Выготский трудное детство кратко

Обновлено: 02.07.2024

Трудное детство.

Психология трудного ребенка представляет одну из актуальнейших проблем, разрабатываемую с разных сторон, потому что понятия "трудный ребенок" и "трудновоспитуемый ребенок" очень широкие. Здесь мы фактически встречаемся с такими категориями детей, которые глубоко разнятся друг от друга и которых объединяет только один отрицательный признак: все они представляют трудности в воспитательном отношении. Поэтому термин "трудный ребенок" или "трудновоспитуемый ребенок-термин не научный, не представляющий никакого определенного психологического или педагогического содержания. Это общее обозначение огромных групп детей, отличных друг от друга, предварительное обозначение, выдвинутое из-за практического удобства.

Научное изучение этих форм детского развития еще не зашло так далеко, чтобы мы могли располагать более точными определениями. В частности, в последнее время справедливо указывают на то, что проблема трудновоспитуемости не должна ограничиваться только детским возрастом. В самом деле, в поведении взрослого человека мы очень часто сталкиваемся с такими формами, которые представляют прямую аналогию с детской трудностью, и если взрослых нельзя назвать трудновоспитуемыми, потому что мы их не воспитываем, то все же эти люди трудны. Пытаясь раскрыть это понятие, ссылались на случаи, когда взрослые люди оказывались трудными в семье, на производственной или общественной работе. Удалось конкретно указать, что с психологической стороны у них действительно имелись точно такие же проявления их трудности и другие признаки, как и у детей. Иначе говоря, речь шла о таких формах характера или степени одаренности человека, которые в его общественной приспособленности, деятельности, поведении приводили к ряду трудностей и недостатков. Проблема все более расширяется, и наиболее серьезные психологи Америки, работающие в этой области, предлагают ее выделить в особую отрасль психологического знания, которую они предварительно называют "психологической серединкой", имея в виду при этом не такие нарушения нервной деятельности, которые принимают уже невропатологические или психопатологические формы, но которые, оставаясь в пределах нормы, тем не менее представляют серьезнейшие трудности, мешающие правильному процессу воспитания, общественной трудовой деятельности, личной, семейной жизни человека.

Главная проблема- это проблема образования детского характера (1) и проблема детской одаренности (2), поскольку трудные дети представляют прежде всего сложность в отношении этих 2х областей.

(1) Современные учения о характере делятся на 2 направления:

  1. Биологическое обоснование человеческого характера. Темперамент и врождённые задатки определяют способности ребёнка, а также обусловливают его характер.
  2. Развитие в различных социальных условиях, т.е. социальная ситуация развития. Именно оно наиболее близко подходит к проблеме образования у ребёнка трудного характера или уклонений в его развитии.

Пример: Ребёнок, страдающий недостатком слуха вследствие тех или иных причин ->

3 типа реактивных образований со стороны ребёнка:

1) бред тугоухих. Подозрительность, недоверчивость, мнительность, настороженность. Любое слово окружающих – повод для тревоги и т.п. Теряют сон, постоянные страхи, в конце концов возникает бред преследования.

2) реальная компенсация. Повышенная чуткость, любознательность, склонность к познавательной активности, внимательность и т.п.

3) многообразный, сложно определимый тип компенсации. Вторичная выгода болезни. Большая заботливость со стороны окружающих, понижение его ответственности - > культивирует болезнь., т.к. она дает ему право повышенного внимания.

4) другой вид компенсаций (средний тип): агрессивность по отношению к сверстникам; стремление общаться с младшими детьми- > лидерство среди них. С одной стороны эта компенсация реальна, так как он преодолевает трудности общения, но с другой стороны, он не преодолевает реальных трудностей, стоящих перед ним (сверстники).

Это всё накладывает отпечаток на формирование характера.

Очень трудно воздействовать на упрямого ребёнка из-за его сопротивления - > это очень длительная и сложная задача.

(2) Другая группа детей – дети с дефектами одаренности, т.е. недостаточный общий фонд психического развития - > проблемы в школьном обучении.

В этом отношении важен вопрос единства или множественности одаренности: представляет ли одаренность единую, гомогенную, цельную структуру, или под этим общим названием скрываются многие формы. Все психологические исследования говорят о том, что одаренность представляет собой не цельную функцию, а ряд различных функций и факторов, которые объединены в одно общее.

Например, связь моторной недостаточности и интеллектуального развития. Одно звено развития по отношению к другому может представлять центральное звено компенсации, что приводит к усилению того, чем ребёнок обладает.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Например, практический интеллект. Изучение интеллекта УО детей уже давно показало, что очень часто на практике ребёнок бывает гораздо более находчив, чем в теории.

Есть предположение о том, что теоретический и практический интеллект находятся в обратной зависимости друг от друга: именно из-за недостаточности абстрактного мышления у ребёнка усиленно развивается практический интеллект, и наоборот.

ü Для построения диагноза необходима двойственная характеристика отсталого ребёнка: стадия развития и степень компенсации. А также можно дать и тройственную характеристику: характеристику практического интеллекта, практических данных и способов их использования. Эти взаимоотношения необходимо использовать в практике: в специальных школах необходимо уменьшать опору на наглядные образцы, развивать абстрактное мышление.

Новизна этого подхода (в отличие от старого: дефект – это минус. ): что скрывается за минусами? Необходимо уступить перед недостатком для того, чтобы взять верх над ним и преодолеть дефект, который сделал ребёнка трудновоспитаемым или труднообучаемым.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Развитие характера можно выделить в три основных типа:

1. Фиктивные установки или с точки зрения психиатрии - бред тугоухих. У человека, теряющего слух развиваются такие качества как подозрительность, недоверчивость, мнительность, настороженность. Лев Семенович предполагает, что эти качества проявляются именно в ответ на трудности приспособления к окружающей среде. Фиктивными же их можно назвать потому, что данные ощущения формируются лишь в голове слабослышащего, а на самом деле близкие люди вовсе не желают ему зла.

2. Реальная компенсация – эта система образования тех или иных черт характера, которая позволяет ребенку научатся узнавать то, что другие дети узнают путем слухового восприятия. Ребенок компенсирует потерю слуха путем повышенной любознательности, он становится более чутким, внимательным.

Л. С. Выготский выделяет еще один тип компенсации который можно отнести как к фиктивной, так и к реальной компенсации. Рассматривая на примере слабослышащего ребенка можно предположить проявление агрессивных действий на окружающую среду (упрямство, раздражительность, агрессию к другим детям) – это реальная компенсация. Он так же этот ребенок будет стремится к детям младшего возраста вырабатывая в себе такие черты как властолюбие, тщеславие, с помощью упрямства и силы будет добиваться желаемого – это фиктивная компенсация.

Говоря о трудновоспитуемом ребенке в следствии наличия у него каких-либо черт характера, делающего его неуживчивым, можно сделать вывод, что в этом есть как плюсы, так и минусы. Противоречия и трудности, с которыми сталкивается такой ребенок могут способствовать образованию как положительных, так и отрицательных качеств. И нередко такие дети даровиты.

Рассматривая другую психологическую проблему можно сказать, что трудная воспитуемость тесно связана с одаренностью. То есть недостаточность общего психологического развития мешает ребенку учиться в школе и приобретать знания как другим детям.

Говоря про одаренность Лев Семенович выделяет ее не как целую функцию, а ряд различных функций и факторов, которые объединены в одно общее. Про труднообучаемого ребенка – ребенка, который плохо усваивает дисциплину или же обучение в школе в целом – говорят, как об отсталом, указывая лишь на то что ему не хватает, но никогда не говорили, что у него есть. Однако выяснилось, что дети у которых нарушена та или иная функция, обладают другими дополнительными возможностями, которых нет у нормальных детей.

Сама интеллектуальная отсталость может протекать независимо от ее компенсации или одно звено представляет собой компенсацию другого, ущербного звена. Это будет называться практическим интеллектом или другими словами способность животного или ребенка мыслить разумно.

Исследования Келера показали, что способность к целесообразному действию не связана с высокими интеллектуальными способностями. Дальнейшие наблюдения и исследования показали, что практический и теоретический интеллект могут находиться в обратном отношении друг от друга, т. е. то что испытуемый мог сделать практически без каких-либо усилий, теоретически для него оставалось неразрешимой задачей.

Говоря о детской одаренности и таких отрицательных ее сторон, как детская трудная обучаемость, дефективность, с точки зрения современной психологии подчиняется следующим требованиям:

1. Никогда нельзя указывать только на характерные минусы ребенка, потому что это не говорит о том, что у него есть положительного.

2. Изучение сводится к тому, что характеристика отсталого ребенка должна быть двойственной или тройственной. Как пример у отсталого ребенка сама по себе та или иная функция может оказывается довольно высокой, но умение владеть ею у ребенка ничтожно.

К тройственной характеристике можно отнести: характеристику практического интеллекта, практических данных и способов их использования. Иными словами, вместо общего определения слабоумия пытаются определить:

1. В чем выражается слабоумие;

2. Как ребенок сам пытается бороться с этим явлением;

3. По какому пути должна пойти школа для борьбы с недостатками, которыми страдает ребенок.

Новый подход к исследованию диктует следующие педагогические выводы: необходимо формировать абстрактное мышление слабоумных детей, опираясь на наглядный материал, подвинуть вперед общую линию развития умственно отсталого ребенка. Вспомогательной школе надо развивать мышление детей, вырабатывать у них общественные понятия, и делать это необходимо на основе наглядного материала.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитческая записка по результатам анкетирования родителей аттестация Ильиной Натальи Николаевны-результаты анкетирования родителей «Оценка.

Аналитическая справка о проведении недели здоровья С 03 по 07 апреля в детском саду прошла тематическая Неделя здоровья в соответствии с годовым планом работы. Предварительно была проведена.

1000 идей: программы с психологическими картами

1000 идей: программы с психологическими картами

1000 идей: программы с психологическими картами запись закреплена

👫

ЛЕКЦИИ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Автор - Лев Семёнович Выготский

📘

1. Трудное детство

📘

2. Проблема умственной отсталости

📘

3. К вопросу о динамике детского характера

📘

4. Дефект и сверхкомпенсация

📘

5. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства

📘

6. Основные проблемы современной дефектологии

📘

7. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка

📘

8. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка

📘

9. Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми

Выготский Лев Семенович

Выготский Лев Семенович

Выготский Лев Семенович

Психология искусства скачать

Воображение и творчество в детском возрасте скачать

Дефект и сверхкомпенсация скачать

Проблема умственной отсталости скачать

Отзывы читателей

О книге

В современном обществе в условиях постоянного стресса и рутинных забот, иногда так хочется отвлечься и поднять своё душевное состояние. Чтение книг во все времена помогало людям побороть хандру. Погружая в иные миры хитро закрученного сюжета, книги помогают читателю забыться и отвлечься от душевных неурядиц и бытовых забот.

Читайте также: