Гегель учение об абсолютном духе и диалектика кратко

Обновлено: 08.07.2024

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – представитель немецкой классической философии. Философская система Гегеля масштабна и всеохватывающа, она состоит из трех частей и претендует на объяснение всех явлений бытия. Философию Гегеля характеризуют объективный и абсолютный идеализм, панлогизм, системность, научность, историзм, диалектичность, теологический характер. Поясните, что означают эти термины.

Обратите внимание на философский метод Гегеля – диалектику. Охарактеризуйте его. Рассмотрите законы диалектического развития.

Философская система Гегеля состоит из трех частей: логика, или учение об абсолютной идее, философия природы, или учение об идее в своем инобытии, и философия духа, которая распадается на учения о субъективном духе (делится на антропологию, феноменологию и психологию), объективном духе (выражающем себя в праве, морали и нравственности) и абсолютном духе, который воплощает себя в искусстве, религии и философии.

Обратите внимание на философию природу Гегеля, которая включает в себя механику, физику, органическую физику, то есть биологию. На каких принципах основываются представления философа о природе? Как вы думаете, почему эта часть системы мыслителя наименее востребована сегодня? В чем ограниченность взгляда Гегеля на мир живой природы?

Абсолютная идея – идеальное первоначало - раскрывает себя в историческом процессе и наиболее полно выражается себя в абсолютном духе - значит постичь идею, лежащую в основе мира, можно через искусство, религию и философию.

Искусство оперирует чувственными образами и воплощает себя в произведениях искусства, поэтому с одной стороны искусство располагается в сфере чистого абсолютного духа, но при этом имеет выражение в природном бытии. Источником развития искусства состоит между внешней формой (чувственными образами) и внутренним содержанием (идеей); в своем историческом развитии оно прошло три стадии: символическое, классическое и романтическое. Как характеризует Гегель каждый их этапов развития искусства? Какое искусство считает более совершенным?

Религия и философия являются более высокими способами постижения Абсолюта, поскольку они не связаны с чувственными формами. По мнению Гегеля, религия и философия имеют одно и то же содержание, но формы их различны: религия постигает истины в виде представлений, философия - в форме понятий. Религия представляет собой диалектику Божественного и человеческого и развивается от естественной религии, объектом поклонения которой является природа и характеризующейся многобожием, к монотеизму. Высшей формой развития религии для Гегеля является христианство, поскольку именно в христианстве человеческое наиболее интегрировано в Божественное.

Философия, согласно Гегелю, является наиболее совершенной формой постижения истины и Абсолютного бытия. Философия развивается от одной философской системе к другой, мыслители все более приближаются к абсолютному знанию. По мнению Гегеля, его философская система венчает историю философии, тем самым, по его мнению, она является наиболее полным и адекватным выражением истины.

Философия Гегеля действительно стала завершением классической философии. Всеохватность гегелевской системы исключала ее возможность реформирования, поэтому постклассическая философия развивалась как ее ниспровержение: с одной стороны, ее критиковали за идеализм, умозрительность и оторванность от фактов, с другой - за оптимизм, веру в разумность мироздания, за идею прогресса.

Для более глубокого освоения всеохватывающей системы Гегеля рекомендуется написание реферата.

Примерные вопросы по теме:

1. Краткий обзор философской системы Г. В.Ф. Гегеля.

2. Диалектический метод Г. В.Ф. Гегеля. Три закона диалектики.

3. Философия природы Г. В.Ф. Гегеля. Философ о живой природе.

5. Религия и философия как наиболее совершенные формы постижения Абсолютного.

6. Система Г. В.Ф. Гегеля как завершение классической философии и ее критика в современной западной философии.

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 164-167

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 459-474

3. Гулыга А.В. Гегель. М.: Молодая гвардия, 2008. – 288 с.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

Космизм Н.Ф. Федорова

Религия для Федорова – это, прежде всего, культ предков (и в этом есть некоторый языческий оттенок религиозности Федорова), это соединение дела по воскрешению отцов и научного знания.

Федоров считает, что эротическая любовь должна быть упразднена, рождение должно быть заменено воскрешением. Главное, чем должен руководствоваться человек в своих действиях, – это долг перед отцами.

С точки зрения Федорова, для города характерен культ женщины и полового инстинкта, поэтому городская культура – это культура морального разложения. Город – это небратство, разобщенность людей. Сельские жители живут у праха отцов, село представляет собой родственную общину, где все ответственны за всех.

Таким образом, Федоров ищет радикального преображения действительности, при котором зло и смерть будут искоренены. Для его мировоззрения характерны консерватизм, патриархальность, патриотизм, утопизм, вера в человеческий разум. Раскройте эти понятия.

Федоров стоит у истоков космизма (К. Циолковский и др.) и русского религиозно-философского ренессанса (Вл. Соловьев, А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Концепция Федорова может быть по-новому осмыслена в свете современного экологического мышления и биоэтических принципов.

Отразите Ваше понимание космизма Федорова в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Русский космизм: общие черты и основные представители.

3. Н.Ф. Федоров о рождении и воскрешении и о долге перед отцами.

4. Город и сельская жизнь в философии Н.Ф. Федорова.

5. Основные черты мировоззрения Н.Ф. Федорова.

6. Последователи философии Н.Ф. Федорова. Влияние Н.Ф. Федорова на естествоиспытателей России.

7. Космизм в свете современного экологического мышления и биоэтических представлений.

1. Федоров Н.Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез (т.е. всеобщее объединение) // Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т.1. М.: АСТ, 2003. - 699 с. - С. 456-535

Зеньковский В.В. В 2-х т. Т.2. М.: АСТ, 1999; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 539 с.- С. 147-165

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 197-200

5. 1(091)(075)
И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 763

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 214-215

7. Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума (картография дословности). М.: Аграф, 1998. – 416с. -С. 154-171

8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – представитель немецкой классической философии. Философская система Гегеля масштабна и всеохватывающа, она состоит из трех частей и претендует на объяснение всех явлений бытия. Философию Гегеля характеризуют объективный и абсолютный идеализм, панлогизм, системность, научность, историзм, диалектичность, теологический характер. Поясните, что означают эти термины.

Обратите внимание на философский метод Гегеля – диалектику. Охарактеризуйте его. Рассмотрите законы диалектического развития.

Философская система Гегеля состоит из трех частей: логика, или учение об абсолютной идее, философия природы, или учение об идее в своем инобытии, и философия духа, которая распадается на учения о субъективном духе (делится на антропологию, феноменологию и психологию), объективном духе (выражающем себя в праве, морали и нравственности) и абсолютном духе, который воплощает себя в искусстве, религии и философии.

Обратите внимание на философию природу Гегеля, которая включает в себя механику, физику, органическую физику, то есть биологию. На каких принципах основываются представления философа о природе? Как вы думаете, почему эта часть системы мыслителя наименее востребована сегодня? В чем ограниченность взгляда Гегеля на мир живой природы?

Абсолютная идея – идеальное первоначало - раскрывает себя в историческом процессе и наиболее полно выражается себя в абсолютном духе - значит постичь идею, лежащую в основе мира, можно через искусство, религию и философию.

Искусство оперирует чувственными образами и воплощает себя в произведениях искусства, поэтому с одной стороны искусство располагается в сфере чистого абсолютного духа, но при этом имеет выражение в природном бытии. Источником развития искусства состоит между внешней формой (чувственными образами) и внутренним содержанием (идеей); в своем историческом развитии оно прошло три стадии: символическое, классическое и романтическое. Как характеризует Гегель каждый их этапов развития искусства? Какое искусство считает более совершенным?

Религия и философия являются более высокими способами постижения Абсолюта, поскольку они не связаны с чувственными формами. По мнению Гегеля, религия и философия имеют одно и то же содержание, но формы их различны: религия постигает истины в виде представлений, философия - в форме понятий. Религия представляет собой диалектику Божественного и человеческого и развивается от естественной религии, объектом поклонения которой является природа и характеризующейся многобожием, к монотеизму. Высшей формой развития религии для Гегеля является христианство, поскольку именно в христианстве человеческое наиболее интегрировано в Божественное.

Философия, согласно Гегелю, является наиболее совершенной формой постижения истины и Абсолютного бытия. Философия развивается от одной философской системе к другой, мыслители все более приближаются к абсолютному знанию. По мнению Гегеля, его философская система венчает историю философии, тем самым, по его мнению, она является наиболее полным и адекватным выражением истины.

Философия Гегеля действительно стала завершением классической философии. Всеохватность гегелевской системы исключала ее возможность реформирования, поэтому постклассическая философия развивалась как ее ниспровержение: с одной стороны, ее критиковали за идеализм, умозрительность и оторванность от фактов, с другой - за оптимизм, веру в разумность мироздания, за идею прогресса.

Для более глубокого освоения всеохватывающей системы Гегеля рекомендуется написание реферата.

Примерные вопросы по теме:

1. Краткий обзор философской системы Г. В.Ф. Гегеля.

2. Диалектический метод Г. В.Ф. Гегеля. Три закона диалектики.

3. Философия природы Г. В.Ф. Гегеля. Философ о живой природе.

5. Религия и философия как наиболее совершенные формы постижения Абсолютного.

6. Система Г. В.Ф. Гегеля как завершение классической философии и ее критика в современной западной философии.

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 164-167

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 459-474

3. Гулыга А.В. Гегель. М.: Молодая гвардия, 2008. – 288 с.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

Космизм Н.Ф. Федорова

Религия для Федорова – это, прежде всего, культ предков (и в этом есть некоторый языческий оттенок религиозности Федорова), это соединение дела по воскрешению отцов и научного знания.

Федоров считает, что эротическая любовь должна быть упразднена, рождение должно быть заменено воскрешением. Главное, чем должен руководствоваться человек в своих действиях, – это долг перед отцами.

С точки зрения Федорова, для города характерен культ женщины и полового инстинкта, поэтому городская культура – это культура морального разложения. Город – это небратство, разобщенность людей. Сельские жители живут у праха отцов, село представляет собой родственную общину, где все ответственны за всех.

Таким образом, Федоров ищет радикального преображения действительности, при котором зло и смерть будут искоренены. Для его мировоззрения характерны консерватизм, патриархальность, патриотизм, утопизм, вера в человеческий разум. Раскройте эти понятия.

Федоров стоит у истоков космизма (К. Циолковский и др.) и русского религиозно-философского ренессанса (Вл. Соловьев, А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Концепция Федорова может быть по-новому осмыслена в свете современного экологического мышления и биоэтических принципов.

Отразите Ваше понимание космизма Федорова в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Русский космизм: общие черты и основные представители.

3. Н.Ф. Федоров о рождении и воскрешении и о долге перед отцами.

4. Город и сельская жизнь в философии Н.Ф. Федорова.

5. Основные черты мировоззрения Н.Ф. Федорова.

6. Последователи философии Н.Ф. Федорова. Влияние Н.Ф. Федорова на естествоиспытателей России.

7. Космизм в свете современного экологического мышления и биоэтических представлений.

1. Федоров Н.Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез (т.е. всеобщее объединение) // Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т.1. М.: АСТ, 2003. - 699 с. - С. 456-535

Зеньковский В.В. В 2-х т. Т.2. М.: АСТ, 1999; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 539 с.- С. 147-165

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 197-200

5. 1(091)(075)
И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 763

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 214-215

7. Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума (картография дословности). М.: Аграф, 1998. – 416с. -С. 154-171

8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.




Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.

Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас, выстроенная Гегелем философская система, сохраняет большое влияние. Часто можно услышать, что именно при нём, немецкая философия достигла пика в своём развитии. Определённо это будет преувеличением, однако влияние его на немецкую мысль действительно огромно.

Однако при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжёлым научным языком и в них легко запутаться даже тем, кто давно изучает философию.

В этой статье мы более доступно разберём основные аспекты его философии и рассмотрим его пресловутые законы диалектики.

↑ Основные положения гегелевской философии

Между тем Гегель отзывается на актуальные для своего времени философские явления, такие как учение Иммануила Канта, и на основе их переосмысления строит свою концепцию.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

  • Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
  • Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
  • Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения — явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Диалектика Гегеля – кратко

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

фото 722

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

фото 723

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Система философии Гегеля – кратко

Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.

Портрет Гегеля

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  • Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  • Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  • Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли. Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля : закон единства и борьбы противоположностей . Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля : переход количественных изменений в качественные . Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики : закон отрицания отрицания . Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Переход ничто в бытие называется возникновением . Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение .

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

Если вы готовы к более глубокому погружению в логическую систему Гегеля, то приступайте вместе с нами к изучению главной книги Гегеля - "Науки логики" в её кратком и понятном содержании с комментариями и пояснениями.

Философия Г. Гегеля (1770 - 1831) считается кульминационным пунктом, вершиной развития немецкой философии. В философском учении Гегеля нашли продолжение диалектические идеи И. Канта и других философов. Гегель ввел в духовную культуру Европы 19 в. темы истории и развития, диалектики и научности, целостности и объективности.

Философская система Гегеля делится на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа.

Он впервые в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики.

Диалектика признается Гегелем как универсальный метод познания, который разрабатывается как наука, как знание, пригодное для изучения и передачи другим, становится принципом системы философского знания.

Гегель отвергает кантовское противопоставление сущности и явления, и считает, что явление также объективно, как и сущность. Познавая явления, человек познает и их сущность. Природа и общество не могут быть выведены из человеческого самосознания, как не могут быть и сведены к нему.

По мнению Гегеля, мир не является собранием строго ограниченных единиц, атомов или душ, каждая из которых самодостаточна. Он считает, что ничто не существует безусловно и вполне реально кроме целого. Гегель рассматривает целое как сложную систему. Очевидные, отдельные вещи, из которых кажется составленным мир, имеют большую или меньшую степень реальности; и реальность состоит в том, что они являются сторонами целого, которое должно быть обнаружено при истинном рассмотрении.

Процесс развития мира подчинен законам разума, он разумен. Гегель признает тождественность мысли и бытия. Он утверждает, что все действительное разумно и все разумное действительно. Но все существующее разумно только в определенном смысле: разумно, когда выражает какую-то необходимость, закономерность. Как только исчезает необходимость существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть. Отжившие формы жизни непременно уступают место новому.

Гегель утверждает тождество бытия и мышления как изначальную единую первооснову мира. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам. Объективное абсолютное мышление есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.

Абсолютная идея непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития бытия и мышления. Высшая ступень развития, по Гегелю, - это "Абсолютный дух". На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории.

Гегель признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия.

Свою систему логики Гегель создал на основе знаний и размышлений о природе и общественном развитии. Он опирался на огромный естественнонаучный и исторический материал, которым располагал как энциклопедически образованный мыслитель.

В основе всего сущего, по Гегелю, лежат законы мышления - законы логики. Но логики особого рода - диалектической логики.

Гегель считает, что законы диалектической логики - это мысли Бога до сотворения им мира, т.е. это замысел Божий. "Мысли Бога" - это наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Диалектическая логика есть "изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа". Логика для Гегеля - это система "чистого разума", совпадающая с божественным разумом.

Процесс мышления - это необходимое движение мысли, подчиненное законам собственной логики. Логика представляет собой закономерное движение понятий и категорий, выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

Началом развития понятий служит категория чистого бытия. Бытие, по Гегелю, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Возникнуть из небытия, из ничто[8].

Если исходить из естественнонаучных, детерминистских предпосылок, то из небытия, из ничто не может возникнуть какое-то нечто. Но Гегель говорит не о реальном мире, а о мыслях Бога до сотворения мира.

Бытие и небытие есть единство противоположностей. Одна категория отрицает другую. В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением.

Становление - это дилектический процесс возникновения, который представляет собой переломное состояние, когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее нет вообще. В этом смысле становление можно считать единством бытия и небытия. "Становление есть неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит в некий спокойный результат".

Процесс исчезновения, уничтожения обозначается Гегелем понятием "снятие". Оно означает одновременно и отмену, прекращение чего-то и сохранение, сбережение. В понятии "снятие" фиксируется тождество противоположностей. В мире ничто не погибает бесследно, оно всегда служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового.

Г. Гегель сделал вывод о том, что каждое понятие, каждая категория, по сути своей антиномична. Каждое понятие, обладая вполне определенным содержанием, предполагает наличие своей собственной противоположности. Мышление способно разрешить выявленные противоречия посредством перехода к новому понятию. Этот переход - процесс развития понятия. Противоречие при этом становится движущей силой развития.

В развитии понятия Гегель выделяет три фазы: тезис, антитезис, синтез.

Законы диалектики Г. Гегеля

Гегель пришел к выводу о том, что бытие развивается по законам диалектической логики. Он вывел три таких закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количества и качества, закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположностей – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Закон отрицания отрицанияРазвитие носит поступательный, преемственный, циклический характер. На последующих стадиях развития в той или иной степени повторяются некоторые свойства предыдущей.

Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, отражающее единство его сторон. Эти различные стороны явления в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно также при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако, их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого" [9].

Примерами действия этого закона служат: эволюция рода (дети в чем-то повторяют своих родителей); ежедневное отмирание кровяных клеток и возникновение новых (также клеток кожи, эпителия, костной ткани и т.д.).

Диалектические законы не существуют друг без друга. Они действуют в неразрывном единстве, реализуясь как компоненты единого общего процесса развития и характеризуя его с разных сторон.

Читайте также: