Философская культура средневековой руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Русская философия представляет собой оригинальное образование мировой философской мысли. Возникнув в Киевской Руси в процессе ее христианизации, она развивалась в контексте русской культуры, отражая ее историческое своеобразие. Такая взаимосвязь позволяет выделить основные исторические формы русской философии, возникшие и существовавшие внутри крупных и относительно самостоятельных эпох развития русской культуры с XI по XIX век включительно.

Первой крупной эпохой является период XI—XVII веков, типологически соответствующий эпохе средневековья в западно­европейской культуре. Он делится на древнерусский (культура Киевской, или домонгольской, Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

С момента крещения в 988 году процесс христианизации тесно связал Древнюю Русь с Византией; древнерусская богословская и философская мысль формировалась под влиянием византийской философии. Правда, особенностью русской мысли и русской образованности являлось то, что она использовала свой собственный письменный язык (созданный в IX веке византийцами Кириллом и Мефодием) и в большей степени являлась практической.

Россия многое восприняла из культуры западно­европейского Просвещения. Но это влияние не могло компенсировать некоторую замедленность русского исторического процесса и, соответственно, изменить сущность русского XVIII века. В западноевропейской культурной типологии ему примерно соответствует эпоха Ренессанса. Соответственно русскую философию XVIII века можно рассматривать как форму русской ренессансной философии, еще сохраняющую отпечаток формы средневековой, но уже содержащей потенциал той формы философии, которая была порождена западноевропейской культурой эпохи ранних буржуазных революций (XVI—XVII ве­ков).

Наиболее традиционной философия продолжала оставаться в духовных учебных заведениях. Киево-могилянская (Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Георгий Конисский) академия при этом выполняла роль соединительного звена между западноевропейской философией и философией отечественной. Несколько позже—в первой половине XVIII века — завершился процесс переориентации на образцы философствования новоевропейского типа и во втором основном центре преподавания философии — Московской духовной академии. Сначала в Киеве, а затем и в Москве схоластическо-аристотелианские курсы и учебники были заменены учебником Баумейстера, популяризировавшего философскую систему Хр. Вольфа.

Оригинальные поиски русской философской мысли в этот период связаны с именами М. В. Ломоносова, Г. С. Сковороды, М. М. Щербатова и А. Н. Радищева. Они в наибольшей степени выражают ренессансную природу русской культуры и философии XVIII века. Все они в той или иной степени осуществляли синтез античной (языческой) и христианской культур, опосредуя обращение к Древней Греции и Риму традицией истолкования античности западноевропейским Ренессансом и тяготевшей к классицизму культурой Просвещения. Их произведения нередко строятся в форме диалога, выступающего то как примиряющее согласование противоречий, то как столкновение нескольких непримиримых позиций.

В концепции Радищева процесс секуляризации русской философии XVIII века воплощается в качественно новую форму. На смену тем или иным вариантам философии христианско-православной приходит надконфессиональный деизм. Таков был закономерный итог русского философского Ренессанса XVIII века.

Третья эпоха русской культуры берет начало со второй четверти XIX века с восстания декабристов, в философском творчестве которых продолжилась секулярная тенденция XVIII века. Русская культура обретает свой национальный язык (Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин). Рождается русская классическая литература, а вместе с ней и национальное русское самосознание, определяющее свою основную тему как тему специфичности, особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории. В этом контексте и возникает третья историческая форма русской философии, отличающаяся, с одной стороны, наибольшей оригинальностью, а с другой стороны — более тесной соотнесенностью с западно­европейской философией XVII —XIX веков. Здесь мы обнаруживаем и собственно русский вариант философии Просвещения, и позднеромантическую философскую традицию шеллингианства, и неолейбницианство, неокантианство, неогегельянство и позитивизм.

Все эти различия определяются тем, что Чаадаев, как и славянофилы,— выразитель русской романтической культурной традиции, тогда как западники начинают традицию русского Просвещения, возникшую не в результате прямого заимствования и подражания (как в XVIII веке), а как внутренняя, глубоко обоснованная социально-экономическими процессами (вступление России в полосу капиталистического развития) потребность в ходе становления русской национальной культуры. С начала 60-х годов на смену Гегелю приходит философия Фейербаха.

Одновременно это порождает ориентацию на максимальное благо максимального числа людей. В конкретной ситуации России середины XIX века это означало ориентацию на социализм и революционное действие.

Отвечая на него, Соловьев последовательно опровергает тезис о непротивлении злу силой, показывая необходимость войны в обреченном на несовершенство мире; отстаивает значимость для человечества европейской цивилизации, отвергаемой Толстым. И. наконец, он противопоставляет толстовскому принципу имманентного изживания зла путем самосовершенствования новозаветно-апокалиптический взгляд на неизбежность временного торжества мирового зла (пришествие Антихриста) и победу над ним в конце истории.

Подобно русской литературе XIX века, русская философия этого периода может считаться своеобразной классикой в национальной философской традиции. Именно в ее рамках сложились и выявили себя магистральные направления, нашедшие свое продолжение уже в XX веке. Так, например, через Чаадаева и Соловьева, Федорова и Достоевского пролегла дорога к философским поискам Н. А. Бердяева. Фундаментальные идеи славянофилов и Вл. Соловьева развивали С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский. Наконец, ориентированные на неокантианство и феноменологию концепции Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, И. А. Ильина, Б. А. Яковенко также имеют свои истоки в философии XIX века.

Русская философская мысль развивалась в тесной связи и взаимодействии с развитием философской мысли других народов нашей страны.

На философские взгляды каппадокийцев существенное влияние оказал платонизм. И можно сказать, что платонизм как определенный тип философского умозрения, не раз вполне отчетливо проявлявшийся в истории русской философии, сыграл немаловажную роль уже на самом раннем ее этапе. Достаточно рано в Древней Руси становятся известны идеи и великого древнегреческого философа Аристотеля, прежде всего благодаря знакомству с трудами крупнейшего представителя поздней патристики (творений отцов церкви) Иоанна Дамаскина (VIII век). Через христианство Русь вступает в культурное общение не только с Византией. Еще до крещения устанавливаются связи с южнославянским миром, и прежде всего с Болгарией, обладавшей в то время уже развитой культурной традицией. Духовное наследие Кирилла и Мефодия, выдающихся славянских просветителей, многое определило в стиле и содержании древнерусской мысли. В результате южнославянского влияния также происходило усвоение богословского опыта патристики, причем существенно то, что религиозно-философские взгляды Кирилла и Мефодия были во многом близки именно каппадокийской школе богословия.

Оценивая начальный и уже поэтому важнейший этап русской религиозно-философской мысли, надо признать, что это был период творческого усвоения культурного и интеллектуального наследия, полученного Русью вместе с принятием христианства. Русские религиозные мыслители, опираясь на традицию, обращаются к темам, которые и в дальнейшем будут ведущими в русской философии. Уже в древнейших памятниках отечественной мысли центральное место занимают проблемы антропологические, историософские и этические.

Глава 3. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Глава 3. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 3.1. Проблема человека в философии Отдельный человек соединяет в себе общечеловеческое, присущее ему как члену человеческого рода, социальные черты, свойственные ему как члену определенной социальной группы, и индивидуальные, присущие

Глава 1 Утопизм и утопия в Древней Руси (X–XVII вв.)

Глава 1 Утопизм и утопия в Древней Руси (X–XVII вв.) Земной рай Древняя Русь развивалась в стороне от Ренессанса, поэтому говорить об утопии в древнерусской литературе — анахронизм: для появления утопии необходима вера в прогресс, множественность миров и систем, необходим

2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития

2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития Развитие философской мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе и в

4. Общая характеристика средневековой философии Ее основные направления и виднейшие представители Теоцентризм средневековой философии

4. Общая характеристика средневековой философии Ее основные направления и виднейшие представители Теоцентризм средневековой философии Средневековье — это почти тысячелетний отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Религиозный

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура — это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

Глава 2.2 Философская антропология и гносеология

Глава 2.2 Философская антропология и гносеология Философия о природе человекаПод философией человека, или философской антропологией, понимают учение о природе человека. Что есть человек?Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (период средневековой критики XIV в.)

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (период средневековой критики XIV в.) 1. Причины становления нового периода. В XIV в. условия философской деятельности остались теми же, что и в XIII в., и становилось общепризнанным то, что было в XIII в. новинкой. Новых источников уже

Глава 7. Философская логика

Глава 7. Философская логика Собственно логике я намерен посвятить особый раздел, в этой же главе я пишу о том, как видят логику не логики, а философы.Когда-то логика была частью философии, но с тех пор из философии ушло так много различных наук, что от нее почти ничего не

ГЛАВА 13. ЯДРО СВЕРХНОВОЙ РОССИИ — ВЕЛИКОЙ РУСИ

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий Книгопечатание если и способствовало более

Культура народа и культура личности Шесть лекций

Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности — для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций

Но в Древней Руси, в отличие от западноевропейской философии Средневековья) не велись отвлечённые философские споры (как между номиналистами и реалистами), а также не писались собственно философские трактаты. Элементы философского содержания мы можем заметить в летописях, житиях, поучениях, посланиях, богословских трудах, проповедях. Отсутствие собственно философских источников, а также дискуссий на философские темы позволяет ряду исследователей утверждать, что философии в средневековой Руси не было. Однако с такой точкой зрения согласны далеко не все.

В Московский период истории Руси интерес представляет полемика иосифлян с нестяжателями по поводу правомерности владения церкви крупным имуществом. Лидер нестяжателей (название отражает суть позиции) Нил Сорский отстаивал идею аскетизма и бедности церкви, порвавшей со всем мирским. Поэтому церковь не должна владеть землёй и богатствами, удаляясь от всяческих соблазнов. По мнению Нила, священники и монахи должны отстранить от себя все мирские соблазны, удаляться в скиты, расположенные в труднодоступной местности и посвятить себя молитве. Но такая позиция противоречила представлениям об активной роли церкви в жизни государства. Лидер иосифлян Иосиф Волоцкий (основатель Иосифо-Волоколамского монастыря) отстаивал право церкви владеть имуществом и активно сотрудничать с государством. Как, например, церковь будет выполнять функции благотворительности и милосердия (кормить людей в голодные годы, заступаться за несправедливо преследуемых и пр.), если у неё не будет богатств и если она сознательно будет удаляться от мирских дел? Позиция Иосифа Волоцкого была поддержана государством и церковным собором, став официальной. Философские моменты содержались и в ересях, религиозных учениях, отклонявшихся от официальной позиции православной церкви. Самыми значительными на Руси были ереси стригольников и жидовствующих, подвергавшие сомнению некоторые догматы и обряды православия, из-за чего представители ересей были обвинены в намерении перейти в иудаизм. Жидовствующие выступили против учения о троичности Бога. Христос для них – простой человек, распятый на кресте и истлевший в могиле. Они выступали против поклонения иконам, против таинств, отвергали Евангелие, выступали с резко критическими высказываниями в адрес духовенства. По указанию митрополита в 1505 г. ересь жидовствующих была разгромлена, а наиболее известные её представители были сожжены.

В 17 веке в России усиливается влияние западной культуры, проникавшее в основном из Польши. Основываются высшие духовные учебные заведения. В Москве таковой стала Славяно-греко-латинская академия, основанная выходцами из Греции братьями Лихудами. В стенах этой академии велось преподавания богословия, схоластической философии и логики. Одним из самых известных мыслителей 17 века можно считать приехавшего из Сербии Юрия Крижанича, автора трактата о политике, в котором содержится много ссылок на античных авторов. В заключение стоит сказать, что самостоятельное, почти изолированное от европейского влияния существование философии в средневековой Руси, с одной стороны, содействовало значительной оригинальности философской мысли нашей страны. Но, с другой стороны, она в этот период не дала достижений более или менее сопоставимых с результатами развития западноевропейской философии на конец 17 в.

Чудовский инок Евфимий и придворный пиит Карион Истомин были наиболее известными представителями этого направления, полемизировавшими с так называемыми латинистами, которые ориентировались на западную культуру и латинскую письменную традицию. Вождем и крупнейшим деятелем латинского направления стал Симеон Полоцкий.

В конце 1687 году в Москве начались занятия в Славяно-греко-латинской академии, первом высшем учебном заведении России, сыгравшем значительную роль в развитии отечественной культуры, в т. ч. и философского мышления. Во главе академии стали греческие монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Ими были составлены учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике. В дальнейшем почти все из них использовались в преподавании и сыграли определенную роль в становлении фонда отечественной философской литературы (см. Философское образование в России). В XVII веке началась постепенная профессионализация философии и выделение ее в особую форму общественного сознания и область духовной деятельности. Отечественная мысль теснее смыкалась с европейской, древнерусская мудрость постепенно эволюционировала и интегрировалась в русскую философию нового времени. XVII века стал завершением многовекового пути развития древнерусской культуры и философии, он же стал прологом нового этапа в ее развитии. Многие из традиций, заложенных в допетровский период (этизация и эстетизация философских идей, интерес к бытию человека и общественно-политической тематике, сильная художественная струя в философском творчестве, публицистичность и практическая направленность мышления), вошли в отечественную философию последующего периода.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 714-717.

Читайте также: