Московский и петербургский дворцовые архивы кратко
Обновлено: 05.07.2024
К моменту воцарения Петра, в 1682 году, Москва уже давно была древней столицей России, символом растущего сильного государства, городом царя и патриарха. Но именно эта тесная связь с традицией и сложившимся укладом жизни не пришлась по душе царю-реформатору, пережившему в детстве ужас стрелецкого мятежа. После первых побед над Швецией он стал подыскивать новое место для будущей столицы будущей империи на вновь отвоеванных землях у берега моря. В начале 1703 года на берегах Невы началось строительство нового города, который получил свое имя 29 июня во время освящения митрополитом Новгородским Иовом деревянной церкви Петра и Павла на Заячьем острове. А менее чем через 10 лет столица государства незаметно, без кровопролития и усилий, переместилась из Москвы в Петербург. Точную дату, когда новый город стал столицей, наверное, мы никогда не узнаем, поскольку не было ни указа, ни особого распоряжения. Принято считать, что Петербург стал столицей в 1712 году, когда пребывание Петра на берегах Невы в официальных документах перестало называться походом, но эта дата является условной.
Прежде всего Петербург был городом чиновников высокого ранга, городом, где решались самые важные государственные дела, а Москва — почитаемой первопрестольной столицей. В Петербурге происходили дворцовые перевороты, приводившие на престол новых монархов, а в Москве устраивались коронационные торжества, на которых монархи, взошедшие на трон, принимали символы державной власти и провозглашали милости подданным. Мысль о необходимости составления нового свода законов родилась в Петербурге, а комиссия, которая должна была начать этот процесс, приступила к работе в Москве — 31 июля 1767 года. Распоряжение о поимке государственного преступника Емельяна Пугачева было отдано в Петербурге, а казнили его на Болотной площади в Москве. Петербург принимал решения о начале войны или заключении мира, а празднование Кючук-Кайнарджийского мира, положившего конец Русско-турецкой войне, проходило в 1775 году на Ходынском поле в Москве.
Особенности столиц объяснялись и разным составом жителей двух городов. Выйдя на их улицы в XVIII веке, вы бы не обманулись, решив, что в Петербурге под барабан просыпались в первую очередь военные и иностранцы, в то время как в Москве колокольный звон будил священников и купцов. Статистика подтвердила бы это умозаключение. Численность офицеров и солдат в Петербурге была в семь раз, а иностранцев — в двадцать раз больше, чем в Москве. Священников в Москве было в шесть раз больше, чем в Петербурге. Стало быть, Петербург был военной столицей, а Москва — религиозной.
Важным фактором, определявшим облик и интеллектуальную жизнь обеих столиц, был характер расположенных в них образовательных институций. В Петербурге еще в 1731 году был открыт Сухопутный шляхетский кадетский корпус, призванный готовить дворянских отпрысков к военной службе. В 1764 году там же под непосредственным наблюдением императрицы было основано первое женское учебное заведение — Институт благородных девиц, где девицы от шести до восемнадцати лет обучались всему, что могло им потребоваться не только в семейной, но и в придворной жизни: лучшим из них предстояло стать фрейлинами. В XIX веке даже само расположение знаменитого Царскосельского лицея, сад которого лишь прозрачной решеткой был отделен от императорской резиденции, должно было подчеркнуть неразрывную связь между образованием элиты и императорским двором.
С другой стороны, петербургский Академический университет, входивший в состав Академии наук, хоть и был открыт много раньше Московского, так и не сумел заработать на протяжении целого столетия. Московский же университет, открывшийся в 1755 году под патронажем фаворита императрицы Елизаветы Ивана Шувалова, и существовавшая при нем гимназия для дворян и разночинцев, и открытый позднее Благородный пансион сразу же стали не только центрами интеллектуальной жизни первопрестольной столицы, но и главными образовательными учреждениями империи. Рядом с отпрысками из дворянских семей учились сыновья священников, купцов, мелких чиновников, для которых образование давало хороший старт в будущей карьере и было, как принято сейчас говорить, социальным лифтом. Первоначально выпускники получали обер-офицерский чин при поступлении на военную службу, а с 1804 года любой выпускник с аттестатом мог поступить на должность — неважно, гражданскую или военную, — с 14-м классом. И ученые степени начали приравниваться к чинам по Табели о рангах: например, кандидат соответствовал XII классу, магистр — IX и так далее. Таким образом, Москва была главным городом для студентов и профессоров.
Это свидетельство классика идет вразрез с традиционными представлениями о том, что в Петербурге жить было значительно дороже, чем в Москве, но это утверждение во многом основывается на историях дворян, в которых они подчеркивали разорительность проживания в новой столице. И действительно, для дворянской семьи с двумя детьми в конце XVIII века достойное проживание в Петербурге обошлось бы минимум в 3500 рублей в год, для этого нужно было владеть минимум 700 крепостными душами, то есть быть очень богатым помещиком. Требования к содержанию дома, слуг и нарядов для выходов в свет были слишком высоки по сравнению с возможностями большинства дворянских семей: 78 % дворян владели не более чем сотней душ.
Впрочем, если одним современникам бросалась в глаза противоположность двух столиц, другие обращали внимание на их не менее разительное сходство. Как писал в 1811 году Петр Андреевич Вяземский:
У вас Нева,
У нас Москва.
Мужей в рогах,
Девиц в родах,
Мужчин в чепцах,
А баб в портках
Найдешь у вас,
Как и у нас,
Не пяля глаз.
Москва и Петербург — это две российские столицы или две стороны одной русской столицы, вот уже более 300 лет подчеркивающие свою непохожесть друг на друга с подозрительной болезненностью. Москва не хотела терять статус столицы, в результате приобрела даже больше, став сердцем Российской империи. Женственная, душевная, открытая, уютная, слегка взбалмошная — такой Москва стала. Петербург хотел доказать, что имеет полное право на то, чтобы быть столицей, держать в руках все бразды правления. Надежный, каменный, чопорный, сдержанный, живущий по часам, только такой город мог осуществлять контроль в европейской стране — в России.
Архивная деятельность в годы царствования Петра I. К исходу XVII в. система государственных учреждений — приказов — изрядно устарела.
В первой четверти XVIII в. с началом преобразований в области экономики, военного дела, государственного управления приказы были упразднены. Вместо них были созданы коллегии, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны. Новые центральные учреждения отличал принцип коллегиального обсуждения текущих дел. Количество коллегий по сравнению с количеством приказов было намного меньше, что сделало управление более эффективным. Документы коллегий содержали информацию об армии и флоте, их строительстве, перевооружении, снабжении, обучении личного состава, условиях несения военной службы, ходе военных действий (фонды Военной коллегии и Адмиралтейства); сведения о финансовом положении России в XVIII в., о формировании бюджета страны, о расхищении казенных средств должностными лицами, о сборе налогов, переписи населения (Камер- и Ревизион-коллегии); о судебной деятельности правительственных учреждений (Юстиц-коллегия); сведения о раздаче дворянам земель, о купле-продаже крепостных крестьян и земель, о крестьянских восстаниях (Вотчинная коллегия) и т.д. Все эти документы откладывались в хранилища при коллегиях.
В 1708 г. была проведена реформа местного управления, в результате которой государство было поделено на губернии. Также была проведена городская реформа, целью которой было упорядочить управление городами. Центральным учреждением, ведавшим управлением в городах, стал Главный магистрат, а на местах были учреждены городские магистраты.
В хранилищах при вновь созданных местных учреждениях сконцентрировались документы предшествующих органов местного самоуправления, а также стали откладываться документы учреждений, пришедших им на смену: в губерниях — при губернских канцеляриях, в провинциях — при провинциальных канцеляриях, в уездах — при земских комиссарах. В 1721 г. был образован Синод во главе со светским лицом. Таким образом, произошло подчинение церкви государству, ее превращение в часть государственного аппарата. В фондах Сената, Синода, Кабинета министров, Верховного тайного совета и других высших органов власти, возникавших в период дворцовых переворотов, хранились ценнейшие сведения о внутренней и внешней политике XVIII в., а также личные документы императоров и императриц, сменявших друг друга на престоле.
Таким образом, происшедшие преобразования отразились на развитии архивного дела в стране. Начали создаваться архивохранилища при новых высших, центральных и местных учреждениях, а также предпринимались попытки организовать хранение документов упраздненных учреждений и документов, утративших свое оперативное значение в повседневной работе действующих учреждений.
Под влиянием развития книгопечатания и в целях улучшения сохранности документов в делопроизводство стало внедряться ведение дел на листах книг и тетрадей. В 1700—1726 гг. столбцовое делопроизводство было отменено, и документы приняли знакомую для нас форму.
Важно отметить, что в результате петровских реформ государственного аппарата архивы были отделены от канцелярий учреждений и стали самостоятельными структурными подразделениями. Юридически это было закреплено в Генеральном регламенте 1720 г., по которому предусматривалась обязательная сдача учреждениями документов в архивы по истечении определенного срока.
Подобная ситуация существовала до 70-х гг. XVIII в., когда в результате реформы государственного аппарата (1775—1785), проведенной в царствование Екатерины II (1762-1796), количество местных учреждений и соответственно архивов при них возросло.
Финансовые вопросы в губернии находились в ведении Казенной палаты, а в уездах — казначейств. В связи с этим были упразднены Камер- и Ревизион-коллегии.
Были созданы сословные судебные учреждения: Верхний земский суд для дворян, Губернский магистрат для горожан и Верхняя расправа для государственных крестьян.
Уголовная и гражданская палата судили все сословия.
В отдельную административную единицу управления были выделены города. Во главе города стоял городничий.
Городское собрание избирало городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления в городе стала городская Дума. В период между собраниями Думы ее функции передавались исполнительному органу — шестигласной Думе, включавшей по одному гласному (депутату) от каждого разряда городского населения.
Таким образом, реформа унифицировала органы местной администрации, усилила централизацию власти, укрепила диктатуру дворянства в центре и на местах. Сложившаяся в результате реформ система местных органов государственного управления просуществовала до 60-х гг. XIX., а введенное Екатериной II административное деление страны оставалось практически неизменным до 1917 г.
Создание новых губернских учреждений, предусмотренных екатерининскими реформами, растянулось на несколько лет. Ликвидированные в их результате учреждения должны были сдать оконченные дела в Санкт-Петербургский государственный архив старых дел, имевший самостоятельное положение: архив находился в ведении Сената (просуществовал с 1781 по 1834 г.).
Следует отметить, что дела московских ликвидированных учреждений находились в лучшем состоянии, чем петербургских, которые сильно пострадали во время наводнения 1777 г. В Москве дела принимались на хранение в упорядоченном состоянии — по описям и реестрам (однако не следует думать, что в Москве все дела находились в образцовом порядке, и среди них было множество поврежденных из-за небрежного хранения).
В конце XVIII в., в годы правления Павла I (1796—1801), в результате восстановления деятельности части упраздненных коллегий часть документов была вновь рассредоточена по учреждениям. Таким образом, попытка концентрации архивных документов упраздненных учреждений оказалась непродолжительной по времени и локальной по масштабу — в двух государственных архивах.
В XVIII в. причиной создания архивохранилищ были не только реформирование государственного аппарата, но и другие не менее важные исторические события. Так, по Манифесту 1765 г. началось межевание земель. Нуждаясь в поддержке дворянства, Екатерина II, проводя генеральное межевание земель, закрепляет за ним не только те земли, на которые оно имело юридические права, но и земли, самочинно захваченные.
Для проведения межевания при Сенате была учреждена Межевая экспедиция, а в губерниях — межевые канцелярии или конторы. Московская межевая канцелярия сыграла важную роль в создании Межевого архива в 1768 г. В нем сконцентрировались планы, карты, атласы, межевые книги, экономические примечания (объяснительные записки к картографическим материалам); поверочные планы, чертежи, судебные решения и другие ценнейшие документы.
Комплекс документов, связанных с помещичьим землевладением, ранее хранившихся в Поместном приказе, а затем переданных в Вотчинную коллегию, имел огромное значение для подтверждения прав на землю. В связи с важностью этих документов по указу Екатерины II в 1786 г. был создан Поместно-Вотчинный архив. Его основу составили документы центральных поместно-вотчинных учреждений XVI—XVIII вв. (указы Сената, протоколы и журналы заседаний коллегий и присутствия Вотчинного департамента, материалы о купле-продаже крестьян, а также комплекс документов по межеванию). Состав документов делал этот архив тематически близким Межевому архиву.
Архивная деятельность в XIX в. В конце XVIII в. и особенно в первой половине XIX в. в России проявляется кризис феодально-крепостнических отношений, в недрах которых зарождались элементы капиталистического уклада.
В начале XIX в. правительство Александра I (1801 —1825) было вынуждено под давлением объективных обстоятельств приступить к модернизации страны. В этой связи был проведен ряд реформ государственного управления.
Коренным изменениям подвергся центральный аппарат власти. Вместо коллегий вводились министерства, в которых министр являлся единоличным руководителем и подчинялся непосредственно императору. Министерства имели подчиненные им учреждения на местах. Это позволило лучше организовать руководство той или иной отраслью государственного управления.
Изменились функции Сената, он стал высшим судебным органом империи, на него также был возложен контроль за соблюдением законности в стране и за деятельностью административных органов.
В 1810 г. был создан законосовещательный Государственный совет, на котором рассматривались новые законопроекты и важнейшие государственные дела, связанные с внутренней и внешней политикой России. Решения совета получали силу закона только после утверждения их императором.
Много документов, особенно в Москве, погибло в Отечественную войну 1812 г. Так, многие дела Коллегии иностранных дел, Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного и Межевого архивов были уничтожены или испорчены французами. Упорядочение сохранившихся дел происходило в последующие десятилетия крайне медленно.
В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое депо (позже получил название Военно-ученый архив) и Московское отделение инспекторского департамента (позже назывался архив Главного штаба). Вместо Государственного архива Коллегии иностранных дел в июне 1834 г. был создан Государственный архив Министерства иностранных дел. Важнейшее событие произошло в 1852 г., когда был создан Московский архив Министерства юстиции (МАМЮ), так как впоследствии именно этот архив стал своеобразным методическим центром, определявшим работу архивов.
После отмены в 1861 г. крепостного права с особой остротой встал вопрос о реформе управления на местах.
В 1864 г. были созданы выборные органы власти в масштабе губерний — земские учреждения (земства), которые являлись не только выборными, но и всесословными органами. Земства занимались хозяйственными и культурными вопросами на территории губернии, однако они не имели административной власти и зависели от государственных органов, особенно от местной полиции.
По образцу земских учреждений в 1870 г. было перестроено и городское самоуправление. Выборные органы городской Думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения, просвещения.
Судебная реформа 1874 г. провозглашала независимость суда от администрации (судья назначался правительством, но мог быть отстранен от должности только по суду), гласность (на судебных заседаниях могли присутствовать пресса и публика) и всесословность (т.е. единый суд для всего населения).
Реформирование судебной системы России привело к созданию специальных судебных органов.
Все эти изменения сказались и на состоянии архивной сферы в стране.
В 1872 г. был создан Московский дворцовый архив, в который была включена и коллекция документов Оружейной палаты. Через 10 лет, в 1882 г., подобный архив был создан в Санкт-Петербурге, а в 1888 г. Московский и Петербургский дворцовые архивы были объединены в архив Министерства двора.
Таким образом, начиная со второй четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива.
Научная общественность пыталась обратить внимание правительства на совершенно недопустимое отношение к архивам. Так, Второй археологический съезд в 1872 г. ходатайствовал перед правительством об образовании особой комиссии для выработки общих правил работы архивов. В ответ на ходатайство в 1873 г. была учреждена комиссия из 28 ведомств и ученых учреждений, основная задача которой состояла в написании положения о Главной архивной комиссии как правительственном учреждении, долженствовавшем объединить управление архивами разных ведомств и подчинить их однообразным правилам хранения и пользования. В предлагаемом положении помимо основного требования — учредить Главную архивную комиссию — предлагалось также учредить для всех ведомств общие архивы в губернских городах, а в общих архивах учредить особые комиссии для разбора местных документов под наблюдением Главной архивной комиссии.
Эта рекомендация была осуществлена лишь в апреле 1884 г., когда были учреждены губернские ученые архивные комиссии (ГУАК), на которые возлагалась задача разбора материалов местных государственных учреждений, отбора материалов для уничтожения и формирования местных исторических архивов. Комиссии были в ведении Министерства внутренних дел, подчинялись губернаторам и состояли из местных чиновников.
ГУАК были созданы в 41 губернии России и просуществовали до 1918 г. Фонды архивных комиссий ныне хранятся почти в каждом областном или краевом архиве, составляя ценную часть материалов дореволюционного периода.
Архивная деятельность в начале XX в. В годы Первой мировой войны (1914—1918) многие архивы понесли существенные потери, так как не были своевременно эвакуированы; сократились и без того малые ассигнования на нужды архивного дела в стране.
После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей. Наибольший ущерб был нанесен архивам полицейских охранных отделений, судов. Уничтожались важные документы, и в первую очередь — агентурные.
Таким образом, хотя в дореволюционной России и сложилась значительная сеть архивов, над ними не было единого руководящего органа, все они находились в подчинении различных ведомств. Дореволюционная Россия была одним из немногих европейских государств, в котором не произошла централизация архивного дела, хотя подобные проекты предлагались правительству учеными.
И все-таки, несмотря на имевшиеся недостатки в работе исторических архивов, они сыграли важную роль в сохранении наиболее ценных исторических документов, которые дошли до наших дней.
После этого комплектование пошло быстрыми темпами. В Московский государственный архив старых дел поступило около 6 млн. дел из 40 учреждений (фонды коллегий - Ревизион, Камер, Юстиц, Мануфактур, Экономии; контор - Берг и Главной Соляной; приказов - судного, Сыскного, Каменного и др.). Это дела по внутренней истории России XVIII века.
Концентрация фондов в Петербургском и Московском государственных архивах старых дел не была прочной. В конце 18 века коллегии были восстановлены и некоторые из учреждений затребовали документы обратно. Возвратили дела Берг-конторе и Соляной конторе, а материалы Мануфактур-коллегии перевезли в Петербург. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - С.14.
Поместно-Вотчинный архив Российский государственный архив древних актов:Путеводитель: В 4 т. / Составитель Ю. М. Эскин. - М.: "Археографический центр", 1999. - Т. 4. С. 16
Бедственное положение документов о помещичьем землевладении явилось основной причиной создания Поместно-Вотчинного архива, который возник в 1786 году по именному указу. Его основу составили комплексы документов центральных поместно-вотчинных учреждений 16-18вв. Он имел коллегиальное управление - присутствие. Его штаты значительно превосходили штаты других архивных учреждений. Архив комплектовался делами канцелярии Вотчинных дел, Вотчинной коллегии, Вотчинного департамента. Это указы Сената, протоколы и журналы заседаний, материалы о купле-продажи имений и крестьян. Большое место занимали дела по межеванию первой половины 18 века.
Межевой архив
С 1765 г до середины 19 века проводилось Генеральное межевание, которое узаконило за помещиками огромное количество земель. Указом от 14 января 1768 года предписывалось каждой губернии после окончания межевания всю документацию сдать в создаваемый межевой архив при Московской межевой губернской канцелярии. Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель: В 4 т./ЦГАДА СССР. - М.: Главархив СССР, 1991. - Т. 2.- С. 173.
Кроме документов по межеванию в архив поступили отдельные источники по ряду губерний. К концу 18 века здесь находилось около 900,0 тыс. дел. Архивисты не успевали их разбирать. В декабре 1796 года архив разделился на два отделения: чертежное и канцелярское. Систематизация картографических материалов была хорошо разработана. Источники распределялись по губерниям уездам, на шкафах имелись названия городов и регионов. Особый интерес представляли экономические примечания, т.е. объяснительные записки к картографическим материалам. Картографическая документация (планы, карты, атласы) и текстовая (межевые книги, экономические примечания) были тесно связаны между собой, поясняя и дополняя друг друга. Составлению объяснительных записок к картографическим материалам уделялось большое внимание. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. С.15.
Материалы межевого архива освещали цели и задачи межеваний, захват дворянами крестьянских и государственных земель, национальную политику самодержавия, колонизацию Поволжья, борьбу крестьян за землю.
В межевом архиве интенсивно велась разработка справочников, причем основное внимание уделялось составлению алфавитов. Предписывалось разрабатывать к экономическим примечаниям два алфавита: первый - с наименованиями земельных участков, второй - с фамилиями владельцев. Это облегчало работу и способствовало улучшению сохранности материалов.
В самом конце 18 века началась концентрация важнейших военных документов. В 1797 году возникло собственное ее императорского величества депо карт, в которое передали более 20 тыс. карт, планов и атласов из упраздненного департамента Генерального штаба, некоторые картографические материалы из Эрмитажа, поступила текстовая документация из кабинета Екатерины II, канцелярии генерал-прокурора Лопухина. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - С.16.
После этого комплектование пошло быстрыми темпами. В Московский государственный архив старых дел поступило около 6 млн. дел из 40 учреждений (фонды коллегий - Ревизион, Камер, Юстиц, Мануфактур, Экономии; контор - Берг и Главной Соляной; приказов - судного, Сыскного, Каменного и др.). Это дела по внутренней истории России XVIII века.
Концентрация фондов в Петербургском и Московском государственных архивах старых дел не была прочной. В конце 18 века коллегии были восстановлены и некоторые из учреждений затребовали документы обратно. Возвратили дела Берг-конторе и Соляной конторе, а материалы Мануфактур-коллегии перевезли в Петербург. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - С.14.
Поместно-Вотчинный архив Российский государственный архив древних актов:Путеводитель: В 4 т. / Составитель Ю. М. Эскин. - М.: "Археографический центр", 1999. - Т. 4. С. 16
Бедственное положение документов о помещичьем землевладении явилось основной причиной создания Поместно-Вотчинного архива, который возник в 1786 году по именному указу. Его основу составили комплексы документов центральных поместно-вотчинных учреждений 16-18вв. Он имел коллегиальное управление - присутствие. Его штаты значительно превосходили штаты других архивных учреждений. Архив комплектовался делами канцелярии Вотчинных дел, Вотчинной коллегии, Вотчинного департамента. Это указы Сената, протоколы и журналы заседаний, материалы о купле-продажи имений и крестьян. Большое место занимали дела по межеванию первой половины 18 века.
Межевой архив
С 1765 г до середины 19 века проводилось Генеральное межевание, которое узаконило за помещиками огромное количество земель. Указом от 14 января 1768 года предписывалось каждой губернии после окончания межевания всю документацию сдать в создаваемый межевой архив при Московской межевой губернской канцелярии. Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель: В 4 т./ЦГАДА СССР. - М.: Главархив СССР, 1991. - Т. 2.- С. 173.
Кроме документов по межеванию в архив поступили отдельные источники по ряду губерний. К концу 18 века здесь находилось около 900,0 тыс. дел. Архивисты не успевали их разбирать. В декабре 1796 года архив разделился на два отделения: чертежное и канцелярское. Систематизация картографических материалов была хорошо разработана. Источники распределялись по губерниям уездам, на шкафах имелись названия городов и регионов. Особый интерес представляли экономические примечания, т.е. объяснительные записки к картографическим материалам. Картографическая документация (планы, карты, атласы) и текстовая (межевые книги, экономические примечания) были тесно связаны между собой, поясняя и дополняя друг друга. Составлению объяснительных записок к картографическим материалам уделялось большое внимание. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. С.15.
Материалы межевого архива освещали цели и задачи межеваний, захват дворянами крестьянских и государственных земель, национальную политику самодержавия, колонизацию Поволжья, борьбу крестьян за землю.
В межевом архиве интенсивно велась разработка справочников, причем основное внимание уделялось составлению алфавитов. Предписывалось разрабатывать к экономическим примечаниям два алфавита: первый - с наименованиями земельных участков, второй - с фамилиями владельцев. Это облегчало работу и способствовало улучшению сохранности материалов.
В самом конце 18 века началась концентрация важнейших военных документов. В 1797 году возникло собственное ее императорского величества депо карт, в которое передали более 20 тыс. карт, планов и атласов из упраздненного департамента Генерального штаба, некоторые картографические материалы из Эрмитажа, поступила текстовая документация из кабинета Екатерины II, канцелярии генерал-прокурора Лопухина. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - С.16.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Канцелярия Московского отделения Общего архива министерства императорского двора.
Включение в ф. 1239, Дворцовый отдел, 250 ед. хр., 1862-1920. Оп. 35-36
В 1864-1869 под руководством и при участии Г. В. Есипова была проведена разборка и описание архивов Оружейной палаты и Московской дворцовой конторы, по окончании которой образован “Общий” (центральный) архив Министерства императорского двора (с 1885 г. - Московское отделение Общего архива Министерства императорского двора). В 1918 документы Московского отделения, находившиеся в распоряжении Народного комиссариата имуществ, были включены в состав 1-й секции ЕГАФ.
Включение в ф. 1239, Дворцовый отдел, 250 ед. хр., 1862-1920. Оп. 35-36
В 1864-1869 под руководством и при участии Г. В. Есипова была проведена разборка и описание архивов Оружейной палаты и Московской дворцовой конторы, по окончании которой образован “Общий” (центральный) архив Министерства императорского двора (с 1885 г. - Московское отделение Общего архива Министерства императорского двора). В 1918 документы Московского отделения, находившиеся в распоряжении Народного комиссариата имуществ, были включены в состав 1-й секции ЕГАФ.
Читайте также: