Ранняя лирика маяковского кратко

Обновлено: 02.07.2024

В.В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта.

Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года).

Творческая судьба Маяковского сложна и противоречива. Он принял рожденную октябрьскую революцию 1917 г., более того – своим поэтическим творчеством самозабвенно служил ее укреплению. Тем не менее, к концу жизни у него обозначился конфликт с правящей идеологической системой, отнюдь не в последнюю очередь подтолкнувший его к выстрелу в себя.

Темы ранней лирики

Маяковский продолжает важнейшие традиции русской любовной и гражданско-публицистической лирики. Пейзажная лирика представлена в основном городским пейзажем индустриальной эпохи.

В целом поэт любит город, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. Так, уже одно название стихотворения “Адище города” шокирует читателя:

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

По эхам города проносят шумы

На шепоте подошв и на громах колес,

А люди и лошади – это только грумы,

2. Тема неприятия действительности, поэт и толпа.

Какую же любовь отрицает поэт? Любовь, которую можно купить деньгами или роскошью. Вывод: любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где всё продаётся и покупается. Рассматривая художественные особенности второй главы поэмы, следует обратить внимание на сравнение любви с пожаром: “Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца”. Сопоставление любви и пожара не ново в литературе, но у Маяковского оно приобретает особый характер. Образ горящего сердца постепенно теряет условность, превращается в величественную и страшную картину пожара.

П оэт не только обличает несправедливость, ложь, лицемерие существующего строя, но и зовёт к его уничтожению: “Долой ваш строй!” Как лозунг восстания против “жирных” — хозяев жизни — звучат слова: “Выше вздымайте, фонарные столбы, окровавленные туши лабазников!” Написанная накануне революции поэма предвосхищает её: “…в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год”.

4. Тема революции, единения лирического героя с массами.

Тему революции можно раскрыть: советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого .

5. Тема поэта и поэзии.

Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом (“Во весь голос”), пишет, что работа поэта трудна и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия – это “острое и грозное оружие”. Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был “наступать на горло собственной песне”, и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве (“Неоконченное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”).

6. Гражданская тема.

7. Антимещанская и антибюрократическая тема.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Стихотворение “Прозаседавшиеся” рисует гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы теперь знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В “Прозаседавшихся” читатель встречает “людей половины”, видит, как люди разрываются пополам, чтобы все успеть.

В стихотворении “О дряни” достаточно безобидные детали быта, вроде канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале появляется традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение.

8. Тема сочувствия и доброты.

9. Тема будущего

Маяковский – известный литературный деятель двадцатого века. Его поэтический стиль кардинально отличался от традиционных, классических форм. Раннее творчество Маяковского посвящается особенностям эпохи, в которую довелось расти молодому писателю. Россия столкнулась с глобальными противоречиями в обществе, потрясениями, социальными переменами. Особенности стихов Маяковского сформировались под влиянием этих событий, значительно повлиявших на его взгляды.

Раннее творчество Маяковского – стихи

Ранний творческий этап Владимира Владимировича основывается на объединении лирических, политических аспектов. Поэзия наполнена пренебрежительными интонациями, насмешливыми выражениями, фамильярностью. Особенности поэтики Маяковского заключаются в использование простых, оригинальных слов, ранее не применяемых поэтами.

Раннее творчество Маяковского

При дальнейшем знакомстве с произведениями читателю станет заметна важная особенность. За внешней бравадой автор скрывает одиночество, ранимость, чувствительность. Он глубоко переживает события в стране, его душа болит. Поэт хочет любить, понимать и быть понятным. Рассмотрим ранний поэтический стиль Владимира Владимировича:

Особенности творчества Маяковского

Лирический герой писателя – это самоотверженный борец за свободу народа, стремящийся к изменениям. Отличительные черты поэзии Маяковского:

Сходность жизненных позиций скрипки, умеющей быть одинокой, и лирического героя подчеркивают финальные строки произведения:

Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
– Лошадь упала!
– Упала лошадь! –
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел и вижу
глаза лошадиные…

Лирический герой, подсмотрев чужие слезы, испытывает неловкость и неожиданную нежность, желание помочь, утешить:

Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.

Поэт использует иносказание для выражения значения образа звезд. Символ – это особый художественный образ. Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем – о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.

Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной!
Слово плевочки вводится в текст как антитеза:
Значит – кто-то называет
эти плевочки жемчужиной?
(жемчужины/плевочки).

Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком.

Это – междустрофический перенос, прием, позволяющий придать стиху дополнительную динамичность, подчеркнуть предельную взволнованность лирического героя.

– Перечитайте стихотворение. Какие чувства вы испытываете после чтения этого стихотворения?

Ученики говорят о том, что стихотворение Маяковского необыкновенно искреннее, проникновенное. Оно заставляет читателей задуматься о философских проблемах связи человека с миром.

– Какова тема стихотворения?

– Как переживает лирический герой свое одиночество?

Одиночество – величайшая трагедия человека, поэтому лирический герой боится.

– Почему человека притягивают звезды? Можно ли сказать о том, что звезды – это образ-символ?

Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем – о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.

Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

– Какие строчки стихотворения подчеркивают боль одиночества, делают ее ощутимой для читателя?

– Каким видим лирического героя в этом стихотворении?

Лирический герой – трагическая личность, он не столько страдает, сколько сострадает. Он думает, что спасение от одиночества возможно, а спасение это – в звездах.

– Выделите ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

– Какое слово вводится как антитеза?

Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком.

…врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит…

– Какая фраза стихотворения стала крылатой? Что она обозначает?

Если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?

– Мы выяснили, что стихотворение и лирическое, и трагическое, и философское. Можно ли говорить, что в произведении есть тема поэта и поэзии? Почему?

Использованная литература:

1. Агеносов В.В., Безносов Э.Л. и др. Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2000.

2. Дядичев В.Н. В.В.Маяковский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2002.

3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., Русское слово, 1999.

Противопоставление поэтической чуткости и эстетической глухости с особой силой проявилось в завершающих строках стихотворения, динамичных, звучащих резко, как вызов:

На флейте водосточных труб?

Это стихотворение позволят говорить о том, что уже в первых своих опытах Маяковский выступает как поэт самобытный и оригинальный.

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется - и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я бесценных слов транжир и мот.

Во многих ранних стихотворениях Маяковский вновь возвращается к рассказу о безуспешном стремлении поэта прийти к людям, рассказать им о своих страданиях, разделить с ними горе. Но каждый раз это оказывается невозможным. Поэт остается непонятым и одиноким. Все новые и новые стороны действительности вызывают неприятие поэта, и все шире раздвигается пропасть между ним и толпой.

Лирический герой Маяковского – это человек большой души, потрясенный противоречиями действительности.

Пришел к деревянной невесте!

Во всех этих стихотворениях отчетливо звучит ужас одиночества.

Крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти

Истомившись по ласке губами

Покрою умную морду трамвая.

Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека!

Нет примирения между античеловечностью окружающего мира и высотой духа лирического героя Маяковского.

Его стремление сделать мир лучше, человечнее; проще и естественнее встречает только равнодушие и неприятие.

Читайте также: