Больничное дело в арабских халифатах кратко

Обновлено: 30.06.2024

Расцвет средневековой арабоязычной культуры. Особенности арабской медицины. Применение алхимии для получения лекарственных препаратов. Учения о ядах и противоядиях. Переводческая деятельность арабов. Больничное и аптечное дело в Арабских халифатах.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.12.2013
Размер файла 601,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра внутренних болезней № 2

Тема: Создание библиотек ("Дома мудрости"), аптек и больниц в Арабских халифатах (VII-XIвв.)

Выполнил (а): студент

1 курса 091205 группы

Специальность: лечебное дело

Арнаутова Дарья Викторовна

ст. преподаватель кафедры

внутренних болезней № 2

к.и.н. Кистенёва О.А.

Введение

Упадок науки после падения Римской империи мог бы привести к полному исчезновению и забвению греко-римского наследия, если бы не возникла великая арабская цивилизация. Мусульманские завоевания в 7- 8 вв. поставили под власть халифатов обширные земли юга Европы, Северной Африки и значительной части Азии (Приложение рис.1). Победы арабов, захват ими огромных пространств были облегчены многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Персией, разобщенностью и постоянной враждой между другими государствами, подвергшимися нападению арабов. Следует отметить также, что население захваченных арабами стран, страдая от гнета Византии и Персии, видело в арабах освободителей, которые снижали налоговое бремя в первую очередь тем, кто принимал ислам.

Удивительным образом в этой империи с ее фанатичной жаждой завоеваний был проявлен высокий уровень терпимости к чужеземным традициям и знаниям. Драгоценные греческие и римские рукописи, которые сжигались и уничтожались, если попадали в руки черни в первые века христианства, были заботливо сохранены, переведены, прокомментированы.

Следует иметь в виду, что арабская цивилизация была арабской только по языку. Многие народы Востока и Запада внесли свой вклад в ее развитие, и среди ее выдающихся представителей были персы, сирийцы, испанцы и евреи.

Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономического и культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие.

История Арабского халифата, насчитывающая всего шесть веков, была сложной, неоднозначной и в то же время оставивший значительный след в эволюции человеческого общества планеты.

Трудное экономическое положение населения Аравийского полуострова в VI-VII вв. в связи с перемещением торговых путей в другую зону обусловило необходимость поиска источников существования. Для решения этой задачи проживавшие здесь племена встали на путь утверждения новой религии - ислама, который должен был стать не только религией всех народов, но и призывал к борьбе с неверными (иноверцами).

Руководствуясь идеологией ислама, халифы осуществляли широкую завоевательную политику, превратив Арабский халифат в империю. Будучи одной из самых молодых на востоке, занимая среди них наиболее наступательную позицию, вобрав в себя греко-римское, иранское и индийское культурное наследие, арабская (исламская) цивилизация оказала огромное влияние на духовную жизнь Западной Европы, представляя на протяжении средних веков значительную военную угроз

1. Библиотеки Арабских халифатов "Дом мудрости"

Изначально тексты переводили с греческого языка. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов -- христианина-несторианца Хунайна ибн Исхака (Ни-nain ibn Ishag, 809--873) из Хиры. Он имел глубокие познания в медицине, был придворным врачом халифа ал-Мутаваккила (847--861) и преподавал медицину в Багдаде. Хунайн иби Исхак в совершенстве владел арабским, сирийским, греческим и латинским языками, в поисках рукописей научных и философских трудов совершил путешествие по Византийской империи, после чего собрал вокруг себя группу переводчиков, в которую входил и его сын Исхак. Хунайн ибн Исхак освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке.

Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им. цивилизаций -- многие древние труды дошли до средневековой Европы только в арабских переводах. Однако до наших дней, как полагают ученые, дошло не более 1% средневековых арабских рукописей.

Развитию книжного дела в значительной степени способствовало знакомство с секретом изготовления китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса. Ее важность оценили незамедлительно: около 800 г. везир Харун ар-Раши-да -- Йахйа Бармакид построил в Багдаде первую бумажную мельницу.

Через Сирию и Северную Африку производство бумаги пришло на Запад -- в Испанию, а позднее и в другие европейские страны. Первые бумажные мельницы в Италии и Германии появились в XIV в.

2. Больничное и аптечное дело в Арабских халифатах

Организация больничного дела получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским. Название больницы - бимаристан - персидское; это лишний раз подтверждает, что больничное дело в халифатах испытало значительное влияние иранских и византийских традиций.

Больницы, основанные мусульманами, были трех видов.

К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и немедицинского обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому.

В Египте первая большая больница была основана в 873 г. правителем Ахмадом ибн Тулуном. Она предназначалась исключительно для бедных слоев населения (ни солдат, ни придворный не имели права получить там лечение). Правитель отпускал на ее нужды 60 тыс. динаров в год и посещал больницу каждую пятницу. Кроме того, при своей дворцовой мечети Ахмад ибн Тулун учредил аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил приходящих больных. Согласно традиции, больница "имела мужскую и женскую половины, мужскую и женскую бани; больные распределялись по отделениям в соответствии с их заболеваниями."

В Багдаде в 916 г. было пять таких больниц. В 918 г. открылись еще две: на содержание первой халиф выделял в виде пожертвования 2 тыс. динаров в месяц, на содержание второй больницы (учрежденной его матерью) -- 600 динаров. В 978 г. Адуд ал-Даул завершил строительство еще одного большого лечебного учреждения на западном берегу р. Тигр, где в свое время стоял дворец Харуна ар-Рашн-да; его обслуживали врачи, санитары, слуги, привратники, управители и надзиратели. К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц.

Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными. Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили широкое признание. Так, при Омёйядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в лечении женских болезней обладали сестра Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны); они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура.

Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой -- направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и привел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера. Многие из них закреплены в "Коране" (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т. п.).

Значительный расцвет химических знаний наблюдался с 800 г., когда арабская медицина стала широко использовать фармацию. Вслед за организацией больниц в странах Арабского халифата впервые появились аптеки.

С увеличением лекарственных средств и усложнением технологий их приготовления настала необходимость к разделению профессий врача и аптекаря. Королевскими указами (ХII-ХIII вв.) врачам запрещалось готовить лекарства и торговать ими, а аптекарям (фармацевтам) -- заниматься лечением больных. Королевские указы регламентировали деятельность аптек, хотя открывались они частными лицами.

Однако ни одно новое лекарственное средство не могло получить путевку в жизнь без фармакологического его изучения врачами, равно как и врачи не могли обойтись без аптекарей, предлагавших им новое лекарство.

Арабами введены в фармацевтическую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы. С лечебной целью они применяли мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику и др. Рецепты арабов отличались сложностью и включали до 60 ингредиентов. Арабы готовили пилюли, кашки, сиропы, пластыри, душистые масла. В Дамаске было организовано специальное производство по перегонке ароматных вод, получению душистых мазей и других фармацевтических продуктов.

Дальнейшее развитие получила также аптекарская техника. Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

арабский алхимия лекарственный аптечный

Начиная с VII века в странах древнего Востока возникла, сложилась и развилась богатая и многоликая культура азиатских народов, именуемая арабской. Восточные врачеватели унаследовали и приумножили медицинские познания и достижения древневосточной и античной цивилизации.

Таким образом, можно отметить следующие особенности средневековой арабской медицины:

1. использование переводной литературы;

2. применение алхимии для получения лекарственных препаратов;

3. существование трех типов больниц.

Рис.1 (территория Арабских халифатов в 750г.-показана зеленым цветом)

Рис. 2. ( "Дом мудрости" г.Багдад)

Список использованной литературы

1. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студентов мед. вузов РФ. М., 2008.

Больничное дело в Халифате с самого начала испытало значительное влия­ние персидских (иранских) и византийских традиций. Само название арабской больницы — бимаристан — персидское. По преданию, еще во времена пророка Мухаммеда некоторые его родственники изучали медицину в Гундишапуре (см. с. 215) на территории Персии, а сам Мухаммед получал свои познания о медицине от врача ал-Харта ибн Каладаха (al-Harth ibn Khaladah), который родился в Мекке в середине VI в. и обучался в Гундишапурской медицинской школе.

Создание больниц в Халифате с самого начала было делом светским и яв­лялось актом благотворительности 1 . В те времена на Востоке (как и на Западе) были широко распространены многие заразные болезни: дизентерия, лепра, малярия, туберкулез, тифы, а также паразитарные, глазные и многие другие болезни. Эпидемии и пандемии чумы и оспы уносили тысячи жизней (особен­но в период арабских завоеваний, VII — середина VIII в.). Большинство детей умирало в младенчестве. Средняя продолжительность жизни не превышала 35 лет. Врачи оказывались беспомощными перед лицом большинства заболеваний.

Все это обусловило появление первых больниц. Основная идея их учрежде­ния заключалась в проявлении сострадания и благотворительности, а позд­нее — в создании условий для сохранения очагов медицинской профессии 2 .

1 Khairallah Л.А. Outline of Arabic contribution to Medicine. — Lebannon, 1946. — P. 59 — 73.

2 Conrad L. The Arab-Islamic medical tradition // The Western medical tradition 800 ВС to AD 1800. — Cambridge: University Press, 1995. — P. 137.

Исламские больницы не предназначались для решения проблемы обеспечения медицинской помощью всех нуждающихся. Их количество было несоизмеримо малым по сравнению с численностью населения, и основную врачебную по­мощь продолжали оказывать частнопрактикующие врачи. Создавались больни­цы на средства халифов, принцев и богатых людей и щедро ими финансирова­лись, поэтому посещение больниц было бесплатным.

Первая исламская больница общего типа была основана в Багдаде около 805 г. по велению халифа Харуна ал-Рашида христианским врачом Джибраилом ибн Бахтишу (третьим в знаменитой династии армянских врачей Бахтишу). По ее подобию стали строить больницы и в других провинциях Халифата.

Так, первая большая мусульманская больница на территории Египта была основана в 873 г. правителем Ахмадом ибн Тулуном (868 — 884 гг.). Она предназ­началась исключительно для бедного населения (ни солдат, ни придворный не имели права получить там лечение). Правитель отпускал на ее нужды 60 тыс. динаров в год и посещал больницу каждую пятницу. Кроме того, при своей дворцовой мечети Ахмад ибн Тулун учредил аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил приходящих больных. Согласно традиции, больница имела мужскую и женскую половины, мужскую и женскую бани; больные распреде­лялись по отделениям в соответствии с их заболеваниями.

Постепенно число больниц в Халифате увеличивалось. К началу X в. в Багдаде было пять больших больниц. В 918 г. открылись еще две: на содержание первой халиф выделял в виде пожертвования 2 тыс. динаров в месяц, на содержание второй больницы (учрежденной его матерью) — 600 динаров. К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц и приютов.

К XII в. почти в каждом большом городе имелись больницы общего типа. Обслуживающий персонал больниц состоял из врачей и немедицинского пер­сонала. При больницах имелись библиотеки, аптеки, кухня, мечеть; в редких случаях сооружались внутренние дворики с фонтаном и бассейном. Начиная с XIII в. при больницах начали создавать медицинские школы (см. с. 227).


и надзиратели (араб, naturuna). Количе­ство пациентов исчислялось десятка­ми. Больница состояла из нескольких павильонов, в которых было множе­ство комнат, обставленных с большим комфортом. В каждое помещение пода­валась проточная вода из р. Тигр. В на­стоящее время никаких следов этой больницы не сохранилось. Среди выдаю­щихся врачей, которые ее возглавляли, были Ибн ал-Талмит (XII в., см. с. 218) и армянские врачи-христиане из динас­тии Бахтишу.

Рис. 108. Больница ал-Нури в Дамаске, ос­нованная в 1154 г. халифом Нуром ал-Дин

нованиаи в i ю-т i. /чи, . ^r_ Jr_

науки). Внизу — фрагмент экспозиции Музея, воля была блистательно исполнена: в Фото предоставлено автором. 2002 г. 1284 г. в помещении бывшего дворца

была открыта больница его имени. По

Были в Халифате и специальные военные лечебные учреждения. Они пере­двигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во


время военных походов, наряду с вра­чами-мужчинами воинов сопровожда­ли и женщины-врачи, которые ухажи­вали за ранеными. Некоторые женщи­ны-мусульманки, занимавшиеся меди­циной, заслужили широкое признание. Так, при Омейядах прославилась оку­лист Зайнаб из племени Авд. Высоки­ми познаниями в лечении женских болезней обладали сестра ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны), они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура. Однако в целом медицина была мужской про­фессией, даже в таких ее областях как гинекология и родовспоможение.

В Халифате не существовало единых правил или требований для приступа­ющих к врачебной практике. Не было и единой системы обучения врачей, поэтому весьма часто они начинали свою практику, имея лишь теоретичес­кие познания, почерпнутые ими из рукописей.

Медицинское образование приобре­талось различными путями и на раз­ных этапах истории Халифата имело свои особенности и отличия.

Большинство известных врачей арабоязычного мира создавали себя сами, занимаясь самообразованием. Они много читали, были широко эрудированны во многих областях, обучались у философов, но не у других врачей. Таким был Ибн Сина (см. с. 232).

Другие обучались искусству врачевания у своих родителей-врачей; как пра­ вило, в их домах были богатые библиотеки, наборы медицинских инструмен­ тов и всегда — обилие пациентов для развития практических навыков. Эта традиция, как правило, существовала в семьях христианских врачей (напри­ мер, династия Бахтишу).

Некоторые приходили на обучение к известным врачам (таким, как ал- Рази) и получали у них уроки дома или в мечетях, а позднее и в больницах (после их появления в начале IX в.).

Медицинских школ в Халифате еще не существовало, — они появились в исламском мире достаточно поздно — в XIII в., т. е. после распада Халифата на ряд независимых государств. Первые исламские медицинские школы при боль­ ницах появились в Османской империи (на территории Турции). В них прини­ мали мальчиков в возрасте около 15 лет. Ученики постоянно проживали при больнице в течение всего периода обучения, имели в своем распоряжении богатые книгами библиотеки. Основной учебной литературой служили 16-том-


Рис. 110. Больница и медицинская школа Комплекса Байезида II (XV в.): 1 — больница на 32 места, 2 — аптека, 3 — галерея для приема приходящих больных, 4 — медицин­ская школа на 18 учащихся

Типичным примером исламской медицинской школы может служить медицинская школа при больничном комплексе Байезида II, построенном в Эдирне (территория Турции) в 1484—1488 гг. по велению султана Османской империи Байезида II (1481 — 1512 гг.). В течение одного года в ней обучались 18 учеников-мальчиков. Располагалась школа в отдельном здании прямоугольной формы (рис. ПО), внутри которого имелся большой внутренний двор. В него выходили все помещения школы, как жилые, так и учебные. Каждый учащийся имел в здании школы свою комнату и получал именем султана полное обеспечение (проживание, обслуживание, питание и два ак£,е в день на карманные расходы). Заметим, что учитель получал 50 аЦе в день, а помощник учителя — 7 ак^е. Помимо преподавателей, в школе работали три администратора, которые следили за общим порядком и организацией учебного процесса.

Занятия проводились в специальном просторном зале с внутренним балконом, от­куда ученики могли наблюдать за действиями учителей. Обучение велось на турецком языке. Известно, что в первые годы существования школа имела около 30 рукописных книг на арабском, персидском и турецком языках. Образование в классической тради­ции того времени сосредотачивалось на изучении текстов. Получив базовые теорети­ческие знания, ученики продолжали свое обучение на приеме приходящих больных и в больнице, у постели больного под руководством врачей-специалистов 2 .

Ныне этот комплекс является Музеем здоровья Тракайского университета.

На первоначальном этапе развития арабо-мусульманской цивилизации уче­ные средневекового арабоязычного Востока сохранили, отредактировали, до-

1 Conrad L. The Arab-Islamic medical tradition // The Western medical tradition 800 ВС to AD 1800. — Cambridge: University Press, 1995. - P. 129-130.

2 Сорокина Т. С. Средневековый больничный комплекс султана Байезида II (Эдирне, Тур­ ция) // Проблемы соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. — 2003. — № 2. — С. 55— 57.

полнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важ­нейшие знания, накопленные в регионе к началу классического Средневеко­вья, в том числе и в области медицины. В дальнейшем они внесли свой весо­мый вклад в развитие медицинской науки и практики. Это становление и раз­витие алхимии, фармации и фармакопеи; развитие больничного дела, учреж­дение высокоорганизованных больниц и распространение медицинской помо­щи на все слои населения; высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов; выделение хирургии как самосто­ятельной и почетной области медицины; создание библиотек и систематиза­ция научного знания. Они оказали значительное влияние на развитие наук в Западной Европе, приблизив тем самым эпоху Возрождения.

кафедра общественного здоровья и здравоохранения ИНПР

Реферат по истории медицины

Выполнил: студент 120 группы лечебного факультета

Черняева Дарья Анатольевна

Проверил: ассистент кафедры

Слащева Дарья Максимовна

Глава 1. Характеристика эпохи………….……………………………………….4

Глава 2. Культура и медицина………………………….….……………………..6

Исследование истории медицины, в частности истории медицины в Халифате, актуально, так как определяют представления студентов о их специальности, повышает уровень их профессиональной культуры, формирует принципы врачебной этики, раскрывает закономерности становления и развития врачевания с древнейших времен и до наших дней.

Цель: Изучить историю медицины в Халифате

Задачи: 1. Узнать историю эпохи, в которой происходило развитие Халифата.

2. Узнать связь культуры и медицины Халифата

3. Узнать о развитии больничного дела в Халифате

Глава 1. Характеристика эпохи

Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части благодаря значительным водным ресурсам в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которой возникли первые арабские города-государства.

В VI-VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама. Ее основоположник-Мухаммед из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умма), положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу – Халифат.

В истории Халифата выделяют три периода:

Первый период (632-750 гг.) истории Халифата связан с правлением первых четырех халифов– Абу-Бекра (632-634 гг.), Омара (634-644 гг.), Османа (644-656 гг.) и Али (656-661 гг.) и династии Омейядов (661-750 гг.).

В результате начального этапа завоеваний в VII в. в состав Халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также, значительные территории Армении и Грузии.

Во времена династии Омейядов в результате второго этапа завоеваний были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть Средней Азии и Закавказья. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки.

Завоевывая города, арабы не стремились сломать или переделать хорошо заведенный византийцами и персами порядок. Даже в религиозной сфере во времена правления Омейядов мусульмане-арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам: уплачивая поземельную (харадок) и подушную (докизья) подать, они могли сохранять свою, старую веру и принимали широкое участие в хозяйственной и научной жизни Халифата.

Второй период истории Халифата (750 г. – середина IX в.) – время правления династии Аббасидов – явился периодом, расцвета многогранной арабоязычной культуры. После VII в. в состав Халифата вошли многочисленные народы (греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, арамейцы, иранцы, испанцы, армяне, индийцы и другие), среди которых арабы составляли меньшинство. На несколько веков арабский язык стал для них языком политики и религии, науки и культуры, которая вобрала в себя, преумножила и развила многовековые традиции многочисленных народов, объединённых одним языком – арабским.

Третий период его истории (IX-XIII вв.) – время распада на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский) и национальных государств. Некогда могущественный Халифат постепенно превратился в небольшой Багдадский халифат. Окончательный удар по нему нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование. В ряде стран, некогда завоеванных арабами (Сирии, Палестине, Ираке, Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Восточном Судане), коренное население частично или целиком восприняло мусульманскую религию и арабский язык. В других странах (Пиренейского полуострова – на Западе; в Закавказье, Средней Азии; Персии – на Востоке) покоренные народы сумели сохранить не только политическую независимость, но также национальный язык и культуру.

Глава 2. Культура и медицина

В VII в., когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран развивались греческая наука и греческая философия. Самыми знаменитыми в то время были Александрийская школа в Египте и христианская несторианская школа в Гундишапуре на юге Ирана. Из этой школы вышел придворный врач халифа ал-Мансура Джурджус ибн Бахтишу – глава медицинской школы в Гундишапуре, основатель династии придворных врачей-христиан.

Осознавая значение античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений. В течение IX и X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов.

Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов – христианина-несторианца Хунайна ибн Исхака (Hunain ibn Ishag, 809-873) из Хиры. Он имел глубокие познания в медицине, был придворным врачом халифа ал-Мутаваккила (847-861) и преподавал медицину в Багдаде.

Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики.

Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.

Лечение внутренних болезней было комплексным. Начиналось оно с осмотра больного: пальпации, исследования пульса, уриноскопии и определения заболевания, после чего назначался правильный режим и лекарственные средства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи лекарств. Быстро увеличивался арсенал лекарственных средств. Алхимия открывала широкие возможности для получения лекарственных средств химическими методами. Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт.

Строение человеческого тела не являлось предметом научного исследования в период классического Средневековья. Общеизвестно, что и христианская, и исламская религии не допускают вскрытия человеческого тела. Согласно исламской традиции, умерший продолжает чувствовать боль; более того, в свой последний путь он должен отправляться без телесных повреждений. Поэтому анатомию продолжали изучать на животных, чаще человекообразных.

Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой . Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов, так и вивисекции. Понятно, что в халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание.

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави. Аз-Захрави блестяще оперировал. Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе ; он описал туберкулезное поражение костей и ввел в глазную хирургию операцию удаления катаракты. Аз-Захрави очень высоко оценивал метод прижигания и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней.

Хирургия в средневековом арабоязычном мире достигла заметного прогресса. Несмотря на строгие религиозные ограничения, она продвинулась далеко вперед. Прежде всего это касается операций на глазах и успешных абдоминальных и акушерских вмешательств, лечения травматических повреждений и вывихов.

Особенно ярко вклад в развитие хирургии проявился в офтальмологии. Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям. Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте.

Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой — направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и привел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера.

Глава 3. Больничное дело

Больничное дело в Халифате с самого начала испытало значительное влияние персидских и византийских традиций. Само название арабской больницы - бимаристан - персидское.

Создание больниц в Халифате с самого начала было делом советским и являлось актом благотворительности. В те времена на Востоке были широко распространены многие заразные болезни: дизентерия, лепра, малярия, туберкулёз, тифы, а также паразитные, глазные и многие другие болезни. Эпидемии и пандемии чумы и оспы уносили тысячи жизней. Большинство детей умирало в младенчестве. Средняя продолжительность жизни не превышала 35 лет. Врачи оказывались беспомощными перед лицом большинства заболеваний.

Все это обусловило появление первых больниц. Основная идея их учреждения заключалась в проявлении сострадания и благотворительности, а позднее – в создание условий для сохранения шагов медицинской профессии. Исламские больницы не предназначались для решения проблемы обеспечения медицинской помощи всех нуждающихся. Их количество было несоизмеримо малым по сравнению с численностью населения, и основную врачебную помощь продолжали оказывает частнопрактикующие врачи. Создавались больницы на средства халифов, принцев и богатых людей и щедро ими финансировались, поэтому посещение больниц было бесплатным.

Первая исламская больница общего типа была основана в Багдаде около 805 г. повелению халифа Харуна ал-Рашида христианским врачом Джибраилом ибн Бахтишу. По его подобию стали строить больницы и в других провинциях Халифата.

Так, первая большая мусульманская больница на территории Египта была основана в 873 году правителем Ахмадом ибн Тулуном. Она предназначалась исключительно для бедного населения. При своей дворцовой мечети Ахмад ибн Тулун учредил аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил приходящих больных. Согласно традиции, больница имела мужскую и женскую половины, мужскую и женскую бани; больные распределялись по отделениям в соответствии с их заболеваниями.

Постепенно число больниц в Халифате увеличилось. К началу 10 века в Багдаде было 5 больших больниц. В 918 г. открылись ещё две. К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больнице и приютов.

К 12 в. почти в каждом большом городе имелись больница общего типа. Обслуживающий персонал больниц состоялась врачей и немедицинского персонала. При больницах имелись библиотеки, аптеки, кухня, в редких случаях сооружались внутренние дворики с фонтаном и бассейном. Начиная с 13 в. в больницах начали создавать медицинские школы.

Были в Халифате и специальные военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными. Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной заслужили широкое признание. Так, при Омейядах прославилась окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познанием в лечении женских болезней обладали сестра ал-Хафида ибн Зухр и её дочери, они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура. Однако в целом медицина была мужской профессией, даже в таких неё областях как гинекология и родовспоможение.

В Халифате не существовало единых правил или требования для приступающих к врачебной практики. Не было и единой системы обучения врачей, поэтому весьма часто они начинали свою практику, имея лишь теоретическое познания, подчерпнутые из рукописей.

Медицинское образование приобреталось различными путями и на разных этапах истории Халифата имело свои особенности и отличия. 1. Большинство известных врачей арабоязычного мира создавали себя сами, занимаясь самообразованием. Они много читали, были широко эрудированны во многих областях, обучались у философов, но не у других врачей. Таким был ибн Сина.

2. Другие обучались искусству врачевания у своих родителей-врачей; как правило, в их домах были богатые библиотеки, наборы медицинских инструментов и всегда - обилие пациентов для развития практических навыков. Эта традиция, как правило, существовала в семьях христианских врачей.

3. Некоторые приходили на обучение к известным врачам и получали у них уроки дома или в мечетях, а позднее и в больницах.

4. Медицинских школ в Халифате ещё не существовало, - они появились в исламском мире достаточно поздно, то есть после распада Халифата на ряд независимых государств. Первые исламские медицинские школы при больницах появились в Османской империи. В них принимали мальчиков в возрасте около 15 лет. Ученики постоянно проживали при больнице в течение всего периода обучения, имели в своём распоряжении богатые книгами в библиотеки. Обучение было как теоретическим, так и практическим, - в больнице всегда было много пациентов, за которым ученики ухаживали под присмотром своих учителей и даже принимали участие в их лечении. Созданию медицинских школ при больницах предшествовали медресе, или мадраса - тип мусульманской школы, сложившейся к 10 столетию; в библиотеках некоторых медресе найдены книги по медицине, что свидетельствует о начальных элементах медицинского образования.

На первоначальном этапе развития арабо-мусульманской цивилизации учёные средневекового арабоязычного Востока сохранили, отредактировали, дополнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к началу классического Средневековья, в том числе и в области медицины. В дальнейшем они внесли свой весомый вклад в развитие медицинской науки и практики. Это становление и развитие алхимии, фармации и фармакопей; развитие больничного дела, учреждение высокоорганизованных больниц и распространение медицинской помощи на все слои населения; высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов; выделение хирургии как самостоятельной и почетной области медицины; создание библиотек и систематизация научного знания. Они оказали значительное влияние на развитие науки в Западной Европе, приблизив тем самым эпоху Возрождения.

Список литературы

1. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Академия, Academia, 2008. — 560 с.

2. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 400 с.

3. Гезер Г. Основы истории медицины. - Казань, 1890. - 488 с.

4. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: Учебник для студентов медицинских институтов. - М.: Медицина, 1981. - 352 с.

На арабских территориях (в Арабских халифатах) в период Средневековья медицина и фармация достигли высоких для того времени показателей.

Первоначальной территорией, заселенной арабскими племенами, былполуостров Аравия, в южной части которого в настоящее время расположено государство Йемен.

Активному развитию медицинских знаний и умений на данных территориях способствовало наличие значительных водных ресурсов, развитие земледельческой культуры, в том числе возникновение ирригационного земледелия, производство благовоний, добыча золота, развитие различных ремесел и посреднической торговли между восточными странами (Эфиопией, Индией) и Средиземноморьем.

Значительное развитие получила организация больничного дела. Назывались больницы бимаристанами. Основание первой известной больницы датируется 705-715 годами. Мусульманские больницы этого периода подразделялись на три вида:

  • Первый тип больниц учреждали халифы или известные мусульманские деятели, они рассчитывались на широкие слои населения. Финансирование их осуществлялось государством, в них имелся штат врачей и обслуживающего немедицинского персонала. При таких больницах организовывались медицинские школы и библиотеки. Обучение подразумевало теоретические и практические аспекты: обучающиеся посещали больных на дому вместе с врачом- учителем, а также сопровождали его во время обхода в больнице. Больницы имели женскую и мужскую половины, а больные в них распределялись по нескольким отделениям, соответствующим их заболеваниям.
  • Второй вид больниц финансировали известные врачи и религиозные деятели, как правило, они были небольшими.
  • Третьим видом больниц являлись военные лечебные учреждения. Они размещались в палатках, цитаделях, замках и перемещались вместе с армией.

Готовые работы на аналогичную тему

Арабская фармация в период Средневековья

Основные достижения лекарствоведения и аптечного дела в Арабских халифатах:

Читайте также: