Садко ой ты темная дубравушка и песню волховы колыбельная кратко сравнить

Обновлено: 05.07.2024

1. Личностные: развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной музыкальной культурой. Ориентация ребят на понимание причин успеха в учебной деятельности на уроке музыки. Самоанализ и самоконтроль достигнутого результата в музыкальной деятельности. Анализ соответствия достигнутых результатов требованиям поставленной на уроке задачи.

2. Коммуникативные: продуктивно сотрудничают со сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности, проявляют способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

3. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий по восприятию с использованием музыкального материала, учебника, рабочей тетради и т. д. Проводят простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями патриотического характера; ориентируются на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач.

Деятельность учителя:

1. Организует коллективную и индивидуальную образовательную деятельность учащихся посредством использования современных образовательных технологий деятельностного типа.

2. Уделяет внимание созданию доброжелательной, комфортной среды для учащихся, обобщая их суждения о том, что такое патриотизм, преданность и любовь к своему народу, к своему отечеству и как композиторы смогли воплотить эту тему в своей музыке.

4. Создаёт возможность для музыкально-творческого самовыражения учащихся

Результаты обучения:

1. Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, передающему любовь к родной стороне, понимание роли музыки в жизни человека и общества. Развитие понимания музыки как неотъемлемой части окружающего мира. Понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии личности.

2. Метапредметные: выявление уровня развития умения заявить о своём участии в коллективном обсуждении темы; умения по предложенным учителем критериям оценивать свои учебные действия. Сотрудничество со сверстниками в обсуждении проблемы урока и в коллективной музыкально-творческой деятельности; сравнение музыкальных произведений патриотического характера.

3. Предметные: умение наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы, рассуждать об отечественной музыке и музыкальном фольклоре России; умение распознавать художественный смысл и оценивать выразительность музыкальной речи. Знание о способах и приёмах выразительного музыкального интонирования и применение их в хоровом пении. Знание имён и творчества выдающихся отечественных композиторов. Умение анализировать нотный текст с указанными в нём средствами музыкальной выразительности. Проявление в практической деятельности вокально-хоровых навыков: соблюдение при пении певческой установки и правильного певческого дыхания, знание способов и приёмов выразительного музыкального интонирования, пение округлённым нефорсированным звуком и т. д.

Что такое патриотизм? Преданность и любовь к своему народу, к своему отечеству, к своей родине.

Что такое Родина? Это и наша страна, и то место, где мы родились, где нам всё дорого, любимо, это всё то, что окружает нас с детства, там, где мы чувствуем себя защищёнными.

Есть понятие Родина в смысле - Россия (страна), а есть понятие малая родина – родной дом, родители, друзья, школа, двор.

- Запишите в тетради слова РОДИНА - ПРИРОДА - НАРОД.

1. Объясните, почему она именно так названа композитором?

2. Какой характер, какое настроение, какие чувства вызывает эта музыка?

3. Какие музыкальные интонации являются ключевыми для названия произведения? (Торжественный характер музыки и содержание поэтического текста, в которых выражается чувство любви, добра, счастья, гордости, долга, дружбы и преданности.)

Патриотическая песня

Стихи А. Машистого
Музыка М. Глинки

Здравствуй. Славная столица,
Сердце Родины, Москва,
Вся страна тобой гордится,
Городов родных глава.

Русь великую сплотила
Ты вокруг твердынь Кремля.
И окрепла наша сила,
И прославилась земля!

Ты как воин отражала
Каждый вражеский набег
И отчизну отстояла
От захватчиков навек.

И когда народ встречает
Дни побед и торжества,
Взор и сердце обращает
Он всегда к тебе, Москва!

В музыкальных произведениях описывались подвиги русских героев. Есть герои, которые защищают честь своей Родины в битвах, а есть патриоты, доказывающие свою любовь к отчизне каждым днём своей простой жизни: творчеством, трудолюбием, бережным отношением к природе и культуре своего края.

Народ, живущий в какой-то одной стране, говорящий на одном языке, принято называть нацией, поэтому очень часто патриотов, героев своей страны называют национальными героями.

В каждой стране есть свои национальные герои, сделавшие для неё что-то особенное, их именами называют города, улицы, площади, ставят в их честь памятники. (Возможно, ребята назовут имена героев, в честь которых назвали улицы в вашем городе, районе).

- Внимательно вслушайтесь в текст.

- Можем ли мы утверждать, что чувства Садко патриотические, что проявляются они в желании прославить свой родной край?

Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невесёлыми мыслями приходит сюда Садко. Грустит Садко у любимого Ильмень-озера, смотрит на воды глубокие, тихо перебирает струны на гуслях. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

- Почему Садко поверяет свои раздумья не людям, а природе - лесу, озеру, волне. Вероятно, не найдя поддержки у людей, Садко ищет поддержку у родной природы. Природа помогает человеку, подсказывает, как быть. Русский человек близок к природе, любит её, уважает, ведь она часть нашей родины. Не зря мы знаем столько народных примет, связанных с природой.

Анализируя средства музыкальной выразительности в песне, выясните, что интонации песни Садко - лирические, они помогают узнать нам о внутренних переживаниях человека. Хоть эта песня и имеет лирический характер, но она в то же время является и патриотической, так как в ней воспевается любовь к родному краю, преданность, стремление Садко прославить свой город, свою страну. Всё это позволит привить учащимся умение и желание наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

При повторном прослушивании обратите внимание ребят на вступление к песне: какой образ создают в нём звуки-краски.

- Можем ли мы композитора, написавшего эту музыку, назвать патриотом своей родины?

- Конечно, ведь его творчество раскрывает красоту души русских героев, красоты природы родного края. Патриотизм композиторов состоит ещё и в том, что они сохранили народные музыкальные традиции и продолжили их развитие в своих произведениях, прославляя русскую культуру.

Песня написана Римским-Корсаковым в жанре народных протяжных лирических напевов и является одним из лучших в русской классической музыке образцов творческого воспроизведения народного песенного стиля.

В этой песне Садко изливает свою печаль и заветные думы. Выразительная мелодия, то плавная, то с размашистыми ходами, содержит типичные обороты народных лирических песен.

При подведении итогов следует, опираясь на музыку прозвучавших на уроке произведений, обобщить представление учащихся о том, что же такое патриотизм и как музыка рассказывает о патриотизме.

Вопросы и задания:

2. Спойте начало Протяжной песни. Как вы воспринимаете её – только как композиторское произведение?

3. Внимательно послушайте вступление к песне. Какой образ создают в нём звуки-краски?

«Мы вступили в полосу северо-восточного пассата и вскоре пересекли тропик Рака. Чудная погода, ровный, тёплый ветер, легко взволнованное море, тёмно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками не изменялось во всё время перехода по благодатной полосе пассата. Чудные дни и чудные ночи! Дивный, тёмно-лазоревый днём цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились всё короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями всё более и более открывалось. Какое сияние Млечного Пути с созвездием Южного Креста. Вскоре все звёзды обоих полушарий стали видны. Большая Медведица стояла низко над горизонтом, а Южный Крест поднимался всё выше и выше.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине Новгородской губернии. К музыке его влекло с самого детства. Но не меньше манило его море.

Одинаково жадно слушал он пение матери и рассказы старшего брата, морского офицера. В шесть лет Ника (так звали мальчика родные) стал заниматься музыкой, а в двенадцать отец привёз его в Петербург и определил в Морской корпус. Две дороги лежало перед будущим композитором, и каждая из них была мила его сердцу. Вторая, быть может, (в двенадцать–то лет) казалась даже милее первой…

В Морском корпусе Николай учился прилежно и ровно, также он продолжал учиться игре на фортепиано.

В 1871 году Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории.

Профессор Петербургской консерватории, требовательный учитель, высокообразованный музыкант и замечательный композитор, актёр любимых и известных всем опер, романсов, симфонических картин - таким его знает весь мир.

Пожалуй, только по какой-то особой подтянутости, стройности его высокой фигуры да ещё по необыкновенной дисциплинированности угадывали консерваторские студенты бывшего морского офицера в своём строгом седом профессоре.

Как же случилось, что человек, так сильно любивший море, так чувствовавший его красоту, изменил ему и отдал все свои силы, весь талант, всю жизнь музыке?

Кабы была у меня казна,
Кабы была дружинушка хоробая
Пробегали б мои бусы-корабли,
Объезжали б моря, моря синие…

Но нет у Садко ни казны золотой, ни дружины хороброй - беден гусляр; а кто бедному поможет? Только насмехаются именитые.

Слушание: Сцена появления лебедей и их волшебного превращения. Вышли на берег лебеди и обернулись красными девицами. Это дочери Морского царя с подружками. А среди них - самая прекрасная, любимица отца, Волхова-царевна.

О великом царстве морском, о грозном своём отце рассказывает гусляру Волхова. Помните фантастическое свечение океана? Не оно ли подсказало, навеяло композитору этот удивительный рассказ о чудесах морских?

Опять мерно заплескалась, зарокотала музыка Океана: только теперь вместе с ней звучит и другая тема: как отблески драгоценного металла, мелькают в ней звонкие голоса труб - рыбки златопёрые. Их подарила Волхова Садко за песни.

Заколыхалась вода в озере - поднялся из глубины сам грозный Царь Морской. Отрывист и странен голос Морского Царя, зовущего дочерей, мрачно и беспокойно звучит его музыка. В ней мы явственно различаем знакомую тему Океана.

Клекочет по-лебединому флейта, затихло, успокоилось озеро - исчез Царь Морской и девицы красные. А на берегу рыбки златопёрые обернулись чистым золотом.

Чтобы знал Садко, куда держать ему путь, заморские гости рассказывают ему о своих странах.

Здравствуй, Окиан-море синее! Прими богатого гостя новгородского, гусляра весёлого с дружиной его храброй!

Десять лет плавает Садко по Окиану-морю, да не платит дани Царю Морскому. Вот и встал Сокол-корабль посреди моря синего. Все корабли вдаль плывут, а Сокол-корабль только покачивается на волнах с повисшими парусами. Не пускает Морской Царь Садко. К себе, на дно морское, зовёт.

И вот Садко велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. А точнее, нужен он Волхове-царевне. Садко прощается со своей дружиной. Должен Садко опуститься в царство Лазоревое, откупиться песнями от царя.

Слушание: Сцена погружения Садко в глубину океана. Прощается Садко с друзьями - и вот он уже на дне морском. То ли гость, то ли пленник царя морского. Оркестр исполняет Интермеццо - музыкальную картину необычайной красоты, рисующую погружение Садко в морскую бездну.

Тоненько позвякивают тарелки; очень мягко, затаённо звучат медные инструменты, колышутся пассажи струнных. Все музыкальные темы-мелодии чем-то неуловимо похожи одна на другую, все они словно окрашены волнующим лазоревым светом подводного царства.

Слушание: Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Пляшут под гусли Садко чуда морские. Взволновалось море синее. А когда заплясал сам Царь Морской, - поднялась на море буря небывалая.

Спокойно и ясно звучит музыка. Исчезло подводное царство, как волшебный странный сон. Садко и Волхова поднимаются наверх, к людям.

Слушание: Колыбельная песня Волховы. Снова берег Ильмень-озера. Спит Садко. Нежно баюкает его Волхова, прощается морская царевна с красивым молодцем. С первыми лучами утренней зари рассеется по зелёному лугу алым туманом сказочная царевна, превратится в широкую реку Волхову. По Волхове-реке приплывут в Великий Новгород корабли Садко.

Да, сильный, яркий талант, огромная любовь к музыке победили в споре между моряком и композитором.

Краткое содержание оперы

Молодой гусляр спускается на дно морское. Грозно встречает гостя Морской Царь. Но стоило запеть Садко - и Царь смягчил свой гнев.

Покорённый искусством Садко, он решает женить его на младшей дочери - прекрасной Волхове. Всё подводное царство собирается на свадебный пир. После обряда величания начинается общее веселье. От бешеной пляски поднимается буря на море - тонут корабли, гибнут люди. В разгар пляски появляется Старчище - Могуч Богатырь. Он выбивает гусли из рук Садко - и пляска сразу обрывается. Старчище лишает Царя Морского власти над водной стихией, а Садко и Волхове приказывает подняться на землю.

Презентация

Музыка. Описание

Если основная часть вступления рисует вполне реальный морской пейзаж, то в маленькой и очень поэтичной коде возникает лёгкий оттенок сказочности. Эти причудливые гармонии как бы намекают на чудеса таинственного и прекрасного Подводного царства, таящегося в глубинах океана.

Речитатив переходит в арию. Она написана в простой трёхчастной (и одновременно куплетно-вариационной) форме. В арии ярко выражено песенное начало и вместе с тем в ее песенно-былинной мелодии содержатся и речитативные обороты. Плавно покачивающееся сопровождение вызывает образ морских далей.

В этой песне Садко изливает свою печаль и заветные думы. Выразительная мелодия, то плавная, то с размашистыми ходами, содержит типичные обороты народных лирических песен.

Сцена появления лебедей и их волшебного превращения. Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается ветерок, вода в озере начинает колыхаться, шумит тростник. Вдали плывёт стая лебедей и серых утиц. Они превращаются в прекрасных девушек. Всё происходящее с поразительной рельефностью и красочностью передаётся музыкой. Глиссандо арфы прерывает песню Садко, и на фоне причудливых аккордов вступления (тремоло струнных) у кларнетов и фаготов проходит гамма тон-полутон, связанная с характеристикой Морского царя. Вслед за тем в сочном унисоне виолончелей и английского рожка появляется певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами (подражание птичьему клёкоту). Это-тема лебедей. В момент превращения лебедей и утиц в красных девиц наступает кульминация всего этого оркестрового эпизода.

Садко обещает гостям посетить их страны и прощается со своими согражданами.

Далее в зыбкой, гармонически неустойчивой (как бы все время плещущейся из-за постоянных тремоло и трелей) музыкальной ткани интермеццо проходят мотивы Лазоревого терема, золотых рыбок. Интермеццо завершается длительно тянущимся увеличенным трезвучием на органном пункте ми. Из глубоких басов оркестра постепенно поднимается плавная фигурация, построенная на лейтмотиве моря. Сумрак рассеивается, возникают очертания Лазоревого терема.

Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит своеобразный танец цветов, бликов - золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых. Все средства музыки - от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра - направлены на создание красочной музыкальной картины.

Сцена появления Видения - Старчища Могуч Богатыря (баритон). Монолог Видения написан в стиле церковных старинных напевов. В целях создания глубокого музыкального контраста Римский-Корсаков вводит орган, звучание которого, вместе с деревянными и струнными инструментами, несколько напоминает церковный хор.

Колыбельная песня Волховы. Прощание Волховы с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера,- одна из лучших в опере и наиболее ценимая самим автором. В центре этой сцены находится образ Волховы, развитие которого достигает здесь завершающей стадии. Как и Снегурочка, Морская царевна почти становится человеком, но вслед за тем растворяется в мире природы, порождением которой она была.

Реальные девические черты образа Волховы явственнее всего выступают в её колыбельной песне, но музыка даёт ощутить и сказочность этого существа. Вслушиваясь в нежную, плавно льющуюся мелодию песни, можно обнаружить в ней очертания темы лебедей из второй картины. Но она здесь ритмически изменена и преобразована в чисто песенную мелодию, завершающуюся мягкими баюкающими мелодическими оборотами.

Финал. Песня Садко и хора. Финал начинается песней-рассказом Садко о своих странствиях и приключениях. Она дышит мужественностью и энергией.

Постепенно к Садко присоединяется хор, затем вступают другие действующие лица, каждый со своими темами. Садко занимает в нём центральное место, образ его как народного героя получает здесь своё завершение. Народ славит гусляра Садко, послужившего своим даром музыканта родной земле; славит его песни, исполненные всепокоряющей, богатырской красоты. В этом отчётливо раскрывается одна из главных идей оперы-былины (и многих других произведений Римского-Корсакова) - идея о высоком значении художника и искусства в жизни людей.

Послушаем песни Садко, арию Любавы, колыбельную песню Волховы. Какие жанры русских народных песен они напоминают? Какой музыкальный инструмент в симфоническом оркестре изображает звучание гуслей Садко?

Ответы на вопрос

Послушаем песни Садко, арию Любавы, колыбельную песню Волховы. Какие жанры русских народных песен они напоминают? Какой музыкальный

в концертном зале гостиницы выступили симфонический оркестр и оркестр народных инструментов .В оркестре народных инструментов женщин на 15 меньше , а мужчин на 19 больше ,чем в симфоническом оркестре .

В доме культуры выступили симфонический оркестр и оркестр народных инструментов. В оркестре народных инструментов женщин на 12 меньше, а мужчин на 8 больше, чем в симфоническом оркестре. 1. Сколько .

В доме культуры выступили симфонический оркестр и оркестр народных инструментов. В оркестре народных инструментов женщин на 12 меньше, а мужчин на 4 больше, чем в симфоническом оркестре. 1. Сколько .

В доме культуры выступили симфонический оркестр и оркестр народных инструментов. В оркестре народных инструментов женщин — на 18 меньше, а мужчин — на 18 больше, чем в симфоническом оркестре. 1. .

Загрузить презентацию (413 МБ)

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Требовния к уровню подготовки обучающихся:

Вид контроля: интонационно-образный анализ фрагментов из оперы.

Элементы дополнительного содержания: знакомство с былиной.

Цель: определить роль и значение музыки в былинах и сказках.

  • Более подробно познакомить учащихся с творчеством композитора.
  • Сформировать представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине).
  • Определить важный принцип драматургии композитора – противопоставление двух миров: реального и сказочного.
  • Определить средства музыкальной выразительности, помогающие созданию волшебства в музыке.
  • Разучить и исполнить фрагменты оперы прозвучавшие на уроке. Научить грамотно применять исполнительские средства выразительности, в частности строить фразу, чувствовать и понимать значение кульминации.
  • Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Материал: Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ
музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц, "Приходи, сказка" из к/ф "Там, на неведомых дорожках", Музыка и слова: В.Дашкевич – Ю.Ким, словарь “эмоций”.

Оборудование: Мультимедийный проектор, аккустическая система подключенная к компьютеру, презентация, тексты песен.

1. Организационный момент

Исполнение: "Песенка про сказку" музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц.

Учитель: Сказка умница и прелесть… разве можно как то по-другому о ней сказать? Кто не любит сказку? Чем же привлекает сказка художников, писателей, поэтов, композиторов?

Дети: чудесами, волшебством, приключениями …

Учитель: Назовите авторов любимых сказок, сказочных картин и музыки?

Дети: Васнецов, Пушкин, Лядов, Римский-Корсаков и т.д.

Учитель: Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова

3. Повторение пройденного материала

Учитель: Его настоящая область деятельности – опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки Пушкина. Давайте вспомним некоторые из них.

Учитель: Вспомните, что такое опера? Почему композитор решил именно оперу написать о Садко, ни балет, не сюиту?

(обратить внимание на жанр – песня причина выбора композитором оперы)

Учитель: Каких вы знаете былинных героев?

Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич

Учитель: Чем же так прославился Садко?

Дети: Он был талантливым гусляром.

Учитель: Давайте познакомимся с ним поближе, в этом нам поможет опера.

Как во славном Нове-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских

4. Изучение нового материала

Учитель: Где можно послушать оперу?

Дети: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ.

Учитель: Назовите самые известнейшие в мире театры оперы и балета. Кто из вас там побывал?
Ребята, что нужно для того чтобы опера появилась на сцене?

Дети: Сочинить музыку, создать костюмы, сделать декорации.

Учитель: Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Многие слова, а так же описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса – различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п.

Учитель: Вспомните, как называется пьеса, предназначенная для постановки на сцене.

Дети: либретто

Либретто пишется на основе литературного произведения. Это еще раз подчеркивает связь музыки и литературы. В переводе означает – “маленькая книжечка”.

Учитель: И вот мы с вами в театре. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Опера началась. Звучит вступление. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.

Дети: Что – то волнующее, наверное, вода или море.

Дети: Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.

Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.

Учитель: Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра сказочные и реальные образы создают музыканты.

  • Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.
  • Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

Знакомство их произошло на Ильмень – озере, во второй картине.

Учитель: Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

Учитель: Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную?

Дети: В сказочную.

Учитель: К кому обращается в своей песне Садко?

Дети: К природе, к дубравушке, к Ильмень – озеру, к трость – дереву. Музыка его песни похожа на русскую народную протяжную песню, в которой воспевается природа

Учитель: А какой инструмент сопровождает пение героя?

Дети: Арфа

Учитель: Правильно. Звучит арфа, потому что ее звучание очень похоже на звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание озера у самого бережка. Давайте попробуем напеть первые фразы песни – арии Садко

5. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

(Учащиеся разучивают первую песню Садко)

Учитель: Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что "долетела до глубокого дна Ильмень-озера" и покорила всех своей искренностью.

Учитель: Давайте мы разучим немного эту песню. Обратите внимание что главная мелодия песни многократно повторяется, но каждый раз появляется в новом оркестровом наряде.

Учитель: И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.

Учитель: Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский. Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).

Учитель: Что можно сказать о характере музыки?

Дети: Суровая, мужественная, величественная музыка. Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Учитель: Как называется низкий мужской голос?

Дети: Бас.

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Учитель: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).

Дети: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка медленная, плавная, чарующая.

Учитель: Как называется высокий мужской голос?

Дети: Тенор.

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Учитель: Определите характер музыки.

Дети: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный. Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”.

Учитель: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

Дети: Очаровательная, восхитительная, блестящая. Мужской голос, исполняющий песню, называется – баритон

Учитель: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Дети: Темп, динамику, тембр, мелодию…

Учитель: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Дети: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

Учитель: “А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”. Садко корабли, собрал дружину и отправился в путешествие.

Учитель: Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

Учитель: В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней.
На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Учитель: Какую песню поёт наша героиня?

Дети: Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская царевна, она фантастическая героиня

Учитель: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы.

А я, царевна Волхова,
Подруга вещая твоя,
Туманом легким растекусь
И быстрой речкой обернусь.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

6. Подведение итогов урока

Учитель: Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный.

Дети: Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.

Учитель: Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

Учитель: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Дети: Становится разнообразнее, интереснее. Грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

7. Исполнение песни учащимися

8. Домашнее задание: посмотреть худ фильм САДКО и нарисовать Нептуна.

Читайте также: