Сырьевая экономика это кратко и понятно

Обновлено: 18.05.2024

СЫРЬЕВАЯ ЭКОНОМИКА - ЭТО СЫРЬЕВОЕ ПРОКЛЯТИЕ?

Сегодня в правительстве мнение раздвоилось:

главный российский экономист Эльвира Набиуллина не видит альтернативы сырьевой экономике и полагает, что сырьевая экономика еще долго будет основным источником развития экономики России;

главный российский финансист Алексей Кудрин, напротив, видит в сырьевой экономике какое-то сырьевое проклятие, считает, что сырьевая экономика тормозит развитие и рост экономики России, сажает ее на какую-то "сырьевую иглу", является источником инфляции и т.д. и т.п.;

главный реформатор и премьер-министр РФ Владимир Путин мечется между Набиуллиной и Кудриным, принимая за стратегию развития страны до 2020 года ту или другую сторону своих министров без объективной аргументации своего выбора или последующего изменения своей позиции;

самый главный реформатор – действующий президент РФ Дмитрий Медведев однозначно заявляет, что сырьевая экономика не имеет у нас будущего, а высокие мировые цены на нефть – это для России катастрофа и уничтожение всех стимулов к развитию.

КУДА УХОДИТ ОГРОМНЫЙ ДОХОД, ЩЕДРО ПОДАРЕННЫЙ РОССИИ ПРИРОДОЙ

Попробуем разобраться в этой дискуссии с позиции экономической науки. Где откровенная лапша на уши и игнорирование экономической диалектики развития нашей страны, а где вуалирование и оправдание действий, не увязывающихся с экономической логикой.

Однако объективно есть сырьевой сектор экономики (ССЭ), в котором трудятся всего 1,5–1,7 млн. человек, причём трудятся очень плодотворно с высокой бюджетной и народнохозяйственной эффективностью, создавая (поднимая на-гора) дополнительный огромный доход (щедро подаренный России природой) в виде горной и ценовой общенародной ренты, которая обеспечивает:

финансирование активов более 80% российских миллиардеров;

средства на выборы более 50% сенаторов Совета Федерации, депутатов Госдумы РФ и депутатов соответствующих законодательных органов субъектов РФ;

финансирование и теневой капитал более 60% коррупционеров всех уровней;

более 70% наполнения офшорных счетов бенефициаров российских юридических лиц и личных счетов власть имущих, чиновников и их родственников;

более 80% зарубежной недвижимости (дворцов, особняков, ресторанов, яхт и т.п.);

более 60% поступлений (доходной части) в бюджет;

100% поступлений в Резервный фонд и фонд Национального благосостояния;

60–70% поступающей в страну валюты, которая пополняет золотовалютные резервы страны.

Рассмотрим кратко основные мифы, которые власть навязывает российскому обществу, обнажая свое полное бессилие и, видимо, нежелание оторваться от рентной кормушки.

Однако в России все наоборот: в 90-е годы рубль не укрепился, а резко ослаб. Достаточно вспомнить 1998 год, когда курс рубля снизился за один год почти в 4 раза (с 6 до 22 рублей за доллар).

Здесь уместно добавить тот факт, что паритет покупательной способности рубля составляет всего 12 – 13 рублей, что более чем в два раза ниже курса национальной валюты.

Можно однозначно заявить, что в России начиная с 1999–2000 годов зародилась своя доморощенная российская болезнь, связанная с сырьевым сектором экономики, которая характеризуется тем, что приток незаработанной валюты, вызываемый ростом цен на углеводороды, только лишь сдерживает ослабление рубля, но не укрепляет его.

$380 МЛРД. БЫЛИ РАЗВОРОВАНЫ И РАСТРАЧЕНЫ ВПУСТУЮ

Однако приведенная выше большая цитата обычно замалчивается, хотя наша развивающаяся Россия зачем-то повторяет печальный опыт Нигерии - с той лишь разницей, что российская политическая элита переводит огромную горную ренту в оффшоры.

СЫРЬЕВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОДЕНСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

УМЕЛОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ ГОРНОЙ И ЦЕНОВОЙ РЕНТЫ ИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Миф пятый выражается в том, что будто бы в России создана эффективная налоговая система платного недропользования, которая якобы позволяет государству успешно изымать основную массу горной и ценовой ренты с помощью налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин на минеральное сырьё.

Платное недропользование в России практически не ущемляет интересы недропользователей. Относительно серьезные суммы налогов за недра установлены только для нефтедобывающих компаний. Но они в ответ на фискальные действия государства резко уменьшили объём капвложений в добычу нефти и в геологоразведку. В особом привилегированном положении находится газодобывающая отрасль, недропользовательские платежи которой в бюджет меньше в 10–15 раз, чем у нефтяников, хотя доходы нефтяников и газовиков сопоставимы между собой.

Ниже при описании других мифов будут даны еще некоторые штрихи к системе платного недропользования, целью которой на самом деле является не изъятие горной и ценовой ренты, а умелое её исключение из бюджетного процесса, что является основой создания дефицита бюджета и сопутствующей ему говорильни о необходимости сокращения расходов…

ПРОДУКТЫ ГЛУБОКОГО ПЕРЕДЕЛА - ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ, ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ

Шестой миф уже набил оскомину. Его настойчиво навязывают, и, что очень плохо, общество в этот миф верит. Имеется в виду установка, что не надо торговать сырьем, его надо перерабатывать и продавать продукты глубокого передела, что при этом государство (и якобы общество) получит огромную добавленную стоимость.

Профессионалы, конечно, понимают, что это миф.

Хорошо известны многие страны (Норвегия, Австралия, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.), которые не стремятся к переработке, торгуют сырьем и живут припеваючи.

Кроме того, чтобы увеличить переработку сырья, нужны эти самые перерабатывающие заводы, огромные капитальные вложения в их строительство, которые перекроют мифическую добавленную стоимость. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

МОЩНЕЙШАЯ ОБСТРУКЦИЯ СО СТОРОНЫ МИНПРИРОДЫ, СМИ И ОЛИГАРХОВ

Восьмой и очень популярный миф состоит в том, что в России создан чуть ли не наилучший в мире порядок недропользования на основе административно-правового разрешительного лицензионного доступа к добыче минерального сырья, что отражается в лицензионном соглашении и его неотъемлемых частях.

Собственно миф заключается в утверждении, что российская лицензионная система является одной из наилучших в мире. Хотя известно, что в большинстве из 65-ти нефтедобывающих стран (а Россия относится к их числу) принят гражданско-правовой концессионный (в том числе на условиях соглашения о разделе продукции) доступ к недропользованию.

Я глубоко убежден, что без замены действующих лицензий, без приведения их в соответствие с чаяниями народа будет продолжаться разграбление наших природных богатств, а нас будут потчевать мифами о необходимости переработки, о диверсификации компаний-недропользователей, но об этом ниже.

Но это – порождение ими же созданной системы платного недропользования.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на твердые полезные ископаемые берется в процентах с одной тонны (или другой физической единицы) добываемого минерального сырья и при этом не зависит от текущих и капитальных затрат. Что очень плохо, поскольку НДПИ включается в затраты, удорожает добычу, мотивирует выборочную добычу на лучших месторождениях и заставляет недропользователей консервировать малорентабельные месторождения. Что, в свою очередь, создает дефицит минеральных ресурсов, приводящий к свертыванию ранее созданной обрабатывающей промышленности.

НДПИ на нефть берется в виде потонной ставки с одной тонны по формуле, зависящей от мировых цен, без учета текущих и капитальных затрат, то есть без учета издержек. Это тоже приводит к перечисленным выше следствиям.

ЯКОБЫ СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Десятый миф состоит в том, что бюджет у нас является всегда якобы социально направленным. Однако на самом деле, фактически уже почти десять лет подряд, в нашем бюджете затраты на армию, оборону, милицию и другие силовые структуры в два раза превышают социальные расходы. В то же время в подавляющем большинстве западноевропейских стран социальные расходы бюджета в шесть(!) раз превышают затраты на содержание армии, полиции, на оборону и обеспечение правопорядка.

Геологи шутят, что человеческое тело к старости становится минеральным сырьем. Но в каждой шутке есть доля истины. Действительно, из якобы социально направленного трехлетнего бюджета, принятого на 2011–2013 годы, отчетливо видно, что отношение правительства РФ к пенсионерам такое же, как к воспроизводству минерально-сырьевой базы, затраты на которое уменьшаются в 2012–2013 годах до 16 млрд. рублей против 20 млрд. рублей в 2011 году. Аналогично в трехлетнем бюджете заложено снижение затрат на другие социальные нужды. К примеру, предусмотрена индексация пенсий граждан России с учетом инфляции, но от того фактического низкого уровня, которого не хватает даже на выживание, то есть правительство РФ и впрямь рассматривает пенсионеров как ненужное ему воспроизводство органического минерального сырья.

ПРЫТКО И ЛОВКО ОПУСТОШИЛИ КОПИЛОЧНЫЕ ФОНДЫ И ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ

Чуть ли не главным (в нашей нумерации десятым) мифом был миф о том, что Россию в 2008 году настиг глубокий (именно глубокий) кризис, сравнимый с кризисом 1998 года, и что страна успешно преодолела этот кризис. Миф этот сам по себе является многогранным и многоаспектным. При этом он сопровождался ошибочными констатациями причин возникновения обоих кризисов.

Дефолт 1998 года объяснялся непомерно высоким государственным долгом России, хотя, по нашему мнению, объявление дефолта было вызвано желанием младореформаторов (Сергей Кириенко, Анатолий Чубайс и Борис Немцов) и сросшимися с ними желаниями банкиров, олигархов и других власть имущих отнять накопления зарождающегося в стране среднего класса, переделить собственность между собой и резко ослабить российский рубль, чтобы усилить экспорт сырья и многократно увеличить поступления горной и ценовой ренты на свои счета в оффшорах.

ГОСУДАРСТВО-РАНТЬЕ, ЖИВУЩЕЕ ЗА СЧЕТ ЦЕНОВОЙ И ГОРНОЙ РЕНТЫ

Таким образом российские компании набрали якобы долги (кредиты) за рубежом на сумму, равную 20% ВВП. Эти долги и отсутствие реальных инвестиций явились одним из истоков нашего кризиса 2008 года, стали следствием расхитительного недропользования и создания российских финансовых центров сырьевого капитала в оффшорах.

ИЛЛЮЗИИ О БЛАГОПОЛУЧИИ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

Справка

Cемён Аронович Кимельман р одился 13 марта 1942 года.

Российский учёный-экономист. Специалист по проблемам экономики недропользования и природной ренты. Академик академии гуманитарных наук. Доктор экономических наук. Кандидат технических наук, главный научный сотрудник, заведующий отделом инвестиционно-финансовых механизмов, лицензирования и раздела продукции всероссийского института экономики минерального сырья (ВИЭМС).

В 2001 году — член межведомственной рабочей группы правительства РФ по отработке механизма перевода на рентные платежи организаций и предприятий ресурсодобывающих отраслей.



Минусов много — страна превращается в фактическую колонию, вступая в полную зависимость от своих клиентов. Если клиенты перестают покупать ресурсы или покупают их у кого-то другого, либо предлагают половину цены — подобное может привести к краху. Отсутствует какая-либо реальная стабильность и уверенность в завтрашнем дне — в любой момент может наступить кризис, который похоронит под собой все благие начинания. Отсутствие уверенности в завтрашнем дне означает, что люди будут стараться копить под матрасом, а не тратить. Не будут покупать что-то в долг, не станут улучшать жилищные условия, куда-то ездить и т. д. Также упадет рождаемость так как не будет гарантий благополучной жизни для родившихся детей. Сырьевая экономика приведет к зависимости национальной валюты от цен на ресурсы. Такая зависимость отлично проявилась в истории РФ трижды — все 3 раза, когда нефть сильно падала — падала и российская валюта. Последний раз падение более, чем в 2 раза отчетливо показало, что нет никаких гарантий светлого будущего в серой путинской стране, занятой исключительно продажей природных ресурсов.

Долгое время считалось, что обеспеченность ресурсами земли, полезными ископаемыми является важными и позитивными факторами развития экономики. Но научные исследования последних лет показали, что зависимость от сырьевого экспорта может негативным образом сказаться на росте и развитии экономики страны. В российской действительности природно-климатические условия и ресурсы земли всегда играли особую роль в отличии от других стран. Несмотря на то, что развитые страны давно акцентируют внимание на перерабатывающей промышленности и сфере услуг, Россия продолжает опираться на экспорт ресурсов. Страна является одним из крупнейших поставщиков земли, леса, полезных ископаемых.

Экспертные оценки показывают, что минерально-сырьевой потенциал России составляет около 20% от всего мирового потенциала. Быстрое развитие промышленности требует энергетических ресурсов. По данным исследования компании Бритиш Петролиум РФ занимает первое место в мире по доказанным запасам природного газа. Они составляют около 26% общемирового запаса. Растет внутренний рынок потребления газа в России, а на мировом уровне потребление к 2030 году увеличится до 90%.

Постепенно добыча энергоресурсов в России снижается, так как уменьшаются запасы в разработанных месторождениях. Освоение новых мест добычи требует инвестиций и времени. Так же используются малоэффективные методы разработки, которые снижают качество ресурсов, делают процесс более затратным. Добывающие компании мало заинтересованы в поиске и разработке новых месторождений, направляя свои усилия на добычу и экспорт. Большая часть неосвоенных месторождений находится в отдаленных районах России, что осложняет их освоение.

Конкурентоспособность российских нефти и газа на международном рынке обусловлена относительно недорогой себестоимостью добычи. В России 1 баррель нефти обходится добывающим компаниям в среднем в 4 доллара расходов. В европейских добывающих странах этот показатель составляет 6-7 долларов США за баррель.

Готовые работы на аналогичную тему

Ресурсное проклятие России

Наступает момент, когда экономика страны начинает зависеть от объемов продаж сырья, а значит, от колебания мировых цен на ресурсы. При стабильном уровне цен происходят следующие изменения:

  1. Рост доходов государства.
  2. Рост расходов бюджета.
  3. Несбалансированная бюджетная политика.
  4. Отсутствие мер по диверсификации экономики.

При росте цен на энергоресурсы страны сталкиваются с увеличением цена национальной валюты, что повышает риск деиндустриализации экономики и снижает конкурентоспособность внутренних производителей перед импортерами. В итоге повышаются страновые риски, а также снижается инвестиционная привлекательность национальной экономики.

Место России на мировом нефтегазовом рынке

Россия является одним из крупнейших поставщиков нефти и газа в мировую экономику. Спрос на нефть всегда превышает предложение, поэтому развитие нефтегазовой отрасли важно как для экспортеров, так и для импортеров сырья. В России открыто 2734 месторождения газа, нефти в недрах и на континентальном шельфе. Благодаря своему географическому положению Россия может экспортировать ресурсы:

  • В страны Азии.
  • В Европу.
  • В Китай и Индию.

Несмотря на то, что Россия не является прямым участником международных решений в области энергоресурсов, любые изменения на ее внутреннем рынке моментально сказываются на котировках мировых бирж. Весь объем добычи на территории России составляет 10% от общемирового оборота энергетических ресурсов. Валютная выручка от экспорта ресурсов составляет треть всех доходов страны.

Сегодня Россия использует свою территорию в качестве моста между Европой и Азией для перевозки энергетических ресурсов. Инициатива осложняется геополитическими проблемами. Россия продолжает оставаться крупнейшим поставщиком газа в мире. Из общего объема добычи около 37% вывозится на экспорт, остальное остается для внутреннего потребления.

Россия не входит в состав стран ОПЕК, но является наблюдателем. То есть имеет возможность косвенного влияния на решения, принимаемые странами-участницами. Сегодня страна является основным поставщиком газа в Европу, а также налаживает отношения с развивающимися рынками Индии и Китая. По прогнозам экспертов объем потребления энергоресурсов до 2030 года останется неизменным.

Таким образом, Россия занимает значимое место на нефтегазовом мировом рынке. Но все отчетливее становится ясна необходимость развития перерабатывающих отраслей промышленности, пусть и на базе энергетической отрасли.

Проблемы сырьевой модели экономики в РоссииТема сырьевой модели экономики в России является довольно неоднозначной. Подобного рода модель экономики, сложившаяся в России за последние два десятилетия, не имеет будущего, поскольку является затруднительной. Для разрешения данной проблемы

Суть стратегического менеджмента краткоЧто такое стратегический менеджмент? Как он может быть полезен вашей компании? Как можно быстро и оперативно запустить его в реализацию? Содержание статьи: Суть стратегического менеджментаФункции стратегического менеджментаЦикл стратегического менеджмента Суть

Суть SWOT-анализа кратко: как делать и использовать?Содержание статьи: Что же такое SWOT-анализ предприятия?Как делать SWOT-анализ организацииИнтерпретация результатовРешаемые задачиSWOT-анализ может быть использован для:Примеры Что же такое SWOT-анализ предприятия? Как правило, в литературе SWOT-анализ представляют в виде такой таблицы

Анализ конкурентов и карта стратегических группВ данной статье мы рассмотрим рынок конкуренции при помощи одной из знаменитых моделей маркетинга. Содержание статьи: Модель 5-и рыночных сил ПортераНовые конкурентыСубститутыАнализ конкурентовКарта стратегических групп Модель 5-и рыночных сил Портера В 1979

Коммуникации в организации: понятие, виды, барьеры, проблемыСуществует множество различных видов коммуникаций в организации. Но, в первую очередь, говорят про распространение информации по иерархии компании. Содержание статьи: Виды корпоративных коммуникацийМетоды повышения эффективности коммуникацииЭлектронные коммуникацииФормальные и неформальные коммуникацииБорьба

Проблемы сырьевой модели экономики в России

Тема сырьевой модели экономики в России является довольно неоднозначной. Подобного рода модель экономики, сложившаяся в России за последние два десятилетия, не имеет будущего, поскольку является затруднительной. Для разрешения данной проблемы необходимо переходить к более совершенной модели экономики.

план российской инновационной экономики

Рост ВВП, начиная с 2013 года, постепенно снижается. Получается, что имеющаяся сырьевая модель не столь функциональна, как полагалось. И видимых результатов не приносит. Правительство имеет массу нерешенных задач, вставших на пути внедрения более современных моделей, подходов и программ.

Такой переломный момент в стране, к сожалению, привел к тому, что традиционный показатель ВВП, как обговаривалось ранее, уже близок к нулю, а инвестиции резко сокращаются. Но все-таки сырьевая экономика находится в приоритете.

Развитие энергетики также испытывает крах. Дело в том, что Россия сейчас экспортирует газ в Европу, в том числе на Украину и другие страны мира. При этом цены на газ в Америке сравнительно ниже, нежели у нас. Америка стала переориентироваться на энергетический рынок Европы, строя заводы по сжиженному и сланцевому газам.

Динамика развития экспортно-сырьевой ориентации российской экономики:

Для Газпрома (а как подразумевается, для России) произошло сравнительно недавно крайне неблагоприятное событие — Америка стала главным производителем газа. У нашей страны нет возможности входить в конкуренцию с ней. Есть очень большая вероятность растратить месторождения наших энергетических компаний — Газпром, Лукойл, Роснефть и т.д.

проблема - доминирование сырьевых компаний

В России на данный момент растрачивается 50% сжигаемой (используемой) энергии внутри страны, грубо говоря, половина энергоресурсов. Как вариант, рассматривается концепция, когда Россия сможет сэкономить от 40 до 50 потребляемых энергоресурсов, благодаря абсолютно традиционным и достаточно несложным технологиям.

Простой, дешевый, экологически-безопасный путь развития: затраты заметно меньше, а окупаемость выше. Главное месторождение страны находится в европейской части, где ни нефти, ни газа, ни угля практически не осталось, но сжигается и бездарно используется та энергия и те природные ресурсы (металл, древесина), где основными потребителями выступают население и промышленность. Имеется такая парадоксальная идея. Но в представленном случае отражена несколько иная логика: энергосбережение и энергоэффективность (имеется в официальных документах).

Существует указ от имени президента РФ о рациональном использовании ресурсов. Но подобного рода указ выглядит как некий призыв, который можно увидеть на всем известных лозунгах. Если нашей задачей является провести энергоэффективную экономику, то здесь имеет место быть полномасштабное развитие инноваций, машиностроения, обрабатывающего сектора и т.д.

Для российской экономики уже на данном этапе необходим довольно радикальный маневр в использовании своего природного капитала и ухода от сырьевой экономики. Он заключается в потребности вложения денег государству. Тем самым, побуждая все частные и государственные компании в области энергетики и металлургии переходить к повышению использования природных ресурсов.

Задача состоит в том, как добиться реализации этих приоритетов в отсутствии инвестиций и во время кризисной ситуации в экономике. Для начала нужно провести жесткую политику перераспределения инвестиций и улучшение качества корпоративного управления. Здесь крайне имеет место быть радикальная перестройка менталитета, процесса принятия решений, в том числе и по отношению к нашему сырьевому сектору, который сейчас, к сожалению, является основой нашей экономики.

Читайте также: