Московский и петербургский дворцовые архивы кратко

Обновлено: 05.07.2024

К моменту воцарения Петра, в 1682 году, Москва уже давно была древней столицей России, символом растущего сильного государства, городом царя и пат­риарха. Но именно эта тесная связь с традицией и сложившимся укладом жиз­ни не пришлась по душе царю-реформатору, пережившему в детстве ужас стрелецкого мятежа. После первых побед над Швецией он стал подыскивать новое место для будущей столицы будущей империи на вновь отвоеванных землях у берега моря. В начале 1703 года на берегах Невы началось строи­тельство нового города, который получил свое имя 29 июня во время освя­щения митрополитом Новгородским Иовом деревянной церкви Петра и Павла на Зая­чьем острове. А менее чем через 10 лет столица государства незаметно, без кровопролития и усилий, переместилась из Москвы в Петербург. Точную дату, когда новый город стал столицей, наверное, мы никогда не узнаем, поскольку не было ни указа, ни особого распоряжения. Принято считать, что Петербург стал столицей в 1712 году, когда пребывание Петра на берегах Невы в офици­альных документах перестало называться походом, но эта дата является условной.

Прежде всего Петербург был городом чиновников высокого ранга, городом, где решались самые важные государственные дела, а Москва — почитаемой перво­престольной столицей. В Петербурге происходили дворцовые перево­роты, при­водившие на престол новых монархов, а в Москве устраивались коронационные торжества, на которых монархи, взошедшие на трон, прини­мали символы дер­жавной власти и провозглашали милости подданным. Мысль о необходимости составления нового свода законов родилась в Петербурге, а комиссия, которая должна была начать этот процесс, приступила к работе в Москве — 31 июля 1767 года. Распоряжение о поимке государственного преступника Емельяна Пугачева было отдано в Петербурге, а казнили его на Болотной площади в Мо­скве. Петербург принимал решения о начале войны или заключении мира, а празднование Кючук-Кайнарджийского мира, поло­жившего конец Русско-турецкой войне, проходило в 1775 году на Ходынском поле в Москве.

Особенности столиц объяснялись и разным составом жителей двух городов. Выйдя на их улицы в XVIII веке, вы бы не обманулись, решив, что в Петербурге под барабан просыпались в первую очередь военные и иностранцы, в то время как в Москве колокольный звон будил священников и купцов. Статистика под­твердила бы это умозаключение. Численность офицеров и солдат в Петербурге была в семь раз, а иностранцев — в двадцать раз больше, чем в Москве. Свя­щен­­ников в Москве было в шесть раз больше, чем в Петербурге. Стало быть, Пе­тербург был военной столицей, а Москва — религиозной.

Важным фактором, определявшим облик и интеллектуальную жизнь обеих столиц, был характер расположенных в них образовательных институций. В Петербурге еще в 1731 году был открыт Сухопутный шляхетский кадетский корпус, призванный готовить дворянских отпрысков к военной службе. В 1764 году там же под непосредственным наблюдением императрицы было основано первое женское учебное заведение — Институт благородных девиц, где девицы от шести до восемнадцати лет обучались всему, что могло им по­требоваться не только в семейной, но и в придворной жизни: лучшим из них предстояло стать фрейлинами. В XIX веке даже само расположение знамени­того Царскосельского лицея, сад которого лишь прозрачной решеткой был отделен от императорской резиденции, должно было подчеркнуть неразрыв­ную связь между образованием элиты и императорским двором.

С другой стороны, петербургский Академический университет, входивший в состав Академии наук, хоть и был открыт много раньше Московского, так и не сумел заработать на протяжении целого столетия. Московский же университет, открывшийся в 1755 году под патрона­жем фа­ворита императрицы Елизаветы Ивана Шувалова, и существовавшая при нем гимназия для дворян и разночинцев, и открытый позднее Благород­ный пан­сион сразу же стали не только центрами интеллектуальной жизни первопре­стольной столицы, но и главными образовательными учреждениями империи. Рядом с отпрысками из дворянских семей учились сыновья священ­ников, купцов, мелких чиновников, для которых образование давало хороший старт в бу­дущей карьере и было, как принято сейчас говорить, социальным лифтом. Первона­чально выпускники получали обер-офицерский чин при по­ступлении на воен­ную службу, а с 1804 года любой выпускник с аттестатом мог поступить на должность — неважно, гражданскую или военную, — с 14-м клас­сом. И уче­ные сте­пе­ни начали приравниваться к чинам по Табели о рангах: например, кан­дидат соответствовал XII классу, магистр — IX и так далее. Таким образом, Москва была главным городом для студентов и профессоров.

Это свидетельство классика идет вразрез с традиционными представлениями о том, что в Петербурге жить было значительно дороже, чем в Москве, но это утверждение во многом основывается на историях дворян, в которых они под­черкивали разорительность проживания в новой столице. И действительно, для дворянской семьи с двумя детьми в конце XVIII века достойное прожива­ние в Петербурге обошлось бы минимум в 3500 рублей в год, для этого нужно было владеть минимум 700 крепостными душами, то есть быть очень богатым помещиком. Требования к содержанию дома, слуг и нарядов для выходов в свет были слишком высоки по сравнению с возможностями большинства дворян­ских семей: 78 % дворян владели не более чем сотней душ.

Впрочем, если одним современникам бросалась в глаза противоположность двух столиц, другие обращали внимание на их не менее разительное сходство. Как писал в 1811 году Петр Андреевич Вяземский:

У вас Нева,
У нас Москва.

Мужей в рогах,
Девиц в родах,
Мужчин в чепцах,
А баб в портках
Найдешь у вас,
Как и у нас,
Не пяля глаз.

Москва и Петербург — это две российские столицы или две стороны одной русской столицы, вот уже более 300 лет подчеркивающие свою непохожесть друг на друга с подозрительной болезненностью. Москва не хотела терять статус столицы, в результате приобрела даже больше, став сердцем Российской империи. Женственная, душевная, открытая, уютная, слегка взбалмошная — такой Москва стала. Петербург хотел доказать, что имеет полное право на то, чтобы быть столицей, держать в руках все бразды правления. Надежный, каменный, чопорный, сдержанный, живущий по часам, только такой город мог осуществлять контроль в европейской стране — в России.

Архивная деятельность в годы царствования Петра I. К исходу XVII в. система государственных учреждений — приказов — из­рядно устарела.

В первой четверти XVIII в. с началом преобразований в области экономики, военного дела, государственного управления приказы были упразднены. Вместо них были созданы коллегии, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны. Но­вые центральные учреждения отличал принцип коллегиального об­суждения текущих дел. Количество коллегий по сравнению с коли­чеством приказов было намного меньше, что сделало управление более эффективным. Документы коллегий содержали информацию об армии и флоте, их строительстве, перевооружении, снабжении, обучении личного состава, условиях несения военной службы, ходе военных действий (фонды Военной коллегии и Адмиралтейства); сведения о финансовом положении России в XVIII в., о формиро­вании бюджета страны, о расхищении казенных средств должност­ными лицами, о сборе налогов, переписи населения (Камер- и Ревизион-коллегии); о судебной деятельности правительственных учреждений (Юстиц-коллегия); сведения о раздаче дворянам зе­мель, о купле-продаже крепостных крестьян и земель, о крестьян­ских восстаниях (Вотчинная коллегия) и т.д. Все эти документы откладывались в хранилища при коллегиях.

В 1708 г. была проведена реформа местного управления, в ре­зультате которой государство было поделено на губернии. Также была проведена городская реформа, целью которой было упоря­дочить управление городами. Центральным учреждением, ведав­шим управлением в городах, стал Главный магистрат, а на местах были учреждены городские магистраты.

В хранилищах при вновь созданных местных учреждениях сконцентрировались документы предшествующих органов местного самоуправления, а также стали откладываться документы учрежде­ний, пришедших им на смену: в губерниях — при губернских кан­целяриях, в провинциях — при провинциальных канцеляриях, в уездах — при земских комиссарах. В 1721 г. был образован Синод во главе со светским лицом. Таким образом, произошло подчине­ние церкви государству, ее превращение в часть государственного аппарата. В фондах Сената, Синода, Кабинета министров, Вер­ховного тайного совета и других высших органов власти, возни­кавших в период дворцовых переворотов, хранились ценнейшие сведения о внутренней и внешней политике XVIII в., а также личные документы императоров и императриц, сменявших друг друга на престоле.

Таким образом, происшедшие преобразования отразились на развитии архивного дела в стране. Начали создаваться архивохра­нилища при новых высших, центральных и местных учреждени­ях, а также предпринимались попытки организовать хранение до­кументов упраздненных учреждений и документов, утративших свое оперативное значение в повседневной работе действующих учреждений.

Под влиянием развития книгопечатания и в целях улучшения сохранности документов в делопроизводство стало внедряться ве­дение дел на листах книг и тетрадей. В 1700—1726 гг. столбцовое делопроизводство было отменено, и документы приняли знако­мую для нас форму.

Важно отметить, что в результате петровских реформ государ­ственного аппарата архивы были отделены от канцелярий учреж­дений и стали самостоятельными структурными подразделения­ми. Юридически это было закреплено в Генеральном регламенте 1720 г., по которому предусматривалась обязательная сдача уч­реждениями документов в архивы по истечении определенного срока.

Подобная ситуация существовала до 70-х гг. XVIII в., когда в результате реформы государственного аппарата (1775—1785), проведенной в царствование Екатерины II (1762-1796), коли­чество местных учреждений и соответственно архивов при них возросло.

Финансовые вопросы в губернии находились в ведении Казен­ной палаты, а в уездах — казначейств. В связи с этим были упразд­нены Камер- и Ревизион-коллегии.

Были созданы сословные судебные учреждения: Верхний зем­ский суд для дворян, Губернский магистрат для горожан и Верх­няя расправа для государственных крестьян.

Уголовная и гражданская палата судили все сословия.

В отдельную административную единицу управления были вы­делены города. Во главе города стоял городничий.

Городское собрание избирало городского главу и представите­лей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления в городе стала городская Дума. В период между собраниями Думы ее функции передавались исполнительному органу — шестигласной Думе, включавшей по одному гласному (депутату) от каждого разряда городского населения.

Таким образом, реформа унифицировала органы местной администрации, усилила централизацию власти, укрепила диктатуру дворянства в центре и на местах. Сложившаяся в результате реформ система местных органов государственного управления просущество­вала до 60-х гг. XIX., а введенное Екатериной II административное деление страны оставалось практически неизменным до 1917 г.

Создание новых губернских учреждений, предусмотренных екатерининскими реформами, растянулось на несколько лет. Ликвидированные в их результате учреждения должны были сдать окон­ченные дела в Санкт-Петербургский государственный архив ста­рых дел, имевший самостоятельное положение: архив находился в ведении Сената (просуществовал с 1781 по 1834 г.).

Следует отметить, что дела московских ликвидированных уч­реждений находились в лучшем состоянии, чем петербургских, которые сильно пострадали во время наводнения 1777 г. В Москве дела принимались на хранение в упорядоченном состоянии — по описям и реестрам (однако не следует думать, что в Москве все дела находились в образцовом порядке, и среди них было множе­ство поврежденных из-за небрежного хранения).

В конце XVIII в., в годы правления Павла I (1796—1801), в результате восстановления деятельности части упраздненных коллегий часть доку­ментов была вновь рассредоточена по учреждениям. Таким образом, по­пытка концентрации архивных документов упраздненных учреждений оказалась непродолжительной по времени и локальной по масштабу — в двух государственных архивах.

В XVIII в. причиной создания архивохранилищ были не только реформирование государственного аппарата, но и другие не ме­нее важные исторические события. Так, по Манифесту 1765 г. на­чалось межевание земель. Нуждаясь в поддержке дворянства, Ека­терина II, проводя генеральное межевание земель, закрепляет за ним не только те земли, на которые оно имело юридические пра­ва, но и земли, самочинно захваченные.

Для проведения межевания при Сенате была учреждена Меже­вая экспедиция, а в губерниях — межевые канцелярии или конторы. Московская межевая канцелярия сыграла важную роль в создании Межевого архива в 1768 г. В нем сконцентрировались планы, карты, атласы, межевые книги, экономические примечания (объяснитель­ные записки к картографическим материалам); поверочные пла­ны, чертежи, судебные решения и другие ценнейшие документы.

Комплекс документов, связанных с помещичьим землевладе­нием, ранее хранившихся в Поместном приказе, а затем передан­ных в Вотчинную коллегию, имел огромное значение для под­тверждения прав на землю. В связи с важностью этих документов по указу Екатерины II в 1786 г. был создан Поместно-Вотчинный архив. Его основу составили документы центральных поместно-вотчинных учреждений XVI—XVIII вв. (указы Сената, протоколы и журналы заседаний коллегий и присутствия Вотчинного депар­тамента, материалы о купле-продаже крестьян, а также комплекс документов по межеванию). Состав документов делал этот архив тематически близким Межевому архиву.

Архивная деятельность в XIX в. В конце XVIII в. и особенно в первой половине XIX в. в России проявляется кризис феодаль­но-крепостнических отношений, в недрах которых зарождались элементы капиталистического уклада.

В начале XIX в. правительство Александра I (1801 —1825) было вынуждено под давлением объективных обстоятельств приступить к модернизации страны. В этой связи был проведен ряд реформ государственного управления.

Коренным изменениям подвергся центральный аппарат влас­ти. Вместо коллегий вводились министерства, в которых министр являлся единоличным руководителем и подчинялся непосредст­венно императору. Министерства имели подчиненные им учреж­дения на местах. Это позволило лучше организовать руководство той или иной отраслью государственного управления.

Изменились функции Сената, он стал высшим судебным орга­ном империи, на него также был возложен контроль за соблюде­нием законности в стране и за деятельностью административных органов.

В 1810 г. был создан законосовещательный Государственный совет, на котором рассматривались новые законопроекты и важ­нейшие государственные дела, связанные с внутренней и внеш­ней политикой России. Решения совета получали силу закона толь­ко после утверждения их императором.

Много документов, особенно в Москве, погибло в Отечествен­ную войну 1812 г. Так, многие дела Коллегии иностранных дел, Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного и Межевого архи­вов были уничтожены или испорчены французами. Упорядочение сохранившихся дел происходило в последующие десятилетия край­не медленно.

В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое депо (позже по­лучил название Военно-ученый архив) и Московское отделе­ние инспекторского департамента (позже назывался архив Глав­ного штаба). Вместо Государственного архива Коллегии иност­ранных дел в июне 1834 г. был создан Государственный архив Министерства иностранных дел. Важнейшее событие произо­шло в 1852 г., когда был создан Московский архив Министер­ства юстиции (МАМЮ), так как впоследствии именно этот ар­хив стал своеобразным методическим центром, определявшим работу архивов.

После отмены в 1861 г. крепостного права с особой остротой встал вопрос о реформе управления на местах.

В 1864 г. были созданы выборные органы власти в масштабе губерний — земские учреждения (земства), которые являлись не только выборными, но и всесословными органами. Земства за­нимались хозяйственными и культурными вопросами на терри­тории губернии, однако они не имели административной власти и зависели от государственных органов, особенно от местной полиции.

По образцу земских учреждений в 1870 г. было перестроено и городское самоуправление. Выборные органы городской Думы за­нимались вопросами городского благоустройства, здравоохране­ния, просвещения.

Судебная реформа 1874 г. провозглашала независимость суда от администрации (судья назначался правительством, но мог быть отстранен от должности только по суду), гласность (на судебных заседаниях могли присутствовать пресса и публика) и всесословность (т.е. единый суд для всего населения).

Реформирование судебной системы России привело к созда­нию специальных судебных органов.

Все эти изменения сказались и на состоянии архивной сферы в стране.

В 1872 г. был создан Московский дворцовый архив, в который была включена и коллекция документов Оружейной палаты. Че­рез 10 лет, в 1882 г., подобный архив был создан в Санкт-Петер­бурге, а в 1888 г. Московский и Петербургский дворцовые архивы были объединены в архив Министерства двора.

Таким образом, начиная со второй четверти XIX в. в ряде наи­более важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива.

Научная общественность пыталась обратить внимание прави­тельства на совершенно недопустимое отношение к архивам. Так, Второй археологический съезд в 1872 г. ходатайствовал перед пра­вительством об образовании особой комиссии для выработки об­щих правил работы архивов. В ответ на ходатайство в 1873 г. была учреждена комиссия из 28 ведомств и ученых учреждений, основ­ная задача которой состояла в написании положения о Главной архивной комиссии как правительственном учреждении, должен­ствовавшем объединить управление архивами разных ведомств и подчинить их однообразным правилам хранения и пользования. В предлагаемом положении помимо основного требования — уч­редить Главную архивную комиссию — предлагалось также учре­дить для всех ведомств общие архивы в губернских городах, а в общих архивах учредить особые комиссии для разбора местных документов под наблюдением Главной архивной комиссии.

Эта рекомендация была осуществлена лишь в апреле 1884 г., когда были учреждены губернские ученые архивные комиссии (ГУАК), на которые возлагалась задача разбора материалов мест­ных государственных учреждений, отбора материалов для уничто­жения и формирования местных исторических архивов. Комиссии были в ведении Министерства внутренних дел, подчинялись гу­бернаторам и состояли из местных чиновников.

ГУАК были созданы в 41 губернии России и просуществовали до 1918 г. Фонды архивных комиссий ныне хранятся почти в каж­дом областном или краевом архиве, составляя ценную часть мате­риалов дореволюционного периода.

Архивная деятельность в начале XX в. В годы Первой мировой войны (1914—1918) многие архивы понесли существенные поте­ри, так как не были своевременно эвакуированы; сократились и без того малые ассигнования на нужды архивного дела в стране.

После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей. Наибольший ущерб был нанесен архивам полицейских охранных отделений, судов. Уничтожались важные документы, и в первую очередь — агентурные.

Таким образом, хотя в дореволюционной России и сложилась значительная сеть архивов, над ними не было единого руководя­щего органа, все они находились в подчинении различных ве­домств. Дореволюционная Россия была одним из немногих евро­пейских государств, в котором не произошла централизация ар­хивного дела, хотя подобные проекты предлагались правитель­ству учеными.

И все-таки, несмотря на имевшиеся недостатки в работе исто­рических архивов, они сыграли важную роль в сохранении наибо­лее ценных исторических документов, которые дошли до наших дней.

После этого комплектование пошло быстрыми темпами. В Московский государственный архив старых дел поступило около 6 млн. дел из 40 учреждений (фонды коллегий - Ревизион, Камер, Юстиц, Мануфактур, Экономии; контор - Берг и Главной Соляной; приказов - судного, Сыскного, Каменного и др.). Это дела по внутренней истории России XVIII века.

Концентрация фондов в Петербургском и Московском государственных архивах старых дел не была прочной. В конце 18 века коллегии были восстановлены и некоторые из учреждений затребовали документы обратно. Возвратили дела Берг-конторе и Соляной конторе, а материалы Мануфактур-коллегии перевезли в Петербург. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - С.14.

Поместно-Вотчинный архив Российский государственный архив древних актов:Путеводитель: В 4 т. / Составитель Ю. М. Эскин. - М.: "Археографический центр", 1999. - Т. 4. С. 16

Бедственное положение документов о помещичьем землевладении явилось основной причиной создания Поместно-Вотчинного архива, который возник в 1786 году по именному указу. Его основу составили комплексы документов центральных поместно-вотчинных учреждений 16-18вв. Он имел коллегиальное управление - присутствие. Его штаты значительно превосходили штаты других архивных учреждений. Архив комплектовался делами канцелярии Вотчинных дел, Вотчинной коллегии, Вотчинного департамента. Это указы Сената, протоколы и журналы заседаний, материалы о купле-продажи имений и крестьян. Большое место занимали дела по межеванию первой половины 18 века.

Межевой архив

С 1765 г до середины 19 века проводилось Генеральное межевание, которое узаконило за помещиками огромное количество земель. Указом от 14 января 1768 года предписывалось каждой губернии после окончания межевания всю документацию сдать в создаваемый межевой архив при Московской межевой губернской канцелярии. Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель: В 4 т./ЦГАДА СССР. - М.: Главархив СССР, 1991. - Т. 2.- С. 173.

Кроме документов по межеванию в архив поступили отдельные источники по ряду губерний. К концу 18 века здесь находилось около 900,0 тыс. дел. Архивисты не успевали их разбирать. В декабре 1796 года архив разделился на два отделения: чертежное и канцелярское. Систематизация картографических материалов была хорошо разработана. Источники распределялись по губерниям уездам, на шкафах имелись названия городов и регионов. Особый интерес представляли экономические примечания, т.е. объяснительные записки к картографическим материалам. Картографическая документация (планы, карты, атласы) и текстовая (межевые книги, экономические примечания) были тесно связаны между собой, поясняя и дополняя друг друга. Составлению объяснительных записок к картографическим материалам уделялось большое внимание. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. С.15.

Материалы межевого архива освещали цели и задачи межеваний, захват дворянами крестьянских и государственных земель, национальную политику самодержавия, колонизацию Поволжья, борьбу крестьян за землю.

В межевом архиве интенсивно велась разработка справочников, причем основное внимание уделялось составлению алфавитов. Предписывалось разрабатывать к экономическим примечаниям два алфавита: первый - с наименованиями земельных участков, второй - с фамилиями владельцев. Это облегчало работу и способствовало улучшению сохранности материалов.

В самом конце 18 века началась концентрация важнейших военных документов. В 1797 году возникло собственное ее императорского величества депо карт, в которое передали более 20 тыс. карт, планов и атласов из упраздненного департамента Генерального штаба, некоторые картографические материалы из Эрмитажа, поступила текстовая документация из кабинета Екатерины II, канцелярии генерал-прокурора Лопухина. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - С.16.

После этого комплектование пошло быстрыми темпами. В Московский государственный архив старых дел поступило около 6 млн. дел из 40 учреждений (фонды коллегий - Ревизион, Камер, Юстиц, Мануфактур, Экономии; контор - Берг и Главной Соляной; приказов - судного, Сыскного, Каменного и др.). Это дела по внутренней истории России XVIII века.

Концентрация фондов в Петербургском и Московском государственных архивах старых дел не была прочной. В конце 18 века коллегии были восстановлены и некоторые из учреждений затребовали документы обратно. Возвратили дела Берг-конторе и Соляной конторе, а материалы Мануфактур-коллегии перевезли в Петербург. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - С.14.

Поместно-Вотчинный архив Российский государственный архив древних актов:Путеводитель: В 4 т. / Составитель Ю. М. Эскин. - М.: "Археографический центр", 1999. - Т. 4. С. 16

Бедственное положение документов о помещичьем землевладении явилось основной причиной создания Поместно-Вотчинного архива, который возник в 1786 году по именному указу. Его основу составили комплексы документов центральных поместно-вотчинных учреждений 16-18вв. Он имел коллегиальное управление - присутствие. Его штаты значительно превосходили штаты других архивных учреждений. Архив комплектовался делами канцелярии Вотчинных дел, Вотчинной коллегии, Вотчинного департамента. Это указы Сената, протоколы и журналы заседаний, материалы о купле-продажи имений и крестьян. Большое место занимали дела по межеванию первой половины 18 века.

Межевой архив

С 1765 г до середины 19 века проводилось Генеральное межевание, которое узаконило за помещиками огромное количество земель. Указом от 14 января 1768 года предписывалось каждой губернии после окончания межевания всю документацию сдать в создаваемый межевой архив при Московской межевой губернской канцелярии. Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель: В 4 т./ЦГАДА СССР. - М.: Главархив СССР, 1991. - Т. 2.- С. 173.

Кроме документов по межеванию в архив поступили отдельные источники по ряду губерний. К концу 18 века здесь находилось около 900,0 тыс. дел. Архивисты не успевали их разбирать. В декабре 1796 года архив разделился на два отделения: чертежное и канцелярское. Систематизация картографических материалов была хорошо разработана. Источники распределялись по губерниям уездам, на шкафах имелись названия городов и регионов. Особый интерес представляли экономические примечания, т.е. объяснительные записки к картографическим материалам. Картографическая документация (планы, карты, атласы) и текстовая (межевые книги, экономические примечания) были тесно связаны между собой, поясняя и дополняя друг друга. Составлению объяснительных записок к картографическим материалам уделялось большое внимание. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. С.15.

Материалы межевого архива освещали цели и задачи межеваний, захват дворянами крестьянских и государственных земель, национальную политику самодержавия, колонизацию Поволжья, борьбу крестьян за землю.

В межевом архиве интенсивно велась разработка справочников, причем основное внимание уделялось составлению алфавитов. Предписывалось разрабатывать к экономическим примечаниям два алфавита: первый - с наименованиями земельных участков, второй - с фамилиями владельцев. Это облегчало работу и способствовало улучшению сохранности материалов.

В самом конце 18 века началась концентрация важнейших военных документов. В 1797 году возникло собственное ее императорского величества депо карт, в которое передали более 20 тыс. карт, планов и атласов из упраздненного департамента Генерального штаба, некоторые картографические материалы из Эрмитажа, поступила текстовая документация из кабинета Екатерины II, канцелярии генерал-прокурора Лопухина. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - С.16.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Канцелярия Московского отделения Общего архива министерства императорского двора.

Включение в ф. 1239, Дворцовый отдел, 250 ед. хр., 1862-1920. Оп. 35-36
В 1864-1869 под руководством и при участии Г. В. Есипова была проведена разборка и описание архивов Оружейной палаты и Московской дворцовой конторы, по окончании которой образован “Общий” (центральный) архив Министерства императорского двора (с 1885 г. - Московское отделение Общего архива Министерства императорского двора). В 1918 документы Московского отделения, находившиеся в распоряжении Народного комиссариата имуществ, были включены в состав 1-й секции ЕГАФ.
Включение в ф. 1239, Дворцовый отдел, 250 ед. хр., 1862-1920. Оп. 35-36
В 1864-1869 под руководством и при участии Г. В. Есипова была проведена разборка и описание архивов Оружейной палаты и Московской дворцовой конторы, по окончании которой образован “Общий” (центральный) архив Министерства императорского двора (с 1885 г. - Московское отделение Общего архива Министерства императорского двора). В 1918 документы Московского отделения, находившиеся в распоряжении Народного комиссариата имуществ, были включены в состав 1-й секции ЕГАФ.

Читайте также: