Неореализм в русской литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как литературное течение неореализм (синтетизм) зародился в 1910-е гг. в студии при неонародническом журнале "Заветы" (ее возглавлял близкий символистам писатель-экспериментатор А.М. Ремизов). Вкритике 1900-1910-хгг. были осмыслены первые творческие опыты молодых прозаиков, чьи темы, жизненный материал и присущее им бытописательство казались традиционными для русского реализма. Но на деле эти писатели отказались от реалистической картины мира и концепции человека и активно искали новые, модернистские, художественные средства и приемы. Поэтому критики называли этих авторов неореалистами, или новореалистами. Творчество первого поколения неореалистов соотносится с произведениями Ф.К. Сологуба, З.Н. Гиппиус, А.А. Блока, A. Белого, М. Горького, А.Н. Толстого.

Уже в произведениях неореалистов 1908–1916 гг. нарисована в целом индетерминистская модернистская картина мира. В эти годы у неореалистов возникает концепция "органического", или "зоологического", "первобытного" человека, углубляется понимание места "маленького человека" в мире, создается разветвленная типология героев.

В первый творческий период неореалисты опираются прежде всего на русские традиции – Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского и Н.С. Лескова. Как и их глава в 1900-1910-е гг. Ремизов, неореалисты "первой волны" активно экспериментируют в области жанра, повествования и языка и находят свою культурную "почву" в фольклоре, древнерусском искусстве, в разноречии провинции. В произведениях неореалистов формируется сказово-орнаментальная стилевая манера.

В 1920-е гг. окончательно вырабатывается теория неореализма ("синтетизма") на основе творчества неореалистов "первой волны" и писателей из литературной группы "Серапионовы братья", одним из наставников которых стал Е.И. Замятин, явившийся теоретиком неореализма. Период 1920-х гг. – самый плодотворный в деятельности неореалистов. В 1920-е гг. появляются неореалисты "второй волны" – "серапионы"

B.А. Каверин, Л.Н. Лунц, М.М. Зощенко, а также В.П. Катаев, И.Г. Эренбург. Им близки А. Грин, И.Э. Бабель. Но основу неореалистического течения 1920-х гг. образует творчество Е.И. Замятина, М.М. Пришвина, А.Н. Толстого, А.П. Платонова и М А. Булгакова. У этих писателей, при существовавших идейных расхождениях, есть тем не менее общая модернистски-субъективная форма художественного обобщения. По точной оценке С.И. Кормилова, "ни платоновский, ни булгаковский художественный метод нельзя определить одним словом или понятием. Это разные творческие принципы, зачастую во многом реалистические, но и непременно "универсалистские", воссоздающие мир в его глобальных общечеловеческих, природных, космических и "запредельных" закономерностях". На данном этапе действенными для неореалистов остаются эстетические идеи, сформулированные в статьях символистов В.Я. Брюсова, Вяч. И. Иванова, А.А. Блока и А.М. Ремизова.

В 1917–1930 гг. творчество неореалистов отличается характерным для русского символистского романа XX в. неомифологизаторством. Оригинально комбинируя и переосмысливая мифологемы традиционных мифологий и "вечные" образы мировой культуры, писатели создают на этой основе свои универсалистские "авторские мифы" (термин З.Г. Минц) о мире. Кроме того, у неореалистов формируется и новый тип мифотворчества – сциентистское мифотворчество. Оно базируется на научных концепциях, предположениях, гипотезах и является главным образом безрелигиозным. В эти годы неореалистов прежде всего интересует феномен русской революции и связанные с ней проблемы свободы и счастья, национальной самобытности России, создания новой человеческой "породы", соотношения цивилизации и культуры. Во-вторых, в неореализме этих лет синтезированы с реалистическими символистские, экспрессионистические и примитивистские способы типизации и изобразительно-выразительные приемы. При этом ведущими являются символистская типизация и поэтика, что видно на примере романов "Мы", "Чевенгур", "Кащеева цепь", "Мастер и Маргарита".

Творчество неореалистов в данный период отличают установка на жанровый синтез (роман-сказка), эксперимент и игру, создание произведений в форме антижанров, прежде всего романа-антиутопии, романа-антиевангелия; деформированная, субъективистская образность, поиск новых, отличных от сказово-метафорической форм повествования и стилевых манер.

Замятин, Платонов и Булгаков прибегают в 1917–1930 гг. в произведениях о современности к сатирическому гротеску, в произведениях о будущем и прошлом Замятин, Толстой и Булгаков обращаются к фантастике. Фантастичны романы "Мы" и "Аэлита", условны булгаковские комедии "Блаженство" и "Иван Васильевич". Замятинская "игра" "Блоха" обнаруживает генетическую связь с эстетическими и драматургическими новациями символистов. В эти годы создается и неореалистический исторический роман (Чапыгин, Шишков).

В 1930-е гг. неореализм по-прежнему основывается на сциентистском мифотворчестве (создание мифов об Атилле, Стеньке Разине, Пугачеве), при этом у некоторых писателей (Замятин, Шишков) формируется новая стилевая манера. Среди ее примет – обращение к мотивам и образам героев произведений Л.Н. Толстого и формам его психологизма, пушкинским приемам воссоздания исторического прошлого, подчеркнутая простота стиля (Платонов). Расширяются и сферы творческой деятельности неореалистов: теперь помимо литературы это интенсивная работа для кино (Замятин, Булгаков).

В данном учебном пособии творчество неореалистов представляется в его многообразии и эволюции как постоянно обновляющаяся художественная система, рассматриваемая в контексте преимущественно русского модернизма и в сопоставлении с реализмом.

Глава первая
Становление неореализма в контексте русской литературы серебряного века

Биографии неореалистов "первой волны"

В 1900-1910-е годы в литературу входили прозаики, которых объединяли похожие общественно-политические и философско-эстетические взгляды. Почти все они в той или иной мере сочувствовали революции 1905 г., занимали анти-элитарную позицию, публиковались в основном в журнале "Заветы" и в горьковской "Летописи". Творческое становление некоторых неореалистов происходило в литературной студии Ремизова при журнале "Заветы".

Алексей Михайлович Ремизов (1877, Москва – 1957, Париж) – писатель, поэт, эмигрант. Воспитание получил в патриархальном старомосковском духе, учился в 4-й московской гимназии и Александровском коммерческом училище, где увлекся философией. Затем поступил вольнослушателем на естественное отделение математического факультета Московского университета (1895–1897). В этот период занимается революционной деятельностью, верит в марксизм. Сначала Ремизов, очевидно, разделял взгляды позднего революционного народничества, позднее легшие в основу идеологии партии эсеров, и был "готов на правое дело", т. е. решил совершить террористический акт. Летом 1896 г. отправился в путешествие по центрам русской социал-демократической эмиграции по Швейцарии, Германии и Австрии и вернулся из этой поездки в Россию с нелегальной литературой. 18 ноября 1896 г. за активное участие в студенческой демонстрации в память о Ходынке был арестован и сослан в Пензу.

В Пензенской тюрьме он делает первые попытки заняться литературным творчеством и, живя в Пензе, становится одним из руководителей марксистского кружка Г. Елыиина и ведет пропагандистскую работу среди рабочих, за что в феврале 1898 г. его вторично арестовывают и ссылают в Усть-Сысольск.

В 1898–1903 гг. Ремизов живет под гласным надзором в Усть-Сысольске и Вологде. И в Усть-Сысольске он продолжает вести образ жизни ссыльного революционера. Здесь переводит знаменитую книгу Ф. Ницше "Так говорил Заратустра". В письме брату С.М. Ремизову от 13 октября 1900 г.

А.М. Ремизов сетует, что во время обыска у него взяли Шопенгауэра, "Мысли об Ибсене" Ницше, Канта.

В 1901–1902 гг. в Вологде Ремизов начал постепенно отходить от революционной работы, осознавая свое литературное призвание. В Вологде, где в числе ссыльных были многие впоследствии ставшие известными общественные деятели, философы и писатели – А.В. Луначарский, Н.А. Бердяев, Б. Савинков, П.Е. Щеголев, Ремизов решил целиком посвятить себя литературе. Молодой писатель проявил интерес к народному мифу, что отразилось в его первой публикации – обработке свадебных зырянских причитаний "Плач девушки перед замужеством" (газета "Курьер", 8 сентября 1902 г.).

Для сто­рон­ни­ков неореализма ха­рак­тер­ны от­каз от по­зи­ти­виз­ма и на­ту­ра­лиз­ма, влия­ние ко­то­рых за­тро­ну­ло реа­ли­стическое дви­же­ние конца XIX века, и опо­ра на реа­лизм середины XIX века (с его даль­ней­шим об­нов­ле­ни­ем). неореализм, во мно­гих от­но­ше­ни­ях пред­вос­хи­щён­ный твор­че­ст­вом А. П. Че­хо­ва и от­ра­зив­ший воз­дей­ст­вие мо­дер­низ­ма начала XX века, а так­же отечественной и за­ру­беж­ной фи­лософской и эс­те­тической мыс­ли ру­бе­жа XIX-XX веков (фи­ло­со­фия жиз­ни, ин­туи­ти­визм, русский кос­мизм), наи­бо­лее яр­ко про­явил­ся в начале 1900-х годов в про­зе И. А. Бу­ни­на; во второй половине 1900-х годов и в 1910-е годы неореализм пред­став­лен твор­че­ством И. С. Шме­лё­ва, А. Н. Тол­сто­го, М. М. При­шви­на, С. Н. Сер­гее­ва-Цен­ско­го, Е. И. За­мя­ти­на.

Неореализм как но­вая фор­ма реа­лиз­ма был кон­цеп­ту­аль­но ос­мыс­лен в ра­бо­тах Ива­но­ва-Ра­зум­ни­ка. М. А. Во­ло­шин и Г. И. Чул­ков рас­смат­ри­ва­ли неореализм как по­ро­ж­де­ние сим­во­лиз­ма (с ус­вое­ни­ем уро­ков реа­лиз­ма), при­общая к не­му А. Бе­ло­го; про­бле­му со­отно­ше­ния неореализма и ак­ме­из­ма вы­дви­гал В. М. Жир­мун­ский. Тра­ди­ции неореализма со­хра­ня­лись в советской литературе и литературе русского за­ру­бе­жья 1920-1930-х годов (За­мя­тин, При­швин, М. А. Бул­га­ков, А. П. Пла­то­нов, Шме­лёв, Б. К. Зай­цев), не об­ра­зуя при этом це­ло­ст­ное литературное на­прав­ле­ние.

- течение в литературе второй половины ХХ века: так называемая "традиционная проза", ориентированная на традиции классики (возвращение к реалистической эстетике XIX века) и обращенная к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности. Примером неореалистического произведения может считаться роман Г.Н. Владимова "Генерал и его армия" (1994). См. также реализм

Словарь литературоведческих терминов . С.П. Белокурова . 2005 .

Смотреть что такое "неореализм" в других словарях:

неореализм — неореализм … Орфографический словарь-справочник

НЕОРЕАЛИЗМ — течение в англо американской философии, возникшее на рубеже 20 в., для которого характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Н. явился реакцией на абсолютный идеализм… … Философская энциклопедия

НЕОРЕАЛИЗМ — (от греч. neos новый и позднелат. reales вещественный), мощное идейно художественное направление, в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы. Был вызван к жизни… … Энциклопедия кино

НЕОРЕАЛИЗМ — 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40 х сер. 50 х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест фильм Рим открытый город… … Большой Энциклопедический словарь

НЕОРЕАЛИЗМ — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных … Современная энциклопедия

НЕОРЕАЛИЗМ — направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул положение о непосредственной данности познаваемой вещи в … Большой Энциклопедический словарь

Неореализм — направление в итальянской живописи и графике середины 1940 х середины 50 х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Основные предпосылки сложения неореализма в итальянской… … Художественная энциклопедия

неореализм — а, м. néo réalisme m. Художественная тенденция в живописи в духе реалиста Курбе. Реализм был густая, полновесная и тяжелая живопись масляными красками. Нео реализм хочется сравнить с акварелью, из под которой сквозит лирический фон души. Волошин… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

неореализм — неореализм. Произносится [нэореализм] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Неореализм — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев, А. Н. Толстой, М. М. Пришвин и др.), приобрели популярность в начале XX в. Эти писатели сразу заявили о себе как о новаторах, имевших чисто ассоциативное отношение к классике.

Границы этих литературных групп достаточно размыты. Так, многие исследователи считают, что творчество А. М. Ремизова и В. В. Розанова не укладывается в рамки эстетики неореализма, в то время как выдающиеся символисты Ф. К. Сологуб и В. Я. Брюсов создавали некоторые произведения в стиле нового реализма.

Новый тип повествования.

Политическая реакция на события русской революции 1905 г. оказала сильное влияние на развитие литературного процесса. И модернисты, и реалисты увидели в происходящем прежде всего не общественно-политическую суть, а общечеловеческие проблемы. Поэтому для неореализма характерен интерес к бытовым подробностям, материальной жизни в противовес иррациональному миру модернизма.

Яркой особенностью неореализма становится использование сказовой формы, когда повествование автора становится устной речью героя. Зачастую сказовая манера выдерживается непоследовательно, и время от времени в тексте проскальзывает речь литературная, что подчеркивает условность повествователя.

Неореализм сблизил прозу и лирику, реалистический и модернистский взгляды на искусство, различные жанры (когда рассказ становится емким, как повесть, а повесть схожа с романом), предопределив тем самым направления развития русской литературы XX в.


Неореализм - это направление в художественном искусстве, появившееся в Италии после окончания Второй мировой войны. Особенно ярко оно себя проявило в живописи и в кино, но было заметно и в литературе.

Зарождение неореализма

Неореализм - это

Неореализм - это движение, которое было основано в 1946 году. Первой организацией, объединившей художников антифашистских взглядов, стал "Новый фронт искусств". Под одной крышей оказались представители самых разных направлений - от абстракционизма до реализма.

Их объединила одна цель - победить пессимистический настрой, который повсеместно охватил послевоенный мир. Они призывали вернуться к искусству, которое бы выражало в первую очередь общечеловеческие ценности. Неореализм - это направление, которое позволило это сделать.

Неореализм в Италии

Итальянский неореализм

Сразу стоит отметить, что одной из областей, в которой неореализм проявил себя больше всего, стала живопись. Картины итальянского неореализма отличались от остальных динамичной композицией, а также насыщенным цветом, экспрессивной манерой письма.

В подобной стилистике работали мастера во многих европейских странах, а также за океаном, в частности в Мексике.

Главной целью своего искусства художники-неореалисты сделали утверждение гуманистических ценностей. На первый план стали выходить справедливость и доброта, которые проявляются в человеческих отношениях. Причем независимо от имущественного положения индивида.

Литературные примеры

Неореализм в литературе

Широкое распространение получил неореализм в литературе. Причем в России он получил развитие в этой сфере искусства намного раньше, чем в Италии.

Теоретиком отечественного литературного неореализма считается писатель Евгений Замятин. Ему удалось выработать собственные правила и законы, которым подчинялись стиль и язык в его произведениях. Особенно ярко это проявилось в его новаторском фантастическом романе "Мы".

Ключевой особенностямиью этого произведения стал символизм. Причем отдельные художественные детали несли повышенную смысловую нагрузку. Отмечалось большое количество экспрессии в романе, обостренная эмоциональность, а также фантастический гротеск и большая доля абстракции.

Помимо себя, Замятин причислял к неореалистам Пришвина, Алексея Толстого, Сологуба, Есенина, Мандельштама, Ахматову. Свою теорию писатель сформулировал в статьях "О синтеизме", "Современная русская литература".

В его представлении литература XIX века изображала жизнь будто бы из окна дорожной кареты, поэтому путник наблюдал ее во всех подробностях. Литература XX века, неореализм - это такое же изображение, но увиденное человеком, который мчится на автомобиле. Скорость большая, поэтому невозможно рассмотреть все детали, окружающая действительность сливается.

Кинематограф

Неореализм в кино

Большую роль сыграл неореализм в кино. В данном случае речь снова идет об итальянском послевоенном кинематографе. Влияние на режиссеров оказали поэты. Максимального размаха это направление достигло в 1945-1955 годах.

Отличительными особенностями таких фильмов стали съемка на природе, а не в павильоне, естественное освещение без использования специальных приборов. Показ жизни бедных слоев общества без прикрас.

Первым неореалистическим фильмом считается военная драма Роберто Росселлини "Рим - открытый город", которая вышла на экраны в 1945 году. Действие картины разворачивалось годом ранее в итальянской столице. Немецкая военная полиция развернула охоту за одним из лидеров антифашистского сопротивления инженером Манфреди.

Мастера итальянского неореализма

Реализм и неореализм

Среди признанных мастеров этого направления в кинематографе стоит выделить также Витторио Де Сика, который снял в 1948 году драму "Похитители велосипедов" про безработного отца двух детей, который после многочисленных неудач находит работу расклейщиком афиш в Риме. Чтобы приступить к выполнению своих обязанностей, ему необходим велосипед, который главный герой заложил в ломбард.

На последние деньги велосипед выкупают, но в первый же день неизвестные похищают его прямо на улице. Отец вместе с маленьким сыном отправляется на безнадежные поиски.

Неореализм в международных отношениях

Отличия от реализма

Реализм и неореализм сравнивают в политологии. Стоит отметить, что школа политического реализма была окончательно сформирована во второй половине 40-х годов XX столетия. Ее приверженцев объединяло представление о человеке как о существе, которое в своем поведении в первую очередь руководствуется личностными и даже эгоистическими интересами. Они ярко проявляются в непрерывной борьбе за существование.

Сторонники реализма в политологии считали, что не нужно идеализировать окружающую действительность. Исходить следует только из реального положения дел. При этом основополагающим мотивом они признавали только стремление конкретных людей к власти.

Неореализм в политологии оформился к концу 70-х годов. Его основоположником считается американец Кеннет Уолтц. Это направление сохранило ключевые постулаты реализма, такие как главенствующую роль национальных интересов, понятие о балансе сил, но в тоже время сделало упор на то, что политику движет борьба не только за власть, но и за экономические ресурсы.

Неореализм в международных отношениях

В международных отношениях данное направление как раз базируется на книге Уолтца "Теория международной политики".

В ней автор, известный американский политолог, наиболее четко формулирует свои главные принципы и идеи. Это мысль о том, что выживают только те государства, которые ведут себя в пределах ожидаемого окружающими диапазона действий. Он строит систему, напоминающую микроэкономическую модель. В ней именно фирмы формируют цены на количество продукции на рынке и их стоимость.

Неореализм рассматривает международные отношения как целостную систему, которая работает строго в соответствии с определенными законами. При этом он стремится отделить экономические отношения от политических, склоняется к методологической строгости. Главными действующими лицами становятся государства и межгосударственные союзы, которые заинтересованы в первую очередь в защите национальных интересов.

В конечном счете движущей силой становятся структурные ограничения международной системы.

Читайте также: