Какова мораль басен толстого 4 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

1/ это зависит от басни
2/ как бы нибыло во всех людях есть что-то зверинное-животное
3/ все басни поучают, указавая на человеческую глупость
4/ и учат как жизть избегая неприятных ситуаций!

наверное он хотел сказать читателям что надо быть щедрым, не говорить о чём-то пока не рассмотришь то или иное как следует, не задирать нос, быть дружелюбным и .

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Каждый, кто читал басни Эзопа, И. А. Крылова, а потом сразу брал в руки томик Л. Н. Толстого, наверное, спрашивал себя, а в чем необычность басен Толстого? Именно на этот вопрос и попытается ответить наша статья.

Направленность басен на определенную возрастную аудиторию

в чем необычность басен толстого 4 класс

Прежде всего необходимо ответить на вопрос, зачем Лев Николаевич переводил и сочинял басни.

в чем необычность басен толстого если в них иносказательность

Другими словами, басни Толстого наделены легко опознаваемым нравственным содержанием, к тому же они чрезвычайно близки нашим детям, потому что когда Лев Николаевич переводил басни Эзопа или сочинял свои, он старался сделать их понятными для русского человека.

Нравственное содержание басен

Детей морали можно учить по-разному. Можно выделить каждый день, например 2 часа, и учить уму-разуму, но есть вероятность того, что ребенок вскоре после таких систематических нотаций убежит из дома и возненавидит родителей. А можно читать ребенку басни и вместе с ним разбирать их нравственный смысл, тем самым проверяя, насколько хорошо сын (или дочь) выучил простейшие правила поведения в обществе. Басни – это "инъекции морали с приятным послевкусием", и они, кроме всего прочего, приучают ребенка к чтению.

в чем необычность басен толстого

Произведения Л. Н. Толстого изучаются детьми в общеобразовательных школах. Поэтому на вопрос, в чем необычность басен Толстого, 4 класс (его ученики) уже в состоянии ответить самостоятельно.

Философское содержание басен Л. Н. Толстого

В чем необычность басен Толстого, если в них иносказательность присутствует как необходимая составная часть? Только ли она народного или житейского свойства? Безусловно, нет. Иносказательность басен Толстого подводит не только к народной и житейской мудрости, но и к истинам мировых религий.

Цель нашей работы: посмотреть, в чем особенность басен Толстого.

- познакомиться с краткой биографией Л.Н. Толстого

- вспомнить особенности басни как жанра

- познакомиться с баснями Толстого.

Гипотеза: у Толстого басни имеют свои особенности.

ВложениеРазмер
басни Толстого Л.Н. 26.94 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – СОШ с.Липовка

ученица 8 класса

А) Краткая биография Л.Н. Толстого 4 стр.

Б) Что такое басня? 5 стр.

В) Басни, написанные Л.Н.Толстым 6 стр.

3. Заключение 8 стр.

4. Список литературы 8 стр.

Цель нашей работы: посмотреть, в чем особенность басен Толстого.

- познакомиться с краткой биографией Л.Н. Толстого

- вспомнить особенности басни как жанра

- познакомиться с баснями Толстого.

Гипотеза: у Толстого басни имеют свои особенности.

1.Краткая биография Л.Н.Толстого

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

В 17 веке французский писатель Лафонтен (1621-1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но в отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Он сосредоточен, скорее всего, на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

Одной из особенностей басен является аллегория - иносказание: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращённая к читателю.

Следует выделить такие особенности басни:

б) аллегорический (иносказательный) смысл;

в) типичность описываемой ситуации;

г) характеры – персонажи;

д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

3. Басни, написанные Л.Н.Толстым

Лев Николаевич Толстой известен не только своими романами и повестями, написанными для взрослых людей, но и баснями, которые он писал для детей. Лев Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни, в котором, через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль. Басни Толстого воспитывают в ребёнке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Представляя собой своеобразный маленький урок – запоминающийся и яркий, басня учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщённой форме определять ценность людских поступков.

Львом Николаевичем Толстым написаны такие басни, как:

Мораль: Так то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

Мораль: Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдаёшь.

Мораль: И осталась собака не при чем.

В этой басне автор высмеивает трусость и безразличие по отношению к близким.

Подведем итог, что высмеивает Л.Н.Толстой в баснях:

Все это роднит басни Толстого с баснями других авторов, таких как Лафонтен, Эзоп, Крылов, ведь основная задача баснописцев – показать пороки человека, чтобы каждый из нас мог работать над собой. Но в баснях Толстого свои особенности :

Художественность изложения (они похожи на маленькие рассказы)

Чётко выраженная педагогическая направленность (заключена она в морали)

Мы познакомились с баснями Л.Н.Толстого. Главное, к чему стремился Толстой, - к красоте, краткости и ясности текста. Именно в этом он видел суть басни.

Басни Толстого живые, поучительные и понятные каждому истории. Они близки, они заставляют что-то в душе откликаться и меняться. А значит, отвечают основным целям автора: обучать читателей. Мораль Толстого всегда понятна детям – и это важно. Ведь кому хочется быть глупым, смешным, неуважительным, трусливым. Порой эти качества так часто встречаются и в нас, современных людях, так что басни Толстого остаются актуальными и в наше время.

Выполняя работу, мы пришли к выводу, что басни Толстого имеют свои особенности: большинство басен имеют стихотворный ритм и размер, у Толстого же это маленькие рассказы. Чаще всего главные действующие лица – это люди. Мораль содержит строгую педагогическую направленность: учит детей правильным поступкам.

Тем самым, мы достигли своей цели: посмотрели, каковы особенности басен Л.Н.Толстого, наша гипотеза о своеобразии басен этого автора подтвердилась. Также мы выполнили и поставленные задачи: познакомились с краткой биографией автора, вспомнили жанр басни, прочитали басни Толстого.

Чему учит басня Толстого "Лгун"? Какие главные цитаты?

Текст басни Л. Н. Толстого "Лгун" можно прочитать здесь:

llJZfLAxgGqsjO9SfyGvofF7W0AOs8zM.jpg

Басня эта учит нас всегда говорить правду. Не стоит врать и хитрить, не стоит пугать несуществующим, причем делать это неоднократно.

Мальчик в басне наврал даже не один раз, а несколько. Первый и второй раз, как мы читаем в басне, ему простили или даже не приняли во внимание, мужики прибежали на его зов, несмотря на на то что в первый и затем второй раз волка не было. Но в третий раз, когда уже действительно нужна была ему помощь, ему никто не поверил.

Стоит не забывать о последствиях своего вранья. Люди уже вряд ли смогут относиться к такому человеку с доверием, даже если он перестанет врать или играть.

На мой взгляд, та самая "мораль" на поверхностности, то есть простая.

Мальчик был пастухом, ему стало скучно (решил пошутить) и он начал звать людей криками "волк-волк", раз прибежали, 2-й, когда действительно напал волк, на помощь к нему никто не пришёл.

Врунам ни кто не верит, даже тогда когда они пытаются говорить правду.

Басня Толстого - с говорящем названием. Мораль заключается в том, что привычка лгать в конце концов приводит к нежелательным последствиям. Последствия эти могут быть выражены как угодно, в частности - в том варианте, как описал Толстой: когда действительно пришла опасность, лгунишке никто не поверил.

Последствия лжи просчитать невозможно, говорит автор басни. Их можно только избежать, если говорить людям правду, тогда они привыкнут и будут воспринимать такого человека серьезно.

Толстой говорит о том, как сложно бывает вернуть утраченное доверие, поэтому нужно дорожить своим словом и стараться говорить правду.

Хотя басня Льва Николаевича Толстого "Лгун" очень короткая, попробую пересказать ее еще короче. В басне рассказывается про мальчика-пастуха, которой стерег овец и несколько раз звал взрослых криками "Волк", "Волк". Убедившись, что мальчик говорит неправду, на очередной его крик никто не отреагировал. а в этот раз действительно прибежал волк. Волк же, видя что нет никакого отпора, спокойно перерезал все стадо. Особых, широко известных цитат в тексте басни Толстого "Лгун" вроде бы нет. А вот мораль понятна - чем больше врешь, тем меньше тебе потом верят. Даже если в этот раз ты и говоришь правду.

Плохим и даже опасным, являются такое свойства человека как ложь и притворство. Очень легко потерять доверие людей, и очень трудно завоевать его вновь, в этом и заключается мораль басни Л.Н.Толстого "Лгун".

Мальчик многократно притворяясь, что на стадо напали волки, хотел всего лишь обратить на себя внимание. В итоге, ему просто перестали верить, а вот когда действительно пришла настоящая беда, на его слова уже никто не обращал внимания. Как следствие, мальчик навредил и себе, и всем, кто ему доверял стеречь своих животных.

Так и в жизни некоторые люди, как и герой басни "Лгун" придумывают несуществующие проблемы, чтобы привлечь к себе внимание, скрывают свою вину. Но, люди все равно поймут твой обман, что ты говоришь неправду, и когда тебе по-настоящему нужна будет помощь, твою просьбу примут за очередное вранье, а доказать обратное будет уже очень непросто, а бывает что и невозможно.

Очень простая мораль - обманувший единожды и дважды - прослывет лжецом. Если по сюжету басни в первый раз крестьяне искренне хотели помочь, то затем они уже совершенно не обращали внимания на слова глупого мелкого обманщика. Воспринимали их как трындеж, пустые звуки.

Так что, не надо обманывать, иначе потом будет репутация пустослова и никто уже Ваши слова (на любые темы) всерьез воспринимать не будет, не то что верить.

Мораль данного произведения в том, что вранье и притворство являются очень отрицательными качествами любой личности. И всегда можно легко потерять доверие других, а потом получить его вновь будет очень трудным процессом.

Мальчик постоянно врал и притворялся, это было только ради того, чтобы на него было обращено внимание. В итоге он потерял полное доверие других и его речам и словам больше никто не верил, он навредил не только себе.

Всегда лучше признаться в своей вине и сказать правду, и если вы обманите три раза, то в четвертый раз уже никто словам не поверит, даже если и они будут правдивыми на сей раз.

Главная мысль и мораль басни "Лгун" состоит в том, что если ты будешь постоянно обманывать и люди об этом узнают, то попросту перестанут тебе верить. А вот когда случится беда и ты будешь об этом всех извещать, то "лгуну" не поверят, даже когда он будет говорить правду. И может случиться непоправимое из-за этого.

Так и произошло в басне: волк прибежал-таки и съел всех овец. Так как первые три раза то был обман, а на 4-й раз мальчику уже никто не поверил.

3mpYj66oKPxq31OHVecgolvyQgqjcPs.jpg

Не обманывайте никого и тогда вас минует такая участь. Нет доверия словам лгуна.

Мораль здесь достаточно проста - не нужно лгать, ложь в конце концов обернется против тебя. В басне мальчик постоянно врал, что видит волка: "Помогите, волк! Волк". Когда же хищник на самом деле появился, ему уже никто не поверил. "Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его". "Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо." Лгунам не верят никогда, поэтому не нужно даже начинать врать. Восстановить доверие к своим словам будет непросто.

В басне Толстого "Лгун" рассказывается о мальчике врунишке, который пас овец.

Он несколько раз обманул, подшутил над местными мужиками, крича, что рядом волк. Конечно, они прибегали к нему на выручку, а вот когда и правда появился волк, ему уже не было веры. В результате всё стало было перерезано им.

Мораль басни проста и понятна, нельзя врать, обманывать, ведь лгунам (врунам) нет веры. К таким людям ни кто не относится в серьез и, к тому же не любит.

Читайте также: