Древние восточные церкви кратко

Обновлено: 21.05.2024

Древние восточные церкви — группа древних церквей восточного христианства, признающих постановления и исповедующих вероучительные догматы только первых 2-х или 3-х Вселенских соборов. К ним относятся диофизитская ассирийсская и 6 монофизитских церквей (армянская, коптская, маланкарская, сирийская, эритрейская, эфиопская).

Последние 6 восточных церквей называют "ориентальными православными" или "древними православными" церквями. Они не признают Халкидонский и все последующие Вселенские соборы, в связи с чем также называются миафизитскими и нехалкидонскими церквями.

Диофизитская Ассирийская Церковь Востока, признаёт еще меньше - только два первых Вселенских собора.

Разделы страницы о древневосточных церквях:

  • Диофизитская, монофизитская и миафизитская христологии
  • Ассирийская Церковь Востока
  • Армянская Апостольская Церковь
  • Коптская православная церковь
  • Маланкарская православная церковь
  • Сиро-Яковитская Православная Церковь
  • Маланкарская православная церковь (христиане апостола Фомы)
  • Эритрейская православная церковь
  • Эфиопская православная церковь

Диофизитская, монофизитская и миафизитская христологии

Диафизи́тство

Ассирийская Церковь Востока не принадлежит к Миафизитским нехолкидонским Церквам, коими являются Армянская, Коптская и пр. церкви. Ассирийцы исповедуют несторианский толк христианства. Они признают только первые 2 Вселенских Собора, миафизиты - 3, а православные и католики - все 7. Несториане не признают Деву Марию, как Богородицу. Для них она обычная женщина родившая мальчика, который позже стал Богом.

Миафизи́тство

В отличие от монофизитской ереси Евтихия, миафизитство не учит о смешении двух природ во Христе или о поглощении одной в другой, но говорит лишь об их нерасторжимом единстве с полным сохранением своих свойств, что подчеркивает в одной из своих работ известный теолог-миафизит папа Александрийский (Коптской православной церкви) Шенуда III. (Википедия)

Ассирийская (сиро-персидская) Церковь Востока [диофизитская = несторианская]

Сиро-Персидская Церковь относится к несторианской церкви. Образована в 484 г. на базе Персидской ("Халдейской") Церкви и Патриархата "Селевкия-Ктесифон" (современный Багдад). Распространилась по всей Аравии, Северной Индии и Центральной Азии (до Китая включительно) среди тюркских и монгольских народов. В VII-ХI вв. - самая обширная по территории христианская Церковь. В XIV в. почти полностью уничтожена Тамерланом.

В 1898 г. несколько тысяч айсоров (ассирийских христиан) из Турции во главе с арх. Урмийским Мар Ионой перешли в Русскую Православную Церковь [а остальные?].

Ассирийская церковь Востока (или просто Церковь Востока) - единственная существующая в настоящее время древняя восточная церковь, которая отвергает не только Халкидонский собор (в 451 г., где осудили монофизитов), но и Третий Вселенский собор (в 431 г., где осудили Нестория). Диофизитская Ассирийская Церковь не состоит в евхаристическом общении с церквями миафизитской христологии [т.е., от всез изолирована?], хотя и относятся к древневосточным церквям.

Армянская Апостольская Церковь

Армянская Церковь поклоняется Иисусу Христу, Сыну Божию, воплощенному из двух природ, Божественной и человеческой, и Спасителю мира" . Его Тело, единое с Богом не могло увидеть тления.

Армянская Апостольская Церковь входит в состав Древне-Восточных Церквей. По преданию, восходит к апостолам Фаддею и Варфоломею. Исторически образована в 320-е годы, трудами святого Григория Просветителя (ум. 335), сын и преемник которого, Аристакес, был участником I Вселенского Собора.

В своей догматике основывается на постановлениях трех первых Вселенских Соборов и придерживается христологии свт. Кирилла Александрийского (т.н. миафизитство [монофизитство?]). Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В IV Вселенском Соборе не участвовала по объективным причинам и постановлений его (искаженных переводом) не признала. В период с 491 по 536 г. окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви. В настоящее время имеет епархии в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.

Христианство появилось в Армении очень рано, и хотя сведения, оставленные Абгаром, очень неясны, но, тем не менее, первое достоверное известие получается из II столетия [!] . Христианство, сильно преследуемое, иногда совершенно там исчезало, пока наконец епископ Григорий Просветитель не обратил в 301 г. Тиридата и в V столетии Месроп не перевел Библию на армянский язык. С этого времени в армянской церкви началась деятельность, и армяне стали часто посещать школы в Афинах и Константинополе.

В церковных распрях о двух естествах Христа армяне примкнули к монофизитам с одобрения персидского царя Хозроя, завоевавшего страну в 536 г., они отвергли на Туринском синоде формулу Халкидонского собора [4-го ?] и с тех пор отделились в особую церковь, которую назвали в честь Григория - григорианской. Главою церкви их сделался католикос (т. е. всеобщий епископ), живущий в Эчмиадзине, монастыре около Эривани, древней столицы Армении.

Скоро в среде армян началась богатая научная деятельность, и значительная богословская литература, сохранившаяся на сирийском языке, начала переводиться на армянский язык для того, чтобы сделать ее доступной армянскому духовенству. Нерсес-Клайеци, армянский католикос XII века, сочинения которого издавались много раз, считается армянами величайшим их богословом.

С греческой (православной) церковью григорианцы не сливаются до сих пор. Но римские папы пытались много раз, например, в 1145, 1341, 1440 г.г., когда армяне обращались за помощью к западным государствам против магометан, отторгнуть армян от старой веры. Папам удалось, однако, только образовать раскол в армянской церкви.

Сведения по армянской литературе можно найти на странице армянского языка.

    Обзор П.И. Пучкова.
  • Армянская церковь. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880.
  • Армянская Апостольская Церковь - Ново-Нахичеванская и Российская Епархия.
  • Армянская апостольская церковь. На сайте Союза армян России.
  • Размышления об историческом развитии христологической доктрины Армянской церкви. Дворкин А.Л. [толково и с примерами !]

Коптская православная церковь

Коптская Церковь была основана самим святым Марком Евангелистом, который прибыл в Африку в 47-48 гг. и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году он принял мученическую смерть от римлян. Святой Марк почитается коптами как их первый патриарх. С самого начала коптский Александрийский патриарх носил титул папы, который затем стали присваивать и римскому епископу. Коптский папа-патриарх избирается пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации. Нынешний Папа Шенуда III был избран в 1971 году, он замечательный богослов и доступный человек.

Христианство без особого труда в свое время распространилось в древнем Египте, потому что его жители тысячелетия верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Кроме того, близкое соседство Египта со Святой Землей тоже способствовало этому. Считается, что на берегах Нила в течение почти 4 лет Дева Мария с мужем Иосифом прятали маленького Иисуса от преследований царя Ирода. Эти места посещают христианские паломники со всего мира.

Коптская Церковь относится к восточной, православной ветви христианства, но существует много различий между русским правочлавием и египетским христианством – и в теологии, и в традициях. Копты – монофизиты, то есть, согласно их вере, у Христа была единственная, божественная сущность, а не две – божественная и человеческая. В 451 г. Халкидонский Вселенский Собор осудил монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной [православной] христианской церкви.

Коптами были Св. Афанасий, Св. Василий – автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом – основатель монашеского и отшельнического движения.

Заметьте, именно у коптов в 3-4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия. Первый монастырь, существующий до сих пор, был основан в пустыне на востоке Египта преподобным Антонием Великим. Почти в то же время там возник и монастырь св. Павла. Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина [самая просвещенная женщина толго времени, которую растерзала толпа язычников] родились и жили на берегах Нила.

Несмотря на арабское завоевание Египта в 641 г. и гонения на христиан, копты в Египте очень почитались. От них никто не потребовал отказа от христианства, коптский язык даже использовался в официальных документах. Сейчас копты составляют около 9% населения Египта, но в структурах власти их представителей нет, потому что официальной государственной религией является ислам. Копты – самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке. Памятники древности коптов бережно восстанавливаются и охраняются государством, в Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.

Коптские храмы отличаются скромностью и простотой своего убранства, фрески встречаются нечасто, иконопись упрощенная, похожая на детские рисунки. В большинстве храмов есть скамейки. Но в целом изнутри они похожи на все православные храмы: алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи. Язык богослужения - древний коптский (его алфавит был создан на основе гроеческого).

Своеобразную форму имеют кресты коптских церквей: они ориентированы в двух направлениях, поэтому при взгляде с любой стороны виден Крест. Священники носят кресты, сделанные чаще из кожи, ходят в шапочках-тюрбанах. При входе в храм для причастия копты обязательно снимают обувь. Молятся они семь раз в сутки, лицом на восток, обязательно в головных уборах, большую часть года постятся. Они очень почитают Богородицу и святых, обязательно исповедуются.

Копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин-копток или европеек. Женятся они только один раз, венчаясь в церкви, гражданские браки и разводы у них не признаются. Христианские традиции они хранят очень трепетно, несмотря на то, что большинство населения страны давно исповедует ислам.

Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех предстоятелей Коптской Церкви, начиная от апостола Марка. Но в настоящее время центр Коптской Церкви и вообще всего коптского народа расположен в Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. Здесь находится главная духовная семинария Коптской Церкви, которую закончило большинство священников. В Коптской Церкви имеется 12 мужских и 6 женских монастырей, где монахи живут в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.

Маланкарская православная церковь (христиане апостола Фомы)

Маланкарская православная сирийская церковь ("христиане апостола Фомы") – автокефальная древневосточная община в Индии, основанная в 52 г. от Р.Х. апостолом Фомой. Ее предстоятель носит титул Католикоса Востока - митрополита Маланкарского, и имеет резиденцию в Коттаяме (штат Керала).

Сиро-маланкарский обряд (ritus Suro-Malankarensis) – один из восточных литургических обрядов. Принадлежит к сиро-антиохийской, или западно-сирийской, обрядовой группе наряду с собственно сиро-антиохийским обрядом. В настоящее время маланкарский обряд в различных формах используется христианами штата Керала (Индия) и незначительной диаспоры, принадлежащими к двум Древним Восточным Церквам, к Сиро-Маланкарской Католической Церкви и к нескольким протестантским Церквам.

В 1653 году большая часть верующих отделилась от униатской Маланкарской церкви и дала "Клятву креста Кунан" о неподчинении папе Римскому. Тогда же ими был посвящен епископ Мар Тома (его "посвятили" двенадцать священников), который возглавил церковь. В 1761 Мар Тома VI был рукоположен в митрополиты представителями Сирийской (Православной) церкви. В 1816 Британские миссионеры начали свою деятельность, в том числе - перевели Библию на язык малаям.

Сиро-Яковитская Православная Церковь

Сиро-Яковитская Православная Церковь входит в состав Древне-Восточных Церквей и Монофизитских церквей. Образована в 540-е гг. сирийским монофизитским епископом Яковом Барадеем. Выдержав жестокую борьбу с империей, яковиты в 610 г, отдали себя под владычество наступавших персов. В 630 г., при императоре Ираклии, частично приняли монофелитство ("единоволие") - признание двух сущностей Христа, но единой божественной воли.

В начале VIII в., спасаясь от арабов, бежали в Египет и Сев.-Зап.Африку. Расселились и в восточном направлении по всему Междуречью до самой Индии, где в 1665 г. вошли в унию с Малабарскими христианами.

Общая численность приверженцев Сиро-Яковитской церкви на конец XX века - около 900 тысяч человек, преимущественно в Индии и Сирии.

Эритрейская православная церковь

Ранее была частью Эфиопской православной церкви. Её автокефалия была неохотно признана Эфиопским Патриархатом в 1998 году после обретения Эритреей независимости в 1993 году.

Эфиопская (Абиссинская) православная церковь

При царе Сисинии (1607-1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632-1667), изгнал католиков из Эфиопии. До 1959 г. часть Коптской Православной Церкви, а затем - автокефалия. Как и в коптской церкви, в эфиопской имеется много пустынных монастырей.

Богослужения отличаются чрезвычайным богатством текстов, песнопений и изобилием праздников. Языком богослужения и священных текстов в Абиссинской церкви является язык геэз с самобытным алфавитом, возникшим на основе южноаравийского письма под влиянием индийского.

На правах рекламы (см. условия): ◀ ◀ ◀ Место для размещения коммерческих ссылок (см. , пожалуйста, условия) ▶ ▶ ▶ -->

Ключевые слова для поиска сведений о монофизитских и миафизитских церквях: На русском языке: древневосточное христианство, миафизитская христология, монофизитское православие, монофизиты, христианские церкви первых трех соборов, доктрина единосущности; На английском языке: monophysit church.

Древними Восточными церквями (Восточными Православными Церквями, Древними Православными Церквями) называют группу Церквей в Передней Азии, Северо-Восточной Африке, на Кавказе и в Индии, которые отделились от Вселенской Церкви в V–VI вв. из-за несогласий по вопросу о соотношении божественного и человеческого начал в Иисусе Христе.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы — божественную и человеческую.

Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Главный богословский принцип несторианства состоит в том, что оно признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси (две природы) Бога и человека. В несторианстве признается одна богочеловеческая воля Христа, сложная, состоящая из двух согласных между собой воли Божественной и человеческой.

Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.

Cмягченной формой монофизитства является монофелитство. Признавая две природы во Христе, монофелиты учили, что во Христе — одна воля, а именно — воля Божественная.

С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и Древними Православными Церквями заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Эти Церкви отвергают решения Халкидонского (IV Вселенского) Собора 451 г. и всех последующих Соборов.

К Древним Восточным Церквям относятся:

Армянская Апостольская Церковь,

Коптская Православная Церковь,

Сирийская Православная Церковь,

Ассирийская Церковь Востока,

Эфиопская Православная Церковь,

Эритрейская Православная Церковь,

Маланкарская Православная Сирийская Церковь,

Армянская Апостольская Церковь

Проникновение христианства в Армению церковное предание связывает с именами апостолов Фаддея и Варфоломея. Широкое распространение христианства начинается с проповеди Григора Партева (Григория Парфянина), почитаемого Церковью как святого Григория Просветителя (около 240–332), сын и преемник которого — Аристакес — был участником I Вселенского Собора.

В начале V в. церковный деятель Месроп Маштоц (362–440) создал армянскую письменность и вместе с католикосом (главой Армянской Церкви) Сааком Партевом перевел Библию на армянский язык.

В период с 491 по 536 г. Армянская Церковь окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви.

В 506 г. на Двинском Соборе она отвергла решения Халкидонского Собора и стала независимой от Византийской Церкви.

В эпоху средневековья, когда армяне боролись за выживание в условиях иноземного ига — сначала персидского, затем арабского, снова персидского и турецкого — Церковь становится силой, сплачивающей народ, символом армянской нации и армянской культуры.

Драматические события армянской истории вели к расселению армян по многим странам. Армения рано утратила свою государственность.

В XIX в. Восточная Армения вошла в состав Российской империи, Западная Армения была под властью Турции. В 1915 г. турки уничтожили около полутора миллиона армян, лишив турецкую часть Армении коренного населения. Поэтому последователи Армянской Апостольской Церкви рассеяны по всему миру: в Армении, США, России, Грузии, Франции, Иране, Ливане, Сирии и др. странах.

Армянская Апостольская Церковь имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д.

Сегодня под Армянской Апостольской Церковью (ААЦ) понимается Католикосат Всех Армян, с центром в Эчмиадзине (Армения), канонически подчиненные ему Константинопольский и Иерусалимский патриархаты ААЦ, а также обладающий широкой автономией Католикосат Великого Дома Киликии, имеющие единое вероучение и поддерживающие евхаристическое общение.

ААЦ объединяет около 7 млн. верующих разных национальностей, но преимущественно армян.

В России в настоящее время действуют две епархии Армянской Апостольской Церкви: Новонахичеванская и Российская с центром в Москве и епархия юга России с центром в Краснодаре.

Коптская Церковь

Согласно церковному преданию, первым в Египте проповедовал христианство уже в I в. евангелист Марк. К началу IV в. значительная часть коренного населения Египта уже исповедовала христианство.

Коптская Православная Церковь образована в период с 536 по 580 г. в среде египетских коптов.

Во второй половине III–IV вв. в Египте зародилось монашество.

В то время Церковь в Египте была сплочена вокруг Александрийского Патриархата, чье влияние в христианском мире было огромно благодаря таким личностям, как Афанасий Александрийский (295–373), прозванный отцом Православия, и Кирилл Александрийский (ум. 444 г.). Поэтому решения Халкидонского Собора 451 г., низложившего Патриарха Александрийского Диоскора, вызвали возмущения среди египетских христиан.

Национальная замкнутость египтян, обусловленная ненавистью к Византии, облегчила их завоевание арабами, а принудительная исламизация привела к значительному упадку в стране. Вследствие этого Коптский Патриарх Кирилл IV (? 1860 г.) начал переговоры с Преосвященным Порфирием (Успенским) о воссоединении с Православием, но был отравлен, а его противники вошли в унию с Римом (1898 г.).

В настоящее время Коптская Православная Церковь фактически соединилась с Александрийской Православной Церковью. Находится в евхаристическом общении с Армянской и Сирийской Церквами. Состоит из 400 общин. Богослужение происходит на арабском и коптском языках. Сохранены некоторые иудейские (раннехристианские) обряды, например, обрезание (циркумцизия).

Эфиопская Церковь

В IV в. на территории современной Эфиопии существовало царство Аксум. Уроженцы Тира (Финикия) — христианские миссионеры Фрументий и Эдесий — попали туда как пленники. Им удалось обратить в христианство царя Аксума, который утвердил христианство государственной религией.

Вплоть до XX столетия христианство играло огромную роль в единственной христианской стране Африки. Отделенное от остального христианского мира, окруженное язычниками и мусульманами, Эфиопское царство рассматривало себя как священную христианскую державу. Существует легенда о происхождении эфиопской царствующей династии от царя Соломона и царицы Савской.

В церковных обычаях эфиопского христианства сильно влияние иудаизма (обрезание, пищевые запреты и др.), а богослужение содержит элементы местных африканских традиций — в частности, священные танцы под барабанный бой.

Эфиопская (Абиссинская) Православная Церковь до 1959 г. являлась часть Коптской Православной Церкви, а затем — автокефальной.

При царе Сисинии (1607–1632 гг.) вошла в унию с Римом, но следующий царь Василий (1632–1667 гг.) изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения отличаются богатством текстов, песнопений и изобилием праздников. Придерживается заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан считаются упразднёнными: соблюдение законов о пище, а также празднование субботы (наряду с воскресеньем). Практикуется также обрезание младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете). Также в народной традиции южных эфиопов практикуется женское обрезание, традиция которого имеет небиблейское происхождение и осуждается иерархией Эфиопской церкви. Имеется много пустынных монастырей. Возглавляет Церковь Святейший Патриарх Эфиопской Православной Церкви с резиденцией в Аддис-Абебе.

После обретения в 1993 г. независимости Эритреи (до этого входившей в состав Эфиопии) была провозглашена автокефалия Эритрейской Православной Церкви, объединившей христиан Эритреи, большинство населения которой составляют мусульмане.

Сирийская (Сиро-Яковитская) Православная Церковь

Образована в 540-е гг. сирийским монофизитским епископа Яковом Барадеем. Выдержав жестокую борьбу с империей, яковиты в 610 г. отдали себя под владычество наступавших персов. В 630 г., при императоре Ираклии, частично приняли монофелитство. В начале VIII в., спасаясь от арабов, бежали в Египет и Северо-Западную Африку. Расселились и в восточном направлении по всему Междуречью до самой Индии, где в 1665 г. вошли в унию с малабарскими христианами.

В настоящее время Сирийская Православная Церковь насчитывает шестнадцать епархий. Ее приверженцы проживают в Сирии, США, Ираке, Турции, Ливане. Полный титул главы Церкви звучит так: Сирийский Православный Патриарх Антиохийский и Всего Востока, Верховный Глава Вселенской Сиро-Православной Церкви с резиденцией в Дамаске.

Ассирийская Церковь

Расцвет Ассирийской Церкви относится к эпохе средневековья. В VII–VIII вв. развивается мистическое богословие и монашеский аскетизм. С VI по XIV вв. Церковь Востока вела активную миссионерскую деятельность в Центральной Азии, Китае и Индии. В VII-XI вв. — самая обширная по территории христианская Церковь. К 1318 г. в Церкви насчитывалось тридцать митрополичьих кафедр и двести епархий, охватывавших территорию от Месопотамии до Дальнего Востока. Распространилась по всей Аравии, Сев. Индии и Центр. Азии (до Китая включительно) среди тюркских и монгольских народов.

Однако со времен походов Тамерлана (кн. XIV в.) начинается упадок Церкви Востока.

Для восточных сирийцев, которые по имени древнего народа стали называть себя ассирийцами, и для их национальной Церкви первая половина XX в. стала эпохой тяжелых бедствий. В конце Первой мировой войны ассирийцы, возглавляемые патриархом-католикосом, восстали против турецкого господства, надеясь на помощь Антанты. Восстание было подавлено, после чего сотни тысяч ассирийцев были уничтожены, а десятки тысяч бежали на Кавказ, в Россию, в страны Европы и Америки.

В 1898 г. несколько тысяч айсоров (ассирийских христиан) из Турции во главе с архиепископом Урмийским Мар Ионой перешли в Русскую Православную Церковь через покаяние. В настоящее время имеется ок. 80 ассирийских общин (в Сирии, Ираке, Иране, Ливане, Индии, США и Канаде), которыми управляют 7 епископов. В России храмы Ассирийской Церкви Востока существуют в Москве и Краснодарском крае.

Возглавляет Церковь Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока с резиденцией в Чикаго.

Маланкарская Православная Сирийская Церковь

Церковное предание возводит начало христианства в Индии к деятельности одного из двенадцати апостолов — Фомы. Уже к середине IV в. в Южной Индии имелось многочисленное христианское население. В настоящее время число последователей этой Церкви — около 1,7 миллиона человек. Подавляющая их часть проживает в южноиндийском штате Керала. На юге Индии имеются еще несколько христианских церквей, ведущих свое происхождение от древнеиндийского христианства. Последователей всех индийских Церквей, восходящих к сирийской традиции, называют христианами святого Фомы.

Маланкарская Православная Сирийская Церковь тесно связана с Сирийской Православной Церковью.

Малабарская Церковь

Маронитская Церковь

Церковь маронитов — членов христианской церкви, исповедующих монофелитство, получивших название по имени монаха-аскета Марона, — оформилась в качестве самостоятельной в VII в. в Сирии. Догматика маронитов близка к католической. Основные отличительные особенности — белое духовенство вступает в брак и носит бороды, Литургию проводят на сирийском (среднеассирийском) языке. Церковь существовала среди ливанских горцев до эпохи крестовых походов. В 1182 г. маронитский патриарх заключил унию с Римом и получил звание кардинала. Остальные общины вошли в унию в 1215 г. В настоящее время насчитывается свыше 900 тыс. маронитов, живущих на территории Сирии, Египта, Израиля, Иордании, Европы и Америки.

История отношений с Вселенским Православием

После пятнадцати веков разделения вторая половина XX столетия ознаменовалась началом диалога между Вселенскими Православными и Древними Православными Церквями.

В 1964 году в городе Ааргус, Дания, начался диалог между богословами Православных Церквей и антихалкидонитов. В 1985 году начался официальный диалог между Православной Церковью и антихалкидонитскими Церквами в целом.

20 марта 2001 г. состоялось заседание координационного комитета по диалогу РПЦ с Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами.

18 марта 2010 г. подписана декларация о сотрудничестве РПЦ и Армянской Апостольской Церкви, о продолжении межцерковного диалога — как в богословском, так и в социальном аспектах — и открытии представительств РПЦ в Ереване и Армянской Апостольской Церкви в Москве.

Магакия Орманян. Армянская Церковь. — М., 2006.

Роберсон Р. Восточные христианские церкви: Церковно-исторический справочник. — СПб., 1999.

Селезнев Н.Н. Ассирийская Церковь Востока: Исторический очерк. — М., 2001.

Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. — М., 2003.

Шабуров Н. В. Христианство первого тысячелетия. Древние восточные церкви Прикладное религиоведение для журналистов. Сост. и ред. М. В. Григорян. — М., 2009.

Древневосточные церкви (Ориентальные, Дохалкидонские) — группа древних восточных церквей, условно объединяемых в религиоведении не по конфессиональному, а по историко-географическому принципу. К этой условной группе относятся:

Восточнокатолические церкви к Древневосточным церквям не относятся.

Содержание

Ассирийская церковь Востока

Древневосточные православные церкви

Независимые поместные христианские церкви, имеющие друг с другом евхаристическое общение и исповедующие вероучительные догматы первых трёх Вселенских соборов. Древневосточные православные церкви не признают Халкидонский и все последующие, согласно византийской и латинской традиций, Вселенские соборы, в связи с чем, они также называются Дохалкидонскими или Нехалкидонскими церквями. В религиоведении также принято название Ориентальные Православные Церкви. [1]

Маронитская католическая церковь

Иногда причисляемая к Древневосточным церквям Маронитская церковь в настоящее время исповедует католическую догматику и является одной из Восточнокатолических церквей. В отличие от большинства других Восточнокатолических церквей она образовалась не в результате заключения унии с Католической церковью части какой-либо Древневосточной церкви, а в результате принятия католической догматики всей церковью.

Диалог православных церквей византийской и древневосточной традиций

В 1964 году в городе Орхус (Дания) начался диалог между богословами Православных церквей византийской традиции и Древневосточных православных церквей. Стороны пришли к следующим выводам [1] :

  • Православные церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные церкви отвергают несторианство;
  • Древневосточные церкви — не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме Древневосточными церквами, в частности, Армянской апостольской церковью.

Диалог продолжался по меньшей мере до 1994 года. [3]

Критика диалога

Древние восточные церкви — группа древних церквей восточного христианства, признающих постановления и исповедующих вероучительные догматы только двух или трёх Вселенских соборов.

Диофизитская Ассирийская церковь Востока, признающая только два Вселенских собора и не состоящая в официальном евхаристическом общении с церквями миафизитской христологии, также относится к группе древних восточных церквей.

Древние восточные церкви

К Древним восточным церквям относятся:

  • Ассирийская церковь Востока
  • Древняя Ассирийская церковь Востока

И древневосточные православные:

  • Армянская апостольская церковь
  • Коптская православная церковь
  • Эфиопская православная церковь
  • Эритрейская православная церковь
  • Сирийская православная церковь
  • Маланкарская православная церковь

Учение древневосточных православных церквей

Диалог православных церквей и древневосточных православных церквей

В 1964 году в городе Орхусе (Дания) начался диалог между богословами православных церквей и древневосточных православных церквей. Стороны пришли к следующим выводам:

Диалог продолжался, по меньшей мере, до 1994 года.

Критика диалога

Ассирийская церковь Востока

Древняя маронитская церковь

Иногда причисляется к Древним восточным церквям бывшая Древняя маронитская церковь (конец VII века — конец XII века).

В настоящее время (с 1182 года) маронитская церковь исповедует католическую догматику и является одной из Восточнокатолических церквей. В отличие от большинства других Восточнокатолических церквей, она образовалась не в результате заключения унии с Римско-католической церковью части какой-либо Древней восточной церкви, а в результате принятия католической догматики всей церковью.

Читайте также: