Теория атрибуции фриц хайдер кратко

Обновлено: 08.07.2024

Теория атрибуции — это теоретическое течение в социальной психологии, изучающее проблемы восприятия и интерпретации социального поведения. Под атрибуцией понимается приписывание себе или другому человеку каких-то характеристик. Теория атрибуции — не столько формальная теория, но в большей степени общий подход в социальной психологии и психологии личности. Корнями данный подход уходит в положение гештальтпсихологии о том, что информация, полученная в ходе прошлого опыта наблюдателя, имеет важное значение для формирования восприятия при обработке новых данных. [1]

Современная теория атрибуции исходит из положений каузальной атрибуции Хайдера [2] и стремится объяснить, как происходит приписывание характеристик и качеств другим людям и чем объясняется их поведение. В целом, данная теория основывается на допущении о том, что в социальных ситуациях можно проследить следующую последовательность: человек наблюдает поведение другого человека, делает логический вывод о намерениях этого человека, опираясь на собственное восприятие его действий, и затем приписывает ему мотивы, которые могут объяснять подобное поведение.

Теория атрибуции рассматривает эффекты восприятия, с помощью которых мы оцениваем поведение других людей. Создателем данной теории признан Фриц Хайдер.

Теория атрибуции

Рис. Теория атрибуции

Поиск причин неудач и плохого поведения других обычно ищут в их чертах характера и свойствах личности. Если же люди привлекательны и удачливы, то причины их удачи списываются на благополучные обстоятельства внешней среды. Это является фундаментальной ошибкой казуальной атрибуции.

Напротив, если неудачи происходят с самим человеком, то он склонен списывать их на сложившиеся обстоятельства. Если же человек одерживает успех, он приписывает его как заслугу своей личности. Это мотивационная ошибка казуальной атрибуции.

Теория здравого смысла принадлежит Гарольду Келли. Он составил схему, которой обычно следуют люди, приписывая другим внешние или внутренние причины поведения.

Как мы объясняем поведение теорией атрибуции / психология

В социальной психологии атрибуция - это процесс выявления причин событий или поведения. Австрийский психолог Фриц Хайдер, отец теории атрибуции, определил ее как метод оценки того, как люди объясняют происхождение своего поведения и поведения других..

Теории отдельно, в наши дни, Атрибуция это то, что мы все делаем постоянно, без какого-либо осознания основных процессов и предрассудков, которые приводят к нашим выводам. Атрибуты, которые мы делаем ежедневно, не являются чем-то незначительным.

Атрибуты, которые мы выполняем, оказывают важное влияние на наши чувства, а также на то, как мы думаем и относимся к другим людям..

В этом смысле, мы склонны делать внутренние или внешние атрибуты, в зависимости от нашей личности или влияния на нас различных факторов. Когнитивные искажения, например, играют важную роль в этом аспекте.

Теория атрибуции Хайдера


В своей книге Психология межличностных отношений (1958), Хайдер предложил людям наблюдать за другими, чтобы проанализировать их поведение. Кроме того, он постулировал, что они приходят к своим собственным выводам, чтобы объяснить смысл действий, которые они наблюдают..

Теория атрибуции Хайдера пытается проанализировать, как мы объясняем поведение людей и события в жизни. В социальной психологии это называется атрибутивным процессом. Для Хайдера мы склонны приписывать поведение других одной из двух возможных причин: внутренней или внешней причине.

Внутренние причины или внутренние атрибуты относятся к индивидуальным характеристикам и чертам личности, таким как личностные качества, интеллект, мотивация и т. Д.. Внешние причины или внешние атрибуты - это те, которые предоставляются ситуативным силам, таким как удача, на метеорологическую погоду или действия третьих лиц.

Соответствующая теория интерференции Джонса и Дэвиса

В 1965 году, Эдвард Джонс и Кит Дэвис предположили, что люди делают выводы о других, когда действия являются преднамеренными, и не случайно, в их теории соответствующих помех. Цель этой теории - объяснить, почему люди дают внутренние или внешние атрибуты.

Согласно этой теории, Когда люди видят, что другие действуют определенным образом, они ищут соответствие между мотивами и своим поведением. Таким образом, сделанные нами выводы будут основываться на степени выбора, вероятности возникновения поведения и последствиях такого поведения..

Эта теория имеет дело только с тем, как люди выполняют внутренние атрибуции, но не рассматривает, как люди делают атрибуции, порождая косвенные или внешние причины..

Мотивационная модель Вейнера


Теория Вейнера, полученная из работы Хайдера, является интегративной моделью причинно-следственных связей и когнитивных эффектов, аффективные и поведенческие, которые могут иметь.

Вейнер разработал теорию атрибуции, чтобы объяснить связь между причинно-следственной связью, успехом и академической неудачей. Для этого сосредоточены на выявлении различий в потребностях и производительности людей, когда они думают о своих успехах или неудачах.

Мотивационная модель Weiner (1986) объясняет поведение достижения через причинно-следственные связи, воспринимаемые людьми в предыдущих результатах достижения. Сказал проще, успех будет связан с тем, как люди объясняли свои предыдущие успехи.

Эта теория связывает ожидания на будущее со стабильностью сделанных атрибуций. Таким образом, более стабильные атрибуты поддерживают ожидания получения того же результата в будущем, в то время как более нестабильные атрибуты вызывают изменения в ожиданиях относительно будущего результата..

Ковариационная модель Келли


Харол Келли обращается к исследованию атрибутивной достоверности, чтобы объяснить, как люди решают, что их впечатления от объекта верны. Согласно вариационной модели Келли, люди делают причинные выводы, чтобы объяснить, почему другие люди ведут себя определенным образом.

Этот способ выполнения атрибуции связан с социальным восприятием и самовосприятием. Согласно этой модели, причины результата могут быть отнесены к человеку (внутреннему), стимулу (внешнему), обстоятельству или некоторой комбинации этих факторов.

Критерии и атрибуты

так, атрибуция производится на основе трех критериев: консенсус, отличительный характер и последовательность.

Итак, на основании этих трех параметров, установлены три типа приписывания.


Почему мы оправдываем себя? Мы часто оправдываемся или делаем это с другими людьми, оправдываемся или даем отличные объяснения, когда говорим. Мы обычно делаем это, чтобы сделать наше решение более ясным, однако, когда мы это делаем, в действительности мы демонстрируем нашу незащищенность. Читать дальше "


Теория атрибуции: происхождение, развитие и последствия

Мы интерпретируем наше собственное поведение и поведение других. Теория атрибуции — это психологическая теория, которая объясняет, как мы интерпретируем поведение. Принадлежащий к разделу социальной психологии, она была в первую очередь разработана Хайдером. Он определил это как метод оценки того, как люди воспринимают свое поведение и поведение других.

Теория атрибуции Хайдера пытается проанализировать, как мы объясняем поведение других людей. Он также анализирует, как мы объясняем жизненные события: как мы приписываем поведение. Хейдер считал, что мы склонны приписывать поведение других людей из двух вещей:

Причины причинно-следственных связей

Теория атрибуции Хайдера различает внутренние и внешние атрибуты. Позже Бертран Вейнер добавил к теории еще два фактора. Присвоение Хайдеру стало называться локусом контроля. К этому Вайнер добавил стабильность и управляемость. Давайте поговорим немного подробнее о каждом из этих факторов:

  1. Локус контроля: внутренний или внешний, в зависимости от человека. Это связано с самооценкой. Человек, который приписывает свои неудачи личным факторам, увидит заметное снижение самооценки. Он использует внутренний локус контроля.
  2. Стабильность: оценка, которую мы проводим в отношении стабильности в тот момент, когда поведение имеет место. Это относится к продолжительности причины. Если субъект приписывает свою неудачу факторам, которые он оценивает как стабильные во времени, его мотивация к успеху уменьшится. С другой стороны, он приписывает это неустойчивым факторам, его желание преуспеть не уменьшится.
  3. Управляемость: является ли интерпретация следствием внешних факторов, которые не зависят от человека, или внутренних факторов. Внешним фактором может быть просто невезение. Внутренним фактором является отсутствие навыков. Когда кто-то определяет, что причина вызвана внутренними факторами, его желание преуспеть падает.

Атрибуты поведения

Как вы видите, причинно-следственные связи могут быть связаны с поведением других людей или с вашим собственным. В то же время эти атрибуты могут иметь внутренний или внешний локус. Они могут быть стабильными или нестабильными. Кроме того, управляемость может быть внутренней или внешней. Различные комбинации, возникающие из этих возможностей, говорят о мотивации и самооценке.

Например, если молодая женщина выигрывает гонку, вы можете сказать, что это потому, что она много тренировалась и хорошо подготовилась. Это внутренняя атрибуция, которая относится к человеку. С другой стороны, кто-то может сказать, что она победила, потому что не было никакой хорошей конкуренции. Или что другие участники не были готовы. Это будут внешние приписки.

Наиболее положительными признаками являются внутренние атрибуты успеха, которые характеризуют стабильность и управляемость. Этот тип атрибуции повышает самооценку и мотивацию. С другой стороны, если эти же атрибуты применяются к провалу, самооценка и мотивация снижаются.


Различия в причинно-следственных связях

Один и тот же человек может по-разному относиться к подобным событиям. Точно так же разные люди могут по-разному относиться к одному и тому же событию. Например, некоторые люди могут подумать, что вы провалили тест, потому что вы не способны. Другие люди думают, что это связано с трудностью теста (внешняя причина). Эти изменения, помимо влияния на самооценку и мотивацию, также оказывают важное влияние на наши ожидания.

Когда мы интерпретируем поведение, мы используем эвристику и предубеждения, которые приводят нас к ошибочным приписываниям. Так часто эти приписывания мотивируются нашими предыдущими убеждениями. Разные толкования порождают когнитивный диссонанс. Люди обычно избегают когнитивного диссонанса.

Кроме того, эти причинно-следственные связи влияют на наши отношения с людьми, поведение которых мы оцениваем. Таким образом, мы будем более высоко ценить тех, у кого есть лучшие атрибуты, которые ставят их в лучшее место. Мы слушаем их больше и ценим их мнение.

Читайте также: