Скрипка мастера равиковича кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все лето было полно морского безмолвия, изредка прерываемого орудийным громом, полно запаха морской травы и степей, полно голода с его легкостью тела и мыслей.

Вся жизнь в Одессе, даже чистый воздух и пустынный порт, где старики удили рыбу, напоминала о блокаде. Только стаи скумбрии — веселой средиземноморской рыбы — прорывали ее. Скумбрия приходила из Мраморного моря. Мы удили ее на самодуры. Это было в те дни нашим единственным отдыхом.

СКРИПКА МАСТЕРА РАВИКОВИЧА

Как-то в свободный день я пошел с Барановым на Сухой лиман удить бычков. Мы тащили с собой две дыни — небогатую пашу пищу — и бамбуковые удочки.

Мы шли в степи по заросшим лебедой трамвайным путям.

Порванные провода свисали с мачт. Жаворонки бегали по шпалам. Степь шла широкими и жаркими волнами. Сквозь тощую ботву затоптанных огородов темнело море, налитое до краев в глинистые красные берега.

Дорога была пустынна. Только под Люстдорфом мы догнали старого еврея. Он шел с непокрытой головой и, не замечая нас, играл на скрипке. Ветер ворошил его жидкие волосы и сносил на сторону седую бороду.

Баранов уронил дыню. Скрипач оглянулся на нас и отнял смычок.

— Это пустяки, — сказал ему смутившийся Баранов, — Играйте, пожалуйста! Мы не хотели вам мешать.

— Вы не бандиты? — спросил старик и зажал скрипку под мышкой.

— Чего вам, старому и бедному человеку, бояться бандитов?

Старик тихо засмеялся.

— Мне их надо бояться, молодые люди, больше, чем банкиру Ксидиасу. Много больше мне их надо бояться. Вот!

Он потряс перед нами скрипкой. Это была обыкновенная коричневая скрипка с тусклыми пятнами на деке в тех местах, где сошел лак.

— Вы сказали, что я бедный человек. Нет! — крикнул старик. — Я богач! Я миллионщик! Я хожу с карманами, набитыми золотом и бриллиантами! Вы знаете, кто делал эту скрипку? Исаак Равикович делал ее, молодые люди! Старый Исаак с больными руками делал ее три года. Она такая тонкая, что отзывается, когда у кого из соседей упадет тарелка или заплачет ребенок. Кто такой старый Исаак — вы хотели меня об этом спросить? Если бы вы были в Италии…

— Я был в Италии, — сказал Баранов.

— Вы! — крикнул старик и всплеснул руками. Скрипка сверкнула на солнце, как коричневая короткая молния. — Дай вам бог счастья! Вы случаем не видели город Кремону?

— Я был в Кремоне, — невозмутимо ответил Баранов.

Скрипач протянул ему руку. Он жал смуглую ладонь Баранова и заискивающе заглядывал ему в глаза.

— Так вы должны знать, что в этой Кремоне жил итальянский скрипичный мастер Страдиварий. Каждая его скрипка стоит десятки тысяч рублей. За что платят люди такие деньги? За вот этот кусок фанеры или за старые жилы? Нет! Люди не такие дураки. Кто знает, почему это дерево поет, как могут петь только ангелы! Кто их видел, ангелов, я не имею понятия, но так принято выражаться, извините меня.

Когда этот итальянец пробовал свои скрипки, мостовую около его дома закидывали соломой, чтобы он хорошо слышал, как поет каждый кусочек дерева. Не дай бог хлопнуть дверью или, положим, вылить на улицу ведро грязной воды.

А старый Исаак пробовал скрипки ночью. Жильцы ругали его последними словами и жаловались хозяину, что он не дает им спать. Разве можно с них что-нибудь спрашивать! Нищие люди! Где им было думать о музыке, когда надо прожить день с одним куском черствого хлеба.

— Кто этот Исаак Равикович? — спросил Баранов.

— Это наш одесский Страдиварий, — ответил старик. — Вот я хожу по городу, по базару и по степи и играю на его скрипке. Закажите, что вам сыграть. Нет, я сыграю вам итальянское!

Старик заиграл. Легкий человеческий голос запел в темном маленьком трюме рассохшейся скрипки. Баранов сел на землю и слушал. Потом он начал подпевать скрипке:

Настроена гитара, О друг мой, в честь твою Всего земного шара Я песни пропою.

Старик играл и смеялся. Белые тесемки свисали из-под его рыжих брюк на ссохшиеся ботинки. Рваный пиджак распахивался от каждого движения смычка. На пиджаке не было ни одной пуговицы.

— Вот! — сказал скрипач, окончив играть. — Теперь вы слышали, что это за инструмент! Это инструмент Исаака Равиковича — великого старика. Но между прочим, никто даже не найдет его могилу на Новом еврейском кладбище.

Как-то в свободный день я пошел с Барановым на Сухой лиман удить бычков. Мы тащили с собой две дыни - небогатую нашу пищу - и бамбуковые удочки.

Мы шли в степи по заросшим лебедой трамвайным путям.
Порванные провода свисали с мачт. Жаворонки бегали по шпалам. Степь шла широкими и жаркими волнами. Сквозь тощую ботву затоптанных огородов темнело море, налитое до краев в глинистые красные берега.

Дорога была пустынна. Только под Люстдорфом мы догнали старого еврея. Он шел с непокрытой головой и, не замечая нас, играл на скрипке. Ветер ворошил его жидкие волосы и сносил на сторону седую бороду.

Баранов уронил дыню. Скрипач оглянулся на нас и отнял смычок.

- Это пустяки, - сказал ему смутившийся Баранов. - Играйте, пожалуйста! Мы не хотели вам мешать.

- Вы не бандиты? - спросил старик и зажал скрипку под мышкой.

- Чего вам, старому и бедному человеку, бояться бандитов?

Старик тихо засмеялся.

- Мне их надо бояться, молодые люди, больше, чем банкиру Ксидиасу. Много больше мне их надо бояться. Вот!

Он потряс перед нами скрипкой. Это была обыкновенная коричневая скрипка с тусклыми пятнами на деке в тех местах, где сошел лак.

- Вы сказали, что я бедный человек. Нет! - крикнул старик. -Я богач! Я миллионщик! Я хожу с карманами, набитыми золотом и бриллиантами! Вы знаете, кто делал эту скрипку? Исаак Равикович делал ее, молодые люди! Старый Исаак с больными руками делал ее три года. Она такая тонкая, что отзывается, когда у кого из соседей упадет тарелка или заплачет ребенок. Кто такой старый Исаак - вы хотели меня об этом спросить? Если бы вы были в Италии.

- Я был в Италии, - сказал Баранов.

- Вы! - крикнул старик и всплеснул руками. Скрипка сверкнула на солнце, как коричневая короткая молния. - Дай вам Б-г счастья! Вы случаем не видели город Кремону?

- Я был в Кремоне, - невозмутимо ответил Баранов.

Скрипач протянул ему руку. Он жал смуглую ладонь Баранова и заискивающе заглядывал ему в глаза.

- Так вы должны знать, что в этой Кремоне жил итальянский скрипичный мастер Страдиварий. Каждая его скрипка стоит десятки тысяч рублей. За что платят люди такие деньги? За вот этот кусок фанеры или за старые жилы? Нет! Люди не такие дураки. Кто знает, почему это дерево поет, как могут петь только ангелы! Кто их видел, ангелов, я не имею понятия, но так принято выражаться, извините меня.

Когда этот итальянец пробовал свои скрипки, мостовую около его дома закидывали соломой, чтобы он хорошо слышал, как поет каждый кусочек дерева. Не дай Б-г хлопнуть дверью или, положим, вылить на улицу ведро грязной воды.

А старый Исаак пробовал скрипки ночью. Жильцы ругали его последними словами и жаловались хозяину, что он не дает им спать. Разве можно с них что-нибудь спрашивать! Нищие люди! Где им было думать о музыке, когда надо прожить день с одним куском черствого хлеба.

- Кто этот Исаак Равикович? -спросил Баранов.

- Это наш одесский Страдиварий, - ответил старик. - Вот я хожу по городу, по базару и по степи и играю на его скрипке. Закажите, что вам сыграть. Нет, я сыграю вам итальянское!

Старик заиграл. Легкий человеческий голос запел в темном маленьком трюме рассохшейся скрипки. Баранов сел на землю и слушал. Потом он начал подпевать скрипке:

Настроена гитара, О друг мой, в честь твою Всего земного шара Я песни пропою.

Старик играл и смеялся. Белые тесемки свисали из-под его рыжих брюк на ссохшиеся ботинки. Рваный пиджак распахивался от каждого движения смычка. На пиджаке не было ни одной пуговицы.

- Вот! - сказал скрипач, окончив играть. - Теперь вы слышали, что это за инструмент! Это инструмент Исаака Равиковича - великого старика. Но между прочим, никто даже не найдет его могилу на Новом еврейском кладбище.

- Я ему не поверил, молодые люди. Я оказался умнее этого профессора консерватории.

Старик сел рядом с нами на землю. Зной мутным соком струился по горизонту.

- Что имел старый Исаак за свои скрипки? Раз в месяц он кушал рыбу и высох, как метла от работы. Что ему платили? Жалкие, паршивые рубли! - Скрипач молчал.

- Я неплохой музыкант. Может быть, потому, что у меня нет жены и детей. Я до старости дожил как сирота. Я играю сколько хотите. Я люблю играть людям.

Мадам Павлович делает мне знаки глазами, но я отвечаю тихо, что не умею играть эту офицерскую песню.

Он опять замахнулся на меня скрипкой, но я схватил смычок и ударил его по глазам.

Ну, что! Вы интересуетесь знать, что было? Ничего не было! Меня били в контрразведке и бросили в подвал. И, верьте мне, я не думал за себя, а думал за скрипку - хорошо ли спрятала ее мадам Павлович.

Расстались мы со скрипачом на берегу Сухого лимана. Я размотал удочки, закинул их, лег на горячий песок и закрыл глаза. Синие и оранжевые шары понеслись, пересекаясь, в красноватой темноте. Кончилось тем, что я уснул.

Разбудили меня осторожные толчки в плечо. Я открыл глаза. Передо мной стоял скрипач.

- Вот я и вернулся, - сказал он. - Ой, какой вы неосторожный молодой человек! Кто же спит на солнце!

Он присел рядом со мной на корточки и неожиданно спросил:

- Вы грамотный по-русскому? - Да.

- Так напишите мне на бумаге хорошими словами то, что я вас попрошу.

Скрипичные мастера Италии создавали настолько прекрасные музыкальные инструменты, что они по сей день считаются самыми лучшими, несмотря на то, что в наш век появилось много новых технологий их изготовления. Многие из них сохранились до сих пор в отличном состоянии, и сегодня на них играют самые знаменитые и лучшие в мире исполнители.

А. Страдивари

скрипичные мастера

Самый знаменитый и великий скрипичных дел мастер - это Антонио Страдивари, родившийся и всю жизнь проживший в Кремоне. На сегодняшний день в мире сохранилось приблизительно семьсот инструментов, сделанных его руками. Учителем Антонио был не менее знаменитый мастер Николо Амати.

Точная дата рождения А. Страдивари неизвестна. Обучившись у Н. Амати, он открыл свою мастерскую и превзошёл своего учителя. Антонио улучшал скрипки, созданные Николо. Он добивался более певучего и гибкого голоса инструментов, делал более изогнутую форму, украшал их. А. Страдивари, кроме скрипок, создавал альты, гитары, виолончели и арфы (по крайней мере, одну). Учениками великого мастера были его сыновья, но они не сумели повторить успех своего отца. Считается, что секрет великолепного звучания своих скрипок он не передал даже своим сыновьям, поэтому он не разгадан до сих пор.

Семья Амати

итальянский скрипичный мастер

Семья Амати - это скрипичные мастера из древнего итальянского рода. Жили они в древнем городе Кремоне. Основал династию Андреа. Он был первым скрипичным мастером в семье. Точная дата рождения его неизвестна. В 1530 году он и его брат Антонио открыли мастерскую по изготовлению скрипок, альтов и виолончелей. Они разработали собственные технологии и создали инструменты современного типа. Андреа добился, чтобы его инструменты звучали серебристо, нежно, ясно и чисто. В возрасте 26 лет А. Амати стал знаменитым. Мастер обучал своему делу сыновей.

Самым знаменитым в семье изготовителем струнных стал внук Андреа Амати - Николо. Он усовершенствовал звучание и форму инструментов, которые создавал его дед. Николо увеличил размер, уменьшил выпуклости на деках, сделал более крупными бока и более тонкой талию. Он также изменил состав лака, что сделало его прозрачным и придало ему оттенки бронзы и золота.

Николо Амати был основателем школы для скрипичных мастеров. Многие знаменитые изготовители струнных инструментов были его учениками.

Семья Гварнери

скрипичных дел мастер

Скрипичные мастера из этой династии также проживали в Кремоне. Самым первым в роду изготовителем скрипок был Андреа Гварнери. Как и А. Страдивари, он был учеником Николо Амати. С 1641 года Андреа жил в его доме, работал подмастерьем и за это бесплатно получал необходимые знания. Из дома Николо он ушёл в 1654 году, после того как женился. Вскоре А. Гварнери открыл свою мастерскую. У мастера было четверо детей - дочь и трое сыновей - Пьетро, Джузеппе и Эусебио Амати. Двое первых пошли по стопам отца. Эусебио Амати был назван в честь великого учителя отца и был его крестником. Но, несмотря на такое имя, он единственный из детей А. Гварнери не стал скрипичным мастером. Самым знаменитым в семье является Джузеппе. Он превзошёл своего отца. Скрипки династии Гварнери были не столь популярными, как инструменты А. Страдивари и семьи Амати. Спрос на них был за счёт не очень дорогой стоимости и кремонского происхождения - что было престижным.

Сейчас в мире насчитывается приблизительно 250 инструментов, изготовленных в мастерской Гварнери.

Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Были в Италии и другие скрипичные мастера. Но они менее известны. И их инструменты ценятся меньше, чем те, что созданы великими мастерами.

Гаспаро да Сало (Бертолотти) - главный соперник Андреа Амати, который оспаривал у основателя знаменитой династии право считаться изобретателем скрипок современного вида. Он создавал также контрабасы, альты, виолончели и так далее. До наших дней дошло очень мало созданных им инструментов, не более десятка.

Джованни Маджини - ученик Г. да Сало. Сначала он копировал инструменты наставника, затем усовершенствовал свои работы, опираясь на достижения кремонских мастеров. Его скрипки отличаются очень мягким звучанием.

Франческо Руджери - ученик Н. Амати. Его скрипки ценятся не меньше, чем инструменты его наставника. Франческо изобрёл скрипки маленького размера.

Я. Штайнер

амати николо

Выдающийся скрипичных дел мастер Германии - Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками - латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.

Один из самых интересных и изысканных музыкальных инструментов — скрипка. Ее мягкий тембр напоминает виртуозный и выразительный человеческий голос. Издаваемые звуки могут вызвать улыбку и слезы, пробудить в душе слушателей скрытые или давно забытые чувства. Существует старинная легенда, согласно которой виртуозная игра на скрипке способна замедлить время и перенести человека в другое измерение.

Инструмент скрипка

История инструмента

Основой для скрипки стало сразу несколько музыкальных инструментов: испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта, казахский кобыз. При их соединении появилась первая виола. В это же время славяне изобрели четырехструнный инструмент и назвали его жига. Позже это слово стало означать скрипку на немецком языке — geige.

Несколько веков длилась борьба между аристократами и народом. Последний победил, поэтому народная скрипка быстро стала популярной в Польше, Беларуси, Украине, Далмации, Румынии и Истрии. А в прошлом веке об этом инструменте узнали кавказские страны.

Скрипка 16 века

Современная конструкция появилась в Италии еще в середине XVI века, отсюда и начинается история скрипки. Основоположником производства считается Гаспаро да Сало, который основал кремонскую школу. Самые лучшие инструменты изготавливали мастера из Ломбардии, они использовали качественные материалы. Высоко ценились итальянские скрипки мастеров Страдивари и Гварнери (Джузеппе и Андреа).

Первые произведения для сольного инструмента написали Карло Фарина и Бьяджо Марини. Известные скрипачи и основатели художественной игры:

  • Арканджело Корелли;
  • Тартини и Торелли;
  • Локателли;
  • Никола Маттейс;
  • Магдалена Лаура Сирмен;
  • Джованни Антонио Пьятти.

Локателли создал бравурную технику игры, а Маттейс открыл музыкальную школу в Великобритании.

Конструкция скрипки

У инструмента две части — корпус и гриф, вдоль него натягивают струны. Стандартные размеры скрипок: масса составляет 300−400 г, а длина достигает 60 см. Но есть модели и меньших размеров, рассчитанные на детей.

Форма корпуса обеспечивает правильное звучание инструмента. У него есть выпуклые деки и эфы. Смычком мастер издает короткий громкий звук. Благодаря особому строению скрипки на ней можно играть разные мелодии. Они могут быть грустные и веселые, звонкие и приглушенные, имитирующие человеческий голос или звуки природы.

Стандартные размеры скрипок

Для виртуозной игры необходимы некоторые аксессуары и принадлежности. Главный среди них — смычок. При выборе инструмента нужно обращать внимание на породу дерева, из которого он изготовлен, и искать дефекты на корпусе.

Строение корпуса

У корпуса музыкального инструмента закругленная форма. Круглые боковые вырезы образуют талию скрипки. Большое значение имеет материал, используемый для изготовления инструмента. Разновидность лака не играет особой роли. Но покрытие защищает скрипку от механического воздействия, а также придает ей разные тона — от светло-золотистого до черного.

Детали корпуса:

  • нижняя и верхняя дека;
  • обечайки;
  • уголки;
  • душка;
  • подгрифок;
  • петля;
  • пуговка;
  • мостик.

Деки — это корпус скрипки

Деки — это корпус скрипки, то есть его верхняя и нижняя деталь, они соединены обечайками. От их толщины зависит тембр звучания. Нижнюю плоскость делают из твердых пород. В верхней части, изготовленной из ели, есть отверстия — эфы, а также подставка для опоры струн. А под ее ножкой находится пружина, она обеспечивает прочность корпуса.

Уголки помогают направлять смычок во время игры. Можно направлять его в одну сторону или помещать между двух углов. Но есть виртуозы, способные играть сразу на 3−4 струнах. Распорка круглой формы, которую называют душка, соединяет деки. Ее можно переставлять, чтобы извлекать из скрипки разные звуки.

На подгрифке крепятся струны. Раньше его изготавливали из дорогих пород дерева, сейчас используются пластмассовые сплавы. С одного конца у него есть четыре отверстия для закрепления струн, а с другого — петля. В современных скрипках установлены рычажные машинки, с помощью которых легко настроить инструмент. Петлю изготавливают из прочной проволоки или толстой струны.

Для подгрифка в скрипке есть специальный деревянный кол, его вставляют в специальное отверстие на корпусе. А шляпку называют пуговкой. Она выдерживает большую нагрузку — до 24 кг. Мостик — это опора для струн, с его помощью колебания переходят на деки. Если даже немного его переставить, то строй скрипки заметно изменится. Чем ближе мостик к подгрифку, тем глуше звук.

Особенности грифа

Грифом называется длинная тонкая дощечка, ее делают из куска твердой деревесины. Эта деталь изогнута так, чтобы смычок при игре не задевал соседние струны. Низ приклеен к корпусу. Составляющие грифа:

  • порожек;
  • шейка;
  • колковая коробка;
  • завиток.

Расположение порожка на скрипке

Расположение порожка — между грифом и его головкой. Это пластина из черного дерева с отверстиями-прорезями для струн. Шейкой называется полукруг, объединяющий копус и гриф. Во время исполнения мелодий ее обхватывают рукой.

Колковая коробка необходима для настройки струн. В нее встроены четыре колка. Есть и отверстие в виде конуса для стрежня. Плавного вращения добиваются путем смазывания колков специальной притирочной пастой, мылом или карандашным грифелем. Их часто украшают инкрустацией из драгоценных металлов — золота, серебра или перламутра.

Завиток — это фирменное клеймо скрипки. В первых инструментах он был похож на женскую ступню в туфельке. Инструменты современности выглядят по-другому: пятка осталась прежней, но носок стал неузнаваемым. У некоторых скрипачей завиток имел форму звериной головы.

Струны в скрипке идут от подгрифка через подставку, достигают верхнего порожка и колков, где их и наматывают. Всего их четыре:

Струны в скрипке

  • ми второй октавы со звонким тембром;
  • ля первой октавы с мягким звуком;
  • ре первой октавы с матовым тембром;
  • моль малой октавы с густым и суровым звуком.

Вторую струну — ля — строить нужно по фортепиано или соответствующему камертону. Остальные настраивают на слух по квинтам.

Дополнительные принадлежности

Главное дополнение к скрипке — это смычок. Он представляет собой деревянную трость с головкой, к которой прикреплена колодка. Между ними натянут конский волос, пропитанный канифолью. Но есть и другие аксессуары:

  • подбородник;
  • мостик;
  • звукоснимательные устройства;
  • сурдина;
  • глушилка;
  • кофр или футляр.

Подбородник для скрипки

Для удобства можно приобрести подбородник, его положение регулируется самим скрипачом. Мостик нужно закреплять на нижней деке, с его помощью инструмент комфортно располагают на ключице. Это выгнутая или прямая пластина из металла, покрытая более мягким материалом.

Звукоснимательные устройства позволяют преобразовать механические звуки в электрические. Но используют их и для электроскрипки, чтобы сделать ее полуакустической. Сурдина — это гребешок из резины или дерева, его надевают на подставку для уменьшения вибрации. Чаще всего ее используют оркестры и ансамбли при исполнении своей музыки. В футляре скрипку и ее аксессуары удобно хранить и транспортировать.

Описание звучания

Партию записывают в скрипичном ключе, используя диапазон от соль малой октавы до четвертой. Высокие ноты на инструменте взять сложно, но их исполняют только при сольной виртуозной игре, но не на концертах оркестров.

Струны прижимают к грифу пальцами левой руки, а правой направляют смычок. При давлении колеблющаяся область уменьшается, повышается частота звука. А неприжатые струны называют открытыми, в аппликатуре они обозначаются нулем.

Держать смычок можно несколькими способами:

Способы держать смычок

  • немецкий;
  • франко-бельгийский;
  • русский.

При немецком или старом варианте указательным пальцем скрипач касается трости, тесно смыкая остальные фаланги. Конский волос при этом натягивают умеренно. Франко-бельгийский способ — указательным пальцем держат смычок средней фалангой, оставляя большой промежуток между ним и средним. Трость в этом случае немного наклонена, а волос сильно натянут.

Русский метод еще называют новейшим. Брать смычок нужно сбоку, захватывая его сгибом между пястной и средней фалангой. Большой палец должен находиться напротив среднего. Так можно достичь лучшего звучания при минимальных усилиях.

Одновременно на скрипке можно захватывать 1−2 струны. При сольной игре играют сразу и на трех, четыре возможно использовать очень быстро, но не одновременно. А также некоторые музыканты задевают струны пальцами правой руки. При сольных выступлениях виртуозы орудуют и фалангами левой стороны.

Разновидности и функции

Существует несколько видов скрипок — народная и классическая. Первый также делится на подвиды в зависимости от музыкальный традиций и предпочтений. Оба варианта практически не отличаются, это родственные музыкальные инструменты. Разница между классической и народной скрипкой заключается только в сфере использования. Если первая подходит для исполнения академической музыки, то вторую покупают скрипачи-самоучки.

Классическая скрипка

В разные эпохи у инструмента были свои функции. Барокко стало периодом расцвета классической скрипки. Она стала ведущим инструментом в ансамблях благодаря особому звучанию, похожему на человеческий голос.

В оркестрах музыкантов делят на две группы — первая (исполняет мелодическую линию) и вторая скрипка (аккомпанемент или имитация). Первый музыкант, которого еще называют концертмейстером, может исполнять мелодию сольно. Но такая честь предоставляется только известным музыкантам.

Часто встречаются выступления струнного квартета. В его состав входят две скрипки, виолончель и альт. При этом сольная партия может быть у любого из этих инструментов. Игра на скрипке входит во многие конкурсные программы.

Любопытные факты

С историей и происхождением скрипки связано множество интересных фактов. Знаменитым виртуозом-рекордсменом стал Атхира Кришна из Индии. Он попал в Книгу рекордов Гиннеса, так как 32 часа подряд играл на скрипке на фестивале Тривандрама. Один час занятий на музыкальном инструменте сжигает около 170 калорий, поэтому ребенку перед уроками лучше поесть.

В Тайвани в 2011 году собрался самый большой ансамбль скрипачей. На стадионе выступило 4645 музыкантов возрастом от 7 до 15 лет. До 1750 года вместо струн на инструменте натягивали овечьи кишки. Родиной этого изобретения была Италия.

Миниатюрная скрипка

У мастеров скрипичных дел есть странное хобби — делать миниатюрные изделия. На юге Китая изготовили скрипку длиной всего 1 см, а в Шотландии был инструмент на 0,5 см больше. На этих изделиях можно играть. А в Швеции и Чехии скрипки делают из камней. Они получаются массивными, но внешне не уступают деревянным изделиям.

Самые дорогие изделия принадлежат Гварнери и Страдивари — 18 и 16 млн долларов соответственно. А за смычок мастера Франсуа Ксавье Турта заплатили 200 000 долларов. Самая молодая скрипачка Ванесса Мэй уже в 10 лет выступала вместе с Лондонским филармоническим оркестром. А через год она стала ученицей класса Королевского музыкального колледжа.

Скрипка — это сложный музыкальный инструмент, обучаться игре на нем трудно и долго. Но если добиться успеха, то можно исполнять любые мелодии, ведь даже современные песни легко интерпретировать под акустическое звучание.

Читайте также: