Легенда о конфуции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Если древние источники нас не обманывают, рост Конфуция составлял 275 см. И, если всё же достоверность данных вызывают сомнения, то в масштабах личности великого китайца, оказавшего огромное влияние на национальное самосознание Восточной Азии, сомневаться не приходится.

Конфуций был философом, политиком и наставником. Ключевыми понятиями его учения, которое на тысячелетия определило государственную идеологию Китая, являются образованность, благожелательность, лояльность и нравственность.

Жизненный путь

Выдающийся философ родился на востоке Китая, в провинции Шаньдун, недалеко от селения Цюйфу, в 551 г. до нашей эры. Его семья происходила из знатного рода, однако к моменту рождения Конфуция она обеднела, и в юности мыслитель испытал на себе все тяготы простого труда.

Философ верил в то, что обучение и глубокие размышления развивают добродетель, а тот, кто стремится управлять другими, должен работать над самодисциплиной и укреплять свой моральный авторитет.

Конфуций неоднократно пытался проникнуть в систему государственного управления и реформировать ее изнутри, однако эти попытки ни к чему не привели. Ему удалось занять пост министра юстиции в провинции Лу, однако его активность не всем пришлась по душе, и в итоге Конфуций оставил свой пост.

"Аналекты Конфуция" - главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.

"Аналекты Конфуция" - главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.

Распространение учения Конфуция

При жизни Конфуций не снискал славы. Однако на момент его смерти в 479 году до н. э. у него было около 3000 учеников — они-то и посвятили себя сохранению и распространению наследия учителя. В итоге во втором веке до н. э. учение Конфуция с энтузиазмом подхватила династия Хань, сделав его государственной идеологией и определив развитие китайского государства на тысячелетия вперед.

Конфуций верил в то, что все члены общества должны непрерывно обучаться и развивать свои нравственные качества.

Конфуций верил в то, что все члены общества должны непрерывно обучаться и развивать свои нравственные качества.

При жизни в родном городе Цюйфу Конфуций не пользовался особой популярностью. Однако по прошествии времени все изменилось, и родина философа стала местом паломничества и поклонения.

Конфуций, ратуя за поголовную образованность людей, волей-неволей способствовал появлению неспокойных настроений в обществе. Согласно его учению, сословность общества была естественным, данным богом, явлением, однако при этом он считал, все члены общества должны относиться друг к другу благожелательно и жить в гармонии. Сам Конфуций выступал за ограничение налогов и регламентацию сельскохозяйственных работ.

Конфуций придавал большое значение развитию таких качеств, как добросердечие, взаимоуважение и почитание старших.

Конфуций придавал большое значение развитию таких качеств, как добросердечие, взаимоуважение и почитание старших.

Позднее идеологию Конфуция развил другой известный китайский мыслитель, Мэн-Цзы. Защищая интересы крестьян, он даже выдвинул мысль о возможности неподчинения последних недобросовестным правителям.

В дальнейшем появились и более радикальные идеологи. В ходе истории китайские крестьяне многократно устраивали восстания и боролись за свои права.

Но идеальное общество в том виде, каким его представлял себе Конфуций, создать так и не получилось.

Кун Фу-цзы, или Конфуций (европеизированное имя), – величайший китайский философ, ученый и педагог.

Происхождение и образование

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но кое-какие сведения все-таки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова.

Философ, получивший признание уже в 20 лет, создал целое учение – конфуцианство, которое оказало огромное влияние на историю становления государств Юго-Восточной Азии. Он систематизировал летописи различных китайских княжеств, основал первый университет в Китае, написал специальные правила поведения для всех сословий Китая.

Конфуций происходил из древнего китайского аристократического рода, к моменту рождения философа (551 год до н.э.) уже обедневшего. Его отец умер, когда мальчику исполнилось 3 года, а мать, будучи всего лишь наложницей, была вынуждена уйти из семьи и жить с сыном самостоятельно.

Именно поэтому Конфуций очень рано начал работать, занимаясь параллельно самообразованием и осваивая положенные каждому чиновнику и аристократу Китая искусства. Образованного юношу скоро заметили, и он начал свою карьеру при дворе в царстве Лу.

Педагогическая работа

Это время было очень непростым для Китая, и, когда Конфуций понял, что он не может повлиять на политическую ситуацию в его царстве, философ отправился странствовать с учениками по Китаю. Его целью было донести до правителей отдельных царств мысль о том, что сила государства в единстве.

Учение и ученики

Учение Конфуция было довольно простым, и, хотя сейчас конфуцианство приравняли к религии, религией оно не является. В основе его лежит понятие о нравственности, гуманизме, доброте, добродетелях и создании гармоничного общества, в котором каждый человек занимает положенное ему место.

Конфуций много рассуждал об образовании человека, о таком явлении, как культурность, цивилизованность. Он считал, что человек может развить в себе то, что заложила в нем природа. Цивилизованность нельзя воспитать, культурности нельзя обучить. Это либо есть в человеке, либо нет.

Смерть и начало почитания

В Европе труды Конфуция начали изучать в XVIII – XIX веках. Особенно им интересовались такие европейские философы, как Лейбниц и Гегель.

Гегель, кстати, говорил, что европейскому человеку очень сложно принять учение Конфуция, так как смиренность и подчиненность колективному началу не соответствует европейскому менталитету.

статуя Конфуция

Конфуций: биография философа

Конфуций, биография которого сочетает как реальные факты, так и легенды, появился на свет около 551 г. до н. э. Он происходил из рода Кун, поэтому в некоторых источниках о нем пишут как о Кун Цзы — учителе из рода Кун.

Китайское общество времен Конфуция делилось на четыре сословия: воинов, ремесленников, земледельцев и торговцев. Конфуций принадлежал к классу Ши — аристократии низшего уровня.

В древние времена представители класса имели право пользоваться боевыми колесницами и командовать воинами. Во времена Конфуция воевать им не приходилось и представители класса Ши занимали должности чиновников различных рангов.

Шулян Хэ — отец философа — принадлежал к знатному, но небогатому аристократическому роду. У него было две жены, но ни одна не подарила ему наследника мужского пола. Сын, рожденный второй женой, оказался болезненным и неспособным унаследовать владения отца. Тогда Шулян Хэ обзавелся наложницей. Ею стала семнадцатилетняя Янь Чжэнцзай.

Когда Янь Чжэнцзай попала во владения Шулян Хэ, ее посетило видение о том, что у нее родится великий человек. Согласно легенде, перед рождением Конфуция происходили чудеса. Для родов мать поднялась на холм с тутовым деревом. Когда мальчик появился на свет, на холме забил источник. В нем омыли младенца. После этого вода исчезла так же неожиданно, как и появилась.

Будущий китайский философ имел на теле 49 признаков, которые указывали на его величие. Для сравнения, согласно буддийской традиции, у Гаутамы (будущего Будды) при рождении на теле было 32 основных и 89 второстепенных признаков.

Шулян Хэ на момент рождения сына было за 60 лет, и вскоре после появления наследника он скончался. Янь Чжэнцзай не поладила с двумя женами и вынуждена была вернуться на родину.

Поскольку родители восприняли ее появление как позор, Янь Чжэнцзай с сыном пришлось жить отдельно и зарабатывать самостоятельно. Так Конфуций с детства познал лишения.

Биография Конфуция, созданная после его смерти, повествует о том, что он обучался шести искусствам. В Китае так называли комплекс дисциплин, который изучали отпрыски аристократов. Он включал: обряды, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, математику и каллиграфию.

Как и многие великие люди, Конфуций был умен не по годам. Согласно легендам, он предпочитал общению со сверстниками беседы с мудрецами, а его детские игры удивительно напоминали обряды.

Конфуций, годы жизни которого пришлись на эпоху Вёсен и Осеней, когда центральная власть была ослаблена, начал карьеру, работая чиновником на один из кланов в царстве Лу. Он заведовал амбарами, а затем — учетом скота.

Конфуций: биография и учение китайского мыслителя

В 19 лет философ обзавелся семьей. У него были сын и дочь. Сегодня более двух миллионов потомков философа живут в Китае, Корее и Тайване. Китайские власти в ХХI веке организовали проект по изучению ДНК официальных потомков. В 2013 году тест обнаружил, что у всех потомков есть одна и та же Y-хромосома. В исследовании не принимали участие потомки философа, бежавшие на Тайвань.

Когда Конфуцию было около 23 лет, умерла его мать и он ушел в трехлетний траурный отпуск, положенный по традиции каждому чиновнику.

В 30 лет философ начал преподавать. Согласно источникам, у него было три тысячи учеников, из которых 70 стали выдающимися деятелями. После смерти они собрали все высказывания учителя и издали их в виде книг.

Конфуций не брал с учеников плату, но просил преподнести вяленое мясо в подарок. Он считал, что происхождение в деле познания истины не имеет значения. Поэтому обучал людей различных сословий.

После 40 лет Конфуций получил пост при правителе царства Лу. Три крупные аристократические семьи занимали высокие должности в государстве и передавали их по наследству. Конфуций хотел сосредоточить полноту власти у правителя и вступил в конфликт с тремя семьями, что привело к его отставке.

Согласно одной из легенд, аристократы подарили правителю 100 лошадей и 80 танцовщиц. Тот надолго потерял интерес к государственным делам. Конфуций был разочарован и искал повода для отставки. Когда правитель забыл послать ему жертвенного мяса, он оставил пост и покинул пределы царства. Мудрец отправился в странствие по царствам Китая, излагая свои взгляды на устройство государства и общества.

Со временем философия Конфуция становилась все более популярной. Вернулся в царство Лу мыслитель по приглашению главного министра, когда ему было 68 лет. Он консультировал чиновников по вопросам государственного управления и борьбы с преступностью. По сведениям некоторых источников, благодаря нововведениям, разработанным философом, в царстве Лу резко сократился уровень преступности.

Умер Конфуций в 479 году до н. э. Ему было более 70 лет.

Интересно, что при его жизни не было нарисовано ни одного портрета, не создано ни одной скульптуры философа. Изображения появились спустя 200 лет после его смерти. Древнейший портрет мыслителя найден в гробнице правителя династии Хань — Чанъи-ван Хэ (умер в 59 г. до н. э.)

В Европе имя Конфуция известно с XVI века. Его произведения перевели миссионеры-иезуиты. В XVII веке иезуиты, распространяя католицизм в Китае, пытались адаптировать конфуцианскую этику под собственные потребности, чем вызвали острый спор в католической церкви. Иезуиты пытались доказать, что конфуцианские обряды не носят религиозного характера, а следовательно, не являются язычеством или идолопоклонством.

Спор длился до начала XVIII века, когда Папа Климент XI издал буллу, осуждавшую конфуцианские обряды. В ответ китайский император запретил проповедовать христианство в стране.

Конфуций: биография и учение китайского мыслителя

Конфуций: учение китайского мыслителя

Конфуций, цитаты и афоризмы которого известны во всем мире благодаря социальным сетям, говорил, что не создает ничего нового, но лишь обучает традициям. Однако его учение содержало ряд революционных идей.

Первая из них — идея заменить благородство крови благородством добродетели. Философ сформулировал идею цзюнь-цзы — мужа, ставшего благородным не благодаря аристократическому происхождению, но моральным принципам.

Учение Конфуция предполагает, что простой человек, благодаря моральному совершенству и соблюдению традиций, может стать благородным. В то время как бесстыдный сын царя останется лишь сяо жень — мелким человечишкой. Таким образом философ подрывал аристократическую идеологию, позволявшую ее носителям игнорировать государственную власть.

С идеей благородства добродетели связана другая, изменившая принципы правления в империи — идея меритократии. Конфуций полагал, что доступ к власти и принятие решений должны получить люди, имеющие способности, а не особое происхождение. Он прекрасно помнил, как противостояние аристократических семейств, занимавших ключевые должности в царстве Лу, вынудило его пуститься в странствия.

Когда конфуцианство стало господствующей идеологией, правители ввели систему государственных экзаменов кэцзюй. Каждый желающий мог сдать экзамен и получить должность государственного чиновника. Система просуществовала около 1300 лет и была отменена в 1905 году.

Конфуций: биография и учение китайского мыслителя

Интересно, что благодаря кэцзюй в Поднебесной должности получали не только китайцы, но и представители других народов. Так, в период правления династии Тан благодаря экзаменам чиновником стал араб. Системе кэцзюй мир обязан и появлению шпаргалок.

Конфуций, философия которого оказала сильное влияние на китайскую культуру, полагал, что гармония в обществе возникает лишь тогда, когда каждый знает свое место в естественном порядке.

Каждый человек состоит в нескольких видах отношений с другими людьми и выполняет по отношению к ним разные социальные роли. Так, он младший по отношению к родителям, но может быть старшим по отношению к братьям.

Все типы отношений регулирует сяо — сыновья почтительность. Она предполагает пять видов обязательств:

  • Правителя по отношению к подданным.
  • Отца по отношению к сыну.
  • Старшего брата по отношению к младшему.
  • Мужа по отношению к жене.
  • Друзей между собой.

Лишь в дружеских отношениях не должно существовать иерархии. Все прочие предполагают подчинение младшего старшему. Правитель для подданных подобен отцу. Они обязаны выполнять все его наставления. Как отец наказывает сына, чтобы воспитать, так и правитель имеет право карать неразумных подданных.

Интересно, что сяо не предполагает абсолютного подчинения. Выше сяо стоит принцип справедливости. Если отец его нарушил, сын имеет право указать на это. Также и подданные имеют право поставить правителя в известность о том, что он не соблюдает принцип справедливости.

Во времена Хань появилась идея вдовьего целомудрия: мужчине не следовало жениться на вдове, ибо она обязана вечно хранить память о покойном муже. Конфуцианский философ Чэн И, отвечая на вопрос, как бедной вдове существовать без мужской поддержки, заявлял, что голодать до смерти — лишь маленькое дело, а потерять целомудрие — большая проблема. В результате повторный брак становился социально неприемлемым, независимо от того, в каком возрасте овдовела женщина.

В современном Китае конфуцианство вновь популярно. В 2003 году китайский интеллектуал Кан Сяогун опубликовал манифест, в котором изложил позицию по учению Конфуция.

В нем были следующие предложения:

  1. Изучение конфуцианского учения должно стать частью школьной программы начального и среднего образования.
  2. Государство должно сделать конфуцианство официальной религией.
  3. Конфуцианство должно войти в повседневную жизнь простых людей.
  4. Распространением учения должны заниматься неправительственные организации.

Конфуций: биография и учение китайского мыслителя

Конфуций — один из тех философов, которые своими идеями изменили мир. Его этика и философия стали основой китайской культуры и обеспечили не только выживание, но и процветание цивилизации в различные исторические периоды. Учение Конфуция влиятельно в Китае и в наши дни.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.


Конфуций - одна из самых загадочных и влиятельных исторических личностей в истории мира. Родившись более 2,5 тысяч лет назад на территорий распавшегося единого древнекитайского Чжоуского государства, он стал одним из первых философов, учения которых даже сегодня имеют значение для последователей его учения, историков, а также государственных деятелей.

Вокруг личности Кун-цзы возникло немало мифов и мистификаций, что характерно для почитаемых и почти обожествленных исторических персоналий. Но кроме этого, о жизненной истории Конфуция есть достаточно надежных сведений, которые помогают определенно составить портрет древнекитайского мудреца и философа.

Как один из первых идеологов правильной, ответственной и от части персонализированной государственной машины, "Учитель" стал примером для многих поколений китайских бюрократов, которые во все времена отличались слаженностью работы и исполнительностью. Гуманистическая и, в то же время, ориентированная на государственную справедливость идеология этики в государственных и бытовых делах, развитая Конфуцием и его учениками, не только стала основой состоятельности больших азиатских государств, но даже получила статус религиозного течения, хотя таким по сути не является.

Чтобы разобраться, что принесли миру идеи Конфуция, стоит более детально рассмотреть его жизнь, учения и какие от этого возникли последствия.

Рождение и значение имен философа

Конфуций родился во времена междоусобных войн в Китае, после развала Чжоуского государства, когда начался период так называемых "срединных" царств, - в 552 или 551 годах до н.э. Согласно некоторым исследованиям, настоящая дата рождения (552 год) была подменена учениками Конфуция, чтобы придать ей более сакрального смысла.

В существовавшем на то время царстве Лу, в котором родился философ, велась летопись под названием "Чунь цю" (летопись "Весен и осеней") - с 722 по 481 гг. до н.э., а с 481 по 221 гг. до н.э. - летопись "Чжань-го" (летопись "Воюющих государств"), давшая название соответствующему периоду истории Древней Поднебесной.

Местом рождения для будущего "Учителя" всего Китая стал город Цзоу царства Лу. Сегодня этот город носит другое название - ЦюйФу, и находиться в одной из провинций КНР - Шаньдун.

Имя Конфуций - происходит от латинского варианта одного из имен философа: Кун-фу-цзы - Confucius. Иногда встречается форма имени Кун-цзы, или просто Цзы. Стоит понимать, что Цзы - это только приставка к имени обозначающая термин "Учитель", под которым он известен большинству почитателей.

При рождении Конфуций получил два имени Цю и Чжун-ни, которые соответственно означают "холм" и "второй из глины", что связано с историей рождения - этими именами его нарекла мать.

Когда родители будущего мудреца узнали, что у них будет ребенок, то отправились в паломничество к святому месту, чтобы вымолить у божества Глиняного холма рождения сына-наследника. После удачных родов неподалеку святого места мать наградила философа.

Семья и происхождение

Мать Конфуция Янь Чжицзай была младшей из троих сестер в своей семье. Она родилась в 568 году до н.э. и на момент заключения брака ей не было даже 20 лет.

Отец мудреца был военным в возрасте по имени Шулян Хэ. Когда он решил жениться, то, как повествуют древние источники, ему было 66 (по некоторым данным - 63) лет. Причиной поисков новой жены послужило то, что у Шулян Хэ не было наследников, а единственный имеющийся сын (Бо Ни, известный также как Мэн Пи), рожденный от наложницы, оказался больным от рождения и на роль преемника не подходил.

Одна из версий истории рождения Конфуция заключается в возможности его появления на свет, как внебрачного сына Шулян Хэ. Дело в том, что женитьба 60-летнего старика с молодой девушкой в то время воспринималось как варварство - таким старым мужчинам не принято было создавать новую семью. Последователи конфуцианства версию внебрачного происхождения "Учителя" отрицают, а исторических доказательств этой теории нет.

По происхождению Шулян Хэ из рода Кун был потомственным Ши - из сословия дальних родственников и побочных ветвей аристократических фамилий Китая. Исследователям, занимавшимися поисками происхождения рода Кун, стало известно, что он произошел от одного из сыновей Ди И - предпоследнего из императоров династии Инь, который был правителем Китайского государства в период с 1101 по 1076 гг. до н.э.

Несколько поколений предков Конфуция имели славу, богатство и отличались хорошими традициями образования, общественно-политической и духовной деятельности. Во времена Му Цзинфу (прадедушка Конфуция во 2 поколении) семью Кун начали преследовать, после чего тот скрылся на территории Лу, где семья лишилась бывших благ, известности и влияния. С тех пор все преемники служили правителям Лу, входя таким образом в сословие Ши.

Именно из Ши вырастал в тот период слой бюрократического аппарата государства, отличающегося определенными ценностями. Образование, почитание истории и древних правителей передавалось в семьях Ши от поколения к поколению, что также отразилось и на ценностях самого Конфуция.

Бедность, собственная семья, обучение

Поскольку отец Конфуция умер от старости, когда его сыну было только три года, а от его матери отвернулась семья, то будущему философу пришлось все детство и юность прожить с матерью в нищите. Он долгие годы занимался грязной работой, чтобы иметь средства к существованию.

В возрасте 15 лет будущий мудрец начинает осознавать важность образования и приступает к изучению 5 искусств (чтение и каллиграфия, математика, ритуалы, стрельба из лука, езда на колеснице).

В 16-летнем возрасте Конфуций лишился матери. Сначала он похоронил ее на Дороге Пяти отцов Уфуцюй, чтобы потом иметь возможность похоронить рядом со своим отцом, о месторасположении могилы которого он на момент смерти матери ничего не знал. Янь Чжицзай решила не рассказывать об этом сыну. Но позже Конфуций узнал о месте захоронения отца - возле горы под названием Фаншань, после чего перенес к нему и прах матери.

В 19-летнем возрасте Конфуций женился. В браке родились сын Ли и 2 дочери. С сыном Конфуций имел напряженные отношения, из-за чего позже его ученики назвали своего "Учителя" строгим и требовательным к собственному сыну.

Овладев пятью искусствами, малоизвестный будущий мудрец получает должность в клане Цзи - становиться счетоводом и ответственным за скот.

Некоторые писатели того времени создали миф о том, что в этот период Конфуций встретился с Лао-Цзы в царстве Чжоу, основательных исторических подтверждений чему исследователи так и не нашли.

В 27 лет Конфуций получил достаточно высокую должность в царстве Лу - в главной кумирне, а в 30 лет у философа наконец появилась возможность открыть собственную школу.

Школа Конфуция


Открыв свою собственную школу, философ наконец начал реализацию своих основных идей.

Во-первых, он начал обучать в своей школе всех желающих за довольно скромную плату - связку сушеного мяса. Таким образом практически любой китаец мог получить доступ к обучению.

Как сообщается в исторических источниках, общее число учеников школы достигло 3 тысяч человек. При этом известно о 70 учениках Конфуция, ставших его преемниками на пути распространения идей, образовавших в итоге концептуальную основу конфуцианства, ставшего в итоге религиозным учением.

В некоторых источниках указывается число 72 ученика, но историки утверждают, что это лишь одна из многих попыток придать символизм истории жизни философа.

На протяжении работы школы Конфуций длительное время развивает свои учения, а также пытается найти великих правителей - "благородных мужей", которые смогут на практике реализовать его подход правильного управления.

Кроме того, в исторических документах существуют сведения о посещении школы известными общественно-политическими деятелями и руководителями отдельных царств и земель.

Поиски великих правителей

После создания собственной школы в 522 году до н.э. Конфуций обращается к разным правителям китайских царств, которые могли бы воплотить в жизнь его мировоззрение касательно принципов управления государством. В связи с этим Конфуцию приходится много путешествовать и становиться участником, а также жертвой интриг.

В 517 году до н.э., в возрасте 35 лет "Учитель" отправился в царство Ци, где в итоге задержался на пару лет, но в 515 году до н.э. вынужден был покинуть дворец правителя Ци - Цзин-гуна. Причиной ухода со двора правителя царства Ци послужило давление со стороны местного аристократического сословия.

Конфуций вернулся в Лу и, получив дипломатическую должность в 500 году до н.э., успешно работал на своем посту, пока не был спровоцирован представителями царства Ци при выполнении одного из ритуалов жертвенной церемонии.

После этого философ покинул свою должность в Ли, а в последующие годы много путешествовал. Около 14 лет заняли у Конфуция его посещения разных царств. Согласно исследованиям, он прошел не менее 9 больших дворов, общаясь с правителями и выполняя роль наставника.

Кроме этого, Конфуций в этот период собрал немало поклонников по всему Китаю.

Учение Конфуция

Главный образ, созданный Конфуцием, был образ учителя, который передает знания, а не создает их. В понимания философа и его последователей, учение конфуцианства берет истоки из почитания древности.

Древность, как ее понимают ученики школы китайского мудреца, является эталоном правильного образа действий.

В этом кроется и некоторая опасность концепции конфуцианства насчет поклонения древности, поскольку поступки легендарных правителей прошлого по умолчанию считаются верными, а все, что входит в конфронтацию с ними - ложное, неистинное. Хотя в то же время Конфуций признает, что главные примеры для подражания - древние правители Яо и Шунь - также не являлись идеальными и "совершенномудрыми", о чем встречаются записи в книге "Лунь-юй".

"Лунь-юй" - главный текст конфуцианства, книга, собравшая все основные высказывания Конфуция, имеющие отношение к его учениям.

В основе конфуцианства стоит определение двух типов людей:

  • цзюнь-цзы - благородный человек, добродетельный муж, личностный эталон;
  • сяо жэнь - маленький, простой человек, неспособный понять учение.

Обладающий добродетелями цзюнь-цзы должен иметь пять главных жизненных качеств, которые и стали основой для мировоззрения последователей великого мудреца и учителя.

Добродетели и принципы конфуцианства


Пять добродетелей благородного мужа, согласно Конфуцию, также имеют некоторое отношения к стихиям, которых в Китая также насчитывается 5. Уже позже, после формирования и обоснования этих добродетелей им в соответствие начали ставить стихии.

Жэнь (человеколюбие) - главная добродетель в человеке, определяющая его способность придерживаться правильного баланса любви и ненависти. Жэнь можно определить, как стремление к статусу-кво: не делать другому человеку того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Стихия - дерево.

Чжи (мудрость) - благодетель, которая помогает человеку не только принимать знания, но и реализовывать их на практике. Истинной мудростью, согласно Конфуцию, обладает лишь тот, кто "размышляет и учиться", поскольку первое без второго - губительно, а второе без первого - напрасная трата времени. Стихия - вода.

И (справедливость) - постулат, в некоторой степени уравновешивающий жэнь и исходит из него. Он указывает на необходимость соответствия внешней формы внутреннему знанию. Стихия - металл, символ прочности, прямоты, однозначности.

Ли (ритуал) - благодетель, отвечающая за нормативное поведение и выполнение предписаний, согласно которым устроено общество. Неподобающее ли должно оставаться вне пределов устоя общества, оно не должно вызывать интерес. Соблюдение ритуала - важнейшая основа сохранения баланса, которая выступает также нормативной предпосылкой конфуцианства, обуславливая важность действий каждого члена общества, находящегося на своем месте. Соответствует огню, энергии движения и роста общества.

Синь (искренность) - определяет меру осторожности в поступках. Этот постулат предвидит выполнение данного слова, а также необходимость исправления ошибок. Понятия стыда, радости или любых других естественных реакций в конфуцианстве - показательные. Земля в качестве стихии уравновешивает ли - во избежание высокомерия и лицемерия.

В конфуцианстве сформулировано также несколько важных понятий для полноты концепции.

Сяо (почтение) - важная особенность благородного мужа. Только почитая старших, руководителей, родителей можно стать благородным мужем, претендовать на то, чтобы стать достойным правителем. С другой стороны, родитель и правитель должны ощущать отцовскую любовь к младшим.

Тянь (небо) - самый достойный пример подражания в плане ритуала ли. Первыми подражателями стали Яо и Шунь, которые создали нормы и ритуал.

Дао (путь) - правильный путь, этический, порожденный человеком и небом. Цель человека в жизни - пройти этот путь.

Чжэн-мин (выправление имен) - самый важный критерий оценки человека и его добродетелей. Если поступки человека соответствуют его месту в обществе, то он носит правильное имя, название. Если человек ведет себя неподобающе, например, не как правитель, то он не может быть правителем. Здесь мысли апологетов конфуцианства переплетаются с постулатами меритократии. Важность чжэн-мин в учении Конфуция проявилась даже в том, как он подбирал учеников.

Смысл и значение конфуцианства на Востоке

Конфуцианство дало старт многовековым процессам образования мощной идеологической подоплеки китайского общества. Также учения философа вышли далеко за пределы Поднебесной.

Постулаты конфуцианства коренным образом противоречат моизму, проповедующему "всеобщую любовь", предлагая обществу любовь справедливую, что делает конфуцианство более социализированным и менее утопичным, чем моизм.

С другой стороны, концепция последователей Конфуция опровергает необходимость придерживаться закона, к чему призывают сторонники легизма. В противовес "букве закона", можно сказать, конфуцианство открывает широкие возможности для соблюдения "духа закона".

Становясь основой к подходу управления, учение Конфуция коренным образом изменяет суть управления. Благодаря своему влиянию оно стало этико-политической нормативной основой китайского общества и утверждается на своих позициях, несмотря на все исторические, политические и экономические изменения мира в целом и Поднебесной в частности.

Смерть Конфуция и его наследие


Конфуция похоронили в родном Цюйфу в 479 году до н.э. Ему было 73, когда он умер, хотя некоторые исследователи пытаются доказать, что он умер в 72 года (сакральное число). Несмотря на это, имя философа навсегда останется в истории и памяти человечества.

Собрание "Лунь-юй" ("Рассуждения и разговоры") - сегодня главный источник мудрости великого Кун-Цзы. Многие книги, которые приписывают ему, он не писал, или же об этом отсутствует достоверная информация.

Начиная со времен Хань (2 век до н.э. - 2 век н.э.) на его могиле и в построенном возле нее храме паломники совершают обряды и поклонение. Жизнь и наследие Конфуция привлекает интерес всего населения планеты на протяжении вот уже 2,5 тысяч лет, и скорее всего, будет оставаться актуальной и дальше, как минимум для 6,5 миллионов последователей конфуцианства в мире.

Читайте также: