Абсолютный и ограниченный суверенитет государства кратко

Обновлено: 03.07.2024

Государственный суверенитет Российской Федерации и его виды

На сегодняшний день выделено три вида суверенитета, которые представлены:

  • государственным суверенитетом;
  • народным суверенитетом;
  • суверенитетом нации.

Государственный суверенитет– это некое свойство и способность государства самостоятельным образом, минуя вмешательства из внешней среды, производить определение своей внутренней и внешней политики при условии, что соблюдаются права человека и гражданина, а также защищаются права национальных меньшинств, соблюдаются нормы права международного характера.

Государственный суверенитет, в свою очередь, может быть рассмотрен согласно двум аспектам:

  1. Внешнем. Он может быть представлен самостоятельностью и независимостью государства на международной арене.
  2. Внутреннем. Он может быть представлен верховенством во всех делах на собственной территории.

Французский мыслитель Ж.Боден (1530-1596) занимался идеологией теории государственного суверенитета. Благодаря его трудам появилась связь между суверенитетом и государственной властью.

Помимо этого, идеологом был определен государственный суверенитет, как свойство государственной власти представлять в социуме абсолютную, самостоятельную, высшую силу.

Возникновение и формирование идей национального суверенитета связано с периодом нарастания освободительной борьбы, когда власть империй была поставлена под сомнение, а подданные, которые находились в колониях, начали требовать права на самостоятельность и соответственно государственность.

Вся важность подобной идеи заключалась в возможности предоставить каждому народу право создание своего государства. Результатом движения за национальный суверенитет и его осуществление в политической и правовой форме выступило вхождение органической части, в общем, демократический процесс.

Важно отметить, что наличие трех видов суверенитета совершенно не говорит о том, что они независимы, разнопорядковы и проявляются самостоятельно друг от друга. Явление суверенитета можно соотнести только и исключительно с государством. Собственно государство, представляя собой властную силу общества, охарактеризовано суверенитетом как внутри себя, так и вне себя.

Именно благодаря народу происходит формирование государства. Народ в подобной ситуации выступает как носитель государственного суверенитета. То есть, другими словами, государственный суверенитет есть отражение состояния государственной воли народа.

Безусловно, демократически организованное государство, которое охватывает все население той или другой территории, должно обладать такой волей, которая является независимой, самостоятельной и верховной.

Формы и принципы государственного суверенитета Российской Федерации

Государственный суверенитет содержит определенные принципы, которые выступают, как основополагающие и представлены:

  • единством и неделимостью территории;
  • неприкосновенность территориальных границ;
  • невмешательством во внутренние дела.

Если же границы данного государства подвергаются нарушению, каким бы то ни было иностранным государством или внешней силой, или же они заставляет его принять то или иное решение, которое не отвечает национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Среди форм государственного суверенитета выделяют такие, как формальная и ограниченная.

Каждая из форм обладает определенными нюансами, которые характеризуют именно ее.

Формальный суверенитет государства – это такая форма суверенитета, при которой данный суверенитет юридически и политически быть провозглашен, а фактическим образом не реализуется по причине распространения на него воздействия иных государств. То есть, другими словами, такой суверенитет не осуществляется, из-за присутствия влияния иных государств.

Ограничение суверенитета может быть как принудительное, так и добровольное.

Например, принудительное ограничение может быть по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств, которые являются победителями в данной войне.

Добровольное ограничение суверенитета может допустить самостоятельно государство, согласно взаимной договоренности с иными государствами, например, чтобы достигнуть определенные общие для всех цели.

Добровольного ограничение суверенитета происходит тогда, когда формируется объединение государств в федерацию и передается ей часть суверенных прав.

Государственный суверенитет характеризуется такими качествами как неотчуждаемость и неделимость, а также связью с государством и волей людей, объединенных в него.

Важно отметить, что любое государство, каким бы оно ни было, унитарным или федеративным, имеет один и единственный государственный суверенитет, формирование которого происходит через волю составляющего его народа, то есть населения и граждан, и осуществляется путем механизма соответствующей государственной власти.

Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации

Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации представлены:

Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:

1) единство и распространение государственной власти на все население и все общественные объединения страны;

2) право осуществлять внутреннюю н внешнюю политику от имени всего общества;

3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;

4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;

5) прерогатива, т. е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, во реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств.

Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное — по отношению к государству, побежденному в войне.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.

Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г.




Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:

1) единство и распространение государственной власти на все население и все общественные объединения страны;

2) право осуществлять внутреннюю н внешнюю политику от имени всего общества;

3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;

4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;

5) прерогатива, т. е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, во реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств.

Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное — по отношению к государству, побежденному в войне.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.

Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г.

Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1).

Суверенитет, предполагает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении. (статьи 3, 4, 5, 67 и 79)

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Ограниченность суверенитета государства.

Суверенитет Российской федерации как государства ограничивается Конституцией РФ и принимаемыми в соответствии с ней федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Ограниченность суверенитета направлена на ограничение вмешательства государства в личную жизнь гражданина, охрану неприкосновенности частной жизни, защиту личной и семейной тайны, а также жилища.

Согласно Конституции РФ государство как федеральная власть имеет ограниченный суверенитет в части разграничения сфер между Российской Федерацией, субъектами федерации и органами местного самоуправления.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Суверенитетом является… Значение термина простыми словами. Что такое суверенное государство. Внутренний и внешний суверенитет - что это? Признаки. Декларация о государственном суверенитете России. Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета по Конституции РФ?

Фото Суверенитет - это… Что такое внутренний и внешний суверенитет власти РФ

Что такое государственный суверенитет

Суверенитет - это независимость государства на международной арене и верховенство во внутренних делах. Суверенитет является одним из основных признаков государства. Согласно Конституции РФ, носитель и источник суверенитета государственной власти в России - народ.

Государственный суверенитет - синоним, который используют, чтобы не путать это понятие с терминами суверенитет народа (народ - источник власти), суверенитет личности (право человека распоряжаться самим собой) и национальный суверенитет (право нации на самоопределение).

Слово происходит от французского souveraineté - верховенство, господство. Понятие появилось в XVI веке и первоначально означало верховную власть монарха.

Основополагающие принципы государственного суверенитета: единство и неделимость территории страны, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

Что такое внутренний и внешний суверенитет

Государственный суверенитет означает политическую и правовую самостоятельность независимого государства, это неотчуждаемое юридическое качество.

Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, на ее территории.

У государства есть исключительное право действовать от имени всего общества. Государство независимо решает все вопросы жизни страны, и это решения обязательны для всего населения. Например, лишь государство может издавать законы, собирать налоги, судить.

Внешний суверенитет - это независимость в международных делах, самостоятельная внешняя политика. Государство на мировой арене не обязано подчиняться другим странам и правительствам, а действует в собственных и общих интересах.

Внешний суверенитет проявляется в признании государства международным сообществом.

Признаки государственного суверенитета

Признаки внутреннего суверенитета:

Государственная власть универсальна: она распространяется на всех лиц на территории данной страны, обеспечивается с помощью законов и госаппарата.

Государственная власть самостоятельна, независима от других властей на территории страны.

Государственная власть может отменить решение любой другой общественной власти, если та нарушает закон.

Монополия государства на принуждение и насилие: наличие армии, полиции, тюрем.

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических. Например, власть издает законы.

Признаки внешнего суверенитета:

Самостоятельность государственной власти и независимость от других властей за пределами страны.

Признание государства международным сообществом в качестве субъекта международного права.

Чем ограничен суверенитет государства

Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Этот принцип закреплен, в частности, в Уставе ООН.

На практике ни одно государство не обладает полной свободой действий. Внутри страны оно обязано действовать в интересах народа, чтобы не потерять легитимность.

На мировой арене государство должно считаться с принятыми нормами, учитывать интересы международных организаций и других стран. Например, нужно поддерживать мир с соседями, строить взаимовыгодные отношения с экономическими партнерами, сообща решать глобальные проблемы.

В отдельных случаях ООН дает разрешение на вмешательство в дела других стран, что ставит их суверенитет под вопрос.

Суверенитет России. Декларация о государственном суверенитете

12 июня 1990 года в Москве была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, входившей в состав СССР. Декларацию принял первый Съезд народных депутатов РСФСР (907 голосов за, 13 - против, 9 депутатов воздержалось) и подписал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин.

Провозглашение суверенитета означало, что РСФСР больше не считает верховной властью руководство Советского Союза и не намерено во всем выполнять его распоряжения. Россия провозгласила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР, принцип разделения властей, необходимость расширения прав регионов.

12 июня в России - государственный праздник и нерабочий день. Сегодня он называется День России. До 2002 года - День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета в России

Один из принципов конституционного строя РФ и основа организации государственной власти - суверенитет народа.

Российский народ является единственным источником власти и носителем суверенитета. Это значит, что власть обязана руководствоваться волей и интересами народа, а народ - реально участвовать в управлении обществом и государством.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Конституция РФ. Статья 3

Государство с момента образования стремится к независимости, защищает свои интересы, территориальные границы. Самостоятельная организация власти гарантирует безопасность, невмешательство извне во внутреннюю политику. Общий признак свободных стран — суверенитет. Это понятие основано на демократических принципах, означает неделимость территории, независимость верховной власти.

  • Значение термина
  • Важность свободы выбора
  • Определение понятия в разное время
  • Суверенитет в современной политике
  • Независимость и международное право
  • Последствия потери самостоятельности

Понятие суверенитета государства

Значение термина

Суверенитет — понятие общественно-политическое, которое подразумевает единовластие внутри страны и неограниченность её действий во внешней политике. Внутренняя независимость проявляется следующими признаками:

  • власть имеет право действовать от имени всех жителей государства;
  • все общественные объединения, группы, социальные слои подчиняются решениям правительства;
  • гражданские, общественные права и обязанности регулируются законодательными актами, которые издаёт государство;
  • верховная государственная власть обладает исключительными полномочиями устанавливать чрезвычайное положение, привлекать к разрешению любых конфликтов полицию, армию.

Конституция государства

Федеральные законы и конституция являются главными законодательными актами на территории страны. С правовой точки зрения, это считается важнейшим проявлением превосходства государственной власти, которая их принимает. В независимости внешней политики и экономики ещё больше определяется суверенитет государства. Во внешнеполитических отношениях самостоятельность страны проявляется тем, что:

  1. Её признают свободным субъектом все стороны, участвующие в международных отношениях. При этом у самопровозглашённых республик внешняя независимость не признаётся.
  2. Отдельно взятая держава не подчиняется диктатуре. Во внешней политике имеет полную самостоятельность в принятии и осуществлении решений.
  3. Страна не позволяет никому диктовать своё мнение, принимать участие во внутренней политике, которую она проводит.

Но с развитием глобализации, по мнению современных политологов, внешний суверенитет всё больше ограничивается. Действия стран контролируются пунктами международного права, они делегируют часть полномочий межгосударственным структурам, сплачиваются для урегулирования глобальных проблем.

Важность свободы выбора

Независимость в определении стратегии своего развития, выстраивании связей с населением, а также другими участниками международных отношений, означает государственный суверенитет. Это определение подтверждает свободное право выбора:

  • формы государственного устройства;
  • организации органов власти;
  • структуры местного самоуправления;
  • системы управления финансами;
  • границ суверенитета (территориальных, юридических).

Силовые структуры

Неотъемлемые свойства суверенной республики: контроль обеспечения порядка, соблюдения законов внутри страны, защита территории в случае угрозы вторжения извне. К решению этих задач привлекаются силовые структуры — армия, полиция. Верховная власть вправе препятствовать инициативе отдельных частей, республик, регионов отделиться. Такие стремления приводят к потере территориальной целостности, определённой Конституцией.

Так, в 1988 году в СССР начался процесс по отделению республик, в результате которого распался Советский союз, и появилась Российская Федерация. Но независимость власти вовсе не означает бесконтрольность. Верховная власть ограничивается законами и положениями Конституции. Например, согласно ст. 3 ч. 1 Конституции, носителем суверенитета в РФ считается народ.

Определение понятия в разное время

Понятие пришло из французского языка, означает оно возможность и готовность к неограниченной власти над государством. Сувереном назывался король, власть которого была абсолютной, ничем не ущемлённой. Способствовало появлению этого понятия наличие следующих причин:

  • отсутствие централизованности власти, раздробленность государств, которая мешала развитию экономики;
  • приоритет церковной власти над светской;
  • воля правителей ограничивалась совещательными органами, которые создавались влиятельными феодалами.

Эти тенденции тормозили общегосударственное развитие, что привело к естественной смене формы правления. Общие направления политики европейских стран в XIV—XVI вв. :

  • признание короля суверенным правителем;
  • наделение его верховной властью на территории страны;
  • отделение государства от церкви.

Жан Боден

Жан Боден ещё в XVI веке озвучил, что означает государственный суверенитет. Юрист из Франции сформулировал его как абсолютную монархическую власть, действующую без перерыва на территориях, подчинённых королю. Первый раз термин использовали при подписании Вестфальских соглашений, которыми окончилась Тридцатилетняя война. С того времени слово используется для обозначения самостоятельности конкретных территорий в делах внешних и внутренних.

Чтобы понять значение государственного суверенитета, учёные XVII века исследовали причины его появления. Томас Гоббс первым их сформулировал. Английский философ пришёл к выводу, что для общества с начала его существования естественной была анархия, когда власть отсутствует в принципе. В этом случае каждый может начать воевать против любого. Для пресечения беспорядков общество заключило гражданский договор. За его соблюдением призвана следить верховная власть, которая судит, карает нарушителей, оберегает границы от нападения извне.

В XIX веке Карл Шмит переосмыслил идею внутреннего верховенства. Этот немецкий юрист был несогласен с теорией Гоббса. Он считал признаками полноты единовластия право устанавливать чрезвычайное положение, упразднять принятые законы, если необходимо — игнорировать их. Политологи до сих пор используют именно это определение.

Суверенитет в современной политике

Неолиберальная трактовка термина получила в общественных науках наибольшее распространение. Согласно ему существует три вида суверенитета:

Национальный суверенитет

  1. Государственный — выражается в праве, не подчиняясь воле третьих лиц, осуществлять законодательную, судебную, исполнительную власть в пределах территориальных границ, а также самостоятельно выстраивать внешнюю политику. Страна, которая зависит от решений извне, не имеет внешней и внутренней самостоятельности, является колонией. Неолибералы считают, что суверенность не требует доказательств, официального подтверждения, являясь понятием объективным. Вся система власти выстраивается на этом фундаменте.
  2. Национальный — право любой народности на самоидентификацию. Каждая нация, если посчитает необходимым, может создать собственное государство. Этим подтверждается её политическая независимость в выборе организационно-правовой формы и вида взаимодействия с другими нациями. Но такая независимость изначально характерна не любой нации, а диктуется формой устройства общества. Национальная независимость отражает демократические принципы, которые воплощаются в зависимости от уровня развития нации, осознания ей своих приоритетов. Это является отправной точкой становления государственной власти.
  3. Народный — подразумевает право каждого жителя участвовать в принятии законов, влиять на политический курс страны. Кратко — это верховенство народа. Народная власть выражается двумя способами. Выборы, роспуск местных или федеральных парламентов — императивный. Инициация публичных слушаний, общественных обращений в госслужбы — консультационный. Народный суверенитет противоположен монархическому. Король не является частью народа, он отдельная личность, обладающая тоталитарной государственной властью. А суверенитет народа означает, что власть правительства основывается на выражении воли населения, гарантия которой — честные выборы.

В 2000 году была организована комиссия ООН, которая рассматривала вопросы государственного суверенитета. Организация в своём докладе подчеркнула, что страны имеют не только право невмешательства во внутренние дела, но и обязаны защищать людей, которые проживают на её территории. В случае невозможности обеспечения такой защиты международное сообщество берёт на себя эту ответственность.

Независимость и международное право

Представление, что суверенитет даёт неограниченную власть внутри страны, не совсем верно. Нормы международного права действуют на территории всех демократических государств. То есть, существуют правовые документы, принятые вне страны, которым она подчиняется.

В России Верховный и Конституционный суд

Например, в России Верховный и Конституционный суд — высшие судебные органы. Но во Франции (Страсбург) находится Европейский суд, который рассматривает дела, связанные с нарушением прав человека. Его вердикты основаны на Конвенции по правам человека. Этот документ признан в большинстве стран. Решение российского суда будет отменено, если Страсбург выяснит, что при ведении дела была нарушена Конвенция.

Это не означает ограничение суверенитета для РФ. Страна добровольно приняла международные соглашения, которые дают право интернациональному суду отменять судебные решения в России. Россия может в любое время односторонне покинуть договор, пренебрегая решениями Страсбурга. Проведение внешней политики иногда подразумевает добровольное подчинение.

Также существует абсолютный и ограниченный суверенитет государства. Ограничить независимость можно добровольно и принудительно. Добровольное ущемление возможно для приобретения общих с другими государствами выгод. Это решение глобальных вопросов, создание международных организаций. В этом случае достигаются взаимные договорённости между странами. Принудительно независимость ограничивается у колониальных или побеждённых в войне государств.

Последствия потери самостоятельности

Партия В. И. Ленина стала правящей

В истории можно найти много примеров разделения власти. В России так называемый период двоевластия был в 1917 году. Ещё до Октябрьской революции Николай II отрёкся от престола, в результате партия В. И. Ленина стала правящей. Первая мировая война внесла дополнительный хаос. Безвластие в тот период привело к большим проблемам. Это кризис с продовольствием, беспорядок в армии, забастовки рабочих и множество других бед. Борьба двух систем власти в итоге спровоцировала Гражданскую войну, кровопролитие которой сравнимо с мировой войной.

Отсутствие государственной независимости, невозможность её отстоять, негативно влияет на население страны. В таком положении оказалась Россия в 90-е годы. После распада Советского союза она пошла по пути либерализации. В результате пострадал внутренний суверенитет. Проводимые реформы должны были привести к тому, чтобы власть принимала участие только во внешней политике, представляя общественные интересы. Внутренняя политика того времени была направлена на пресечение любых проявлений государственности.

Недовольство народа в 1917

Это привело к катастрофе: расстроенная экономика, нехватка продовольствия, небоеспособность армии, некомпетентные правоохранительные органы, разрушенная система образования. Это лишь часть проблем, которые сотрясали страну в конце прошлого столетия.

Чтобы избежать подобного хаоса, государству необходимо в любой ситуации сохранять внутренний и внешний суверенитет.

Только при условии сохранения и укрепления государственного суверенитета можно исключить внешнее воздействие. А также добиться того, чтобы каждый житель мог влиять на будущее своей страны.

Читайте также: