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла”.

Варвара и Кудряш

Внешне противостоят, а внутренне тесно связаны с “темным царством” – пытаются приспособиться, но, не справившись с этой задачей, уходят.

Противостоит невежеству и мракобесию “темного царства”. Это носитель идей просвещения, народный тип, в котором сильно здоровое человеческое начало. Однако Кулигин – не борец, а пассивный наблюдатель.

Он не может добиться воплощения своих изобретений в жизнь. Хотя Кулигин искренне пытается принести пользу, в условиях “темного царства” его способности не развиваются – напр., он одержим несбыточной идеей изобрести панацею от всех бед – “вечный двигатель”. Он не способен на великие свершения, так как зависим от “сильных мира сего”.

Добролюбов: “Простодушный и пошловатый, совсем не злой, но до крайности бесхарактерный… из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле так же вредны, как и сами самодуры, потому, что служат их верными помощниками… в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может”.

Добролюбов: “Не герой… Он хватил образования и никак не справится ни с старым бытом, ни с сердцем своим, ни с здравым смыслом – ходит точно потерянный… один из тех… людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают”.

Несмотря на то, что Борис понимает, что наследства ему не видать, он зависит от Дикого и будет впредь состоять при нем. Ключевая фраза к пониманию характера: “Эх, кабы сила!”

3. Образ Катерины и средства его создания

1. Тип народный, природное начало.

Добролюбов: “Катерина не убила в себе человеческую природу…”

2. Чутье естественной правды, цельность характера.

Добролюбов: “Русский сильный характер… поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам… Характер… созидающий, любящий, идеальный… Всякий внешний диссонанс она старается сгладить… всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил…

Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей”.

3. Стремление к свободе, духовному раскрепощению.

Добролюбов: “Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось

Умереть в этом порыве… Возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни…”

Добролюбов: “В сухой однообразной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях окружающей среды, она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью… Все идеи, внушенные ей с детства, все принципы окружающей среды восстают против ее естественных стремлений и поступков. Все против Катерины, даже и ее собственные понятия о добре и зле”.

5. Отношение к Борису.

Бориса Катерина полюбила на безлюдье: а) Потребность любви, б) Оскорбленные чувства жены и женщины, в) Смертельная тоска ее однообразной жизни, г) Желание воли, простора.

Катерина борется сама с собой, но в конечном итоге внутренне оправдывает себя.

Средства создания образа Катерины:

1. Традиции устного народного творчества.

А) Мотивы народных песен (“Отчего люди не летают так, как птицы?”),

Б) Обращение к “другу милому”, без которого не мил белый свет (“Друг мой, радость моя”),

В) Обращение к “буйным ветрам” (“Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску”),

Г) Образ “могилушки” (“Да что домой, что в могилу…”, “В могиле лучше… под деревцом могилушка… как хорошо!”).

2. Церковно-житийные образы в народном понимании.

А) Посещение церкви (“И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…”),

Б) Рассказы странниц (“У нас полон дом был странниц и богомолок…”),

В) Сны Катерины (“Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…”).

3. Речевая характеристика.

Просторечные выражения (“Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери…”, “Кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует…”).

Для усиления изображения картины Островский использует контрасты. Примером противопоставления служат параллельно развивающиеся отношения героев Варвара Кудряш и Катерина Борис. Четко прослеживается данный прием в сцене свидания в овраге. Здесь простые и грубые чувства Кудряша затмевают оживленные, возвышенные чувства Бориса. Помимо этого характеры данных героев прямо противоположны. Кудряш человек смелый, ловкий, бойкий, он не позволяет дать себя в обиду даже Диким. Что нельзя сказать про Бориса. Варвара, в отличие от Катерины, не поддается матери, защищает свою свободу. Она не понимает душевных страданий главной героини.

2 вариант

“Гроза” - знаменитая пьеса А.Н.Островского в пяти действиях. Произведение было написано в 1859 году, за год до отмены крепостного права в России. Действие пьесы происходит в небольшом вымышленном городе Калинов, расположенном на берегу Волги.

Направление пьесы - реализм. В произведении правдиво показана предреформенная жизнь людей небольшого уездного города. Реалистичность изображаемых в пьесе событий достигается типичностью характеров и быта того времени.

Характерной особенность пьесы “Гроза” является введение пейзажа не только как фона, описанного в произведении действия. Картины природы в драме - воплощении стихии, которая противостоит “темному царству” со всей его несправедливостью и жестокостью. Пьеса начинается словами Кулигина, который восхищается необыкновенной красотой природы. Дальше происходит знакомство с жителями Калинова, с их невежеством, жестокостью и дикостью. Красота природы города на Волге противостоит “темному царству”.

Еще одной особенностью пьесы является использование Островским традиций фольклора в создании образов главных героев: Катерины, Кулигина, Кудряша, Кабанихи, Дикого. Их речь изобилует просторечиями, что добавляет реалистичности в изображение персонажей. Островский использует символы в пьесе: гроза становится символом душевного смятения главной героини Катерины, ее внутренних переживаний, а громоотвод, предлагаемый Кулигиным - символом просвещения. Однако Дикой отказывается Кулигину в установке громоотвода, говоря, что гроза - это наказание горожанам. Малообразованность купечества делает невозможность просвещения города.

Драма характеризуется конфликтом отдельной личности и окружающего общества. В трагедии показано острое и непримиримое противоречие, конфликт, который приводит к гибели героя. Несмотря на то, что в пьесе “Гроза” Катерина в конце пятого действия погибает, произведение принято считать дорамой, а не трагедией. Основным сюжетным замыслом является противостоянии главной героини “темному царству” (что является характерной чертой драмы).

Новаторством Островского становится появление настоящей героини из народной среды. Центральное место в произведении уделено образу Катерины, описанию ее характера, в то время как сам городок Калинов и его жители уходят на второй план.

В пьесе отображены непреодолимые противоречия, острый конфликт. Автор не идеализирует купечество, напротив, в острой сатире он высмеивает старый уклад патриархального общества, в котором не находится места для всего нового. Город Калинов становится “темным царством”, не приемлющим просвещения.

Также читают:

Картинка к сочинению Художественное своеобразие пьесы Гроза

Популярные сегодня темы

Если говорить о том, почему существование нынешнего поколения интересное, нельзя не отметить значимость компьютера и книг. Ни о каком противостоянии тут речи идти не может. Каждый из них информирует нас о событиях прошлых и нынешних лет

Главный герой произведения, Вася, достаточно добрый и отзывчивый. Не чужды ему великодушие и милосердие – ведь бедность его новых друзей не отталкивает парня. Он считает, что все люди равны

Для усиления изображения картины Островский использует контрасты. Примером противопоставления служат параллельно развивающиеся отношения героев Варвара Кудряш и Катерина Борис. Четко прослеживается данный прием в сцене свидания в овраге. Здесь простые и грубые чувства Кудряша затмевают оживленные, возвышенные чувства Бориса. Помимо этого характеры данных героев прямо противоположны. Кудряш человек смелый, ловкий, бойкий, он не позволяет дать себя в обиду даже Диким. Что нельзя сказать про Бориса. Варвара, в отличие от Катерины, не поддается матери, защищает свою свободу. Она не понимает душевных страданий главной героини.

Композиция

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Островский использует традиции фольклора при создании образа Катерины, Кулигина, Кудряша, а в образах Дикого и Кабанихи прослеживаются некоторые сказочные черты.

Речь персонажей изобилует просторечиями.

Использование символов: гроза — символ разлада в душе Катерины; громоотвод, предлагаемый Кулагиным, — символ просвещения и т. д.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Тихон и Борис – сравнительная характеристика

Этих героев объединяет подневольность, оба они зависи­мы. Тихон с раннего детства находится под давлением властной матери, во всем соглашаясь, даже не смея ей перечить.

Кабаниха настолько разрушила волю сына, что даже создав собственную семью, он продолжает подчиняться матери во всем. Его желание угодить ей граничит с раболепием, он иногда выплескивает свои эмоции на Катерину, хотя она ни в чем и не виновата.

Постоянное напряжение и безысходность приводит Тихона к пьянству. Он не может за­щитить жену от нападок даже несмотря на то, что жалеет ее. Тихон, как может, приспосабливается к домашней тирании, предпочитая принцип непротивления.

Борис – новое лицо в Калинове, он поневоле оказался здесь. Молодому человеку неуютно в городе, а ме­стные порядки ему чужды. Он зависит от своего дяди, потому что главное условие для получения наследства — это проявление почтения к Дикому. Он хотел бы все бросить и уехать, но жалеет сестру. В итоге Борис тоже подчиняется жестоким нравам Калинова.

За что же Катерина полюбила Бориса? Вероятнее всего, она обратила на него внимание потому, что он не из местных. Девушка не чувствовала любви от законного мужа, которой так жаждала ее юная душа, и стала искать возможность реализовать свои природные желания. К Тихону она чувствует лишь жалость.

Катерина изменила ему и опозорила, но он нашел в себе сочув­ствие. Его любовь к жене проявляется только после ее смерти. Тихон, наконец-то, осмелился сказать матери правду, обвиняя ее в смерти Кати.

Ни один из этих мужчин, к сожалению, не смог сделать Катерину счастливой. Все трое попали в кабальную зависимость от тирании и жестоких порядков, что в итоге закончилось трагедией.


История создания пьесы

В июне 1859 года Николай Островский начал работу над пьесой, а через несколько месяцев произведение было готово. Писатель отправил рукопись в Петербург, чтобы критики ознакомились с его работой и оценили её.

Калинов — выдуманный город, собирательный образ. Всё, что в нём происходит, характерно для большинства населённых пунктов, расположенных на берегах Волги. В этих провинциальных местечках течёт интересная жизнь, хотя и с жестокими нравами. Островского так восхищало всё увиденное и услышанное, что во время поездки он постоянно делал записи в дневнике, стараясь ничего не упустить.

Критики считали, что в основе сюжета — реальный случай. Незадолго до создания драмы в Волге утопилась девушка. Она решилась свести счёты с жизнью, потому что не выдержала гнетущей атмосферы, царившей в доме супруга. Девушку звали Александра Клыкова. Случай произошёл в Костроме. На сходство сюжета и реального случая указывают такие особенности;

  • Александра тайно встречалась с почтовым служащим;
  • свекровь изводила и всячески притесняла невестку;
  • муж утопленницы был бесхарактерным человеком и не вмешивался в женские дела.

Тема произведения

Николай Островский затрагивает несколько тем. Главная и самая острая — столкновение молодого поколения с патриархальным укладом. Молодёжь жаждет перемен, а старики видят в порывах юности баловство и неуважение.

Автор подразумевает, что после ухода Катерины из жизни жители задумаются о своих пороках и захотят измениться. Некоторые перейдут от рассуждений к активным действиям, однако большинство так и останутся прозябать в невежестве и лицемерии.

Многие критики считают, что основная мысль заключается в следующем: нужно уметь отстаивать свои интересы. Прогибаясь под окружающих, как это делала Катерина, можно добиться только того, что все душевные порывы будут безжалостно растоптаны и уничтожены. Ханжи не упускают случая поглумиться над теми, кто отличается от них.

Катерина была не единственной жительницей Калинова, не желавшей мириться со старыми порядками, но только она и Тихон стали жертвами Кабанихи. Другие персонажи пьесы отстаивали свои границы и убеждения, как могли.

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох

— патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Основная мысль произведения

заключена в стойком отстаивании своих интересов — стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Главные герои

В пьесе 3 главных, несколько второстепенных и множество третьестепенных действующих лиц. К последней группе можно отнести всех жителей Калинова. Главные герои и их краткая характеристика:

  • Катерина. Покорная девушка, воспитанная в худших традициях домостроя. Катя боится свою свекровь и не любит супруга. Последнего она искренне жалеет, а его матери безуспешно пытается угодить. Девушка пытается найти утешение в любви к симпатичному мужчине, однако впоследствии раскаивается в своём поступке и принимает решение покончить собой.
  • Кабаниха. Настоящее имя — Кабанова Марфа Игнатьева. Эта женщина — свекровь Катерины. У неё властный характер, она груба и держит в страхе всю семью. Слова и поступки Кабанихи продиктованы не злобой или вредностью, а искренним убеждением в том, что крепкая семья основывается на страхе жены перед мужем. Женщина должна бояться супруга, а он обязан колотить её и детей, только тогда союз будет прочным. Нежелание молодёжи подчиняться мерзким обычаям шокирует пожилую женщину. Она то и дело сетует, что только благодаря ей и другим старикам держится мир, а молодые совсем не хотят уважать старших.
  • Тихон Кабанов. Добрый и безвольный человек, привыкший подчиняться матери, находит утешение в пьянстве, потому что тоже страдает. Окружающие воспринимают пристрастие к спиртному благосклонно, так как для общества тех времён пороки считались чем-то вроде привилегии.

Второстепенные персонажи

Герои, не относящиеся к главным, тоже играют важную роль. Они дополняют противостояние старых порядков и прогрессивных устремлений. Благодаря им повествование получается реалистичным и колоритным. Вот как можно кратко описать второстепенных персонажей:

  • Варвара. Сестра Тихона, дочь Кабанихи. Хитрая и смелая девушка, живущая согласно своим принципам. Для неё главное, чтобы всё было шито-крыто, а сплетни и материнские поучения Варвару мало волнуют.
  • Кудряш. Дерзкий и развязный молодой человек, дружок Варвары, который не боится самого Дикого. Это типичный калиновец, для которого главное — материальное благополучие. Уже в первом действии понятно, каков он по характеру.
  • Кулигин. Благородный и добрый человек, мечтающий о всеобщем благе. Будучи механиком-самоучкой, Кулигин пользуется авторитетом у местного населения, однако защитить кого-либо он не в состоянии.
  • Дикой Савел Прокофьевич. Купец, привыкший запугивать и унижать бедных. Его многие боятся, а сам Дикой относится к людям с ненавистью. Ему чуждо всё новое, он активно выступает против прогресса.
  • Глаша. Тёмная прислуга в доме Кабановых.
  • Феклуша. Невежественная, но хитрая нищенка, которая умеет устроиться за чужой счёт. Поселившись в доме Кабанихи, она пресмыкается перед сильными и нападает на слабых.
  • Борис. Племянник Дикого, сначала вызывающий симпатию, а затем показывающий прогнившую натуру. Уезжая, он говорит Катерине, что не имеет возможности взять её с собой. Из контекста понятно, что его слова — ложь и проявление трусости.

Композиционные особенности

  • Объёмная экспозиция. Она раскрывает перед читателем обстановку в Калинове и нравы этого города. Островский создаёт декорации, на фоне которых будут происходить драматические события.
  • Завязка. В этой части показан конфликт Катерины и семьи, в которой она живёт. Обстановка в доме становится всё более напряжённой. Катерина и Кабаниха не желают понять друг друга, а слабовольный Тихон предпочитает не вмешиваться.
  • Развитие действия. Катерина борется и с обстоятельствами, и с собой. Её натуре претят навязанные порядки, но и что-либо изменить она не в силах. Глотком свежего воздуха становится любовь к Борису, но Катя, будучи совестливой и воспитанной в религиозных традициях, понимает, что предала супруга и совершила тяжкий грех. Её чувство вины вдвое тяжелее по сравнению с тем, какое испытывала бы другая девушка на её месте.
  • Кульминация. Стеснение обстоятельств приводит к тому, что Катерина признаётся супругу в измене. На необдуманный шаг её толкают гроза и проклятия сумасшедшей старухи, на которые накладываются душевные терзания. После этого Кабаниха измывается над ней ещё сильнее, и девушка бросается в Волгу.
  • Развязка. Тихону нечего терять, и он открыто протестует против деспотизма матери, а Варвара убегает из дома с возлюбленным.

Образная система драмы:

Так бесправная Феклуша оказывается весьма значимым персонажем. Она – идеолог патриархального мира. Именно ее рассказы дают жтелям К. необходимые подтверждения их правоты. Город, как следует из реплик странницы, — земля обетованная, прибежище праведников; купечество – народ благочестивый. И значит, они могут СУДИТЬ. Тема суда — главная в произведении: Калинов судит Катерину, убежденный феклушами в исключительной праведности своих законов. В глазах жителей К. праведность их законов – сущностная черта их общества. Как салтан Махмуд ни рассудит – все неправедно, а как ни рассудят калиновцы – все праведно.

Почему подсудимой оказывается именно она? Ведь она обыкновенная уездная мещаночка с обыкновенной судьбой. И за Тихона она шла не против воли… Вообще понятие воли или неволи для нее не существовало. А то, что без любви – так это и ее саму не смущало, ибо в патриархальном мире понятия брака и любви не соприкасаются и едва ли не исключают друг друга. Брак заключается как основа для продолжения жизни, любовь – стихия, нечто беззаконное, постыдное.

До своей неожиданной любви Катерина по сути ничем не отличалась от окружающих. Но живое чувство, никаким законам не подчиняющееся, пробуждает в Катерине личность. Но личность невозможна в париархальном мире, несовместима с ним. Катерина осознает, что с этим миром ее ничто не связывает, что ответ ей держать не перед мужем, свекровью, калиновцами, а перед Богом. И этот отказ быть судимой людским судом потрясает основы патриархального мира.

Никто, кроме нее, не пошел на это. Кулигин, Борис, Варвара, Тихон покоряются, но Катерина покориться не может. Пробудившаяся личность заставляет ее личностно переживать понятие греха, и это выводит ее из патриархального мира и противопоставляет ему. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем Борис или Кулигин и организовали судилище над Катериной.

Крах патриархального мира

Тоскует по старым временам Кабаниха, мечется в тоске Дикой… Патриархальный мир обречен на гибель изнутри, ибо умерли реальные ценности, составляющие его основу. Требование беспрекословного подчинения главе семьи как опытнейшему и мудрейшему, отвечающему перед Богом и людьми за счастье своего дома, переродилось в хамское подавление чужой воли, в ощущение бесконечной вседозволенности, томящее душу своей бессмыслицей. Вера выродилась в пустой обряд, воспитание детей — в их оболванивание. Патриархальный мир уже нежизнеспособен.

Жанровая принадлежность

  • тяжёлый сюжет;
  • максимальное сходство с реальными событиями;
  • конфликт героя с миром;
  • детальные описания нравов и быта.

Чтобы лучше понять авторский замысел, стоит прочесть драму в оригинале или посмотреть качественную постановку. Автор создал пьесу в жанре реализма, потому что это направление помогает донести до читателей и зрителей главную мысль. Жить в темноте и невежестве нельзя, и однажды должны появиться проблески знания.

В драме лучом света стала Катерина, которая сверкнула и погасла. Островский оставляет читателя с надеждой, что за этим проблеском последуют другие и со временем обстановка в провинциальных городках начнёт меняться.

Композиция

В экспозиции

произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка

, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий

пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация

представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Читайте также: