Праздники древних египтян кратко

Обновлено: 04.07.2024

Требования религии касательно чистоты состояли, сверх обрезания, в омовениях, частичных, или цельных. Жрецы должны были, как представители религии, 2 раза в день и 2 раза в ночь совершать омовение. Для царя назначались с этою целью особые часы дня, к этому же в большей или меньшей степени обязывались и все египтяне. Предписывалось также избегать прикосновений к нечистому животному, при случайном прикосновении к нему требовалось очищение. Очищения состояли в намащённии благовониями. Требовалось, в тех же .. видах, воздержание от известных родов пищи, именно: свинины, морских рыб, бобов и других плодов с шелухой (жрецы вовсе отказывались от употребления рыб). Требования чистоты простирались и на одежду. Платье должно было быть непременно льняное, а на верх его надевался белый шерстяной плащ. Этот последней в храме снимали и не клали с трупом во гробе. Но, сверх этих, общих требований культа, обнимавшего собою всю жизнь египтянина, с её важнейшими моментами, были, как и везде, еще особенные, состоявшие в торжественных религиозных церемониях. В Египта религиозных празднеств много. Почти все дни года, разделявшегося на 12 месяцев с 30 днями, были посвящены имени какого-нибудь бога или воспоминания о мифических событиях из жизни богов. Каждое новолуние и каждый 7-й день недели посвящался религиозному празднеству, а также время возвышения воды в Ниле и дни жатвы. Но особенно много было частных празднеств в. честь отдельных богов, в отдельных, им посвящённых, храмах, куда во множестве собирался народ.

Особенность этих религиозных торжеств или церемонии, называемых у греков большими и малыми панигириями, составляли религиозные процессии, при которых статуи богов переносились гиеростолистами, облаченными в священные одежды, из храма в храм, из места в место, в сопровождении масс народа. Все жрецы местного культа являлись на эти процессии, следуя предписанному порядку и неся с собою знаки их честнейших священных занятий. Большею частью эти панегирии соединялись с общественным весельем, иногда переходившим границы умеренности и приличия. Формы празднеств были разнообразны, по характеру богов и их значению.




Замечательнейшее из праздников те, которые посвящены были главнейшим богам. Геродот по преимуществу упоминает о праздник Бубастиды в Бубастисе, Нейт – в Саисе, Латоны в Буто, Марса в Папримисе и Амона в Гелиополе. Но более всех замечательны торжества в честь Изиды и Озириса, общепризнанных и главнейших богов Египта, имевших глубокое, типическое значение для физической и нравственной жизни египтянина. На торжеств в Бубастисе мужчины и женщины во множестве разъезжали на судиях по реке, били вью бубны и пели песни. На пути они приставали к городам, лежащим на берегах, продолжая пляски и пение и иногда издеваясь над прибрежными жителями и обнажая себя. Но возвращении с увеселительной прогулки, в храме снова приносились жертвы богине. В этот день, замечает Геродота, вина издерживалось более, чем во все остальное время года На празднике Нейт в Саисе весь город иллюминовали, тысячи огней горели повсюду в ночь праздника (от чего и праздник назывался лихнокаиею, то есть горением светильников). Геродот не объясняет причины, по которой так праздновали богиню Нейт но это была символика свойств богини, как матери бытая, из мрака которой возник свет жизни. В Гелиополе и Буто праздники состояли их одних жертвоприношениях, а в Например, бель странный обряд, состоявшей в том, что жрецы и на род вступали в бой при входе во храм, — в то время, как в него вносили кумир бога Арея.

Драка сопровождалась часто дурными последствиями. Геродоту говорили, в объяснение, что это воспоминание того, как Арей пришёл сюда – во храм к своей матери и как избил служителей, которые не признали его и не пускали къ ней

Прежде, в конца 18 и начал 19 столетия, под влиянием предвзятой мысли о тайнах мудрости, которою обладал древний мир, в мистериях вообще и египетских, как древнейших в особенности, думали видеть особое учение, которое возвышалось над народною верою и могло быть сообщаемо только образованным классам и притом под покровом тайны – в них предполагали, частное учение религии чистой, возвещавшей идею единого, премирного божества, которое признавали библейские патриархи. Из этой же таинственной египетской мудрости, которой, по словам книги Деянии, научен был Моисей, изводили и его закон, данный евреям, вместе с высокими воззрениями его на божество и человека. Теперь, при более обстоятельном знакомстве с религиями древности, подобные взгляды пали и почти не повторяются. Признавать раздвоение в религиозном учении древних, какое предполагается этими мнениями, нет никаких основании. Нет основании и в египетских мистериях видеть доктрину совершенно отдельную от обычных религиозных воззрении.

Судя по тому, что говорит Геродот о таинствах Озириса и Изиды, это были просто священные церемонии, в которых изображалось в лицах содержание мифа об этих богах. Это была священная драма из мифического сказания об Озирисе и Изиде, отличавшаяся от обычного богослужения своею театральностью и символизмом и совершавшаяся ночью. и не в храме г. Этим. Но из некоторых других свидетельств известно, что в Египте мистерии имели предварительную инициацию, что адепты их посвящались в них особенными обрядами, и что посвящённым предварительно прочитывалось что-то из какой-то таинственной книги. Есть основание предполагать, что в описанных нами мистериях или св. обрядах, к ним принадлежащих, заключалась только внешняя сторона мистерии, не более, только внешней аппарат свящ. таинств в строгом смысле слова. Если была особая доктрина мистерии, то она могла состоять только в более отвлечённом понимании народных верований, в их философском смысле. В мистических или теософических теориях, но она не могла быть в противоречии с народною религией. Предполагать, что мистерии имели целью закрыть от народа высший смысл религиозной доктрины, совершенно расходившейся с обыденной на родной верой, значило бы допускать внутреннее противоречие в значении мистерий, умножая своих адептов, они постепенно открывали бы народу то, что должно было быть скрытым. Мистическое значение мифа об Озирисе это иное дело. Оно могло иметь свой эффект, в смысле высшего учения, в существе согласного с общим народным воззрением. Миф об Озирисе и Изиде был предметом разнообразных мистических толкований. Озирис – это универс, взятый в своём происхождении и в целом жизненном процессе. Он прототип человека, его нравственной жизни и будущей судьбы. Словом, и здесь было тоже, что в мистериях Митры в Иране, где от представления о чувственном свете восходили к понятиям о светоче жизни нравственной и о надежде на жизнь в небе. Если были или могли быть у жрецов взгляды, совершенно расходившиеся с религией народа, то они не могли быть предметом мистерии, а были делом немногих личностей, передававших в секрете свое отрицательное учение.

О времени происхождения мистерии Озириса и Изиды неизвестно ничего положительного. Вероятно, они возникли из прежних, менее сложных и совершенно открытых обрядов в честь Озириса в эпоху развития мистического учения об этом боге. Необычные священнодействия, вновь введенный, с широким, всеобъемлющим смыслом, были сначала, новостью и до конца удержали свою таинственность, вследствие самой своей обстановки.

Таков культ, служивших выражением свое-образных идей египетской религиозной доктрины.

Чего же достигал и к чему стремился в своей нравственной жизни египтянин, ища близости к божеству и ожидая соединения с ним?

Требования религии касательно чистоты состояли, сверх обрезания, в омовениях, частичных, или цельных. Жрецы должны были, как представители религии, 2 раза в день и 2 раза в ночь совершать омовение. Для царя назначались с этою целью особые часы дня, к этому же в большей или меньшей степени обязывались и все египтяне. Предписывалось также избегать прикосновений к нечистому животному, при случайном прикосновении к нему требовалось очищение. Очищения состояли в намащённии благовониями. Требовалось, в тех же .. видах, воздержание от известных родов пищи, именно: свинины, морских рыб, бобов и других плодов с шелухой (жрецы вовсе отказывались от употребления рыб). Требования чистоты простирались и на одежду. Платье должно было быть непременно льняное, а на верх его надевался белый шерстяной плащ. Этот последней в храме снимали и не клали с трупом во гробе. Но, сверх этих, общих требований культа, обнимавшего собою всю жизнь египтянина, с её важнейшими моментами, были, как и везде, еще особенные, состоявшие в торжественных религиозных церемониях. В Египта религиозных празднеств много. Почти все дни года, разделявшегося на 12 месяцев с 30 днями, были посвящены имени какого-нибудь бога или воспоминания о мифических событиях из жизни богов. Каждое новолуние и каждый 7-й день недели посвящался религиозному празднеству, а также время возвышения воды в Ниле и дни жатвы. Но особенно много было частных празднеств в. честь отдельных богов, в отдельных, им посвящённых, храмах, куда во множестве собирался народ.

Особенность этих религиозных торжеств или церемонии, называемых у греков большими и малыми панигириями, составляли религиозные процессии, при которых статуи богов переносились гиеростолистами, облаченными в священные одежды, из храма в храм, из места в место, в сопровождении масс народа. Все жрецы местного культа являлись на эти процессии, следуя предписанному порядку и неся с собою знаки их честнейших священных занятий. Большею частью эти панегирии соединялись с общественным весельем, иногда переходившим границы умеренности и приличия. Формы празднеств были разнообразны, по характеру богов и их значению.

Замечательнейшее из праздников те, которые посвящены были главнейшим богам. Геродот по преимуществу упоминает о праздник Бубастиды в Бубастисе, Нейт – в Саисе, Латоны в Буто, Марса в Папримисе и Амона в Гелиополе. Но более всех замечательны торжества в честь Изиды и Озириса, общепризнанных и главнейших богов Египта, имевших глубокое, типическое значение для физической и нравственной жизни египтянина. На торжеств в Бубастисе мужчины и женщины во множестве разъезжали на судиях по реке, били вью бубны и пели песни. На пути они приставали к городам, лежащим на берегах, продолжая пляски и пение и иногда издеваясь над прибрежными жителями и обнажая себя. Но возвращении с увеселительной прогулки, в храме снова приносились жертвы богине. В этот день, замечает Геродота, вина издерживалось более, чем во все остальное время года На празднике Нейт в Саисе весь город иллюминовали, тысячи огней горели повсюду в ночь праздника (от чего и праздник назывался лихнокаиею, то есть горением светильников). Геродот не объясняет причины, по которой так праздновали богиню Нейт но это была символика свойств богини, как матери бытая, из мрака которой возник свет жизни. В Гелиополе и Буто праздники состояли их одних жертвоприношениях, а в Например, бель странный обряд, состоявшей в том, что жрецы и на род вступали в бой при входе во храм, — в то время, как в него вносили кумир бога Арея.

Драка сопровождалась часто дурными последствиями. Геродоту говорили, в объяснение, что это воспоминание того, как Арей пришёл сюда – во храм к своей матери и как избил служителей, которые не признали его и не пускали къ ней

Прежде, в конца 18 и начал 19 столетия, под влиянием предвзятой мысли о тайнах мудрости, которою обладал древний мир, в мистериях вообще и египетских, как древнейших в особенности, думали видеть особое учение, которое возвышалось над народною верою и могло быть сообщаемо только образованным классам и притом под покровом тайны – в них предполагали, частное учение религии чистой, возвещавшей идею единого, премирного божества, которое признавали библейские патриархи. Из этой же таинственной египетской мудрости, которой, по словам книги Деянии, научен был Моисей, изводили и его закон, данный евреям, вместе с высокими воззрениями его на божество и человека. Теперь, при более обстоятельном знакомстве с религиями древности, подобные взгляды пали и почти не повторяются. Признавать раздвоение в религиозном учении древних, какое предполагается этими мнениями, нет никаких основании. Нет основании и в египетских мистериях видеть доктрину совершенно отдельную от обычных религиозных воззрении.

Судя по тому, что говорит Геродот о таинствах Озириса и Изиды, это были просто священные церемонии, в которых изображалось в лицах содержание мифа об этих богах. Это была священная драма из мифического сказания об Озирисе и Изиде, отличавшаяся от обычного богослужения своею театральностью и символизмом и совершавшаяся ночью. и не в храме г. Этим. Но из некоторых других свидетельств известно, что в Египте мистерии имели предварительную инициацию, что адепты их посвящались в них особенными обрядами, и что посвящённым предварительно прочитывалось что-то из какой-то таинственной книги. Есть основание предполагать, что в описанных нами мистериях или св. обрядах, к ним принадлежащих, заключалась только внешняя сторона мистерии, не более, только внешней аппарат свящ. таинств в строгом смысле слова. Если была особая доктрина мистерии, то она могла состоять только в более отвлечённом понимании народных верований, в их философском смысле. В мистических или теософических теориях, но она не могла быть в противоречии с народною религией. Предполагать, что мистерии имели целью закрыть от народа высший смысл религиозной доктрины, совершенно расходившейся с обыденной на родной верой, значило бы допускать внутреннее противоречие в значении мистерий, умножая своих адептов, они постепенно открывали бы народу то, что должно было быть скрытым. Мистическое значение мифа об Озирисе это иное дело. Оно могло иметь свой эффект, в смысле высшего учения, в существе согласного с общим народным воззрением. Миф об Озирисе и Изиде был предметом разнообразных мистических толкований. Озирис – это универс, взятый в своём происхождении и в целом жизненном процессе. Он прототип человека, его нравственной жизни и будущей судьбы. Словом, и здесь было тоже, что в мистериях Митры в Иране, где от представления о чувственном свете восходили к понятиям о светоче жизни нравственной и о надежде на жизнь в небе. Если были или могли быть у жрецов взгляды, совершенно расходившиеся с религией народа, то они не могли быть предметом мистерии, а были делом немногих личностей, передававших в секрете свое отрицательное учение.

О времени происхождения мистерии Озириса и Изиды неизвестно ничего положительного. Вероятно, они возникли из прежних, менее сложных и совершенно открытых обрядов в честь Озириса в эпоху развития мистического учения об этом боге. Необычные священнодействия, вновь введенный, с широким, всеобъемлющим смыслом, были сначала, новостью и до конца удержали свою таинственность, вследствие самой своей обстановки.

Таков культ, служивших выражением свое-образных идей египетской религиозной доктрины.

Чего же достигал и к чему стремился в своей нравственной жизни египтянин, ища близости к божеству и ожидая соединения с ним?

1. Праздники Древнего Египта.

2. Геродот о египетских праздниках.

3. Народная вера и культ животных в древнем Египте.

4. Магия в Древнем Египте.

5. Заключение: вклад египетской религии в мировую культуру.

2. Я. Ассман Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации: Пер. с нем. – М.: Присцельс. 1999.

3. J. H. Breasted. Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. University of Pennsylvania Press. 1972

4. Jaquet-Gordon. The Festival on which Amun went out to the Treasury in Causing His Name to Live: Studies in Egyptian Epigraphy and History in Memory of William J. Murnane

5. S. Morenz. Egyptian Religion. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996.

6. The Oxford History of Ancient Egypt. Ed. Ian Shaw. Oxford University Press. 2000

7. Richard A. Parker. The calendars of ancient Egypt / Studies in ancient Oriental Civilization. Vol. 26. University of Chicago Press. Chicago IL 1950. ISSN 0081-7554

8. Donald B. Redford. Ancient Gods Speak, The: A Guide to Egyptian Religion. Oxford University Press. 2002

9. Sherif El-Sabban. Temple festival calendars of ancient Egypt, Liverpool University Press. 2000

10. Siegfried Schott. Altägyptische Festdaten / Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Abhandlungen der Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Klasse. Bd. 10. 1950. ISSN 0002-2977.

11. R.H. Wilkinson. The Complete Temples of Ancient Egypt. New York: Thames&Hudson. 2000.

1. Праздники Древнего Египта

Итак, дорогие друзья, мы с вами начинаем последнюю лекцию по религии Египта и завершаем цикл о египетском ритуале.

И когда мы говорим о египетских праздниках, то мы должны понимать, что хотя египетская письменность и зафиксировала их, но, безусловно, праздники были и до этого. Можно прямо сказать, что праздник столь же древняя категория человеческой жизни, как и само человечество, как и сама религия. Праздник в религии имеет огромное значение.


На Палермском камне V династии присутствуют, среди прочих, праздники Сокара (то есть, заупокойные праздники), Мина, Хеб-Сед – нам уже известный и, видимо, очень важный праздник единения Верхней и Нижней страны, Неба и Земли; присутствуют торжественные процессии вокруг стен Мемфиса и процессии с Аписом. Обратим внимание на эти процессии с Аписом, но о них мы будем говорить чуть позже.


Мы видим, что заупокойные празднества совершаются, чтобы умерший мог жить, как Бог. У нас в православии по сей день сохранились эти традиции заупокойных субботних литургий, особенно некоторые субботние поминовения, например, мясопустная родительская суббота. Кстати, суббота для христиан – это праздник шестого дня, потому что у нас седьмой день –воскресный. Но мы до конца не понимаем значение этих праздников.

А вот египтяне очень ясно понимали, что эти поминовения в определённые дни имеют прямое отношение к умершему. Умерший будет жить, как Бог, благодаря тому, что для него здесь будут совершаться праздники, воздеваться руки в молитве, будут совершаться танцы. Опять же, не забудем, что египетская культура – это культура африканская. И если у нас в храме не танцуют, то в Эфиопии танцуют. В Африке танец – это одна из форм поклонения Богу. И в Египте так было всегда. Кстати, было так и в Древней Греции.


Число празднеств возрастало век от века: праздники богов, праздники царей, праздники усопших. Очень важно, что во время праздника народ допускался во двор храма, в гипостильный зал. И участвовал в жертвоприношениях.

Гипостильный, колонный зал храма, или внутренний двор храма символизировал Поля Иалу, райские места, пребывания блаженных воскресших умерших. То есть, во время праздника смертные земные люди (после определённых очищений, видимо), входили в этот мир блаженных, на пребывали на небесах. И, совершая жертвоприношения, вкушали совместную жертву с богами и воскресшими умершими.

Календарь праздников храма Меденет Абу свидетельствует, что треть дней года выделялись как праздничные. Примерно о том же говорят календари праздников в других храмах, которые сохранились до наших дней. Это календари из Эдфу, Дендеры, Эсны. Календарь из Дендеры был издан Бругшем, календарь из библиотеки храма Эдфу – Эллио (M.Alliot. Le Culte d'Horus à Edfou au Temps des Ptolémées. Bibl.d'Ét. 20, 1949). И по ним мы видим, что праздников действительно очень много.

Новолетие предваряли так называемые пять дополнительных дней, когда, по преданию, родились пять богов. Эти дополнительные дни вставлялись, чтобы год не сдвигался. Они посвящались последовательно Осирису, Сету, Гору, Исиде и Нефтиде. Перед этими пятью особыми вставными днями был последний день года – Арек-Рен-пет. И этот день тоже отмечался как праздник.

В церкви эта традиция сохранилась. Когда мы приходим в храм на седьмой день, а мы празднуем седьмой день так же, как и в Египте, Бог является нам в виде евхаристических даров, и мы являемся Богу. И в этом - смысл литургии.

В Древнем Египте во время праздника изображение Бога выносили из алтаря или во двор храма, или даже вовне храма, и обносили его вокруг храма, а то и вокруг города, в специальной ладье, в специальных носилках-корабле. Было принято, чтобы божественные статуи посещали друг друга, боги посещали друг друга. Так Хатхор (как вы помните, Хатхор – это дом Гора, это Исида и Нут) из Дендер носили в Эдфу, в храм Гора. Статую Амона из Карнака переносили в Луксор. Это был праздник Опет.

Та традиция, что люди после богослужения или во время завершения богослужения пьют вино и даже становятся пьяными – эта традиция, как вы видите, очень древняя, и она зафиксирована у Ани.

2. Геродот о египетских праздниках

У нас есть уникальное описание египетских праздников, оставленное Геродотом. Геродот посетил Египет в самый последний момент его независимости. В тот самый период, когда Египет освободился от персов, и был независимым до второго персидского завоевания, которое произошло накануне походов Александра Македонского. Геродот, как внимательный путешественник, дал очень интересные описания.

Сейчас перед нами откроетя словно окошечко в мир Дренего Египта. Мы используем тексты, археологию, остатки архитектурных памятников, но то, что мы услышим сейчас, это взгляд со стороны. Сами египтяне, как и мы, описывали свою религиозную жизнь не так, как оценивает, описывает её человек, пришедший извне. Поэтому взгляд со стороны очень важен. Он создает стереоскопичность виденья. И вот вторая книга Истории Геродота, параграфы 59-62.

«Всенародные празднества египтяне справляют не один раз в году, а весьма часто. Чаще же всего и с наибольшей охотой египтяне собираются в городе Бубастисе на праздник в честь Артемиды, (это египетская Бастет) и затем в Бусирисе в честь Исиды. Ведь в этом городе находится самый большой храм Исиды. Расположен же этот город в середине египетской Дельты (Исида – это египетское имя Деметры, так рассуждает Геродот). Третье празднество бывает в городе Саисе в честь Афины (Нейт); четвёртое – в Гелиополе в честь Гелиоса (Амона-Ра); пятое – в городе Буто в честь Латоны; шестое — в Папремисе в честь Ареса (какие тут имеются в виду египетские имена богов, в принципе, можно догадаться). Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причём на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают свою одежду. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивается виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до семисот тысяч людей обоего пола, кроме детей.

Таково празднество в Бубастисе. О празднике же Исиды в городе Бусирисе я уже рассказал выше. После жертвоприношения все присутствующие мужчины и женщины — много десятков тысяч — бьют себя в грудь в знак печали. А кого они оплакивают, мне не дозволено говорить (как вы догадываетесь, это Осирис). Когда египтяне собираются на праздник в Саисе, то все в ночь после жертвоприношения возжигают множество светильников и ставят их вокруг домов. Светильники же эти — мелкие сосуды, наполненные солью и маслом, на поверхности которых плавает светильня. Светильники горят целую ночь, и праздник этот называется праздником возжигания светильников. Даже те египтяне, кто не участвует в саисском торжестве, соблюдают этот праздник: все возжигают в ночь после жертвоприношения светильники, так что возжигание их происходит не только в Саисе, но и по всему Египту. А почему этой ночью возжигают свет и так торжественно справляют праздник, об этом говорится в священном сказании.

Фараон был сыном бога Ра, но и человеком своего времени, поэтому не все в его жизни отличалось от жизни современников. У фараонов, по-видимому, тоже не было дней рождения, хотя по случаю появления на свет наследника престола, вероятно, все же устраивали внутри дворца небольшое торжество. Зато траур по усопшему фараону охватывал всю страну и продолжался 90 дней. Велика ли была скорбь по ушедшему фараону в дальних уголках страны, где его никогда не видели, неизвестно, но уныние и страх перед неизвестностью наверняка были сильны.

Самым любимым в народе был праздник начала года. Его отмечали в разгар лета, когда начиналось половодье. Вода в Ниле поднималась и заливала поля, земледельцы и весь народ радовались надеждам на хороший урожай. В это время на небе всходила звезда Сириус. Она считалась воплощением богини Сопдет – богини нового года, наводнений и чистой воды, покровительницы умерших, которую египтяне представляли в виде женщины с коровьими рогами.

Как и у других земледельческих народов, у египтян было также множество праздников урожая, которые отмечали в каждой местности в разные дни. Во время этих празднеств устраивали ритуальное чествование богов плодородия, благодарили богов за помощь и просили не оставить их в дальнейшем своим божественным покровительством.

Вода во время разлива Нила стояла высоко, заливала поля и подмывала плотины и дороги, но зато на лодках можно было плавать почти по всей долине. На праздник сходилось и съезжалось из дальних мест множество народу. Отовсюду слышались звуки музыки, веселые голоса, разносились вкусные запахи принесенной снеди. Торговцы предлагали фрукты, мясо, хлеб, разнообразные лакомства и кувшины с напитками. При большом стечении народа на воду спускали тяжелые, богато убранные храмовые ладьи Амона, Мут и Хонсу, на которые помещали носилки со статуями, и с помощью других судов, шестов и весел выводили неповоротливые ладьи на открытую воду. Статуи торжественно перевозили в Луксор, а под конец праздника Опет их возвращали обратно по аллее сфинксов в храм Карнак, где они хранились весь год до следующего шествия. Египтяне веселились, объедались и упивались в течение двух, трех или четырех недель, что зависело от продолжительности подъема воды в Ниле.

Другое религиозное торжество, которое тоже было очень важным для египетских фараонов, это праздник Мин – очень древний ритуал, хорошо документированный в археологических памятниках. Его значение, вероятно, изменялось в ходе столетий. Праздник Мина иначе называли Праздник ступеней, потому что считалось, что Мин сидел на своей ступени и принимал приношение – первый сноп нового урожая.

Мин – это древний бог плодородия, урожая, скотоводства, дарующий дождь и богатый урожай. Под его покровительством находились странники в пустыне, торговые караваны, считалось, что он помогал рождению людей и разведению скота. Первоначально в эпоху ранних династий, Мин, предположительно, был также богом неба, творцом. Мина изображали в виде белого быка или человека в короне с двумя перьями и с эрегированным фаллосом. Одна рука Мина была поднята выше головы, а в другой он держал плеть или молнию.

На протяжении тысячелетий в Древнем Египте изменялось многое. Нравы и обычаи, видимо, тоже не оставались неизменными, но традиции были очень сильны. Так, например, великим правителям Верхнего и Нижнего Египта полагалось иметь гарем, причем весьма многочисленный. У фараона был даже не один гарем, а несколько, равномерно распределенных по всей длине Нила. Фараону не приходилось возить женщин с собой, но в каждом дворце, где он останавливался во время путешествия по своей державе, его ожидал богатый выбор холеных красавиц. В некоторых отдаленных гаремах жили женщины, которые уже состарились или перестали нравиться фараону. В гаремах жили не только наложницы фараона, но и их дети, а также близкие и дальние родственницы правителя. Например, в гареме фараона Аменофиса III находилось около тысячи женщин, а управлял гаремом специально назначенный чиновник.

Для египтянки попасть в гарем фараона было большой удачей и высокой честью. В отличие от наложниц правителей многих других стран, в Древнем Египте обитательницы гарема фараона обладали определенными правами и обязанностями. Женщины из гарема фараона имели свои собственные поместья, получали с них доходы, могли быть хозяйками ткацких мастерских, руководить производством.

Дети наложниц не имели никаких титулов, и их имена не сохранились в веках. Только в тех случаях, когда после смерти фараона не оставалось законного наследника, рожденного главной супругой фараона, на престол мог претендовать сын одной из второстепенных жен и наложниц, которая получала титул матери фараона. Но это случалось крайне редко, и был ли счастливчиком тот, кому неожиданно выпадала исключительная судьба божественного правителя Египта? Большой вопрос.

В гареме жили не только египетские женщины, но и иностранки, привезенные в Египет в числе военной добычи. Иногда в гареме коротали свои дни царские дочери из соседних государств, которых не по собственной доброй воле присылали фараону в подарок.

Несмотря на богатое приданое иностранные принцессы не играли в гареме фараона более значительную роль, чем другие наложницы. При египетском дворе царили неуклонно соблюдавшиеся законы и традиции, согласно которым фаворитки из гарема не имели влияния на политику и государственные дела, и вообще плотские утехи фараона – это была совершенно другая сторона жизни, хотя тоже строго регламентированная.

При всей своей огромной власти фараон был ограничен жестко установленными рамками и был, вероятно, не более свободен в своих поступках, чем любой из его подданных. Фараон, наверняка, ежеминутно помнил о присутствии управляющих миром могущественных богов, грозных и милосердных. Он ощущал свое родство с богами, причастность к великим делам, свою ответственность за благополучие Египта. Он верил в загробное царство и практически всю жизнь готовился к предстоящему пути на тот свет, к загробной жизни. Вера в загробную жизнь – одно из важнейших положений древнеегипетского миропонимания. И грандиозные пирамиды, и величественные гробницы с громадными поминальными храмами, и тщательно сохраненные мумифицированные тела доказывают первоочередную важность приготовлений египетских правителей к переходу в иной мир.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

III. ГАРЕМ

III. ГАРЕМ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ Я не сожалел о том, что на некоторое время задержался в Каире и во всех отношениях стал гражданином этого города, поскольку это, бесспорно, единственный способ понять и полюбить его, ведь у путешественников, как правило, недостает времени

ГАРЕМ ВИЦЕ-КОРОЛЯ

ГАРЕМ ВИЦЕ-КОРОЛЯ Мы продолжали свою прогулку и отправились осмотреть прелестный, украшенный ракушками и камнями дворец, куда изредка приезжают на лето жены вице-короля. Вокруг этой резиденции разбиты цветники в турецком стиле, похожие на узорчатые ковры. Нас

Китайские национальные традиционные праздники

Китайские национальные традиционные праздники Китай — крупнейшее государство по своему населению, составляющему на конец XX в. 1,2 млрд человек. Кроме того, вне Китая, в странах Юго-Восточной Азии и в Южной Африке, проживает огромная китайская диаспора, почти 100 млн человек.

33. Гарем-терем

33. Гарем-терем

Гарем

Гарем К западу от сокровищницы расположено обширное сооружение, которое Э. Херцфельд, первым производивший здесь раскопки, назвал гаремом, или помещением для женщин. Считалось, что в этом здании проживали многочисленные жены и наложницы царя.В то время как греческие

Города и городские жители Традиционные праздники

Города и городские жители Традиционные праздники Япония — страна с богатой историей и культурой. Многие из важнейших исторических событий оставили след в японском календаре и отмечаются как праздники. Кроме государственных праздников, большую популярность имеют и

Гарем – место запретное…

Гарем – место запретное… Гарем придумали не Османы, они существовали и в Китае, и в Индии, и в Византийской империи, и на Руси (князь Владимир Святой до того, как стать настоящим христианином, имел целых три гарема общим числом в восемьсот красавиц), просто назывались

Гарем

Гарем К западу от сокровищницы расположено обширное сооружение, которое Э. Херцфельд, первым производивший здесь раскопки, назвал гаремом, или помещением для женщин. Считалось, что в этом здании проживали многочисленные жены и наложницы царя.В то время как греческие

Гарем

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не

Каким был гарем в XVII–XIX вв.

Каким был гарем в XVII–XIX вв. Расположение помещений в гаремеВ XVII в. окончательно сформировалась структура султанского гарема, которая с незначительными изменениями просуществовала вплоть до его ликвидации в 1909 г. Нынешнее расположение комнат и апартаментов в гареме

У древних египтян был свой календарь, связанный, как и большинство других календарей того времени, с сельскохозяйственным циклом. В древнеегипетском календаре очень важное место занимали праздники, они были приурочены к наиболее важным датам в году, к примеру, к дате разлива Нила.

Праздник Долины отмечался ежегодно в Фивах. Начинался он в новолуние десятого месяца по египетскому календаря и длился десять дней. Во времена правления фараонов Рамессидов этот праздник отмечался во втором месяце летнего сезона шему, перед сбором урожая. По этому поводу статуя Амона покидала Карнакский храм и начинала свое шествие по храмам, посвящённым богам погребального культа, в западной части Фив, а также по храмам умерших и обожествлённых фараонов. Статую бога переносили на плечах вместе со статуями Мут и Хонсу до порта; за ней шел кортеж фараона, знатные вельможи и простой народ.

Все праздники Древнего Египта выполняли ряд религиозных и политических функций. Они служили своего рода доказательством божественного происхождения фараонов. Это достигалось с помощью различных ритуалов, в которых фараоны принимали участие в виде сынов бога Солнца.

23 февраля-)))мужицкий праздник был утвержден царем Хаммурапи, в его знаменитых сводах законов Вавилонии, около 1760 до н. э. ;
8 марта в то время царь Хаммурапи отменил, потому что женщины, согласно его законов, были почти бесправны-))) а если нет прав, то и нечего баловать.. .

В Древнем Египте праздники были посвящены преимущественно различным божествам. Один из самых крупных — праздник, посвященный богу Осирису. Отмечали его в храмах, которые ради этого случая украшались и освещалиеь. Египтяне организовывали в честь божества торжественные богослужения, пели песни, устраивали пляски и инсценировали мифологические сюжеты.


После богослужения начиналась торжественная процессия. Жрецы несли четыре ладьи на берег Нила, устанавливали их на кораблях, и начиналось путешествие Амона в Луксор. Во главе флотилии плыла ладья Амона, за ней следовали ладьи Мут, Хопсу, а также фараона и его жены.

По берегу в процессии шествовали жрецы, солдаты, музыканты, певцы и танцовщицы. После прибытия священных ладей в Луксор приносились жертвы богам: сначала на берегу, а после того, как ладьи переносились в соответствующее святилище местного храма, фараон снова приносил им жертвы.


Очень часто в Древнем Египте, впрочем, как и во всех древних государствах, праздники носили земледельческий характер. Главным жрецом, совершавшим обряды, считался фараон. Он срезал колосья для первого снопа перед началом жатвы. Этот символический обряд позднее перерос в праздник Мина — бога плодородия.

Читайте также: