Утопический социализм герцена кратко

Обновлено: 05.07.2024

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ. Его возникновению предшествовали стихийные духовные искания угнетенных крестьянских масс, мечтавших о свободе и равенстве, отразившиеся в фольклоре, религиозных ересях и др. В русской общественной мысли конца 18 - начала 19 веков предшественниками утопического социализма были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Идеи западноевропейского утопического социализма, проникавшие в Россию с конца 18 века, получили особенно широкое распространение в 1830-1840-х годах.

Социалистические мечтания А. И. Герцена и Н. П. Огарева, возникшие в начале 1830-х годов под воздействием идей А. Сен-Симона и Ш. Фурье, положили начало социалистической традиции русской общественной мысли. Незрелость социально-экономических и политических отношений в России нашла выражение в том, что ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского утопического социализма (В. С. Печерин и др.). Такое облеченное в религиозную форму направление утопического социализма продолжало существовать и позже - у некоторых петрашевцев, среди членов Кирилло- Мефодиевского общества и даже у некоторых народников.

В 40-е годы 19 века наиболее яркие представители русского утопического социализма (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, М. В. Петрашевский, В. А. Милютин) выступают с теорией, опирающейся на более или менее цельное философское основание. Важнейшими составными частями в эту теорию входят антропологическая идея природы человека, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства. Русские утопические социалисты сумели подметить некоторые существенные черты ограниченности западных систем утопического социализма, в частности присущий многим из них дух уравнительности.

А. И. Володин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Чечулин Н. Д., Русский социальный роман XVIII века, СПБ, 1900; Святловский В. В., Русский утопический роман, П., 1922; Сакулин П. Н., Русская литература и социализм, ч. 1, М., 1924; Левин Ш. М., К вопросу об исторических особенностях русского утопического социализма, "ИЗ", 1948, No26; Малинин В. A., Сидоров M. И., Предшественники научного социализма в России, М., 1963; Володин А. И., Начало социалистич. мысли в России, М., 1966; Чистов К. В., Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв., М., 1967; Водолазов Г. Г., От Чернышевского к Плеханову (Об особенностях развития социалистич. мысли в России), М., 1969; Идеи социализма в русской классической литературе, Л., 1969; Твардовская В. A., Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг., М., 1969; Володин А. И., Гегель и русская социалистич. мысль XIX века, М., 1973; Пантин И. К., Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке, М., 1973.

Герцен считал, что Россия, в отличие от Европы, сумела сохранить в себе здоровое самобытное начало – крестьянскую общину, которая при условии освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделения их землей, а также при децентрализации государственного управления, может стать основой социалистических преобразований

Государство.

Происхождение государства. Главная причина возникновения государства - эгоизм и общественность, без которых, по мнению Герцена, не было бы ни истории, ни развития. Человек, как существо общественное, вступает в общение с другими в поисках гармонии между собой и обществом и на основе добровольного соглашения создается государство. Отсюда государство это - общественный союз, необходимый для гармонии между личностью и обществом. Необходимый для того, чтобы соединить эгоизм и общественность, личность и коллектив. Цель государства - охранять общественную безопасность, но служит оно тому, на чьей стороне сила, т.е. господствующему классу.

Наилучшим обществом, где существует полная гармония между личностью и обществом, может быть только социальная республика, которая придет на смену существующему строю. Герцен полагал, что нужно стремиться создать такое общество, где народ непосредственно или через своих представителей решал бы все вопросы политической и социальной жизни.

Русский анархизм

С именем Михаила Александровича Бакунина (1814-1876)связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма - одного из распространенных движений ультрареволюционного социализма. Бакунин чаще всего использовал естественно-правовую традицию в трактовке прав личности или обязанностей должностных лиц государства, а не формальный догматический анализ существующих государственных законов. Все юридические законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития, являются, по Бакунину, внешне навязанными, а потому и деспотическими. Политическое законодательство неизменно враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам. Свобода человека должна соизмеряться не с той свободой, которая пожалована и отмерена законами государства, а с той свободой, которая есть отражение "человечности" и "человеческого права" в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) - последний из плеяды всемирно известных русских пропагандистов анархизма (наряду с Бакуниным и Л.Н. Толстым) - принадлежал к старинному княжескому роду. Он приобрел известность как географ и геолог (изучал Сибирь, Финляндию и Швецию), как глубокий исследователь одного из направлений эволюционной теории в биологии, автор монографических работ в области истории и теории этики, а затем и как создатель серии трудов по теории и истории анархизма. Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал бы господствующим. Социально заинтересованными в такой организации стали землевладельцы, жрецы, судьи, воины. Все они были настроены на захват власти. Государственная организация властвования находится в тесной взаимосвязи с правосудием и правом. Анархическая критика государственной организации властвования была направлена против государства как формы приобщения к власти определенных социальных групп, как сверхбюрократизированного средоточия управления местной жизнью из одного центра, как формы "присвоения многих отправлений общественной жизни в руках немногих".

Герцен считал, что Россия, в отличие от Европы, сумела сохранить в себе здоровое самобытное начало – крестьянскую общину, которая при условии освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделения их землей, а также при децентрализации государственного управления, может стать основой социалистических преобразований

Государство.

Происхождение государства. Главная причина возникновения государства - эгоизм и общественность, без которых, по мнению Герцена, не было бы ни истории, ни развития. Человек, как существо общественное, вступает в общение с другими в поисках гармонии между собой и обществом и на основе добровольного соглашения создается государство. Отсюда государство это - общественный союз, необходимый для гармонии между личностью и обществом. Необходимый для того, чтобы соединить эгоизм и общественность, личность и коллектив. Цель государства - охранять общественную безопасность, но служит оно тому, на чьей стороне сила, т.е. господствующему классу.

Наилучшим обществом, где существует полная гармония между личностью и обществом, может быть только социальная республика, которая придет на смену существующему строю. Герцен полагал, что нужно стремиться создать такое общество, где народ непосредственно или через своих представителей решал бы все вопросы политической и социальной жизни.

Русский анархизм

С именем Михаила Александровича Бакунина (1814-1876)связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма - одного из распространенных движений ультрареволюционного социализма. Бакунин чаще всего использовал естественно-правовую традицию в трактовке прав личности или обязанностей должностных лиц государства, а не формальный догматический анализ существующих государственных законов. Все юридические законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития, являются, по Бакунину, внешне навязанными, а потому и деспотическими. Политическое законодательство неизменно враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам. Свобода человека должна соизмеряться не с той свободой, которая пожалована и отмерена законами государства, а с той свободой, которая есть отражение "человечности" и "человеческого права" в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) - последний из плеяды всемирно известных русских пропагандистов анархизма (наряду с Бакуниным и Л.Н. Толстым) - принадлежал к старинному княжескому роду. Он приобрел известность как географ и геолог (изучал Сибирь, Финляндию и Швецию), как глубокий исследователь одного из направлений эволюционной теории в биологии, автор монографических работ в области истории и теории этики, а затем и как создатель серии трудов по теории и истории анархизма. Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал бы господствующим. Социально заинтересованными в такой организации стали землевладельцы, жрецы, судьи, воины. Все они были настроены на захват власти. Государственная организация властвования находится в тесной взаимосвязи с правосудием и правом. Анархическая критика государственной организации властвования была направлена против государства как формы приобщения к власти определенных социальных групп, как сверхбюрократизированного средоточия управления местной жизнью из одного центра, как формы "присвоения многих отправлений общественной жизни в руках немногих".

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Шестидесятые годы отмечены появлением новых моментов в идейном содержании общественных движений. Этот период изобилует радикальными программами и не менее радикальными общественными акциями. В условиях пореформенной России идеи социализма — вначале сен-симонистского и фурьеристского, а затем и марксистского — впервые обрели относительно широкую и заинтересованную поддержку среди части интеллигенции, составленной из так называемых разночинцев — студентов, литераторов, молодых офицеров и других государственных служащих, как правило, недворянского происхождения, но были и примечательные исключения. Особенно заметен слой выходцев из семей священнослужителей (например, Чернышевский и Добролюбов), которых отличала жертвенная устремленность к защите униженных и обездоленных в сочетании с радикальной оппозицией помещичьему и бюрократическому произволу.

Социализм Герцена народнический и вместе с тем индивидуалистический — так оценивает взгляды Герцена Н. А. Бердяев. Его вера в крестьянскую общину во многом объясняется тем, что русский мужик, даже в крепостном состоянии, более личность, чем западный буржуа, поскольку соединяет в себе личное начало с общинным. Правда, он не делает при этом различения между личностью и индивидом, между человеком и гражданином, однако хорошо чувствует и передает опасность мещанства, торжествующего и угрожающего образованному меньшинству. Первый русский западник пережил глубокое разочарование в западном мещанстве, и это склонило его к сочувствию анархизму, а не демократии.

Таким образом, внутриобщинное регулирование самодостаточно, в нем гораздо больше разумности, нежели в правительственной регламентации, поскольку оно вырабатывалось поколениями на основе правового обычая или соглашения.

Выход из такого положения один — в обеспечении союза и братства между людьми. Люди должны соединиться в общества, имеющие общий интерес, сообща пользоваться силами природы и средствами наук. В земледелии братство это должно выразиться в переходе земли в общинное пользование, а в промышленности — в переходе фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике или на этом заводе.

После первых шагов по осуществлению крестьянской реформы Чернышевский приходит к выводу о неспособности самодержавно-бюрократической организации к реформированию и начинает ориентироваться на крестьянскую революцию. В прокламациях к крестьянам, в обращении к русским конституционалистам у него представлен широкий комплекс предложений и рекомендаций относительно необходимых перемен в устройстве общества и государства: свободная от бюрократического гнета и опеки крестьянская община, местное представительное управление и самоуправление, самостоятельный и праведный суд, ограничение царского самовластия, управление на основе законов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

46 РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ, В. И. ЛЕНИН)

46 РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ, В. И. ЛЕНИН) Александр Иванович Герцен (1812–1870) – один из родоначальников концепции русского социализма. Герцен критиковал учение славянофилов. Он пришел к мысли, что русская деревенская

Знать надо русский, а не то хуже будет!

Знать надо русский, а не то хуже будет! На своем родном перекрестке останавливаю автомобиль. Проезд на красный сигнал светофора. Джигит, понимаешь ли! Жигуленок нагружен фруктами так, что брюхом по асфальту вот-вот чертить начнет. Ящиками заставлено все свободное

Знать надо русский, а не то хуже будет. Окончание

Знать надо русский, а не то хуже будет. Окончание За рулем сидит человек неизвестной национальности. Мне неизвестной.Подхожу к машине:— Здравствуйте!— Моя по твоя не понимай!— Совсем никак?— Переводчика дай!Маленькое пояснение. Если водитель плохо говорит на русском,

48. Ранний социализм. Пути русского социализма (А. И. Герцен, П. М. Лавров, П. Н. Ткачев, В. И. Ленин)

Русский ресторан Как это было

Русский ресторан Как это было Вскоре я уже знал, что большое число русских приехали в Афины в конце восьмидесятых. В основном это были коммерсанты-теневики, которые, получив возможность покинуть страну, уехали за рубеж вместе с нажитыми капиталами. За ними потянулся

§ 6. Право было нарушено, но два братских народа — русский и украинский — продолжали дружить в рамках Союза ССР (60-80 годы)

§ 6. Право было нарушено, но два братских народа — русский и украинский — продолжали дружить в рамках Союза ССР (60-80 годы) В связи с продлением срока аренды Черноморским флотом части территории Крыма на 25 лет возникают вопросы: если в Соглашении о продлении срока аренды

10. Французский социализм

10. Французский социализм XVIII век в Европе намного превзошел два предшествовавших ему столетия по количеству и уровню появившейся в этот век социалистической литературы разного рода. Из работ, носящих собственно теоретический характер, несомненно выделяются вышедшие во

8. Русский анархизм

8. Русский анархизм Русский анархизм представлен несколькими именами широкой европейской известности, среди которых в первую очередь следует назвать М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина и Л. Н. Толстого. Русский анархизм во многом разделял идеи современных им европейских

Возникновение революционно-демократического движения. В 1840-е годы в России появляется еще одна теория коренного переустройства жизни страны. Ее основателями и пропагандистами выступили люди, которых одни называли революционными демократами, другие — народными социалистами, третьи — социалистами-утопистами. Они не принимали самую суть государственного устройства страны, считали, что требуется полностью его изменить, и являлись сторонниками радикального, революционного переустройства общества.

Они беспощадно громили славянофилов и жестко критиковали западников. Им казалось, что идеальное государственное устройство в России следует утвердить на принципах, распространенных в русской деревне, в мире крестьянской общины. Там не было деления по имущественному признаку, вся земля (основная собственность) принадлежала всем (миру), а отношения между членами общины регулировались не столько государственными законами, сколько традициями и обычаями.

Известными деятелями этого направления общественной мысли являлись литературный критик В. Г. Белинский, писатель и философ А. И. Герцен, писатель и публицист Н. Г. Чернышевский.

Подобные сказочные теории, так манившие воображение людей, возникали постоянно. Некоторым казалось, что достаточно придумать справедливую форму устройства человеческого общества, провести ее в жизнь, и тотчас исчезнут несправедливость, угнетение и бедность. Эти теории получили название утопического социализма.

В. Г. Белинский

В. Г. Белинский

В. Г. Белинский. Виссарион Григорьевич Белинский (1811 —1848) родился в семье флотского лекаря. Окончил начальное училище в городе Чамбаре (Пензенская губерния), а затем учился в пензенской гимназии, но курса не кончил. В 1829—1832 годах обучался на словесном (филологическом) отделении Московского университета, откуда был отчислен за неуспеваемость. Потом зарабатывал на жизнь домашними уроками и сотрудничал в московских и петербургских журналах. Писал он и литературные произведения (драмы, повести и рассказы), которые успеха не имели.

Известность Белинский получил как обозреватель литературной и художественной жизни страны. Его беспощадное перо клеймило и разоблачало, воздавало хвалу одним и возносило хулу на других. Его критические статьи отличались необыкновенной эмоциональностью.

Белинский стал родоначальником того направления в российской общественной мысли, которое обычно называют революционно-демократическим.

Революционные демократы считали, что жизнь в России полна жестокостей и несправедливостей, что ее надо коренным образом менять, что народ должен сам решить свою судьбу и установить справедливый А. И. Герцен общественный строй.

А. И. Герцен

А. И. Герцен. Александр Иванович Герцен (1812—1870) был сыном богатого русского помещика. Герцен и его друг Н. П. Огарев постоянно размышляли о своем будущем и о будущем России.

Голоса из России. Лондон. 1856 г

Голоса из России. Лондон. 1856 г.

Н. Г. Чернышевский

Н. Г. Чернышевский

Особенно активную публицистическую деятельность Чернышевский развернул в период подготовки и проведения Крестьянской реформы 1861 года.

Убежденный, что народ мудр и сам найдет форму политического устройства своего государства, Чернышевский ратовал за крестьянскую революцию.

Чернышевский считал, что общинный строй, не знающий частной собственности и имущественного неравенства, станет основой будущего социалистического устройства страны.

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского на Мытной площади в Петербурге

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского на Мытной площади в Петербурге

Революционеры-демократы показали себя талантливыми критиками политического и общественного строя России. Но их предложения по переустройству жизни через соединение крестьянской общины с социализмом носили утопический характер.

Не зная в подлинности крестьянского уклада жизни, они видели в нем лишь то, что хотели видеть: имущественное равенство крестьян, их взаимопомощь, отсутствие у них группового эгоизма. На самом деле такой общины, никогда не существовало и не могло существовать.

Община не позволяла выдвинуться наиболее трудолюбивым и предприимчивым. Здесь действительно не было частной собственности на землю, которая считалась общим владением всех жителей деревни (или нескольких деревень), составлявших общину. Земля регулярно перераспределялась в соответствии с количеством членов той или иной семьи. Это неизбежно подрывало стимулы к производительному труду.

Зачем улучшать землеобработку, обустраивать тот или иной участок земли, если он со временем перейдет к другому человеку? Именно общинная организация жизни являлась одной из главных причин бедности крестьян. Зачем производить много продукции, если придется делиться с теми, кто не захотел усердно трудиться на поле, не сумел вырастить хороший урожай или не успел его собрать?

Новые, более производительные, приемы и методы ведения сельскохозяйственного производства плохо приживались в русской деревне. И в середине XIX века здесь были в ходу все тот же инвентарь и те же приемы ведения хозяйства, которые применялись за 100, 200, а то и более лет до того.

Община мешала появлению больших и крепких индивидуальных сельских хозяев. Она поддерживала слабых, убогих и ставила преграды сильным и способным. Между тем революционные демократы видели в ней фундамент нового общественного устройства.

Читайте также: