Актуальность произведения премудрый пескарь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос по литературе:

Актуальность сказки премудрый пескарь

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 05.09.2018 09:13
  • Литература
  • remove_red_eye 19687
  • thumb_up 34
Ответы и объяснения 1

Можно что-то из этого использовать:

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Но это не только произведение, которое описывает жизнь общества, в котором жил и работал М.Е. Салтыков-Щедрин. Это и современная всем читателям действительность.

Все, кто читал это произведение сразу после публикации, понимали, о чем рассуждает автор. Сегодняшнее поколение тоже может найти пример из современного общества, который бы походил на жизнь трусливого и беспомощного пискаря. Вероятнее всего, и через сотни лет произведение не потеряет свою актуальность.

Ведь всегда существовали и будут существовать люди, которые боятся настоящего проявления жизни. Для них важным является их существование. Боясь всего на свете, они замыкаются в собственных предрассудках, доводят свой страх до самой крайней стадии. Зато живут дольше, чем другие. Ведь для них длительность жизни и есть показатель человеческой успешности. Несмотря на то, что за эту долгую и скромную жизнь они не получают ни одного удовольствия.

Сейчас есть такие люди. Они привыкли сидеть в своей скорлупе, привыкли не менять свой шаблонный образ жизни, боясь, что что-то пойдет не так и приведет их к печальным последствиям.

М.Е. Салтыков-Щедрин просит читателя подумать о смысле своего существования: зачем человек приходит на свет и как ему следует жить.

Конечно, каждый имеет право на собственное решение, но нельзя не согласиться с тем, что автор высказывает правильную мысль: лучше насыщенно прожить эту жизнь, чем сидеть в норе, которая с каждый днем будет притеснять тебя.

Проживание под решеткой никогда не сделает жизнь счастливой. В постоянном страхе человек забудет о таких понятиях как доброта, смелость, человечность, взаимоподдержка, милосердие. В жизни пискарей будет только эгоизм и нежелание общаться с другими людьми.

Жить нужно так, чтобы человек оставил огромный след в какой-то области жизнедеятельности, а также в сердцах многих людей. А о премудрых пискарях, которыми и премудрыми на самом деле не являются, никто никогда ничего не вспомнит.

Вопрос о том, как же жить, волнует каждого человека. И эта сказка дает небольшую подсказку, заставляет задуматься о смысле и назначении жизни человека.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Энджелл

Можно что-то из этого использовать:




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

История создания

Направление и жанр

Суть: о чём сказка?

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пескарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Чему учит?

Критика

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 02.05.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 31.01.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 18.11.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Произведения М. Е. Салтыков-Щедрина не потеряли своей актуальности, так как автор в своих сказках высмеивал большое количество людских пороков. Его произведения имели как социально-политический подтекст, так и философский.

Рассмотрим сказку "Премудрый пискарь". Писатель в своей характерной манере создаёт гротескный образ рыбы, которая является собирательным образом трусливого, дрожащего, пассивного человека. Из-за постоянного страха Пискарь не мог вести нормальную жизнь: "Жил — дрожал и умирал — дрожал".

Автор специально допускает ошибку в названии произведения, заменяя в слове "пескарь" букву "е" на букву "и", чтобы подчеркнуть образ глупой пищащей рыбы.

Так же автор в произведении "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" осуждает не только крепостное право, но и качества людей, сформированные вследствие этого.

Лень и покорность — два человеческих порока, которые были актуальны в годы жизни Салтыкова-Щедрина и остаются такими сейчас. В наше время до сих пор существуют люди невежественный и беспомощные, неспособные справляться даже с обыденными вещами из-за постоянного безделья.


А главное, подобные люди пользуются забитостью и моральной подавленностью других людей, заставляя их обеспечивать себя. Крестьянин не гордый человек, очень деятельный, способный выйти из любой ситуации, но из-за своего заниженного самомнения и раболепия позволяет над собой издеваться. Он терпит оскорбления со стороны неблагодарных генералов, которые называют его "канальей", "тунеядцем".

Таким образом, Салтыков-Щедрин в своих сатирических произведениях раскрывал не только проблемы своего времени, но и архетипы, которые будут актуальны всегда.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне (3 из 3).

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют (3 из 3).

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение (автор, подтекст, сказка, образ) и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, но допущена одна ошибка в использовании понятий (архетипы) (1 из 2).

Салтыков-Щедрин в своих сатирических произведениях раскрывал не только проблемы своего времени, но и архетипы , которые будут актуальны всегда.

Литературные архетипы - это часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. "Архетипичность" и актуальность произведения - не одно и то же, сочинение же посвящено именно актуальности, то есть значимости в наше время, а не во все времена вообще (что входит в понятие архетипа): в данном случае неправомерно расширение смысла в конце сочинения. Кроме того, в данном предложении использование термина "архетипы" ведет к 2 речевым ошибкам.

Салтыков-Щедрин в своих сатирических произведениях раскрывал не только проблемы своего времени, но и архетипы , которые будут актуальны всегда

Во-первых, образы (архетипы часто являются именно образами) нельзя раскрывать, их создают. Во-вторых, нельзя как однородные соединять слова, обозначающие разного рода понятия/явления/предметы (проблемы и образы/сюжеты/мотивы - это разнородные понятия).

Следует построить предложение, например, так: Салтыков-Щедрин в своих сатирических произведениях отражал проблемы, значимые не только в XIX веке, но и в нашем, XXI-м.

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов (3 из 3).

5. Соблюдение речевых норм

Допущено больше 5 речевых ошибок (0 из 3).

1-2. Две ошибки, связанные с употреблением слова "архетипы", указаны выше.

Произведения М. Е. Салтыков-Щедрина не потеряли своей актуальности, так как автор в своих сказках высмеивал большое количество людских пороков.

Повтор местоимения "своей/своих". Во втором случае "своих" нужно убрать (понятно, что автор высмеивает что-то в своих произведениях, а не в чужих). Кроме того, если сужается объем понятия (произведения - сказки) (Салтыков-Щедрин не только сказки писал), это должно быть обозначено (словом "например" и т.п.); а лучше не использовать слово "произведение", так как учащегося спрашивают конкретно про сказки. Можно: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности, так как в них автор высмеивал .

Писатель в своей характерной манере создаёт гротескный образ рыбы, которая является собирательным образом трусливого, дрожащего, пассивного человека.

Снова повтор слова "образ/образом". Можно вторую мысль выразить синонимичной конструкцией: Писатель в своей характерной манере создаёт гротескный образ рыбы, который является воплощением трусливого, дрожащего, пассивного человека.

Так же автор в произведении "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" осуждает не только крепостное право, но и качества людей, сформированные вследствие этого.

Соединительный союз "также" (написанный еще и с орфографической ошибкой) логически НЕ соединяет это предложение с предыдущим контекстом, так как выше не говорилось о крепостном праве или качествах людей, связанных с ним. Либо нужно с помощью "также" присоединять мысль о том, что в "Повести. " не только социально-политические проблемы, но и философские/ нравственные, либо использовать другое средство связи мыслей при переходе от одного произведения к другому. Например: Вспомним еще одну сказку - "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". В нем автор осуждает не только.

Причастие должно быть не страдательным, а действительным возвратным: сформировавшиеся.

А главное, подобные люди пользуются забитостью и моральной подавленностью других людей, заставляя их обеспечивать себя .

Употребление местоимения "себя" создает двусмысленность: кого себя? "других людей" или "подобных людей"? При этом слово "людей" второй раз повторять не стоит (оставить: моральной подавленностью других). Следует построить предложение иначе: А главное, подобные люди пытаются обеспечивать себя чужими руками, пользуясь забитостью и моральной подавленностью других.

Другие ошибки.

В наше время до сих пор существуют люди невежественный и беспомощные, неспособные справляться даже с обыденными вещами из-за постоянного безделья.

Грамматическая ошибка: неправильное окончание; нужно: невежественные.

Генералы настолько глупы и ограниченны, что не знают, откуда на их столах берутся булки и прочая еда ": — Кто бы мог думать.

Пунктуационная ошибка: не в том месте стоят кавычки; они должны быть после двоеточия.

Орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки не учитываются при выставлении баллов, но влияют на общее впечатление от работы.

Не оправдано выделение в новый абзац предложения:

Автор специально допускает ошибку в названии произведения, заменяя в слове "пескарь" букву "е" на букву "и", чтобы подчеркнуть образ глупой пищащей рыбы.

По смыслу оно относится к предыдущему абзацу.

Итог: с точки зрения содержания, сочинение написано хорошо; с точки зрения речевой грамотности и точности использования терминов, очень большая потеря баллов.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: