Сравнение онтологии платона и аристотеля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Платон и Аристотель были систематизаторами древнегреческой философии.

Натурфилософы изучали природу, софисты и Сократ – человека и его добродетель, а Платон и Аристотель изучали ВСЕ эти проблемы. Поэтому и у того и другого обширные учения сформировались.

Ключевые понятия, характеризующие его учения:

  1. Объективный идеализм
  2. Психизм
  3. Рационализм

В учении у бытии у Платона главной является что бытие состоит из двух противоположных миров:

  1. Мир идей (занебесный мир идей где идеи существуют сами по себе, вечны, нематериальным)- главным по Платону.
  2. Мир вещей (земной мир, материальный) (предметы - бледные тени идей)

(см таблицу 2 из методичек)

Идею Платон обозначил понятием – ЭЙДОС. Он полагал так: в мире вещей любой предмет существует потому что в мире идей есть его идея.

Любой предмет – тень, слабое подобие идей. Если предмет исчезает, то идея в мире идей остается.

Идея – сущность вещи, а сама вещь – явление. Идея – общее, а вещь – единичное. Платон полагал что сущность и общее может существовать независимо от явления и единичного.

Мир идей – является первичным, а мир вещей – вторичным. Помимо этого мир идей существует независимо от нашего сознания.

Вещи, по мнению Платона, возникают из материи. Материя – бесформенна и неопределенна и чем-то конкретным становится при соприкосновении с идеей. Бог созерцает идеи и по из образцу создает вещи. Эти два мира объединяет мировая душа.

Платон выделил 3 варианта соотношения идей и вещей:

  1. Вещи сходны с идеями и возникли в подражании им
  2. Идеи находятся в вещах как общее в единичном
  3. Вещи причастны идеям как к идеальным образцам

Мир идей устроен как пирамида. В основание – идеи простых идей, а ближе к вершине – нравственные идеи, на самой вершине – идея ЕДИНОГО, как высшего блага.

Человек принадлежит обоим мирам одновременно, т.е. тело к миру вещей относится, а бессмертная разумная душа к миру идей. Платон полагал что земная жизнь человека – плен души в темнице тела, смерть – освобождение души из тела.

Задачей человека – познание истины. Органы чувств познают мир вещей, но приходят лишь к мнению. Мир идей познается с помощью разума, и результатом является достижение истины.

Платон разработал теорию АНАМНЕЗИСА (в переводе припоминания, воспоминания), т.е. после смерти тела, душа перемещается в мир идей и познает идеи, а затем вселяется в новое тело. Результат в том что у человека в душе уже с рождения заложены все знания. Предполагал что душа само вспомнить не может, ее к этому подталкивают органы чувств. Вещи похожи а идеи, и напоминают душе идею этой вещи, затем разум действует самостоятельно, используя 2 метода: диалектика и математика.

Цель познания заключается в том, чтобы познать идею ЕДИНОГО.

Он занимает в философии особое место, и эта особость выражается в:

  1. Он полностью освободил философию от влияния мифологии
  2. Он обосновал многие философские понятия
  3. Он разработал логику как учение о законах мышления

Аристотель отверг учение Платона о мире идей. Его не устроило в учении:

  1. Идеи бесполезны для познания сущности вещей, объяснения их бытия
  2. Учения об идеях не объясняет возникновение и гибель вещей, и движение которое в мире есть.
  3. Идея не может находится за пределами самой вещи и предшествовать ей во времени.

В итоге Аристотель сделал вывод: сущность нужно искать в явлении, общее в единичном. Сущность любой вещи нужно искать в ней самой, чтобы этого добиться Аристотель предложил понятие СУБСТАНЦИЯ.

Субстанция – самобытное бытие существующее в себе самом, но не в чем-то ином. Или – любой предмет субстанциален если заключает в себе свою сущность.

Существуют 4 причины бытия вещей:

  1. Форма или благодаря чему возникает вещь
  2. Материя или из чего возникает вещь
  3. Движение или как возникает вещь
  4. Цель или для чего возникает вещь

Форма – первая сущность вещи. Форма вечна, активна и представляет собой общее. Однако общее может существовать не само по себе, а в связи с единичным. Чтобы возникла вещь к форме должно что-то присоединиться. Это материя присоединяется. Получается что любой предмет это единство формы и материи.

Свойства материи по Аристотелю:

  1. Пассивность
  2. Бесформенность
  3. Неопределенность
  4. Материя это только возможность, но не действительность

Движение – процесс появления вещи или переход от возможности к действительности.

У движения всегда есть цель. Целевое содержание движения Аристотель обозначил понятием ЭНТЕЛЕХИЯ. Цель существует до того как предмет возникает, но в виде возможности, и соответственно когда предмет появляется цель из возможной превращается в действительную (форма – дом, материя – камень, движение – работа, цель – жить, цель возникает на стадии проекта).

Аристотель предполагал, что сами эти причины сами по себе действовать не могут, их действие зависит от перводвигателя, Бога. Он является наивысшей чистой формой лишенной материи. Он же источник движения. Он же устанавливает щели для всего существующего.

У перводвигателя были 2 цели:

  1. Реализовать заложенные в материи возможности
  2. Создать гармоничный мир в котором у любого предмета будет свое место

Вывод: бытие является иерархией уровней, нижний уровень – материя, верхний – перводвигатель. Оба они вечны, между ними располагаются: неживая природа, живая природа, человек и общество.

Целью работы – провести сравнительный анализ онтологических концепций Платона и Аристотеля.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- изучение онтологии Платона и Аристотеля,
- обобщение результатов сравнительного анализа.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Философия.docx

  1. Онтология Платона…………………………………………………………… …..4
  2. Онтология Аристотеля…….…………………………………………… …………7
  3. Сравнительный анализ онтологических концепций Платона и Аристотеля…………………………………………………… ………………….…9

Значение трудов и деятельности античных философов, в частности Платона и Аристотеля, трудно недооценить в развитии не только философской мысли человечества, в построении принципов существования западной цивилизации, но и в нашей современной жизни: её техническом и информационном обеспечении. Их работы, проделанные в теоретическом направлении, а также применённые на практике принципы, можно увидеть и по сей день. Развитие многих научных школ более поздних периодов и современности основывается либо на прямую, либо косвенно на работах этих деятелей. Их огромный вклад, который они внесли в становление и развитие философии как науки очевиден, поэтому обращение к их творчеству в любое время будет актуально.

Целью работы – провести сравнительный анализ онтологических концепций Платона и Аристотеля.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

- изучение онтологии Платона и Аристотеля,

- обобщение результатов сравнительного анализа.

Великим учеником Платона был Аристотель (384–322 гг. до н.э.), которого по праву считают самым универсальным философом всех времен и народов.

Аристотель рассматривал онтологию как важнейшую часть метафизики. Он выдвигает идею о том, что бытие - это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее понятие так же, как и под него - подвести все остальное. Поэтому, принимая тезис Парменида об отождествлении бытия и мысли о бытии, Аристотель уточняет это положение, говоря, что бытие само по себе - это лишь абстракция, потенциальное, мыслимое бытие, а реально всегда существует бытие чего-то, т.е. бытие конкретных предметов. Следовательно, соотношение бытия и мышления есть соотношение предмета и мысли о данном предмете.

Из основного закона бытия Аристотель выводит и принцип относительного существования небытия. Он развивает тезис Парменида, утверждавшего, что небытия не существует, так как оно немыслимо, а если мы мыслим о нем, значит, оно существует, но как бытие. Аристотель полагает, что ничто нам не мешает мыслить о небытии, но это не является обоснованием его существования, а лишь говорит об ином присущем ему качестве (несуществовании). [2, с. 161]

Именно в этом смысле оно может существовать в мысли.
Интерпретируя концепцию Платона о существовании мира идей (истинного мира), Аристотель признает наличие в бытии некоего сверхчувственного уровня, но не в смысле его реальности и не в смысле возможности постижения его с помощью органов чувств, а в смысле постижения его умом - это уровень сущностей явлений, включенный в реальность, а не противопоставленный ей, как у Платона.

  1. Сравнительный анализ онтологических концепций Платона и Аристотеля

Одним из самых выдающихся учеников Сократа был Платон, основавший в 387 г. до н.э. в Афинах свою собственную школу, получившую название Академии, так как она располагалась в роще, носившей имя героя Академа.

Как известно, Аристотель спорил с Платоном, еще будучи его учеником. Главный предмет его критики — разрыв между миром и его же сущностью, к которому пришел Платон в его теории идей и единичных вещей. Этот разрыв Платон обосновывал, отождествляя сущность вещей с общим, сходным в них, т.е. видами и родами, которые не могут существовать в единичных вещах. Аристотель же настаивает на том, что сущность мира не должна ему противостоять, а должна в нем и находиться. Ибо в противном случае научное познание мира делается невозможным. [3, с.54]

Таким образом, по Платону, мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии. Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное.

Аристотель не отрицал существование идей, но, во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что находятся они внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель.

Ответ ученика учителю на теорию об идеях звучал так: «Я позволю развивать критику твоего учения об идеях и выдвигаю в качестве альтернативы этому учению собственное учение об отношении чувственных вещей к понятиям. Мои возражения против твоего учения об идеях могут быть сведены в основном к четырем, а именно:

Во-первых, предположение об идеях как самостоятельном бытии, отделенном от существования чувственных вещей, бесполезно как для познания этих вещей, так и для объяснения их бытия: эйдосы (идеи) ничего не дают . для познания всех остальных вещей (они ведь и не сущности этих вещей, иначе они находились бы в них).

Платон и Аристотель как великие древнегреческие философы. Взгляды Платона и Аристотеля по трем концепциям: "учение о бытие", "идея души" и "взгляд на общество и государство". Аристотель как первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.02.2014
Размер файла 23,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

платон аристотель древнегреческий философ

Вступление

Платон и Аристотель (427 - 347 до н. э.) и (384 - 322 до н. э.)

Платон и Аристотель - это великие древнегреческие философы. Оба философа принадлежат к античной философии, которая охватывает период - с 6 ст. до Н. Э. - до 6ст. Н. Э. Период их деятельности, называется - классический период большого синтеза. В это время происходит смена проблематики от природы к человеку и обществу. Также, философы создают первые философские системы, т. е. круг философских проблем. Платон - великий мыслитель, является основоположником объективно-идеалистичекой философии. Основное достижение Платона - это открытие и обоснование сверхчувственного, сверхфизического мира идеальных сущностей. Аристотель - это первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, которая охватила все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Несмотря на то, что Аристотель является учеником Платона, в их суждениях есть не только сходства, но и различия.

Аристотель соотносит материю с формой. Он приводил пример, что материей медного шара является медь, а формой - шарообразность. Если рассматривать живое существо, то материей является его телесный состав, а формой - душа. Ещё Аристотель, рассматривал материю как - пассивное начало, а форму как - активное. На счет небытия, философ говорил, что оно в онтологическом смысле не существует. Оно может существовать только в относительном смысле в некоторых понятиях, например, нигде, никогда и т. п.

В отличие от Платона, Аристотель говорит, что душа - это энтелехия тела, т. е. внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат, благодаря которой тело имеет способность к жизни, ощущениям и мышлению. Аристотель считает, что душа неотделима от тела, но сама имматериальная, не телесная, т. е. душа есть некий смысл и форма, а не материя, не основа всего существующего. Согласно Аристотелю, когда тело умирает, то душа освобождается для вечной жизни, т. е. душа вечна и бессмертна.

Аристотель же говорил, что душа отражает действительности всемирного и вечного Ума, а также образует гармонию для тела. Душа различает и познает всё сущее.

2) Согласно Платону, государством могут мудро и справедливо управлять только аристократы, как лучшие и наиболее мудрые граждане. Земледельцы и ремесленники должны добросовестно выполнять свою работу. Охранять государство должны стражи порядка, причем они обязаны жить изолированно от других граждан и питаться за общим столом.

По мнению Аристотеля, бедные и богатые элементы существуют противоположно друг другу, и в зависимости какой слой общества преобладает, то и соответствующая форма государственного строя устанавливается. Аристотель выделил три главных слоя граждан: 1) очень зажиточные; 2) средние; 3) крайне неимущие. В отличие от Платона, философ враждебно относился к зажиточным людям, считая, что они, попирают ногами общественные традиции и законы, стремясь к власти. Он думал, что аристократы склонны к роскоши и хвастовству. Аристотель был сторонником рабовладельческой системы. А также он считал, что интересы, цели и деятельность людей зависит от их имущественного положения и происхождения. Если человек по природе - с рождения - земледелец, то он будет работать на зажиточного элемента общества, будет рабом, а если человек с рождения живет в достатке, то он будет управлять бедняками и лишь стремиться к жизни вообще. Но, по мнению философа, государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

3) Платон выделяет семь типов государства, но ныне существует всего шесть: 1) монархия - справедливая власть одного человека; 2) тирания - несправедливая власть одного человека; 3) аристократия - справедливая власть меньшинства; 4) олигархия - несправедливая власть меньшинства; 5) демократия - справедливая власть большинства; 6) тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Согласно Платону, стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Исходя из учений о душе, можно сказать, что Платон рассматривает душу отдельно от тела, а Аристотель неотъемлемо от него. Но оба мыслителя уверены, в том, что душа бессмертна.

Проанализировав и сравнив вышеуказанные концепции Платона и Аристотеля, я могу сказать, что в понимание о бытие, об идее души и взгляде на общество и государство, я больше всего склоняюсь к рассуждениям Аристотеля. Потому что, так же как и он, я считаю, что бытие это некая субстанция с характеристиками; и еще есть форма и материя, например, тот же медный шар. Также я соглашаюсь с его определением, что душа неотделима от тела и сосуществует в гармонии с ним. Душа, после смерти тела, возносится ввысь - в рай, где она существует вечно. т. е. она является бессмертной. Что касается, общества и государства, я думаю, что правителем должен быть человек из народа, понимающий проблемы простых людей. А государство должно быть демократическим. Потому что, аристократы из-за чрезмерного материального достатка и всемогущей власти не смогут понять обычного человека из среднего слоя общества, так как аристократам не близки их проблемы.

Список литературы

1) Лосев А. Ф. “Бытие, имя, космос”. М. : Мысль, 1993.

Подобные документы

Аристотель - первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития. Положения философского учения Аристотеля. Учение о четырех причинах. Теория познания и логика. Этические взгляды, учение о добродетелях.

реферат [1,8 M], добавлен 14.05.2014

Краткие биографии Платона и Аристотеля. Социальная обстановка во времена жизни Платона и Аристотеля и их философские позиции. Воззрения Платона и Аристотеля на устройство государства. Альтернативные сообщества как аналог школ Платона и Аристотеля.

реферат [50,0 K], добавлен 19.12.2011

Платон и Аристотель – две "вершины" древнегреческой философии. Основные идеи философии Платона. Формальная логика Аристотеля. Зрождение Философской мысли в России, основные ее представители и теории. Смысл жизни человека согласно различным концепциям.

контрольная работа [24,3 K], добавлен 06.09.2009

Философское наследие гениальных мыслителей Древней Греции Платона и Аристотеля. Расхождение философов в метафизике. Взгляды на общество и государство. Утопические взгляды Платона на идеальное государство. Теория познания и этические взгляды философов.

реферат [25,9 K], добавлен 26.12.2016

Анализ теории Аристотеля с точки зрения демонстрации сходства и различия взглядов мыслителя с миропониманием его учителя Платона. Сущность расхождения Платона и Аристотеля в вопросах онтологии: учение об идеях и бытии, их познание, взаимосвязь и сущность.

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель.- М.: Эксмо, 2006.- 608 с.
2. Бибихин В. В. Чтение философии / В. В. Бибихин.- СПб.: Наука, 2009.- 536 с.
3. Лебедев С. П. Идеализм. История и логика генезиса / С. П. Лебедев.- Спб.: Изд. СПбГУ, Изд. РХГУ, 2008.- 829 с.
4. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев. – СПб.: Наука, 2007. – 592 с.
5. Сергеев К. А., Слинин А. Я. Античность и Новое время о космосе и его познании человеком/ К. А. Сергеев., Я. А. Слинин.- СПб.: Наука, 2014. – 725 с.

6. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев.- М.: Высшая школа, 1981.- 377 с.

В данной статье пойдет речь о человеке, которого Карл Маркс назвал вершиной всей античной философии – Аристотеле. Именно онтологии Аристотеля будет уделено особое внимание в последующих строках.

Ученик Платона

аристотель онтология

Анализируя синтез систем, впервые появившийся в онтологии Платона, Аристотель и его последователи впервые применяют в своем творчестве предваряющие обзоры историко-философского характера более ранних философских апокрифов через попытки не только выбрать из предыдущих построений нечто подходящее, но и окунуть их в более обширное знание, каждая из систем которого найдет некоторый индивидуальный момент истинности. Философ выдвигает идею о многих мировых первоначалах как многообразие предшествующих видов архэ.

Характеристика основных разделов аристотелевской философии

Один из разделов онтологии Аристотеля - учение о материи и форме. В данном вопросе ученик также не согласен со своим учителем. Вместо предложенных Платоном двух миров, Аристотель признает только один мир – мир сущих. Всякое индивидуальное сущее выражается как единство формы и материи. То, что Платон называл идеями, в онтологии Аристотеля превратилось в формальные признаки сущих, которые неотделимы от них самих. Лишь в сознании человека, по мнению сего ученого мужа, материя и форма предмета могут существовать раздельно и сами по себе.

онтология аристотеля критика учения платона

Форма и материя

аристотель проблемы онтологии

Здесь мы наблюдаем перетекание аристотелевской формы в платоновскую идею. Однако в самом низу иерархичного построения материй-форм находится чистая материя, не нуждающаяся в форме. Это хаос в чистом виде, своеобразный ноль, который мог бы быть привлечен для оформления и в то же время способен был бы обойтись и без этого.

Онтология Аристотеля: ее суть, значение

К примеру, в таком деле, как строительство дома, материальной причиной является материал, который послужил для строительства дома, формальной – план дома, действующей – строитель, а целью – возможность укрыться от непогоды и создание пространства своего мира для всех домочадцев.

онтология и космология аристотеля

Активность вместе со всеми взятыми причинами является также проявлением сущих. Материальная же причина в больше степени относится к материи задействованных в активности сущих, остальные три причины относятся к формам этих сущих. В онтологии Аристотеля абсолютно все сущие выражают активность, а состав её включает в себя все три причины, в том числе целевую. Даже простой процесс падения камня на землю тоже обладает целью.

Проблемы онтологии Аристотеля

Телеология

Подобно монадам Бруно – Лейбница, сущие в аристотелевской системе представляют собой целесообразные активные начала, которые находятся в перманентном развитии и занимают свои места в общей иерархии бытия.

онтология аристотеля учение о материи и форме

Развитие идей

Перводвигатель

Высшая активность перводвигателя по своей природе является парадоксальной – она состоит из покоя по отношению к себе и причины всякого движения по отношению к другому. Двигатель приводит в движение все вокруг, но сам при этом находится в покое. Зрительно его активность выражается в равномерном и вечном вращении небесного свода. Сам Аристотель придерживался точки зрения о бесконечной и вечной делимости мира материального. В основе теории лежат четыре элемента, предложенных Эмпедоклом.

Космос в представлении Аристотеля

Земля является центром этого мира. Вокруг нее располагаются сферы более высоких реальностей. Далее происходит деление этих сфер на две области – мир подлунный, который пролегает от Земли до орбиты Луны, и надлунный, который располагается за пределами этой орбиты.

онтология и космология аристотеля

Аристотелевская гносеология

Два этих элемента определяют границы познания лишь вне рационализма. Общее знание ценится Аристотелем в совокупности со знанием материального и индивидуального. Вследствие этого он гораздо больше, чем Платон, придает значение органам чувств, при этом не отвергая роль разума. Разум в представлении Аристотеля разнится с платоновскими идеалами. Платон признает разум мистико-антиномистический, который опирается на интуицию общего. Разум же Аристотеля является более светским, трезвым и прагматичным, исходящим из интуиции единичного. В общем и целом Аристотеля можно причислить к рациоэмпирикам. Он старается уравновесить вклады эмпирического и рационального познания посредством синтетически-многомерного метода постижения истины.

онтология платона и аристотеля

Аксиология Аристотеля

Аксиология является философским учением о ценностях как базы целеполагающей человеческой деятельности. Центральным для аксиологии является понятие ценности, фиксирующее важнейший аспект человеческого существования — его способность к сознательному и активному преобразованию самого себя и окружающего мира согласно его идеалам. Аристотель обратил внимание на то, что категория ценности (аксиология) в определенной степени противоречит гносеологической категории истины. Философ разделял разум на созерцательный (теоретический) и этико-политический (практический).

Читайте также: