Человек в информационно техническом мире кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. Сущность процессов информатизации и компьютеризации.

3. Социально-культурные последствия информатизации.

Применение, изготовление и передача новому поколению технических средств - специфический признак человеческой деятельности. Если животное находится в непосредственном контакте с природой, то человек помещает между собой и природой технические средства труда. Техника является не только орудием воздействия человека на природу, но и средством его защиты от негативных природных явлений.

Техника развивается путем моделирования функций естественных органов человека. Она дополняет и компенсирует несовершенство человеческих органов при воздействии на природу. Чем менее развита техника, тем больше технологических функций вынужден выполнять человек.

Трудовая деятельность человека может включать пять функций: транспортную, технологическую, энергетическую, контрольно-регулирующую и функцию принятия решений.

К концу XVIII века была создана система технических средств, которая значительно расширила преобразовательные возможности человека и повысила производительность его труда. Для выполнения энергетических, транспортных и технологических функций были созданы разнообразные технические устройства, что привело к созданию механизированных предприятий.

Со второй половины XVIII века создаются производственные автоматы, регулирующие технологический процесс по принципу обратной связи. Происходит передача регулирующей функции от человека к техническим средствам.

С появлением в ХХ веке электронных вычислительных машин начинается процесс передачи техническим средствам функции принятия решений: машине передаются отбор, систематизация, классификация информации. Современные вычислительные машины выполняют не только вычислительные операции, но и осуществляют оценку и сравнение получаемых результатов, выбирают оптимальные варианты, последовательно выполняют математические и логические операции, учитывая условия задачи, промежуточные результаты, необходимые константы и другие виды информации.

Современная техника невозможная без опоры на достижения науки. В свою очередь, необходимость совершенствования техники стимулирует развитие науки. В ХХ веке произошли качественные изменения в науке: открытия в естествознании в конце XIX - начале ХХ веков привели к формированию новой картины мира. В результате создания теории относительности, квантовой теории и синергетики наука совершила прорыв в область микромира и больших скоростей. Наступила эпоха научно-технической революции (НТР). В ХХ веке завершился процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, что привело к изменению условий и характера труда, отраслевой структуры общественного производства, социальной структуры общества, ускорению темпов его развития. НТР оказала сильное воздействие на культуру, образ жизни людей, на взаимоотношения общества с природой. В период научно-технической революции резко повысилась роль информационной деятельности во всех сферах общественной жизни.

2. Современная информационная революция возникает и развивается в тесной связи с революцией научно-технической. Она, с одной стороны, опирается на достижения НТР, с другой - служит катализатором, ускорителем прогресса науки и техники. На общественный прогресс информационная революция оказывает воздействие как прямо, так и косвенно. Косвенно - через НТР, а прямо - непосредственно воздействуя на ход общественного прогресса через информацию духовного, социально-политического и экономического характера.

Поэтому человек как бы обращен на совместное сосуществование с искусственной (технизированной) иприродной средой.

Будучи по природе малоадаптированным существом, человек изначально нуждался в специальных приспособлениях к внешним условиям жизни.

В истории мысли в дальнейшем все различия в трактовках техники объясняются именно односторонним освещением этого феномена. Так, в марксистской трактовке техника – есть система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества. По Хайдеггеру – это наша первооснова, коренное человеческое начало,способ самореализации человека.

Что соответственно предполагает рассмотрение человека как целостного феномена.

Особенно часто на первый план выходили познавательные способности человека. В известный период времени, более всего с XVIII века, это имело под собой довольно прочное основание – науку, научный разум человека. Поэтому взаимоотношение человека и техники приобрело вид отношения науки и техники.

Итак, второе важнейшее понятие, описывающее положение человека в современном мире, это – информация.




Основные направления, по которым исследуется информация, это анализ информации как формы управления в саморазвивающихся системах, изучение информации как отражения, которое может передаваться, распространяться, объективироваться, анализа информации как способа функционирования общества.

Главное, что следует ожидать от их применения, заключается в том, что широкое использование информационных технологий может заметно ускорить системные процессы самоорганизации и саморазвития многих сфер общества (начиная от образования и науки и кончая большой политикой).

Одно из самых заметных преимуществ ХХ века по сравнению с предыдущим состоит в превращении науки из формы познания законов мироздания в одно из главных средств преобразования мира на основе его познания.

Положение науки сегодня качественно отличается отпредшествующих эпох. Современную науку, как правило, делают научные коллективы, организованные по универсальным принципам, а к технологиям и их применению, по сути вещей, имеют отношение все.

У истоков нынешней технологической революции лежала научная революция конца XIX- начала ХХ века. В этот период был сделан ряд выдающихся открытий, существенно изменивших представления о законах развития природы и облик самой науки. Научная революция породила неклассическую науку, которая по ряду существенных: характеристик отлична от прежнего типа научного знания. Последнее стало теперь восприниматься как классическое.

Первый этап технологической революции связан с автоматизацией производственных процессов. Автоматизация стала принципиально новым шагом по сравнению с механизацией, которая являлась характерной чертой промышленной революции прошлого.

Следующим этапом технологической революции стала информатизация. Информатизация связана с широким внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с совершенными средствами связи (коммуникации). Компьютер стал мощным средством автоматизации интеллектуальной деятельности.

Последствия технологической революции многообразны. Очевидно, что техническое могущество открыло широкие возможности для социального прогресса в самых разнообразных сферах. Однако, как выясняется, сама по себе техника автоматически не приводит к развитию в духовно-нравственной и культурой областях. Скорее дело обстоит так, что научно-технические достижения до того, как стать фактором, способствующим динамическому росту процессов развития и самоорганизации общества, прежде на своих начальных (достаточно неопределенных) стадиях выступают фактором усложнения течения тех или иных социальных процессов, вызревания нового. Так, например, власть техники выдвигает множество острых проблем, требующих решения. Достаточно назвать проблему ядерной безопасности и экологическую угрозу. Наличие момента неопределенности чревато также некоторой непредсказуемостью последствий технического прогресса, в том числе и негативных, несущих угрозу самому человеку. Человеку, следовательно, необходимо находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызовы, которые несет созданный им самим искусственный мир технических устройств и, в целом, тот тип общества, который порождается этим искусственным миром.

Новые технологии значительно изменили мир человека и сам характер его бытия. Они превратили деятельность человека в один из внутриприродных факторов (например, геологический), мощь которого сравнима, а порой и превосходит известные силы природы. Многие природные процессы теперь протекают не так, как они могли протекать в отсутствие человеческой деятельности. Человек стал не только геологической силой, что предвидел еще В.И. Вернадский, но и становится космической силой: суммарная мощность электромагнитных полей, генерируемых всеми техническими устройствами, сопоставима с радиоизлучением отдельного небесного тела.

А это делает человека ответственным, быть может, за протекание отдельных галактических процессов.

Способно ли то общество, в котором живет человек и которое все еще называют информационным (или постиндустриальным), снизить степень негативных влияний на природу и самое себя? Очевидно, что позитивный ответ на этот вопрос связан с существенным изменением характера деятельности человека информационного общества.

Среди перечисленных параметров нередко забывают указать самый важный – человеческий. Все виды деятельности, все сферы и структуры общества, все его технологии имеют смысл лишь в том случае, если они способствуют ценностному развитию личности, человека.

Понятие техники и информации. Научно-технический прогресс: особенности и этапы. Человек и информационное общество.

Поэтому человек как бы обращен на совместное сосуществование с искусственной (технизированной) иприродной средой.

Будучи по природе малоадаптированным существом, человек изначально нуждался в специальных приспособлениях к внешним условиям жизни.

В истории мысли в дальнейшем все различия в трактовках техники объясняются именно односторонним освещением этого феномена. Так, в марксистской трактовке техника – есть система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества. По Хайдеггеру – это наша первооснова, коренное человеческое начало,способ самореализации человека.

Что соответственно предполагает рассмотрение человека как целостного феномена.

Особенно часто на первый план выходили познавательные способности человека. В известный период времени, более всего с XVIII века, это имело под собой довольно прочное основание – науку, научный разум человека. Поэтому взаимоотношение человека и техники приобрело вид отношения науки и техники.

Итак, второе важнейшее понятие, описывающее положение человека в современном мире, это – информация.

Основные направления, по которым исследуется информация, это анализ информации как формы управления в саморазвивающихся системах, изучение информации как отражения, которое может передаваться, распространяться, объективироваться, анализа информации как способа функционирования общества.

Главное, что следует ожидать от их применения, заключается в том, что широкое использование информационных технологий может заметно ускорить системные процессы самоорганизации и саморазвития многих сфер общества (начиная от образования и науки и кончая большой политикой).

Одно из самых заметных преимуществ ХХ века по сравнению с предыдущим состоит в превращении науки из формы познания законов мироздания в одно из главных средств преобразования мира на основе его познания.

Положение науки сегодня качественно отличается отпредшествующих эпох. Современную науку, как правило, делают научные коллективы, организованные по универсальным принципам, а к технологиям и их применению, по сути вещей, имеют отношение все.

У истоков нынешней технологической революции лежала научная революция конца XIX- начала ХХ века. В этот период был сделан ряд выдающихся открытий, существенно изменивших представления о законах развития природы и облик самой науки. Научная революция породила неклассическую науку, которая по ряду существенных: характеристик отлична от прежнего типа научного знания. Последнее стало теперь восприниматься как классическое.

Первый этап технологической революции связан с автоматизацией производственных процессов. Автоматизация стала принципиально новым шагом по сравнению с механизацией, которая являлась характерной чертой промышленной революции прошлого.

Следующим этапом технологической революции стала информатизация. Информатизация связана с широким внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с совершенными средствами связи (коммуникации). Компьютер стал мощным средством автоматизации интеллектуальной деятельности.

Последствия технологической революции многообразны. Очевидно, что техническое могущество открыло широкие возможности для социального прогресса в самых разнообразных сферах. Однако, как выясняется, сама по себе техника автоматически не приводит к развитию в духовно-нравственной и культурой областях. Скорее дело обстоит так, что научно-технические достижения до того, как стать фактором, способствующим динамическому росту процессов развития и самоорганизации общества, прежде на своих начальных (достаточно неопределенных) стадиях выступают фактором усложнения течения тех или иных социальных процессов, вызревания нового. Так, например, власть техники выдвигает множество острых проблем, требующих решения. Достаточно назвать проблему ядерной безопасности и экологическую угрозу. Наличие момента неопределенности чревато также некоторой непредсказуемостью последствий технического прогресса, в том числе и негативных, несущих угрозу самому человеку. Человеку, следовательно, необходимо находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызовы, которые несет созданный им самим искусственный мир технических устройств и, в целом, тот тип общества, который порождается этим искусственным миром.

Новые технологии значительно изменили мир человека и сам характер его бытия. Они превратили деятельность человека в один из внутриприродных факторов (например, геологический), мощь которого сравнима, а порой и превосходит известные силы природы. Многие природные процессы теперь протекают не так, как они могли протекать в отсутствие человеческой деятельности. Человек стал не только геологической силой, что предвидел еще В.И. Вернадский, но и становится космической силой: суммарная мощность электромагнитных полей, генерируемых всеми техническими устройствами, сопоставима с радиоизлучением отдельного небесного тела.

А это делает человека ответственным, быть может, за протекание отдельных галактических процессов.

Способно ли то общество, в котором живет человек и которое все еще называют информационным (или постиндустриальным), снизить степень негативных влияний на природу и самое себя? Очевидно, что позитивный ответ на этот вопрос связан с существенным изменением характера деятельности человека информационного общества.

Среди перечисленных параметров нередко забывают указать самый важный – человеческий. Все виды деятельности, все сферы и структуры общества, все его технологии имеют смысл лишь в том случае, если они способствуют ценностному развитию личности, человека.

Современный мир представляет собой технологизированное пространство. Но человек технологизировал и свою сущность, реализуя себя не только по данным ему законам, но и по созданным им же законам технической среды. Рождаются противоречия между технической стороной бытия человека и этическими нормами, между потребностями, порожденными техникой, и неумением человека найти их гармоничное разрешение. Поскольку эти противоречия иногда принимают угрожающие для человека формы, возникают различные антитехнические течения и концепции.

Информация в обществе теснейшим образом связана с коммуникацией, которая есть не что иное, как передача информации от одного сознания к другому, обмен информацией вообще. Главное в коммуникации – возможность понять получаемую информацию. Всякое понимание предполагает переработку полученной информации и деятельность на ее основе. Вопрос о правильности понимания связан со многими социальными и индивидуальными факторами. Понимание как сущность коммуникации предполагает единство или хотя бы сходства языка, а также уровней ментального и духовного развития. Коммуникация может состояться даже тогда, когда ее субъекты не вступают в непосредственный контакт, а связаны посредством текста или другого носителя информации. В экзистенциальной философии коммуникация рассматривается как важнейшее условие человеческого бытия.

Информация необходима современному человеку не только для того, чтобы создавать блага, но и для формирования экономической, социальной и политической позиции. Без умения анализировать большое количество поступающей информации не может быть сформирована личность. Современное демократическое общество строится на свободном доступе к информации и способности к ее переработке. В основе современного общества лежат не труд и капитал, как полтора века назад, а информация и знания.

Характерная черта современного человека – это действия, основанные не на традиции, а на информации. Компьютерная революция приводит к постепенной замене традиционной печати электронными книгами. Многие рутинные мыслительные функции человека копируются искусственным интеллектом. Техника вторгается во все сферы жизни современного человека, даже в такую интимную, как деторождение (имеется в виду искусственное оплодотворение).

В связи с особой ролью, которую приобрели средства массовой информации, появилась возможность формировать у людей коллективные представления в соответствии с интересами определенных корпоративных объединений, как профессиональных, так и политических. Так, получающий большое распространение СПИД перевернул представления о свободе сексуальных отношений у людей в развитых странах. При этом инициаторами новых форм социального поведения стали медики, формирующие соответствующее сознание. Благодаря доступу к средствам массовой информации политические партии могут оказывать воздействие на сознание большого количества людей.

Появляется иллюзия, что в будущем человек расстанется со многими видами традиционной деятельности, которая будет выполняться машинами. Новые технологии могут обусловить даже социальные и политические изменения. Однако у человека всегда остается способность личной оценки и интерпретации любой информации. Помимо знаний, которые можно хранить в упорядоченной форме, человек обладает верой, интуицией, чувствованием и другими компонентами своего бытия. Поэтому положительная перспектива развития современного информационно-технического общества состоит в гармонизации между развитием знаний и технологий с одной стороны, и способностью человека к адекватному приспособлению к этим результатам собственной же деятельности – с другой.

В научной литературе данного философского направления сложилось две основные концепции информации: 1) как форма отражения, связанная с самоуправляемыми системами; 2) как аспект, сторона отражения, которая может передаваться, объективироваться. Наиболее распространенным является определение информации на основе категории разнообразия и категории отражения как фундаментального свойства материи, впервые предложенного и обоснованного философами-марксистами. Однако не существует единого общепринятого понятия информации.

Философское рассмотрение коммуникации выделяет следующие ее важнейшие функции: как средство связи между различными объектами, коммуникация как обмен, передача информации между отдельными субъектами и обмен информацией в обществе в целом.

Информационное общество – понятие, предполагающее взгляд на современное общество с точки зрения стремительно возрастающей, все проникающей информации о всех сторонах его жизнедеятельности..




Информатизация общества усиливает авторитарные тенденции. Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а, с другой стороны, – манипулировать массами людей, предельно возрастает при использовании компьютерных сетей.

Вопрос о месте человека в новом информационном мире можно перевести в плоскость вопроса о новых функциях человека. Прежде всего, следует обратить внимание на повышение уровня образования в обществе, на новые формы коллективного сознания, на новые формы общения и объединения людей.

Информация как вид знания необходима современному человеку не только для того, чтобы создавать материальные и духовные блага, но и для того, чтобы вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в изменяющихся условиях как природного, так и общественного бытия, для того, чтобы сформировать определенную экономическую, социальную, политическую и нравственную позиции. Необходимо не только иметь информацию, но и владеть способами её использования.

Образование для современного человека имеет своей целью не столько обучить традиционным алгоритмам в мышлении и практике, сколько умению выбрать необходимую информацию, осмыслить её, привести обработанную информацию в соответствие со своими потребностями. Действия, основанные не на традиции, а на информации – определяющая черта современного человека.

Человек постоянно находится в ситуации выбора. Личность имеет огромные информационные возможности, социальные технологии направлены на ускоренную адаптацию личности, но сама необходимость постоянного принятия решений может быть представлена как ограничение свободы.

Подведя итог, можно сделать вывод о том, что в современном мире при помощи средств массовой информации и социальных технологий разрабатываются новые формы отношения к окружающему миру, среде обитания, к биологии и психологии человека. Можно высказать предположение, что современная информационно-техническая цивилизация превращает информационные технологии в необходимые условия саморазвития человека.

Философия веры и религии.

Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.

" религия "- совестливость, благочестие, набожность, богослужение, святость и святыня, сомнение, прегрешение, вина, суеверие, добросовестность, знамение.

В философии религия это - мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, "священного", т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

религия - это одна из форм общественного сознания, отражение действительности в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях. По своему существу - один из видов идеалистического мировоззрения. Главный признак - вера в сверхъестественное.

Теология определяет религию как отношение, связывающее человека с богом.Бог и Дьявол — основные понятия религии

Религиозное сознание.Ему присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, а также соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, сильная эмоциональная насыщенность.

Важнейший элемент религиозного сознания - вера. Это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и конечном результате.

Вера - ожидание осуществления желаемого. Если событие совершилось или стало ясно, что ожидаемое не может осуществиться, вера угасает.

Религиозная вера - это вера:

в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса;

в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи;

в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление таких событий и свою причастность к ним;

в истинность соответствующих взглядов, представлений, догматов, текстов и т.п.;

в религиозные авторитеты (отцы, святые, пророки и т.д.)

Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, чувств, чаяний, направленности воли, привычек и традиций людей, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей.

специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, аргументаций.

Основные функции религии.

компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального, политического устройства и т. д., а также дает утешение, избавление от неустроенности, несправедливости, обид, политических преследований. Религия предлагает поиск путей спасения от несовершенства земного существования к избавлению от страданий,

дает религиозную картину мира.

стремится объяснить место человека во Вселенной, проблему бытия и небытия.

Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями

Читайте также: